Музыка и удовольствия
О связи музыки и удовольствий можно подумать еще в таком контексте. С точки зрения музыки мы получаем удовольствие от последовательного воспроизведение звуков. Такие же примеры получения удовольствия от последовательных действий мы можем найти в спорте и цирке. Например мы можем наблюдать за прыжками с шестом на стадионе и видеть как спортсмены все выше и выше поднимают планку через какую нужно перепрыгнуть. Если некий спортсмен , бьет мировой рекорд на 10 или 20 см мы получаем кучу эмоций , потому что преодоление мирового рекорда даже на один сантиметр уже крупная победа. Очевидно также, что мы глазами не можем на самом деле измерить высоту планки и даже не сможем понять обманули ли нас сказав что спортсмен обновил мировой рекорд на 20 сантиметров . То есть то сколько мы получим удовольствия от просмотра последовательности действий спортсмена зависит от окружения и как наш мозг понимает это окружение. Мы можем придумать другой пример связанный с этим эффектом , пусть мы играем в компьютерную игру на компьютере в которой тоже есть стадион и прыжки с шестом , если в этой игре мы превысим мировой рекорд даже на один метр , то мы не получим столько же удовольствия как на реальном стадионе. То есть наш мозг четко понимает границы нашего физического мира и отличает физический мир от игры , и если мы увидим как человек на улице в реальности поднимает машину двумя руками мы очень сильно удивимся. То есть наш мозг получает сильное удовольствие от преодоления границ физической реальности которую он знает и понимает при этом он понимает что эта реальность не компьютерная игра. Эволюционно получать удовольствие от такого преодоления довольно выгодно , если гепард к примеру начинает бежать быстрее то очевидно что он поймает больше добычи. Соответственно когда мы в цирке видим что канатоходец проходит по канату наш мозг понимает насколько это трудно , и насколько это опасно. Тут будет интересно упомянуть другой пример , например мы можем ехать на Сапсане или Ласточке между Москвой и Питером со скоростью 200-250 км в час , однако от просмотра пейзажа за окном мы не получим столько же удовольствия и адреналина как гонщик на болиде формулы один по трассе. Соответственно получается интересная вещь - величина удовольствия которую мы получим при просмотре некоторых последовательностей действий связана с тем насколько эта последовательность действий с точки зрения нашего мозга особенна и насколько трудно ее воспроизвести