user11249120

user11249120

На Пикабу
Дата рождения: 20 июня
1819 рейтинг 6 подписчиков 0 подписок 22 поста 3 в горячем
77

KDE сделали свой Linux. И он уже в альфе

Привет, Пикабу! Сегодня расскажу о том, как KDE решили сделать свой собственный дистрибутив Linux — и он уже вышел в альфа-версии.

Что случилось?

Команда KDE официально выпустила первую альфа-версию KDE Linux — дистрибутива, который должен стать эталонной реализацией рабочего стола Plasma и всех приложений KDE.

Проект анонсировали ещё в конце 2024 года на конференции Akademy 2024 под кодовым названием "Project Banana". И вот он уже доступен для скачивания.

Чем отличается от других дистрибутивов?

KDE Linux — это immutable-дистрибутив. Что это значит? Базовая система находится в режиме «только для чтения» и не может быть изменена. Даже root не может модифицировать файлы в /usr.

Обновления работают атомарно: система скачивает полный образ новой версии, а затем просто меняет старый на новый. Это быстро и безопасно — если что-то пошло не так, можно откатиться на предыдущую версию. Последние 5 образов системы хранятся на диске.

Дистрибутив собран на базе Arch Linux, но это не «арчеподобный дистр» в традиционном понимании. Здесь нет пакетного менеджера pacman — приложения ставятся через Flatpak и Snap.

Зачем это нужно?

У KDE есть несколько причин:

  1. Контроль над брендом. KDE хотят показывать свой софт так, как задумано, без модификаций и кастомизаций от сторонних дистрибутивов.

  2. Эталонная платформа. Это будет официальная реализация KDE Plasma, которую можно рекомендовать пользователям, OEM-производителям и предприятиям.

  3. Независимость. KDE могут продвигать свой дистрибутив без «фаворитизма» по отношению к партнёрам вроде Kubuntu или Fedora KDE.

А что с KDE Neon?

KDE Neon останется, но у него есть проблема: он основан на Ubuntu LTS, которая становится нестабильной из-за необходимых модификаций для Plasma. KDE Linux решает эту проблему, переходя на immutable-модель.

Когда можно попробовать?

Альфа-версия уже доступна на сайте kde.org. Но учтите: это альфа, система пока предназначена для разработчиков, тестеров и очень энтузиастичных фанатов KDE.

Требования: UEFI, Intel/AMD процессор, Intel/AMD видеокарта, минимум 8 ГБ для установки на USB. Поддерживается только Wayland.

Кто работает над проектом?

Проект возглавляет Harald Sitter, ему помогают Nate Graham, Hadi Chokr, Lasath Fernando, Justin Zobel и другие разработчики KDE.

Мнение

Immutable-дистрибутивы — это тренд последних лет. Fedora Kinoite, SteamOS, Vanilla OS, GNOME OS — все идут в эту сторону. KDE Linux продолжает эту линию, но с фокусом на максимальное качество Plasma из коробки.

Для обычных пользователей это пока рано, но если вы хотите увидеть, как KDE представляют идеальную реализацию своего рабочего стола — можете попробовать.

Ссылки:

Показать полностью 1
15

Как сидеть в тюрьме и зарабатывать $96К в год на программировании (реальная история)

Знакомьтесь: Престон Торп

Парню 31 год, он отбывает 11-й год срока за наркотики в тюрьме штата Мэн (США). И при этом работает полноценным софтверным инженером в стартапе из Сан-Франциско. Прямо из камеры.

Как так вышло?

История началась банально и грустно. Престона выгнали из дома в подростковом возрасте. Без денег, без крыши над головой парень начал продавать наркотики, которые заказывал в даркнете. В 20 лет сел. Вышел через несколько лет, но деньги кончились за пару недель, жить было негде — и снова загремел на зону через 14 месяцев.

«Я был полным идиотом», — говорит Престон в интервью TechCrunch. «Я сдался, списал свою жизнь со счетов и просто смирился, что это моя судьба».

Что изменилось?

Престона перевели в тюрьму Mountain View в Мэне как раз перед пандемией COVID-19. И там что-то щёлкнуло.

«Когда я приехал в Мэн, всё было по-другому. Потом началась пандемия — вокруг никого не было, никому не нужно было доказывать, каким крутым я являюсь. Только я и мои мысли. И я подумал: может, ещё не всё потеряно? Может, у меня всё-таки будет нормальная жизнь?»

Начало карьеры

Престон записался на дистанционное обучение в Университет Мэна. Начал изучать программирование — днями и ночами, по 12-16 часов. За три года практически не вылезал из-за ноутбука.

Параллельно в тюрьме запустили экспериментальную программу: заключённым с хорошим поведением разрешили работать удалённо. Престон устроился в Unlocked Labs — компанию, которая делает образовательный софт для тюрем и специально нанимает программистов-заключённых.

Потом случилось главное

Престон начал контрибьютить в опенсорс-проект компании Turso (они делают базы данных). Полгода писал код, участвовал в обсуждениях на GitHub и Discord.

И вот CEO компании Glauber Costa смотрит на его профиль и думает: «Чёрт, этот чувак хорош. Надо его нанять».

Заходит в GitHub-профиль — а там написано: «Я в тюрьме».

Costa в шоке. Но решает рискнуть. Связывается с Престоном, узнаёт его историю. И в мае 2025 года нанимает его на полную ставку.

$96 000 в год

Да, именно столько Престон зарабатывает сейчас. Это больше, чем получают его охранники в тюрьме (не без иронии).

Правда, 10% зарплаты уходит государству, плюс может быть реституция, алименты и судебные издержки, если они есть.

Программа работает

Сейчас в штате Мэн около 30 заключённых работают удалённо из специального отделения тюрьмы с менее строгим режимом (для тех, кто долго вёл себя хорошо).

Комиссар департамента исправительных учреждений Мэна Randall Liberty — тот самый человек, который запустил эту программу. Он 43 года работает в правоохранительной системе, и только после службы в Ираке начал понимать, что травма и ПТСР играют огромную роль в преступности.

Статистика не врёт:

  • В большинстве штатов США 60% заключённых возвращаются в тюрьму после освобождения

  • В Мэне этот показатель — всего 21-23% для мужчин и 9% для женщин

  • Те, кто учился в колледже во время срока, возвращаются в тюрьму в 0.05% случаев — то есть практически никогда

А ещё количество нападений на тюремный персонал упало с 87 в 2017 году до 7 в 2024-м в одной из тюрем строгого режима.

Что говорит сам Престон

«Когда с тобой обращаются как с человеком, ты становишься лучшей версией себя».

«Самое страшное в тюрьме — ты принимаешь на себя идентичность преступника. Когда тебе дают возможность строить карьеру — это даёт смысл жизни».

«Воспоминания о том, кем я был пять лет назад, о жизни на улицах, о том, почему я попал сюда — это всё как будто случилось не со мной, а с кем-то другим».

В чём секрет успеха?

В open source сообществе никто не знает, кто ты. Люди видят твой код, твои комментарии в PR, твою активность. И оценивают по делу.

Для Престона это был первый раз за 10+ лет, когда его воспринимали не как заключённого, а как программиста, который фанатеет от Linux и реляционных баз данных.

Его GitHub: https://github.com/PThorpe92

Можете зайти, посмотреть его код. Работает над проектами на Rust, Go, пишет инструменты для работы с БД.

Мораль истории

Не знаю, как вы, но для меня эта история — пример того, что второй шанс реально работает. Не у всех, конечно, но работает.

Престон сделал херню в молодости, сел. Но вместо того, чтобы озлобиться и стать рецидивистом, он взял и построил себе новую жизнь — прямо из камеры, через код и опенсорс.

А штат Мэн доказал, что гуманный подход к заключённым работает лучше, чем просто изоляция и наказание. Цифры не врут: 0.05% рецидива против 60% в других штатах.

P.S. Если кто-то думает, что программирование — это сложно и недоступно, вот вам пример человека, который выучился на сеньора за три года в тюремной камере, имея только ноутбук и интернет. Так что отмазок нет :)

мой телеграм канал по программированию EasyProger - https://t.me/easyprogers

Показать полностью 2
0

Вайбкодинг — слово года 2025. Что это и стоит ли использовать

Вайбкодинг — слово года 2025. Что это и стоит ли использовать

«Вайбкодинг» выбран словом года. Что нужно знать

Британский словарь английского языка Collins Dictionary объявил словом 2025 года термин «вайбкодинг» (vibe coding). Это понятие обозначает процесс создания компьютерного кода с помощью искусственного интеллекта.

Что именно означает «вайбкодинг»

Это процесс написания программного кода с использованием искусственного интеллекта, который способен анализировать запросы пользователя и генерировать программные решения на их основе. Традиционная разработка программного обеспечения постепенно дополняется интеллектуальными системами, понимающими не только технические требования, но и так называемый вайб — общую идею и стиль проекта.

Системы, адаптированные под вайбкодинг, способны учитывать контекст и особенности языка программирования. Они анализируют предпочтения пользователя, обучаясь на основе предыдущего опыта и корректируя результаты под индивидуальные цели. Вайбкодинг ускоряет процесс разработки, снижает порог вхождения для новичков, делает кодирование более доступным и понятным.

Как это работает

Вайбкодинг выглядит как диалог. Человек вводит последовательность команд на родном языке, которые система анализирует и преобразует в работающий программный код. Пользователь может описывать задачу, объяснять желаемый результат, указывать требования к функционалу или структуре программы. В свою очередь, искусственный интеллект создает соответствующий фрагмент кода, адаптированный под выбранный язык программирования и технический контекст.

Разработчик видит готовые блоки кода, а вместе с ними пояснения и возможные варианты оптимизации. В некоторых случаях система предлагает несколько решений одной задачи, позволяя пользователю выбрать наиболее подходящее.

Где заниматься вайбкодингом

Для вайбкодинга используются специальные инструменты. Например, редактор Cursor с искусственным интеллектом подсказывает и дописывает код, а Replit позволяет писать и запускать проекты прямо в браузере. Сервисы вроде Vercel и Netlify дают возможность разворачивать приложения одним кликом, а Raycast ускоряет выполнение команд на компьютере.

Что стоит учитывать

Вайбкодинг — полезный инструмент для тех, кто уже немного знаком с цифровыми технологиями. Человеку, не имеющему вообще никаких технических знаний, эта технология вряд ли поможет создать полноценный продукт.

С помощью подобных инструментов можно быстро реализовать небольшие идеи — например, создать сайт или мини-приложение, решающее локальную задачу. Для стартапов и серьезных проектов вайбкодинг тоже может быть полезен, но только на этапе прототипирования, когда нужно быстро увидеть, как будет работать идея. Однако всё равно необходим человек, который проверит и доработает полученный код.

Результат, созданный с помощью вайбкодинга, заметно отличается от работы профессионального программиста. Искусственный интеллект строит решения на базе готовых блоков, но не способен учитывать все нюансы и контекст, которые человек обычно закладывает в проект.

Что касается безопасности, многие библиотеки и шаблоны, используемые в вайбкодинге, достаточно надежны. Однако если код не анализировать и сразу запустить в работу, существует риск, что система окажется уязвимой. Чтобы избежать проблем, необходима постоянная проверка результатов.

Эксперты: IT-эксперт Геллер отмечает, что вайбкодинг может быстро реализовать небольшие идеи.

мой телеграм канал по программированию EasyProger - https://t.me/easyprogers

Показать полностью
22

Silero TTS v5 — бесплатный синтез речи с ИИ. Как интегрировать в свой проект

Silero TTS v5 — бесплатный синтез речи с ИИ. Как интегрировать в свой проект

Недавно российская команда разработчиков выпустила пятую версию Silero TTS — библиотеки для преобразования текста в речь. Это не просто обновление, а значительный прорыв в производительности и качестве.

Суть проекта простая: вы пишете текст, система озвучивает его естественным голосом. Но вот что важно — всё это происходит локально, на вашем компьютере. Никакие облачные сервисы, никакие API-ключи, никаких платежей. Ваши данные остаются при вас.

В новой версии модели работают в 3-4 раза быстрее, чем в третьей версии, и в 1,5-2 раза быстрее, чем в четвёртой. Главное улучшение — добавилась автоматическая расстановка ударений в омографах. Это те слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Теперь система правильно различает "закупать" и "закупить", "дорога" в смысле пути и "дорога" как дорогой.

Для русского языка доступно пять голосов: aidar, baya, kseniya, xenia и eugene. Поддерживаются ещё 10+ языков. Требования к ресурсам минимальные — работает на обычном процессоре без видеокарты. На одном потоке CPU генерирует 37-42 секунды аудио в секунду, на четырех потоках достигает 100-110 секунд.

Система поддерживает SSML для полного управления просодией — вы можете менять скорость, тон, делать паузы, всё это прямо в коде. Проект полностью открыт на GitHub, код можно смотреть и модифицировать под себя.

Идеально подходит для озвучки видео, создания голосовых ботов, приложений для людей с нарушениями зрения, игр. Просто установите пакет и начните использовать. Разработчики создали инструмент, который решает реальные проблемы без лишних сложностей.

GitHub проект - https://colab.research.google.com/github/snakers4/silero-mod...

Полезные контент в телеграмм канале EasyProger - https://t.me/easyprogers

Показать полностью
5

Энтузиасты заставили популярные ИИ-модели торговать на криптобирже. Результаты вас удивят

Команда nof1.ai несколько дней назад запустила публичный эксперимент по торговле криптовалютой на бирже популярными ИИ-моделями.

В рамках состязания Alpha Arena разработчики взяли шесть известных моделей — GPT-5, DeepSeek V3.1, Grok 4, Gemini 2.5 Pro, Claude 4.5 Sonnet и Qwen3-Max.

Под каждую модель выделили бюджет в размере 10 000 долларов (порядка 815 000 рублей), и подключили их к криптобирже Hyperliquid, прописав всем одинаковые промты. После этого ИИ-модели начали самостоятельно торговать криптовалютой.

Модели следуют своим стратегиям, которые сами же и генерируют, однако торги не у всех проходят успешно:

Например, модель GPT-5 почти за 5 дней торгов на криптобирже в моменте потеряла почти 67% от депозита 10 000 долларов, и сейчас бюджет составляет чуть больше 3 300 долларов.

За этот период плохие результаты выдала и модель Gemini 2.5 Pro. При этом у Grok 4 и DeepSeek V3.1 дела лучше, но не сильно. Создатель проекта несколько дней назад даже заявил, что Grok и DeepSeek действительно «лучше всего понимают структуру рынка».

Результаты торгов ИИ-моделей с 18 по 22 октября

Посмотреть актуальные данные можно по ссылке.

Первое место

🟢 DeepSeek V3.1 — больше 5% прибыли

Второе место

🟢 Qwen3-Max — больше 2% прибыли

Третье место

🔴 Grok 4 — потеря больше 5% от депозита

Четвёртое место

🔴 Claude 4.5 Sonnet — потеря больше 17% от депозита

Пятое место

🔴 Gemini 2.5 Pro — потеря больше 54% от депозита

Шестое место

🔴 GPT-5 — потеря больше 66% от депозита

ИИ-модели будут продолжать торговать на криптобирже до 3 ноября.
Больше подобного контента в телеграмм канале EasyProgers - https://t.me/easyprogers

Показать полностью 2
1

Энтузиасты заставили популярные ИИ-модели торговать на криптобирже. Результаты вас удивят

Команда nof1.ai несколько дней назад запустила публичный эксперимент по торговле криптовалютой на бирже популярными ИИ-моделями.

В рамках состязания Alpha Arena разработчики взяли шесть известных моделей — GPT-5, DeepSeek V3.1, Grok 4, Gemini 2.5 Pro, Claude 4.5 Sonnet и Qwen3-Max.

Под каждую модель выделили бюджет в размере 10 000 долларов (порядка 815 000 рублей), и подключили их к криптобирже Hyperliquid, прописав всем одинаковые промты. После этого ИИ-модели начали самостоятельно торговать криптовалютой.

Модели следуют своим стратегиям, которые сами же и генерируют, однако торги не у всех проходят успешно:

Например, модель GPT-5 почти за 5 дней торгов на криптобирже в моменте потеряла почти 67% от депозита 10 000 долларов, и сейчас бюджет составляет чуть больше 3 300 долларов.

За этот период плохие результаты выдала и модель Gemini 2.5 Pro. При этом у Grok 4 и DeepSeek V3.1 дела лучше, но не сильно. Создатель проекта несколько дней назад даже заявил, что Grok и DeepSeek действительно «лучше всего понимают структуру рынка».

Результаты торгов ИИ-моделей с 18 по 22 октября

Посмотреть актуальные данные можно по ссылке.

Первое место

🟢 DeepSeek V3.1 — больше 5% прибыли

Второе место

🟢 Qwen3-Max — больше 2% прибыли

Третье место

🔴 Grok 4 — потеря больше 5% от депозита

Четвёртое место

🔴 Claude 4.5 Sonnet — потеря больше 17% от депозита

Пятое место

🔴 Gemini 2.5 Pro — потеря больше 54% от депозита

Шестое место

🔴 GPT-5 — потеря больше 66% от депозита

ИИ-модели будут продолжать торговать на криптобирже до 3 ноября.
Больше подобного контента в телеграмм канале EasyProgers - https://t.me/easyprogers

Показать полностью 2
1349

Разработчик написал «Змейку» на ассемблере

Разработчик под ником donno2048 поместил легендарную «Змейку» в 54 байта машинного кода — настолько мало, что весь исполняемый код помещается в один QR-код.

Проект опубликован на GitHub и сопровождается демонстрацией, инструкциями и, непосредственно, самим QR-изображением.

Как это работает

Это x86-код, изначально рассчитанный на DOS. Есть и вариант, который не требует BIOS, загрузчика или операционной системы.

Автор использует тонкие приемы оптимизации — минимальные инструкции, хитрые трюки с регистрами и адресацией. И все это нужно чтобы уместить игровую логику и отрисовку в крошечный набор байтов.

Зачем все это

Разумеется, это никакая не попытка заменить полноценную игру, а упражнение в минимализме: показать, как далеко можно зайти с низкоуровневыми оптимизациями.

В README автор прямо сравнивает размер в байтах с обычными программами.

Сборник кода, QR-изображение и онлайн-демо доступны на странице проекта на GitHub.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!