Рассказ претендует больше на пост, чем на комментарий. 1982 год, я студент столичного ВУЗа. Летом на каникулах перед стройотрядом поехал в Луганск на недельку к родителям. Когда ехал обратно в поезде у меня была верхняя полка. Паспорт, зачетка и студенческий был во внутреннем кармане пиджака, полы которого постоянно выглядывали из купе. Я побоялся, что документы могут украсть, вытащил их из кармана и положил на сетчатую полочку вверху. По приезду в Москву благополучно забыл доки в поезде. Через пару дней собираюсь в стройотряд, не могу найти паспорт. Обнаруживаю, что вообще остался без документов. Мозг шевелится и вспоминает, что доки в вагоне. Звоню на Павелецкий в бюро забытых вещей, узнаю режим работы этой камеры. Приезжаю, меня просвещают, что документы передают в милицию. Топаю в линейный отдел. Рассказываю о своей беде. Сотрудник открывает сейф, начинает спрашивать ФИО, дату рождения, прописку. Затем диалог. - А что потерял? - Паспорт, зачетку и студенческий. - Это всё? - Там ещё 10 рублей были. Улыбается: - Тогда всё правильно, забирай свои потеряшки. Спасибо, тебе честный милиционер "дядя Стёпа" и честная проводница.
P.S. В стройотряд я попал, денег заработал. Стройотряд был в г. Угра, Смоленской области. Там такая чистая река Угра! Заходишь по шею и видишь пальцы ног. Нам тогда говорили, что Угра - самая чистая река на Европейской части СССР. Не знаю, правда ли. Но это уже совсем другая история.
Весело вышел с последнего экзамена, будучи пойманным на использовании шпаргалки.
Расстроился ли я? Ничуть. В моей голове уже созрел план, как поступить на следующий год. И как готовиться.
Весь следующий год я провел в аскезе. Обложился учебниками, сборниками заданий для поступающих и решал три вопроса в день: математику, историю и литературу.
Большая часть подготовки прошла в Дивеево, где никто вообще не понимал, чем я занимаюсь, а часть – в Волжском, где дворовые пацаны смеялись надо мной и называли «эмгэушником» и неудачником.
Но я твердо решил поступить.
И вот, случилось так, что где-то на пути из Дивеево в Волжский, то ли в Арзамасе, то ли в Нижнем, я потерял паспорт.
Не буду здесь останавливаться на том, что я чувствовал, и на том, как именно добирался домой.
В Волжском, в милиции, сказали: месяц. И будет новый. А пока дадим справку. Месяц? А как же мне поступать, у меня экзамены, сказал я. Ничего не знаем, ответили мне. Такой порядок.
Я позвонил в приемную комиссию. Сказал, так и так, без паспорта, будет справка. На что мне ответили: паспорт необходим. Я звонил туда снова и снова – и от разных людей слышал один и тот же ответ. Это лучший вуз страны, только паспорт.
Значит, подумал я, моя подготовка, весь этот график, все это самоограничение, все эти десятки книг – все пошло прахом? Я не мог в это поверить!
Следующие несколько дней я провел в прострации. Просто лежал и смотрел в потолок. Сквозь слезы.
Сколько так продолжалось, не помню.
Но я как-то взял себя в руки. Прямо силком. Как будто за волосы вытащил.
Ладно, сказал я себе. Ладно. Пусть будет справка. Поеду туда со справкой. Лягу там поперек порога этой комиссии или у входа в корпус, пусть в милицию забирают или в психушку, хрен с ним. А если не примут документы, пойду в армию. Вернусь – и все равно поступлю. Зря я, что ли, целый год готовился?
И… я как-то успокоился. Собрал вещи, книги. Как если бы все было в порядке.
И где-то за пару дней до отъезда, прихожу домой, и – как сейчас помню эту минуту! – мать готовит пельмени на кухне, руки у нее в муке и фарше, и она спокойно так, кивнув головой, говорит:
- Вон твой паспорт. На столе.
Оказывается, ей позвонили из милиции! Паспорт пришел по почте. И она успела съездить и забрать.
То, что меня тогда наполнило, невозможно передать словами. Какое-то ощущение огромной спокойной мощи. Крылья за спиной. Как будто я прошел какое-то испытание. И сделал всё как надо.
Представьте себе: кто-то нашел мой паспорт в чужом городе и быстро (!) отнес его в отделение милиции; кто-то – так же быстро! – связался с нашим отделением милиции, волжским; почта (все знают, как она работает) в кратчайший срок доставила документ по назначению; и наконец, как только он там появился, мать вызвонили с работы, сразу же.
До сих пор спрашиваю себя: есть ли какая-то связь между моей волей и этой цепью событий?
Ну и, разумеется, я поступил.
Спокойно, легко и с каким-то даже щегольством, набрав на балл больше, чем было нужно.