Никотиновая пытка

Это был промысловый (рыбный) рейс в котором мы должны были вернуться домой своим ходом. Такое происходило нечасто. Обычно пароход заходил в ближайший от места промысла порт и там происходила смена экипажей. Отработавший экипаж улетал самолётом и таким же способом прибывал свежий. Понятно, что так происходило из-за больших расстояний , идти меняться своим ходом из Лимы , Луанды и Буэнос-Айреса дело долгое и дорогое. Своим ходом шли домой когда пароходу требовался капитальный ремонт. Наш пароход был старичок-ветеран уже переживший несколько капремонтов.(Примечание: пишу о том , что было при СССР , как сейчас происходит – не знаю , что то мог подзабыть , прошу не засовывать под паёлы.)

На пароходе имеется такая вещь , как ларёк. Это маленький магазин в котором дают товар под запись , потом вычитываит из зарплаты. В ларьке продают вещи которые в рейсе могут закончится или истрепаться: мыло , паста , щётка, носки, трусы, чай, кофе, сахар, парфюм, бритвенные и т. д. И конечно там есть сигареты. Речь о них. Отвечает за ларёк второй помощник к-на (2ПК).

В определённое время мы загрузили все трюмы рыбой под завязку и пошли домой. Загруженный пароход присел к ватерлинии и уставшие дизеля не могли обеспечить чемпионский ход. К тому же дед (стармех) жаловался , что в машинном , что то находится на грани поломки и полный ход дать не можем. Помню в Бискайском заливе (там штормит постоянно), шли носом на волну всего 8 узлов.

Возможно в связи с этими обстоятельствами 2ПК допустил ужасную ошибку: не рассчитал сколько понадобится сигарет на переход. Шли мы из района Намибии и переход занял около 30 суток. Сигарет хватило только на пол-перехода. Некурящим понять масштаб катастрофы трудно. Нет сигарет на берегу и нет в море на переходе это совсем разные вещи, т. к. в море это от слова совсем нет и взять негде. Кстати на переходе - это ключевой момент. Найти сигареты в районе промысла – не вопрос. Всегда неподалёку кто то ещё рыбачит (где рыба ловится там и рыбаки ошиваются) и одолжить на другом пароходе можно что угодно : продукты, топливо, запчасти, даже классного специалиста дадут на пару дней, если надо, такие законы.

На борту происходили смешные и диковатые вещи. Представьте: сидит в каюте группа матросов вяло играют в карты , у всех в голове одна мысль где взять?

Один говорит: «О!!»

Толпа подрывается: «Что!!!!»

Один: «На выгрузке, за горловиной трюма, большой бычок бросил!»

Толпа летит к горловине, там ножами вычищают от грязи всю канавку вокруг горловины (с десяток метров).

Сначала ободрали и скурили все оставшиеся веники в бане. Кстати многие мореманы берут с собой в рейс персональные веники. Потом начали курить зелёный чай из ларька. Это настоящая отрава, после второй затяжки начинаются позывы на рвоту. Картина бывало и комичная и трагичная: сидит под рубкой толпа мужиков и давятся самокрутками из газет по 2 пальца толщиной , дым стоит как от костра.

Пришли в порт. Буксир толкает нас к стенке (к причалу), на швартовку. Кто то из буксирной команды выходит на мостик и достаёт пачку беломора. От нас загробным голосом: «Братишка дай закурить». Мужик видимо удивляется, что у мореманов загранзаплыва нет пачки вшивого «Данхилла» и бросает через борт пачку папирос. Мы бросились на папиросы, как свора голодных псов. Слышались только крики типа: «Саня курим с тобой . Куда нах я забил. Оставьте пару тяг!!!» Буксирный от такого зрелища просто ох. Минуту стоял с открытым ртом и вытарещенными глазами.

Пришвартовались, на берег сразу нельзя, ждём таможню и погранцов. Родственников в порт пускают для встречи моряков. Представьте встречу: (муж жену не видел 6 месяцев)

-«Васенька , здравствуй!!!»

-«Сигареты есть?»

-«Нет!?»

-«Бляаааааа!!!! Бегом в магазин!!!!!!!»

И так у многих. Потом сигарет нам набросали через борт и рейс закончился.