Серия «Море»

5

Адмиральская проверка

Серия Море

Рассказал приятель служивший в В.М.Ф. СССР. Приписка – Севастополь, корабль – вертолётоносец «Москва» (постройки 1965 г). Сначала о главном герое: в последнем призыве попал к ним служить парень, про таких говорят: пастух спустился с гор за солью, а его в военкомат загребли. На русском плохо говорил, да и с грамотой совсем худо. По своим способностям для флота он был негоден, да ещё физиологические особенности: побритое утром лицо к обеду превращалось в чёрную рожу заросшую по самые глаза. Парня изрядно кошмарили все подряд отчего он ещё больше одичал.

И вот командующий Ч.Ф. запланировал прибыть с проверкой на корабль. Мероприятие важное и ответственное. Команда взялась за подготовку: сначала корабль был приведён в состояние – «лучше чем новый», затем внешний вид личного состава. Всё сверкало и блестело! Клёш была отглажена так, что муха ударившись в стрелку брюк – разрезалась надвое.

Про нашего героя мичман сказал: «Этого на нижние палубы к топливным танкам, что бы свита случайно не увидела».

И вот в момент торжественного приветствия (как на рис 1) рядом с адмиралом открывается люк аварийного выхода (рис 2) и там показывается пещерная физиономия. Индивидуум попытался скрыться, но у адмирала оказалась быстрая реакция: «Товарищ матрос, ко мне!» Из люка выбралось чудо: роба старая, грязная, рваная и мятая как из задницы бегемота, брюки совсем короткие носков нет, шнурков нет ноги и руки чёрные, сам заросший, как орангутанг. Доплёлся до адмирала и доложил: «Тавриса мисмана матроса Каргырдынганбеков твая приказа прибыль». Говорят кэп хотел зарезаться собственным кортиком.

Показать полностью 2
10

Уникальная рыбалка

Серия Море

Речь пойдёт не о рыбалке с удочкой, а о рыбном промысле с использованием траулера БМРТ польской постройки. В молодости посчастливилось мне попасть в экспериментальный рейс. Суть эксперимента заключалась в следующем: ранее (в СССР) флот на промысле строго выполняли задание базы, т.е. работал принцип – ты сюда не ходи, ты туда ходи. Здесь решили дать кэпу полный карт-бланш по выбору места промысла и вообще свободу действий. Для исполнения назначили высококлассного капитана. Кэп спланировал и исполнил шикарный рейс! Мы поработали в трёх разных местах промысла. Первые три месяца на кальмаре в районе Аргентины (менялись в Буэнос-Айресе), затем пересекли Атлантику и прошлись по банкам на Китовом хребте и закончили на хеке в районе Намибии. Из трёх уникальным местом явился Китовый хребет о нём речь. Там мы ловили довольно ценную рыбу: кабан и берикс. Признаюсь, до рейса я про такую рыбу не слыхал. Понятно, что хребет это цепь гор, в нашем случае подводных. Сложность заключалась в том, что в месте промысла скалы подходили близко к поверхности, а успех рыбалки состоял в том, чтобы максимально протралить банку между пиками. Риск был в том, что при ошибке можно было оставить трал на скале или вытащить порванные в хлам ошмётки.(стоимость трала равнялась цене автомобиля Волга Газ-24) При этом время траления иногда составляло 15-30 мин.(на чистой воде 2-3 часа) Но за эти 15-30 мин мы вылавливали 5-15 тонн. Для такой рыбалки необходима виртуозная работа капитана (штурмана) и чемпионская работа бригады добычи. Для матросов команда: «Пошёл трал!» звучала, как выстрел стартового пистолета, начиналась гонка за секундами. При выборке надо ещё быстрее, летали, как пираты на абордаже. Кэп несколько дней выходил из ходовой только в гальюн. Ни один трал не повредили. Ещё одна особенность хребта в том, что тралить банки повторно абсолютно бессмысленно – в течении 1-2 месяцев там больше ничего не словишь и мы перешли на хек. Морали нет, просто история.

Показать полностью
285

Как я морской опыт приобретал

Серия Море

Море. Траулер. Я делаю свой первый рейс. Однажды в перерыве между вахтами сосед по каюте предложил позагорать на баке.(носовая часть) Хорошая идея, я взял книгу, картонную тару (лежак) и комфортно устроился возле горловины трюма. Таких было ещё 3-4 чел. Через некоторое время штурман объявил по спикеру (громкая связь): «Выбираем трал. Выполняем разворот». При этом все находящиеся на баке дружно встали и начали уходить. Сосед, проходя мимо сказал: «Что лежишь? Пошли. Разворот». И ушёл уверенный, что я пойду следом. Почему надо уходить я не понял и решил ещё полежать. Коротко объясню суть дальнейших событий. Траление всегда происходит по ветру, трал за бортом изрядно уменьшает скорость и идти при этом носом на волну плохой вариант. После траления (2-3 часа) траулер разворачивается и забегает на исходную позицию. Вот эти два прохода: с малой скоростью по ветру и полным ходом носом на волну с точки зрения мореходности сильно отличаются. Я лежу на спине, появилась килевая качка (не реагирую), характерный плеск из-под форштевня (не страшно!) когда добавили ход, я вдруг увидел, как над баком взлетела стена воды высотой с трёхэтажный дом. Смотрел на это, как зачарованный и не шевельнулся даже, казалось всё происходит в замедленном действии в кино. Что характерно, вода не исчезла в голубой выси, а обрушилась на палубу. Меня смыло и смачно шлёпнуло об надстройку. Повезло: серьёзных повреждений не получил только шишку на память. Книгу, майку, кепку, тапки, очки разметало по палубе. Это не всё: на траулере РТМ-А конструкция такова, что выйти с бака можно через единственную дверь в надстройке (на фото это наглядно). Дверь эта водонепроницаемая т.е. тяжёлая, стальная конструкция с задрайками.(примерно, как на фото-2) После разворота ветер поменялся на встречный, я пытаюсь открыть дверь, а её мощным сквозняком рвёт из рук и буквально всасывает обратно. Если бы мне даже удалось отжать дверь, то проникнуть через неё безопасно вряд ли бы получилось в таких условиях. Такая дверь если прихлопнет – травма гарантирована. Повезло снова: мой сосед – опытный мореман не дождавшись меня в каюте, понял: этот тупой солдат не ушёл с бака. Прибежал обратно и помог мне выйти из сумрака. Как положено обматерил и меня и отдел кадров базы который понабрал пехотинцев по объявлению. Такой вот опыт.

Показать полностью 2
15

А рыбу воровали в «огороде»

Серия Море

Сначала небольшое напоминание: территориальные воды находятся в пределах 12 миль от берега и есть ещё понятие 200-мильная экономическая зона. Всё, что в границах зоны это собственность государства. Поэтому проход и нахождение в зоне не запрещены, но любой вид промысла, только с разрешения.

На рыболовном траулере признаком нахождения в промысловом режиме являются поднятые грузовые стрелы (долго объяснять, что это, посмотрите в инете). Трактовка однозначная – стрелы подняты значит ты ведёшь промысел, где трал при этом не имеет значения. В походном режиме они лежат горизонтально. При нахождении в зоне стрелы должны лежать иначе обвинят в браконьерстве. На промысле иногда происходят такие ситуации: нашли мы большой, плотный косяк рыбы и лопатим его. Рыбалка идёт отлично: 3 часа траления и в мешке 30-35тонн (оптимальный подъём) и так раз за разом. Но косяк мигрирует и сегодня он ничей, а завтра может оказаться в зоне, где ловить нельзя. Как такое перенести рыбаку? Зона большая, контролировать её трудно и капитаны иногда рискуют. Вылов в зоне называют «залезть в огород». В «огород» лазят только ночью, днём пароход могут сфотографировать с воздуха и возможно из космоса. Ночью если и засекут радаром, то это не факт, что ты ловил, просто находился. Весь свет гасят, в том числе ходовые огни , что является грубым нарушением правил , иллюминаторы задраивают, если кто не спит. Погранцы и военный флот любой страны старается браконьеров заловить. По скорости хода нетрудно определить, что пароход идёт с тралом .Трал сильно замедляет ход . Задача браконьера не допустить визуального контакта. Соревноваться в скорости с кораблём траулер не может, там и мощь и мореходность отличная, но нам достаточно выскочить из зоны, потом уже ничего не доказывается. Если обнаружил на радаре, что кто то приближается, надо сразу рвать когти. А если трал за бортом? Выбирать трал – тоже потеря времени. Цена вопроса настолько высока, что трал не жалеют, сбрасывают. Стоимость трала равнялась цене автомобиля Волга ГАЗ 24 - мечта любого шофёра в СССР. Для процедуры сброса на кормовой палубе дежурит сварщик, в полной боевой. Болгарок ещё не было и он в случае «полундры» обрезал оба ваера. А потом дед пытается выжать из дизелей фулл СПИД.(самый наиполнейший)

Старые матросы рассказывали про случай: наш (советский) траулер выскакивал из зоны в районе Марокко, за ним местный пограничный катер. Вроде успели выскочить, но «мавры» обиделись, забыковали, предъявили браконьерство и приказали идти в Касабланку. Наши запросили помощь и ближайший военный корабль шёл к ним. Кэп начал оспаривать действия и тянуть время, но «мавры» не считали до трёх предупредили и всадили очередь из крупнокалиберного пулемёта по фальштрубам. Только куски отлетали. Матроса ранило осколком в ногу. Пришлось подчиниться, в порту конфисковали всю рыбу из трюмов и присудили выплатить базе 350000 $ и лично капитану 50000$. Казалось, что такое Марокко против Союза фигня ! Однако пришлось всё быстро заплатить.

Благодарю за внимание.

Международный браконьер.

Показать полностью
9

Как мы в Перу играли в футбол

Серия Море

После окончания промыслового рейса мы зашли в Лиму , для смены экипажей.(время-СССР). До вылета было 3-4 дня. Все успели затариться иностранным барахлом, время оставалось и было предложено съездить на пляж. Кэп согласился и заказал 2 автобуса. (есть спецсредства для этого).

Дорога к пляжу вела мимо оного и возвышалась над ним. Пляж из автобуса просматривался отлично. Там мы увидели , что такое массовый футбол : весь пляж был усеян футбольными площадками почти впритык одна к другой. Какие площадки? – пара ворот на песке , или рамка из труб зарытых в землю или переносных приличных с сеткой. Везде не просто играли 2 команды , а ещё 2-3 сидели и ждали своей очереди. Приехав мы обнаружили , что возраст играющих от 8 до 60. Седые мужики носились рядом с детьми и орали ещё громче детей.

Нам, кто помоложе тоже захотелось побегать, до чесотки в пятках. Местные , видимо поняв , что мы иностранцы и заметив горящие глаза, пригласили нас поиграть. Шансов выиграть конечно не было. Восьмилетний шкет в 2 секунды 3 финтами делал из тебя клоуна, «проверял» между ног и убегал за спину. Но один гол мы забили! Подозреваю, что нам дали забить. Поиграли мин. 10 счёт : 8-1. Главное не победа.

10632

Как Иван жену на верность проверил

Серия Море

Моряки к возможным или невозможным изменам жён относятся спокойно и философски. На случай подначек по этому поводу имелся ряд стандартных ответов. Например: Моя жена изменяет? Так хорошо, значит здоровая женщина попалась, а у твоей проблемы? Или: Изменяет? Хорошо! Значит ещё нравится мужикам, а тебе, что не повезло, никто не хочет?

Был такой случай, экипаж вышел в рейс из своего порта на Балтике, в Северном море сдох один главный двигатель. Пришлось возвращаться. Связи такой тогда не было, база знала, а родные нет. Прошло 2-3 дня, домой пришли ночью.

Никто из семейных живущих в городе не пошёл домой. Некоторым пройти надо было 300 м. Чтобы случайно не подставить свою семью. Одна моя знакомая в этом месте рассказа восхитилась: Вот молодцы мужики!!

Я всё это к тому, что мой рассказ не суровое расследование, а весёлый прикол.

Раньше (сейчас не знаю как) на спасательных жилетах имелась хитрая батарейка и припаянная к ней лампочка. Это была система подсветки человека за бортом. Хитрость батарейки в том, что она начинала работать только при попадании морской воды внутрь. Там имелись 2 отверстия с маленькими пробками. Как стемнело пробки вытащил – лампочка загорелась.

Один шутник-затейник выпорол из жилета эту штуку и после рейса принёс домой. Жене заявил это новое японское средство для определения половых связей за последние 3 месяца. И предложил ей пописать в тазик. Потом бросил туда батарейку и лампочка загорелась.

И жена ломая руки сказала: «Ванечка прости я только 2 раза».

Показать полностью
13

Никотиновая пытка

Серия Море

Это был промысловый (рыбный) рейс в котором мы должны были вернуться домой своим ходом. Такое происходило нечасто. Обычно пароход заходил в ближайший от места промысла порт и там происходила смена экипажей. Отработавший экипаж улетал самолётом и таким же способом прибывал свежий. Понятно, что так происходило из-за больших расстояний , идти меняться своим ходом из Лимы , Луанды и Буэнос-Айреса дело долгое и дорогое. Своим ходом шли домой когда пароходу требовался капитальный ремонт. Наш пароход был старичок-ветеран уже переживший несколько капремонтов.(Примечание: пишу о том , что было при СССР , как сейчас происходит – не знаю , что то мог подзабыть , прошу не засовывать под паёлы.)

На пароходе имеется такая вещь , как ларёк. Это маленький магазин в котором дают товар под запись , потом вычитываит из зарплаты. В ларьке продают вещи которые в рейсе могут закончится или истрепаться: мыло , паста , щётка, носки, трусы, чай, кофе, сахар, парфюм, бритвенные и т. д. И конечно там есть сигареты. Речь о них. Отвечает за ларёк второй помощник к-на (2ПК).

В определённое время мы загрузили все трюмы рыбой под завязку и пошли домой. Загруженный пароход присел к ватерлинии и уставшие дизеля не могли обеспечить чемпионский ход. К тому же дед (стармех) жаловался , что в машинном , что то находится на грани поломки и полный ход дать не можем. Помню в Бискайском заливе (там штормит постоянно), шли носом на волну всего 8 узлов.

Возможно в связи с этими обстоятельствами 2ПК допустил ужасную ошибку: не рассчитал сколько понадобится сигарет на переход. Шли мы из района Намибии и переход занял около 30 суток. Сигарет хватило только на пол-перехода. Некурящим понять масштаб катастрофы трудно. Нет сигарет на берегу и нет в море на переходе это совсем разные вещи, т. к. в море это от слова совсем нет и взять негде. Кстати на переходе - это ключевой момент. Найти сигареты в районе промысла – не вопрос. Всегда неподалёку кто то ещё рыбачит (где рыба ловится там и рыбаки ошиваются) и одолжить на другом пароходе можно что угодно : продукты, топливо, запчасти, даже классного специалиста дадут на пару дней, если надо, такие законы.

На борту происходили смешные и диковатые вещи. Представьте: сидит в каюте группа матросов вяло играют в карты , у всех в голове одна мысль где взять?

Один говорит: «О!!»

Толпа подрывается: «Что!!!!»

Один: «На выгрузке, за горловиной трюма, большой бычок бросил!»

Толпа летит к горловине, там ножами вычищают от грязи всю канавку вокруг горловины (с десяток метров).

Сначала ободрали и скурили все оставшиеся веники в бане. Кстати многие мореманы берут с собой в рейс персональные веники. Потом начали курить зелёный чай из ларька. Это настоящая отрава, после второй затяжки начинаются позывы на рвоту. Картина бывало и комичная и трагичная: сидит под рубкой толпа мужиков и давятся самокрутками из газет по 2 пальца толщиной , дым стоит как от костра.

Пришли в порт. Буксир толкает нас к стенке (к причалу), на швартовку. Кто то из буксирной команды выходит на мостик и достаёт пачку беломора. От нас загробным голосом: «Братишка дай закурить». Мужик видимо удивляется, что у мореманов загранзаплыва нет пачки вшивого «Данхилла» и бросает через борт пачку папирос. Мы бросились на папиросы, как свора голодных псов. Слышались только крики типа: «Саня курим с тобой . Куда нах я забил. Оставьте пару тяг!!!» Буксирный от такого зрелища просто ох. Минуту стоял с открытым ртом и вытарещенными глазами.

Пришвартовались, на берег сразу нельзя, ждём таможню и погранцов. Родственников в порт пускают для встречи моряков. Представьте встречу: (муж жену не видел 6 месяцев)

-«Васенька , здравствуй!!!»

-«Сигареты есть?»

-«Нет!?»

-«Бляаааааа!!!! Бегом в магазин!!!!!!!»

И так у многих. Потом сигарет нам набросали через борт и рейс закончился.

Показать полностью
594

Как морской волк с морским львом говорил

Серия Море

Однажды на рыбном промысле в трал попал морской лев (лёва).

Интерес ситуации в том , что он оказался живой. Нам и раньше попадались львы, но они были уже дохлые. Дышат они воздухом, им выныривать надо , а из сетей не вынырнешь. Этот видимо попал в концовке , при выборке трала и выжил. Мы его не заметили сразу среди рыбы и вытряхнули на палубу. Лёва оказался некрупным ( около 2-х метров), но очень активным и агрессивным. Резво скакал на ластах ревел и на нас бросался пытаясь укусить. Кстати с задних ласт он мог довольно резво прыгнуть на метр-полтора. Для матросов небольшое развлечение , кидали в него рыбой, тыкали зюзьгой и скребком.

На палубе появился ещё один персонаж – наш пёс Шарик – крупный кобель немецкой овчарки. Шарик считал себя хозяином на палубе и гонял котов которые не имели права. Заметив чужого, пёс бросился на него с лаем и грозным рычанием. Казалось сейчас порвёт , как грелку. Лёва нисколько не смутился , наверное видел фраеров и покруче , чем мохнатый. Заревел в ответ, прыгнул навстречу и цапнул собаку за бок. Хорошо так цапнул – вырвал кусок шерсти. Шарик покидал палубу с пробуксовкой и жалобным визгом. Пока продолжались эти события лёва удалился от кормы и добрался до рубки , там он забился в угол и приготовился к обороне. События приобретали затяжной характер.

Небольшое объяснение к последующим событиям: что бы заработать в море надо выполнить план , он жёсткий и работать приходится с полным напряжением днём и ночью и хоть рейс и длится 180 суток (к примеру) , на промысле считают и минуты. Зачастую мешок с рыбой оттаскивают лебёдкой в сторону и сразу ставят другой трал.

Короче кэпу надоели эти танцы со львом и он объявил по «спикеру» (громкая связь): «Боцману! Обеспечить работу на промысловой палубе!»

Появился боцман с ломом и кувалдой. Судя по инструментам

участь у лёвы была незавидная. Да, план был забить и выбросить за борт. Однако за боцманом вышел Михалыч – лебёдчик из «вражеской» (не нашей) бригады.( услышал объяву). Лет ему под 60 было , с юности в морях , прожжённый такой морской волк. Капитан к нему на вы обращался и советовался по промысловым вопросам.

Свой адрес на берегу Михалыч помнил , но уже не точно. «Враги»

отдыхали и Михалыч был в трениках , тапках и майке. В руках нёс швабру. Обыкновенную швабру – т-образную , какой палубу моют. Нам сказал: «Не орите , спрячьтесь и не мелькайте!».Все послушались и даже боцман решил посмотреть , что будет . Я стоял рядом – за траловой лебёдкой метрах в 3-4. ( Пароход – БАТМ Николаевской постройки , если что).

Михалыч подошёл к лёве и начал разговор. Цирк просто. Говорил , как с другом который напился и буянит. Просил , уговаривал , грозил , ругал матом. Примерно такой монолог: «Так тихо успокоился и пошёл вон туда!. Тихо скотина я тебе сейчас порычу , туда иди говорю! Ты дурак понимаешь тебе сейчас башку растолкут кувалдой? Я сам знаю, что тебе надо, туда иди!» При этом тыкал его слегка шваброй.

Казалось из этой клоунады ничего не выйдет – дикий зверь он может и людей впервые встретил. Лёва рычал, бросался и кусал швабру. Однако через 2-3 минуты перестал рычать и кусаться , только пыхтел и фыркал и будто начал слушать. Ещё через минуту развернулся и пошлёпал к корме. Михалыч шёл следом и хвалил своего кореша, как родного сына за пятёрки и шваброй подталкивал в (задницы там нет) кормовую часть. Лёва добрался до слипа и благополучно «чухнул» за борт. Как это объяснить я не знаю. Может кто знает?

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества