Серия «Сам себе адвокат»

3

Энергетический иск

Энергетический иск Адвокат, Суд, Закон, Мосэнергосбыт, Иск, Верховный суд, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост, Отключение электричества

Бог троицу любит

А по числу судебных исков мы впереди планеты всей!

Как подчас причудливо складывается наша жизнь – не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Чуть более пяти лет назад мошенники развели меня на 176 тыс. руб., убедив меня перевести их им с моего накопительного счета в Альфа-банке через СБП. Деньги эти для меня были лишними, и их утрата никак не повлияла на мое благосостояние – если бы мне их удалось вернуть, я бы опять положил их на этот же счет «на черный день». Тем не менее, это были мои трудовые сбережения, и я не хотел безропотно смириться с их потерей. Однако по мнению адвокатов, к которым я обратился, судиться с банками – дело бесперспективное, и они не заинтересовались моим вопросом.

Вот уже почти 30 лет, как я перевожу юридические тексты с русского на английский. Мое третье высшее образование – незаконченное юридическое, и мне всегда хотелось попробовать себя в амплуа адвоката, однако я невысоко оценивал свои шансы на успех, и главной причиной, по которой я решил взяться за это дело самостоятельно, стало мое нежелание в будущем испытывать какую-то депрессию из-за упущенных возможностей – мол, почему я не попробовал, а вдруг получилось бы? Так в 2023 г. родился мой банковский иск, который я подробно освещаю на своем канале в Дзене.

Я посчитал, однако, неблагоразумным браться за столь масштабное дело с нуля, и мне нужна была проба пера – простой и бесплатный (без госпошлины) иск, на котором я мог бы выяснить, как функционирует судебная система России на практике, и набить руку в судебной работе, без ущерба для себя совершив все ошибки, которые свойственны новичкам. Так в 2022 г. возник мой пенсионный иск – требование к ПФР возместить материальный ущерб, причиненный мне задержкой в назначении мне федеральной пенсии по его вине, что не позволило мне своевременно оформить региональную доплату к ней, на которую я имею право как москвич. Для меня это был всего лишь тест-драйв, сумма иска была небольшой – максимум 40 тыс. руб., перспектива ее получения по суду – маловероятной по оценкам юристов Кью, и я ожидал, что процесс завершится достаточно быстро моим поражением, но он длится уже почти три года, и конца ему пока не видно: за счет своей трудоспособности, настойчивости, изворотливости и, конечно же, невероятной удачи мне до сих пор удается преодолевать все препятствия, процессуальные и внепроцессуальные, возводимые на моем пути судьями.

Уникальность данной ситуации, однако, заключается в том, что, побочно освещая и этот, тренировочный, иск на своем канале в Дзене, я начал получать сообщения от людей, которые оказались в подобной ситуации и которые интересовались моими достижениями в этом вопросе, потому что им юристы также не рекомендовали обращаться в суд по данному поводу, так как неурегулированность подобной ситуации в законодательстве не позволяет надеяться на успех соответствующей тяжбы. Таким образом, дойдя в этом иске до Верховного суда, я смог заявить в своей кассационной жалобе о социально- правовой значимости своего дела и надеяться на его рассмотрение с подобающим вниманием и установлением правового прецедента, восполняющего законодательный пробел в этом вопросе. Думаю, всем очевидно, что я никогда бы не занялся этим делом, если бы не стал жертвой мошенников, так как недополученный доход от соцвыплат – это далеко не утрата трудовых сбережений по болезненности для нашей психики.

Ну а с энергетическим иском к Мосэнергосбыту (МЭС), текст которого я публикую ниже в приложении 1, ситуация вообще простая до невозможности: его цена максимум 3 тыс. руб., и подал я его просто потому, что теперь я чувствую себя как рыба в воде в судебной стихии и сварганить иск для меня теперь – это как два пальца… ну вы понимаете, что я имею в виду.

Вообще говоря, подать иск в электронном виде сейчас стало предельно просто и дешево благодаря электронному судообороту, организованному Правительством РФ, и, в частности, мобильному приложению «Госключ» для подписи документов – возможно, именно поэтому мы «впереди планеты всей» по числу поданных исков, и я вношу свою нескромную лепту в этот показатель, ну а ответы практически на все юридические вопросы в Интернете находятся достаточно легко.

Я действительно чувствую себя теперь как дома в судах, но это не значит, что я стал корифеем в юриспруденции: я по-прежнему совершаю ошибки – как по незнанию, так и по невнимательности, но выпутываться из них – это для меня интеллектуальное удовольствие.

Вот и с энергетическим иском, предыстория которого достаточно подробна описана в исковом заявлении (см. прил. 1) и не нуждается в изложении здесь, я сел в лужу, обосновав свою правовую позицию в досудебной претензии и обращении в Правительство Москвы ссылкой на нормативно-правовой акт, который уже утратил силу, – я был так рад, обнаружив идеально подходящую мне норму, что не удосужился проверить ее более внимательно. В ответе Правительства специалист Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы ткнула меня мордой в эту лужу и изрядно этим меня сконфузила, но с меня это как с гуся вода: пораскинув мозгами, я вспомнил определение Верховного суда, которое я использовал в своем пенсионном иске (хотя оно туда не сильно подходило), и перестроил свою доказательную стратегию с опорой на него и пару других подобранных мной определений ВС РФ в этом же ключе, так что, на мой взгляд, моя правовая позиция теперь выглядит убедительнее для суда, чем раньше.

Кроме того, при работе над этим постом я выяснил, что указанная норма (п. 42 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) благополучно перекочевала в п. 68 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которое вроде бы действует до 31.12.2027, так что и здесь не все потеряно в моей правовой аргументации.

Иск-то я подал, и он был зарегистрирован в суде (УИД 77MS0232-01-2025-002571-14), но вот мировой судья Ипатов С.С. не захотел принять его к производству без драки и постановил определение об оставлении его без движения, обнаружив в нем массу «недостатков», которые он предложил мне исправить. Исправлять мне было нечего, так как иск был подан в электронном виде, а ряд выявленных в нем «недостатков» могут быть признаны таковыми лишь для искового заявления, поданного на бумаге, в то время как другие явились лишь следствием невнимательного ознакомления судьей с материалами дела.

Я мог бы подождать принятия определения о возврате заявления и обжаловать его на этих основаниях, но посчитал разумным пойти по более компромиссному пути и подал ходатайство о приобщении доказательств к делу (см. его текст в прил. 2 ниже) в качестве предупредительного выстрела. Доказательства были к делу приобщены, но оно до сих пор не принято к производству. Срок для исправления недостатков истекает 25.08.25, и, видимо, судья выбрал вариант процессуальной конфронтации. Неужели он думает, что я не стану обжаловать?

Увы, чужая душа – потемки. Перед подачей своего ходатайства я попытался связаться с судьей или его помощником по телефону, чтобы объяснить особенности подачи исков в электронном виде и обсудить варианты предоставления запрашиваемых судом доказательств, но это оказалось невозможным: телефон судебного участка +7 499 530 1000 – это, как выяснилось, единый номер  для всей системы, по которому даются справки общего характера в автоматическом режиме, а связаться можно, в принципе, только с канцелярией конкретного суда, но и это мне не удалось.

Таким образом, я не знаю, какими соображениями руководствуется судья, выбирая такой вариант развития ситуации. По опыту я знаю, что он может закрыть глаза на подобные «недостатки», потому что при подаче идентичных заявлений в суды (по банковскому иску) разные судьи находили в них разные «недостатки» (что свидетельствует о субъективности подобных решений), а потом (в случае моего пенсионного иска, после жалобы в Мосгорсуд) просто аннулировали определение об оставлении дела без движения и принимали его к производству.

Вариант процессуальной конфронтации представляется мне иррациональным: ведь я буду обжаловать все судебные акты до упора в попытке отфильтровать неправомерные требования по устранению «недостатков» в вышестоящих судебных инстанциях, а затем вновь подам свое заявление, исправив лишь в нем результирующий «сухой остаток» и усилив свою правовую позицию подысканными за это время дополнительными аргументами. Да, на это потребуется гораздо больше времени и усилий с моей стороны, но мне-то это неважно, поскольку я на пенсии, у меня масса свободного времени и энтузиазма, мне это не стоит ни копейки, и меня хлебом не корми – дай подать процессуальный документ, а вот какой тут интерес для судебной системы, которая уже и так перегружена делами, так как мы тут «впереди планеты всей»? Как бы там ни было, судя по моему опыту, суды неизменно выбирают именно этот вариант – поэтому-то разбирательства по двум моим предшествующим искам длятся уже годами, и конца им пока не видно.

Естественно, что ввиду малости исковой суммы мне совершенно все равно, выиграю я этот процесс или нет, – главное, получить максимум удовольствия от этой интеллектуальной игры и растянуть ее как можно дольше.

Я перестал платить по счетам МЭС, и на сумму задолженности, естественно, начисляются пени по ч.14 ст. 155 ЖК РФ, однако эти деньги лежат у меня под 20,5% годовых, так что существенных финансовых потерь у меня тут не предвидится.

Конечно, МЭС при этом надоедает напоминаниями о задолженности и угрозами за неуплату: на квартирный телефон поступают автоматические звонки, на мой мобильный – смски с предупреждениями об отключении света, а по почте приходят письма-страшилки вроде этого. Ясен пень, что это письмо рассчитано на простофиль, так как в нем даже не указан номер участка мирового судьи, куда якобы подано заявление, но отключение электроэнергии должникам МЭС – это не пустая угроза, так оно предусмотрено законодательством, но дело это непростое, и юридически вопрос этот неоднозначен. Верховный суд, например, запретил отключать коммунальные услуги за долги. Тем не менее, я планирую подать заявление о вынесении судебного запрета на отключение электроэнергии в нашей квартире на период судебного разбирательства, если оно затянется, т.е. пойдет процесс обжалования в вышестоящие инстанции.

Ну и конечно, я стану оплачивать счета за электричество, если эта тяжба затянется и сумма к оплате существенно возрастет, но только в размере ее превышения над ценой иска – пользоваться предлогом судебного разбирательства для систематической неоплаты услуг энергоснабжения было бы неэтично и несправедливо по отношению к их поставщику.

В ответ на мою досудебную претензию мне позвонила сотрудница МЭС и любезно объяснила, что у них нет оснований для пересчета платы по моему требованию. Когда я ее спросил, будет ли судебное решение достаточным основанием для решения этого вопроса, она подтвердила это, я пообещал подать иск через пару дней, и мы на этом распрощались, согласившись, что это оптимальный способ разрешения нашего спора. В тот же день я получил официальный ответ от МЭС на мою претензию.

Через несколько дней после этого, после всех автоматизированных поползновений на мир нашего дома, мне позвонила на мобильный другая сотрудница МЭС, чтобы наконец-то выяснить причину неплатежей. Я ей сказал, что это связано со спором о сумме к оплате за электроэнергию и что я уже подал соответствующий иск. Разговор прошел в вежливой форме, и сотрудница была полностью удовлетворена моим объяснением – на этом все домогательства платежа прекратились.

Все мое общение с сотрудниками МЭС проходило в цивилизованной манере, и у меня нет к ним никаких претензий. Каждая сторона действует в рамках закона для защиты своих интересов – так всё, на мой взгляд, и должно происходить в правовом государстве.

Но вот уж действительно не знаешь, где найдешь, где потеряешь: я лишился немалой суммы денег, но обрел интереснейший и, надеюсь, общественно полезный проект, которым я буду счастлив заниматься до конца жизни.

Приложение 1

Мировому судье судебного участка № 232 г. Москвы

Истец: Демидов А. В.

Адрес: 117648, г. Москва, мкр. Северное Чертаново, д.7, к. «Б»

Ответчик: АО «Мосэнергосбыт»

ИНН / КПП: 7736520080 / 997440001

Адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, дом 9

Цена иска: 2416 руб. 98 коп.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о защите прав потребителей

Я являюсь собственником кв. 245 по вышеуказанному адресу и потребителем электроэнергии на данной жилплощади и оплачиваю услуги энергоснабжения от АО «Мосэнергосбыт» (далее – МЭС) по лицевому счету № 69118-107-94, не являясь, однако, при этом стороной договора с ним – это моя мать, Демидова В.И., зарегистрированная и проживающая со мной по вышеуказанному адресу.

Обстоятельства дела

В конце января 2025 г. нам поступил автоматический звонок от МЭС о необходимости продления (или подтверждения – не помню точной формулировки) льготы по оплате электроэнергии. Я зашел в свой личный кабинет на сайте МЭС, чтобы проверить статус льготы, и увидел, что она «бессрочная». Не поняв, в чем проблема, я обратился в поддержку, и специалист по льготам, с которым меня соединил оператор, сказал мне, что наша льгота бессрочная и продлять ее не нужно, согласившись с моим предположением, что это, вероятно, ошибка автоматического обзвона.

Пока я ждал ответа оператора, я составил и подал обращение №463274431 от 31.01.2025, ответ на который поступил в ЛК лишь 20.02.2025 (см. файл «Скриншот ЕЛК ЖКХ 1»), но о котором мы не были уведомлены ни по телефону, ни по зарегистрированному на сайте МЭС адресу эл. почты, и мы ничего не знали о проблеме с нашей льготой, пока не получили счет на сумму свыше 3 тыс. руб. вместо обычных 500-900 руб.

В данном ответе нам сообщается следующее (см. файл «Скриншот ЕЛК ЖКХ 1»):

«От ГКУ города Москвы „Городской центр жилищных субсидий“ поступила информация о том, что у Вас изменилось основание на предоставление льготной скидки. В этой связи, в целях предоставления льготы по адресу рекомендуем обратиться в АО „Мосэнергосбыт“ и представить подлинники или нотариально заверенные копии следующих документов…»

Мы тут же подали документы на продление льготы, полагающейся моей матери, Демидовой В.И., инвалиду 2-й группы, с 04.04.2007, как нам было предложено в ответе из МЭС в ЛК от 20.02.2025, и наша заявка была удовлетворена, о чем мы были проинформированы электронным письмом от МЭС от 06.03.2025.

Никакого перерасчета в сторону уменьшения сумм по выставляемым нам счетам, однако, не произошло, и все наши обращения по этому вопросу через ЛК на сайте МЭС не только не привели к решению вопроса, но и не прояснили ситуацию в целом (см. приложенный файл «Скриншот ЕЛК ЖКХ 2»).

Тогда моя мать подала обращение в Правительство Москвы по данному вопросу. В ответе ДЖКХ г. Москвы (см. файл «05.06.2025_01-01-10-21601_25_Кондратенко_А.А._Обращение_граждан») нам было полностью разъяснена сложившаяся ситуация, и у нас не осталось никаких претензий по правовым основаниям отмены льготы. Вопрос теперь заключается в предполагаемой мной неправомерности действий (бездействия) МЭС по информированию нас о наших правах. Этот вопрос был проигнорирован в ответе из ДЖКХ.

Соответственно, Демидова В.И. подала второе обращение в Правительство Москвы, фокусируя внимание на этом аспекте проблемы. Во втором ответе из ДЖКХ (см. файл «30.06.2025_01-01-10-21601_25_Кондратенко_А.А._Обращение_граждан») наши доводы были признаны несостоятельными, так как они основывались на нормативном акте (п.42 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг»), который утратил силу.

Предположительно, реакцией на это обращение стал телефонный звонок из МЭС 17.06.2025 на мой мобильный номер, зарегистрированный на сайте МЭС. Сотрудник МЭС, представившийся Александром и позвонивший с телефона +73812790214, сказал, что при проверке записи разговоров с клиентами была выявлена ошибка оператора МЭС, сообщившего, что льгота бессрочная и ее продления не требуется; оператор был уволен, но на возникшую по его вине задержку с нашей стороны в продлении льготы это не отражается, и сумма счета за электроэнергию без учета льготы в период задержки все равно подлежит оплате.

Соответственно, 17.06.2025 я подал досудебную претензии в МЭС по эл. почте (см. файл «Досудебная претензия к МЭС»), на которую был получен ответ 31.07.2025 (см. файл «Ответ по обращению № МЭС_ПГв_21_1489 от 17.07.2025»), в котором МЭС сообщает, что «основания для проведения перерасчёта отсутствуют», в связи с чем я считаю претензионный порядок соблюденным.

В своем ответе на досудебную претензию МЭС утверждает, что «информация о ФИО льготника и льготной категории указывается в ежемесячно направляемых платёжных документах (счета на оплату направляются на адрес электронной почты alexanderdemidov@mail.ru)».

Счета мне действительно приходят на адрес эл.почты (я выбрал безбумажный вариант документооборота в ЛК), но при этом в самом письме не указывается сумма к оплате, а собственно счет прилагается в виде отдельного файла, который нужно скачивать, что неудобно (см. файл «Электронный счёт за июль»). Соответственно, по получении эл. уведомления о поступившем счете я захожу в свой ЛК (в браузере он открывается сразу при клике на сохраненную закладку, так как логин и пароль подставляются в браузере автоматически) и произвожу оплату из него своей банковской картой путем пополнения баланса на указанную сумму (см. файл «Скриншот ЕЛК ЖКХ 1»); в последние годы я настроил для этого автоплатеж. В ЛК нет никакой информации о ФИО льготника, так что я всегда предполагал, что это моя мать. Такой информации нет даже на странице льготы (см. приложенный файл «Скриншот Льгота ЕЛК»).

Правовой анализ

В своем ответе на досудебную претензию МЭС ссылается на «заявительный принцип» в поддержку своей правовой позиции. В своих решениях Верховный суд РФ, однако, последовательно отодвигает его на второй план, отдавая приоритет идейным соображениям высшего порядка.

А именно, в своем Определении № 5-КГ22-36-К2 от 06.06.2022 ВС РФ, отменяя решения нижестоящих судебных инстанций, основанные на этом принципе, указал, в частности, следующее:

«В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В своем Определении от 31 мая 2021 г. № 5-КГ21-29-К2 ВС РФ более конкретно указал на обязанность ПФР информировать граждан об их правах на получение социальных выплат и льгот: «при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда гражданин имеет право на получение информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты, возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган». Таким образом, пенсионный орган должен был разъяснить истице по делу ее права на получение ежемесячной выплаты. Поскольку это не было сделано, она имеет право на возмещение за пропущенный период.  Представляется очевидным, что этот принцип, сформулированный Верховным судом, распространяется и на другие органы, ведомства и организации в аналогичных ситуациях. В нашем случае МЭС также не разъяснил нам своевременно и адекватно наше право на льготу.

Далее в своем ответе МЭС утверждает, что информация о выбытии льготника Демидова В.В. не была нами предоставлена в МЭС.

После выбытия льготника Демидова В.В. (моего отца) моя мать переоформила на себя отношения с поставщиками коммунальных услуг и теперь является ответственным квартиросъемщиком и стороной договора с ПАО «МГТС», пользуясь всеми полагающимися ей при этом льготами по соответствующим договорам. Она говорит, что подала для этого все необходимые заявления, включая таковое для МЭС, как ей было сказано в ЖЭКе, но гарантировать это не может, так как уже не помнит всех деталей данного процесса, поскольку это произошло уже очень давно – лет 15-20 назад.

Я не знаю, как доказать выполнение с нашей стороны обязанности информирования МЭС о выбытии льготника, но бремя доказывания, на мой взгляд, в данной ситуации лежит не на нас, а на МЭС в соответствии с правовой позицией ВС РФ, изложенной в его Определении № 301-ЭС22-17573 от 10.02.2023:

«Излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата».

В свете вышеизложенного я не усматриваю с нашей стороны никакой недобросовестности в отношениях с МЭС. Последний, однако, нарушил ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей», не предоставив нам своевременно и в полном объеме необходимую информацию, а именно: «цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы» (абз. 3 ч.2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей), а также «информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)» (абз. 10 ч.2 ст. 10 Закона).

Исковая сумма заявлена в соответствии с расчетом МЭС, как указано в его сообщении от 23.04.2025 в ЛК (см. приложенный файл «Скриншот ЕЛК ЖКХ 2»); перерасчет размера платы за электроэнергии произведен МЭС с 30.09.2024 (см. файл «Ответ по обращению № МЭС_ПГв_21_1489 от 17.07.2025»).

ПРОШУ:

1. Обязать АО «Мосэнергосбыт» уменьшить выставленную к оплате сумму за оказанные услуги энергоснабжения на исковую сумму, плюс пени, пропорционально начисленные на последнюю на момент такого уменьшения.

2. В случае отказа в этом требовании прошу присудить мне компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей за предоставление со стороны МЭС несвоевременной, неполной и недостоверной информации о его услугах в нарушение ст. 10 Закона о защите прав потребителей с зачислением данной суммы на баланс вышеуказанного лицевого счета.

Приложения:

1. Скриншот ЕЛК ЖКХ 1.png

2. Скриншот ЕЛК ЖКХ 2.png

3. 05.06.2025_01-01-10-21601_25_Кондратенко_А.А._Обращение_граждан.pdf

4. 30.06.2025_01-01-10-21601_25_Кондратенко_А.А._Обращение_граждан.pdf

5. Досудебная претензия к МЭС.pdf

6. Ответ по обращению № МЭС_ПГв_21_1489 от 17.07.2025.pdf

7. Электронный счёт за июль.pdf

8. Скриншот Льгота ЕЛК.png

9. Отчёт об отправлении письма по электронной почте Яндекс.pdf

10. Скриншот письма-уведомления для МЭС.png

Подано через личный кабинет на mos-sud.ru 05.08.2025  А.В. Демидов

Приложение 2

Мировому судье судебного участка № 232 г. Москвы

От Демидова А. В. (истец)

ХОДАТАЙСТВО О ПРИОБЩЕНИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
к делу № М-1167/232/2025

Поданное мной исковое заявление от 05.08.2025 к АО «Мосэнергосбыт» (далее – МЭС) оставлено без движения Определением от 07.08.2025, в котором мне предложено исправить выявленные недостатки заявления.

В числе таковых названо, в частности, отсутствие доказательства того факта, что я являюсь «лицом, несущим расходы по оплате услуг по электроснабжению». Я не представил соответствующее доказательства потому, что, во-первых, считаю этот факт бесспорным (как и, например, право моей матери, Демидова В.И., на льготу как инвалиду 2-й группы с 04.04.2007), а во-вторых, в моем распоряжении более сотни документов, доказывающих этот факт, и я не знаю, нужно ли представлять их все в виде такого доказательства или достаточно лишь одного или нескольких их них. Я не считаю целесообразным перегружать суд избытком таких документальных доказательств и предоставляю три документа (два подтверждения – от МЭС и банка – на платеж от 12.08.2024 и одно от банка на платеж от 10.01.2025) в приложении к настоящему ходатайству для этой цели, но готов представить и остальные.

Остальные же требования по устранению недостатков заявления считаю неправомерными по следующим соображениям.

1. Отсутствие «идентификаторов истца и ответчика»

Соответствующие требования неприменимы к исковым заявлениям, подаваемым в электронном виде. При подаче таких заявлений через личный кабинет на портале https://mos-sud.ru/ (или https://mos-gorsud.ru/, ГАС «Правосудие» и Рабочий стол ВС РФ) необходимо предварительно заполнить форму со множеством граф, куда заносятся, в частности, и идентифицирующие данные сторон и других лиц, участвующих в деле. При этом по заполнении каждом графы система проводит проверку сообщенных данных в интерактивном режиме, и в случае успеха у соответствующей графы появляется зеленая галочка – без этого система не примет заявление. Необходимые же данные истца при этом подставляются автоматически, так как для входа в ЛК требуется авторизация через Госуслуги/mos.ru.

Таким образом, указание таких идентификаторов в самом исковом заявлении, подаваемом в электронном виде, является излишним.

Я не юрист, но у меня имеется опыт судебной работы по своим делам: в частности, я подал десятки исковых заявлений, частных, апелляционных и кассационных жалоб и других процессуальных документов, на многие из которых я поначалу получал технические отказы из-за их несоответствия регламентным требованиям (в ВС РФ, например, мне удалось подать кассационную жалобу лишь с пятой попытки, но вторая, по другому делу, была принята с первой), но ни разу причиной такого отказа не было несоблюдение данного требования Определения. Мне, не говоря уже о паспортных и других данных, даже ни разу не пришлось указывать полностью свои имя и отчество, а достаточно было их инициалов.

2. Альтернативные исковые требования

В Определении утверждается, что «в исковом заявлении содержаться требования, которые поставлены в зависимость от удовлетворения исковых требований в одной части и отказа в удовлетворении исковых требований в другой части, что недопустимо, в связи с чем, необходима конкретизация требований». ВС РФ, однако, разрешил такие требования (см., напр., https://pravo-rus.com/sobyitiya/kak-zayavit-alternativnye-iskovye-trebovaniya-chtoby-sud-ix-udovletvoril.html).

Помимо уменьшения нагрузки на судебную систему путем сокращения числа подаваемых исков в моем случае я просто не знаю другого варианта формулирования своих требований. В моем понимании, у данного судебного разбирательства может быть три основных исходе: 1) отказ в удовлетворении всех моих требований из-за отсутствия вины ответчика, 2) признание вины МЭС в нарушении ст. 10 Закона о защите прав потребителей, но отказ  в присуждении денежной компенсации материального ущерба в силу заявительного принципа реализации права на льготу и 3) компенсация как материального ущерба, так и морального вреда. Моя позиция заключается в том, что я не считаю 3-й вариант справедливым по отношению к ответчику: мне нужна компенсация лишь в пределах завышения суммы к оплате за электроэнергию, т.е. в пределах, предположительно, 3-х тысяч рублей, а не свыше 5-ти тысяч руб. Таким образом, я не знаю другого способа формулирования данных исковых требований.

3. Конкретизация суммы в просительной части искового заявления

В свете вышеизложенного я не знаю, как конкретизировать исковую сумму в этом плане, так как на нее ответчиком начисляются пени, но я не знаю, в каком размере, по какому алгоритму и, главное, на протяжении какого периода, так как последний неизвестен и может составлять годы в случае растягивания данного судебного разбирательства.

4. Отсутствие расчета оспариваемой денежной суммы

Расчет исковой суммы произведен ответчиком, и мне был сообщен лишь его результат, как указано в исковом заявлении и доказано в файле «Скриншот ЕЛК ЖКХ 2» (приложение 2 к исковому заявлению). МЭС не оспорил эту сумму в своем ответе на досудебную претензию (см. приложение 6 к исковому заявлению). Этот факт, таким образом, является бесспорным.

5. Неуведомление о вручении

Вопреки данному утверждению в Определении, ответчик был надлежащим образом уведомлен по п. 6 ст. 132 ГПК РФ по электронной почте, что является утвержденной практикой (см., напр., https://www.consultant.ru/law/podborki/otpravka_iskovogo_zayavleniya_po_jelektronnoj_pochte/, https://www.consultant.ru/law/podborki/apellyacionnaya_zhaloba_po_jelektronnoj_pochte/  или https://www.v2b.ru/quest/schitaetsya-li-kopiya-iska-napravlennoy-otvetchiku-esli-ee-otpravili/), и суду представлено документальное подтверждение выполнения данного требования (см. приложения 9 и 10 к исковому заявлению). Настоящим я представляю дополнительное доказательство этого факта (см. приложение 4 к ходатайству).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 35 и 57 ГПК РФ,

ПРОШУ:

Приобщить к материалам дела № М-1167/232/2025 письменные доказательства согласно нижеперечисленным приложениям к данному ходатайству.

Приложения:

1. Кассовый чек. Приход.pdf

2. transaction-statement-80-838415-2025.pdf

3. transaction-statement-80-838406-2025.pdf

4. Подтверждение получения уведомления об иске от МЭС.pdf

Подписано УКЭП и подано через ЛК на mos-sud.ru 11.08.2025А.В. Демидов

Показать полностью
2

Минцифры: неприступная цифровая крепость?

Получен ответ из МЦ:

Уважаемый Александр Витальевич!

Минцифры России рассмотрело Ваше сообщение и разъясняет следующее.

В соответствии со статьей 11 Федеральный закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ) усиленная квалифицированная электронная подпись (далее – УКЭП) признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее – квалифицированный сертификат) создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата; 

2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен; 

3) имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата УКЭП, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ.

Дополнительно обращаем Ваше внимание, что в качестве достоверной информации о моменте подписания электронного документа, в силу норм Федерального закона № 63-ФЗ, применяется метка доверенного времени.

Учитывая изложенное, в случае отсутствия метки доверенного времени, действительность УКЭП, используемой для подписания электронного документа, подтверждается на дату проверки этой УКЭП.

***

Ответом я остался недоволен, оценив его на 1 звезду, потому что он опять дан по трафарету без учета конкретных вопросов, поднятых в моих обращениях. Мне это теперь все разъяснили (https://t.me/goskey_goskey), и МЦ следовало также объяснить мне конкретно, что указание в файле проверки по судебному протоколу "Подпись создана 22 января 2025, 14:09:27 (МСК)", в то время как она "Действительна по 30 января 2025, 12:59:00 (МСК)" не означает наличия в подписи метки доверенного времени, так как это лишь локальное время на устройстве подписанта, которое может быть им изменено произвольно, а метка доверенного времени регистрируется и заверяется сторонней организацией. Мне также нужно было объяснить, что подписи формата CAdES-T (с меткой времени) в МП Госключ создаются с сентября 2024 года, так что в подписи, созданной в Госключе 6.12.2023, метки и быть не могло.

Показать полностью
6

Минцифры: неприступная цифровая крепость?

Минцифры: неприступная цифровая крепость? Закон, Госуслуги, Министерство цифрового развития, Электронная подпись, Длиннопост

Штурм Минцифры

Нет в мире таких крепостей, которые не могли бы взять трудящиеся!

В продолжение моего поста об электронной подписи (Нарушения ФЗ «Об электронной подписи» в судах РФ) сегодня я расскажу, как было в нем обещано, о своем штурме Минцифры по поводу того факта, что при верификации по его протоколу усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП), неправомерно отклоненных в Верховном суде РФ, они также признаются недействительными, хотя в соответствующих файлах проверки (см. ниже) четко указано, что момент подписания укладывается в диапазон действительности их сертификатов.

Для упрощения ситуации с нарушениями ФЗ в судах, о которой я сообщал в различные ведомства и – в последней итерации – Президенту РФ, я исключил в этих обращениях всякое упоминание о проблемах с верификацией УКЭП по протоколу Минцифры, рассчитывая заняться этим позднее – после внедрения этого сервиса в судебной системе, а также в надежде, что Минцифры будет более отзывчивым в этом вопросе. На это у меня были определенные основания (как будет ясно из последующего изложения), и я дал ему возможность и время адекватно среагировать на мои обращения, но вынужден констатировать, что на данный момент оно мои ожидания не оправдало.

В первом своем обращении в Минцифры, как я написал в предыдущем посте, я сообщил о проблеме с верификацией УКЭП в судах по их протоколу, и Минцифры рекомендовало мне обратиться в Судебный департамент при ВС РФ, что мне показалось вполне логичным, и я последовал этой рекомендации, как уже было описано.

При последующей подаче кассационной жалобы в ВС РФ, однако, я столкнулся с отклонением судом ряда ее приложений из-за «недействительности» УКЭП судьи, что является нарушением ФЗ, так как в соответствии с меткой времени она была поставлена в период действия ее сертификата. Само удивительное, однако, произошло, когда я проверил соответствующие УКЭП в сервисе Минцифры: в отчете сервиса УКЭП были также признаны недействительными, а проверка метки времени вообще не производилась! В судебном же отчете той же УКЭП такая проверка сделана, но ее результаты проигнорированы.

Ниже я публикую свою переписку с Минцифры по этому вопросу начиная со своего 2-го обращения туда.

Обращение 2

19.04.2025 я подал обращение в Минцифры (рег. № 259568474) о неправомерном отклонении УКЭП в судах г. Москвы и в соответствии с полученным ответом обратился по этому вопросу в Судебный департамент при ВС РФ и теперь жду ответа оттуда, так что в этой ситуации вопросов к Минцифры нет.

Однако 23.04.2025 я столкнулся с аналогичной ситуацией при подаче обращения в ВС РФ через Рабочий стол, когда заведомо действительные УКЭП не прошли верификацию – на этот раз и по результатам проверки по протоколу Минцифры через Госуслуги на странице https://e-trust.gosuslugi.ru/check/sign.

Первый файл под названием «кассационное определение 17.05.2024» был предоставлен мне Чертановским районным судом; он был подписан 22.01.2025 УКЭП с сертификатом, действующим по 30.01.2025 (см. скриншот «Screenshot UKEP invalid SC RF», УКЭП: https://cloud.mail.ru/public/31cP/76Rc316E9), и совершенно непонятно, почему подпись признана недействительной, хотя в файле сказано, что «электронная подпись верна» (см. «report УКЭП КО 2-го КСОЮ от 17.05.2024» по протоколу Минцифры).

Со вторым файлом («Частная жалоба на Определение ЧРС от 04.12.23») ситуация просто абсурдная (см.скриншот «Screenshot UKEP invalid SC RF 2», УКЭП: https://cloud.mail.ru/public/kmQf/5NZDGuaKd): это моя собственная частная жалоба, подписанная в мобильном приложении «Госключ», которая была подана в ЧРС, передана в апелляционную инстанцию МГС и по которой МГС постановил апелляционное определение. Согласно файлу проверки на ГАС «Правосудие» (прилагается) УКЭП действительна с 06 декабря 2023, 21:15:37 (МСК) по 06 декабря 2024, 21:15:37 (МСК), а УКЭП создана 06 декабря 2023, 21:16:47 (МСК). Как такой документ может быть теперь признан недействительным со стороны Минцифры (см. «report УКЭП ЧЖ на определение ЧРС от 04.12.23»)? Конечно, в отличие от судебного акта, мне ничего не стоит переподписать его своей новой УКЭП с действующим сертификатом, но при этом я ведь могу изменить его содержание, а это должно быть недопустимым.

Не прошли эти подписи верификацию и при подаче повторного обращения в СД по данному вопросу на ГАС «Правосудие» (см. скриншот «Screenshot UKEP invalid GAS» и файлы «Protokol_proverki_fayla_Kassatsionnoe_opredelenie_2-go_KSOYU[00UD0000-900-25-0000829].pdf.sig» и «Protokol_proverki_fayla_CHastnaya_jaloba_na_opredelenie_CHRS_ot_04.12.23[00UD0000-900-25-0000829].pdf.sig» соответственно).

Прошу урегулировать этот вопрос в срочном порядке, так у меня истекает годовой срок на восстановление пропущенного срока кассационного обжалования. Я обратился в ЧРС с просьбой переподписать копии УКЭП с действующим сертификатом, но в прошлый раз мне понадобилось больше месяца, чтобы «выбить» эти копии после подачи соответствующих процессуальных ходатайств. Регистрационный номер: 266805477 от 25 апреля 2025 г.

Обращение 3

25 апреля 2025 г. я подал обращение № 266805477 по теме "Электронная подпись". Оно было рассмотрено модератором и 29.04.25 в 17:48 передано на исполнение. Ответ на него я получил в тот же день спустя менее получаса, в 18:16. Естественно, мое обращение никто не стал рассматривать, а ответ в виде отписке был сгенерирован автоматически. Воспользовавшись формой обратной связи, я оценил ответ как неудовлетворительный и написал в комментарии: "Я сообщил, что протокол Минцифры для верификации эл. подписи проверяет действительность сертификата на момент проверки, а не на момент подписи документа, как должно быть. В ответе мне сказано, как перевыпустить сертификат - у меня нет никакой проблемы с перевыпуском сертификатов". Никакой реакции на это сообщение не последовало. Прошу обеспечить рассмотрение моего первоначального обращения по существу. В противном случае я обращусь с этим вопросом к Председателю Правительства РФ и к Президенту РФ. Регистрационный номер: 273291885 26 мая 2025 г.

Реакция на Обращение 3

Создан инцидент INC000022225272/ Тема: #POS 273291885

СКУФ

26 мая, 12:30

Кому:вам


Номер заявки

INC000022225272

Тема

#POS 273291885

Регион

00_Федеральный уровень

Сервис

Не определен

Дата создания заявки

26.05.2025 12:11:29

Ведомство СМЭВ

Назначенная группа

1ЛП по запросам из ПОС

Назначенное лицо

Андреев Максим В

Эта реакция и месячный срок, запрошенный на рассмотрение в соответствующем уведомлении, дали мне надежду, что проблема будет решена, но это оказалось не так. Вчера, 17.06.25, я получил

Ответ на Обращение 3

Ваше обращение 273291885 по теме Электронная подпись от 26 мая 2025 г. рассмотрено.

Ответ ведомства:

Уважаемый Александр Витальевич!

Отмечаем, что проверка ЭП посредством Сервиса Минцифры России (https://e-trust.gosuslugi.ru/check/sign) осуществляется, в том числе в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 63-ФЗ, устанавливающим, что квалифицированная электронная подпись признается действительной при соблюдении условия о том, что квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа - имеется метка времени) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен. Таким образом, при наличии в ЭП штампа метки времени информация о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью будет отражена в Отчете Сервиса проверки ЭП Минцифры России. Обращаем внимание, что обязательное наличие метки времени в электронной подписи законодательно не установлено.

Таким образом, размах был на рубль, а удар на копейку. Это очередная отписка, но я решил дать Минцифры еще один, последний, шанс.

Обращение 4

25 апреля 2025 г. я подал обращение № 266805477 по теме "Электронная подпись". Оно было рассмотрено модератором и 29.04.25 в 17:48 передано на исполнение. Ответ на него я получил в тот же день спустя менее получаса, в 18:16. Естественно, мое обращение никто не стал рассматривать, а ответ в виде отписке был сгенерирован автоматически. Воспользовавшись формой обратной связи, я оценил ответ как неудовлетворительный и написал в комментарии: "Я сообщил, что протокол Минцифры для верификации эл. подписи проверяет действительность сертификата на момент проверки, а не на момент подписи документа, как должно быть. В ответе мне сказано, как перевыпустить сертификат - у меня нет никакой проблемы с перевыпуском сертификатов". Никакой реакции на это сообщение не последовало. Соответственно, 26.05.25 я подал очередное обращение. В результате был создан инцидент INC000022225272/ Тема: #POS 273291885 26.05.2025, назначенное лицо Андреев Максим В. Однако и на это сообщение я получил вчера отписку, о которой я также сообщил в форме обратной связи. Ничего не изменилось, и подпись судьи под судебной копией акта по-прежнему определяется как недействительная при проверке в указанном в отписке сервисе верификации.  Прошу обеспечить рассмотрение моего первоначального обращения по существу. Если и на это обращение будет отписка, я сообщу об этой ситуации в СМИ. Регистрационный номер: 278132147 18.06.25.

Ждем-с.

Показать полностью
8

Нарушения ФЗ «Об электронной подписи» в судах РФ5

Нарушения ФЗ «Об электронной подписи» в судах РФ Адвокат, Закон, Юристы, Суд, Право, Электронная подпись, Верховный суд, Нарушение закона, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост, Волна постов

УКЭП: дорога в светлое будущее электронного правосудия

«Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Deny, deny, deny.

В своей судебной работе, подробно описываемой в моем Дзен-канале «Мы обвиняем Альфа-банк», я сталкиваюсь со множеством различных препятствий, процессуальных и внепроцессуальных (технических, организационных – как спонтанных, так и, думаю, «злоумышленных»), которые я, как правило, приветствую, потому что почти всегда стремлюсь идти по пути наибольшего сопротивления из спортивного интереса, и которые я с энтузиазмом преодолеваю. Ни одно из таких препятствий, однако, не заслуживало до сих пор отдельного поста – а может быть, и целой серии, если все и дальше пойдет, как сейчас. Это препятствие – неправомерное отклонение в судах процессуальных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) с уже недействующим сертификатом.

Для меня это препятствие оказалось минимальным по степени создания трудностей – я переподписал все отклоненные документы по новому, действующему сертификату, не отходя от кассы, неожиданно легко получил требуемые копии из судов, так же переподписанные там, и подал жалобы заново, которые были приняты в судах, но по своему потенциальному «медийному эффекту» оно может оказаться настоящим взрывом и получить резонанс в СМИ, – ведь кто из юристов может похвастаться, что он уличил Верховный суд РФ в систематическом нарушении закона?

Ниже я публикую текст своего обращения по этому вопросу в Минюст РФ, в который я здесь вставил картинки (скриншоты), так как из-за своего размера они не могли быть сверстаны в удобочитаемый документ Ворда. Если текст в них покажется слишком мелким, предлагаю пройти по встроенным линкам для их просмотра в полном масштабе.

Следующий пост по этой теме будет посвящен разборкам с Минцифры, так как, к моему величайшему изумлению, при верификации по его протоколу УКЭП, отклоненных в ВС РФ, они также были признаны недействительными, хотя в соответствующих файлах проверки четко указано, что момент подписания укладывается в диапазон действительности их сертификатов.

В Министерство юстиции РФ

От Демидова А.В.

О нарушениях Федерального закона «Об электронной подписи» в судах РФ

Сообщаю о нарушениях Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ФЗ), с которыми я столкнулся при подаче документов в Чертановский районный суд г. Москвы (ЧРС), 2-й КСОЮ и ВС РФ, когда при верификации усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) производится проверка действительности ее сертификата не на момент подписания документа, как предписывается в п. 2 ст. 11 ФЗ, а на момент проверки.

31.01.25 я подал кассационную жалобу в ЧРС через Госуслуги (заявление № 5093129192, № 77KJ0002-233-25-0000001 в ГАС «Правосудие»). Жалоба была отклонена со следующей формулировкой: «Отклонено. Электронная подпись не соответствует виду, установленному Порядком подачи документов. Усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку: на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истек, электронная подпись не соответствует документу, документ был изменен (модифицирован) после подписания его электронной подписью» (см. скриншот «Screenshot GAS UKEP»).

Нарушения ФЗ «Об электронной подписи» в судах РФ Адвокат, Закон, Юристы, Суд, Право, Электронная подпись, Верховный суд, Нарушение закона, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост, Волна постов

Рис.1. Скриншот «Screenshot GAS UKEP»

Такое отклонение жалобы, однако, является неправомерным, так как сертификат действовал на момент подписания документов в приложениях к жалобе в соответствии с меткой времени, и они таким образом являются надлежаще подписанными в соответствии с прикрепленным файлом проверки подписи для файла «Кассационная жалоба на АО МГС» (для примера) по протоколу Минцифры (на https://e-trust.gosuslugi.ru/check/sign) с соответствующим файлом открепленной УКЭП (https://cloud.mail.ru/public/PCxg/ppi5QyEtA) (см. файл «Отчет о проверке эл. подписи»). Это будет продемонстрировано и на примере файла проверки в ГАС «Правосудие» ниже.

В ответе из ЧРС от 26.03.25 № О-489/2025 (см. файл «Ответ из ЧРС по УКЭП.77RS0033-355_2025») на обращение 77RS0033-355\2025 указано, что «согласно протоколу проверки подпись не подтверждена, поскольку согласно сроку действия она была действительна до 6 декабря 2024 года». Очевидно, что в ЧРС не понимают, что такая позиция является нарушением ФЗ, так как соответствующие документы были подписаны 21.10.2025, т.е. до истечения срока действия подписи в соответствии с меткой времени.

То же произошло при подаче 03.03.25 кассационной жалобы во 2-й КСОЮ через Госуслуги (обращение № 77KJ0002-233-25-0000335). Во 2-й КСОЮ я не обращался, так как там отсутствует механизм обратной связи.

На повторное обращение в ЧРС по этому вопросу (№ 77RS0033-387\2025) мне был дан ответ в сообщении № О-528/2025 от 31.03.25 (см. файл «Ответ из ЧРС по УКЭП.77RS0033-387_2025»), в котором отсутствует конструктивная информация.

Я подал обращение по этому вопросу в Минцифры за рег. № 259568474 от 19.03.25, в ответе на которое мне рекомендовано обратиться по этому вопросу в Судебный департамент при ВС РФ. Я решил последовать данной рекомендации, но до этого, однако, я счел целесообразным попытаться решить вопрос на уровне МГС и подал туда соответствующее обращение, в ответе на которое (см. файл «Ответ на ОПн-13012_2025.Техн.проблема») МГС сообщает, что вопрос не в его компетенции, также не осознав, по всей видимости, что данный вопрос заключается в нарушении ФЗ. Обращение по указанному в ответе телефону техподдержки не дало никаких результатов, кроме утверждения, что со стороны компании «КРОК» ошибки нет.

Представляется, однако, что какая-то ошибка все-таки имела место, но, возможно, она была вызвана не технической проблемой, а неадекватным оформлением результата проверки и (или) незнанием английского языка сотрудниками ЧРС.

В комментарии к отказу сказано, что «на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истек».

В прикрепленном файле протокола судебной проверки УКЭП (Protokol_proverki_fayla_Kassatsionnaya_jaloba_na_AO_MGS_na_6_listah[77KJ0002-233-25-0000001].pdf.sig) говорится следующее:

1. Действительна с 06 декабря 2023, 21:15:37 (МСК)

Действительна по 06 декабря 2024, 21:15:37 (МСК)

2. Подпись создана 21 октября 2024, 10:13:22 (МСК).

При этом в протоколе делается заключение, что «Подпись не подтверждена». На каком основании сделан такой вывод?

На основании следующего утверждения на английском языке (без перевода!): «The current time is not in the validity range of the signer's certificate». В переводе это означает: «Текущее время не в диапазоне действительности сертификата подписанта». Спрашивается: какое отношение имеет «текущее время», т.е. момент подачи документа и проверки подписи, к действительности этой подписи? Проверке подлежит действительность сертификата «на момент подписания документа», что и делается по протоколу проверки Минцифры (см. файл «Отчет о проверке эл. подписи»), в котором подтверждается действительность поставленной подписи по метке времени (и в котором нет никакого текста на английском языке, затрудняющего его интерпретацию).

Я подал обращение в Судебный департамент при Верховном Суде РФ от 18.04.2025 № 00UD0000-900-25-0000787 (см. файл «Обращение в СД от 18.04.25») с изложением ситуации и постановкой вопроса о неправомерности признания УКЭП недействительной.

23.04.2025 я столкнулся с аналогичной ситуацией при подаче обращения в ВС РФ через Рабочий стол, когда заведомо действительные УКЭП не прошли верификацию.

Первый файл под названием «кассационное определение 17.05.2024» был предоставлен мне из ЧРС; он был подписан 22.01.2025 при помощи УКЭП с сертификатом, действующим по 30.01.2025 (см. скриншот «Screenshot UKEP invalid SC RF», УКЭП: https://cloud.mail.ru/public/31cP/76Rc316E9), и совершенно непонятно, почему подпись признана недействительной.

Нарушения ФЗ «Об электронной подписи» в судах РФ Адвокат, Закон, Юристы, Суд, Право, Электронная подпись, Верховный суд, Нарушение закона, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост, Волна постов

Рис.2. Скриншот «Screenshot UKEP invalid SC RF»

Со вторым файлом («Частная жалоба на Определение ЧРС от 04.12.23») ситуация просто абсурдная (см. файл «Screenshot UKEP invalid SC RF 2», УКЭП: https://cloud.mail.ru/public/kmQf/5NZDGuaKd): это моя собственная частная жалоба, которая была подана в ЧРС, передана в апелляционную инстанцию МГС и по которой МГС постановил апелляционное определение. Как такой документ может быть теперь признан недействительным? Конечно, в отличие от судебного акта, мне ничего не стоит переподписать его своей новой УКЭП с действующим сертификатом, но при этом я ведь могу изменить его содержание, а это должно быть недопустимым.

Нарушения ФЗ «Об электронной подписи» в судах РФ Адвокат, Закон, Юристы, Суд, Право, Электронная подпись, Верховный суд, Нарушение закона, Яндекс Дзен (ссылка), Длиннопост, Волна постов

Рис.3. Скриншот «Screenshot UKEP invalid SC RF 2»

Я снова обратился в СД при ВС РФ (обращение от 25.04.2025 № 00UD0000-900-25-0000829, см. файл «Обращение в СД от 25.04.25»).

Ответа на эти обращения я до сих пор не получил. Тем не менее, ответ из СД был дан на мое очередное обращение в МГС от 17.04.2025 № ОПн-15238\2025 с изложением проблемы и моих шагов для ее решения, которое, очевидно, было перенаправлено оттуда в СД (см. файл. «Ответ из СД ВС Исх № ф77-58-65 от 28.04.25»).

Удивительно, но СД также не осознал масштаба данного нарушения ФЗ и в своем ответе от 28.04.2025 попытался отделаться механической отпиской:

“Как следует из протокола проверки электронной подписи портала «Электронное правосудие», электронная подпись на документе была создана 02 декабря 2024 г. с использованием сертификата электронной подписи, действительного до 06 декабря 2024 г.

Поданные через портал «Электронное правосудие» документы были отклонены судом по причине того, что, как указано в комментарии суда к поданному заявлению, усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку: на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истек.

Данная ошибка не будет возникать при подаче документов, подписанных действующей на момент подачи электронной подписью.”

Очевидно, что никто в СД не рассмотрел мое обращение по существу, так как в нем продемонстрировано, как описано выше, что на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи НЕ истек (что явствует, кстати, даже из первого абзаца цитаты из ответа СД), а совет пользоваться для подписания документов «действующей на момент подачи электронной подписью» фактически означает, что СД не намерен предпринимать никаких действий для прекращения нарушения ФЗ в судах РФ.

В ответе СД мне также рекомендуется “обращаться на горячую линию ГАС «Правосудие» по адресу: sudhelp@sudrf.ru, где специалисты ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, занимающиеся проблемами с данным порталом, разъяснят порядок действий по решению проблем”. Для полноты изложения вопроса сообщаю, что я туда обратился в первую очередь, когда столкнулся с данной проблемой, заполнив соответствующую форму в ГАС «Правосудие», но ответа на свое обращение я оттуда не получил.

Для выпуска своих сертификатов УКЭП я пользуюсь мобильным приложением «Госключ», в котором аутентификация производится по моим биометрическим данным в государственной базе данных, когда я на своем смартфоне зачитываю текст, появляющийся на экране, глядя при этом в объектив камеры. Данная процедура представляется надежнее подписи документов на бумаге и отправке их в суд по почте, потому что моя рукописная подпись может быть относительно легко подделана. Подписание же документов в «Госключе» похоже на нотариальное заверение подписи. Но такое заверение, очевидно, не лишается своей силы после истечения срока действия лицензии нотариуса. Особенностью «Госключа» также является тот факт, что выпущенный через него сертификат оказывается привязанным к конкретному устройству и может быть продлен только на нем. Соответственно, если это устройство становится неработоспособным (например, из-за выработки встроенного аккумулятора), то сертификат будет безвозвратно утерян; при этом очевидно, однако, что нельзя допустить результирующей недействительности всех ранее подписанных по нему документов.

Таким образом, получается парадоксальная ситуация: электронный документ, надлежащим образом подписанный и приобщенный к делу, по которому уже приняты судебные акты, при направлении в вышестоящие инстанции в рамках обжалования не может быть представлен в оригинальном виде, так как сертификат его эл. подписи уже «недействителен», и должен быть подписан заново, но при этом сам документ теперь может быть перед этим изменен, что выхолащивает данный механизм защиты документов от изменения.

Прошу дать мне разъяснения по этому вопросу и принять меры, обеспечивающие соблюдение ФЗ «Об электронной подписи» и прием документов, подписанных в соответствии с ним.

Подано через Электронную приёмную Минюста 02.06.2025 А.В. Демидов

Номер 99842

Дата подачи 02.06.25 17:09

Адресат Министерство юстиции Российской Федерации

Показать полностью 3
4

Еще один незаконный технический отказ

Еще один незаконный технический отказ Суд, Закон, Адвокат

Скриншот технического отказа СРС из ЛК на Госуслугах

Сообщенный мной в предыдущем посте случай, по-видимому, не является единичным, а представляет собой судебную практику, так как после этого я столкнулся с аналогичным незаконным техническим отказом в Симоновском районном суде г. Москвы при подаче процессуального документа № 77RS0024-217-24-1000077 от 25.12.2024 по другому своему делу (УИД 77RS0024-02-2022-030251-91, № 02-4090/2023) на Госуслугах  (заявление № 4969263319) через ГАС «Правосудие» с идентичной формулировкой («обращение в суд не адресовано данному суду»), хотя в этот раз, в отличие от кассационной жалобы, заявление было адресовано – как в соответствующей графе формы подачи, так и в самом документе – именно в СРС (см. рис. выше). Можно, конечно, предположить, что в СРС посчитали необходимым указать еще и страну после названия города для однозначной идентификации суда - ведь, например, в США тоже есть город Москва, - но, наверное, причина в другом, так как при последующей подаче документа из ЛК на сайте mos-gorsud.ru он был просто проигнорирован в СРС.

Показать полностью 1
0

Незаконный технический отказ на кассационную жалобу3

Незаконный технический отказ на кассационную жалобу Адвокат, Суд, Юристы, Закон

Скриншот технического отказа на mos-gorsud.ru

На мою кассационную жалобу дан незаконный технический отказ в Чертановском районном суде, который я не могу обжаловать в процессуальном порядке по ГПК РФ, потому что он не оформлен судебным актом, а обращения в другие инстанции (Мосгорсуд, Генпрокуратура, Роспотребнадзор, Минюст, ВККС и Администрация Президента) не дали никакого результата.

В соответствии со ст. 377 ГПК РФ кассационная жалоба адресуется кассационному суду общей юрисдикции, но подается в суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд. 

Чертановский районный суд не отрицает факта получения кассационной жалобы по делу № М-0422/2024, следовательно он обязан передать ее в кассационную инстанцию, однако он этого не сделал, отклонив ее путем незаконного технического отказа с формулировкой «обращение в суд не адресовано данному суду» (см. скриншот выше). На мой взгляд, в правовом государстве должен быть механизм опротестования подобного нарушения процессуального закона, но я его не знаю и не смог узнать, обращаясь в другие органы государственной власти.

Что можно предпринять в данной ситуации?

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!