Профессия психолог. Суть как ее вижу я.
4 поста
У нашего мозга есть естественное стремление найти причину всему. Потребность в понимании, в объяснении.
Это очень полезная потребность, очевидно. Наверное, это один из главных инструментов в достижении понимания мира, людей, себя, в движении прогресса, обретении смыслов и в итоге улучшении своего существования.
Однако эта же функция мозга периодически может играть против нас. Вернее, не сама функция, а то, каким образом она может включаться.
Мы не видим полной картины. Мозг, особенно сознание, может воспринимать лишь часть из гиганского потока окружающей его информации. Мозг может "видеть" лишь субъективную реальность.
Причина же условно - всегда лежит в объективной реальности.
Как можно найти истинную причину, истинное объяснение, видя неполную, субъективную карту реальности?
Только приближая ее к объективной "территории".
Какое препятствие часто находится на пути этого?
В поиске объяснений и причин мы часто мыслим узко, останавливаясь на 1 или нескольких, выгодных для нашей психики. Мы готовы рассмотреть детально далеко не все, а лишь избранные. Поэтому в стремлении все объяснить мозг часто считает задачу выполненной не тогда, когда находит максимально объективное и верное объяснение на данный момент, а когда в принципе находит объяснение, каким-либо образом выгодное для себя.
- Потому что мозг эволюционно стремится к экономии, как и организм в целом. И какие-то объяснения являются для мозга более "простыми", привычными. И прибегнуть к ним - самое экономически выгодное решение. Не требующее излишних мыслительных затрат. Но далеко не всегда самое верное.
- И потому что наше внутреннее психическое пространство не "равномерно". В нем присутствуют условно "планеты, звёзды, черные дыры и другие массивные объекты", которые создают гравитацию и искривляют ткань пространства. Как в космосе, так и в психике, метафорически.
Что это за точки, искривляющие ткань психического пространства?
Психические травмы, активирующие психические защиты и образующие "комплексы". Имею в виду не "комплекс" в его популярном значении, а прежде всего комплексы по К. Г. Юнгу. Комплексы как бессознательные психические структуры, образующиеся в следствие травмирования психики в какой-либо зоне. Они включают "оборону" в виде психических защит. Непременное свойство которых - защита от определенной информации, ее допуск, интерпретация и обработка в угоду защиты поврежденного участка от чего-либо, способного его раздражать, ещё раз сделать "больно" выше определенного предела.
Это - либо вычеркивание из сознания куска реальности, либо - его искажение.
Поэтому мы не готовы рассматривать все возможные причины. Более того, какие-то мы даже просто не увидим. Они не будут допущены к сознанию. Какие-то увидим, но не отдадим должного внимания, склонившись к другим, более приемлемым для той картины реальности, которую продуцирует для нас наш мозг, исходя из болезненных зон.
Например, женщина, столкнувшись с неприятной критикой подруги, может мысленно предпочесть объяснить себе ее неприятные слова тем, что ко ней самой эти слова отношения не имеют, а подруга просто не выспалась, устала и потому решила таким образом выплеснуть свое накопившееся раздражение. Или может подумать: "наверное, она просто завидует, и вообще, каждый видит только то, что есть у него самого внутри". И пренебречь вариантом, что подруга, возможно, вынесла вполне объективную и адекватную оценку. Это, кстати, и может быть в том числе примером проявления одной из психических защит - рационализации.
И также может приниматься обратное объяснение - что критика полностью обоснована, оправданна и объективна, но отвергаться любое другое - в том числе, что, возможно, у подруги действительно плохое настроение, день не задался и ей ну очень хочется кого-нибудь позлить сегодня, возможно даже неосознанно, и что ее критика действительно может быть неадекватна.
В любом случае, чаще всего, мы предпочитаем видеть определенные причины или объяснения происходящему, игнорируя, сознательно или бессознательно, другие альтернативные. Предпочитаем определенные, исходя из своих "искривлений психического пространства", а не из реальной и объективной вероятности и оценки.
И главное - мы остановимся на этом. На том, во что легче всего поверить. Не на том, над чем, например, произведем качественную работу мышления, над чем попробуем порассуждать максимально беспристрастно, что попробуем исследовать, проанализировать, пропустить через интуицию, а затем подвергнуть критике, и снова прислушаться к "внутреннему голосу", попробуем понять, чей это внутренний голос, какого интроекта и тд. Мы остановимся не на том, что исследуем, проверим, изучим и выберем в качестве объективно скорее всего более верного. А на том, во что выгоднее всего поверить. И это главным образом бессознательный процесс.
Но так как это с достаточно большой вероятностью будет не действительное объяснение и не реальная причина - в последствии мы снова упустим реальную и попадём в тот же капкан, тот же сценарий, то же состояние, будем делать качественно те же действия, что и привели нас к ошибке и проживать вновь ее последствия. Внешние - потери, неудачи, бедность, ссоры, напряжённые отношения, лишний вес, и тп, и внутренние - скуку, усталость, вину, стыд, униженность, состояние неудачника, страх остаться без денег, агрессию, одиночество и тд. В зависимости от исходящей проблемы.
Потому что истинная причина как была, так и осталась не выясненной и никакой трансформации не произошло. Новых результатов нет.
Это ещё называют ложными осознаниями или ложными инсайтами.
Что делать, чтобы научиться находить максимально верные причины, а значит - в разы быстрее, легче, качественнее приводить в порядок свою жизнь, разрешать тупиковые ситуации, быстрее находить верные ответы, решения и получать желаемый результат?
Изучать свое психическое, бессознательное. В том числе травмированные зоны психики, бесознательные сценарии, защиты и когнитивные искажения. Все то, что может искривлять "ткань психического пространства" и мешать находить верные объяснения и причины того, что происходит. А значит и лишать возможности менять, трансформировать это. Иначе мы обычно остаемся крутиться в одном и том же, просто меняя соус.
Вероятно всего, прочитав текст, бОльшая часть из него может показаться пустым звуком. По крайней мере, не настолько ярким, каким я хотела его передать. Потому что психические защиты - бессознательны. Мы постоянно находимся под их влиянием, но отследить их работу самостоятельно почти никак не можем. А значит - и представить, сравнить, приложить на себя. Увидеть своими глазами, как они включаются в нашей жизни, в том числе повседневно. А здесь как раз мало 10 раз услышать, лучше 1 раз увидеть, как это происходит у себя самого. Но это Бессознательный процесс, а значит просто захотеть увидеть здесь, как и говорила, вряд ли поможет. Нужна целенаправленная работа. Но результат может очень удивить.
Попробовать на вкус, увидеть, отследить, как это происходит на деле, можно в том числе в процессе психотерапии. Изучение бессознательного, а затем - качественная трансформация внутреннего и внешнего. И также, пусть менее эффективно, но все-таки достаточно хорошо помочь в этом может просто изучение типичных психических защит. Часть из них, в том числе с интересными примерами, описана в книге Ненси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе" в соответствующих разделах.
Каждый рассказывает через себя. То, что доступно его опыту, восприятию. Каждый психолог, коуч, "духовный мастер", мудрец, просто человек, в том числе, я. Мы можем исследовать лишь через себя. Через личное сознательное и бессознательное.
И только пытаться опираться на ожидаемую "одинаковость" устройства наших психик. На существования коллективного бессознательного и на то, что все наши процессы архетипичны.
Но одинаковы ли и насколько подобны наши "психики" на самом деле - никто не знает. В том числе поэтому психология и философия - науки довольно субъективные. По крайней мере, на сегодняшний день. Мозг у всех устроен одинаково, состоит из одних и тех же клеток. Но ощущения, самоощущение - пока нельзя проверить, одинаковы ли они. И типичны ли они в разных состояниях.
Поэтому все теории, объяснения - остаются лишь гипотезами. И даже в отношении самого себя.
И поэтому то, кто вы и что для вас, как человека, как клиента психолога, или для вашего клиента "правильно", какие внутрепсихические "законы" работают для вас - не может знать никто, кроме вас самих. И даже вы сами вряд ли можете быть уверены.
Остаётся лишь исследовать дальше и разбираться в этом хаосе. И выстроенный со временем порядок может вновь оказаться хаосом. Теории могут опровергнуться или расшириться, наполниться таким множеством нюансов, что подорвут свою же структуру и суть.
Но это не страшно. То, что рвется, то, что противоречит - важные зоны для внимания, расширения, уточнения и объективизации. Даже если это вновь приведет к противоречиям.
Так развивается мир, наука, медицина, физика, психология и почти все остальное.
И это не повод останавливаться, в исследованиях, в работе с клиентами, в своей работе с психологом, в своем обучении и изучении. Ведь остановившись, мы ещё больше теряем возможность узнать, а как же все на самом деле.
Остаётся идти вперёд, сталкиваться с ошибками, новым хаосом и проживать снова. Главное, не впадать в отчаяние. Поскольку наш мозг стремится все объяснить, это наша естественная потребность. И когда она фрустрируется - это может быть тем ещё переживанием.
Смотреть на все и не верить слепо ничему.
Хотя иногда и поверить - тоже может быть правильно, тоже может стать ценным опытом, и закрыться только лишь в своем видении - тоже. Мы это почти не контролируем.
Но тогда с наибольшей вероятностью в нашу жизнь снова придет какой-то новый хаос, кризис, неопределенность.
И тогда, сопоставив старую информацию с новой, мы получаем возможность ещё лучше понять, что происходит и что делать, откалибровать свою дорогу, свой способ жить, приобрести новые знания, навыки и прийти к новым результатам. Чтобы получать ещё более глубокую удовлетворённость от жизни и себя в ней.
Часто наблюдаю картину, как страхи, неуверенность в себе, чувство вины и прочие не особо приятные для нас чувства преподносятся с точки зрения: это надо убрать, это нужно "проработать", от этого нужно избавиться, это нас тормозит, "что лежит между вами и мечтой? Страх", и тд.
Я хочу в каком-то смысле реабилитировать позицию этих чувств. Не полностью, но одну их важную часть. Потому как, уходя в крайность попытки полного избавления, мы пытаемся избавиться от своей природы. А это вероятно приведет к провалу и ещё большему раскачиванию маятника. Если не буквально в диапазоне этих чувств, то через психосоматику, например.
"Избавьтесь от неуверенности в себе", "проработайте свои страхи", "вы этого достойны", "убейте перфекционизм" и пр. Рассматривается только одна сторона, негативная, иррациональная. Но ведь у любого переживания, возникающего в нас, есть и вторая.
Если вы чувствуете неуверенность в себе. Представьте, что вы избавитесь от нее. Что вы приобретете и что потеряете? А если избавитесь от какого-то страха?
Если я избавлюсь от страха тратить деньги, то, возможно, вложу в обучение большую для меня сумму, останусь с 0, но за счет обучения через полгода заработаю ещё больше, займусь новым, более близким мне делом, и в итоге выйду на совсем другой уровень жизни и удовлетворения. А возможно - поеду в Вегас, прогуляю все до копейки в играх и останусь ни с чем.
Представьте врача. Если он избавится от неуверенности в себе как специалисте - то, возможно, начнет позиционировать себя как крутого профессионала в своем деле, станет выступать публично, просвещать более широкую аудиторию, решит создать свою клинику, вести исследования. И в итоге принесет больше пользы для себя и мира, чем если бы остался неуверенным в себе. Поможет огромному количеству людей, увеличет в десятки раз доход.
А возможно - он не уверен в себе, потому что действительно ещё не умеет чего-то важного, не знает всего необходимого, и, "проработав" свою неуверенность, - начнет распространять мифы, давать ложную информацию, "лечить" только усугубляя проблемы, и в лучшем случае не заработает, а в худшем - нанесет вред большому количеству людей, которые поведутся на его ничем не покрепленную уверенность.
Так надо ему избавляться от неуверенности в себе или нет?
Если я уберу перфекционизм - возможно, тогда я начну уже действовать, делать, продвигаться, расширяться, выносить свою деятельность, творения в мир и получу фидбек - деньги, благодарность и тд.
А возможно, мой перфекционизм - важный сигнализатор, индикатор того, что я действительно могу лучше, что я использую лишь 1% своего реального потенциала. И в этом случае, проработав стремление к идеальному, избавившись от своего перфекцианизма, я лишь закрою свой же потенциал от себя, не реализую его. И подарю миру лишь 1% от того, что мог бы, заработаю лишь 1% от того, что могу, и буду удовлетворен на 1% от возможного.
То есть - любое чувство возникает не из неоткуда. Оно возникает из каких-то причин. И причины могут быть рациональными и иррациональными, они могут возникать из верного видения реальности и из искаженного.
Задача психолога - помогать видеть объективную реальность максимально верно, на сколько это возможно и доступно для его мозга, мозга всех людей, у кого он учился, и мозга того человека, который к нему пришел. И определять, где чувство/установка обоснованны, рациональны, здоровы, а потому, конечно, тоже могут требовать работы, но другой, не "избавления". А где - возникают из-за искаженного, ложного видения реальности, а потому неадекватны, деструктивны, делают прямую и удобную дорогу извилистой и полной препятствий. И там эти препятствия действительно важно убрать. Увидеть и исправить искаженное, иллюзорное.
Ваша неуверенность в себе может возникать из того, что вы действительно не профессионал. Или из того, что вы профессионал на самом деле, очень хороший специалист, но из-за каких-то, возможно, ранних психических травм, комплексов, ложных установок, активности своих псих. защит, которые в данном случае могут работать, искажая реальность, - из-за всего этого вы не видите реальность объективно, не видите себя профессионалом, и эта неуверенность в себе в данном случае необоснованна, служит лишь во вред.
В этом и особенность работы с синдромом самозванца - сейчас будто бы любую неуверенность в себе, страх зарабатывать на своем деле, позиционировать себя - сразу объясняют этим. Но ведь может быть и такое, что человек действительно не знает достаточно, что его ощущения вполне адекватны.
В любом случае работать надо не только с симптомом, но и с причиной. Понять, что стоит за всем этим и из этого уже находить самые эффективные пути, максимально приближать карту к территории.
Это 2 полюса. Страха, неуверенности в себе, перфекционизма и прочего. Можно представить их на линии, где левый полюс - максимальное чувство (страха, вины, радости, возбуждения, лень тп), а правый - полное его отсутствие. А наш разум как движок - двигается влево и вправо, либо больше включаясь в чувство, либо меньше.
И где-то есть условно самая объективная точка. Где перфекционизм включается ровно на столько, на сколько должен, на сколько будет максимально полезным и эффективным, где будет подсвечивать нечто действительное, а не иллюзию совершенства или же иллюзию недостаточности. Где неуверенность в себе будет находиться на том уровне, на котором объективно должна быть, на котором с большей вероятностью отражает реальность. Где страхи ощущаются ровно на столько, на сколько на самом деле обоснованны. В точке, где они максимально защищают, но при этом не тормозят, не ослабляют и не закрывают видение.
Например, перфекционизм. Полностью избавиться от перфекционизма, перевести движок максимально вправо - означает пренебречь левым полюсом. И в таком случае мы вряд ли бы увидели те произведения искусства, которые имеем, вряд ли имели бы возможность делать маникюр на том уровне, который есть сейчас, вряд ли приобрели бы те чудеса техники, которыми имеем возможность пользоваться каждый день и тд. Великие художники, композиторы, изобретатели, врачи руководствовались бы слоганом "и так сойдет".
Но и позволить перфекционизму захватить нас, перевести движок максимально влево, - означает так же лишить себя всего этого. Ведь если бы так поступили Стив Джобс, Стивен Хоукинг, Фрейд, Леонардо Ди Каприо и другие - мы бы скорее всего так же не имели сейчас многое из доступного. Потому что они бы не вынесли в мир свои мысли, догадки, изобретения, творения, не позволили бы себе проявить свои таланты, возможно, побоялись бы даже смотреть в их сторону. Не поделились бы своими творениями, результатами реализации и проявления себя из-за постоянного чувства, что эти их мысли - ничто, что это не работает, или может вообще ересь какую-то несу, показалось что-то, что можно лучше, что пока недостаточно, что это нельзя выносить в мир, что меня осудят. И мы скорее всего не ушли бы далеко от мира первобытного человека.
На этой прямой, между полюсами, есть некая волшебная точка, где перфекционизм, с одной стороны, развивает и двигает нас вперёд, а с другой - не сдерживает, не останавливает, не закрепощает. Где он работает как двигатель, но при этом и как тормоз, не давая разогнаться настолько, чтобы потерять управление и улететь с курса. Где кпд максимальный. Где присутствуют адекватные, обоснованные, ценные страхи, но отсутствуют надуманные, иллюзорные и деструктивные. То же касается и вины, стыда, неудовлетворённости собой, самооценки, тревоги, удовольствия, радости, восторга, эйфории и пр. Это точка может меняться со временем, она не перманентна и зависит от обоих полюсов, которые так же как наши состояния - изменчивы.
Мы постоянно балансируем в поисках нужной точки, но на ее определение может уйти много времени, ресурсов, ошибок. И можно десятки лет прожить под иррациональным перфекционизмом или надуманным страхом, прежде чем обнаружить, что он в данном случае деструктивный. Или можно по ошибке убрать обоснованный страх и вляпаться в историю, на расхлебывание которой уйдут те же годы. Потому что мы, своим мозгом, редко можем увидеть целостную картину. В нас работают наши психические защиты и когнитивные искажения, наши собственные особенности, которые могут искажать реальность определенным образом. И мы самостоятельно этого отследить почти не можем.
Поэтому так ценно взаимодействие с другими, возможность посмотреть на одно и то же с разных углов обзора, узнать обратную связь, получить ответ от мира, увидеть себя "в зеркале". И особенно полезна может стать индивидуальная и групповая терапия, работа с психологом - специалистом, который по долгу своей профессии знает, как работают механизмы психики и как с большей вероятностью отличить чувство, отражающее в вашем случае действительное положение дел - от иллюзорного. И знает, как трансформировать исажения, исправлять карту, приводя ее в большее соответствие территории. Чтобы все осталось не на уровне "знаний", а перешло в повседневную жизнь, повседневные действия и состояния, из которых и складывается внешний результат.
ОБНАРУЖИТЬ СКРЫТОЕ И СДЕЛАТЬ ВИДИМЫМ
Довольно большая часть проблем, а как следствие (или причина) - неприятных состояний, неудовлетворённости, не счастья, возникают из-за того, что основная часть информации СКРЫТА.
С чем обычно приходят к психологу? С чем-то неприятным, тупиком, проблемами, горем, нелегкими состояниями, пздцм.
Если бы мы видели все, то знали бы и как решить любую задачу, и в том числе скорее всего, как сделать себя счастливыми. Как создать успешный бизнес, повысить доход, наладить отношения или создать новые, не страдать из-за чужой негативной оценки, не стать жертвой лени, мы не боялись бы выступать публично, знали бы точно, чего именно хотим и тд и тп. Но мы не счастливы или не настолько, насколько хотелось бы. Мы не видим всех решений и выходов. А значит, - не знаем всего объема необходимой информации или не умеем ею пользоваться. Даже если кажется, что все ясно и понятно. Какая-то часть реальности, вероятно, выпадает из нашего поля зрения или искажена.
Есть метафора в виде небольшого эксперимента со зрением, можете провести прямо сейчас. (Это не про запомните все красные предметы в комнате))
Обнаружение слепого пятна
1. Закройте правый глаз
2. В картинке над текстом левым глазом посмотрите на правый круг, похожий на черную дыру.
3. Периферическим зрением при этом продолжаете удерживать во внимании левый круг, похожий на звезду.
4. Смотря на черную дыру медленно приближайтесь/отдаляйтесь от экрана. (диапазон движения зависит от того, смотрите вы на картинку со смартфона (10-30 см от экрана) или же с компьютера (0.7-2 м от экрана).
В определенный момент в какой-либо точке дистанции вы заметите, что круг, похожий на звезду, исчез с поля зрения, будто его и не было. Остановитесь. То же самое можно проделать с противоположным кругом, закрыв другой глаз.
Сколько раз ни пробовала, всегда немного мурашки по коже, как наивно бы это ни звучало. Левого круга нет, хотя на самом деле он есть.
В этом месте свет от картинки попадает в глаз на область сетчатки без фоторецепторов. Без них мы не способны увидеть свет, а значит и объект, от которого он исходит.
Организм прячет от нас кусок действительности.
Но заметить эту слепую зону, не наблюдая специально, сложно - мозг мастерски сглаживает пробел, создавая иллюзию полной картины без пустых промежутков.
То же делает и психика. Так же, подобно мозгу, может скрывать какую-либо информацию от сознания, маскировать несоответствия и заполнять белые пятна.
Мы живём вслепую и даже не осознаем, насколько.
И это первая задача, с которой работает психолог - создать условия, чтобы обнаружить скрытые/искаженные участки в восприятии и сопоставить их с условной объективной реальностью.
Замечу, что и клиенту, и психологу сама объективная реальность недоступна. Мы все взаимодействуем с ней лишь через свою уникальную субъективную внутрепсихическую реальность. И точной оценки - кто видит реальность вернее - пока не существует. Маловероятно, но все-таки возможно, например, что все мы сошли с ума и пребываем в иллюзии, а кто-нибудь в психиатрической больнице, возомнивший себя Наполеоном и считающий, что половина людей - это замаскированные инопланетяне - и в самом деле переродившийся Наполеон, и прав на счет инопланетян. Это невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Здесь мы опираемся лишь на договоренности и множество наших субьективных опытов столкновения с реальностью. Что сработало - там условно больше вероятность, что это истинно. А как и что на самом деле, пока, к сожалению, точно узнать и проверить не представляется возможным - мы относительно недалеко ушли в научном прогрессе, даже той же физике и нейробиологии, по сравнению с тем, как все на деле может оказаться устроено.
Поэтому, выбирая психолога - смотрите на то, что для вас является важным. Абсолютно объективных критериев профессионализма психолога - нет. Есть некоторые, о которые договорились как о более определяющих. О проф этике, о более научно принятых теориях и методах работы. Везде присутствует доля субьективности. Смотрите на ваши внутренние ощущения. Взаимодействуя с людьми мы параллельно взаимодействуем с их картиной мира, "интроецируем" ее кусочки в себя. В том числе из-за этого говорят о важности окружения и силе его влияния. Хотите ли вы "переместиться поближе в тот мир", в котором "живет" этот данный психолог, которого вы рассматриваете. Частично интроецировать в себя его видение, его способы реагирования, его характерные состояния, которые он невербально транслирует, как и все живые люди, ту атмосферу, которую он приносит собой и тд.
Если же вам необходима суперточность, определенность и гарантии - этого, к сожалению, вам не предоставит никто. А если и предоставит, вероятно, это будет обманом.
Но лично у меня вся эта расплывчатость и неизвестность не останавливает интерес к процессу психотерапии. Так или иначе, но это движение, это исследование, пусть его пока и невозможно провести настолько по-научному, насколько хотелось бы. К тому же обычно работа с психикой приводит к более быстрым желаемым внешним изменениям, что всегда плюс, а иногда и непосредственно цель.
Точную определенность никто не даст. Люди годами работали и работают над изучением работы мозга и психики. Они не боги, чтобы знать все наверняка, а мы не дети, чтобы это от них требовать. Остается двигаться с тем, что есть, разбираться, изучать, пробовать, проверять - и получать новые результаты. Ну или критиковать чужое - кому что больше нравится.
Если вас раздражает выдерживать подобную неопределенность и недоказуемость - не читайте, уважайте свое время. Но если уже прочитали и хотите написать хейт-коммент - пишите, я их тоже люблю, так сказать, наконец-то "профессионально доросла" до них. К удивлению поймала себя на ощущении, что это даже приятно.
Продолжение будет в следующей статье
От этих аффирмаций уже кровь из ушей, кажется все успели про них поговорить. И говорят до сих пор. И до сих пор на кого-то они действуют, а на кого-то нет. Кто-то тащится, кто-то закатывает глаза.
Особенное сопротивление у меня на "благостные" аффирмации😇. Которые так часто простят блогеры. И после них обязательно ещё выложат видео со своей ежедневной утренней благостной медитацией.
Хотя я не отрицаю и даже вижу пользу этого. Но все таки в отношении аффирмаций мне нравится более холодный подход. Вызывает больше доверия почему-то.
Как я вижу механизм работы аффирмаций?
У человека есть условное чистое сознание. Когда ты ни с чем себя не ассоциируешь, ни с чем не отождествляешься и не сравниваешь.
Но обычно каждый из нас является кем-то в своих глазах. Существует образ себя для себя же. Я мама/подруга/мужчина/визажист/красивая/тупой/бедный/четкий/мощный/неуспешный итд. Назовем это одеждой сознания.
Проговаривая аффирмацию мы словно меняем одежду. Примеряем ее и пробуем привыкнуть. Или как выбираем обои и жмём "применить". Меняем образ, сначала будто притворяемся, а дальше интегрируем в себя желаемые свойства новой личности.
Если задуматься, в повседневной жизни мы бессознательно уже пользуемся своими привычными аффирмациями-установками.
Например, человек, бессознательно, как бы фоново, может видеть себя в определенном свете и создавать о себе определенное мнение: "я слишком глуп, чтобы открывать свое дело", "я слишком безответственна, чтобы иметь такие большие деньги", "у меня получается все, за что я берусь", "я талантлива и мне нет равных в этом" и тд. Как +, так и -. При чем далеко не всегда это мнение основано на объективной картине и логически верно выведено.
Мы уже пользуемся аффирмациями, уже имеем в своем гардеробе определенную привычную одежду, уже видим, чувствуем, ведём себя и действуем определенным образом, получаем результаты, соответствующим нашим привычным установкам-аффирмациям.
Они могут меняться - например, в удачный день в профессиональном плане мы внутренне фоново живём под "слоганом": "я очень хорош в своем деле", а в неудачный: "я ничтожество". Нередко чрезмерно ложно обобщая и искажая объективность, как в более, так и менее приятную для нас же сторону.
Когда мы хотим изменений в жизни, и когда мы работаем в этом направлении - например, чувствовать себя комфортно на сцене, зарабатывать больше, быть уверенной в себе, не бояться облажаться перед авторитетным человеком, успешно преодолеть какое-то препятствие и тд, - вместе с внешним изменением, если оно случается, происходит и внутреннее. Меняется образ себя.
И чтобы ускорить процесс, бывает не менее важным, чем делать действия, - сместить фокус внутрь. Я, у которой есть свой дом, какой я хочу, несколько автомобилей, достаточный доход - не только внешне, но и внутренне отличаюсь от "меня-бедной". И чтобы достичь внешнего результата можно начать работу не только извне, но и изнутри. Новый результат означает новый образ себя. Новый образ себя также способен привести к нужному новому результатам. Не без действий, но подкрепляя действия. Корректируя их более эффективно и точечно. Нужный внутренний образ себя+внешние действия - это как аэродром, самолет вместо самоката.
Тогда люди и начинают пользоваться аффирмациями.
Новыми аффирмациями.
Но для получения эффекта есть необходимость в том, чтобы новая аффирмация перешла из сознательной, из сознательно прозговариваемых слов - в бессознательный внутренний фон. Чтобы она стала "родной одеждой".
Здесь и возникают трудности. Здесь аффирмации могут быть совершенно "неработающими". Если происходит застревание и бессознательная блокировка нужной "новой энергии", нового образа, новой информации.
Так вот, повторюсь, как работает аффирмация - проговаривая аффирмацию мы словно меняем одежду. Примеряем ее и пробуем привыкнуть. Или как выбираем обои и жмём "применить". Меняем образ, сначала будто притворяемся, а дальше интегрируем в себя желаемые свойства новой личности, ее образ мышления, ее видение, ее качества, ее "энергию".
Их берём:
➡️ из личного опыта - с какими людьми встречались, как по-моему будет выглядет "успешный" человек, человек "достойный любых денег", человек, который "легко и с кайфом выстраивает отношения с людьми" и тд, кто какие аффирмации себе придумает. При чем часто здесь входят в игру не только те качества новой личности, которые мы осознаем, но и те, о которых знаем бессознательно. То есть знаем, но не отдаем себе в этом отчёта, не видим этого. Скрытая ассоциация.
➡️ И также подтягивая информацию об этом из коллективного бессознательного - ещё одна "всемирная сеть", пока не обнаруженная точно, как и многое в психологии, однако имеющая большие шансы на существование, исходя из наблюдений К.Г.Юнга, который исследовал психически больных людей, мифы, сказки разных народов, типичные истории и открывал неочевидные взаимосвязи. Благодаря коллективному бессознательному вы можете представить суть образа, качественно "совершенно" нового для вас. Того, которого нет в вашем личном бессознательном и который вы, может быть, не имели возможности в достаточно количестве и качественно наблюдать в своей жизни. Например, матери - если у вас ещё не было детей, мужчины - если вы женщина. И тд.
Работа аффирмации по сути включает собой механизмы одних из базовых психических процессов - Интроекции и Идентификации.
Но почему иногда процесс проходит удачно, аффирмация работает, а иногда нет?
Я вижу суть в следующем:
Возможны условно 2 варианта.
1️⃣ 1-й вариант, "удачный": если образ из аффирмации находится в психике относительно "рядом" с вашим нынешним образом себя, как сознательным, так и бессознательным, она работает. Бывает что мгновенно. И чем чаще вы пользуетесь ей, тем быстрее привыкаете к новой "одежде" и через это интегрируете в себя того, кем хотите быть. А далее за этим, тоже с помощью действий, без них никуда, но - многократно быстрее получаете желаемое.
2️⃣ 2-й вариант, "неудачный": если образ лежит слишком далеко от вашей "принятой", сознательной части себя (даже если кажется, что близко), то сколько бы вы ни уговаривались, внутри всегда будет звучать: "это же не правда".
Плюс к этому, несоответствие будет казаться ещё более ярким, а аффирмации более нелепой, если желаемый образ находится близко к вашей Тени или задевать какую-либо ранее травмированную часть психики.
Поэтому, вопрос часто в том, какие слои психики затрагивает аффирмация. Близкие/далёкие, травмированные или нет.
Что насчёт частицы "не":
Часто говорят о негативном влиянии частицы НЕ в аффирмациях. Якобы ее не замечает бессознательное и записывает в себя ту же информацию, но без этой частицы. Прим: меня не могут вывести из себя = меня могут вывести из себя; я не боюсь = я боюсь и тд. Эффект аффирмации становится противоположным.
Мне видится, что частица НЕ может сыграть свою негативную роль (затормозить или отбросить назад) если мы берём Первый вышеописанный случай, "удачный". Когда новый образ, который несёт в себе аффирмация, находится уже довольно близко к вашему сознанию.
Но тогда эта частица и не нужна в общем-то, вы сможете действительно легко придумать предложение и без нее, это вряд ли встретит сопротивление внутри. Изменить отрицание на "созидательное" высказывание.
(Например, заменить аффирмацию "я не испытываю страха перед этой публикой" на "Я выступаю легко, я сконцентрирован и получаю удовольствие".)
Однако во Втором из вышеописанных случаев, с сильным сопротивлением аффирмации, такое утвердительно, "созидательно" построенное предложение будет очень слабо восприниматься психикой.
И частица "не" как раз может стать спасительной веревкой, через которую вы сможете-таки начать обходить сопротивление бессознательного. И достичь первых эффектов, с которых откроется возможность продолжать уже с "правильными" и более эффективными аффирмациями.
Пс: но иногда все таки будто кажется, а не х**ня ли это все?..
Вероятно, это просто негативная ассоциация. Очень часто, когда крутые инструменты популяризируют, их автоматически же и приземляют, упрощают, делают примитивными. И вместо желания воспользоваться, обрести новую энергию желаемого образа, состояния и получить возможный отличный результат, остаётся лишь отвращение и обесценивание.
А вы когда-нибудь использовали аффирмации? Какие мысли, ощущения, состояния возникали в процессе? Эффективным ли в вашем случае оказался интрумент?
Продолжение, начало в предыдущих постах серии.
В прошлой статье я говорила о том, что реальность включает в себя и сознательное, и бессознательное. Следовательно, чтобы хорошо в ней ориентироваться, повысить шансы достижения желаемого и вообще как можно больше времени находиться в приятном, "живом", глубоко удовлетворяющем нас состоянии, уметь им управлять - нужно уметь хорошо ориентироваться как в первом, так и во втором, как в сознательном, так и пока бессознательном. Держать хороший контакт с обеими составляющими.
Так вот, психолог - как ярко я услышала однажды, - "специалист по связям с реальностью".
Хотя это все-таки, наверное, слишком дерзкое определение, я бы уточнила.
Специалист по связям с бессознательным. А через это - с реальностью.
Суть в том что не непосредственно, ведь настоящую реальность ещё никто не видел и не познал. А если и видел - как это проверить? Что на самом деле реальность - философский вопрос, пока ещё окутанный многими другими вопросами, которых больше чем ответов.
Но приблизиться, покрайней мере, к бессознательному, становится все более возможно. Это в том числе и происходит в психотерапии. Одна из задач психолога - научить клиента пользоваться своим собственным МРТ, рентгеном и видеть, в пока недостижимом идеале, весь свой "айсберг", не только ту часть, которая над водой, которая и так видима, но и подводную, скрытую (см пред. статью) Хотя бы на какой-то из слоев глубже. Узнать лучше то, что мы называем "собой". Свою психику, мозг и возможно, душу, дух, чем бы они ни являлись, и может даже ещё что-то есть.
А через это:
- почувствовать себя в реальности "как дома",
- кратно лучше понимать себя и других;
- видеть существующие, но ранее неосознаваемые причинно-следственные связи;
- видеть ошибочные и верные направления, знать как решать, в неком идеале, любые задачи, по крайней мере, ограниченные возможностями нашего мозга (души, духа, и пр).
- и тд, можно еще фантазировать, поскольку благ и возможностей с этого дикое количество.
И как следствие, эффективнее влиять на свое существование, испытывать больше удовлетворенности жизнью и собой, приближаться к "счастью", что бы оно ни значило.
Небольшое уточнение:
Определяя психолога как специалиста по связям с бессознательным, нужно сказать, что психолог - не "проводник" и "провидец" бессознательного клиента. Он специалист по отладке именно связей самого клиента с его бессознательным.
Психолог может только предполагать. Поскольку реально контактировать с этой частью психики, вероятно, может только сам "владелец/носитель" мозга, и то очень условно. И только он в каком-то смысле может быть для себя провидцем и проводником.
Через налаженный контакт с бессознательным мы видим реальность точнее и объективнее, а значит приобретаем сверхспособность находить максимально верные пути к тому, что мы называем счастьем.
Ведь это является по сути, единственным желанием каждого. Вряд ли существует человек, чьей конечной целью является не счастье, а что-то другое. Это может называться по-разному - наслаждаться жизнью, быть спокойным за своих детей, попасть в рай к богу, узнать истину, ощущать смысл и тп. Но все это неразрывно связано с ощущением радости, собственной достойности, невинности, движения, спокойствия, ощущения себя живым, на своем месте и тд. В общем смысле - с ощущением глубокой удовлетворенности. Слово "Счастье" описывает всю совокупность и само состояние. Хоть и является уже довольно заезженным и немного напрягает. Но я не нашла другого, которое описывает это лучше.
Поэтому в каком-то смысле, психолог - еще и специалист по связям со "счастьем". И пусть, возможно, в этой жизни не обязательно что мы достигнем его целиком. Но можно хотя бы сильно приблизиться. Причем к вашему личному, а не общепринятому. Которое вы, возможно, даже никогда не испытывали ранее во всей его настоящести, полноте и интенсивности. И даже не представляете, насколько мощно и круто это может оказаться.
Часто говорят, что дорога к нему в терапии может оказаться не такой сладкой, как конечная цель. Потому что в процессе нужно "открыть" места с болью. Которые были заперты психикой в бессознательном, чтобы приглушить ощущения. Вынося этот болезненный материал все больше и больше из бессознательного в сознание - анестезия бессознательного перестает действовать. Но за счет того, что материал становится видимым, осознанным - возникает возможность что-то с ним делать. Переработать, перевести из хаоса в больший порядок, исправить искажения, если они имели место быть, постепенно переварить когда-то застрявшие куски, развязать узлы там, где они быть не должны, исправить ложные связи, рассоединить то, что было соединено ложно и соединить то, что должно быть целостно. Тогда будет возможно "исцеление".
Хотя лично я чаще вижу, как и сам процесс является приятным и освобождающим. Когда иллюзия оказывается даже болезненней, чем правда. Тогда подобная работа приятна целиком - как скидывать с себя тяжелую ношу.
И, я надеюсь, достижение личного счастья, это всегда взаимовыгодный процесс.
Чем лучше каждый узнает себя, чем качественнее будет контакт с бессознательным, чем удовлетворительнее и приятнее внутреннее состояние - тем в конечном итоге счастливее будет и сам человек, и те, с кем он будет каким-либо образом взаимодействовать. Тем лучше он сможет использовать свои таланты, способности, весь свой ресурс на благо и себе, и миру. Тем больше у него будет энергии, сил, спокойствия и более ясного Видения, что происходит на самом деле, что нужно делать, как и куда.
Тем благотворнее он будет влиять как на свою жизнь, так и будто бы само собой на жизнь других и мира в целом.
Звучит как утопия, но уж очень хочется, чтобы это на самом деле было так.
И я не призываю к "благости", "альтруизму", "приношению себя в жертву", нет, это имеет место быть, но не должно быть обязательным.
Просто есть предположение, что чем счастливее, в глубоком смысле, становится человек, тем больше счастья он как бы автоматически приносит в мир, не напрягаясь и без лишних жертв, естественно. Ему самому от этого кайф.
К. Г. Юнг, швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии, в своих трудах обозначил этот процесс термином "Индивидуация".
Индивидуация (в данном значении) - процесс жизни, процесс развития, при котором человек одновременно:
1. развивается лучшим для себя, собственным уникальным образом, идет СВОИМ путем, приближается к себе-настоящему, к достижению соственной Самости. Самость – это подлинное Я человека, его истинная сущность.
(Не путать с Тенью, а также с Ид - инстинктивным животным началом. Это отдельные части психики, Самость же - как бы "сверху" этого, больше интегрирует, подразумевает максимально высокий уровень развития сознания, интеграцию сознательного и бессознательного опыта).
2. и вместе с этим лучшим образом служит всем системам, которым принадлежит.
Поэтому быть по-настоящему счастливым - возможно, самая эгоистичная и неэгоистичная вещь одновременно.
Желаю нам всем, каждому, счастья, удовлетворенности и чтобы у всех все было хорошо.
Продолжение, начало в предыдущих постах серии.
В прошлой статье я остановилась на том, что обычно при каком-либо страдании разной тяжести человек не может найти решения или выхода, так как некая часть информации Скрыта или Искажена, как в случае со слепым пятном (небольшой эксперимент, описание в предыдущем посте). Ведь если бы мы видели всю картину целиком и такой какая она есть на самом деле, то знали бы что делать условно с 90% проблем. По крайней мере со всеми теми, на которые можем влиять.
За тем человек и идет к психологу - обнаружить скрытое.
Но где оно находится, как его исследовать?
Чтобы найти, нужно определить, где искать.
Почему кто-то кого-то ненавидит, кто-то любит, почему один затеивает войны, а другой в это время спасает котенка из пожара, почему этот человек влюбился именно в того, почему один кайфует от работы, а другой, выполняя ее же, хочет повеситься, почему одному нравятся зелёные яблоки, а другому виноград, почему один падает в обморок, доставая занозу из пальца или сдавая кровь, а другой и операцию какую-то без наркоза может вынести, и норм ему?
И все это может находиться даже в 1 человеке. В разные временные промежутки. Или условно сразу, например, при Диссоциативном расстройстве личности.
В чем может быть ответ?
Мы - это наше сознательное и бессознательное.
Ухх, удивила)
Это просто и банально, но попробуем осознать это еще раз. Потому что об этом так часто говорится, особенно последнее время, но будто до конца не осознается. Когда часто слышишь что-то однотипное, мозг привыкает, взгляд замыливается и осознание ускользает из под контроля.
Попробуйте представить, будто слышите эту информацию в первый раз. Сколько всего мы можем не видеть, не осознавать прямо сейчас, хотя оно может находиться здесь же, рядом, прямо под носом. Мы, как рыбы в воде, можем жить "в" психике, в тч в бессознательном, всю жизнь, не замечая их и их работы.
Индикатор того, что вы представляете верно - мозг начинает по ощущениям будто ломаться. Потому что насильно представить бессознательное и предположить его масштаб - невозможно. Мы ведь представляем сознанием. И не можем представить то, в чем находимся перманентно с зачатия, с чем контактируем постоянно, с этим фоном. А здесь по ощущениям почти то же самое, что и: "не думай о розовой обезьяне". По-любому начнешь думать.
Но насколько возможно, попробуем осознать это еще раз, чтобы дошло до еще больших глубин и начало что-то сдвигать.
Как бы мы жили, осознав всю массу бессознательного, его процессов, наполнения, опыта? Трудно даже представить.
Итак, как ни банально это звучит, мы=наше сознательное+бессознательное. И в этом могут быть ответы на многие мучительные вопросы.
"Знать" мы можем только то, что осознаем.
Роль бессознательного обычно преуменьшается/отрицается/о ней даже не подозревают (хотя такое уже почти не встречается). Непропорционально его влиянию.
Популярная метафора - айсберг (см. картинку над статьей). Верхушка, видимая, - сознание. Куда более огромная и невидимая часть - бессознательное - скрыта за границей.
Но - РЕАЛЬНОСТЬ здесь - весь айсберг ЦЕЛИКОМ.
Обычно, вся наша деятельность касается только сознательной, видимой части айсберга.
Мы можем Целенаправленно творить и действовать только в той информации, которую осознаем, которую можем думать, мыслить, держать во внимании. В той части мира, которую видим. В том измерении, которое органы восприятия и психика способны обработать сознанием. В верхушке.
Чем точнее действуем, тем более удовлетворены и счастливы.
Но при владении лишь верхней частью как раз точность, верность, объективность обычно сильно снижены. Ведь они определяются видением ВСЕГО айсберга. Контактом не только с верхним массивом, но и с нижним.
Так как же можно эффективно действовать и жить полноценной жизнью, если мы видим лишь 20% действительности, а вероятно и того меньше. И видим к тому же не собой целиком, а только своей условно 20%ной частью?
Мы регулярно упускаем массу ключевой информации, напрямую необходимой нам для решения задач.
Часто это также следствие работы психических защит и когнитивных искажений.
Чтобы видеть всю реальность, построить ее максимально точную модель, а соответственно уметь эффективнее решать сложные задачи (к которым можно условно отнести и всю нашу жизнь), быстрее двигаться к желаемому, удовлетвереннее, счастливее, легче жить, -
необходимо расширить сознание и захватить им ранее бессознательные зоны.
ПОДНЯТЬ АЙСБЕРГ НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ИЛИ ЖЕ НАУЧИТЬСЯ НЫРЯТЬ ВНУТРЬ ВОДЫ
Этот крутейший ключевой навык в идеале и прокачивается в продолжительной работе с психологом.
Продолжение в следующей статье
Что на самом деле делает психолог. Зачем нужны психологи? Суть, как ее вижу я.
Часть 1. ПСИХОЛОГИЯ. РАБОТАЕТ ИЛИ НЕТ?
Психология не нужна, все это хрень, чем вообще психологи занимаются? Говорят "я в тебя верю"? Подбадривают, утешают, хвалят, жалеют? Вселяют уверенность, пользуясь пустыми фразами? "Работать психологом очень просто, нужно всего лишь говорить то, что человек хочет услышать". "Психологи - для терпил".
Как-то так получается, часто слышала это и продолжаю периодически.
Я наблюдала свой внутренний отклик. И, признаюсь, сама являясь психологом, я будто ликовала какой-то своей частью, когда слышала это). "Да, да, реально же иногда повеивает чем-то... Какой-то х****й")
Во мне было двоякое отношение, и оно есть до сих пор.
Но почему? Откуда такая разделенность?
С одной стороны:
Психология - потрясающая наука, исследующая мир, а точнее его часть - психику. Ведь через нее мы мир и видим, только через нее можем с ним взаимодействовать. Раз так, ее нельзя обойти. Выходы и ответы могут находиться не во внешнем мире, где их обычно ищут, а в том числе на пути туда, в промежуточном звене.
Как иногда потеря зрения связана с повреждением не самого глаза, а нерва, передающего информацию в мозг.
Но также есть ощущение, что эта невероятная наука часто становится до тошноты примитивной, пустой, скучной и до тупости "понятной".
Это объяснимо. Отчасти, такой ее делают люди. Где-то непрофессионализм и его поверхностность. В фильмах - некачественная работа команды. Пустые тексты с идеями, очевидными и без психологии. Где-то - общий примитивизирующий взгляд со стороны без возможности погрузиться в процесс и испытать на себе.
И если даже я, сама являясь психологом, наблюдая за некоторыми людьми, называющими себя также, психологами, или смотря фильмы, где процесс показан очень нечетко или глупо отражен, если даже я тоже задавалась мыслями, что может это все херня, то что говорить о людях, толком с этой наукой и незнакомых может быть, и ни разу не побывавших в центре настоящего процесса?
Даже сейчас понимание психологии искажено. Я до сих пор часто задумываюсь над ее сутью. Из уст различных психологов она бывает настолько "разной". Работает ли все это в действительности, работает ли что-то одно и если да, то как?
Сказать, что не работает совсем - все-таки неверно. Науку, объективные закономерности, свой опыт, опыт других людей, который нередко потрясает, не перечеркнешь.
И я в который раз пытаюсь докопаться, что вообще из себя представляет психолог, для чего он нужен, по крайней мере, в моей картине мира, и как можно в общих чертах описать механизмы его работы.
Продолжение в следующей статье. Вы всецело доверяете психологам и уверены в психологии? Или так же испытываете неоднозначные чувства?