Я тоже учитель. Учитель английского языка. А еще я из Казахстана. Попробую рассказать о том, как у нас с этим обстоят дела.
Начал в далеком 2003, после четырех лет преподавания ушел в частную сферу по профессии айтишника, так сказать захотел заработать денег со свеого любимого хобби. Через восемь лет, и примерно дюжины новых строчек в трудовом, я вернулся к профессии учителя.
Первое, что приятно удивило, нас отправили на трехмесячные курсы без отрыва от работы для повышения квалификации. Реально много нового узнал, сдал тест и получил сертификат, кстати который нужно обновлять каждые пять-шесть лет.
Второе, журналы стали электронными, то есть хранились онлайн. А после нескольких лет работы айтишником, для меня это было даже удобным.
В третьих, будучи учителем мужского пола, мне давали самые шумные и трудные классы, с которыми я легко справлялся, так как я их хорошо понимал и помогал где надо, и был в тесном контакте с родителями, по крайней мере каждое родительское собрание посещал без пропусков и старался поговорить с каждым родителем отдельно.
В четвертых, на уроках я часто импровизировал. Я вообще сторонник всяких экспериментов. Например, в первую четверть мог дать объемный проект на всю четверть, если результат был хороший, то смело добавлял один балл к четвертной оценке. Да, мне тут могут сказать, что контрольные работы должны строго соответствовать общему плану и оценка должна быть строго по его результатам. Ну, во первых, я сам решаю, ЧТО мне ставить, а во вторых я умел защищать свою работу и работу детей. Во второй четверти, я мог провести такой же проект, но уже парный, где пары состояли из учеников с пропорционально разными оценками за четверть. Во многих случаях, это действует положительно как на отличника, который чувствует ответственность за одноклассника, так и на ученика с низкой оценкой, который мотивировался работать лучше, чтобы не ударить лицом в грязь. Мог задать фильм или книгу на пересказ, который в зависимости от фантазии мог быть текстовым или графическим вкупе с устным сопровождением.
Еще одним приятным удивлением был доступ к онлайн планам прямо с сайта с электронным журналом или с отдельного сайта при поддержке департамента образования. Так что придумывать новые планы не было смысла, разве что подкорректировать под нужды каждого класса по мелочам.
Конечно, отчеты никто не отменял. Если их делать вовремя, то они не накапливаются.
И вообще, ненавидеть все подряд: отчеты, проверки, детей, родителей, коллег, начальство - никак не помогает в этой сфере, да и в любой тоже. Объяснить трудно, но просто делать свою работу так, чтобы главное дети хотели приходить на уроки снова и снова - это и есть основа хорошего настроения на работе.
Другой, не маловажной, частью работы является четкое разграничение времени работы. Да пусть хоть сгорит отчет, или отругают на завтра, но после работы, я перестаю думать о работе и полноценно возврашаюсь к семье. Даже если кто-то звонит, я тупо не беру трубку, а если прям настойчиво, то отвечаю что занят, и могу сделать только завтра утром. Со временем привыкнут, но будут продолжать с теми, кто соглашается на такой график.
Главное в преподавании - это понимать, что перед тобой дети, которые ничем не лучше и ничуть не хуже своих собственных детей. А еще нужно знать, что кроме моего предмета, у них еще куча других предметов со своими контрольными и тестами.
Я с учениками работаю и воспитываю только через личный пример. Очень сильно уважаю их личные взгляды, понимаю что некоторым дома не до домашек (не благополучная семья, смотр за маленькими братьями) и стараюсь делать так, как бы я сам на их месте хотел бы посидеть на уроке и получить новые знания.
Раз в неделю/две недели, могу устроить игровой день. Принести вкусняшки и поиграть в интерактивную игру с контекстными заданиями, коих очень много онлайн версии в интернете.
Хотя иногда и трудно, но признаю свои ошибки, если я их допустил, а ученики заметили, могу иногда это сделать специально.
Ненавижу учителей, которые ненавидят детей и свою работу. Им не место в школе. Если не уважают, не надо заставлять, нужно заслужить. Когда я работал айтишником, я не любил коллектив со взрослыми людьми. У них обязательно были склоки, слухи, подлизывание и т.д. С детьми не так. Они, в основном, верят только своим глазам, и очень сильно отвечают взаимностью.
Родители. Даже самые не адекватные отступают перед адекватными и уверенными учителями. Особенно если их часто хвалят дети. А дети обязательно делятся с родителями об отношениях с учителями.
Еще многое хочется написать, но уже немного подустал. Буду рад ответить вашим вопросам. Очень сильно буду рад коллегам, кто также любит детей и свою работу.