Вездеход ТДН. Технико-прозаический дневник
Вводная
В эксплуатации с 8.12.22 (почти год, на момент написания нетленки). В работе сотня часов, это около 1000 км.
Аппарат не самоделка, выпускает вот эта команда https://vk.com/tdn400 (там же ссылка на сайт)
Почему тут, а не в ВК - собственно только из-за функционала соцсетей, ориентированного в основном на "даней милохиных" и обитателей "дома два". Пруф: - ну, самое простое, люди, примерно тыщ пять лет назад, таки додумались, что картинки, следует помещать там, где о них идет речь, а не где-то кучей в конце. В ВК и прочем ... гм.. - короче не додумались. Потом еще копию себе на форум кину (Вездеходы Странник).
Классификация техники.
Я бы отнес к каракатам, вологодским вездеходам... т.е. простым, относительно недорогим машинам, небольшой (до полутонны) грузоподьемности, на 4 колесах-ободрышах, без подвески, с китайским слабеньким движком (20-30 лс)...
Отличия от.
Это не переломка (задний мост - качалка, передние колеса рулевые)
Это колесо в яме
А это на кочке.
При этом, все колеса еще на земле. Ход колеса - оценивайте сами, его диаметр 1200 мм. Собственно за год эксплуатации, вывесить колесо удалось один раз. Когда слетел в канаву метра полтора глубиной.
В сравнении с переломкой
Недостатки:
Худшая управляемость рамной. У переломки на повороте - две колеи, у рамной - четыре. Там, где на переломке проходишь поворот впритирку между елками, на рамной будет - ХРЯСЬ.
неповоротливость (бОльший радиус поворота)
меньшая скорость ползанья в торфяных/грязевых лужах (переломка ползет за счет складывания, как змея)
Преимущества:
Устойчивость на склонах, рельефе, безопасность. Там, где в переломке секция уже кувыркается, рамная уверенно стоит.
Несравнимо устойчивей на воде. Впрочем, тут переломки приспособились блокировать секции от проворота по оси. Если не забудут...
Возможность скомпоновать единое обитаемое пространство
бОльшая грузоподъемность, большая общая прочность, жесткость, надежность, ресурс
бОльшая живучесть. Ну, например возможность вернутся из леса своим ходом на трех колесах
Несравнимо более высокая проходимость. Да, тут нет ошибки, несмотря на то, что в торфяном окне, переломка при прочих равных пойдет быстрее, проходимость выше у рамной. Поясню:
Про проходимость.
Это параметр, а любой параметр желательно измерять, сравнивать и пр.
Как измерить проходимость?
Да, очень просто, по времени прохождения маршрута. Кто быстрей прошел, тот и проходимей. Еще раз, время всего маршрута, а не время прохождения лужи возле вон той помойки. .
Скорость по помойкам - это для жиперов. Для вездеходчиков - маршрут.
.Смотрим на картинку ниже.
Представляем на месте этой машины, заднюю секцию переломки, на борту сидит мужик и переломка спрыгивает с пенька высотой 40 см. Мужик при этом говорит ..ять! А на рамной - ничего такого не говорит, там даже кузов не накренился.
На практике, относительно скорости переломки, еду на передачу быстрее. Чем ухабистей дорога, тем бОльший разрыв. Через поле поперек борозды - разница в (комфортных) скоростях, практически вдвое. Догнать эту машину на переломке - без шансов.
Собирают из НОВЫХ запчастей
Движок 20 лс. Лончин. В реале (и паспорте) это 10 кВт, т.е.14 лс, расчет по оборотам и моменту - тоже 10 кВт, но на всех сайтах, магазинах, эти китайцы стоят как 20 лс, не знаю почему 14 (13,6) округляется до 20, видать так солиднее :)
Расположение движка - посередине машины, можно нырять мордой, до движка не достанет.
Колеса - ВИ-З (КРАЗ -лапоть), 1300*520, ободранные 1200*530, давление 60-80 мм рт.ст. В снегу 20-60 мм рт.ст.
Трансмиссия: - движок-ремень-самопальный понижающий шестеренчатый редуктор - коробка 10-ки - карданы-мосты УАЗ.
Дифы коробки и переднего моста - заварены. Колеса переднего моста отключаются/включаются хабами. Т.е. два варианта:
недопривод (задние ведущие с дифом, как на легковушке)
полный привод с блокировкой межосевого дифа и дифференциала переднего моста).
И что, на переломках ставим крест?
Нет конечно. Всегда вопрос цены, собственного веса, грузоподъемности, местных условий, целей...
При этом, если речь идет о машинах с уазовскими мостами, на колесах размеров ВИ-3, весом за 800 кг и близкими ценами - есть простой критерий выбора:
Если примерно половину времени всех своих маршрутов Вы идете в режиме активного ползания "змеей", то Ваш выбор - переломка.
Если нет - рамная машина. На ней маршрут будет пройден быстрей.
Причем, если совсем тяжкие маршруты, болота категории III (желтый редкий мох, болото заполненное растекающимся торфом, плавающей торфяной коркой) - то в рамках караката, либо забываем про уазовские мосты, т.е. это колеса начиная от ВИ-3 (или больше), на жигулевских мостах, предельно облегченная техника с минимальной загрузкой.
Далее, будет собственно про эксплуатацию, поломки/ремонты/хотелки/доделки...
А пока, для пытливых: кто догадается, нафига две эти дырки в заднем борту? :)