ЛЛ: способ рабочий, образцы документов в конце поста, но их нужно отправлять почтой и стоить будет около 350р за каждое письмо, но других вариантов нет.
Несколько лет меня доставали банки своими эсэмэсками о супервыгодных предложениях. Согласия на этот спам я не давал, но банки всё равно продолжали слать свой спам. Я обращался в сами банки, но операторы на словах говорили, что сами они не могут отключить рассылки.
Один раз я пожаловался в ФАС, но ФАС прислал описку, что рекламой считается "информация, <...> адресованная неопределенному кругу лиц", а поскольку каждая эсэмэска начинается со слов "владимир владимирович, <...>", то обращение по Ф.И.О. исключает понятие "неопределённого круга лиц" и, соответственно, рекламой не является. Данный документ я потерял и приложить не могу.
Я смирился с этим, но в 2023 один из банков стал прям слишком активно слать свой спам, чуть ли не по одной эсэмэске в день. Меня это достало и я решил накатать заявление-претензию, чтобы банки отключили... но не "рекламу", а "сообщения с информацией о продуктах банка". Изначально в заявлении я специально избегал слов "реклама", но нашёл кое-что интересное.
Закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О рекламе" действительно определяет рекламу как информацию, <...> адресованную неограниченному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования....
Объектом рекламирования в данном случае являются продукты банка: депозитный счёт, кредит, ипотека и тд.
Но есть письмо ФАС от 20 июня 2018 г. № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» и в нём разъясняется что такое "неопределённый круг лиц": это лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации, даже если речь идёт об эсэмэсках, рассылаемые на конкретные номера (что само по себе является индивидуализированным по способу распространения, тк у каждого номера есть свой владелец). Исходя из этого письма следует, что даже если реклама в виде "неперсонифицированной информации" рассылается по заведомо определенному списку адресатов (=номеров телефонов), она всё равно считается рекламой и регулируется вышеуказанным законом "о рекламе". А поскольку цель этих эсэмэсок - "привлечение внимания к объекту рекламирования", то они тем более считаются "рекламой", даже если там присутствует обращение по Ф.И.О.
И раз эсэмэски являются рекламой, то рассылка их допускается только с вашего согласия (причём согласие должно быть чётко прописано отдельной галочкой, а не в куче условий, которые клиент автоматически принимает, подписывая договор на кредит или открытие счёта). И вы имеете право в любой момент отказаться от получения рекламы.
Для этого нужно написать заявление и передать его банку и сделать это можно двумя способами:
- распечатать две копии, поехать в банк, одну копию отдать сотруднику, на второй копии проставить входящий номер и дату приёма
- распечатать одну копию и отправить почтой с заверенной описью и уведомлением о вручении в банк по адресу, указанному "для корреспонденции".
Я выбрал второй способ, тк мне лень было стоять очереди в 4 банках заведомо зная, что оператор меня пошлёт и не примет заявление.
Обращаю внимание, что звонки на горячую линию, сообщения в форме обратной связи, письма на электронную почту и сообщения в соцсетях или на пикабу НЕ ЯВЛЯЮТСЯ официальным способом уведомления организации и не могут быть представлены как доказательства для ФАС или суда - https://fas.gov.ru/pages/Reklamnyjspam
Поэтому когда на ваш комментарий бот пишет что-то подобное - можете смело игнорировать, тк это не будет юридически значимым обращением, соответственно никто не обязан рассматривать такое заявление и отключать вам рекламу и доказать что-либо вы не сможете.
В заявлении вверху указываете ваши данные и данные банка, в первом абзаце описываете свою ситуацию ("я ваш клиент, имею счёт и ипотеку, но получаю эсэмэски с рекламой продуктов банка" - всё в произвольной форме). Обязательно указывайте свой номер, зарегистрированный в самом банке.
В последнем абзаце указываете ещё раз свой номер и пишете, что на основании всего вышесказанного вы требуете прекратить рассылку и звонки, при этом если вы желаете оставить мобильный банк (уведомление о поступлении денег и эсэмэски при покупках), стоит указать это на случай, если банк отключит вам вместе с рекламой и сам мобильный банк и при последующем его подключении вас заставят ткнуть "соглашаюсь с оффертой не читая" с пунктом о рекламе. Так же вы можете указать, что хотите по результатам получить ответ в письменной форме (или электронный документ с заверенной ЭЦП, тогда укажите электронную почту в заголовке)
✔ Заказное уведомление о вручении*
Вам выдаётся трек-номер и бланк письма.
*почему лучше заказное (хоть оно и стоит на 50р дороже) - на уведомления часто забивают (отдают письма вместе с ними) или теряют (забивают на отправку или отправляют безтреком). Тогда через неделю после вручения вы подаёте ещё одну жалобу, но уже на сайте почты россии, по розыску уведомления о вручении, и тогда придёт ответ "при проверке выяснено, что письмо № вручено КОГДА, ГДЕ, КОМУ, уведомление потеряли, деньги вернём почтовым переводом № ...".
Тот же эквивалент уведомления, но бесплатный. Но а если вам повезло и после вручения проставился синим цветом статус "Заказное уведомление № ....", то вы точно будете знать когда можно идти на почту за его получением и не слушать "ой а у нас почтальона нет, почту мы не разносим и даже не сортируем, искать ваше уведомление не будем".
Заполняете бланк описи, где кратко описываете кто и кому отправляет заявление и о чём это заявление. Внизу пишете кто отправитель и подпись. Бланк уведомления о вручении заполняете на почте, его лучше (удобнее) заполнить там же на месте и приклеить.
С конвертом, подписанным заявлением, бланком письма и бланком описи идёте на почту и отправляете, сохраняете чек. Советую пальцем ткнуть на ваш трек и сказать, что письмо оформлено и его надо проверить, заклеить и принять по этому номеру. У меня были случаи, когда оператор заклеив конверт с описью, сверху лепил свой трек, естественно такое письмо не будет принято в суде, тк по треку, что в бланке с описью, письма не существует.
После этого один банк прислал сообщение со входящим номером заявления и что заявление рассмотрено, второй банк просто написал, что рекламные сообщения отключены, два других ничего не ответили, хотя по всех 4 случаях сообщения перестали приходить после дня вручения писем.
Срок рассмотрения заявления 30 дней, если после этого банк продолжает сыпать рекламой, вы можете сразу обратиться в ФАС и приложить доказательства: заявление, бланк описи, уведомление о вручении.
Почта россии после этого поста: