Автоматизация общепита
Зарождение идеи
Примерно год назад мы с супругой гуляли по городу и решили посетить один ресторан.
Нас проводили к столику, но почему-то не дали меню. Спустя 5 минут попыток поймать взгляд официанта и попросить меню - в голову программиста (в мою то бишь) стала селиться идея по типу «Вот бы было здорово открыть меню в своём телефоне и сделать заказ».
После того, как я подошёл к администратору и взял меню были следующие 10 минут ожидания официанта и одновременно с этим развития идеи. Покушать в этом ресторане так и не удалось, потому что ждать 15 минут, чтобы у нас приняли заказ - это уже слишком. Но и статья не о ресторане, а его возможной автоматизации.
На тот момент я ещё не знал, что такие сервисы уже есть и стал продумывать все мелочи такого сервиса. Сканировать QR код, добавлять блюда в корзину, оформлять заказ, регистрация, отзывы и ещё много всего.
К сентябрю 21 года у меня в голове полностью сформировалась идея. И по счастливой случайности я познакомился с Владимиром. Владимир - продажник от бога. После того, как я ему рассказал о своих доп. заработках (а у программистов мало работы не бывает) - его первый вопрос был - «Что я могу продавать?».
И конечно же я предложил продавать сервис «Электронное меню»
Разработка и первые разочарования
4 месяца плотной разработки. Мне пришлось отказать от всех своих подработок и поставить электронное меню в первую очередь, т.к. я думал, что делаю уникальный сервис. Сервис, который реально всем поможет и выведет обслуживание на новый уровень.
Все моё свободное время было предопределено. А в моменты когда алгоритмы не хотели выходить из головы - я точно знал чем буду заниматься вместо сна.
Про стоимость сервиса для ресторанов особо не говорили - и так было понятно, что сервис должен быть чуть дешевле з/п официанта. Иначе будет невыгоден с точки зрения рестораторов.
Начали искать конкурентов. На тот момент их было около 3 действующих и пара давно не работающих. Наиболее близким по функционалу был только 1. И он продавал свой сервис за 3 т.р./мес. Я прошёл все стадии, что полагается (гнев, отрицание и что-то еще) и согласился с этой ценой на свой сервис.
Продажи и первые проблемы
Начались хождения по ресторанам с целью продажи нашего сервиса. Как оказалось такое решение могут принять только собственники, а контакты собственников никто не дает. В некоторых ресторанах была возможность поймать собственников с 11 - 13, но таких единицы и опять проблемы: мы с Владимиром люди подневольные. И у обоих семьи, дети, ипотека.
Ходить в рабочее время по ресторанам вообще не вариант.
Рассказывали и показывали наш сервис в основном администраторам и иногда управляющим. Им все нравилось и они обещали информацию передать, но ступенькой выше сообщали, что им это не нужно.
Перечислю 2 наиболее частых возражения, которые были в одностороннем порядке, т.е. работать с ними возможности нет. Но чаще всего было «нет» без объяснения причин.
- Официанты у нас продают и делают это хорошо. Гости хотят общаться с ними.
Вся соль этого возражения в том, что мы и не предлагали отказаться от официантов. Мы предлагали гостям выбрать как обслуживаться. Да. Кому-то удобно искать взгляд официанта, махать рукой и обсуждать свой заказ. Но кому-то удобнее через электронное меню. Плюс когда официанты не успевают - опять же электронное меню должно сильно помогать
- Мы не хотим становиться «Макдональдсом». Не хотим менять формат заведения
Опять же мы не предлагали ничего менять. Мы предлагали расширить сервис и позволить гостям самим выбирать.
Некоторые не понимали выгоды от внедрения этого нововведения, а некоторые не хотели быть первыми. Кто-то представлял у себя в голове что это тоже самое, что и у них и отказывались. А у них был QR код на меню, который вёл на страницу соц. сетей. У одни даже был код, который вёл на меню в pdf формате.
А что продажи? - ничего. 0 продаж за пол года. Были попытки разместить рекламу в интернете, но по большому счёту просто выкинули деньги. Да. Было пару готовых клиентов, но по различным причинам (не зависящим от нас) все срывалось.
История провала?
Считаю ли я это историей провала? Совсем нет. Это хороший опыт, который показал, что общество ещё не готово к этому сервису. До сих пор думаю, что электронное меню будет в каждом отеле и ресторане, потому что это удобно.
Проблема скорее всего в том, что нет понимания у собственников что это и для чего. А понимание будет приходить постепенно. И еще должно прийти понимание, что эти меню бывают разные по возможностям.
В Тануки, кстати установили электронное меню (не мы). Там действительно история провала.
Это электронное меню без возможности оформления заказа. И они совсем избавились от бумажного меню. Т.е. сел у тебя телефон и ты не можешь заказать. Как такая крупная сеть допустила это остаётся загадкой. Очень надеюсь, что рестораторы и гости не будут считать, что это и есть электронное меню.