KaterKatze

KaterKatze

Статьи о музыкантах и музыке 60-70х годов (а может, и не только).
На Пикабу
321 рейтинг 14 подписчиков 31 подписка 6 постов 3 в горячем
Награды:
За средневековую лавку Знаю все про мирный атом За городской квест Удача в кармане За международные достижения Самый большой торт За киноманство За самое странное содержимое портфеля За большую любовь к учителям Самый продвинутый факультет За киберзащиту Самый экскурсионный факультет За успехи в мемологии Сила богов! Финансовый гений За лучший сплит За заводные танцы За супергеройскую помощь
8

Забытые и неизвестные: Донован. Часть 3

Психоделическая революция

Хотя в 1966 году вышли такие альбомы, как «Revolver», «Pet Sounds» и «Roger the Engineer», именно Донован, как утверждают в зале славы рок-н-ролла, «в одиночку инициировал психоделическую революцию». Это утверждение, в общем-то, похоже на правду — «Sunshine Superman» был одним из первых альбомов в жанре психоделического рока.

Не думаю, что многие могли понять, чем я занимаюсь. Только сейчас молодые журналисты оглядываются назад и видят, что на самом деле, если посмотреть на календарь, альбом «Sunshine Superman» был предвестником грядущих событий. За год до «Sgt. Pepper», за год до «Surrealistic Pillow».
Донован

Он одним из первых использовал ситар в рок-музыке

Он одним из первых использовал ситар в рок-музыке

Стиль Донована резко изменился: в песнях появились электричество и экзотические инструменты. Единственное объяснение столь кардинальных перемен — влияние Микки Моста.

В карьере любого артиста, работающего в долгосрочной перспективе, есть закономерности. Скажем так, сезоны. Мой первый сезон, 1963-1965 годов, был посвящён тому, что тогда называли фолк-музыкой. Во время второго сезона я подключился и начал слышать звуки будущего. Продюсер Микки Мост помог мне раскрыть свой потенциал, но он всегда искал хит-синглы.
Донован

Для записи была собрана группа, примечательная тем, что в ней присутствовали Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс. Также в записи принимал участие уже знакомый нам Шон Филипс (ситар).

Обложка альбома

Обложка альбома

Пожалуй, самое известное произведение Донована. Посвящено Линде.

Я знаю, что это займёт время, но когда-нибудь

Ты будешь моей, и я это знаю, мы сделаем это стильно

()
Когда ты решишься

Стать моей навсегда

Я возьму тебя за руку и медленно

Сведу тебя с ума

Потому что я решил

Ты будешь моей

Это в первую очередь песня о любви, но я также пытался добраться до невидимого четвёртого измерения трансцендентного сверхсознания. В то время я был большим другом «The Beatles». Мы все экспериментировали, заимствовали звуки друг у друга. Я увлёкся музыкой в стиле барокко и сказал своему продюсеру Микки Мосту, что хочу использовать клавесин в этой песне. «Тебе нужен аранжировщик», — сказал он и познакомил меня с Джоном Кэмероном, который сразу всё понял. Когда Микки услышал результат, он сказал: «Мы действительно что-то создали, Дон. Не говори Полу Маккартни об этом».
Донован

По версии «The Guardian», песня «может претендовать на звание первой психоделической рок-композиции, когда-либо записанной». После её выпуска к Доновану пристало прозвище «Солнечный Супермен».

Посвящена, разумеется, Линде. Текст явно вдохновлён средневековыми балладами.

Она восседает на белом троне в волшебном месте

В бархатной тунике и платье из белого кружева

Мой меч сломан и брошен в озеро

Во сне мне сказали, что моя принцесса проснётся

Восхитительная и поистине психоделическая песня с ситаром и восточными мотивами. "Monster Magnet" сделали кавер на неё на своём альбоме "Last Patrol".

Продолжает идею звучания предыдущего номера. Текст донельзя психоделичен, однако концовка по структуре напоминает фолковый период Донована.

И мораль, если она есть, друг мой —

Следуй за своей мечтой до конца

Дай чайке пролететь по небу

Чтобы она свила гнездо на колесе обозрения 

Донован посвятил её своему тогдашнему коллеге по фолк-сцене Берту Яншу (один из основателей группы Pentangle).

Берт Янш в то время встречался с Беверли (Катнер), и на какое-то время я стал частью любовного треугольника, хотя и не в том смысле, в каком думал Берт. Я написал эту песню, потому что мне было плохо, ведь я любил Берта.
Донован

Я искал хорошую девушку

Но на это нужно время

Я искал хорошую девушку

Ту, что удовлетворит мой разум

И не отнимет моё время

Я пел по вечерам

Летал в ночи

Но я обидел свою хорошую девушку

Надеюсь, у неё всё будет хорошо

Ещё одна из самых популярных песен Донована. В 1967 году Брайан Огер и "The Trinity" включили версию с вокалом Джулии Дрисколл в альбом «Open».

Я играл на электрогитаре Fender Telecaster в "Witch", меняя ритм аккордов и создавая леденящий душу припев.
Донован

Повествование, скорее всего, ведётся от лица пациента психиатрической клиники и представляет собой метафорическое описание актуальных на время создания песни событий.

Когда я смотрю в окно

Мне открывается множество видов

И когда я смотрю в окно

Я вижу так много разных людей

Это так странно, так странно

Трип — этим всё сказано. Донован описывает свои ощущения от приёма ЛСД. В середине 1966 года он стал первым рок-музыкантом, арестованным за хранение наркотиков. Правда, не ЛСД, а марихуаны. В любом случае — первый во всём.

Я вошёл, и передо мной предстала женщина моей мечты

В её волосах были блёстки

Как будто она вышла из фильма Феллини

Она сидела в белом соломенном кресле

Но я решил взглянуть ещё раз

Просто чтобы увидеть то, что я мог увидеть

Моя мечта лопнула, как мыльный пузырь

Там не было никого, кроме меня

Ещё одно обращение к средневековой тематике. Песня повествует о Гвиневре, жене короля Артура.

Написана для «Мамы» Касс Эллиотт. Кавер-версия была записана «Jefferson Airplane» для их концертного альбома «Bless Its Pointed Little Head». Видимо, в этом событии сыграли роль строчки из припева:

Летите рейсом Jefferson Airplane, мы доставим вас вовремя

Летите рейсом Jefferson Airplane, мы доставим вас вовремя

«Мой продюсер Микки Мост превзошёл сам себя и создал масштабную оркестровую аранжировку для «Celeste», пока я пел душераздирающую песню о том, что я разочаровался во всём. Строка «Я намерен пройти через всё это с тобой» на одном уровне говорила об изменениях, через которые проходило моё поколение, но на более глубоком уровне я пел для Линды.
Донован

Популярность

Несмотря на очевидный потенциал альбома, в родной для Донована Британии с ним возникли проблемы. Литч повздорил со знаменитым музыкальным менеджером Алленом Кляйном из-за выбора лейбла для Америки.  Кляйн разорвал контракт Донована с Hickory Records, хотя Доновану нравилось работать с ним, потому что лейбл был связан с фолк-музыкой и блюзом, которые он любил. Микки Мост посоветовал Литчу пойти на уступки, чтобы избежать проблем, однако Донован решил вообще ничего не предпринимать и уехал в Грецию с Цыганом Дейвом. В итоге Кляйн подал на Донована в суд, и «Sunshine Superman», как и следующий альбом, так и не вышел в Британии в оригинальном виде. Вместо этого под названием «Sunshine Superman» был издан сборник песен из третьего и четвёртого альбомов Литча.

После завершения работы над альбомом Донован отдыхал со своим приятелем Цыганом Дейвом на небольшом острове у побережья Греции. Они жили в бревенчатом домике на вершине холма, отгородившись от мира. Когда Дону сказали, что ему звонят, ему пришлось спуститься в город к единственному на острове телефону, который находился в таверне. «Ты должен вернуться в Англию в течение двух дней, — сказал его британский менеджер Эшли Козак. — «Sunshine Superman» занял первое место в Америке! В Афинах тебя ждёт билет».

Цыган Дейв и Донован в Греции

Цыган Дейв и Донован в Греции

Как бы Донован ни был взволнован этой новостью, возникла логистическая проблема: он жил примерно на 2 доллара в день, и ему едва хватало денег на паром до материка — паром, который ходил только раз в неделю и только в хорошую погоду. С собой он взял лишь небольшой чемоданчик с проигрывателем, батарейками, гитарой, кое-какой одеждой и личными вещами, а также тестовым тиражом «Sunshine Superman» и «Revolver» The Beatles.
Тогда бармен предложил отвезти его в Афины, если Донован отдаст ему проигрыватель и альбомы. Дорога до Англии заняла несколько дней, и к моменту его прибытия песня «Sunshine Superman» входила в десятку лучших в Греции, Англии и всей Европе.

К людям всегда относятся с бо́льшим уважением за пределами их родной страны. В Штатах меня ценили больше, чем где-либо ещё. Известно, что добиться успеха в США — значит по-настоящему добиться успеха, поскольку разнообразные эклектичные музыкальные вкусы американцев приучили их к тому, что они хорошо понимают, что является по-настоящему новаторским, а что — вторичным и поверхностным.
Донован

Показать полностью 3
48

Краткое введение в Меркьюрилогию. Часть 3, Финал

Кто-нибудь для любви

Так кого же любил Фредди?
Первой была Гита Чокси (в девичестве — Баруха). В школе Святого Петра ученики были поделены по половому признаку, но Фредди умудрялся находить место и время для свиданий с подругой. Гите не нравился Фредди — в ту пору он был смешным мальчонкой с большими зубами, и она даже не подозревала, что он испытывает к ней какие-то чувства. Просветили её участники «The Hestics». Их дружба закончилась, когда Фредди переехал в Лондон.

«Познакомились мы в младших классах. (…) Фредди мы тогда звали Баки и дразнили за выступающие зубы. (…) С Баки мы общались особенно тесно, но всегда в рамках дружбы. Максимум – он мог подержать меня за руку. Мы любили взять велосипеды, — их сдавали по три рупии в день, — и гонять по округе. Катались на лодке по озеру Махаблешвар. Мама иногда разрешала устроить вечеринку или пригласить друзей на ланч, после которого мы убегали гулять или играть. Баки часто оставался у нас на выходные. Его отличали прекрасные манеры и безупречное воспитание. Мама и дедушка обожали его.»

Гита

Видно, что в юности она была красавицей

Видно, что в юности она была красавицей

Второй стала Роуз Пирсон. Об их отношениях лучше рассказать её словами:

Мы познакомились в Илингском колледже искусств. От Фредди исходила бешеная энергия, и он резко выделялся из толпы обыкновенных студентов. Однажды вечером Фредди позвал меня в этнический индийский ресторан. Он держал меня за руку, повторял, какая я красивая, потом обнял и поцеловал. Через какое-то время мы стали жить вместе.
Фредди начал уходить с головой в музыку, пропадая на репетициях со своими друзьями. Он был творческой, талантливой личностью и это меня восхищало. В те времена я еще не знала, что он станет певцом, но подозревала, что он захочет им стать, особенно слушая его пение.
С ним было бесконечно весело. Он отличался остроумием, любил приколы и ребяческие выходки. Ни с кем мне не было так хорошо ни до него, ни после. Страстный и нежный одновременно, он был очень пылким любовником. Очень заботливым и внимательным человеком. Но потом я стала замечать, что с ним что-то происходит — он словно разрывался на части. Его засасывало окружение, в котором он вертелся, и я заподозрила, что у меня появилась соперница. Помню, я сильно расстроилась, потому что решила, что недостаточно хороша для него. Моя самооценка сильно упала. Он пытался поговорить со мной о своих проблемах, но я была очень зла. В конце концов, в августе 1970 года я разорвала отношения. Я не думала, что для него это будет так тяжело. Он уговаривал остаться, и, когда я ушла, отчаянно пытался восстановить нашу связь. Наконец, осознав, что это бесполезно, он больше никогда не появлялся.

Интересный факт: в 1970 году Роуз посетила СССР.

Роуз

Роуз

Той самой соперницей, о которой заподозрила Роуз, была Мэри Остин. Она работала на Кенсингтонском рынке, на котором в то время работали и Фредди с Роджером Тейлором. Их с Фредди в 1970 году познакомил Брайан Мэй, который сначала и сам был не прочь приударить за блондинкой. Вскоре после начала отношений Мэри переехала к Фредди и была представлена его родителям, как невеста.

Однажды на рождество он подарил мне огромную коробку, внутри которой была ещё одна, поменьше, а внутри неё — ещё и ещё. Подобные штучки были в его стиле. В итоге я нашла в самой маленькой коробочке колечко из нефрита! Оно было восхитительным. Пока я стояла в недоумении, он спросил: "ты будешь моей женой?". Я была растеряна и изумлена. Всё, что я смогла ответить — "да, буду"...

Мэри Остин

Их союз был крепким и счастливым, поэтому очень странно выглядит расставание, случившееся в 1979 году. Существует версия, согласно которой Фредди не мог иметь детей. Если вспомнить, в какой атмосфере он воспитывался, то станет ясно, что семья для него была одной из главных ценностей (его любовь к детям была очевидна, он любил проводить время с детьми друзей и родственников), и он не мог позволить себе лишить Мэри счастья материнства. Но он не мог и отпустить её — Фредди купил ей дом рядом со своим и сделал её личным секретарём. После кончины Фредди именно Мэри достался его особняк, большая часть денег и даже обожаемые им кошки.
Мэри вышла замуж за другого, но продолжала часто посещать дом Фредди. Меркьюри даже стал крёстным одного из её сыновей. В конце концов, мужу Остин это надоело, и он подал на развод. Неудивительно — мало кто смог бы терпеть постоянные свидания и открытые романтические отношения своей жены с её несостоявшимся мужем.

На меня могут свалиться все проблемы мира, но у меня есть моя Мэри, и она помогает мне с ними справиться. Я по-прежнему вижусь с ней каждый день, и я так же от нее без ума, как и раньше. И я уверен, что буду любить её до последнего вздоха.

Только два существа отдавали мне столько любви, сколько я отдавал им: Мэри, с которой у меня был долгий роман, и наш кот Джерри. Моя связь с Мэри, кажется, всё больше крепнет. Если я уйду первым, то всё оставлю ей. Больше никто не получит ни пенни, кроме моих кошек.

Обе цитаты — Фредди

И он, и группа предстали для меня в новом свете, что оказалось достаточно неожиданно. Фредди был так хорош на сцене — таким я еще не видела его никогда. Впервые я подумала: «вот так рождается звезда! Он на верном пути... Не думаю, что теперь я буду ему нужна». Но мне совсем не хотелось плакать. Я была счастлива, что он наконец добился этого своим талантом.

Когда он спустился со сцены, девушки и друзья окружили его. Он был так поглощён этим, что я даже подумала: «теперь мне пора уходить». Я повернулась и пошла, но он догнал меня и спросил: «ты куда?». «Домой», — ответила я ему. Но он не дал мне уйти.

Мэри о концерте «Ibex»

Любовь всей его жизни

Любовь всей его жизни

Несмотря на то, что Фредди продолжал любить Мэри, она встречалась с другими — а Фредди, как любому здоровому мужчине, не хватало женской близости. И, когда в одном из мюнхенских клубов он встретил актрису Барбару Валентин, которая была старше его почти на шесть лет, ему показалось, что она — то, что надо. Фредди даже некоторое время жил вместе с ней и её дочерью. Через какое-то время страсть утихла, и они решили остаться друзьями.

Фредди и Барбара

Фредди и Барбара

Вы можете себе представить, как это ужасно, когда у тебя есть всё, но ты по-прежнему отчаянно одинок?

Фредди

Ещё одна любовь

Статья про Фредди не была бы статьёй про Фредди, если бы в ней не было кошек. Их Фредди обожал всей душой, посвятил им сольный альбом, а про свою любимицу Делайлу даже написал песню («Delilah», альбом «Innuendo»).

Этот альбом посвящен моему коту Джерри, а также Тому, Оскару и Тиффани, и всем любителям кошек по всей Вселенной — к чёрту всех остальных!
«Mr. Bad Guy», посвящение

Первые коты появились у Фредди во время жизни с Мэри — их звали Том и Джерри. С них началась традиция звонков домой с гастролей, во время которых Фредди просил поднести к телефону одну из кошек.

Мэри подносила Тома и Джерри по очереди к телефонной трубке, чтобы те могли услышать Фредди. Это продолжалось в течение многих лет и с другими кошками, обитавшими в его доме.

Питер Фристоун, личный помощник Фредди

Позже Мэри подарила Фредди кошку, которую он назвал Тиффани. Из всех его питомцев она одна была породистой и имела родословную. Вскоре после неё появился кот Оскар.

Тиффани

Тиффани

Оскар

Оскар

Мэри купила ещё одну кошку для Фредди, пока тот был на гастролях. Увидев кошечку, он пришёл в восторг и назвал её Мико.

Мико

Мико

Фредди нравился кот Артур, снимавшийся в рекламе кошачьего корма, и он часто об этом говорил. Тогда слуги Фредди решили подарить ему котёнка, похожего на Артура. Так в доме появилась Лили. За ней пришли Дороти и Ромео.

Лили и Ромео

Лили и Ромео

Дороти

Дороти

В конце 80-х Мэри подарила Фредди двух котят: он назвал их Делайла (Далила) и Голиаф. Делайла стала любимой кошкой Фредди по причине независимости характера.

Она была избалованной. Фредди был готов на всё ради своих кошек. Делайла получала всё, что хотела. Ей было позволено абсолютно всё!
Он посвятил ей песню, а потом, когда силы его оставили, часами рисовал её. В последние дни, когда он уже не мог встать с постели и то терял сознание, то приходил в себя, он постоянно гладил её.
Питер Фристоун о Делайле

Голиаф

Голиаф

Делайла, единственная и неповторимая

Делайла, единственная и неповторимая

Не Делайла

Не Делайла

Всего у Фредди в жизни было 10 кошек. Большинство из них пережило своего хозяина.

Мико и Делайла

Мико и Делайла

Было несколько вопросов о том, как мы отмечали дни рождения котов. Они отмечались по дате их появления в доме, потому что кто-то появился раньше, кто-то был старше или младше. Конечно, мы отмечали двойной праздник в честь Делайлы и Голиафа. Как вы знаете, Фредди любил вечеринки, и это была одна из причин, чтобы устроить их. Все мы собирались вокруг Фредди, когда он торжественно вручал имениннику новую игрушку – мягкую мышку, набитую кошачьей мятой. В эти дни Фредди сам кормил своих любимцев, но праздничное меню обычно заранее обговаривалось.
Питер Фристоун

Заключение

Пожалуй, самая главная любовь, которая объединяет в себе все предыдущие — это любовь к жизни. Фредди любил жить, работать, сочинять песни и устраивать праздники. Особенно он любил доставлять радость другим — например, вместе с Клиффом Ричардом принял участие в мюзикле «Time», а в  антракте переоделся мороженщиком и раздавал мороженое всем желающим.

Со своими деньгами я могу создать немного счастья. О’кей, на деньги счастье не купишь, это правда, — я даже написал песню, которая так и называется — Money Can’t Buy Happiness, — но всё зависит от того, кто ты. Иногда можно заставить себя быть счастливым. Покупая людям подарки, я думаю: мне нравится делать это, возможно, больше, чем им — получать. Я люблю делать такие вещи. Мне нравится покупать подарки для других. Это самое большое развлечение для меня. Я не люблю жмотничать. Возможно, счастье за деньги не купишь, но они могут отличным образом его доставить! Я не боюсь растрачивать их на кого-то.
Фредди

Вот такое получилось введение. По большей части, это собрание известных большинству фактов, но на то оно и введение — было бы странно начинать с середины безо всякой подготовки. Сейчас я работаю над несколькими более оригинальными статьями, посвящёнными Фредди Меркьюри — например, близится к завершению исследование религиозной тематики в его песнях.
Большое спасибо всем, кто читал эту статью. Вскоре я планирую продолжить описание творческого пути Донована и начать цикл статей о группах-одноальбомницах. Эти темы, конечно, не привлекут столько людей, сколько привлекает имя Фредди, но если вас это хоть немного заинтересовало, то оставайтесь. Я буду рада любому количеству читателей.

Показать полностью 13
156

Краткое введение в Меркьюрилогию. Часть 2

Восьмидесятые. Начало

В восьмидесятые Фредди вошёл с новой стрижкой — впервые он показался с ней в клипе на «Crazy Little Thing Called Love», песню, которая была явной аллюзией на творчество Элвиса Пресли.

Обложка сингла

Обложка сингла

Долго он в этом образе не пробыл и вскоре отрастил знаменитые усы — с ними он появится в клипе на хит «Another One Bites the Dust» из первого альбома восьмидесятых «The Game».

Фредди на концерте в Монреале, 1981 год

Фредди на концерте в Монреале, 1981 год

Многие поклонники были страшно разочарованы такой кардинальной сменой имиджа — некоторые бросали на сцену бритвенные лезвия и присылали в офис группы чёрный лак для ногтей. Я их даже понимаю — мне тоже образ Фредди из семидесятых больше по душе, однако никто не властен над обликом человека, кроме него самого.

В этом же году отдельным альбомом группа записала саундтрек к фильму «Флеш Гордон». Ни фильм, ни альбом не снискали славы, зато приуроченные к выходу альбома концерты порадовали фанатов зрелищем сидящего на Дарте Вейдере Фредди.

Настоящий джедай

Настоящий джедай

Следующий альбом «Hot Space» запомнился слушателям совместной работой Фредди и Дэвида Боуи — «Under Pressure». К сожалению, на одной сцене они так и не встретились из-за несовпадения графиков.
В 1983 участники  группы взяли отпуск, и Фредди потратил его на запись сольного альбома «Mr. Bad Guy». Широкой публике он известен клипом на песню «Living on My Own», записанным уже в 1985 году, в 39 день рождения Фредди. Некоторые используют его как доказательство якобы нетрадиционной ориентации Фредди — на вечеринку мужчины пришли в женских нарядах, а женщины в мужских (на именинника это правило не распространялось). В такие «доказательства» могут поверить только люди без чувства юмора: вечеринки с переодеваниями были популярны в Британии тогда и популярны до сих пор.

Фредди и Брайан Мэй

Фредди и Брайан Мэй

Но вернёмся немного назад:
В 1984 «Queen» выпустила альбом «The Works».
Первым его хитом была песня «Radio Ga Ga» — какое-то время спустя Леди Гага воспользуется этим названием для создания своего псевдонима.
Вторым — «I Want to Break Free». Это ещё один пример «гейства», которые любят приводить малознающие люди. Ведь в клипе мужчины снимались в женской одежде — какой кошмар! Но на самом деле Фредди к этому не имел никакого отношения: песню сочинил Джон Дикон, а идею для клипа предложил Роджер Тейлор — клип был отсылкой на невероятно длинный сериал «Улица Коронации». Для сравнения: в этом сериале 11740 серий, тогда как в «Санта-Барбаре» всего 2137.

На съёмках клипа

На съёмках клипа

Интересный факт:
«I Want to Break Free» стала гимном Африканского Национального Конгресса.

Третьим хитом стала «Hammer to Fall», которая настолько полюбилась слушателям, что «Queen» включили её в постоянную концертную программу.
Очень красивым отголоском времён глэма стала «It’s a Hard Life», написанная в лучших традициях ранних альбомов. На неё был снят роскошный и помпезный клип, в котором уделили большое внимание костюмам. В эпизодической роли снялась любовница Фредди — актриса Барбара Валентин.

На съёмках клипа

На съёмках клипа

Несмотря на успех альбома, среди членов группы нарастали разногласия. Чаще всего ссорились Роджер и Брайан, Джон и Фредди же пытались их примирить. Группе угрожал распад, музыканты собирались разойтись по сольным проектам, но тут их пригласили выступить на «Live Aid».

Live Aid и Magic Tour. Пик популярности

Live Aid — международный благотворительный музыкальный фестиваль с целью сбора средств для помощи пострадавшим от голода в Эфиопии. Никогда ранее ни один фестиваль не собирал столько рок- и поп-звёзд вместе, и специально для него была организована спутниковая телетрансляция: около 1,9 миллиарда человек смотрели концерт в прямом эфире.

Участники концерта

Участники концерта

Выступление «Queen» многие признали лучшим: группа сплотилась ради концерта, решив, что если и это не восстановит их отношения, то уже и пытаться не стоит. Каждый использовал свои способности по максимуму, и это дало сногсшибательный результат: всего за двадцать две минуты квины исполнили свои лучшие песни и привели публику в экстаз.

Кадр из выступления

Кадр из выступления

После такого успеха и речи о распаде не шло: группа решила продолжать творить и опять попробовала записать саундтрек к фильму. В этот раз они не прогадали: выбор пал на фильм «Горец».
Музыка к нему вошла в альбом «A Kind of Magic» 1986 года. В него же вошла песня «One Vision», с которой начинался каждый концерт в поддержку нового альбома.

Клип на "One Vision" отсылает к "Bohemian Rhapsody"

Клип на "One Vision" отсылает к "Bohemian Rhapsody"

Интересный факт:
Самый знаменитый образ Фредди в жёлтой куртке появился на концертах «Magic Tour».

Два из трёх известнейших концертов группы, — «Live at Wembley Stadium» и «Live in Budapest», — прошли как раз в рамках «Magic Tour». К сожалению, он стал последним в истории "Queen": больше они вживую не выступали.

Фредди на Уэмбли

Фредди на Уэмбли

Болезнь

С 1986 года поползли слухи о болезни Фредди. Есть три версии того, как он заболел ВИЧ:
Первая — наркотики. Это исключено: Фредди, выросший в религиозной семье, не позволял себе даже чрезмерно напиваться. Ходящие по интернету слухи о «кокаиновых вечеринках» опровергаются легко: фото с этих вечеринок так и не показали, хотя многие из тех, кто продвигает эту версию, утверждают, что сами там присутствовали. К тому же, друзья Фредди в интервью подтверждали, что он не употреблял наркотиков. А они его вечеринки уж точно посещали. Да просто посмотрите на фотографии — разве так может выглядеть наркоман?

В самом расцвете сил

В самом расцвете сил

Вторая — гомосексуальный секс. Почему-то именно он, хотя ВИЧ можно заразиться и при нормальном половом акте. Эту версию тоже легко опровергнуть: во-первых, также нет доказательств, не считая нескольких фото с того самого 39-го дня рождения, на котором Фредди целовал всех подряд — и мужчин, и женщин. Опять же, тут вопрос в наличии чувства юмора. Джим Хаттон, — парикмахер Фредди, записавший себя в его любовники, — утверждал, что заразился ВИЧ от него, но почему-то ни одного симптома у него так и не проявилось.

Фредди целует гостей (на нижнем фото Мэри Остин). Кто-то действительно считает, что все они  — его любовники?

Фредди целует гостей (на нижнем фото Мэри Остин). Кто-то действительно считает, что все они  — его любовники?

Третья версия уже выдерживает критику: согласно ей, Фредди перелили заражённую ВИЧ кровь — в 1986 году ещё не научились определять наличие вируса. В медицинской карте Фредди есть запись о процедуре омоложения, популярной в то время — она как раз заключается в переливании крови. Процедуру провели в 1985 — а через год Фредди почувствовал, что что-то не так. В подтверждение этой версии можно привести историю Тома Фогерти, брата лидера Creedence Clearwater Revival. Том в восьмидесятых перенёс переливание крови, не проверенной на ВИЧ, и, заразившись этой болезнью, умер в 1990 году от СПИДа.
Несмотря на улики и мнения экспертов, на сегодняшний день доподлинно неизвестно, как именно заразился Фредди — его медицинскую карту не обнародовали полностью.

«Barcelona»

С 1986 по 1989 год члены группы ничего не записывали вместе. Но Фредди не мог не творить, и в 1987 году решил наконец воплотить свою мечту: спеть с Монсеррат Кабалье, которой восхищался.

Фредди и Монсеррат

Фредди и Монсеррат

Справка:
Монсеррат Кабалье —
оперная певица. Прославилась, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх.
Бельканто — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку и непринуждённостью звукоизвлечения.

Вместе они записали альбом под названием «Barcelona». Из-за отсутствия времени пришлось отказаться от использования симфонического оркестра, и в аранжировке участвовали синтезаторы и драм-машина.

Это была не только встреча и работа с настоящим музыкантом высочайшего профессионализма, но еще и удивительный опыт, когда стирались границы между такими разными жанрами — оперой и популярной музыкой.

Монсеррат о записи альбома

Интересный факт:
Песня «Barcelona», давшая название альбому, стала гимном города проведения Летней Олимпиады 1992 года в Испании.

Мы часто бывали в доме Фредди. Были дни, когда мы засиживались там, может быть, до шести или семи утра, потому что после ужина они (с Монсеррат) садились за пианино, и он играл на нем и пел, а Монсеррат импровизировала. Это было невероятно.
Для Фредди Монсеррат была чем-то заоблачным, не от мира сего, он наслаждался, когда она пела, он испытывал к ней такую любовь и восхищение, что всегда следил за тем, чтобы у нее всё было. Он окружил ее заботой, все время проводил с ней, когда она была у него в доме.

Племянница Монсеррат

После записи альбома

После записи альбома

В том же 1987 году Фредди записал кавер на знаменитую песню "The Platters" — "The Great Pretender". Кавер занял 4 место в хит-параде, и за Фредди закрепилось прозвище "Великий Притворщик".

Кадр из клипа

Кадр из клипа

Конец «Queen»

В 1989 году наконец вышел  новый альбом — «The Miracle». Название альбома было выбрано не случайно — то, что удалось его завершить, было настоящим чудом, ведь участникам группы казалось, что Фредди не доживёт до конца записи — так сильно ухудшилось его состояние.

Группа во время записи клипа к «I Want It All»

Группа во время записи клипа к «I Want It All»

Слухи о болезни Фредди стали распространяться ещё быстрее, когда «Queen» отказались от тура в честь выпуска альбома. Фредди объяснил это тем, что в его возрасте будет нелепо бегать по сцене.
В этом (как и в следующем) альбоме участники группы решились не указывать авторство песен — они стали одним целым. Об этом говорила и обложка:

Обложка

Обложка

В 1990 году «Queen» получили премию «BRIT Awards» за выдающийся вклад в британскую музыку. Публика ждала Фредди, но он сказал только: «Спасибо, хорошего вечера». Вместо него речь держал Брайан Мэй. Это был последний выход Фредди на публику.

Группа на церемонии вручения

Группа на церемонии вручения

4 февраля 1991 года вышел четырнадцатый альбом группы — «Innuendo». Именно оттуда одна из известнейших композиций «Queen» — «The Show Must Go On». Последней песней, написанной Фредди, стала «A Winter's Tale».
В клипе на песню «These Are the Days of Our Lives» Фредди в последний раз появился перед камерой. Чтобы скрыть следы болезни, его загримировали, а клип снимали на чёрно-белую плёнку.

В клипе на Фредди был жилет с изображениями всех его кошек

В клипе на Фредди был жилет с изображениями всех его кошек

Фредди был болен пневмонией — воспалением лёгких. Несмотря на невыносимую боль, он продолжал петь. И то, что его голос остался таким же сильным, как раньше, было настоящим чудом.
Фредди был уже совсем слаб, но дух его был по-прежнему силён. Он уже не мог даже стоять перед микрофоном и пел сидя. Большую часть времени он просто лежал на диване, слушал музыку и что-то помечал в блокноте. Его тело слабело, но голос… Преображался. Казалось, он становился сильней. Фредди брал ноты такой высоты и с такой страстью, какой мы раньше просто не слышали. Во втором куплете «Mother Love» он достиг совершенно невиданных высот. Мы просто обомлели. Но когда пришла пора записывать вокал для третьего куплета, он неожиданно встал и вышел из вокальной комнаты. «Ребята, сегодня я уже не смогу ничего записать — давайте закончим в следующий раз». Но следующего раза не случилось.
Брайан Мэй

Песня «Mother Love» стала последней для Фредди — допевал её Брайан. Она вошла в альбом «Made in Heaven», выпущенный уже без Меркьюри.
24 ноября 1991 года Фредди не стало. Его организм не справился с пневмонией, усиленной ВИЧ, к тому времени уже давно перешедшим в СПИД. Отец Фредди, Боми, развеял его прах над одной из башен молчания — местом, где зороастрийцы хоронят умерших.
Таков был путь Меркьюри — творчеству он отдавал себя без остатка, и даже приближение смерти не могло помешать ему записывать песни. На этом можно было бы завершить повествование — группа распалась, лишившись самого важного участника. Но это — статья про Фредди, и ещё есть, что обсудить.

Показать полностью 19
60

Краткое введение в Меркьюрилогию. Часть 1

С тех пор, как в 2018 году вышел фильм «Богемская рапсодия», интерес к группе «Queen» и конкретно Фредди Меркьюри многократно возрос. К сожалению, многие считают, что в этом фильме была отражена реальная история — это не совсем так. Скорее, даже совсем не так.

Как всё начиналось

5 сентября 1946 года в столице острова Занзибар (Каменном Городе, или же Стоун Тауне) в семье парсов-зороастрийцев родился первенец — Фаррух Балсара.

Фаррух Балсара, 1946 год

Фаррух Балсара, 1946 год

Справка:

Парсы — небольшой народ, имеющий иранское происхождение. Большинство проживает в Гуджарате. Все парсы исповедуют зороастризм.

Зороастризм — одна из древнейших религий. В ней почитаемы пророк Спитама Заратустра и единый бог Ахура-Мазда. Главные принципы зороастризма — святость природных стихий и взаимопомощь между людьми. Это очень закрытая религия, и у того, кто не родился в семье зороастрийцев, практически нет шансов им стать.

Он постоянно улыбался. Я практически не помню, чтобы он плакал, как многие младенцы. Он был на удивление смешливым ребёнком — и очень общительным. А ещё он просто обожал фотографироваться — с самого младенчества.
Джер Балсара, мать Фарруха

Камера тоже любила мальчика — когда Фарруху был год, его снял местный фотограф и отдал снимок на конкурс фотографии. Фаррух занял первое место, и тогда фотограф выставил фото в витрине своего ателье. Это был первый шаг Фарруха к славе.

Учёба

Когда Фарруху исполнилось пять лет, его отдали в миссионерскую школу, где учительницами были англиканские монашки — там он изучал Библию, и это оставило глубокий след в его душе — позже в его творчестве христианству будет отведена особая роль.
Через год в семье Балсара родилась дочь, и родители решили отправить Фарруха к родственникам в Индию. Там он поступил в школу Святого Петра, где англоговорящие одноклассники для удобства начали называть его Фредди — именно так и появилась первая часть знаменитого псевдонима.
Фредди был очень способным учеником — ему легко давались история, английский, рисунок и спорт — он даже стал чемпионом школы по настольному теннису.

Фаррух с сестрой Кашмирой, 1954 год

Фаррух с сестрой Кашмирой, 1954 год

Детство у меня было совершенно обычное, ничего экстраординарного. Я ходил в школу, как все, учился всему тому же, чему учат всех детей — не могу сказать, что я был уж слишком талантливым ребёнком.

Фредди об учёбе

Особенно он отличился в музыке: директор школы обратил внимание на великолепный слух мальчика и написал его родителям. Те наняли учителя музыки, и Фредди начал учиться играть на фортепиано.

1958 год

1958 год

Он не всегда приезжал к нам домой на каникулы – иногда останавливался у папиной сестры в Бомбее или у маминой сестры, и именно она заставляла его играть на пианино и рисовать. Он был талантлив во всех областях, за что его часто хвалили. Конечно, меня от этого иногда тошнило.

Кашмира о брате

В школе Фредди создал свою первую группу — «The Hestics». Она выступала на школьных вечерах и исполняла в основном народную и поп-музыку.

«The Hestics», Фредди в центре

«The Hestics», Фредди в центре

До "Queen"

В 1962 году Фредди окончил школу и вернулся на Занзибар. Он планировал взять паузу после учёбы и разобраться с тем, куда ему хочется поступить.
Но все планы нарушило решение британского правительства передать Занзибар (на тот момент протекторат Британии) арабскому султану.
После ухода британцев Занзибар провозгласил независимость, и на острове началось восстание. Чернокожее население, не желавшее менять власть на арабскую, свергло новое правительство, параллельно убивая арабов, индийцев и пакистанцев. В таких условиях жить было невозможно, и семья Балсара в срочном порядке переехала в Великобританию.
Там Фредди решил поступить в художественный колледж и начал подрабатывать, чтобы накопить на оплату учёбы.

Ему удалось скопить где-то 70 фунтов, когда он пришёл ко мне и сказал: «Мама, мне нужна моя чековая книжка». Я поинтересовалась, зачем, а он сказал, что его другу срочно нужно 50 фунтов. Я спросила: «А когда он их отдаст?» — а Фредди только пожал плечами и сказал, что это не имеет значения. Он уже тогда был готов отдать своим друзьям всё, что у него было.

Джер Балсара

Вскоре Фредди поступил в Художественный колледж в Илинге на курс графической иллюстрации и переехал в Кенсингтон, где снял небольшую квартиру. Там он начал сочинять первые песни.

Времени на занятия (гитарой) особо не было. Приходилось подрабатывать, чтобы хоть как-то прожить, нужно было при этом ещё и учиться, так что я лихорадочно заучивал основные аккорды, чтобы суметь сыграть на гитаре хоть какую-то мелодию.

Фредди

В 1969 году Фредди получил диплом и решил серьёзно заняться музыкой. Он познакомился с группой «Ibex», которой требовался вокалист, и вошёл в её состав.

Мы все неплохо владели инструментами, но толком петь из нас никто не умел. А Фредди нас сразу покорил — у него был очень сильный голос, при этом он был совершенно не кичлив. С ним мы поняли, что можем чего-то добиться.

Мик Смит, барабанщик «Ibex»

С концертами у «Ibex» не задалось — их публика обычно состояла из десятка-другого человек, популярность так и не пришла. Позже Мик Смит ушёл из группы из-за развода родителей. После его ухода группа сыграла всего один концерт, на котором им дали настолько ужасное оборудование, что звук просто превратился в кашу. Ещё и прямо во время исполнения одной из песен микрофонная стойка развалилась, и у Фредди в руках осталась её половина. Хотя и в этом были плюсы — так Фредди нашёл одну из составляющих своего сценического образа.
Здесь можно послушать концертную запись Ibex.

Фредди со своей знаменитой отделённой стойкой

Фредди со своей знаменитой отделённой стойкой

После провального концерта группа распалась, и Фредди начал искать новый коллектив. В 1969 году его пригласили в «Sour Milk Sea», но и эта группа долго не просуществовала. Тогда Фредди попытался воссоединить «Ibex» под новым названием «Wreckage», однако остальные не хотели всерьёз связывать жизнь с музыкой. Группа опять развалилась. Здесь можно послушать песню с репетиции Wreckage.

Sour Milk Sea

Sour Milk Sea

Wreckage

Wreckage

После долгих неудач Фредди наконец повезло: из группы его знакомых «Smile» ушёл солист, Тим Стаффел, и Фредди позвали на прослушивание. Разумеется, его взяли. Кроме него в группе состояли гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор.

Smile

Smile

"Queen", начало.

"Smile" нужно было сменить название. Брайан предлагал «Grand Dance», Роджер — «The Rich Kids», но в итоге остановились на ёмком и запоминающемся варианте Фредди — «Queen». Так одна из величайших групп в истории рок-музыки обрела своё имя.
Свой первый концерт «Queen» дали на благотворительном вечере 27 июня 1970 года. Фредди настоял на том, что их группа должна отличаться от других игравших на вечере, и квины пошили чёрно-белые сценические костюмы. Так они нашли ещё одну свою фишку — запоминающиеся сценические образы.
После этого концерта Фредди берёт себе вторую часть псевдонима — Меркьюри. Точно неизвестно, то ли в честь бога Меркурия, покровителя его знака зодиака, то ли в честь ртути, но посыл понятен — движение и экспрессия. Эти качества Фредди будет активно проявлять на сцене.

Фредди в сценическом образе, ранние «Queen»

Фредди в сценическом образе, ранние «Queen»

Фредди взял управление группой в свои руки: теперь он был и менеджером, и стилистом, и главным автором. Он организовал строгое расписание репетиций: группа собиралась каждый день, без пропусков.
В то же время перед квинами стоял острый вопрос: что делать с басистом? Они слишком часто менялись, а группе нужен был сложившийся коллектив. В конце концов, Брайан и Роджер привели на одну из репетиций парня по имени Джон Дикон. Как только он начал играть, все поняли — четвёртый участник найден.
После этого Фредди нарисовал герб группы: знаки зодиака были символами участников: рак (краб) — Брайан, два льва — Роджер и Джон, две феи (девы) — Фредди. Над ними высилась птица — то ли Феникс, то ли зороастрийский Симург, символ возрождения из пепла и вечной жизни.

Герб группы

Герб группы

Интересный факт:
«Queen» — первая в истории рок-группа, где все участники имели высшее образование.

В сентябре 1971 года «Queen» предложили бесплатную демозапись в «De Lane Lea». От группы требовалась игра на оборудовании студии, чтобы потенциальные клиенты могли слышать, как оно звучит. Конечно, квины согласились, и началась запись первого альбома.
Эта статья — про Фредди, так что долго останавливаться на альбомах я не буду.

Альбомы. Семидесятые

В первый альбом «Queen» (название аналогично названию группы) вошли две сильнейшие религиозные композиции — «Jesus» и «Liar». В них отражено глубокое уважение, которое Фредди с детства питал к христианству.
Фредди мастерски исполнял фортепианные партии — всё благодаря вниманию директора школы Святого Петра и вовремя начатому обучению. Остальные музыканты тоже прекрасно справлялись со своими ролями, но, несмотря на все плюсы, альбом продавался вяло и был раскритикован прессой.
В 1972 году Фредди попробовал себя в сольной карьере и выпустил под псевдонимом Ларри Люрекс две песни, но этот проект был отвергнут продюсерами.
Второй альбом, «Queen II», был разделён на белую и чёрную стороны: за белую отвечал Брайан Мэй, за чёрную — Фредди.

Интересный факт:
После выпуска «Queen II» и до конца глэмового периода Фредди красил ногти левой руки чёрным лаком, а Брайан — белым.

Некоторые композиции переходили одна в другую, создавая эффект непрерывного повествования. Тематика альбома была магической и сказочной, а в исполнении было заметно влияние оперы.
Третий альбом назывался «Sheer Heart Attack». После завершения работы над ним квинов пригласили выступить на программе «Top Of The Pops», но те не успевали по времени, и было решено отправить туда клип на сингл «Killer Queen». Когда его показали по телевидению, продажи сингла резко пошли вверх. Группу начали признавать.
Несмотря на популярность нового альбома, участники «Queen» практически ничего не зарабатывали — их менеджер платил каждому всего 60 фунтов в неделю и отказывал во всех просьбах. Последней каплей стал отказ предоставить Фредди рояль для репетиций: квины решили отказаться от контракта с менеджером.
В следущий альбом «A Night At The Opera» вошла песня об этом событии — «Death On Two Legs», которая чуть не стала предметом судебного разбирательства — разумеется, бывший менеджер понял, в чью сторону направлена эта праведная злость, и угрожал судом, но до этого дело не дошло — не было весомых доказательств.
Несмотря на эту историю, альбом запомнился слушателям совсем другой песней — шедевральной «Bohemian Rhapsody». Она имела такой ошеломительный успех, что в 2000 году даже стала песней тысячелетия. Про неё не нужно рассказывать — лучше просто послушать. В очередной раз.

Интересный факт:
По-русски эта песня называется «Богемная рапсодия», а вовсе не богемская.

На эту песню был снят сложнейший для того времени видеоклип с огромным количеством эффектов.

Кадр из клипа на «Bohemian Rhapsody»

Кадр из клипа на «Bohemian Rhapsody»

Одной из жемчужин альбома стала нежнейшая «Love of my Life», посвящённая невесте Фредди — Мэри Остин.
Песню «Somebody to Love» со следующего альбома «A Day at the Races» сам Фредди оценивал выше богемной рапсодии. Незадолго до съёмок клипа на эту песню Фредди подстригся.

Фредди с новой стрижкой

Фредди с новой стрижкой

В альбом «News of the World» вошли две мегапопулярные песни — «We Will Rock You» Мэя и «We Are the Champions» Меркьюри, а также написанная к одноимённому альбому, но не вошедшая в него «Sheer Heart Attack».
В альбом «Jazz» поместили известную сейчас по рекламе кофе «Don’t Stop Me Now».
В связи с этим альбомом разразился скандал: в клипе на песню «Bicycle Race» снимались голые девушки на велосипедах. Такая же девушка была и на обложке сингла — в одних странах ей пририсовывали нижнее бельё, а в других добавляли и лифчик.

Цензура, бессмысленная и беспощадная

Цензура, бессмысленная и беспощадная

Этим альбомом завершились семидесятые, и творчество квинов резко изменило направление: ушли глэм и театральность, музыка стала гораздо легче, группа начала пробовать себя в новых жанрах.

Показать полностью 13
4

Забытые и неизвестные: Донован. Часть 2

Развитие стиля

Почти сразу после выхода альбома был выпущен сингл «Colours/To Sing for You» (В США на второй стороне была Josie). Он поднялся до 4 места в Британии (опять), а в США достиг всего 61 места. Позже «Colours» была так же, как и «Catch the Wind», перезаписана для Donovan's Greatest Hits.

Альбом «Fairytale» вышел 22 октября 1965 года. Студийный персонал остался тем же, что и на первом альбоме — разве что Дейв не играл на казу. Зато вместо него появилось два новых человека: Гарольд Макнейр, саксофонист и флейтист (здесь понадобилась вторая его специализация), и Шон Филлипс — американский музыкант, который на «Fairytale» отвечал за двенадцатиструнную гитару. Немного позже он сочинит мелодию для одной из самых известных песен Донована — «Season of the Witch».

Обложка альбома

Обложка альбома

Разумеется, альбом открывает хит. Весь смысл в последнем куплете. «Свобода — это слово, которое я редко использую, не задумываясь о времени, когда был любим»

Эта песня — о раннем периоде жизни Донована в Хатфилде и о дружбе с Цыганом Дейвом.

Мы пели и сотрясали небо смехом,

Наше дыхание превращалось в пар на морозе,

Наши годы в сумме давали тридцать,

Но наши глаза говорили рассвету, что мы стары

И кто же будет тем,

Кто скажет, что то, что мы делали, было зря?

Я, как мужчина, осмеливаюсь сказать, что слишком молод

Потому что собираюсь стремиться к солнцу

По этой песне видно, что в творчестве Донована происходят изменения. Джазовая атмосфера, метафоры и открытые упоминания наркотиков будто предвещают скорый переход Литча в психоделику. Эту песню перепевали в 1966 году сразу две вокалистки — Марианна Фейтфулл и Джуди Коллинз. Аранжировка принадлежит Терри Кеннеди.

Текст написан Гербертом Яншем, шотландским фолк-музыкантом и одним из основателей группы Pentangle. Таким же уроженцем Глазго, как и Донован. Видимо, написан не без участия самого Донована, ибо в нём присутствует строчка «У меня хандра, какой не было у Цыгана Дейва, детка».

Текст написан Полом Бернатом. Этот человек, кроме написания данной песни, известен разве что написанием примечания(?) ко второму альбому Джо Кокера.

Песня особо ничем не примечательна, но представляет собой отличный образец лирики Донована. В музыкальном плане она чем-то напоминает мне сольное творчество Сида Барретта.

Марионетка на ниточках смерти

Бесчувственность подпитывается

Волшебной палочкой телеволшебника

Как только ты попадёшь под чары, тебя обманут

Кот улыбается на солнце

Традиционная песня, аранжированная Донованом. Открывает вторую сторону альбома.

Песня, осуждающая только начавшуюся тогда войну во Вьетнаме и в принципе любовь американцев к насилию. В качестве обозначения Америки  здесь выступает чайка: «Чайка, мне не нужны твои крылья. Мне не нужна твоя свобода во лжи.»

Написана упоминавшимся ранее Шоном Филипсом на основе сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Согласно некоторым источникам, Донован в этой истории видел отражение своих отношений с Линдой.

Небольшое отступление: Доно был очень упорен, и всё же убедил сомневающуюся девушку начать отношения, но в тот раз они продлились меньше года — пока она не была готова к новому роману.  

Последняя песня альбома повествует о девушке по имени Джеральдина и её несчастной любви. Примечательна тем, что написана от женского лица.

Итоги: В отличие от дебютника, здесь всего одна традиционная песня и лишь три, написанных не Донованом. Несмотря на это, альбом явно не дотягивает до предшественника, что, в прочем, не делает его проходным.  Fairytale — второе и последнее творение Донована, выдержанное в жанре чистого фолка. Уже совсем скоро в его творчестве произойдут сильные изменения.

Я читала рецензии западных слушателей в надежде найти интересное мнение или информацию о песнях, но меня постигло разочарование. Все без исключения сравнивали Доно с Диланом, разумеется, в пользу последнего. Кто-то даже критиковал качество текстов Литча. Но, повторюсь, сравнивать этих двоих никак нельзя, ибо Донован — сказочник и романтик-менестрель.

Дилан и Донован

Дилан и Донован

Также многие упоминали большое количество чаек в альбоме — действительно, почему-то именно на Fairytale тексты изобилуют данными птицами. Видимо, Донован мало встречался с этими мерзкими созданиями, поэтому посчитал их романтичными.

Пожалуй, единственный недостаток, который можно выделить здесь — режущие слух звуки губной гармошки в «To Try for the Sun» и «The Ballad of a Crystal Man». Непонятно, кто решил, что это стоит записать.

Переломный момент

Через неделю после выхода Fairytale был выпущен сингл «Turquoise/ Hey Gyp (Dig the Slowness)». Сингл был неуспешен даже в Британии — стало ясно, что нужно что-то менять, иначе следующие выпуски могли утонуть в пучинах чартов.

«Turquoise» Донован написал о своей подруге, Джоан Баэз, в которую когда-то был влюблён. Та записала кавер на эту песню для своего седьмого альбома, «Joan».

Би-сайд был создан на основе блюза «Can I Do It For You» и посвящён, как можно понять по названию, Цыгану Дейву. Донован вообще любил посвящать песни близким людям. На эту песню сделали кавер the Animals на альбоме «Animalism».

К концу года от Донована ушла его любимая Линда. Они с Брайаном Джонсом помирились, и Лоуренс снова вошла в его гарем. В то время у Джонса начались отношения с Анитой Палленберг, и, понятное дело, на мать одного из четырёх (на тот момент) детей он особо внимания не обращал. Но женскому сердцу не прикажешь — любовь зла. Донован был безутешен и в порыве вдохновения написал несколько песен о своих чувствах. Одна из них дала название следующему альбому — «Sunshine Superman».

Линда с сыном

Линда с сыном

Настало время перемен: Донован расторг контракт с менеджерами, чтобы заменить одного из них своим отцом, Дональдом. Также он перешёл на другой американский лейбл — от Hickory к CBS Records. И, самое главное — он познакомился с Микки Мостом, продюсером, который поддержал желание Донована исследовать новые музыкальные территории. С ним Доно записывал альбомы вплоть до 1973 года.

Донован и Микки Мост

Донован и Микки Мост

Показать полностью 4
6

Забытые и неизвестные: Донован. Часть 1

Как много в музыке несправедливо обойдённых вниманием исполнителей! Имена некоторых никому неизвестны (Birth Control), многих знают только по имени (Sparks). А есть те, творчество которых слушатели знают в пределах одного-двух популярных альбомов, полностью игнорируя остальные. Один из них — Донован. Я очень хочу пролить свет на все его творения, от What's Bin Did and What's Bin Hid до Gaelia. Так что он будет первой жертвой цикла "Забытые и неизвестные".

Донован Филипс Литч родился 10 мая 1946 года в Глазго, крупнейшем городе Шотландии. Он не успел в полной мере насладиться богатой культурой земли скоттов — когда ему исполнилось 10 лет, семья Литч переехала в Лондон.

Отец Донована был обычным рабочим с завода, так что мальчик познал все прелести жизни рабочего класса и с полным правом может считаться «человеком из народа». Видимо, проверяя его дух на прочность, судьба послала ему полиомиелит —  к счастью, без пожизненных последствий. Из-за болезни ребёнок не мог заниматься тем, что требовало проявления физической активности — например, играми со сверстниками. Поэтому Доно погрузился в мир фантазий: музыка, сказки и творчество помогли ему не чувствовать себя чем-то обделённым. К 14 годам он научился играть на гитаре.

Ещё в юности Донован стал законченным пацифистом. Джерри, его младший брат, вспоминал:

В то время, когда он ещё не покинул дом, я возвращался из Хатфилда и какие-то парни начали приставать ко мне. Один из них поставил мне подножку. «Я позову моего брата» — сказал я ему и побежал домой. Я сдержал своё обещание, и Донован немедленно пришёл. Он всегда так делал. Но он не ударил хулигана в нос, как я ожидал; Дон никогда бы так не поступил. Он ненавидит насилие в любой форме и редко проявляет гнев. В тот раз он подошёл к задирам и тихо сказал: "всегда есть кто-то больше, чем вы, так что не будьте такими забияками".

Вот такой у Дона путь. Ему ненавистна сама мысль о войне и насилии, или даже о плохом настроении, и он предпочёл бы уладить дело мирным путём, а не силой.»

Удивительная миролюбивость. Интересно, как ответили ему те задиры.

Первые шаги

В 16 лет Донован ушёл из дома и отправился путешествовать автостопом по Англии вместе со своим другом, Цыганом (Gypsy) Дейвом.

Дэвид Джон Миллс, он же Цыган Дейв, был известным в узких кругах скульптором. С Донованом его связывала невероятно крепкая дружба, которая продлилась до самой смерти Дейва. Цыган был родственной душой для Доно, который посвятил ему не одну песню.

Донован и Цыган Дейв

Донован и Цыган Дейв

Во время своего путешествия друзья объездили всю Англию, и Донован разучил множество фолковых и блюзовых песен. Вернувшись, он поступил в школу искусств, но вскоре бросил её, чтобы вновь отправиться в путь. Короткий период обучения помог ему завязать знакомство с битниками, и скоро он стал своим в их тусовке.

Во время второго путешествия Доно прибился к ритм-энд-блюзовой группе, и вместе с ней зарабатывал на пропитание, играя в кабаках на юге Англии. Когда группе нужен был перерыв, они посылали на сцену Донована. Менеджер группы (да, у тех ребят был аж целый менеджер) был впечатлён его выступлениями и отправил парня в Лондон, записываться. Там тот быстро получил контракт с «Pye Records» и записал демо с десятью песнями. На студии демо оценили и послали юное дарование (ему было всего 18 лет) на программу «Ready Steady Go». Хотя он был абсолютно не известен аудитории, прослушивание он прошёл с блеском и быстро стал популярен среди зрителей.

Донован на «Ready Steady Go».Наклейка на этой гитаре отсылает к наклейке на гитаре его кумира, Вуди Гатри — «This machine kills fascists».

Донован на «Ready Steady Go».Наклейка на этой гитаре отсылает к наклейке на гитаре его кумира, Вуди Гатри — «This machine kills fascists».

Алкон Аллен, ведущий программы, сопроводил выступление фразой «Это — европейский Дилан», и тем самым обрёк Литча на бесконечные сравнения с американским коллегой.

Несмотря на общие корни, музыканты были совершенно разными. Дилан в своих текстах обращал внимание на мрачные стороны жизни и был певцом протеста, тогда как Донован смотрел в будущее с оптимизмом, а его тексты были мечтательными и романтичными. Многие всё равно считали Литча «британским Бобом Диланом», хотя период их музыкальной схожести длился не больше года.

Это шоу кардинально изменило жизнь Донована — в гримёрке он встретил Линду Лоуренс. В 1963 году та начала отношения с Брайаном Джонсом — создателем группы the Rolling Stones и большим любителем девушек (и, судя по всему, секса без предохранения). Вскоре они расстались, и у Линды в качестве напоминания остался сын — Джулиан Брайан Лоуренс. Ко времени знакомства с Донованом она была семнадцатилетней матерью-одиночкой. Литч влюбился в Линду без памяти и сразу сделал ей предложение. Но девушка всё ещё любила Джонса, и к тому же её пугала перспектива очередных отношений с музыкантом — нравы творческих людей шестидесятых были очень свободными. Она отказалась. Но Донован не смог выбросить её из головы…

Линда и Брайан Джонс

Линда и Брайан Джонс

Начало пути

После успешного выступления выпуск сингла не заставил себя долго ждать. Первой выпущенной записью Донована стала «Catch the Wind» — одна из самых известных его песен. Позже она была перезаписана для альбома-сборника «Donovan's Greatest Hits». На второй стороне была внеальбомная «Why Do You Treat Me Like You Do?» с эффектными строками «Сколько гусей летит на юг, столько лжи льётся из твоих уст». Услышав её, Питер Иден, тогдашний менеджер Литча, сразу понял, что имеет дело не с проходным фолксингером. Сингл занял 4 место в британских чартах и 23 в американском Billboard Hot 100.

Донован стал известен в кругах любителей фолка, и в «Pye Records» поняли, что пора. Через четыре дня после девятнадцатилетия Доно вышел его первый альбом — «What's Bin Did and What's Bin Hid». Разумеется, в США, стране потребительства, название альбома изменили на «Catch the Wind», для лучших продаж.

Обложка альбома

Обложка альбома

В альбоме Донован пел, играл на гитаре и губной гармошке. Его дорогой друг Дейв тоже поучаствовал, подыгрывая на казу. Кроме них в создании альбома участвовали Скип Алан (Алан Скиппер) — барабанщик, участник «The Pretty Things», и Брайан «Лакрица» Локинг, год игравший в «The Shadows» и связанный со многими исполнителями классического рок-н-ролла. Продюсировал альбом некий Терри Кеннеди.

Альбом выдержан в жанрах фолка и блюза. Для тех, кто начал слушать Донована с его психоделического периода, он может показаться скучноватым, но его просто нужно распробовать. Донован здесь совсем юн, и его голос ещё не оформился до конца. Удивляет то, что этот мальчишка уже способен писать сильные тексты (особенно, если сравнивать с Диланом, который начал сам писать песни лишь в 20 лет).

Милая песня, в которой лирический герой обещает некой Джози, что он её не подведёт. Чувства героя здесь выражает пейзаж:

«Луга расцветают

Жёлтая кукуруза лежит у тебя в руке

А вместе с ночью приходит печаль

Когда рассветный прилив накрывает землю

Затяжные бризы дуют

По всему небу, прямо мне в лицо

Я чувствую усталость

Будто моё время пришло и ушло впустую»

Думаю, представлять её не нужно. Красивая песня о любви с рефреном «Я могу лишь попытаться поймать ветер».

Первый кавер на альбоме. Песня, написанная техасской певицей Джейн Бауэрс, повествует о битве при Аламо, произошедшей в ходе Техасской революции. Песня восхваляет усилия техассцев в борьбе за независимость от Мексики. К моменту записи Донован ещё не бывал в США, но его интересовала американская фолк-музыка.

  • Cuttin' Out (осторожно, яндекс музыка)

Песня с непонятным (по крайней мере, для меня) текстом и припевом, состоящим из «Я просто свалил оттуда, свалил оттуда». Но сама песня красива и загадочна. Некоторым напоминает "The Doors", но я не из их числа.

Второй кавер. Автор — горячо любимый Донованом и Диланом Вуди Гатри. Песня детская, но мне нравится.

Традиционная песня, аранжированная Литчем. Завершает первую сторону альбома.

Соответственно, открывает вторую сторону. Третий кавер. Автор — Мик Софтли, лидер британской фолк-сцены. Донован записал ещё одну его песню, «The War Drags On».

Как мне кажется, эта песня написана будто от лица самого автора.

«Когда ночь оставляет тебя замёрзшим и грустным

Я покажу тебе, что всё не может быть так плохо

Забудь того, кто пришёл и заставил тебя плакать

Я спою тебе песню

Это то, для чего я здесь

Чтобы петь для тебя»

Ещё одна традиционная песня, аранжированная Литчем.

Инструментальная композиция, которая показывает высокий уровень способностей Донована.

Четвёртый и последний кавер на альбоме. Печальная еврейская песня, написанная Шоломом Секундой — тем, кто (возможно) сочинил мелодию к «Москве златоглавой».

Песня, завершающая альбом. Очень битниковская по содержанию. Видимо, Донован написал её, пока путешествовал по Англии.

«В твоих глазах стояли слёзы

Когда ты пыталась заставить меня понять

Что если бы ты отдала мне свою любовь

Я бы так легко ушёл

Потому что меня называют бродягой

Свободным, как ветер

Да, меня называют бродягой

Так что бродягой я и останусь»

Итоги: «What's Bin Did and What's Bin Hid» — лёгкий и приятный альбом совсем юного Донована, который показывает его лучшие стороны. Очень хороший дебют, но обилие каверов и традиционных песен пока всё же не даёт Доновану полностью раскрыть свой талант. Однако, это произойдёт довольно скоро — на его третьем альбоме «Sunshine Superman». А сейчас впереди второй, всё такой же фолковый, «Fairytale».

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!