Вопрос к руководителям. Кто для Вас системный администратор?
Почему начальство недооценивает советы сисадмина? Кем является для руководителя его системный администратор, обычным рядовым сотрудником? По какой причине просьбы IT-отдела о модернизации инфраструктуры зачастую игнорируются? Как взаимоотношения этих двух сторон влияют на прибыль? Из-за чего это происходит? В этой статье объясним, отчего в большинстве организаций для управляющего состава мнение айтишника не является ценным.
Задач IT-отдела, в принципе, всего две. Это автоматизация бизнес-процессов и обеспечение информационной безопасности. Но определение ценности этой работы для компании руководителем и системным администратором зачастую разнится, что и приводит к недопониманию.
Что дает работа IT-отдела– снижение себестоимости выполнения определенных операций, то есть увеличивает КДП работы сотрудника. Скажем проще, если компьютеры работают быстро и стабильно, то Ваши сотрудники выполняют бОльший объем работы.
Что хочет директор
Общее понимание этого есть у любого руководителя. Но как он видит свою IT-инфраструктуру - все компьютеры должны работать и обмениваться данными друг с другом, принтеры должны печатать, а база данных не должна исчезнуть, и этим занимается системный администратор. При этом большинство сотрудников компании относятся к айтишникам как к низшему звену обслуживающего персонала – любая проблема пользователя автоматически становится головной болью IT-отдела. С одной стороны это абсолютно логично – каждый должен заниматься своей работой. Но не все понимают, что в большинстве случаев на системного администратора взваливаются абсолютно непрофильные обязанности.
Фронт работ сисадмина
А теперь посмотрим на это со стороны IT-отдела. Для него все это не опишешь в одном абзаце, так как ему задача руководства разбивается на отдельные пункты, и каждый из них на кучу подпунктов. К примеру (совсем кратко):
1. Настроить каждое рабочее место сотрудника
a. Подготовка аппаратной составляющей;
b. Установка и настройка программного обеспечения.
2. Объединить все в локальную сеть
a. Физически подготовить возможность подключения (кабель, коммутаторы)
b. Настроить каждое рабочее место.
3. Обеспечить подключение с сети интернет;
a. Выбрать провайдера с необходимыми характеристиками;
b. Настроить соединения, политики безопасности; работу разрозненных филиалов.
4. Организовать работу оргтехники (поставить, настроить, а еще, как правило, следить, чтобы тонер не кончился, документы не «полосили»);
5. Удовлетворить требования бесперебойности работы (это гарантии стабильности работы при выходе из строя отдельных элементов инфраструктуры – сгорел блок питания, не включается монитор, не печатает принтер, умер жесткий диск и прочие «радостные» будни сисадмина).
На все это выделяется определенный бюджет, смотря на который сисадмин зачастую понимает, что из трех общеизвестных букв ему необходимо собрать слово «счастье».
А еще один немаловажный пункт, это мнение большинства сотрудников о «программисте» - если что-либо имеет отношение к компьютерным технологиям, сисадмин ОБЯЗАН это знать. Хотя почему то, когда возникают проблемы со почками, мы не идем к окулисту. Но ведь это тоже врач…
Также другие сотрудники компании зачастую не гнушаются прикрыть свою некомпетентность, или откровенную, извините, «тупость», обязанностями администратора. «У меня не считаются таблицы в Excel’е» (неправильно составлены формулы), «сломался принтер» (печатаем на листах со скрепками), «у меня не работает мой пароль» (их нужно помнить).
Но ведь зона ответственности у каждого должна исходить от должности. Если сотрудник устроился на работу бухгалтера, то он должен как минимум уметь работать в 1С-ке и пользоваться экселем, менеджер по продажам должен знать офисные программы, а секретарь владеть способностью быстро печатать, искать и предоставить руководителю необходимые данные. Если организация берет стажера, то и обучать его работе должны его коллеги. Однако зачастую эти обязанности вдруг становятся обязанностями сисадмина.
К сожалению работники IT-отделов – это «технари». Логическо-математический склад ума зачастую не способствует умению убеждать собеседника-«гуманитария». Они не могут показать свою ценность и важность своей работы. Поэтому они и остаются некими «белыми воронами» в коллективе. Никто не может понять, что они делают, и чем они приносят пользу организации.
Системный администратор - это сотрудник, который снижает операционные расходы. Он является в своем роде начальником планово-экономического отдела, отвечающим за степень эффективности работы других сотрудников, оптимизирует бизнес-процессы и помогает увеличить чистую прибыль организации.
Что делать
Запомните важный момент - IT-отдел предполагает работу компонентов системы исходя из тех данных, которые дает ему руководство. И важно посвящать его в планы компании по развитию, открытии новых направлений и филиалов заранее. Ведь потом на айтишников может упасть задача, которую они должны будут решить в минимально короткое время с максимальной результативностью. Если они не успеют или нарушится стабильность работы IT-инфраструктуры, то винить Вам, кроме себя, некого.
Чаще обсуждайте с системным администратором сферу его ответственности. Просите анализировать текущее положение дел, слабые места, планируйте затраты. Спрашивайте, как можно увеличить эффективность работы IT-инфраструктуры, и старайтесь прислушиваться к его мнению. Не думайте, что он хочет потратить Ваши деньги просто так, и ничего не делать впоследствии – он заботится о Вашей стабильности!
Также любой хороший администратор всегда думает о профессиональном росте. Если Вы действительно цените его и хотите продолжать с ним работать, позвольте ему обучаться, отправляйте на курсы повышения квалификации. Тем самым вы и увеличиваете лояльность, и снижаете риски возникновения издержек.
Если у Вас все стабильно и быстро работает, это не показатель того, что системный администратор больше не нужен. Это означает, что он выполняет свою работу максимально эффективно! Слышали же ведь выражение, что лучшим официантом считается тот, которого ты не замечаешь.
Хотел бы узнать, согласны ли Вы с моим мнением.