Peonur

Peonur

На Пикабу
20К рейтинг 7 подписчиков 6 подписок 3 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Еще раз о сроке службы батарей электромобилей

Перевод свежей статьи с Wired.com:

Электромобили могут прослужить намного дольше, чем вы думаете

Вместо того, чтобы иметь более короткий срок службы, чем у двигателей внутреннего сгорания, батареи электромобилей работают намного дольше, чем ожидалось, что удивляет даже самих автопроизводителей.

Джеймс Моррис 8 декабря 2024 г., 7:00

Электромобили могут прослужить намного дольше, чем вы думаете

Фотография: Гетти

Подержанные электромобили практически бесполезны, потому что через несколько лет огромные батареи потребуют дорогостоящей замены. По крайней мере, к этому могут привести некоторые статьи или обсуждения на форумах последних лет. Однако, несмотря на то, что цены на бывшие в употреблении электромобили резко падают, появляются данные о том, что их батареи могут прослужить дольше, чем восьмилетняя гарантия, которая предоставляется большинству. Фактически, они все еще могут быть очень пригодными для использования даже через 20 лет, потенциально давая полностью электрическим автомобилям более длительный срок службы, чем многие аналоги, работающие на ископаемом топливе.

«Потребители очень обеспокоены состоянием аккумулятора, который вы покупаете в подержанном автомобиле», — говорит Джеймс Уоллес, соучредитель подразделения Fortescue по анализу аккумуляторов Elysia. Его компания, до приобретения Fortescue называвшаяся Williams Advanced Engineering, занимается разработкой программного обеспечения для оптимизации работы аккумуляторов в условиях интенсивного использования, таких как автоспорт (включая Формулу E), горнодобывающая промышленность и для автопроизводителя JLR. Уоллес надеется, что технология Elysia дойдёт до массового потребителя и поможет «дать потребителям больше прозрачности в отношении подержанных батарей, которые они покупают».

Люди основывают предположения на существующем опыте. Что касается срока службы батареи, то, скорее всего, это будут их смартфоны. Большинство из нас замечают, что срок службы батареи наших телефонов начинает снижаться через пару лет. Batterygate от Apple, вероятно, также не помогла бы популярнейшему представлению о долговечности литий-ионных элементов.

Создан навечно

Но появляется все больше свидетельств того, что аккумуляторы электромобилей намного прочнее аккумуляторов смартфонов. Начнем с того, что вы не склонны заряжать свой электромобиль каждый день, как телефон. Это может быть так редко, как раз в неделю или меньше. Реальные исследования показывают, как это влияет на аккумулятор электромобиля. Консалтинговая фирма P3 недавно проанализировала 7000 электромобилей в сотрудничестве с австрийским специалистом по тестированию аккумуляторов Aviloo. Их отчет показал, что в среднем аккумуляторы электромобилей имеют 90-процентную емкость после 100 000 километров езды, а на 300 000 километров у них все еще остается 87 процентов от первоначальной мощности.

Аналогичным образом, данные телематической компании Geotab показали, что разрядка батареи с течением времени намного ниже, чем первоначально прогнозировалось. В то время как исследование P3 основано на транспортных средствах возрастом от трех до пяти лет, сопоставляя оставшуюся емкость аккумулятора с пробегом, анализ Geotab учитывает возраст. «Мы провели исследование в 2019 году, а затем провели и более свежее исследование», — говорит Шарлотта Арг, старший менеджер по устойчивой мобильности в Geotab. «Последнее исследование включало 11 различных моделей и брендов. В наше исследование 2019 года вошли 23 различные модели разных поколений».

В обоих этих отчетах Geotab отслеживал состояние заряда и измерял поток энергии используемого транспортного средства, что также было подходом, использованным P3 и Aviloo. «Используя это, мы можем в любой момент времени оценить, какова общая емкость аккумулятора за весь срок службы этого автомобиля», — говорит Аргу. «На графике с течением времени мы можем начать смотреть на тенденции изменения емкости аккумулятора. В последнем исследовании мы рассмотрели более 5000 автомобилей и множество поездок». Geotab обнаружил, что средняя скорость деградации составляет всего 1,8 процента в год. В исследовании Geotab за 2019 год этот показатель составлял 2,3 процента в год. «В этом последнем исследовании участвовало не так много автомобилей раннего поколения», — говорит Аргу, — «что говорит нам о том, что системы управления батареями становятся лучше, а батареи служат дольше».

Если бы это ежегодное ухудшение на 1,8 процента продолжалось линейным образом, через 10 лет у электромобиля все равно было бы 82 процента емкости аккумулятора, что намного больше, чем 70 процентов, на которые большинство аккумуляторов имеют гарантию через восемь лет.

Если перекинуть эту цифру на 20 лет вперед, автомобиль все равно будет иметь 64 процента. Если автомобиль стартовал с запасом хода в 300 миль по стандарту WLTP (стандартный испытательный цикл, используемый в Европе), 20 лет спустя он мог бы иметь запас хода в 192 мили. Это остается вполне пригодным для использования, и теперь на рынке представлено множество автомобилей с пробегом более 300 миль по WLTP.

Мы не знаем, как долго прослужат батареи электромобилей… пока

Конечно, здесь все еще есть догадки, потому что не существует 20-летних основных электромобилей, а очень мало даже старше 10 лет. Многие из последних — это Nissan Leafs, в которых отсутствовала система терморегуляции, обеспечивающая хорошее состояние аккумуляторов, поэтому они, вероятно, не являются лучшим ориентиром для более современных электромобилей.

Но автомобили BMW i3 десятилетней давности, как сообщается, чувствуют себя хорошо: большинство из них по-прежнему обеспечивают более 80 процентов своей первоначальной мощности. Компания BMW, которая провела собственные исследования, подтвердила WIRED, что батареи i3 работают значительно дольше, чем ожидала компания. Действительно, в 2023 году BMW UK приобрела для тестирования самый старый i3, который компания смогла найти в своей сети одобренных автомобилей. Это была модель BEV 2013 года с аккумулятором емкостью 22,6 кВтч, выбранная исключительно по возрасту. Заряд аккумулятора автомобиля составил 83 процента после почти 10 лет эксплуатации.

Согласно результатам Plug In America, опубликованным Nimblefins, автомобили Tesla Model S 2013 года демонстрируют аналогичную мощность. В парке машин Tesla в Великобритании даже есть модель S 2015 года с пробегом более 250 000 миль, с той же батареей и примерно 86 процентами ее первоначальной емкости.

Однако Argue советует соблюдать осторожность. «Мы не можем предсказать будущее. На сегодняшний день это 1,8 процента в год», — говорит она. «Существует мнение, что к концу срока службы автомобиля может возникнуть то, что мы называем «кривой крена», когда аккумулятор начинает разряжаться быстрее, чем на протяжении большей части своего срока службы. Мы не наблюдали достаточно плохих автомобилей, наезжающих на эту пятку, чтобы иметь возможность предсказать или проанализировать, когда это произойдет. Все, что мы можем сказать сейчас, это то, что если они будут продолжать деградировать с той средней скоростью, которую мы наблюдаем, эти батареи должны прослужить 20 или более лет».

«Мы видим различия в разных автомобилях и моделях», — продолжает Аргу. Есть и другие факторы. «До сих пор мы не заметили существенного влияния большого пробега на скорость деградации, поэтому вам не следует бояться использовать свой электромобиль». Этот вывод соответствует исследованию P3.

«Но мы увидели корреляцию с частотой быстрой зарядки постоянным током», — предупреждает Аргу. «Автомобили, которые часто заряжаются с помощью быстрой зарядки, действительно имеют заметное увеличение скорости деградации».

Жаркая погода также является фактором, влияющим на долговечность. «В худшем случае это было в три раза больше для конкретной модели, эксплуатируемой в жарком климате и использующей частую быструю зарядку», — говорит Арг. Это будет означать потерю 5,4 процента емкости аккумулятора в год. Однако «лучшие из них имели в среднем 1 процент деградации в год. Мы определенно наблюдаем положительную тенденцию».

«Когда возник рынок электромобилей, существовала большая обеспокоенность по поводу факторов, которые могут привести к усилению деградации аккумуляторов», — говорит Нил Коуз, генеральный директор Geotab. «Например, полная разрядка, зарядка в холодную или теплую погоду, использование высокоскоростной зарядки вместо низкоскоростной зарядки. Но технологии аккумуляторов стали намного лучше, особенно в области систем управления — например, обеспечение правильной зарядки литий-ионных элементов в холодном состоянии».

Эта лучшая производительность батареи может обеспечить более длительную гарантию на более высокую оставшуюся емкость. Toyota уже предлагает 10-летнюю гарантию на свои аккумуляторы для электромобилей, а MG экспериментирует с пожизненной гарантией в Таиланде. «Обычно у вас все еще есть гарантии, которые обещают 70-процентное состояние здоровья через восемь лет, но деградация, которую мы наблюдаем на этих батареях, гораздо меньше», - говорит Уоллес.

Ваш электромобиль может оставаться хорошим даже через 20 лет

Однако до сих пор исследования основывались на том, как системы автомобиля сообщают о состоянии аккумулятора. «Я бы отнесся ко всем этим ценностям с долей скептицизма», — говорит Уоллес. «Сообщенное о состоянии здоровья на приборной панели, которое видит клиент, часто значительно отличается от фактического состояния здоровья этой батареи». Согласно отчету, опубликованному Elysia в 2023 году, истинное состояние здоровья может до 9 процентов отличаться от сообщаемого.

Другая проблема — это буфер, который производители оставляют в своих батареях, который представляет собой разницу между чистой и полной емкостью в кВтч. «ОЕМ-производители завышают размеры этих батарей», — говорит Уоллес. Тем не менее, Аргу объясняет, что «должен быть некоторый буфер безопасности, потому что из науки о батареях мы знаем, что если батарея остается полностью полной или полностью разряженной в течение длительного периода времени, это вызывает больший стресс. Наличие буфера защищает батарею от деградации».

Уоллес считает, что этот буфер слишком консервативен, учитывая низкую деградацию аккумуляторов электромобилей. «Им не нужно столько избыточных мощностей», — говорит он. «Меньшие буферы означают меньшие батареи, что снижает стоимость электромобилей». Проблема в том, что Уоллес считает, что многие традиционные автопроизводители еще не имеют необходимых данных о своих собственных батареях, чтобы пойти на этот шаг.

Тем не менее, если батареи продолжат работать долго, как показывают исследования P3 и Geotab, электромобили вполне могут оказаться в лучшем состоянии, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания того же пробега и возраста. Остальная часть электромобиля также обходится дешевле в эксплуатации. «Стоимость обслуживания значительно ниже», — говорит Коуз. «Вы обслуживаете тормозные колодки и меняете дворники — вот и все».

10-летний электромобиль может быть почти таким же хорошим, как новый, а 20-летний по-прежнему вполне пригоден для использования. Это может стать еще одним прорывом в автомобильной промышленности, которая полагается на автомобили, которые через 15 лет в основном отправляются на свалку.

Показать полностью

Ответ на пост «Новые электрические "Москвичи" оказались никому не нужны»2

Хочу поделиться примером цены здорового человека на электромобиль. И это не чистокровный китаец JAC, а Хонда, пускай и совместно японско-китайская. 79900 BYN = $31500 = 2,4 млн. руб. Вчера случайно на глаза попалась. 60 квтч батарейка.

Ответ на пост «Новые электрические "Москвичи" оказались никому не нужны»
Показать полностью 1

Перспективы российской экономики

Нашел интересное мнение о перспективах развития экономики РФ в условиях санкций от экономиста Андрея Мовчана (взято с exler.ru, так как Фейсбук заблокирован)


Меня просят написать много и подробно по вопросу о российском экспорте и импорте, балансе счетов и пр. перспективах экономики.

Будем ориентироваться на 2021 год, потому что больше не на что. Из Российского экспорта значимые статьи это зерновые (10%), драгоценности (10%), вооружения (10% но почти всё в кредит, то есть притока валюты нет), металлы (10%), нефть и газ (45%), остальное - 15% и в основном в СНГ.

В 2022 -23 годах экспорт зерновых - вопрос, потому что (А) в 2023 году семенного фонда будет меньше; (Б) потребление зерновых внутри вырастет из-за падения доходов населения; (В) урожайность снизится из-за потери доступа к западным технологиям, западной химии, дефицита удобрений; (Г) экспорт 2022 будет затруднен из-за проблем черноморских коммуникаций.

Экспорт драгоценностей уже перекрыт практически и скорее всего так и останется.

Экспорт металлов перекрывается и будет перекрыт на 60-70%.

В разделе "нефть и газ", нефть занимает 2/3, газ - это 15% от всего российского экспорта. В 2021 году уже по высоким ценам газ принес России 54 млрд долларов. В 2022 году это будет с учетом роста цены и падения поставок / дисконтов скажем 60 млрд долларов; в 2023 цена стабилизируется, потребление упадет еще на 30%, скажем Россия будет получать 45 млрд долларов в год от газа и возможно столько же - от нефти (частично будет эмбарго, Россия уже продает на 30% меньше нефти, частично будет дисконт, он уже 25%), это всего скажем 90 млрд долларов в год.

Плюс еще 20-30 млрд остального экспорта, ну даже допустим будет 130 млрд долларов; это против 232 млрд долларов импорта в 2020 году - году когда импорт сильно упал.

Дефицит больше 100 млрд долларов в год (10 трлн рублей, 12% ВВП), резервов нет.

Страшно? Не так уж страшно. Импорт тоже сильно упадет – как потребительских товаров (падение покупательной способности будет процентов 20, что вызовет падение спроса на импорт процентов на 50), так и промышленных – из-за санкций на ввоз и из-за остановки иностранных производств и целого (большого) ряда производств и сервисов российских. Так что импорт легко теряет те же 100 млрд долларов и валютный баланс оказывается в порядке или почти в порядке.

А что же не в порядке? А не в порядке сама экономика. В начале 90х разрыв связей между республиками и даже регионами привел к остановкам поставок комплектующих и разрыву «хозяйственных цепочек». На фоне очень слабого потребительского сектора СССР этот разрыв тем не менее был подобен атомной бомбе – он оставил без работы примерно 15% трудовых ресурсов (и еще 15% потеряли работу из-за неконкурентоспособности производимых товаров и/или утраты госзаказа). При этом экспортные отрасли продолжали работать. Будем считать, что потеря импорта комплектующих – такой же разрыв связей как в 90е – пройдет существенно мягче, не смотря на то, что потребительский сектор в России сейчас намного больше и использование импортных сырья и материалов намного шире. Достаточно сказать что уже встало 50% проектов строительства жилья - нет импортного сырья (а прошел только месяц). Мягче – то есть работу потеряет не 15%, а 5-10% трудовых ресурсов. Еще примерно столько же потеряет работу из-за существенного сокращения номенклатуры бизнесов: не будет торговли через Инстаграм; не будет международных заказов на рекламу; не будет (в том объеме) экспортно-импортных операций; не будет в том объеме капитального строительства; меньше нужно кафе и баров; не нужны в том объеме финансисты; не нужны журналисты – одной трети хватит за глаза, и так далее. Всего сокращение процентов на 10-15 (чуть меньше – чуть больше). С другой стороны, массовый исход трудовых мигрантов унесет примерно 5% трудовых ресурсов, но это не компенсируемые вещи: мигранты занимали совершенно другие ниши, ни журналисты, ни строители их работу не возьмут.

Так что:

(А) эти 7-10 млн человек надо будет к чему-то пристраивать, и как в 90е перенаправить их на вещевые рынки не получится – восточная ниша занята, западная – закрыта; соответственно государству надо строить систему перераспределения на печатании для этих людей денег, раздавая их им за псевдо-работу на государство; поскольку инженерами (как в СССР) их не сделать, придется делать их чиновниками, военными, силовиками, контролерами. Ждем прибавления миллионов человек в этих категориях.

(Б) 2.5-3 млн мигрантов надо кем-то заменять, а заменять некем совсем. Частично уход мигрантов компенсируется сокращением капстроительства, но только частично. Это значит, что Россия возвращается в прошлое в ЖКХ – там будет катастрофически не хватать рабочих рук. Улицы снова будут не убраны, коммунальные службы будут работать хуже, аварий и отключений будет снова намного больше даже в столице.

(В) За 2022 из России уедут сотни тысяч высококвалифицированных специалистов. Отъезд финансистов не страшен – всё равно на финансовых рынках поставлен крест, теперь это просто витиеватые механизмы по распределению денег от государства к предприятиям; отъезд ученых не страшен – всё равно развитие науки не было в приоритете - ну так его просто теперь не будет; чувствителен отъезд трех категорий: инженеров (особенно специалистов по машинам и механизмам), специалистов в IT и врачей. Первые будут нужны и для перестройки производств на другие комплектующие, и для замещения импорта конечных товаров, и для ВПК, который стагнирует последние 30 лет, производя в основном бравурные репорты в продолжение идей 70-тилетней давности. В конце концов не важно сколько произведено танков «Армата» и насколько они хороши. Важно, что танки в современной войне – это как кавалерия во Второй Мировой. Так вот, грустная новость состоит в том, что инженеров-конструкторов в стране не хватало катастрофически и до 2022 года, а теперь их станет еще сильно меньше. А ведь раньше они нужны были почти только на танки и самолеты, а теперь они еще СВЧ-печки должны сделать и перелицевать Жигули на китайскую электронику.

Про IT специалистов говорить нечего – от их количества сегодня зависит впрямую будет ли работать экономика, или любые ресурсы будут просто лежать мертвым грузом. Но вот на чем они будут программировать и что внедрять в стране, лишенной лицензированных сред и приложений – загадка. А между тем вовне России не только 98,5% мирового ВВП – там и 99% заказчиков разработок, и все среды и приложения доступны, и за пикет не сажают, и на ФСБ работать не надо. На IT специалистов из России уже развернута в хорошем смысле охота по всему миру, 2/3 опрошенных IT-шников из России изъявляют желание покинуть страну (особенно это делают молодые люди, преследуемые призраком мобилизации). При оценке Минцифры на 2021 год дефицита IT специалистов в стране в 1 млн человек, я честно не представляю себе что будет: конец SAP, конец SQL, нет Google, паленые версии всего остального, отечественные продукты если это не spyware - сплошное очковтирательство, и поверх - нет кадров от слова совсем. Разве что Ашманов с Клименко вдвоем вдруг напишут операционные системы, ERP и прочие продукты продажной девки империализма, которые миллионы специалистов создавали годами?

На этом фоне отъезд квалифицированных врачей не выглядит острой проблемой, но в условиях уже существующего дефицита хороших специалистов даже в столицах, на фоне потери доступа к современному оборудованию и реактивам – это будет напоминать перманентный ковид с точки зрения смертности и потери качества жизни пациентами.

Вот примерный прогноз в цифрах (как вы понимаете, он очень условен, всё может быть по-другому, но смысл будет тот же). Падение доходов населения в 2022 году на 20% и дальнейшее медленное снижение, падение доходов нижнего квартиля на 30%. Просто чтобы вы понимали, в 2020 году по методике Росстата (то есть по очень оптимистическому методу подсчета) доходы населения были 120% от уровня 1991 года. В 2021 году они не выросли. В 2022 они таким образом будут где-то 96% от уровня 1991 года, и это в среднем, у низшего квартиля всё намного хуже.

Падение создающей стоимость части ВВП на 15-20% в рублях, на 25% по ППС, на 40% в долларах (общее падение ВВП на 10% в реальных рублях, 30% в долларах), дальнейшая стагнация. Минус 10% это больше 2009 года (минус 7.8%), больше 1998 года (минус 5.3%), больше, чем среднегодовое падение в период 1991 – 1996 годы (но конечно тогда падение в совокупности было несравнимо больше). Но тут надо обратить внимание не на суммарное изменение ВВП, а на то, что падение это произойдет при росте «государственной части» - как минимум в силу перехода к государству заботы о тех самых 7 млн человек, в силу больших военных расходов и потерь, в силу очевидного роста расходов на силовиков и «оборону», на фоне сверхвысоких цен на нефть и газ, которые будут вносить свой вклад в ВВП, но не приносить value – кушать их не будешь, экспорт ограничен, импорт ограничен.

И дальше – экономика будет медленно разворачиваться лицом к примитивным потребностям. Китаизация спроса + импортозамещение хуже качеством и дороже. Упрощение во всех сферах жизни. Перемежающиеся дефициты. Снижение стоимости логистики и устранение посредников – рынки, челноки. Снижение скорости движения – получать что-либо извне страны будет крайне тяжело, получать внутри – долго, поскольку авиация будет достаточно быстро сокращаться, вагонный парк будет сокращаться медленно, но тоже будет – подшипники импортные. Инвестиции только государственные, поскольку воровать стало почти неоткуда, с государственных инвестиций будут воровать сильно больше, чем раньше. Армия новых чиновников будет придумывать сонмы новых правил и кормиться от тех, кто что-то делает, это будет называться «либерализацией бизнеса». Прямое следствие – государству придется входить туда, откуда будет уходить бизнес.

В перспективе – хлебокомбинаты вместо пекарен, танковые заводы вместо остального - армию надо кормить и увеличивать.

Является ли это катастрофой – плохой вопрос, потому что мы не знаем, что такое катастрофа, каждый это понимает для себя сам. Для меня отсутствие хорошего кофе – катастрофа, поэтому я склоняюсь к такому определению будущего российской экономики. Но это – точно более слабая экономика чем в 2021 году и даже более слабая чем в 2007 году. И, в отличие от 2021 и 2007 года, эта экономика не может расти и развиваться. Она может адаптироваться, латать дыры, становится эффективнее внутри своих рамок (или наоборот – терять эффективность как советская в 70е годы), может гармонизироваться и обрастать системами управления и поддержки, может даже построить суррогаты международных связей – но точно не может внедрять реальные (а не мультипликационные) изобретения, перестраивать уклады, инновировать, конкурировать во вне.

Она будет жива только пока закрыта и пока функционирует на всем пространстве России. Попытка открыться или распад страны приведут к повторению событий начала 90х с вероятностью 100%, только с более низкой базы. Возможно зная это, российские элиты не будут повторять такой попытки.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!