otkrivai

otkrivai

Я - психолог Ольга Ткалич, отвечаю на ваши вопросы про аутизм, РАС, у взрослых и детей. Вы поймете как помочь аутичному ребенку или взрослому. Также я рассказываю о диагностике, причинах РАС.Еще немного я делюсь о себе, но больше - в Instagram, @autism_tkalich! Если это то что вас интересует, обязательно подпишитесь, чтобы никогда не пропустить видео! Я рада услышать ваши идеи по поводу следующих видео, так что пишите мне на почту или по телефону ваши предложения) +7 905 55 44 783 aba.tkalich@gmail.com
На Пикабу
поставил 2 плюса и 1 минус
673 рейтинг 43 подписчика 1 подписка 25 постов 15 в горячем

Ответы на вопросы аутичных взрослых, 3 выпуск1

Вопросы - ответы сегодня такие:

1) у меня нет потребности в стабильных близких отношениях с другим человеком, нет нужды вести общее хозяйство, делиться эмоц. переживаниями и т.д. Я живу один и мне хорошо!

Вопрос: нужно ли по настоянию родственников все же обратиться за помощью к психологу чтобы завести близкие отношения?

Ответ:

Если в вашей жизни были тяжелые события о которых вам до настоящего момента очень тяжело вспоминать, были ситуации психологического, физического, или сексуального насилия, в таком случае действительно лучше обратиться за помощью к психологу. Так как ваше избегание близких отношений может иметь под собой эту причину - негативный опыт в прошлом.

В случае если все в жизни было более-менее ровно, без значимых драматических событий, просто вам хорошо одному и нет потребности быть с кем-то в постоянном союзе, важно понимать что вы имеете на это право и помощь вам не требуется.

2) Что мне делать когда родные меня совестят, а я не знаю что такое совесть, совсем ее не чувствую?

Ответ:

Не чувствуете совести - ориентируйтесь на социальные правила и поведение других людей.

Например: ваши родственники накрывают стол, носят продукты туда-сюда, кто-то режет салат, кто-то моет посуду. Ожидаемое от вас поведение: вы будете участвовать, тоже чем-то помогать. Не знаете что конкретно сделать - спросите : чем я могу вам помочь?

Подробнее, как водится, в видео)

Показать полностью 1

Вопросы взятые с консультаций аутичных детей и взрослых

1) Обратилась семья, ребенку 9.5 лет, стереотипии, проблемы с туалетом, поведением, задержка умственного развития.

С 3-х лет стоит диагноз аутизм, в плане реабилитации ничем никогда не занимались, потому как им посоветовали ава-терапию, а папа считает что это дрессировка и мы туда сына ни за что не отдадим.

Одно дело - семья не знает о диагнозе и соответственно не помогает ребенку. И совсем другое - все знают про диагноз, получили рекомендации, и на протяжении многих лет ребенок не получает помощи из-за убеждений родителей. С моей точки зрения - из-за ложных убеждений.

Почему поведенческая терапия важна:

- позволяет ребенку закрыть многие дефециты

- нарастить проседающие навыки

- исправить проблематичное поведение

- решить проблему с туалетом

- повышается качество жизни всей семьи, не только самого ребенка, но и братьев - сестер и родителей

Похожи ли ава-терапия и дрессировка?

В чем-то да, и там и там используются поощрения (и иногда наказания).

В чем отличия?

В дрессуре учат выполнять нефункциональные трюки, для потехи публики.

В ава-терапии - навыки способствующие развитию ребенка и его лучшей социализации.

АВА-терапия это необходимых элемент вмешательства если иные методы не работают.

Например Вы полгода пытаетесь ребенка научить говорить, он не учится, пора подумать о применении поведенческих методик, возможно - введении альтернативной системы коммуникации.

2) Стоит ли говорить боссу, коллегам, друзьям и родителям о том что у вас расстройство аутистического спектра?

Решение зависит от того что за люди вас окружают, насколько вы можете предсказать их реакцию.

Т.к есть несколько вариантов реакции окружающих людей:

1 вариант - они станут вас поддерживать, идти вам навстречу, быть более лояльными к вашим потребностям, позволять делать больше пауз в работе, сделать гибче график труда - отдыха, и т.д.

2 вариант - могут начать вас буллить, притеснять, использовать ваши слабые стороны против вас, настраивать окружающих против вас.

Поэтому важно: попробовать проанализировать специфику вашего окружения и спрогнозировать ответную реакцию.

Это понятно что может быть сложно сделать самостоятельно. Тогда обратитесь за помощью к человеку, мнению которого вы доверяете (лучшему другу, мужу, жене, психологу, и т.д.).

Есть альтернативный способ получить желаемый результат:

говорить не про диагноз, а про проявления.

Например сказать: знаешь, я плохо считываю контекст. Мне сложно понять что ты имеешь ввиду когда ты намекаешь на что-то, а не говоришь прямо что ты хочешь сказать. Поэтому я буду благодарен (благодарна), если ты будешь выражаться более прямо. Например не "уже поздно", а "мне кажется тебе уже пора уходить, так как мы собираемся ложиться спать".

Это менее рискованный путь, чем открыть свой диагноз.

И если человек отреагирует так как вы ожидаете, пойдет вам навстречу, тогда в будущем можно подумать над тем чтобы сказать ему о своем диагнозе.

3) мы в плотной работе со специалистами, занимаемся по индивидуальной программе развития, а тут ...отпуск. Обязательно ли перерыв в 2-4 недели приведет к регрессу? Утратит ли ребенок приобретенные навыки за время отпуска?

- индивидуальных особенностей ребенка

- времени отведенного на закрепление навыков

Если к примеру вы эти навыки хорошо закрепили, ребенок их самостоятельно воспроизводит после перерыва в 2 недели, то риск их утраты довольно низкий.

А может ли быть прогресс? тоже может быть)

Больше деталей в видео:

.

Показать полностью 1

Популярные вопросы, аутичные взрослые

Всем привет, сегодня я буду отвечать на 3 популярные вопроса которые возникают во время консультаций аутичных взрослых.

Вопрос 1 - если у меня есть расстройство аутистического спектра есть ли гарантия что психиатр точно поставит мне именно этот диагноз?

Пример для иллюстрации: ко мне обратилась девушка,первый психиатр поставил ей расстройство аутистического спектра. Но она также подозревала у себя биполярное расстройство личности, врач его не увидел. Поэтому она решила обратиться к другому психиатру для уточнения полноты картины, так как он специализируется именно на биполярном расстройстве личности. Доктор поделился своим мнением относительно биполярки, а на вопрос про РАС ответил «аутизм бывает только у детей, у взрослых его быть не может».

Что делать : перед посещением врача убедитесь в наличии опыта работы с аутичными взрослыми пациентами.

Вопрос 2 -  иногда родные люди, знакомые или друзья говорят мне сделать что- то, я делаю, а они потом этим возмущены. Что не так?

Экстремальный, но очень показательны пример: аутичная девушка живет с парнем. Она настаивает на сексе, парень отказывает т.к.сильно устал.

Девушка продолжает активно настаивать. Парень в ярости кричит: «если тебе нужен секс, ты можешь пойти и заняться им с кем угодно! Это буду точно не я!»

Девушка полагает что это подходящее предложение для решения проблемы и воплощает в жизнь этот вариант.

В результате чего отношения в паре значительно осложнились.

Что делать: если ваш близкий изменил типичную для него манеру общения, например кричит, плачет, убегает, хлопает дверям, повышено жестикулирует, говорит странным голосом, и т.д. не спешите следовать его инструкциям и предложениям.

Подождите пока он начнет вести себя типично и уточните правильно ли вы его поняли и действительно он хочет именно этого.

Примечание: есть ситуации угрожающие вашей или чужой жизни, в которых окружающие также могут вести себя не типично, такие как пожар, ограбление и т.д, в них важно заранее изучить сценарии возможного вашего поведения, чтобы точно понимать что нужно делать.

Вопрос 3 - я аутичный человек, приходя в компанию сильно утомляюсь от общения настолько что потом несколько месяцев и более  не могу видеть никого, пропускаю семейные праздники, значимые события, люди обижаются. Как это исправить?

Если общение вас скорее обесточивает чем наполняет, предположу что вы интроверт.

В таком случае крайне важно соблюдать гигиену общения.

1) Ограничить круг людей теми с кем вам действительно важно или приятно общаться.

2) определить комфортное вам время для общения и придерживаться его

Как определить комфортное время?

  • общаясь с человеком внимательно следите за появлением первых  признаков утомления в своем теле или уме (признаками могут быть зевота, частое моргание, закрывание глаз, вы начали отворачиваться, отодвигаться, ваши мышцы напрягаются , усиливаются самостимуляции ,возникают навязчивые мысли о доме, тишине, любимом месте и др.)

  • Запишите время начала вашего утомления для 10-ти разных случаев общения.

  • Выведите среднюю цифру начала утомления для 10-ти разных случаев, например это оказалось 16 минут.

В дальнейшем предупреждаете людей заранее: "я к тебе на 15 минут (считаете время исходя из того что уйти нужно на 1 -2 минуты ранее чем наступает утомление), потом побегу дальше по делам".

Заводите таймер и уходите строго через обозначенное время. Вежливо прощаетесь и непременно уходите, не поддаваясь уговорам остаться еще немного.

На последующее предложение о встрече соглашаетесь только если чувствуете желание и силы встретиться. (Исключение - вынужденное общение, например по работе)

Надеюсь, эти советы помогут вам более эффективно общаться и сохранять себя в здоровом и комфортном состоянии. Подробнее в видео ъ

Показать полностью 1

Консультация семьи с аутичным подростком

За помощью обратилась семья. Муж и жена + ребенок Ева 16,5 лет (г.Краснодар).

Девушка отказывается приходить на прием к специалистам, поэтому родители попросили об онлайн консультации без участия дочери.

Неврологический диагноз: ВСД (вегетососудистая дистония)

К психиатру семья по поводу дочери не обращалась.К психологам обращались однократно.

Что беспокоит семью, вопросы на обсуждение:

  • Ева закончила школу, планирует поступать в университет в другом городе с самостоятельным проживанием в общежитии.

Вопрос: может ли она жить в незнакомой среде автономно?

  • Ева совсем не интересуется противоположным полом, маму это тревожит, она настаивает на необходимости для дочери в будущем создать семью и родить детей.

Вопрос: как убедить дочь в важности создания семьи?

Со слов родителей: у Евы с рождения и по настоящий момент присутствуют повторяющиеся движения - трясет рукой, раскачивается вперед-назад.

С 2 лет и до 6 лет отсутствовало чувство голода, если не напоминали, могла за день выпить стакан воды (компота) и все.

Начиная с 6 лет Ева начала просить поесть, однако список употребляемых продуктов существенно ограничен (пельмени, вафли, печенье).

С раннего возраста не реагировала улыбкой, реакцией оживления на приближение людей из ближайшего окружения (родителей).

В 2-3 года играла в одиночестве, не позволяла другим присоединиться к своей игре.

На данный момент присутствует избыточный вес, пониженный мышечный тонус.

Ева стремится быть в одиночестве, старается не покидать свою комнату. Ежедневно играет в компьютерные игры на протяжении многих часов. При попытках родителей ограничить время игры в комп. игры реагирует агрессивно, представляя угрозу здоровью окружающим людям.

В школе не учитывает субординацию, разговаривает грубо с учителями, оспаривает их уровень знаний и право преподавать. Учителя злятся, занижают оценки. Ева не понимает взаимосвязи.

При совместном просмотре фильмов девушка затрудняется определить сюжет, мотивы героев, сосредотачивая внимание на деталях интерьера, одежды. Ева заучивает шутки над которыми кто-то из окружения посмеялся, затем старается их применить в общении с окружающими.

Продолжительные дружеские отношения не получается поддерживать, т.к. Ева говорит в форме монолога, о своих специальных интересах (динозавры, русский костюм, физика).

Родители отмечают эмоциональную холодность дочери, отсутствие выраженности всех эмоций в виде ровного, равнодушного отношения ко всем происходящим событиям.

Родители предполагают что дочь травят в классе, об этом говорят некоторые одноклассники и учителя . Ева называет тех одноклассников кто ее травит друзьями, не видит проблемы в их поведении.

У Евы хорошие знания по физике. Год назад она поступила в престижную школу, но не удержалась там ввиду конфликтного поведения с учителями и отказа изучать школьные предметы за исключением физики.

Навыки гигиены в стадии формирования: родители используют принуждение, чтобы убедить раз в неделю принять душ, помыть голову. Зубы подросток не чистит, одежду предпочитает не менять.

Навыки самообслуживания также не полностью сформированы: Ева не умеет определять грязную одежду, стирать белье, убирать свою комнату, сортировать вещи (в шкаф с одеждой может поставить грязные тарелки), планировать и совершать покупки, умеет готовить 2 блюда (пельмени и макароны).

Рекомендации:

  • консультация диетолога. По результатам его заключения определим необходимость процедуры ввода дополнительных продуктов/пищевых добавок, витаминов в рацион девушки

  • пройти тест на непереносимость глютена и с результатами обратиться к гастроэнтерологу

  • в случае нарастания агрессивного, проблематичного поведения обратиться за помощью к психиатру

  • до переезда в другой город при помощи поведенческой терапии сформировать необходимый минимум навыков по самообслуживанию и личной гигиене (подробнее в видео)

  • до поступления в университет в работе с психологом подтянуть навыки коммуникации, освоить ролевые модели, донести необходимость изучать все преподаваемые дисциплины хотя бы по остаточному принципу

  • убрать давление на психику подростка в вопросах планирования семьи

    *во имя защиты конфиденциальности персональная информация такая как имена, место жительства изменены

Показать полностью 1

Интроверт = Аутист?

привет , сегодня поговорим об отличиях между аутизмом и интроверсией.

Расстройство аутистического спектра характеризуется постоянным дефицитом в способности устанавливать и поддерживать социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом повторяющихся специфических и не гибких схем интересов и поведения

Теперь о том что такое интроверсия. Это черта личности, точно также как экстраверсия, сейчас мы подробнее про это поговорим

Для начала хочу сказать в целом как интроверты так и экстраверты могут быть как среди нейротипичных людей, так и среди аутичных людей.

Экстраверсия это состояние, в котором преобладает интерес вовне .

Экстраверты наслаждаются человеческим взаимодействием и проявляют такие качества как энтузиазм, разговорчивость, напористость и общительность. Такие люди заряжаются энергией и чувствуют себя хорошо находясь рядом с другими людьми, они получают удовольствие от деятельности которая включает в себя большое социальное взаимодействие, большие компании людей, они любят вечеринки, общественные мероприятия, публичные демонстрации, они также хорошо склонны работать в группах и у них широкий социальный круг общения

Интроверсия это состояние в котором преобладает интерес к собственному психическому "я"

интроверты воспринимаются как более содержательные, рефлексивные люди, они часто получают удовольствие от занятий требующих уединения, таких как: одиночные прогулки, медитация, сочинительство. Интроверт наслаждается временем проведенным в одиночестве и находят меньшее удовольствие во времени, проведённом с группами людей

Интроверты легко перегружаются от слишком большого количества стимуляции извне, у такого человека узкий социальный круг и устойчивые социальные связи .

Итак, экстраверты это люди которые нуждаются в большем стимулировании со стороны окружающей среды, а интроверты нуждаются в меньшей силе такого рода стимуляции

Нужно понимать, что интроверты зачастую могут себя вести как экстраверты, а экстраверты в части повседневных дел могут проявлять интровертивные качества для достижения собственных интересов или собственных задач .

то есть если человеку выгодно он может себя вести совершенно противоположным образом, подстраиваясь под окружающую обстановку или под контекст ситуации, ведя себя наиболее успешным образом

по каким внешним проявлениям можно определить, человек скорее экстраверт или интроверт смотрите подробно в видео)

В общении так же важно понимать особенности вашего партнера.

Если у вас интровертивный партнер, а вы экстраверт, важно уважать потребность вашего партнера в уединении и в отдыхе .

Если же вы интроверт, а ваш партнер экстравертного типа, необходимо признать его потребность в широком круге социальной коммуникации, в широком круге социальных контактов.

подробнее здесь:

Показать полностью 1

Аутизм у взрослых - ответы на вопросы

привет, сегодня будут ответы на популярные вопросы, собравшие наибольшее количество лайков или просто часто задаваемые в комментариях к видео "Аутизм у взрослых"

Вопрос 1)

  • Ниточка_иголочка "Не совсем поняла. Если спокойно жил всю жизнь и не было этого диагноза. Он может просто появиться к старости? Может это просто старческие изменения?"

  • Голубь Аркадий "Аутизм с рождения или его можно приобрести в процессе своей жизни?? 🧐🤨🤯"

    Ответ: ребенок или уже рождается с признаками РАС, или они проявятся до 3-х летнего возраста.

    Вопрос 2)

  • Сезария Эвора "у меня аутизм? Я люблю одиночество. Читать, смотреть кино,заниматься музыкой. Соседи на лавочке меня не интересуют. Друзей нету, но не потому, что я не хотела бы их иметь, а потому, что не совпадают интересы, или хотят от меня того, что я им дать не могу. Родные далеко. Да и там ни одной по-настоящему близкой души. Тем не менее, несмотря на все это, мне хорошо, настолько, что странно слышать о себе, что я, не стремясь к прокладыванию социальных связей, являюсь аутистом... "

  • Linda Grohn "С возрастом многие люди уединяются, надоедает ходить по гостям ,хочется побыть одному, устаешь от переживаний за родственников, стараешься не о ком и не о чем плохом не думать. Я не считаю это болезнью."

Ответ: Расстройство аутистического спектра характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов.

В случае если у вас есть точечные проявления, но в целом они не носят постоянный и генерализованный характер (например: вы домосед, не любите ходить в гости, иногда щелкаете выключателем по 5 раз, или перепроверяете выключен ли свет когда уходите, или не любите общаться со своими близкими, с мамой, мужем. В целом общаться можете, но эти люди симпатии у вас не вызывают, и так далее), то это не РАС

Вопрос 3)

  • Барсик "Может ли быть несколько признаков при аутизме у взрослого, не все?

    Ответ: во время диагностики производится оценка не только наличия тех или иных признаков, но и степень выраженности дефицита. Например признак повторяющиеся движения, они могут быть в норме при переутомлении, а также при нервном тике, сокращениях мышц.

    подробнее в видео)

Вопрос 4)

  • Юлия Лисица "Очень интересно, спасибо! Скажите пожалуйста,разве это норма,когда люди общаются намёками? Почему вообще нужно понимать чьи-то намёки? Это же очень энергозатратно и отнимает время... Почему человек не может сказать прямо? У тех кто намекает постоянно тоже какое-то расстройство судя по всему?"

  • Donald_dack Dack "А не надо намёков, что за Эзопов язык? Слов и фантазии не хватает для ясного выражения мысли?"

Ответ: Почему иногда люди не говорят прямо о своих желаниях, о чувствах не соглашаются и не отказывают однозначно?

Первая причина это культурная норма. Считается не вежливым сказать :"я голодная, буду признательна если покормите".Но вежливо "как у вас вкусно пахнет".

Таким образом прямые просьбы часто воспринимаются как проявления грубости, жадности и т.д.

Вторая причина это нежелание столкнуться с отказом. Если прямо говорить о своих чувствах, желаниях. Не все готовы принять отказ. Многие предпочитают намекнуть и ждать принятия, но не рисковать получить отказ, так как для них это очень тяжело вынести в силу психологических особенностей. и т.д.Подробнее в видео)

Показать полностью 1

Спокойствие аутичного ребёнка, расписание

Этот пост создан в помощь родителям аутичных детей. В нем подробно рассказывается о том, как помочь вашему ребёнку стать более спокойным, о важности расписания, его типов, и как его применять.

Почему важно дать расписание дня? Это успокаивает ребенка, делая его жизнь более стабильной и предсказуемой.

Какое оно бывает:

- стационарное (размещено на уровне глаз ребенка в квартире, в том помещении где ребенок чаще всего бывает). Можно сделать сразу на всю неделю или же только на один день (сегодня)

- переносное (фотоальбом с картинками передающими последовательность деятельности в течение дня). Такое расписание существенно уменьшает сопротивление ребенка по ходу следования маршрутом вне дома, при смене вида деятельности

Подтипы:

- с картинками (вертикальное/горизонтальное)

-текстовое

Важная деталь: нужно написать четкие понятные цифры (время ) рядом с каждым видом деятельности указанном в расписании. Вблизи ставим электронные часы с крупными цифрами.

Обучая ребенка пользоваться расписанием, указываем сначала на будильник - например : "сейчас 11.00 " затем ищем в расписании такую же цифру "где 11.00?" - "вот. 11.00 - время прогулки". Одевайся, идем гулять. И так далее. Учим ребенка соотносить цифры на будильнике и цифры в расписании. Постепенно уменьшая степень выраженности вашей подсказки.

Подробнее в видео

Показать полностью 1

Причины аутизма. Почему рождаются аутичные дети?

Привет , сегодняшняя тема - причины развития РАС у детей, что в данный момент известно по этому вопросу. Я психолог, поэтому говорю очень простым языком, не медицинским.

На сегодня известна одна точная причина - генетика , это могут быть :

- наследуемые мутации

- вновь возникшие мутации

Факторы повышенного риска развития РАС возникают при:

- ребенок родился с другим наследственным заболеванием, часто сочетающимся с РАС (эпилепсия, синдром Дауна, шизофрения и т.д.)

- в семье уже есть дети с РАС:

  • первая девочка с РАС, риск что новорожденный брат будет иметь РАС - 17%

  • первый мальчик с РАС, риск что новорожденная сестра будет иметь РАС -4%

- поздний возраст отца ребенка (повышенный риск мутаций)

- недоношенность ребенка (родился на сроке 22 недели - 37 недель)

- экологически загрязненная среда во время беременности

Про прививки - частый вопрос, являются ли они причиной, если коротко то нет, не являются. Но нужно быть осторожными когда делаете прививки, подробнее в видео:

Отличная работа, все прочитано!