
Мальдивы
3 поста
Некоторое время назад стало возможно до 10 дней гулять по Китаю во время транзитной остановки (то есть, должен быть билет в третью страну).
В июне 2025 я летел в Сингапур через Пекин (аэропорт Дасин - PKX) и спланировал рейсы таким образом, чтобы успеть посетить стену, что и было успешно реализовано за 11-часовую пересадку. Делюсь опытом!
Итак, выйдя из самолёта, я прибежал к пограничникам одним из первых. Нужно заполнить бланк на выход в город. Где-то читал про терминалы, которые могут распечатать готовую карточку, но в этом аэропорту таких не оказалось. На столе в дальнем углу лежат бланки с голубой полосой, вот такой и нужно заполнить, имея при себе ручку. В поле размещения я вписал название и адрес какого-то отеля - пусть будет, хотя логично, что спать я не собирался - пересадка-то не ночная.
Я не был уверен, понравится ли мой план поездки погранцу, поэтому заранее на оффлайн-карте натыкал точек в центре города - будто хочу там погулять и конечно же успею вернуться в аэропорт. Но, к счастью, он ничего не спросил, кроме как куда я лечу дальше.
Пишут, что китайские погранцы подозрительно относятся к турецким штампам, задают вопросы. У меня таковых не имелось в этом паспорте.
Окей, отлично! Наклейка получена, я покидаю аэропорт. Заметим, что это не транзитная виза, а разрешение временного выхода на 240 часов.
Далее нужно доехать на аэроэкспрессе до ближайшей станции метро. Проезд стоит 35 юаней, оплачиваю через алипэй - невероятно удобная штука, без него в Китае как без рук. У меня к алипэю привязана казахстанская карта.
Заодно подключился к местному вай-фаю по фотке паспорта.
Для навигации в метро есть удобное приложение Metroman.
За 5 юаней еду до станции Beitucheng. Выход С, налево по указателям до автобуса 877, там всё просто. Тётушка-кондуктор на входе не продала билет, а выпустила в моём алипэе транспортную карту, которой я тут же и оплатил 12ю за проезд. Хорошо, что был мобильный интернет!
Пишут, что автобус до стены ходит каждые 10 минут, проверить это не удалось, т.к. я уехал на первом же. Вообще лучше туда ехать пораньше, пока нет толп.
Далее, чтобы не идти наверх пешком, я воспользовался тобоганом - это такая коляска на рельсах, едет по тоннелю. Тобоган можно найти по указателям на улице.
На стенах различные наклейки-украшения, в том числе здесь и старина Винни. Есть миф, что его изображение запрещено в Китае.
Ну и кадр из города, раз уж заговорили про этого диснеевского персонажа.
А вот и стена!
Локация Badaling считается одним из самых известных участков стены, да и добираться сюда весьма удобно.
Время 9 утра, людей становится больше и больше.
Молодые ребята-охранники осторожно предупреждают, что не стоит высовываться из окошек или между зубцами стены, чтобы сделать фото.
Как они со мной коммуницировали? Да жестами, конечно. С английским в Китае всё сложно.
Ещё спасает гугл-переводчик, и лучше бы иметь на телефоне скачанные языковые пакеты.
Что могу сказать - это стоило того. Стена понравилась. Да, разнообразия здесь немного, однако посетить стоит, всё же это значимая достопримечательность, одна из новых семи чудес света.
Нахожу тропинку, чтобы спуститься вниз, уезжаю на автобусе обратно в город.
Заглянул на озеро Бэйхай, прокатился на пароме до храма на острове.
Здесь красиво и довольно тихо, приятно гулять.
На площадь Тяньаньмэнь попасть не удалось - вход только по забронированному заранее пропуску, повсюду ограждения и охрана.
Возможно, это на следующий визит. Как и Запретный город, и ещё ряд других мест.
Вообще Пекин мне понравился. До этого был только в Шэньчжэне - вот там мне показалось неинтересно, смотреть особо нечего.
И лучше приезжать в будни. Я был в воскресенье, на центральных улицах весьма людно.
Побродив по городу, пришло время ехать обратно в аэропорт.
Любопытно - в метро есть подсказки, в каких вагонах холоднее.
Удивили бизнес-залы. Я пришёл в тот, где есть и душ, и еда, и вот пока стоял под струями воды, всю еду унесли! У нас, говорят, время обеда кончилось, теперь только закуски остались. Впервые такое вижу.
Что ж, придётся потратить ещё одну проходку, но покушать. Во втором лаунже вообще ничего не оказалось: "Время обеда с 17:00". Ок, идём в третий - там готовят на заказ лапшу со свининой или курицей.
Я как-то не думал, что новый аэропорт может создавать такого рода проблемы.
Короче, пост про поездку на стену без визы. Всё что знал, рассказал.
Если чего забыл упомянуть - спрашивайте.
В Китае классно.
Во время каждой поездки я записываю все траты, начиная от подготовки (билеты, визы) и заканчивая транспортом из аэропорта до дома. Каждый раз интересно, сколько стоило то или иное путешествие.
Сегодня публикую калькуляцию новогодней поездки: я вылетел из Москвы в конце декабря 2024 и вернулся 19 января.
Все траты конвертированы в рубли по курсу на день покупки. Платил рублевой картой в рублях, казахстанской картой в тенге и наличными долларами.
Погнали?
1.Траты до вылета.
Авиабилеты я неспешно покупал с начала сентября по начало ноября.
Здесь нужно обратить внимание, что аэрофлотовские билеты частично оплачены их милями, а также присутствуют компенсации баллами кэшбэка, благодаря чему два билета обошлись мне в кругленькую сумму ноль.
Да, если б не мили и баллы, общая стоимость выросла бы тысяч на 60. Но я пишу про свой опыт, у меня было вот так.
2. Индия (27 декабря - 8 января).
1 рупию считаем как 1,37 рублей. На самом деле индийские деньги обошлись мне дешевле, потому что были получены за 100$, которые я приобрел по выгодному курсу (в те времена, когда он был выгоднее, чем сейчас). Но всё это лишняя информация, считаем так, как считаем.
Несколько раз я ночевал бесплатно у найденных ребят с каучсерфинга, они же угощали меня едой. Деньги брать отказывались, вот такое гостеприимство.
Заметки про Индию собраны в серию постов про сикхов, сжигание тел, узкоколейку и прочее.
3. Шри-Ланка (8-16 января).
Принимаем курс 2,71 LKR (рупий) за 1 рубль. Тут уже вышло подороже, чем в Индии. В основном за счёт экскурсий в парк птиц и океан китов. Снова живу бесплатно по каучу - 2 ночи у мужика в джунглях и 2 ночи у британского дедушки. И снова угощают обедами.
На Шри-Ланке очень понравилось. Серия из трёх постов здесь.
4. Мальдивы (16-19 января).
1 руфия вышла мне в 6,82 рубля. Ох, как я не люблю каждый раз привыкать к новой валюте. Приезжаешь в страну и нужно снова запоминать, на сколько делить или умножать, чтобы оценить стоимость в рублях.
Не могу сказать, что на Мальдивах понравилось, но опыт есть опыт. Наскрёб всего на два поста в серии.
Как видим, итоговая стоимость путешествия составляет 131 838 рублей.
Я считаю, что это нормально за 3 страны, 7 перелетов, поезда и автобусы. Впечатления - бесценны.
А вы что думаете - дорого это или ок?
Дополнительный материал по ссылке.
Планируя посещение Мальдив, я выбирал между двумя популярными островами - Маафуши и Гурайдо. Хотел вписаться там к кому-нибудь с каучсерфинга, но, увы, никто меня не пригласил.
Пара слов про острова - они бывают двух типов: локальные и резорты. На первых живут местные жители, имея инфраструктуру для жизни, а резорты предназначены только для туристов (ну и обслуживающего персонала, конечно).
Резорты - недешевое удовольствие, поэтому я выбирал именно среди локальных островов, чтобы заодно и взглянуть, как протекает жизнь местных граждан.
Ещё одно отличие острова-резорта, помимо лакшери-обстановки и уединённости, заключается в доступности алкоголя. Всё для туристов! Напомню, Мальдивы - мусульманская страна, и в магазинах бухлишка нет. Если у прилетевшего туриста обнаруживают бутылку-другую, то изымают и, как я понимаю, отдают на обратном пути.
Отель может организовать трансфер из Мале на собственной лодке или сориентировать по расписанию маршрутных плавсредств.
Так вот, они мне сообщили неверное время. Вернее, именно в пятницу рейсов меньше и у скоростных лодок (спидботов), и у парома.
Пришлось добираться с пересадкой на Маафуши.
Плохой отель, безответственный. Там ещё и на ресепшене никого не оказалось, пришлось отказаться от их услуг и заселиться в другое место за 45$ в день. Здесь это считается недорогим вариантом.
Местные передвигаются по острову на великах, мотиках или туктуках. Можно и пешком - длина острова менее километра. Всё близко!
На острове нет асфальта, но от езды по песку совсем не пыльно.
Туристам важно иметь на острове бикини-пляж, на котором можно находиться в купальнике/плавках. На обычном общественном пляже раздеваться нельзя, а купаются в одежде. На Гурайдо бикини-пляж есть. Людей очень мало, без проблем можно найти свободный лежак. Разумеется, бесплатно.
Я не любитель пляжного отдыха, поэтому особо и не люблю купаться и загорать. Скорее это была возможность просто побыть в своих мыслях, спрятавшись от палящего солнца под пляжным зонтом. В тишине, изредка прерываемой пролетающими гидросамолётами.
По соседству с Гурайдо расположен остров-резорт. Пишут, до него можно добраться вплавь и не попасться охранникам. Я не пробовал.
Мужик полез за плодами. Ловко так - раз-раз и уже спускается.
На острове можно найти различные экскурсии - можно сгонять на рыбалку, снорклинг, можно поехать на резорт на денёк и что-то ещё. Цена около 100$, я никуда не ездил. Во-первых, мне не очень интересно, а во-вторых, просто жалко столько отдавать.
Я мечтал тут попробовать стейк из тунца. И, представляете, не нашёл! Именно стейк и именно из тунца. Ресторанов не очень много, я обошёл все, вот же облом!
Пришлось попробовать тунца в виде другого блюда.
А вот для примера страница меню, чтобы сформировать понимание по островным ценам. Можно платить в руфиях (они считают по 19 за 1$), но выгоднее - баксами.
Еда нормальная, здесь вкусно.
Я пробыл здесь два дня. Именно столько мне хватило, и то уже начал скучать. Не люблю, когда нечего делать и некуда пойти.
Здесь тихо, спокойно, океан и умиротворение, но скучновато.
На Мальдивы нужно ехать парой, однозначно. Да, важнее - с кем, чем куда. Парой можно и на резорт двинуть, чтоб и обстановка радовала.
Мне сказали, Маафуши тоже хорош, но он более пафосный. А ещё там расположена тюрьма.
А Гурайдо - более тихий остров.
В общем, посмотрел, какие бывают Мальдивы.
(Свинья грязь найдёт)
Пора домой.
Я поехал до Мале на общественном пароме. Да, он идёт дольше, но времени было достаточно.
И паром не качается на волнах, поскольку он огромный. Кому-то это может быть важно.
Стоимость спидбота между Мале и Гурайдо - 25$, а паром стоит 1,5$, вот же как дешево!
Остался один пост - посмотрим, сколько денег было потрачено за 3 недели путешествия.
Я изначально и планировал прилететь на Мальдивы со Шри-Ланки, поскольку отдельно не хотел посещать эту страну, а вот в составе сборного путешествия - почему бы и нет. Интересно же посмотреть, что такое эти ваши Мальдивы.
По местным правилам путешественник должен иметь бронь отелей на весь период пребывания. Я даже заранее заполнял какую-то иммиграционную форму на сайте, однако пограничник лишь лениво спросил, на сколько дней я приехал и где буду жить; название одного из отелей его удовлетворило, и вот я уже иду искать паром из аэропорта до города. Да, здесь есть и автомобильная дорога, по которой можно доехать на автобусе или такси, но проще всего добраться на пароме.
Увы, местной валюты у меня не было, а карты они не принимают, поэтому пришлось разменять 100$ по аэропортовому невыгодному курсу - дали 16 руфий за доллар (в отелях можно найти курс до 19). Но зато сплавил ещё одну старую банкноту с мистером Франклином - не в каждой стране их принимают, поэтому по возможности избавляюсь как могу. Проезд на пароме стоил 1$ или 15 руфий.
Переночевав в самом дешевом гест-хаусе за 3100 рублей, я пошёл бродить по столице. Интересно было посмотреть, как устроен город длиной всего 2 км.
Первое, что замечаешь - обилие мопедов. Вполне логично - будь я местным жителем, тоже имел бы "табуретку". Машина тут не особо нужна - seaways не работает, а по городу расстояния небольшие.
Карусель мототранспорта
Автомобили тоже присутствуют, просто их меньше, чем двухколёсных.
Грузовики небольшие, кажутся слегка игрушечными.
Ещё есть каток. Дороги в городе в прекрасном состоянии.
Но основной транспорт - водный. Страна состоит из островов, и без лодки здесь никуда.
Полагаю, такие сосискообразные упругие отбойники используются по причине отсутствия старых шин.
Торговля с воды - вот, например, лодка по продаже стройматериалов.
Не всё можно организовать на воде. Вот местное кладбище.
Как правило, рынок - одно из самых интересных и живых мест города. Я люблю посещать рынки, но кроме индийских - там излишне многолюдно.
Страна мусульманская, поэтому, разумеется, здесь есть большая мечеть. Красота же!
Городской пляж. Хорош для купания с детьми - мелко и без волн.
Городской арт на историческую тематику.
Крик души?
Цены на фрукты в магазине. Кило манго стоит около 1000 рублей. Дорого! А здесь всё дорого.
В целом было интересно побродить, но здесь нечем восхититься (кроме, пожалуй, мечети). Это просто город, населенный пункт. В другой стороны, хорошо, что он не является туристическим - нет зазывал, навязчивых продавцов и туктукеров. И здесь безопасно, в том числе и вечером.
Для туристов Мале - просто пересадка из международного аэропорта на лодку или гидросамолёт, чтобы добраться до нужного острова.
Рядом с Мале есть остров Хулхумале, как бы пригород столицы. Можно добраться по воде или по дороге, проезжая через такие ворота от китайских братьев.
Хулхумале - более спокойная территория, спальный район. Здесь более высокие дома, и расположены они не так плотно.
Резюмируя, могу сказать, что полдня на Мале мне хватило. Да и жарко здесь гулять - всё-таки почти на экваторе. Оставаться на подольше не имеет смысла, поэтому я поехал на остров Гурайдо, чтобы прочувствовать пляжный отдых.
Продолжение следует...
Продолжаем рассказ. Из парка птиц я поехал в Мириссу, это место знаменито турами к китам. Ну и вдобавок здесь, судя по всему, не так много туристов, как у Унаватуне.
Как найти тур? Да просто спросить любого местного - подскажут. Хозяйка гестхауса говорит, что её брат возит к китам за 17000 LKR. Уличные торговцы одеждой предлагают тур за 13000. "Мы ещё походим, посмотрим, если что - вернёмся".
На главном пляже Мириссы нахожу ребят, которые предлагают поехать за 12000 LKR плюс небольшая комиссия за оплату картой. В общем, тур стоил 4800 рублей. Полагаю, они просто допродавали места на завтра, т.к. время уже близилось к вечеру.
Ранним утром мы поднялись на борт и заняли места. В тур был включён завтрак - выдали здоровенный бургер, фрукты и что-то ещё. Вообще тур к китам не подразумевает, что вы их гарантированно увидите. Да, в сезон миграции шанс выше, но отнюдь не стопроцентный. Поэтому я изначально настроился, что за те деньги меня просто покормят и покатают по океану. Увидим кита - хорошо. Вот примерно на такой лодке мы катались:
Как происходит поиск живности: лодки между собой непрерывно коммуницируют и сообщают друг другу, где видели китов. Когда кто-то обнаруживает кита, то все лодки устремляются в ту локацию. В большинстве случаев там уже никого не нет - киты ушли на дальний кордон.
Зато дефицита дельфинов тут точно не наблюдается.
Команда громко кричит туристам, в какую сторону смотреть и кого там нужно разглядеть.
"На три часа! Черепаха!" - и все туристы дружно перебегают на правую сторону лодки.
Кита я всё-таки увидел. Да, одного. Но зато это был финвал - второй по размеру после синего кита. Сфотографировать было нереально - он лишь показал спину и был таков. Ещё пару раз команда сообщала нам о китах, но я не смог никого разглядеть. Да, у меня глаз не так намётан на поиск среди бескрайних волн.
В целом всё понравилось.
Я провёл в Мириссе два дня. Кому-то это покажется мало, однако я не любитель пляжного отдыха, и мне нормально. Купаться ходил всего пару раз. Познакомился с ребятами из Германии - прекрасно провели время вместе, гуляя и беседуя обо всём на свете.
Посиживая на пляже с мороженкой, я невольно сравнивал эти места с Таиландом (был в Патайе и на Пхукете). Шри-Ланка мне нравится больше - здесь разнообразие достопримечательностей, недорого, вкусно и не так влажно. Гулять здесь приятнее, хоть и отсутствуют тротуары - идёшь по дороге рядом с машинами. Океан тёплый, небольшие волны присутствуют. Пляж большой и хороший, однако я был покусан пляжными мухами, живущими в песке.
Так, пора двигаться дальше - в Галле меня ждал дедушка с каучсерфинга. Удобный плюс Шри-Ланки - здесь хорошо развито автобусное сообщение, даже и автостоп не нужен. В сторону Галле автобус ходит каждые 15 минут, стоимость проезда крайне низка.
Главное - занять место, поскольку желающих уехать довольно много.
Дэвиду 85 лет, он переехал из Великобритании на Шри, потому что дешевле и теплее. Снимает большой коттедж, местный дядька-помощник готовит ему еду и занимается прочими бытовыми делами. Дедушка любит принимать путешественников с каучсерфинга, мы с ним сидели в креслах и разговаривали, попивая чаёк.
Дэвид говорил на инглише крайне понятно и размеренно, а вот меня порой не понимал и поправлял.
- Энтс? Что ты имеешь ввиду? Ааа! Антс! - когда он понял, что я про муравьёв. Аналогично заметил, что не "эктор", а "актор". Ну сорян, говорю, как могу. По ящику смотрели интервью какого-то мужика, так Дэвид сказал, что вообще не понимает его речь из-за акцента.
Живёт он с котами. Смешно было наблюдать, как он разложил каждому еду и отгонял котов, которые ели не из своей миски. Да, порядок должен быть.
Утром я пошёл гулять по Галле. Поскольку с утра лишь попили чай с печеньками, то хотелось всё же позавтракать полноценно. Купил котту - такое блюдо с курицей. Взял большую порцию, надеясь основательно подкрепиться. Так она оказалась настолько огромной, что даже двоим было бы много. Но вкусно, рекомендую!
Галле знаменит колониальной архитектурой. Местный форт входит в список наследия ЮНЕСКО, да и вообще это приятное место.
Можно найти дикую живность.
И мужика с резьбой по дереву.
А ещё здесь много рыбацких лодок и, собственно, рыбаков.
Рекомендую на пару дней заскочить в Галле, здесь хорошо.
Как и всем приютившим меня людям, я подарил Дэвиду российский шоколад - он был очень рад.
Что ж, спасибо дедушке Дэвиду за гостеприимство и доброту, а мне пора ехать в аэропорт. Как обычно, я не стал обедать перед вылетом, а сделал это бесплатно в бизнес-зале. Набрал там газировки в рюкзак, а потом оказалось, что нужно проходить досмотр непосредственно перед выходом на посадку, ранее такого не видел.
Перелёт до Мале. Интересно было узнать, что такое Мальдивы и как выглядит их столица.
Продолжение следует...
До Хамбантоты добрался на автобусе. Любопытно, что кондуктор подсказал, куда мне присесть, поскольку место освободилось. Я даже и не просил, а он проявил заботу. Далее я также встречался с подобными жестами доброты ланкийцев.
Автобус оказался проходящим мимо города. Останавливаемся на трассе, кондуктор меня зовёт, показывает пальцем, мол, перейди через дорогу, вон тебя другой автобус ждёт, до города довезёт. Видимо, он позвонил и попросил, чтоб подождали. Круто! Доплату не просили.
В гест-хаусе кроме меня не было гостей, поэтому позвонил в соседний, чтобы спросить про экскурсию на завтра. Групп не нашлось, договорился на индивидуальный тур за 13000 LKR. Да, без тура туда попасть не получится - и расстояния большие, и крокодил по пути откусит ноги.
Любопытно, что владелец соседнего гест-хауса попросил предварительно встретиться, приехали ко мне с гидом:
- Да, мы договорились на 13000, но может, ты хочешь заплатить гиду побольше?
- Нет, не хочу, мы уже договорились о цене. А гид по-английски говорит? Пока вижу, что нет, - я начинаю спрашивать гида, каких птиц он знает, он отвечает коряво, как в начальной школе. Стоит, улыбается.
- Да, он говорит по-английски, - убеждает меня мужик.
На следующий день он в самом деле говорил лучше, чем тогда. За ночь, что ли, подучил? Мне не требовалась экскурсия с рассказом о всех видах птиц, лишь возможность какие-то простые вещи обсудить (например, в какую сторону едем и кого там найдём).
Сам билет в парк стоил 8030 LKR (3000 рублей). Платишь и за себя, и за гида, и за его машину.
Увы, было дождливо и из-за этого темно. Получились минималистичные фото.
Гид ездил по местности, иногда буксуя в грязюке, и показывал, в какую сторону смотреть, если птицы были далеко.
Как они называются, кто знает?
Птица с клювом-лопатой.
Это, я знаю, индийский клювач. Тут их много.
У них проходит то ли общественное собрание, то ли лекция.
Хищник нашёлся.
Из-за дождя было прохладно, но благо у сафари-джипа под крышей было более-менее сухо. Передвигались на этой индийской заднеприводной Махиндре.
Видели и животных.
Гид мне показывал крокодила в воде, но я его не смог рассмотреть.
В основном сюда едут ради птиц.
В целом мне понравилось, хотя без дождя было бы лучше. О визите не пожалел.
Немного про цены в магазине. Чтобы получить рубли, делим на три (для простоты).
Хотел купить манго (550 LKR за 1 кг), но они должны дозревать 4 дня, в моем ритме перемещений это не вариант.
Зато рассыпного чая накупил домой. Чай в пакетиках у них тоже вкусный, в корне отличается от той пыли, которую продают в РФ.
Шринкфляция по-ланкийски. Но где прибыло, и там убыло - маленькие бутылки по 0,4 л.
В Хамбантоту можно прилететь напрямую из России, и это будет неплохим решением. Отсюда можно поехать и в Эллу, и к птицам, и в Мириссу, где я намеревался увидеть китов.
Но пока пара дней отдыха возле океана.
Спрашивал у хозяина гест-хауса про топонимику:
- Да, Цейлон является британским названием, но я не против него. Ведь британцы построили автомобильные и железные дороги, вырубили джунгли, тоннели сделали. Они молодцы.
Продолжение следует...
Из Индии я прилетел на Шри-Ланку. В планах было проехать по ж/д до Эллы, посмотреть знаменитый мост, посетить какой-нибудь нацпарк и искупаться в океане. А, ещё хотел увидеть китов. Почти всё удалось, но по порядку.
В формате полезных советов, которые я сам собирал по крупицам. Авось, кому-то будет полезно.
- В аэропорту Коломбо меняют доллары по нормальному курсу, принимают старые купюры.
- Здесь же можно купить сим-карту за 500 рублей, там три тарифа на выбор, оператор связи адекватный.
- Получить наличные можно через посредников из русскоязычных тг-чатов. Им переводите рубли, они сообщают код, который нужно ввести в банкомат, чтобы он выдал деньги. Карточка не требуется.
- Заранее онлайн купить билет на поезд очень сложно. Фишка в том, что нужно иметь на руках именно физический билет из кассы. Проще прийти на вокзал за час до отправления, билеты будут.
- Каждая касса продаёт билеты на определенные направления и класс. Например, я купил билет в кассе 4.
- Первый класс цивильнее и не намного дороже, чем второй, но там не открываются окна, это минус.
- От Коломбо до Бадуллы (я сошёл почти в конце дистанции, в Элле) билет во второй класс стоит 900 рупий (330 рублей, короче говоря).
В Канди зашло много туристов, а ещё перецепили локомотив, и мы поехали задом наперёд. Я оказался справа по ходу движения.
Из окон и дверей торчат руки с телефонами, а то и люди целиком - хотят красивые фотки. Свешиваться опасно - на пути много тоннелей, скал и кустов. Периодически случаются трагедии - за пару дней до нас покалечилась европейская туристка. Тоннель оказался крепче.
Красивые пейзажи начинаются от Хаттона. До - не так интересно, я спал полпути.
Железные дороги острова в изношенном состоянии. Мы стояли посреди леса два часа, ожидая, пока ремонтники починят пути. Пишут, здесь это частое явление.
В итоге мы ехали 12 часов, что просто невероятно долго. Но была цель проехать этот маршрут, хотелось посмотреть пейзажи. Повторять не хочу.
В Элле вышли практически все. За время пути контролёров не видел.
Сама Элла мне понравилась. Есть, где погулять и где покушать. Это раскрученное туристическое место. Вон даже полиция подписана на разных языках.
Сходил на Малый пик Адама - неплохо. Жаль только, что было дождливо и туманно.
Вроде как на Элла-рок по-своему красиво. Кто был и там, и там, что скажете?
Мост хорош. Пара смотровых площадок в процессе строительства и ремонта.
В интернете и на месте можно найти расписания поездов, проходящих через мост, но они вряд ли нам помогут, ведь местные железные дороги существуют вне времени.
Пока я гулял, пришёл поезд, хотя в расписании его не было.
Успеть его сфоткать не проблема - он остановился прямо на мосту, хотя никакой платформы здесь нет. Можно успеть сфоткать его с обеих сторон моста.
Дорога к мосту идёт через лес - красиво. И дышится легко.
К вечеру доехал на автобусе до Судживы - это местный мужик, принимает путешественников по каучсерфингу.
Он живёт в джунглях с двумя собаками в доме без дверей, электричество получает от солнечной панели.
- Устал, наверно? Иди в реке освежись, - показывает место для купания.
- Здесь рыбки плавают, рыбачишь?
- Нет, они мне как питомцы, кормлю их остатками еды.
Можно подумать, что Суджива - обыкновенный бродяга в обносках и с шалашом, а вот и нет - у него несколько бизнесов в Коломбо (полиграфия, прокат автомобилей и что-то ещё), просто человеку больше нравится жить на природе в тишине.
Мы очень славно провели время в разговорах, Суджива - интересный и любознательный собеседник.
Он мне постелил на крыльце под открытым небом, и могу сказать, что спать было просто великолепно. Никаких насекомых и обезьян, только темнота, звёзды и шум реки.
Утром поехали кататься на велосипедах (у Судживы их много разных), договорились выбрать маршрут около 40 км. Поля, озёра, умеренное бездорожье - ехать было действительно интересно. В Москве-то я только по городским паркам катаюсь.
По пути останавливались понаблюдать за птицами. Суджива - профессиональный фотограф, показывал мне книгу-путеводитель по Шри-Ланке со своими фотографиями.
Ниже фотки, что я нащёлкал за нашу прогулку.
Он посоветовал мне посетить нацпарк Бундала. У меня был выбор поехать туда или в Ялу, но вроде как животных я уже и так видел ранее, то лучше посетить в Бундалу и поснимать птиц, коих там много.
За 40 км я подустал. Думал, легче будет. Порой приходилось соблюдать предельную осторожность, чтобы не разбить велосипед, камеру и себя.
Суджива просыпается каждый день около 6 утра, потому что "если встать около 10, то считай, полдня уже потеряно".
Интересный он человек. Я рад, что удалось с ним познакомиться и побывать в гостях.
Живёт в своё удовольствие, иногда посещая Коломбо по делам. Возле его дома припаркован Ленд Ровер, но гораздо проще заказывать доставку продуктов, чтобы самому туда-сюда не кататься.
- Суджива, а тебе как привычнее называть остров?
- Шри-Ланка. Да, он назывался Цейлоном, но это британское название, для меня это Шри-Ланка.
Вечером Суджива приготовил тыкву со специями.
- Ты острое любишь? - спрашивает он меня.
- Ну сильно острое не очень, но есть могу.
- О, май гад, - тихо произносит он, видя, как у меня проступили слёзы от специй.
- Да нормально! Вкусно!
Я провёл здесь две ночи. Утром он мне вызвал туктук до трассы, откуда я поехал снова в Эллу, а затем на юг, в Хамбантоту, к птицам.
Местные автобусы называют крейзи-басами - ездят они действительно, как бешеные. Выезд на встречку на серпантине в условиях ограниченной видимости здесь в порядке вещей. Интересно было бы взглянуть на статистику по ДТП.
Радует, что автобусы ходят довольно часто, и проезд невероятно дешёвый.
Продолжение следует...
После узкоколейки я поехал в город Тируччираппалли, ну или Триччи, как говорят местные. Там была договоренность с хозяином фермы провести пару дней в рамках каучсерфинга.
С утра прихожу на ж/д вокзал Коимбатура, чтоб купить билет до Триччи, а билетов в кассе нет! Сказали идти на второй этаж, там есть другая касса, вот там продадут билет из резерва для иностранцев. Хорошо, когда так.
В очереди, кстати, нужно стоять близко к человеку перед тобой, иначе между вами влезет индус. Полметра - это ведь ого-го какое расстояние. Страна многолюдная, привыкли они толпиться...
Из Триччи доехал на автобусе до небольшого посёлка, а затем застопил мужика на мопеде. Ему интересно стало, куда я еду, довёз и пошёл со мной посмотреть, что там за ферма такая.
У хозяина довольно много земли, на которой работают сотрудники, а ещё есть эта ферма - судя по всему, он очень любит животных.
Ослы, овцы, рептилии, птицы, лошадь с быком, собаки и даже один верблюд - достойное разнообразие. Кто-то здоровый, а кто-то слегка побитый жизнью - всем хватит место в живом уголке.
На фото этот товарищ привязан, но в основном он свободно гуляет по территории, причём ходит очень тихо. Подкрался ко мне со спины и напугал. А потом, когда пытались с ним познакомиться, верблюд укусил меня за плечо.
В основном мы общались с парнишкой - он работник фермы, я забыл, как его зовут. Кормит животных, занимается мелким ремонтом, следит за территорией - в общем, многопрофильный специалист.
Мне нравится наблюдать на животными, фотографировать их, но не будешь же заниматься этим целый день. Поэтому было очень кстати, когда человек попросил меня помочь с работой.
Сначала мы утепляли клетку для мышей, чтоб хвостатым семьям было тепло внутри.
Задача такая - разрезать полипропиленовый мешок на прямоугольники и закрепить их по четырем сторонам клетки. В качестве крепежа используется толстая проволока, которую продеваем сквозь материал и связываем его с прутьями клетки. Инструмент - старые пассатижи.
Я довольно скоро наловчился и придумал, как согнутую в двух местах под прямым углом проволоку продевать так, чтоб не пришлось помогать себе изнутри клетки. Получается!
Парнишка, удивляясь, ходил вокруг: "Вау! Как быстро делаешь!"
Следующим заданием было насобирать червей из банки (для птиц?). Отдельная комната для каждого жильца. Противно, конечно, но если надо, то надо. Возможно, он хотел проверить, смогу ли я принципе трогать руками этих существ.
Задание выполнено, мой командир.
Кормили бесплатно. Еды было много, но снова я скучал по мясу - здесь только веганское меню.
Местные едят руками, я просил ложку - так привычнее. Запомнился момент, когда дядька положил мне на тарелку порцию риса с овощами, а затем пальцами отодвинул этот рис, чтоб хватило места для другого блюда.
Ох, я понимаю, здесь это в порядке вещей, просто мне было непривычно, когда чужие руки трогают еду, которую я бы подвинул столовыми приборами. Я без претензий, просто этнографический момент.
По территории неспешно ходят гуси и гогочут. Я уходил в сторону, чтоб не вставать на их пути - страшно же. Напоминают мафию, а конкретно - тех бандитов с рынка из фильма "Брат".
Ближе к вечеру поехали на мотоцикле с парнишкой в соседнюю деревню, чтоб поиграть в волейбол с его друзьями.
Приезжаем - там ребята на крутых мотоциклах. По-английски почти не говорят, но для волейбола это и необязательно.
Заодно ещё одна цель достигнута - показать меня людям. Нечасто приезжает сюда белый человек.
Особо хочу отметить, что в деревне и окрестностях было чисто. Никакого мусора, вони или разрухи. Люди носят воду, пастухи гонят коз, в соседнем дворе собака залаяла - типичная неторопливая жизнь деревни.
Видя меня издалека, местные машут рукой, я отвечаю им тем же. Хеллоу!
В волейбол играли до темноты. Прекрасное впечатление!
Когда ещё я окажусь в индийской глубинке при таких обстоятельствах...
Прощаемся с ребятами, двигаем обратно на ферму:
- Слушай, мне надо подстричься, давай сейчас заедем, это несколько километров отсюда.
- Так завези меня на ферму, это же по пути. И поедешь, куда нужно. Я подустал.
- Нет, давай вместе поедем. Чай там попьешь, подождешь меня.
Мы беседовали через гугл-переводчик минут 10, приводя свои аргументы. Я не хотел ехать, потому что действительно устал физически, а ещё устал от внимания, хотелось просто посидеть у себя в комнате. Зачем парнишка так настойчиво уговаривал меня поехать с ним - да чтобы показать меня другим своим знакомым.
В итоге договорились, что всё-таки я остаюсь и ложусь спать, я он едет в парикмахерскую один. С утра встречаю его нестриженым - кажется, моя гипотеза оказалась верна.
Нормально поспать не удалось. Утром разбудили обитатели фермы - громче всех были петухи.
А вот отдельная карусель с ослами. Эти тоже орали утром. Да и днём тоже.
На ферме постоянно идёт какая-то движуха - животные то в догонялки играют, то просто гуляют, то спешат на обед. Интересно было побывать у них в гостях.
Обратно до Триччи меня подкинули друзья хозяина фермы, которые приезжали с ним увидеться. Повезло, иначе бы дольше добирался - там отнюдь не шоссе, попутного транспорта мало.
О, вёдра на заправке не конусообразной формы, как у нас.
Мужики высадили меня на окраине города, до центра поехал на городском автобусе. Снова городская суета!
В автобусе замечаю, как меня незаметно фоткает индус. Машу рукой в камеру, он смеется, показывает экран телефона - там жена на видеозвонке. У меня уже перегрузка по количеству внимания со стороны.
Я направляюсь в Ченнай - город на восточном побережье. Оттуда дешевле всего лететь на Шри-Ланку, да и просто интересно на город взглянуть, поэтому и добавил его в маршрут.
До Ченная решаю ехать на автобусе - он идёт быстрее поезда, да и сам автобус комфортный.
Жаль, что у нас в РФ нет автобусов со спальными местами - удобно же. Обычный билет стоит 315 рупий, а на втором этаже - 485, это за несколько часов пути.
В Ченнае нашёл отель с возможностью оплатить картой, т.к. налик заканчивался. Комната оплачивается на сутки, и с утра выезд не в полдень, как обычно, а через 24 часа после заезда. Удобно, можно выспаться. Здесь-то нет орущих петухов.
Днём поехал в сторону пляжа на городскому автобусе. Проезд 7 рупий, показываю кондуктору пятихатку - он кивнул, прошёл мимо меня. Наверно, сдачи нет.
Подходит через 10 минут - наверно, сдачу нашёл. Отдаю ему 500, а он просто разворачивается и начинает уходить!
- Сдача?
- Позже.
Не, так не пойдёт. Забираю у него из рук свою купюру и снова говорю про сдачу. Пассажиры оживились, начали улыбаться и что-то говорить ему на своём языке, в итоге кондуктор с недовольным видом отсчитал мне 493 рупии мелкими бумажками и монетами. А приятно, знаете ли, когда за тебя заступаются другие. Я даже не просил, они сами помогли.
А полученные десятки и двадцатки и после поменял на двухсотки в ларьке с чаем.
Добрался до пляжа!
Я не нашёл в себе сил идти сюда ранним утром, чтоб застать рыбаков, но хотя бы увидел их лодки.
Потрогал моря с двух сторон Индии - в Мумбаи и здесь.
Пляж грязный, да.
Ченнай мне показался более понятным, чем Мумбаи. Это просто город. И людей здесь меньше - около 10 млн.
Я прогулялся по пляжу и пошёл в сторону метро.
По пути зашёл в торговый центр. Я не являюсь шопоголиком, но в этот раз с большим удовольствием побродил по этажам, рассматривая павильоны.
Заскучал за две недели по всему этому. Да просто приятно находиться в прохладном помещении после уличной жары.
В супермаркете пытался найти порошок для масала-чая, спросил сотрудников, начали вместе смотреть на полках, и плюс подключились обычные покупатели - двое начали нам помогать. Найти не удалось, а вот доброжелательность и открытость индийских людей я в очередной раз отметил.
До аэропорта доехал на метро - удобно.
Девушка на регистрации потребовала показать бронь жилья в Коломбо и обратный билет из Шри-Ланки - странно как. Я думал, им всё равно.
Пройдя регистрацию, пошёл в лаунж (бизнес-зал). У меня оставалась бесплатная проходка, и сейчас это было очень кстати - экономия на обеде. В лаунжах, как правило, полно еды.
Что ж, пребывание в Индии подходит к концу, пора двигать дальше.
Понравилось ли мне здесь? Да, вне всякого сомнения.
В Индии шумно, местами грязно, местная кухня не каждому понравится, не везде есть горячая вода, и вообще слабый напор в душе.
Но зато здесь есть, что посмотреть, здесь живут прекрасные люди и осталась местная аутентичность.
Как говорил российский путешественник Антон Кротов: "Индия - бабушка цивилизаций. От неё плохо пахнет, так ведь она бабушка".
Индия очень разная. Здесь проживают народности, которые между собой могут общаться только на английском, здесь тотальная нищета граничит с современными технологиями и развитием. Тут работает 5G со скоростью выше 300 Мб/с, развитая платёжная система и машины местного производства действительно похожи на машины.
По тратам.
Расходы до въезда в страну оцениваются в 25000 рублей. В основном это, конечно, перелёты.
Два перелета купил за бонусы и мили, сэкономив чуть более 20000р.
В самой Индии за две недели потратил 18200 рублей.
Здесь учтены все курсы валют и конвертации с казахстанской карты.
Четвертый столбец - это рубли.
Далее направляюсь на Шри-Ланку с намерением увидеть китов, посетить нацпарк и прокатиться на поезде. А ещё есть договоренность остановиться по каучу у местного мужика в джунглях и у британского дедушки в коттедже.
Продолжение следует...