Серия «Рутгер Брегман»

10

Утопия для реалистов

Серия Рутгер Брегман

Доброго времени суток, уважаемые!


"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь." 

апостол Павел.

В свете последних дней оказывается, что апостол мог быть и не прав. На эту мысль наводит недавняя книга молодого голландского автора Рютгера Брегмана. Называется книжка Утопия для реалистов, вышла пару-тройку лет назад и успела стать мировым бестселлером.

Звание мирового бестселлера как-бы подразумевает переводы на другие языки - и правда, её можно найти и на немецком, и на испанском. И на русском! Потому можете ознакомиться.


Мы (автор, говоря "мы", чаще всего имеет в виду богатые индустриально развитые государства) живём в эпоху изобилия. Материальный достаток позволяет нам говорить об исполнении многих вековых мечтаний человечества. То, что раньше казалось утопией - накормить всех и каждого - стало явью. Слепые, благодаря современной медицине, прозревают, парализованные встают с постели, и даже уже не дышащие умирающие оживают. Войны случаются всё реже. Казалось бы, живи и радуйся. А между тем мы всё так же несчастны. Чтобы стать счастливыми, нам нужна новая мечта, новая утопия. Человек не может жить без мечты. Из мечты вырастает надежда, из надежды - желание, а желание порождает действие, изменяющее наш мир.


Автор предлагает нам такую мечту - избавиться от бедности. На самом деле он стремится избавиться не от бедности, а от неравенства. Ведь сегодняшний бедняк - вполне состоятельных человек по меркам Средневековья. Неравенство - вот то, что мешает быть нам счастливыми. Рютгер подкрепляет свои выводы подобными диаграммами:

"Позвольте!" - скажет кто-то - "Ведь бывает разное неравенство!" Это как бы верно. Пусть доходы у граждан разные, в конце концов это в определённых случаях даже справедливо. Но если шансы стать миллионером даются каждому - это ведь тоже справедливо, да? На практике, однако, получается, что и неравенство доходов, и неравенство шансов - вещи взаимосвязанные. Автор говорит, что играет роль и то, и то.


Как же Рутгер собирается решать проблему? Очень просто - раздавать всем нуждающимся деньги. Я не шучу. На многочисленных примерах он поясняет, что, раздавая деньги беднякам и обеспечивая бездомных бесплатным жильём, общество не только добавляет себе плюсов в карму, делая этих людей, а также их детей более здоровыми и счастливыми, но и экономит на полиции, социальных работниках и судах, та так, что в итоге остаётся в плюсе. На упрёки в воспитании тунеядцев автор отвечает статистикой, говорящей об обратном: бедняк, получая пособие, далеко не всегда лежит на боку, а начинает крутиться и находит себе работу. Вот и в США Никсон было собирался ввести нечто подобное, но завернул закон в последний момент.


Задумываясь о будущем, автор предлагает нам придумать новые индексы благосостояния, отказавшись от ВВП. Во-первых, не всё можно выразить в деньгах, а во-вторых, не в деньгах счастье к конце концов. То есть Рютгер говорит нам, что стоимость товаров и услуг - это ещё не всё то, что делает общество счастливым. Что же предлагается взамен? Ну, уже есть кое-что: GPI или ISEW, например. Короче, придумаем табличку с коэффициентами и проплюсуем. То есть соберём команду экспертов, определяющих, что есть хорошо для народа и при этом оценивающих размер этого блага для своей страны. Счастьне - не в деньгах, но главой раньше автор предлагал раздавать деньги беднякам. Не талоны на питание, не курсы повышения квалификации - нет, давайте мы дадим им деньги. Н-да. Вынося за скобки необъективность и неадекватность всяческих альтернативных оценок благосостояния, нетрудно догадаться, что главная опасность их в том, что ими легко манипулировать, и если такая возможность есть - ею обязательно воспользуются недобросовестные политики. Это факт. И главное: автор сам признаёт, что ВВП - лучший индекс для страны, находящейся в состоянии войны. Но ведь каждая страна в настоящее время находится в состоянии войны, только эта война - экономическая. Необходимо твёрдо стоять на своих ногах, иначе падёшь жертвой жадных до твоих ресурсов соседей. Это тоже факт.


В чём же может состоять мечта по мнению автора? В свободном времени, например. Рутгер пишет на знамени 15-часовую рабочую неделю, подкрепляя своё мнение тем, что предыдущие сокращения рабочей недели пошли на благо трудящихся и вообще общества. Но что-то я не замечал, что получатели пособий всякого рода здесь и там, да в конце концов те же пенсионеры, были бы счастливее работающих. Автор сетует, что люди в наше время работают всё больше и больше, упоминая при этом эмансипацию женщин. Раньше жёны у очень многих на Западе сидели по домам. А если задуматься - по какой причине они вышли сейчас на работу? Бедность? Вряд ли. Причина на самом деле проста - если раньше женщина была занята в быту, то теперь современная техника избавила её от большой доли этих забот. Появилось свободное время. И что? Казалось бы, вот оно, счастье, за которое выступает Брегман. Но нет, они почему-то решили пожертвовать этим подарком судьбы и пойти на работу. Не всё так просто. Я не думаю, что счастья автоматом прибавится если сделать всем подряд три дополнительных выходных, тем более если получится так, что часть из них будет "за свой счёт". Не говоря уже о том, что времена тяжёлого физического труда канули в лету.


Как читатель уже догадался, Рютгер принадлежит к левому лагерю. Левые, как правило, отличаются неприязнью к буржуинам всяческого рода, особенно к банкирам. Наш автор не исключение. Он поместил в книжку главу о забастовке нью-йоркских мусорщиков, вынудившей город пойти на их условия и сделавшей профессию мусорщика в Нью-Йорке уважаемой. И о забастовке ирландских банковских служащих, которые не добились своих целей. То есть мы должны задуматься, кто в нашем мире чего стоит. Ну и вывод готовый предлагается: обложить ненавистных банкиров хорошим таким налогом, чтобы неповадно было сидеть на шее общества. А у меня вот такой вот вопрос: почему бы нашему автору не попробовать самому забастовать, перестав писать книги и статьи в журналы? Проживёт ли общество без его услуг? Безусловно! Хотя нельзя сказать, что он сам считает то, что он делает, бесполезным. А воспитатели в детском садике, без них прожить можно? Вполне. Прошлой весной много кто сидел по домам, и небо на землю не свалилось. Короче - мимо кассы. Не любишь банкиров - потрудись придумывать более солидные основания для своей нелюбви, а не такую туфту.


Лишь к восьмой главе нам даётся нечто осязаемое, на что можно опереться, с чем можно безусловно согласиться. А именно: в наш компьютерный век производительность труда растёт настолько быстро, что машина, переняв труд физический, забирает у человека и интеллектуальные занятия. Потому альтернативы вынужденному безделью у человечества нет, и 15-часовая рабочая неделя - на самом деле не цель, к которой стремится современный трудящийся. Это суровая необходимость для тех, кто желает сохранить работу. Рютгер на это нам отвечает - не в труде счастье. Нужно просто обложить прибыль нехилым таким налогом и пустить её на выплату безусловного базового дохода. Где-то я это уже слышал... Ах да!

Чем отличается Шариков от коммуниста? Тем, что коммунисты, вслед за апостолом Павлом, говорили: "Кто не работает, тот не ест!" Времена меняются, и Полиграф Полиграфович вполне мог бы послужить примером для многих современных левых.


Но пять выходных в неделю и раздача денег это не всё, чем автор хочеть завлечь в свою Утопию. Для полного счастья жители богатого индустриального Севера должны облагодетельствовать всё остальное мировое население, не выделяя, как сейчас, на помощь им многие миллиарды, а просто разрешив им неограниченный въезд в богатые страны. А что, есть исследования, которые говорят, что вся эта помощь - только во вред, а многочисленные мигранты только повысят благосостояние в стране, куда они устремляются. Автор развенчивает догмы типа "они все террористы" или "преступники" или "заберут наши рабочие места" или "ленивые" или "не вернутся домой". На всё у него находится подходящий ответ в виде какого-нибудь научного исследования. Что ж, соглашусь с ним. Не все они террористы, не все преступники, не все ленивые в конце концов. Но ведь ложка дёгтя портит бочку мёда. А про остальное - спросите у англичан с их Брекзитом.


Вот такая сладкая мечта для реалистов, которую сервируют нам современные прогрессивные левые, называющие "старых" социал-демократов лузерами. Отберём у буржуина прибыль, пустим её на пособия, впустив полмира в свою страну, и ждёт нам счастье. Что можно сказать на этот счёт? Во-первых, безусловный базовый доход в той или иной форме уже существует в странах богатого Запада, там уже давно никто не умирает с голода. Да, заставляют ходить на курсы повышения квалификации, но это ли мечта - избавиться, наконец, от этой обязаловки? Во-вторых - да, работы на всех в будущем не хватит. Но это ли мечта - работать ещё меньше, когда и так многие особо и не напрягаются? Я уже молчу о свободе миграции - что обломится при этом "аборигенам", открывающим свои границы - чувство выполненного долга, что не оставил в беде голодающего африканца, поделившись с ним своей зарплатой? Так никто никому не мешает заняться этим сейчас в частном порядке. Короче, как-то не завлекает. Не тянет на вековечную мечту.


Ладно, скажете вы, не будем слушать всяких мечтунов, что предлагаешь ты сам? Чего не хватает современному человеку? О чём ему мечтать? Я не могу судить за всех людей, но всё же еда и свободное время - далеко не всё, что нужно. У человека много потребностей. Наелся - захочешь крышу над головой. Вселился - подавай чего-то ещё. Вещь не новая, но, как видно, не все её усвоили.

Пирамида Маслоу


Современный человек в развитых странах досыта ест-пьёт, чувствует себя в безопасности. Но хватает ли ему любви? Дружбы? Общения? Уважения? Нет. Однозначно нет. Вот об этом и нужно мечтать.


Нужно мечтать о великом. Я мечтаю, что настанет момент, когда человек человеку перестанет быть волком, а станет другом, товарищем и братом. И тогда он всем с тобой поделится - и едой, и водой, и кровом, и сном.

Показать полностью 3 2
9

Добрые внутри (3)

Серия Рутгер Брегман

Продолжаем знакомиться с книгой Рутгера Брегмана Добрые внутри. Новая история человечества.


Предыдущие части: 1 2


Кратко о уже рассказанном:

Автор взялся выяснять природу человека: добрая она или злая. Исходя из результатов научных исследований, он пришёл к выводу, что мы таки добрые. Такими сделал нас естественный отбор. Эксперименты психологов, раскрывшие тёмные стороны человеческой природы - проведены с нарушениями или неверно интерпретированы. Но семена зла скрыты в каждом из нас, и они всходят буйным цветом, стоит нам продвинуться вверх по иерархии. Просвещение смогло поставить человеческие пороки на службу человечества, но развращает самого человека, относясь к нему по умолчанию с недоверием. Ну а если тебя подозревают в нехорошем, то такое отношение как-то побуждает соответствовать образу. Ноцебо.


Ну и что же с этим всем делать? Относиться по умолчанию к человеку, как доброму. То есть с доверием. Эксперименты доктора Розенталя свидетельствуют, что если ученика "считать за умного", то он парадоксальным образом и в самом деле начинает лучше учиться.


Автор набросал нам несколько позитивных примеров из жизни. Типа: человека можно мотивировать не материально (кнут или пряник), а другим, "креативным" образом. Ха, тоже мне, открыл Америку. И ещё осмеливается утверждать, что эта идея недостаточно распространена в "мире труда"! Следующий пример: служба по уходу Йоса де Блока. Он решил уйти от традиционного каталога услуг и ухаживать за людьми как следует, как того требует человеческая совесть. И надо же: получилось, что и пациенты довольны, и дешевле обходится, и работникам платят там лучше. Win-win. Чудеса, да и только. Или вот ещё какая идея: дать людям детям  вдоволь наиграться на приключенческих игровых площадках, где можно сколотить из досок хижину, покататься на плотах в лужах и даже жечь костры. Всё под минимальным присмотром. Я был на таких площадках, это на самом деле круто.


Список позитива продолжает система гражданского бюджета, когда рядовые граждане принимают участие в планировании городских расходов. Пионером в этой области послужил бразильский город Порту-Алегри. Там уже в девяностых бюджет стали "пилить" рядовые горожане, а не коррупционеры. Результаты были весьма обнадёживающими: и бедность снизилась, и воду провели повсюду, и свет. Коммуналка стала лучшей в Южной Америке. Вот только в 2004 году Рабочая партия проиграла выборы в стране, и многое вернулось на "круги своя".


Ещё одним мощным предложением послужила рекомендация добавить в нашу жизнь ни много ни мало, а коммунизма! Его и так уже хватает. Когда мы просим соседа подать нам тарелку - он ведь не требует за это оплаты? Коммунизм? А как же! Дальше - больше. Автор приводит нам в пример модель Нобелевского лауреата Элинор Остром, когда общий пул ресурсов управляется обществом на основе принципов типа определения границ, выбора механизма принятия решения и разрешения конфликтов и т.п. Государственное регулирование - в топку, приватизацию - туда же. Оно работает и с пастбищами в Африке, и с орошением в Непале. Звучит оптимистично, казалось бы, трагедия общих ресурсов отодвигается. Но сама Остром предостерегала против применения её принципов для решения глобальных проблем типа истощения ресурсов Мирового океана - слишком сложна система. Нобелевку - пожалуйста, но с реализацией - остаёмся на уровне племён, увы.


В целом автор нам говорит, что с людьми надо помягше. А на дела смотреть ширше. Хотят ограбить в метро - пригласи грабителя в ресторан. Тюрьмы надо делать приятными для времяпровождения, как в Норвегии. И тогда рецидивистов будет меньше (хотя я не уверен, что станет меньше тех отсидит лишь раз). В этом контексте логичной смотрится критика автором теории разбитых окон. После того, как в Нью-Йорке, да и потом много где в Штатах, взяли на вооружение эту теорию, число правонарушений уменьшилось. Но негативным последствием стали многочисленные наказания невиновных за малейшие проступки, а также уход от наказания настоящих преступников. Полиция, как оказалось, стремиться занизить число тяжких преступлений, пытаясь ловить, например, изнасилованных на противоречиях в показаниях. Я не думаю, однако, что стремление улучшить статистику - недавний феномен.


Ещё интереснее то, что Рутгер ставит в этой теории вину в расизме, говоря слово в слово те обвинения, которые высказывают активисты BLM. Автор приводит в пример случай 2014 года, когда был задушен продавец сигарет Эрик Гарднер. Последние слова его были те же, что и у шесть лет спустя: "I can't breathe...''" Совпадение? Да кто его знает? Впрочем, неважно. Важно: кто на самом деле прав: Рутгер или авторы сценария "Операции Ы"? Что правильно: высечь Федю или бухтеть ему про космические корабли, бороздящие Большой Театр? Вопрос не так прост, как каже. Я думаю, что эффективность наказания должна быть завязана на воспитанность самого субъекта. Если он не воспринимает, то ничего не поможет, как не помогает тыкать кота мордой в дерьмо. Вот чего действительно не должно быть в тюрьме - это издевательств. Человеческое достоинство должно быть неприкасаемо.


Список положительных примеров продолжает Констанд Фильюн, бравый генерал южноафриканской армии, который возглавил Народный фронт африканеров в преддверии прихода к власти Нельсона Манделы. Страна стояла на грани гражданской войны, когда к нему пришёл в гости его брат-близнец, являвшийся соратником Манделы, и с которым он уже давно не общался. Примирение братьев сделало возможным и примирение чёрных и белых народов. В стране воцарилась демократия, с апартеидом было покончено. Но расовые проблемы в стране не ушли, и Рутгер сам это признаёт. Чем закончится вся эта история после апартеида - покажет будущее.


Заключительным аккордом книги прозвучал рассказ о Рождественском перемирии в Первую мировую и о прекращении борьбы FARC в Колумбии. В первом случае  солдаты напрямую осознали, что стреляют в таких же простых людей, ненавидеть которых нет смысла. Они поняли, что стрелять их заставляют генералы, которые действуют в шкурных интересах императоров и капиталистов. Во втором призывы вернуться домой побудили тысячи бойцов сложить оружие. К сожалению вынужден сказать, что ни то, ни другое не повлияло существенно на ход истории. С братаниями быстро было покончено. Впредь перед каждым Рождеством обе стороны превентивно начинали обстрел вражеских позиций. Мирный процесс в Колумбии же был обусловлен в первую очередь тем, что власть вступила в переговоры с FARC, в процессе которых пошла и на уступки. Борьба их не прошла даром.


В эпилоге Брегман даёт нам десять "заповедей" типа "возлюби ближнего", "пойми его", "доверяй ему" и т.п.


Алилуйя.


В прошлую субботу на заезде на автобан я увидел машину с голосовавшим. Остановился. Шофёр подбежал и стал умолять меня на смеси немецкого с английским помочь, очень нужны деньги. Обещал назавтра вернуть вдвое больше. Спросил мой номер мобильного и набрал мой номер, чтобы у меня зазвонил. Я спросил, сколько ему надо, он сказал пятьдесят. Я дал ему пятьдесят, он стал слёзно благодарить меня, целовать руку и говорить, что Аллах меня не забудет. А потом попросил ещё двадцать для своей беременной голодной жены, которая тоже голосовала, сидя в его машине. Дал ему ещё двадцать, и поехал.


Он, конечно, не позвонил. Могу себя утешить, что ему, похоже, действительно нужны были деньги. Эти 70 евро ушли Рутгеру в карму. А мне останется опыт, что да, людям свойственно любить и доверять ближнему, но множество "ближних" у каждого своё, и слишком часто включает лишь себя любимого, свою семью или нацию. Всех остальных любить человек не обязан, такова уж природа его. Логически убедить в этом не по-лу-чит-ся! Что не существует "ни эллина, ни иудея" - в это можно только поверить. Потому наш просвещённый век с его способом производства и материализмом войдёт в историю как время не укрепления, а беспримерного падения морали. Ничего у нашего автора, по совместительству колумниста "Вашингтон Пост", не получится, несмотря на всё его влияние на умы и приглашения в Давос. Можно до упаду твердить: "Ребята, давайте жить дружно!", но пока мыша не схватить за одно место, он будет продолжать шкодить. Пока гром не грянет - мужик не перекрестится.


Аминь.

Показать полностью

Добрые внутри (2)

Серия Рутгер Брегман

Продолжаем знакомиться с книгой Рутгера Брегмана "Добрые внутри. Новая история человечества."


Ссылка на предыдущую часть.


Коротко о уже рассказанном:


Кто был прав в споре о природе человека: Гоббс (говорившим о "злой" сути, скрытой под цивилизующей коркой культуры) или Руссо (тот, наоборот, утверждал о портящей "хороших" людей частной собственности и т.п.)? Мы думаем в большинстве своём, что дурны по природе своей, и оттого на самом деле становимся плохи, исполняя таким образом это "пророчество". На самом-то деле мы добрые! Люди склонны помогать друг другу. Есть данные, говорящие о том, что мы эволюционировали в людей именно из-за доброты. А войны и все прочие пороки - это всё современные "изобретения". Дикари - они хоть на лицо ужасные, но все добрые внутри. Мало ли что про рапануйцев рассказывают, что они мол, истребляли и ели друг друга. Всё враньё, мы - добрые!


Пусть, ладно. Но почему мы склонны при этом на строительство концлагерей и прочие мерзости? Автор идёт по следу, пытаясь анализировать то или иное проявление мерзости человеческой.


Список открыл тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо. В ходе которого студенты-добровольцы, разделенные на надзирателей и узников, настолько хорошо вжились в роль, что дело дошло да садизма и издевательств. Рутгер полез в источники, и нашёл указания, что тех, кто исполняли роль охранников, сами организаторы подбивали на жестокости и прочее, и они работали по сценарию. Словом, театр, а не эксперимент. Не считается.


Стенли Милгрэм в свою очередь одевал испытуемых в шкуру экспериментаторов, бьющих испытуемых электрическим током. Ток был ненастоящий, но они об этом не знали, и всё равно исправно доводили напряжение до 450 Вольт. Подчинение авторитетам? Как бы не так. Рутгер утверждает, что на самом деле "экспериментаторы" старались ради науки. Принося, так сказать, свои моральные соображения в жертву. То есть работали из лучших побуждений. Из лучших побуждений действовали и эсэсовские палачи типа Адольфа Эйхмана, который до самой казни не раскаялся в своих действиях. Тот был никакой не садист. Он просто хотел хорошо делать свою работу, которую считал необходимой.


А вот ещё один случай. На глазах у множества свидетелей убивают Китти Дженовезе, и никто не вмешался. Дело получило широкую огласку в прессе и испортило настроение и веру в человека у многих читателей. Рутгер говорит: всё неправда, и звонили, и бежали на помощь. Это полиция слажала и журналюги переврали. В крайнем случае, люди думали, что раз все видят, то уж точно кто-то позвонил, и не звонили сами. Эффект свидетеля. Вот здесь я соглашусь с автором. Как правило мы помогаем попавшим в беду, особенно если знаем, что, кроме нас, помочь некому.


Или вот ещё что. Почему немецкие солдаты так ожесточённо сопротивлялись, когда уже всем было ясно, что война проиграна? Автор говорит, что воевали дальше, чтобы не подвести боевых товарищей. Они не были кровожадные садисты, вопреки пропаганде. Это их не оправдывает, но вполне даёт объяснение их действиям. Из лучших побуждений. Даже полугодовалые младенцы любят помогать, как показали результаты исследований. Казалось бы. На самом деле, не всё так просто. Бэбики любят помогать своим и боятся чужих. Более того, ксенофобию детям можно привить, тем более, что разницу в цвете кожи они прекрасно видят и осознают, независимо от того, что им говорят им о том, что "это не важно".


А как же эмпатия, сопереживание? Почему этот мощный инстинкт не сдерживает нас от злых поступков? Оказывается, дело это такое, не совсем унивесальное. Сродни фонарику. Мы можем сочувствовать кому-то одному, но неспособны любить при этом всё человечество. Неспособны. Можно развить мысль автора. Для человека всегда будут "свои" и "чужие". Ему они нужны для самоидентификации. И своих он всегда будет любить больше, чем чужаков. Потому не стоит рассчитывать на то, что мы когда-то сможем любить первого встречного. Своя шкура ближе к телу. Так было и будет.


Миллионы жертв в прошедших войнах автор объясняет не садизмом или испорченностью человеческой природы, а увеличением психологической дистанции к противнику (сбрасывая бомбу, не видишь жертв), а также психологической и наркотической накачкой солдат. У многих после войны на этой почве ехала крыша. А вот у генералов - не ехала. Они и воевали на безопасном расстоянии, и были в моральном отношении похуже солдат. Исследователи тоже хором подтверждают, что процент мерзавцев в руководящих креслах всегда выше "среднего по больнице". Чем это объясняется?

Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно.

Похоже, лорд Актон был прав. Во всяком случае эксперименты профессора Дачера Кельтнера наводят на мысль об этом. Группу студентов с выбранным из них по жребию руководителем засаживали за какое-нибудь скучное занятие. По ходу дела им приносили печеньки. И кому доставалась лишняя печенька? Правильно, шефу. И съедал он при этом её небрежно, чавкая и кроша. Нечто похожее происходит с перенесшими травму лобных долей: они становятся социопатами: действуют сугубо в своих интересах, не обращая внимание на других, лгут, не краснея. Так и начальничек просто в силу своего положения становится увереннее и наглее. Подчинённый же наоборот разуверяется в своих силах, чем облегчает работу шефа. Эта теория, по словам Рутгера, способна объяснить более низкую способность мужчин к состраданию, которое, как оказалось, не обосновано генетически. Женщины лучше понимают другого потому, что в обществе находятся в подчинённом положении. Интересно, подумал я, давай-ка схожу по ссылке. И там стоит: "Генетический анализ эмпатии: корреляция с аутизмом, шизофренией и анорексией". Ни слова про мужчин и женщин. Как видно, наш автор, изо всех сил придираясь к "неудобным" для него исследованиям, довольно неразборчиво относится к тем, что могут послужить основанием для "удобных" выводов.


Автор уверен в том, что власть - это своего рода наркотик с определёнными побочными эффектами. Он сравнивает людей с обезьянами, и говорит, что, хоть гориллы и шимпанзе имеют черты, которых бы одобрил сам Макиавелли, есть ещё и готовые помогать и делиться бонобо. И мы, говорит Рутгер, похоже больше на бонобо, хотя бы потому, что в нашей природе заложено отвращение к неравенству. Здесь я вынужден вмешаться: не к неравенству, а к несправедливости! По справедливости - не всегда значит поровну.


Вот и добрались мы до основного, программного высказывания Рутгера. В доисторических обществах (то, что марксисты называют "первобытным коммунизмом") люди жили сообразно своей природе: делясь и помогая друг другу, не допуская большого неравенства. С появлением оседлости и ростом неравенства вождям приходится объяснять, на каком основании они пользуются своими привилегиями. Приходится заниматься пропагандой. Говорить, что на то воля богов и т.д. А на самом деле заслуг у банкира вождя не больше, чем у мусорщика рядового подданного. О чём мы уже узнали из предыдущей книжки Рутгера.


Помимо пропаганды, вождям пришлось заняться конструированием мифов, чтобы с их помощью сплотить широкие массы под своим руководством. Самый успешный и известный миф - это, конечно, идея Бога, всевидящее око которого держит под присмотром каждого простого смертного. Очень удобно: поди уследи за ними всеми, а так - будут сами собой мучаться совестью. В принципе, человечество издавна пользовались мифами, вот только в современности опровергать старые негодные мифы стало весьма рискованным занятием в свете того, что на защите существующего порядка стоит государственная машина насилия. Станете утверждать, что деньги - это фикция и потому платить налоги не надо, и вам быстро покажут, на чьей стороне правда (и сила).


Смена власти, которую несложно было осуществить в первобытной общине, стала возможна лишь при революции (большинство из которых терпит неудачу). И потом: сбросят одного царя, так после него придёт новый, не факт, что лучше. Демократия? Казалось бы, ничего себе решение, но уже Руссо заметил, что это никакое не народовластие, а "выборная аристократия". То есть народу даётся право выбрать из нескольких элитных групп. В США так было и есть с самого начала. И главное: в сложных иерархических обществах лучшие шансы на карьеру имеют те, кто руководствуются принципами из "Государя" Макиавелли, а именно бессовестные социопаты. У бесстыжего политика в арсенале гораздо больше средств, нежели у совестливого.


При всём своём желании выяснить, что Руссо был прав, Рутгер вынужден признать, что помимо доброты и дружелюбия, в людях сидят семена ксенофобии. То есть, мы, конечно, добрые, но с изъяном. С изобретением частной собственности в комбинацией с иерархией эти семена пустили рост, удобряемые развращающим влиянием власти. Механизм насилия всегда прост: во имя товарищества и под влиянием пропаганды власти люди оказываются способны на самые ужасные поступки. Просветители пытались исправить ситуацию. Они хотели поставить запрячь низкие человеческие качества для достижения высоких целей. Как в повозку рынка запрягается человеческая жадность, в результате чего достигается взаимодействие миллионов человек и рост всеобщего благосостояния. Как в условиях демократии амбиции элит уравновешивают друг друга. Неудивительно, что именно в наиболее просвещённых странах Бог становится, по словам автора, "безработным".


К сожалению, просвещение обнаружило и свои тёмные стороны. Капитализм. Социопаты у власти. Расизм. При том что философы Просвещения не считали людей негодяями, они за основу политики взяли такую систему, предполагающую именно то, что все люди - негодяи. А раз так - то люди в таких условиях сами собой мутируют в негодяев. Ноцебо. Самосбывающееся пророчество. Можно ли сделать по-другому? Автор рассказывает об этом в конце книги.


Мне с самого начала бросился в глаза дилетантский подход автора, который взялся искать ответ на вопрос о природе человека, не прояснив вначале, что он имеет в виду под добром и злом. На мой взгляд, мы, если не находимся во власти эмоций, всегда действуем с позиции добра, но трактуем это добро каждый по-своему. Что русскому хорошо, то для немца смерть. Вопрос о добре и зле решается на основании ценностей, а они - продукт культуры. В каждом обществе кроха-сын приходит к отцу, который и рассказывает ему, что есть и что не есть гут. И в каждом обществе есть такие, которые эти ценности не усваивают или усваивают превратно. Они могут принести (и приносят) много вреда. Это факт, это было, есть и будет. Вопрос в том, как уменьшить их количество, а также что делать с теми, кого уже не перевоспитаешь. Если не станешь относиться по умолчанию ко всем, как к мерзавцам - рано или поздно настоящие мерзавцы "хакнут" систему, уж сколько раз так было. Посмотрим, что предложит Рутгер. Не питаю особого оптимизма в этом отношении - похоже, наш "книжный червь" ещё молод, как мыслитель, и недостаточно хорошо знает людей. Но всё равно интересно, до чего он додумается.

Показать полностью
16

Добрые внутри (1)

Серия Рутгер Брегман

Доброго времени суток, уважаемые!


Не забыли ещё историю про мальчиков-робинзонов, получившую недавно широкий отклик на Пикабу? Там указан Яндекс Дзен в качестве источника. На самом деле эта забытая история получила вторую жизнь, благодаря свежей книжке современного утописта Рутгера Брегмана, про которого я уже рассказывал здесь. Рутгер имеет талант угадывания чаяний современного европейца. Он смотрит в будущее, видит проблемы, с которыми мы столкнёмся там и предлагает решения. Он зрит в корень. Мне это нравится, пусть даже у него в книжках хватает чепухи. На то у нас самих голова на плечах, чтобы не глотать бездумно всё подряд.


На этот раз наш автор обратился к вечной философской проблеме - природе человека. Какие мы: добрые или злые? Он уверен, что нашёл решение.

Изначально книга называлась "Большинство людей хорошие". Английский перевод назвали каламбурно: "Humankind", как бы "человечество", но выделяя слово kind, то есть "добрый".

По-видимому, так будет называться и перевод на русский, который по идее должен скоро появиться.  А мне больше нравится так:


Добрые внутри. Новая история человечества.


Как видно, скромностью наш автор не страдает, именуя свою публицистику столь глобально. На научный труд книга как-то не тянет, хоть сносок на источники в ней хватает. Автор, заранее "догадываясь" об ответе на вопрос, ищет подтверждения своей точки зрения в научной и прочей литературах. Тема в наше время становится всё более актуальной, так что книжке суждено получить широкий отклик у современной левой публики, да и не только.


В прологе опровергается миф Гюстава Лебона о том, что удары судьбы открывают самое плохое в человеке. На примере массовых настроений после бомбёжек Второй мировой автор показывает, что нормальная реакция человека на бедствия - не снижение морали, но наоборот, укрепление её.


Спросите своих друзей: хорош ли человек или плох? Большинство наверняка ответит: "Конечно, плох!" Примеров нехорошего поведения - несть числа. Из-за такого невысокого мнения о своём ближнем многие сами начинают совершать низкие поступки. Получается что-то вроде самосбывающегося прогноза. Раздувается столь невысокое мнение о человеческой природе средствами массовой информации. Обывателя кормят криминальной хроникой, всевозможного рода проишествиями и сообщениями о военных конфликтах, хотя на самом деле обычная жизнь вполне мирна и благополучна. Но мало кого заинтересуешь новостью о снижении числа бедных или о продолжении мирной жизни в деревне Х. Вот так и получается, что нам постоянно внушается негативная картина мира, и мы сами от этого становимся хуже.


Негативное представление о природе человека нашло своё выражение в историях наподобие Повелителя мух. Рутгер ещё в юности прочитал эту книгу. Она произвела не него тягостное впечатление. Впоследствии он её перечитал и пришёл к выводу, что что-то в этом повествовании нечисто. Узнал, что автор был алкоголик, страдал депрессиями и бил своих детей. И что книга явилась своего рода его самовыражением. Рутгер не успокоился и стал гуглить в поисках чего-то подобного, что на самом деле могло бы приключиться. Вывалился в блог, где рассказывалось про случай 1977 года, но без указания источника. Стал копать дальше - нарыл упоминание о книжке. Купил книжку у букиниста - да, есть история, но снова без источника. Долгие поиски в газетных архивах - без результата. Один раз он ошибся при задании временного фильтра, и оказалось,77-й год был опечаткой. Дело было на самом деле в 1966 году. Так одна опечатка исправила другую. Австралийская газета The Age рассказывала историю, которую через полвека уже почти забыли, и которая и нашла потом свою дорогу на Пикабу. Рутгер отправился в Австралию и разыскал и того самого капитана, и одного из мальчишек, которого он полсотни лет назад спас. Капитан этот после всей этой истории стал ловить крабов в акватории Тонга, взяв в команду кого бы вы думали? Да, всю гоп-компанию робинзонов, оставшихся друзьями на всю оставшуюся жизнь.

Капитан Питер Уорнер рассказывает настоящую историю, а не враньё из "Повелителя мух".


Философская традиция знакома с обоими взглядами на природу человека. Томас Гоббс учил о "войне против всех", в то время, как Жан-Жак Руссо рассказывал об испорченной цивилизацией доброй сути людей. Не лишне было бы указать автору, что противопоставление добра и и зла как природы человека берёт начало не столетия, но тысячелетия назад. Уже добрые три сотни лет до рождения Христа Мэн-цзы и Сюнь-цзы вели полемику на этот счёт.


Мэн-цзы "топил" за добро:

Если природа человека повинуется естественному движению чувств, то она может стать доброй.

Сюнь-цзы имел свою точку зрения на этот счёт:

Человек от рождения наделён дурной природой, а то, что в нём представляет добро, есть приобретённый навык.

Рутгер пытается выяснить, какой из философских лагерей оказался прав. Позвольте, скажете вы, сотни лет прошло, и до сих пор ответа не найдено, на каком основании наш автор собирается что-то выяснить? А на основании новейших достижений науки!


Если сравнить скелеты современного человека и жившего одновременно с ним неантертальца, бросится в глаза грубость черт неандертальца, его большая сила и больший объём мозга. Вряд ли они были глупее нас. Если сравнить тесты умственных способностей детёнышей обезьян и человека, то тоже можно сказать, что люди не блещут на фоне  верстников (замечу, однако, что развитие мозга не заканчивается в раннем детстве, потому автору следовало бы сравнивать не детей, а взрослых). Тезис Рутгера - в том, что люди в процессе естественного отбора обособились в "недоразвитый" в физическом отношении вид, получив при этом возможность социального обучения, то есть учиться, глядя на других. Что же служило критерием отбора?  Доброта.


Разумеется, идея эта не самого Брегмана. Он её взял у Брайана Хейра, а тот - у профессора Дмитрия Беляева, одомашнивавшего серебристых лисиц в Новосибирске. Отбирали самых ласковых - получили пятнистых, хвосты колечком - и столь же смышлёных, как и собачки, и дети хомо сапиенс. Все они (или мы?) побивают другие биологические виды в тестах на социальное обучение.

Людмила Трут с соратниками и питомцами. Источник: subscribe.ru


Вот тебе и Дарвин,  и "выживает сильнейший"! Выживает не сильнейший и не умнейший, а наиболее приспособленный. А нашем случае - дружелюбнейший. А социальное обучение - это приятный бонус. Правда, непонятно, почему пятнистость у нас не наблюдается, но это уж я придираюсь.


Ха, скажете вы, это по отношению к "своим" мы добрые, а врагов и чужаков мы ух как не любим! Рутгер в ответ на это соображение приводит книгу американского историка Самюэля Маршала, принимавшего участие в войне против японцев на Тихом океане. После боя он опросил бойцов, и оказалось, что подавляющее большинство участников боевых действий отказывалось стрелять в японцев. Лишь процентов двадцать пуляли от души. Так было и с британцами на Сицилии, и в американскую гражданскую. Вот только не слыхал я о таком ни от советских, ни от немецких исследователей. Может, я плохо знаком с материалом, но таки не слыхал. Конечно, убить человека - серьёзное испытание, в рукопашную идти не каждый отважится. Но нажать на курок или сбросить бомбу - уже гораздо легче, и это вполне по силам уже очень многим. Вернувшись к антропологии, Рутгер говорит нам, что война - изобретение позднейшее. Убедительных доказательств доисторических войн и конфликтов на настоящий момент не имеется. Вернее, они есть, но наш автор их подвергает сомнению.


Автор приводит нам примеры миролюбивых первобытных обществ, доживших до наших дней. Колумб встретил такие на Антильских островах. У них не было иерархии, а самых задавастых эти эгалитарные общины забрасывали копьями (угу, добро должно быть с кулаками). Война и всё прочее насилие появились позднее, когда человек изобрёл сельское хозяйство. Вот тогда и болезней (включая венерические) от домашних животных понабрались, и патриархат установили, и религии с человеческими жертвоприношениями понапридумали. А потом появился и самый ужас-ужас: государство. Конечно, у этого величайшего насильника всех времён давно появились идейные враги - анархисты. В их трудах которых черпает вдохновение и наш автор. Дэвид Гребер и Джеймс Скотт - эти имена у многих на слуху. Анархизм, конечно, не нов, как не новы его недостатки. Кто против государства, тот в конце концов и против полиции. В этом деле у анархиста появляется благодарный союзник в лице бандита, который промышляет тем же самым насилием, против которого борется анархист. Так было и после Великой Октябрьской, так случается и сейчас, в "колыбели демократии". Впрочем, я отвлекаюсь. Мне с трудом верится во всю эту идиллию первобытного коммунизма. В процессе колонизации Сибири русские тоже сталкивались с обществами, близкими к первобытным, и трудно назвать их всех мирными. Племена вполне бодро себе грызлись за ресурсы.


В поисках человеческой неиспорченности цивилизацией Рутгер обращается к примеру острова Пасхи. Долгие годы мы верили в историю про то, как жители острова, приплывшие из Полинезии, вырубали свои статуи и транспортировали их на брёвнах к берегу. Лес из-за этого в конце концов кончился, почва подверглась эрозии, еды стало не хватать. Началась гражданская война, после которой уцелела лишь малая часть жителей. Пару тысяч, которых и застали европейцы, прибыв на остров в Пасху 1722 года. "Всё не так!" - говорит нам автор. Он нашёл исследователя по имени Ян Бёрсма. Хотя тот биолог, но интересуется также философией и историей. Так вот, если обратиться к источниками, то выяснится, что тот самый голландский капитан, впервые из европейцев ступивший на землю острова, описывал жителей острова как весьма дружелюбный и здоровый народ. Ни следа агрессии и истощения. Воспоминания стариков о гражданской войне и резне 1680 года Рутгер подвергает сомнению, ведь прошло много лет, это не их воспоминания, а воспоминания дедов их дедов. Археологического подтверждения насилия нет. Пятнадцать тысяч населения в былые времена - тоже миф. Если принять, что изначально из Полинезии приплыла сотня, то при приросте в полпроцента в год (максимальный прирост в доиндустриальных обществах) до наших времён как раз пару тысяч и наберётся. Оставив за скобками неизвестную "сотня", замечу, что полпроцента при наличии достаточных источников пропитания - маловато будет. Даже если взять не 0,5%, а хотя бы 0,7%, то весь расчёт пойдёт прахом - из сотни по прошествии лет получится свыше семи тысяч. Короче, не верю. Далее, автор говорит, что лес не мог весь пойти на статуи, а его сожрали крысы, привезённые на остров. Ну да, ну да. Как будто другого применения леса не нашлось бы. Да хотя бы на дрова!


В чём можно легко согласиться с автором - что настоящие бедствия начались для островитян после столкновения с цивилизацией. Кульминацией было прибытие в 1862 году перуанских работорговцев, увёзших 1407 человек (треть населения) на рудники. Благодаря международному вмешательству, перуанское правительство было вынуждено вернуть 470 оставшихся в живых рабов обратно на остров. Вот только в гавани отправления они подхватили оспу, и до острова живыми доехало лишь пятнадцать. Которые заразили и остаток населения острова. В 1877 году там осталось 110 человек, которые не смогли в полной мере сохранить культуру своих предков. Трагический финал. Население острова пострадало не от войны, не от голода, не от каннибализма. Все эти годы они успешно размножались, удобряя почву богатым на минералы вулканическим пеплом. Все беды - от пришельцев. Рассказы стариков про гражданскую войну и каннибализм - брехня.


Звучит складно, только, заглянув хотя бы в Википедию, убеждаешься, что точка зрения профессора-биолога - альтернативная. То есть одна из многих. Загадкой острова Пасхи интересуются многие учёные, и она на данный момент, увы, не раскрыта.


В целом по прочтению первой части у меня осталось смешанное впечатление. С одной стороны похвально стремление автора докопаться до автора, с другой стороны трудно судить о доброй природе человека, если знаешь, что и сам при определённых обстоятельствах способен на дурное поведение. Посмотрим, что автор скажет на этот счёт.

Вот как изобразил художник остров, побывав на нём в 1786 году.


Звучит складно, только, заглянув хотя бы в Википедию, убеждаешься, что точка зрения профессора-биолога - альтернативная. То есть одна из многих. Загадкой острова Пасхи интересуются многие учёные, и она на данный момент, увы, не раскрыта.

В целом по прочтению первой части у меня осталось смешанное впечатление. С одной стороны похвально стремление автора докопаться до автора, с другой стороны трудно судить о доброй природе человека, если знаешь, что и сам при определённых обстоятельствах способен на дурное поведение. Посмотрим, что автор скажет на этот счёт.

Показать полностью 3 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества