Altarielk

Altarielk

На Пикабу
Дата рождения: 03 августа 1979
поставил 4828 плюсов и 818 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
За участие в Пикабу-Оскаре
3362 рейтинг 8 подписчиков 10 подписок 4 поста 0 в горячем

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II

Пост рассчитан на узкий круг читателей, которые смотрели мюзикл и не против додумывать то, чего там по замыслу художников не было и нет.

Часть первая, СПГС к основной сюжетной линии - здесь.

Вторая часть полностью опирается на первую. Но тут - больше по мелочи, о некоторых деталях и сценах постановки.

БОГ МЁРТВ (GOTT IST TOT)

Помимо отсылке к Ницше (ну, наверное), что означает эта фраза? В смысле мёртв? А зачем тогда креста бояться?
Снова вспоминая интервью Ожогина с Уманчуком, приведу ещё одну потрясающую интерпретацию артиста - "Граф осознаёт, что с ним совсем ничего не может случиться. И это его вгоняет в тоску, - да кого угодно вгонит." Спорно конечно - его в середине спектакля должен был ушатать профессор за милую душу, минуты не хватило, но восприятие и объективная реальность могут отличаться.

Бог-то конечно не мёртв. Но трансцендентность по отношению к Богу (Канта граф наверняка тоже читал), уже имеется в наличии. Все обещания, данные Библией, уже невыполнимы, они касаются только темы после смерти, а до - крутись как знаешь. За самоубийство тоже следует перманентный бан, так что выхода нет вообще. Бог попросту находится в другом мире, с которым нет связи.

"Земля", на которой "больше нет ничего святого" противопоставляется, и на ней не лучше. До века фундаментального технологического прорыва осталось не так много, - но где уж вампирам, шарящимся в обносках по кладбищу, это знать. Тут есть важный момент - они достаточно отгорожены от мира, земля для них почти так же мертва (точнее, трансцендентна), как и Бог. (В этом смысле концовка ещё раз подчёркивает, что скачок в саморазвитии всем вампирам после ритуала всё-таки удался.)

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

Дрю Сэрич в роли графа на российской сцене

А "Но ты же точно знала в глубине души, что спасенье души — только сладкая ложь." (в оригинале практически те же слова) - означает что? Кролок что, атеист что ли? Вроде бы нет?

Фон Кролок не атеист, но будущее предсказывать умеет. Для Сары, пока она жива, в самом начале - Бог уже тоже мёртв, недаром эта ария - обращение к ней.

Выбор-то у неё на этом этапе пока есть.

Но во-первых, почти предопределено, что именно она выберет.

Во-вторых, если бы она выбрала человеческую жизнь, столкнулась бы с принуждением к религиозности, вызвавшей её закономерное отторжение. Принудительно в Царствие небесное ввести нельзя! (только добровольно войти можно). Ложь - это не само обещание о спасении души всех желающих, ложь - это иллюзия, что чью-то душу, кроме своей, можно спасти насильно. А родные Сары такую иллюзию питают (и/или) скатятся в неё в ближайшее время, или отдадут её в монастырь, потому что Альфред на неё не так посмотрел. Поэтому хоть судьба Сары ещё зависит от неё, но вот Бог для неё уже фактически мёртв (точнее - трансцендентен), как и для вампиров. Что в лоб, что по лбу, что бы она ни выбрала.

ПРИГЛАШЕНИЕ НА БАЛ

Почему граф выбрал максимально неудачный момент для приглашения, но при этом не был выгнан ссаными тряпками связками честнока за пределы помещения?

Что скажет (и будет прав) обычный взгляд, без СПГС? Ну конечно. Что ванная попросту цельнотянута из оригинального фильма с небольшими изменениями в сторону эпохи демократизации, что режиссёры решили что это будет рофл и оставили по приколу. Ну и что реакция Сары испортила бы такую классную пародию на пафос, поэтому играем без реакции.

Но мы-то с вами тут занимаемся СПГС. Самым настоящим. Так что давайте зрить в корень. (Точнее, наоборот).

Граф уже просто сильно торопился, потому что Саре стал нравиться Альфред. Мог всю великую миссию взять и пошленько испортить за какой-нибудь вечер. Добровольное согласие «звёздного ребёнка» очевидно является обязательным критерием, а какое тут добровольное согласие, если бы она уже на другого запала. Граф знает, что любовь (или влюблённость, если угодно) — его чуть ли ни единственный козырь, — как ещё заманить девицу в замок, чтоб она с радостью? Не Аристотелем же. Ну и кроме как в ванной, она в одиночестве почти не остаётся, в спальне чеснок, а блюющим кровью очень неудобно приглашать женщину на бал.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

Некогда объяснять

Реакция Сары, точнее её отсутствие, тоже легко объясняется. Сара даже не прикрывается, пока в ванную не зашёл ещё один мужчина, ей нормально. Почему?

По единственной причине — этот парень и есть готичный товарищ из её снов. Она совершенно убеждена, что заснула в ванной и видит ещё один сон. А во сне какой смысл прикрываться фиговым листочком и качать права? Фрейд бы не одобрил.

Только когда в ванную вламываются другие ребята, она понимает, что это был не сон, и относится к приглашению серьёзно.

МОЛИТВА

Эта сцена прекрасна, я прямо прониклась. Не шучу.

(Тут даже может не СПГС, а смысл, заложенный режиссёрами)

Абсолютно шикарнейшее противопоставление - композицию возглавляет мачеха Сары Ребекка, которая 10 минут сценического времени назад лупила Сариного папу колбасой по голове за попытку супружеской измены. Вторит ей отец, который не пропускает ни одной юбки, а на хорах люди, которые всё это время ну как минимум врут профессору в глаза. Вменяемей всех тут Магда, которая Сару вот-вот даже обгонит, и Альфред, который, на минуту так, трусоват и инфантилен. Много ли у этой партии шансов быть услышанными? Естественно, не больше 0.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

"Молитва" ещё даёт отсылку и на обычную человеческую жизнь. Против страсти голос рассудка (а тем более веры) именно так бывает бессилен и слаб. Особенно когда его воплощение исходит от таких же подверженных страстям и грешных лицемеров.

СЦЕНА ПЕРЕД ВОРОТАМИ ЗАМКА

Ещё одно интересное наблюдение - вампиры радуются образованным гостям как родным. Чего это они? Им же не библиотеку с гостями разбирать?

Играет роль упитанность? Это конец XIX - начало XX. Можно подумать, образованные никогда не питаются в стиле "утром чай, в обед газета, на ужин политинформация". Или моют шею чаще раза в месяц ( немецком тексте грязная шея им не нравилась, но ванная, даже для учёных, - пока ещё чуть ли не предмет роскоши).

Но вампиров волнует именно образование. Граф ищет себе ученика, а значит все уши уже успел прожужжать, что образованные жертвы - лучше. Те не очень поняли почему, но поверили.

TOTAL ECLIPSE

Ещё немного про этот дуэт. Сара там (и не только там) довольно много внимания уделяет своему отчаянному стремлению улететь куда-то тьму с неизвестным результатом, неведомому зову из глубины сердца. Откуда у неё это стремление? Она-то про пророчество ровным счётом ничего не знает.

Потому что фон Кролок прав, в миру счастье ей, скорее всего, не улыбнулось бы. И она это тоже предчувствует. Сара не прогнозист, эмоциональна, делает предположения чисто на интуиции, а вот тут, кажется, интуиция её не обманывает. Фон Кролик ей на этапе выбора (во время ухода из дома) предлагает довериться сердцу, а не уму. Не потому что хочет обмануть, он в этот момент не лжёт. А потому что понимает - её сердце гораздо правдивее, чем её же ум.

СОЛО НОЧНОГО КОШМАРА

Этот прекрасно скомпонованный номер даже я, со всей своей нежной любовью к СПГС, не очень читаю. Слишком много символизма. Но в целом смысл более-менее доносится авторами.

Два брата-акробата, которые запевают, символизируют Кошмар и Мрак (или что-то наподобие, вариабельно в зависимости от воображения), они иногда появляются в других сценах, но здесь находятся как символы, а не как герои. Весело танцующие черти - это тьма, которая расползается (ну, наверное). Или страхи. Тут ассоциации должны быть личными, каждый интерпретирует в меру своей фантазии.

Симметрия в планировке намеренно размывает впечатление зрителя, но у номера вырисовывается смысловая центральная фигура, это Герберт. Несмотря на его скромное место и в композиции, и в распределении слов, он во всей этой петрушке главный. И перестановки идеальное решение, номер был бы крайне скучным с одним солистом, без калейдоскопа контрастов.

Конечно же, это именно Герберт наводит сновидение на Альфреда. Солист балета в центре внимания, но он только орудие (и вообще только сон), настоящая главная фигура скромничает в тени, как полагается правильным (и не только правильным) парням.

Другое дело, что у Герберта всё это буйное пиршество красок, кажется, работает не как задумано. Герберт не владеет скиллом сновидений в таком же совершенстве, как его папа, а кроме того, встречает сопротивление Альфреда, тоже способного управлять своим сном. На секунду-другую Альфред даже символично встаёт на колонну, но отвлекается на происходящее, и его тут же замещает Герберт. Однако, даже между делом Альфред во сне читает католические молитвы, которые примешиваются к основной музыкальной теме. Плюс, пытается повернуть кошмар в нужное ему русло. У него это тоже выходит через пень-колоду, и в результате ментальный поединок Герберта и Альфреда во сне скатывается в развесёлый неконтролируемый разврат под Dies Irae.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

Угадай кто главарь.

Вампир-солист танца очень плохо ассоциируется с танцевальным аватаром графа, мне даже казалось, что это избирательный образ. Но тут посыл авторов практически однозначный. Это то, как Альфред представляет себе графа. Сильно отличается от оригинала, зато максимально доходчиво.

Герберт тоже вносит ассоциативные искажения. Он уже в курсе, что папа заинтересован в Альфреде не меньше, чем в Саре. Но у него своя деформация про "заинтересован не меньше", которую, собственно, сон в красках передаёт.

Магда присутствует в сцене как напарница Герберта. В некоторых постановках Герберт что-то передаёт ей, на секунду сойдя с колонны. У меня тут мало версий - ну может, даёт порулить сном ненадолго, а то там нежная гетеросексуальная сцена, а он такого не вывозит.

С какого-то момента Магда везде начинает ходить с Гербертом. Что тут можно подумать, не привлекая внимание санитаров СПГС? Правильно, что они оба пергидрольные блондины, и отлично рифмуются в композиции номера, особенно когда на сцене изначально выстраивается симметрия так, что Герберту полюбому понадобится визави. (Это касается только русской версии, но в других они и не всегда ходят вместе).

Это был правильный ответ, а вот сейчас будет СПСГ.

Однозначно, Магда и Герберт подружились, и причина лежит на поверхности — у них похожие характеры, сочетание трезвого цинизма и стремления брать от жизни всё. Конечно, они не будут парой, а вот лучшими друзьями, — несомненно. Ну и как потом не слышать естественным путём в партии Магды, обращённой к Шагалу, "Жажду я любви твоей, ну хотя бы ты не гей" (реально пришлось лезть в интернет, чтоб убедиться, что уши точно соврали).

Что касается арии ночного кошмара, то можно легко вообразить диалог героев, состоявшийся перед сценой за кадром (обращаю внимание, что это не фанфикшн, это именно СПГС!):

Герберт - Всего две ночи? Ах, как жаль. Маловато, но всё равно это дольше, чем я. Счастливая!

Магда: - Да дальше некуда, счастья аж полные штаны...

Герберт: Скажи пожалуйста, чем он увлекается, что любит?

Магда - Я откуда знаю?

Герберт - И ты его, такого симпотного, совсем не успела узнать за две-то ночи? Ну, о чём он разговаривал? Вы же ночевали в домике с картонными стенами, ты должна была слышать!

Магда - Ну слышала, как он мелкой хозяина в любви признавался.

Герберт - Кому?

Магда - А что, твой папа тебя с ней даже не познакомил?

Герберт - У меня соглашение с папой. Я не знакомлю его с парнями, а он не знакомит меня с девицами.

Магда - Ну она такая, рыжая.

Герберт - Ну ладно. Рыжая девица, так рыжая девица. Приведу её к нему в сон. Правда прости, в конце сна я её обязательно грохну.

Магда - Да делай что хочешь, это же сон. И то не мой. А можно посмотреть, как это работает?

Герберт - Вообще не вопрос. Для тебя ничего не жалко.

ТАНЕЦ С ГЕРБЕРТОМ

Эту сцену вообще сложно воспринимать на серьёзных щах, а диалог цельнотянут из оригинального фильма, где ничего подобного предсказанию не было. Поэтому вот тут будет самый лютый, лютейший СПГС, который совершенно точно не подразумевался авторами даже близко. Но раз уж пошла такая пьянка, почему бы не догнаться.

Парадигма пророчества даже этой сцене придаёт иной оттенок (не одним же голубым...).

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

Если бы авторы мюзикла знали про Гордеева, они бы наверняка уделили его персонажу столько сценического времени, что плакали бы скрепы, и... в России мюзикл запретили бы. Да, парадоксальный фатализм выглядит так.

Герберт пытается Альфреда укусить. Зачем? Тот же превратится в вампира - равного. Больше не потроллишь. Не говоря уже о прочем, там от равного может и в табло прилететь, если дотянется.

Вспомнив про внутреннюю логику пророчества, можно сделать простой вывод. Герберт вообще никак не мог бы укусить Альфреда, из-за чистого фатализма. Ему всё время должна была помешать какая-то случайность. Альфред законтрил, профессор с зонтиком прибежал, дальше зуб бы сломался, потолок обвалился, вторая книга бы на голову неудачно упала. Мешало бы всё что угодно, т.к., по пророчеству, Альфред мог прийти в вечную жизнь только через Сару.

Кролок-старший к этому моменту уже сделал ставку на Альфреда. А так как пророчество говорило именно про Сару, он сопоставил два и два. И предсказал сыну, что тот не сможет Альфреда укусить, совсем-пресовсем никак, пока Сара человек. Типа, сын, хочешь доказательство, что я прав? - укусить вот этого у тебя не получится совершенно точно, зуб даю.

И что сделал младший? Ну естественно, первым делом попытался опровергнуть. Его раздосадованность - ещё и следствие того, что не удалось простым фактом разбить аргументы отца.

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

Цветовая дифференциация штанов тут сразу бросается в глаза. Не столько цветовая, сколько пластичная. Вопрос, а почему ребята двигаются как паралитики, возникает сам собой (тут трудно переоценить хореографию, это очень классная работа, но её качество ещё не отвечает на вопрос).

То ли всё как у людей - распределение ресурсов неравномерно, и кто питается чаще, тот реже буксует на поворотах.

То ли некоторым настолько осточертело всё одно и то же, что они предпочитают год проводить в спячке и вылезать только на бал, логично же? А попробуй год не подвигайся - в стенку бы не врезаться, какая уж там координация.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

Обычная нормальная дискотека 1890-х

Обе версии усиливают значение концовки. Вменяемая координация теперь уже у всех в конце - посыл, что многое изменилось. То у народа не было мотивации даже бодрствовать кроме как на балу и ногти подстричь, а в конце нате вам, уже вполне себе имеется мотивация купить в бутике рокерский прикид и устроить зажигательную вечеринку. Если и не преисполнились в познании, то хотя бы вкус к жизни стал менее отвратным.

По тексту тут тоже интересно. Начав с вполне естественной подводки, что вечная жизнь больше похожа на стагнацию в болоте, чем на нон-стоп тусовку, вампиры неожиданно начинают сыпать какими-то амбициозными заявлениями, вплоть до завоевания мирового господства. Непоследовательно и нереализуемо же, чего это они? "Рождены чтобы миру помочь", серьёзно?

А всё просто. У них каша в голове, из обещаний графа! Обещания туманны, конечно, чтоб совсем уж не наврать, но его пламенные речи про фазовый переход и скачок в самосознании они, кажется, слышали. Не очень поняли, однако где-то прониклись и теперь цитируют помаленьку (весьма искажённо).


НЕУТОЛИМАЯ ЖАЖДА

Очевидно, что это минорный момент в настроении самого графа. Час исполнения пророчества близится, и он сильно сомневается, что ему удастся выйти из дня сурка в другой день сурка. Это не противоречие, это перепад настроения, - никаких гарантий на выполнение предсказания у него нет. На этом моменте он почти потерял веру.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

Тут уже было столько СПГС, что ещё на копейку не повредит. Поэтому за словами "Я достичь пытался невозможного, я стремился вникуда", - вполне может скрываться указание на предыдущие неудачные попытки переломить барьер в саморазвитии.

Коротенько перечисленные жертвы не так просты, за каждой из них видна своя история. И достаточно длинная (извините).

Увы, не ведала опасности дочка католического пастора —

Она вздохнула тихо в смертный час, и взор ее угас.

Бонапарта паж был так беспечен и юн, у дворца почётный нёс он караул.

О том, как был жесток его удел, я плакал и скорбел...

Дочка католического пастора - не такой малочитаемый персонаж, как кажется. У католических пасторов вообще не должно быть детей, всё католическое духовенство - чёрное. Она была незаконнорожденным ребёнком пастора, которого тот приютил. По тем временам, это ужас-ужас, в лучшем случае её просто игнорировали, в худшем могли и кидать камнями вслед. И вряд ли в жизни ей светило что-то лучше монастыря.

Добрый молодец-липовый цвет (Făt-Frumos din tei).

Солнце поэзии соседней со страной фандома Молдовы, Михай Эминеску, переписал фольклорную историю про такую вот дочь. Правда не католического пастора, а местного богатого и избалованного дворянина, который системно устраивал скачки, пьянки, гулянки, оргии и прочие радости обычной жизни. И незаконнорожденную дочь по имени Бланка приучал к тому же, но потом лет эдак в шестнадцать обрадовал известием о постриге в монастырь вот прямо завтра, потому что оставаться так нехорошо, - сама виновата, что он когда-то нагрешил с её мамой не по делу. Дочь в гробу в белых тапках видела перспективу молиться поститься и перебирать чётки, но рычагов давления на отца не имела, поэтому просто решила провести последний свободный вечер напоследок получше, чем предстоящий.

И естественно, на конной прогулке в лесу она встречает в лесу неизвестного, который потрясающе поёт, да и выглядит тоже ничего (есть параллели, верно?). Настолько неплохо выглядит, что Бланка совсем не отказывается с ним замутить прямо тут, не отходя от липы. К сожалению, парень был не готичным замороченным трёхсотлетним вампиром, а совершенно банальным лесным духом. Поэтому дальнейшая её судьба хоть и неизвестна, но по умолчанию читается как однозначная и весьма печальная.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

"Через два дня конь в пене прискакал к воротам замка, но красавицу-госпожу в этом мире больше никто никогда не видел"


Дочь католического пастыря явно имела общую черту с Бланкой (предположительно, и с Сарой) - ей ничего хорошего в жизни не светило (если перспективе монастыря она изначально не радовалась как родной). И предшествующая жизнь её должна была быть даже менее лайтовой, чем у Сары или Бланки. Но с поправкой на изоляцию от общества она наверное была воспитана на грани достойного собеседника. Тут невольно можно сделать предположение, что граф хотел её обратить, но сомневался, и в итоге передумал, просто убил. Или наоборот, хотел убить, но сомневался, в итоге всё-таки сделал первый выбор. Но теперь этот случай не даёт ему покоя и сейчас, 200 лет спустя.

Про пажа Бонапарта тоже интересно.

У графа тут прямо под носом в замке разврат и насилие, сын открыто к парням пристаёт, гробы по лесенке ёлочкой катают, людей едят в самом прямом смысле, потому что надо. Что такое должны были сделать с пажом Бонапарта, чтоб спустя 100 с лишним лет граф вспоминал об этом с содроганием?

У меня есть только одна версия. Ситуация, обратная истории с дочерью пастыря, - где выбор был очевиден. Парень, который (наверное) дрался как лев, и как раз был достоин вечной жизни что только в путь, - в итоге погиб (наверное, нечему уже было в вампира превращаться). А вампиры были так сконцентрированы на самом Бонапарте (что бы ни собирались с ним сделать), что даже не обратили внимание на адьютанта. Который, возможно, этого внимания вполне заслуживал. У графа уже был бы готовый соратник и союзник, которого теперь так не хватает. Не только и не столько жалость его гложет, больше досада.

В конце арии граф делает пророчество (очередное), и достаточно интересное. Не вполне понятно, какой поворот он имеет ввиду, - что ключевое предсказание сюжета сбудется, или провалится. А возможно, считает, что и так и эдак, - все дороги ведут к сценарию синтетической теории эволюции - кто сильней, тот и молодец, остальные дружным строем на выход.

ВСЕМУ ОСНОВА - ФАКТЫ

Персонаж профессора не совсем уж прост как репа. Да, он кажется занудой 80-го уровня, которому собственное занудство мешает осуществлять задуманное. Потому что пока он читает лекцию про позитивизм, время-то идёт, а война, даже с вампирами - это про ритмы.

Я профессора именно так и воспринимала, пока он внезапно не оказался в одном мизерном шажке от того, чтоб одним ударом слить обоих фон Кролоков (ну ладно, двумя ударами).

В этом месте показано второе дно персонажа, и это даже не СПГС. Он косит под дурачка, но при этом абсолютно профпригоден. Болтлив он до ужаса, но когда касается дела, он внезапно каким-то немыслимым образом оказывается эффективен. Занудство не помешало ему обогнать (видимо) Сару на пути, абсолютно спокойно переночевать в замке с вампирами, оставшись невредимым, чуть не убить обоих хозяев, вовремя отшлёпать Герберта зонтиком (а он и не был против), сбежать от целой толпы, изобретательно применив крест. Только нерасторопность ассистента помешала ему выйти из этой истории совсем уж без потерь.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть II Бал вампиров, Граф фон Кролок, Волны гасят ветер, СПГС, Длиннопост

Цена за разинутую варежку - одна жизнь. Ну, или одна смерть.

Кажется, что профессор идиот — стоит и треплется парню про книжки, когда тот уже нашёл Сару. Но он не идиот (лишь косит под идиота, этого не отнять), - он прекрасно понимает, что насильно не очень-то и спасёшь, зато есть прекрасная возможность получить железобетонные доказательства (которых у него пока нет).

Не только я поняла, что профессор не так уж и прост. Это понял ещё и граф. Пикировка на крыше в духе "ты что, наезжаешь? - да, наезжаю", - это уже признание оппонента более-менее годным соперником, а не просто болтушкой-пустышкой на своей волне.

Почему в конце Сара остановила Альфреда, не дав укусить профессора? У меня тут только одна версия - она представила себе в красках, как увлекательно будет слушать эту нон-стоп болтовню вечно.

Но я-то не профессор, так что на этом всё.

ВЫВОДЫ

  • Граф хотел исполнить предсказание, для чего нужна была Сара. Целью выполнения был выход из состояния стагнации, качественное преодоление барьера в саморазвитии, которое было обещано в формулировке предсказания. Но никаких гарантий нет, поэтому уверенности в удаче у него нет совсем, а надежды - мало.

  • Сара нужна для ритуала по ряду критериев, которые редко совпадают. Чётко обозначенные - по праву времени рождения ("звёздное дитя"), и добровольное согласие на ритуал. Ещё один нечётко обозначенный, но возможный критерий, - её человеческая жизнь должна была бы быть несчастной.

  • Обещанное в пророчестве касалось всех вампиров, но из-за туманной формулировки граф испытывал опасения, что вдруг подействует не на всех, а то и вообще только на одного. Поэтому он перенёс исполнение ритуала на бал, и даже там предлагал выполнить пророчество Герберту. Герберт со смехом отказывается, поскольку верит в пророчества не больше, чем мы - в Летающего Макаронного монстра.

  • Другие вампиры тоже что-то слышали про предсказание, но цитируют его теперь весьма приближённо.

  • Основным ключом к выполнению пророчества был Альфред. Правда, он мог получить вечную жизнь только через Сару, за этим она и была нужна в формулировке пророчества. Граф вначале был уверен, что ключ - сама Сара. Потом понял, что Альфред.

  • Вампиры, в результате того что пророчество сбылось, всё-таки немного сумели в саморазвитие - танцуют уже не менуэт в камзолах в конце XIX - начале XX, а модерн в коже с цепями в конце XX, значит стали отставать от жизни и культуры значительно меньше, скорее даже перестали. Кроме того, они теперь не сидят по гробам, вылезая только раз в год, подзабыв как двигаться. И больше не жалуются на жизнь, раз всё равно бесполезно.

    Но больше в их ситуации ничего принципиально не изменилось. Граф фон Кролок мечтал наверняка о более масштабных последствиях, знал бы - небось и не старался бы.

Впрочем, граф теперь не одинок. У него теперь есть Альфред (в качестве союзника и ученика, а больше ему никто не нужен).

ССЫЛКИ

1. Интервью с Иваном Ожогиным (Александр Уманчук, декабрь 2023, youtube канал Umanchannel)

2. Бал вампиров, либретто на русском

3. Tanz der vampire, либретто венской постановки 2009

4. М. Эминеску. Добрый молодец - липовый цвет. Перевод Зенкевича.

5. Все фото взяты из официальной группы мюзикла в vk

Показать полностью 9

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I

Пост рассчитан на узкий круг читателей, которые смотрели мюзикл и не против натягивания совы на глобус вовсю додумывать недосказанное.

Этот анализ - личное восприятие. У меня, правда, есть подозрение, что основная сюжетная линия, которую я читаю по умолчанию (хоть и не без труда), изначально планировалась в оригинальной немецкой версии, а затем от неё отказались, но следы остались в тексте и перекочевали в русский перевод.

К исходному фильму Романа Полански мюзикл имеет уже достаточно мало отношения, оттуда сохранилась часть пародии на пафос, но не более. Сюжет уже сильно изменился. Я рассмотрю сценарий именно мюзикла, ориентируясь на российский текст и российскую же постановку. В венской постановке некоторые детали отличаются, но ключевые слова, по которым можно воссоздать предполагаемую канву, присутствуют. В каких-то вариантах немецких либретто, они, правда, отсутствуют напрочь, но наличие их в русском тексте это перевод, наши не с нуля придумали.

Для лиги лени — ключевое слово "Предсказание". А для трудолюбивой части лиги лени - см. "Выводы" в конце второй части.

Часть II - здесь.

Не буду хвалить сам мюзикл, это сделано в тысяче статей до меня, ко всем похвалам присоединяюсь.

Не буду хвалить наш звёздный состав, хотя кого я обманываю, немного буду. Но пост не об этом. Я сосредоточусь на попытке тщательно разобрать сюжет и детали.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Культурная вечеринка. Все одеты максимально консервативно.

Исполнитель главной роли нашего звёздного состава, Иван Ожогин (тысяча реверансов и аплодисментов этому господину, тут без подобной ремарки, всё же, никак), в интервью на канале Александра Уманчука рассказывал, как режиссёр мюзикла отреагировал на его первый же вопрос «Что играем?». Режиссёр сначала вопроса не понял, а затем ответил что-то вроде «Не думай и не закапывайся, бро, это просто чёрная комедия, забудь про подтексты». На что Иван Геннадьевич заметил «А я-то не умею не думать!». Ну, а поскольку при восприятии на одном дыхании сюжет привлекает внимание несостыковками и противоречиями, попробуем тоже не суметь не думать.

МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ

Каждый вспомнит какой-нибудь свой любимый фандом, где зрителю предоставляли необходимость хоть что-нибудь, да домысливать; где сценарий не подают на блюде, а разбрасывают по разным частям столовой. И, господин Дэвид Линч не даст соврать, эти фандомы привлекают хомяков благодарных зрителей, что только в путь.

Вселенная "Бала вампиров» вроде как на таком не строится. Тут не происходит неведомой невмерянной сюрреалистичной хтонической перверсии, как мы любим. (Ну ладно, так-то, - происходит немного. Но по масштабу бедствий - примерно на уровне детского утренника). А так, события последовательны, относительно логичны и непротиворечивы, вопросов "что, зачем, кого, куда, кому" больше у героев, чем у зрителя.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Никаких вопросов. Ну, почти.

Но! Изъяны у этой конструкции всё же есть. С мотивацией и целеполаганием - какая-то беда. Ладно, Сару ещё можно понять. Граф даже не в исполнении Ожогина достаточно крут, готичен, привлекателен, и выглядит во власти подарить ей мечту (весьма скромную кстати — выбраться из четырёх стен). А единственный парень, который Саре более-менее нравится, банально проигрывает конкуренцию, т. к. дышит графу в пуп не только по физическому росту, но и по когнитивным способностям (ну и умению петь в уши, чего греха таить). Ну а уж про исполнение Ожогина я вообще молчу - тут вопросов зачем и чтобы что вообще не возникает.

Хуже с графом. Вопрос а вот ему зачем Сара - так и висит в воздухе. Почти как в Звирьмариллионе - "То, что он влюбился в нее, едва увидев, понятно и естественно, но вот что она в нем нашла, так этого никто не знает". Только наоборот.

Тем более, тут и любовной-то линии, даже такой невнятной, попросту нет как класса. Если есть, то на 5 копеек. Дуэт Total Eclipse Of The Heart буквально выбивается из контекста, даром что является основной темой. Какой бы песня первичной не была, но остальной мюзикл, базирующийся вокруг этого дуэта, совсем уж входит с ним в противоречие. Вне этой арии с любовной линией совсем напряжёнка (герои до того и не общались-то практически, если не считать сновидений, а после - Сара удирает с Альфредом за милую душу, как будто так и надо).

Версия о том, что какая мотивация, они там развлекаются и предаются разврату, делают что хотят, - к персонажу графа в полной мере не относится. Версия о том, что Сара обычный ужин, тоже не подходит - ужинают они часто, и "ужин" обычно погибает.

Тем не менее, подсказок достаточно, и цельная картинка всего этого великолепия практически вырисовывается. Но, конечно, с оговоркой "СПГС". Раз уж сам режиссёр считает это просто чёрной комедией...

ЗАВЯЗКА СЮЖЕТА

Роман Полански поставил на хорошую лошадь, абстрагировав главного персонажа от реальной истории, и тем самым избавив будущих зрителей-историков от крови из глаз. Правда, небольшая отсылка на Влада III Цепеша всё же в мюзикле есть, костюм одного из массовки сделан с закосом на его прижизненные портретов, но это оформлено как пасхалка, не более того.

Одним словом, юной семнадцатилетней девице из глухой карпатской деревушки постоянно является во снах некий дядька с горы. Ну как, некий? Для историков уже некий (и это хорошо), а для всей округи - вполне себе известный дядька, с ближайшей горы. Граф фон Кролок (имя его нигде не сообщается, но такие мелочи не волнуют никого, даже девицу), живущий поблизости в замке, вампир трёхсот с лишним лет, о чём вся округа знает, но почему-то предпочитает не обсуждать, за делами некогда. Даже родной папа девушки с графом общается, с огромным пиететом (пусть и через посредника).

Сон показывают в арии «Бог мёртв», но часто поминались и другие эпизоды. Ключевой момент, что общение во сне обоюдное, - видимо для вампиров телепатия не проблема, а доступный скилл (позже в мюзикле будет показан ещё один сон, тоже с участием вампира, но с множеством нюансов, почти как в анекдоте).

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Я не шерстяной волчара, но всё равно, о боже, как я хорош, как мощны мои лапищи.

По идее, и Сара графа должна прекрасно знать в реальной жизни, раз уж знает вся округа, но тут особого противоречия нет. Папа Сары демонстрирует явную паранойю и гиперопеку, ограничивая её от мира сильно больше, чем требуется. Кроме того, он опасается, что граф её заберёт когда-нибудь (о чём открыто упоминается), и считает более безопасным её полное неведение.

ЧТО ВИДИТ ЗРИТЕЛЬ НА ПОВЕРХНОСТИ И ПОЧЕМУ ЭТО НЕВЕРНО

Большинство зрителей читает смысл общей канвы сюжета так, что фон Кролок приглашает Сару в замок, затирая про великую любовь и новые коньки, чисто чтоб попить её кровь, - ничего личного, да даже и не бизнес. Но такая логика как-то ломается о сам сюжет.

Во-первых, про великую любовь граф не так уж и затирал. Основной его упор, внезапно, был на другое.

Во-вторых, чисто попить кровь, — ни разу не эксклюзив. За три ночи в течение действия мюзикла в вампиров обращают минимум четырёх человек, не считая неудачных попыток и укусов внутри сна. Ну, в крайнем случае, большинство ест не реже раза в год, во время бала. Эка невидаль.

Профессор поминает, что «граф предпочитает кровь добровольцев». СПГС будет недостаточно просветлённым, если я не приведу аргументы, что этот пунктик — именно следствие истинных мотиваций графа, а вовсе не причина. Как бы ни был граф далёк от моралофагии, история не вырисовывает его образ зацикленным гурманом, готовым годами наводить сны на жалких людишек только ради сортов кровей. И обманутый доброволец в его моральных координатах вряд ли сильно православнее, чем просто принудительно покусанный, так зачем платить больше и заморачиваться с обманом.

Нет, граф не лжёт. Он сам откровенно верит в свою идею, - даже, я бы сказала, носится с ней, как с писаной торбою. Он действительно как побочный эффект(!) собирается подарить Саре вечную жизнь, — а что, плохо, что ли? — хорошо. И он, кстати, не соврал, — самое главное доказательство, что и не собирался обманывать. Другим жертвам, которых он упоминал в арии «Неутолимая жажда», повезло меньше — они не были нужны ему вампирами, и оказались убиты.

ЕСЛИ НЕ ЛЮБОВЬ, ТО ЧТО?

Дуэт Total Eclipse Of The Heart вбивается из контекста необычайной концентрацией розовых сердечек про великую любовь до и после гроба и прочие там бантики по мелочам. Настолько, что услышав это отдельно от контекста, я была уверена, что авторы решили нагнать пафоса, напрочь проигнорировав заветы Романа Полански ни в коем случае не играть эту вещь на серьёзных щах.

Справедливо тут сказать, что эта песня, став дуэтом, буквально заиграла новыми красками, сразу видно что песня изначально сочинялась как дуэт, видно, как много она потеряла в соло (ну а хороший хор каши не испортит, Мортен Вейланд не даст соврать).

Конечно, выкинуть из уже готовой песни слова (пусть и переведённые с английского на немецкий), и не погубить всё и сразу, - непростой квест.

Но СПГС на то и СПГС, чтоб найти эмоциональным качелям внутри сюжета более-менее приличное объяснение не издержками производства, а перепитиями самого сюжета.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Любви нет, а вот предположение о том, что она наверное предстоит - вначале было. Согласно упомянутому предсказанию (в оригинале - PROPHEZEIT).

Но предсказание говорило вообще о другом. Вечная любовь с Сарой являлась его вероятным, и при этом, вообще говоря, необязательным побочным эффектом.

ПРЕДСКАЗАНИЕ, КОТОРОЕ СБЫЛОСЬ (ИЛИ НЕТ?)

Даже внутри дуэта Total Eclipse очень много сосредоточенности на теме предназначения. И вообще, граф вскользь поминает время от времени некое невмерянно важное наиэпически крутейшее предназначение Сары, которое ей просто грех не выполнить. Правда, что это конкретно, граф готично и тактично умалчивает.

Что же это за предназначение? И почему это предназначение именно Сары?

Мюзикл почти не даёт ответа на первый вопрос (а на второй — даёт!), но мы-то с вами попробуем разобраться и в первом тоже.

На балу об этом говорится открытым прямым текстом (в немецком оригинале тоже есть).

Граф спрашивает вампиров, кто утолит их голод? Они хором отвечают, что никто и никогда.

В ответ им он заявляет:

Не теряйте надежды! По велению звёзд
Долгожданный безгрешный явился к нам гость.

Предсказание сбылось!
Отворятся двери в сумрачный зал,
И мгновение спустя
Звёздное дитя
Красотою околдует полуночный наш бал.
Я это предрекал!...

Очень непоследовательно, да? Только что они популярно объяснили (зрителю, граф и так знает), что поели — всё равно как не ели. Но тут он им говорит, что вот сейчас, там такое предсказание ребята, что вы закачаетесь. Они кушают на балу каждый год, так-то. Тут речь о чём-то особенном, такого никогда не было, или не было очень давно. Что он такого предрекал, что теперь гордится этим?

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Согласно консервативной теории рецессии пространственно-временного континуума... Да ну нет. Я вам лучше по-простому объясню.

На этом месте паззл уже более-менее складывается, и вывод напрашивается сам — У графа имеется предсказание, которое гласит, что если фон Кролок обратит в вампира «звёздное дитя», отдавшее свою кровь добровольно, то....

То что именно? А вот тут, простите, надо додумывать. Нам этого так и не раскрывают. Что-то очень перспективное — судя по тому, с каким упорством граф этого добивался.

Отставив самые очевидно нетрезвые идеи, типа банальной экспансии вампиров на другие континенты, как в оригинальном фильме (чтобы что?), смерти (для этого хватит профессора с колышком, а «звёздный ребёнок» ни к чему), или превращения обратно в людей (несостоятельно и нелепо), можно выделить более вменяемые:

Например,

  • Вампиры избавятся от жажды раз и навсегда (оставшись живы). Возможны более скромные предположения, про один или несколько лет (тоже отличная тема), но тогда откуда столько пафоса. Один или несколько лет - тьфу, он триста лет живёт.

  • Вампиры поднимутся на качественно новый уровень, и в своём познании настолько преисполнятся, что Идущий к реке нервно удивится, а жажда попросту перестанет быть их главной проблемой (Если не вполне понятно, о чём тут речь, читайте «Волны гасят ветер», - суть монолога Идущего к реке на максимальных настройках).

    Коротенько - прорыв в самосознании. Причём для всех.

  • Русская рулетка. Предсказание, например могло гласить «жизнь вампиров круто изменится» — без указания, в какую сторону. Это была бы увлекательная азартная игра, в которую граф очень хотел сыграть, считая что терять ему нечего.

В дальнейшем я буду предполагать по умолчанию второй вариант (возможно считать, что 1+2). И пророчество касается всех - иначе зачем было бы это именно всем объяснять, и даже немного рекламировать (см. цитату выше).

Исполнитель роли Ожогин говорил, что его персонаж мечтает выйти из замкнутого круга, но ему никак не удаётся. Это очень точная формулировка. Но, по мнению, Ивана Геннадьевича, выйти из круга — отказаться, вот один раз взять и не выпить кровь, передумать, сделать шаг назад. Я обдумывала и эту идею, - а может графу, чтоб условно «преисполниться в своём познании» надо найти в себе силы отказаться вообще от всего, что имеет? Но в моём агностическом складе ума ассоциация с "остановкой" одна — это не выйти из круга, это остановиться, либо пойти назад, по тому же замкнутому кругу.

Персонаж и правда хочет выйти из круга. Но не назад, а вбок. Или, ещё лучше, — вверх. Решение не должно быть стандартным, и не должно просто откладывать что-то неизбежное в попытке якобы отменить. И не должно предлагать просиживать диван в надежде переломить день сурка.

Обращение Сары — это то, что было задумано. Граф не должен быть отказываться, наоборот, заботился, чтоб ему не испортили такую прекрасную возможность выполнить предсказание.

«ЗВЁЗДНОЕ ДИТЯ» — ОЗНАЧАЕТ ЧТО?

Откуда предсказание вообще взялось? В оригинале "MIR PROPHEZEIT", то есть, "моё пророчество". Граф делает изучает особую чёрную магию, предзнаменования будущего, или ещё какую-нибудь ерунду. Раз вампиры тут существуют, чем магия хуже. Корешки книг в библиотеке создают видимость вполне привычного бэкграунда, но вселенная всё-таки параллельная. Граф совершенно точно (об этом даже мимоходом упоминается), изучает магию с наукой напополам, что в данном мире не является противоречием.

Зачем графу нужна именно Сара? Почему "триста лет её искал"? (только в российской версии, но в немецкой, так-то, подразумевается по умолчанию). За триста лет он таких юных девиц мог найти миллион и одну маленькую тележку. А с голосом как у Ожогина — ещё больше.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Кем вы видите себя через пять лет? Как вот эти на заднем плане? Отлично, вы приняты!

Ответ на это есть в самом мюзикле. Сара — «Звёздное дитя», или «STERNKIND» в оригинале.

Не очень понятно, что это означает. Но мне сразу на ум приходит дуэт “Star-Crossed” одной из команд Вейланда (того самого, обожающего григорианские хоры по поводу и без) - Sirenia, 2004 года, где упоминается «Star-crossed winter child».

Henriette:

Summer's on the wane

My life it seems so frail

Descend again to the sombre fields of pain

Winter's on a rise

I've held it's cold inside through all my life

Like a Star-Crossed winter child

Veland:

Dusk creeping upon us

The dawn... ne'r to appear

The nightfall weeps along thus

It's the darkness that we fear

Fall for me lost angel

I'll fall for thee as well

To the world we're only strangers

Like a winter's chill in hell...

Чёрт-те его знает, является ли песня отсылкой на мюзикл. По содержанию очень похоже, но на то это и романтическая песня, чтоб лезть практически на любые непонятные ситуации.

Зато из этой песни почти понятно, о чём речь. Очень похоже, что «Крещённый звёздами зимний ребёнок» — человек, родившийся в рождественскую ночь. Либо, так или иначе, - некий статус, приобретаемый по праву времени рождения.

Но ведь таких людей, — каждый 730? Не слишком густо, но и не прямо что-то уникальное?

Значит, предсказание содержало в себе и другие критерии. Очевидно, что человек

  • Должен быть «крещённым звёздами» (или "звездой" кстати, что ассоциируется с Рождественской звездой напрямую).

  • Должен прийти и отдать свою кровь только добровольно (и вот почему у графа пунктик на добровольцах).

  • Должен превратиться в вампира (Это было очень важно, остальное опционально. И именно поэтому граф в конце реально боится, что профессор сделает откат, как обещал, - испортит ему всю малину в последний момент).

  • Должен быть обращён фон Кролоком (А каким именно фон Кролоком — безразлично! Поэтому граф просто так, безо всяких, предлагает на балу сделать это вместо себя сыну. Почему именно сыну, - ниже по тексту)

Перечисленные критерии — практически открытые. Далее можно бесконечно фантазировать про дальнейшие фильтры, которые ещё сужают круг поисков. Человек должен ещё не достигнуть 18 (потому и «ребёнок»), должен быть местным уроженцем, должен родиться под Рождество на високосный год, когда Луна пересекает небесный экватор. Мало ли что ещё можно придумать. В общем, очевидно, что таких людей, чтобы всё совпало, — мало, Сара так вообще первая за 300 лет. Или вторая-третья, но с первыми что-то не сложилось.

Есть ещё один критерий, который не полная фантазия, но и не очевидный. СПГС мод он... а постойте, он уже включён. Итак...

ICH BIN DER ENGEL

Интересно, что фон Кролок в одном месте называет себя ангелом-хранителем Сары, в другом наоборот, её своим ангелом хранителем (в оригинале оба называют ангелами только сами себя, но не суть).

Это не про любовь, совсем не об этом. Он действительно считает что они нужны друг другу и спасение друг для друга ( далеко не в романтическом смысле). Он рассматривает их соглашение как взаимовыгодное. Может, более выгодное именно ему, но всё равно взаимовыгодное.

Может быть ещё один важный критерий, по которому Сара годилась бы для ритуала - это взаимовыгода. Т.е., положение, что останься она дома, - её жизнь не сложилась бы. Это у нас история не терпит сослагательного наклонения, а граф, так-то, вроде умеет предсказывать будущее немного, или чем он ещё там занимается. И он практически уверен, что Сару, оставшуюся дома, ничего хорошего не ждёт (если обратить внимание на слова, граф не предсказывал ей катастрофы, быструю смерть, или что-нибудь очевидно проигрышное - нет, её, кажется, ждала бы обычная в целом жизнь, но она всю эту жизнь была бы несчастна).

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Марк Зайберт в роли графа на российской сцене.

У меня даже есть версия, что произошло бы, останься Сара дома. Папа застал бы её с Альфредом наедине. Независимо от того, чем бы они там занимались, даже если флиртом на уровне пуританских английских романов, он бы в лучшем случае спустил бы Альфреда с лестницы, а в худшем - пристрелил бы за ближайшим деревом. А Саре осталось бы (особенно во втором сценарии) всю жизнь теперь принудительно молиться, поститься и слушать радио Радонеж, о чём граф ей вполне откровенно (и судя по всему, правдиво) сообщил.

"ОТЛОЖИМ - САМАЯ УЖАСНАЯ ФОРМА ОТКАЗА."

Зачем фон Кролоку откладывать ритуал аж на сутки? Ведь для него это очень важно, вдруг что-то сорвётся, да Сара банально наткнётся в библиотеке на мемуары Батори и передумает. И над душой пока никто не стоит, так же намного удобнее? (в немецких версиях иногда стоит, но не суть).

Отложил он потому, что это и правда важно. Предсказание вряд ли даёт точные инструкции и чёткие формулировки. При малейшем несоблюдении какой-то детали всё задуманное могло пойти по фанере над Парижем.

Скорее всего он испугался, что кто не будет присутствовать лично - не подпадёт под действия обещанного пророчеством. А значит, именно бал идеальное место.

Более того, у графа до последнего есть страх, что обещанное может подействовать вообще только на одного. На обращающего.

Именно поэтому он предлагает обратить Сару Герберту. Конечно, на случай, если весь выигрыш достанется только одному, он выбирает сына, а кто бы из нас не выбрал.

ГЕРБЕРТ И ЕГО РОЛЬ В ЭТОЙ ИСТОРИИ.

Герберт должен был быть посвящён в планы отца о предсказании и, судя по всему, считал их полнейшей ерундой, не верил, хихикал над ними — как угодно. Но, совершенно точно, не разделял. Ария Герберта — это «Мрак ночной», где он вполне конкретно обрисовывает свою философскую рефлексию просто так, безо всяких. Это трезвое принятие реальности категорически не совпадает с идеями отца, который всё время пытается "достичь невозможного". Герберт не верит в какую-то лучшую жизнь, верит скорее в бритву Оккама. И он уж точно не стремится преисполниться в своём познании, — он уже абсолютно самодостаточен, пожалуй даже счастлив.

Вряд ли Герберт сильно младше папы (одет по последнему писку моды середины-конца семнадцатого), ну ок, может ему не 300, но 200 лет наверное уж есть. Но по нему не скажешь. В отличие от папы, он совершенно не потерял вкус к жизни. Зато здравого скептицизма у него хоть отбавляй. Они с отцом разные, как огонь и лёд - и по темпераменту, и по стремлению преисполниться в познании, причём во втором случае они меняются ролями. Цвета их одежды в российской версии - тоже огонь и лёд (цветовой контраст дополняется смысловым). И распределение цветов тут не про темперамент. Про стремления.

В российской версии вообще свели всё, чтобы сделать из персонажа полноценного визави папы. Поднятие роста артиста до высоты двух метров. Контрастный с папиным костюм. Патлы, которым обзавидовалась бы вся скандинавская метал-сцена. Макияж на грани приличного сценического, а не европейский вариант "я у мамы визажист", вызывающий священный испанский стыд. Работа с диапазоном повыше, без надтреснутого блеяния, которое популярно у австрийцев, но данному персонажу не особо идёт. Ну и сам каст, оказавшийся у нас крайне достойным, а в одном воплощении (другого слова не подберёшь) - и вовсе непревзойдённым с огромным отрывом.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Да что вы знаете об обаянии?

Здесь, ранее и далее, говоря о персонаже, я буду подразумевать работу Кирилла Гордеева (тысяча реверансов и аплодисментов и этому господину), - его версия со всей уверенностью формирует канон, даром что не первична. Сколько ни говори, что обычных людей играть намного тяжелее, но и обратное неверно, роль Герберта (явно необычная) со скрипом даётся практически всем, Станиславский бы не поверил. Только наш гениальнейший артист сумел полноценно вжиться в персонажа, да ещё и сделать его чертовски обаятельным. Эту актёрскую работу можно смело заключать в золотую рамку и вставлять в учебники по актёрскому мастерству. Абстрагировавшись от стрёмного и странного персонажа предшественников, Кирилл сделал из Герберта сосредоточие искрящейся спонтанности, магнетизма, энергии, куража, эмоциональности, пластичности, харизмы и хищного шарма, к тому же настолько обаятельную пропаганду ЛГБТ, что аж стыдно даже, куда только смотрели поборники духовных скреп. Герой Кирилла чуть ли не светится изнутри, и при этом в любой непонятной ситуации мгновенно трансформируется в опасного зверя, совершенно естественно, как кот. Его часто и сравнивают с котом, хотя он не особо похож визуально, лишь имеет общие черты — абсолютную уверенность в себе, грацию, пластичность, острые зубы, которые он до поры не будет показывать. Как справедливо выразился кто-то из комментаторов на ютубе, созданный Кириллом Герберт, — «альфа-самец, хоть и гей».

Сформированный таким образом характер персонажа делает его почти полной противоположностью отца. Если сюда добавить ещё и историю с предсказанием - теперь Герберт уже не просто предводитель массовки, чтоб был для галочки, а фигура на доске, на которой старший фон Кролок играет с роком (да, старший практически обречён проиграть, потому что у рока выиграть невозможно, но прилагает все усилия, чтоб попытаться).

И конечно же, фигура Герберта не играет на стороне папы, хоть и не против него. Отец с радостью мечтал бы о том, чтобы Герберт был его соратником и союзником в научных/магических исследованиях, экспериментах, и попытках выйти на новый уровень. Но даже и не мечтает. Потому что и сам прекрасно понимает — шансов ноль. Герберт похож на стихию - раскрепощённый хищник, у которого лапки.

На балу Герберт отказывается обратить Сару (когда ему это предложено отцом явно не в первый раз, но уже в последний). Жест естественно считывается как «Папа, женщины не по моей части, за 300 лет уже могли бы запомнить!».

Но, во-первых, отец не вчера проснулся, во вторых, кушать же предлагает, а не что-нибудь там ещё. Так что, в парадигме имеющегося пророчества восприятие жеста вполне себе можно расширить до: «Папа, не верю я этим вашим выдумкам, сами играйте в свои эксперименты с предсказаниями, я скептик». У Герберта даже в этот момент оказываются лапки.

АЛЬФРЕД ИЛИ САРА?.. АЛЬФРЕД ЛУЧШЕ!

Именно потому, что от Герберта толку не добиться, (он любимый сынуля, но ни разу не напарник), граф сразу после знакомства делает предложение Альфреду.

«И таинственный Грааль вместе мы отыскать сумеем (SUCH MIT MIR DEN SCHWARZEN GRAL в оригинале)» — это про что? Правильно, про великую цель преисполниться в своём познании истины, или что там он имел ввиду. Граф не имеет прочной веры, что сумеет достичь своей высокой цели, а отсутствие союзников и скепсис сына расшатывают его в неуверенности ещё больше. Но он стремится хотя бы попытаться. Союзник ему очень пригодился бы, в одиночестве тяжело. И это Герберта уже поздно перевоспитывать, а Альфред вполне себе пластичен и перспективен.

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Мне даже казалось до концовки, что это Альфред — звёздное дитя. И что именно он изначально был нужен для исполнения пророчества. В принципе, одно другому не противоречит. Возможно, Сара по логике предсказания, требовалась только для того, чтобы в итоге обратить Альфреда, а уж он-то поможет графу преисполниться в познании (извините, прицепилось) и вывести вампиров на новый уровень бытия.

Принимая во внимание всё вышеописанное, теперь и с взаимоотношениями графа и Сары становится ясно больше. Изначально он её рассматривал и как будущую супругу (считал этот вариант вполне рабочим). О любви, такой, чтоб аж плохо кушать, речи тут нет. Но у него на руках предсказание - "прекрасное звёздное дитя придёт в твой замок и добровольно разделит с тобой вечную жизнь, ты приобретёшь напарника и сумеешь преисполниться в познании, голод останется позади, зато впереди тебя там столько всего ждёт после этого, что челюсть готовься с пола поднимать" - или что-то в этом роде. Что он должен был подумать? Что это один и тот же человек, логично же? Но на предсказание надейся, а сам не плошай, поэтому он сразу отрабатывает все версии - и с самой Сарой, и с Альфредом.

Интересно, что обещая что-то невмерянно крутое, граф при обращении к Саре применяет эпитеты, касающиеся полёта, а по отношению к Альфреду - дно (в немецком оригинале - море, "SINK MIT MIR INS MEER DER ZEIT"). На самом деле, речь идёт об одном и том же! Граф ориентируется на собеседника. Саре вряд ли понравится разговор про утопление в море времени, а Альфреду - про полёты.

Пообщавшись с Сарой ещё (за кадром, после арии Total Eclipse), граф понимает, что что бы там ни наобещало предсказание, толку не будет. Сара не рациональна, а эмоциональна, в Герберте рациональности и то больше. Её интересуют танцы и ванные больше, чем Аристотель и Парменид. Они с ней один только общий язык ещё 300 лет будут искать. Значит, Альфред.

Граф даже дарит Саре "свой" цвет - красный. Но цветовая дифференциация штанов тут не поможет, магия так не работает. Она всё равно по алайменту и темпераменту остаётся сильно ближе к Герберту, чем к нему самому. И он не в силах этого изменить. Мог бы преспокойно сразу дарить голубое платьице.

Это не главная, но ещё одна причина, по которой он предлагает укусить её Герберту. Укус это импритинг (наверное), он после такого, как порядочный джентельмен, обязан жениться, тем более уже успел неосторожно пообещать. Но он понял, что не горит, а с Гербертом Сара явно быстрее найдёт общий язык.

Хоть Герберт и отказывается, старший фон Кролок и Сара всё равно больше не ведут себя как влюблённые, а после укуса - окончательно сепарируются, что недвусмысленно показано жестами. Условия предсказания выполнены, взаимовыгодная сделка совершена, они друг другу больше не нужны. Граф теперь понимает, что Альфред лучше, как союзник и напарник, а Сара тоже теперь понимает, что Альфред лучше, как возлюбленный. Самый востребованный персонаж оказался.

СБЫЛОСЬ ПРЕДСКАЗАНИЕ? У НЕГО ПОЛУЧИЛОСЬ?

Да. И подействовало на всех. Но совсем иначе, чем представлялось графу.

Альфред был обращён в самом конце. Это и есть тот самый торжественный момент, ради которого граф весь мюзикл впахивал как проклятый. Условия пророчества выполнены (точнее, условия были выполнены ещё раньше, вечно живущий Альфред - уже закономерное и нужное следствие).

А вот что дальше?

Бал вампиров (мюзикл). СПГС во славу синих занавесок. Часть I Бал вампиров, Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, СПГС, Волны гасят ветер, Идущий к реке, Роман Полански, Sirenia, Граф фон Кролок, Альфред, Видео, YouTube, Длиннопост

Вменяемый дресс-код - не последнее изобретение человечества

Метамарфоза, произошедшая с вампирами, причём со всеми сразу, показана на финальной арии. Теперь все одеты в современное (если точнее — в современное к выходу мюзикла), и вполне себе могут в модерн. Парики и менуэты, подзадержавшиеся в их культуре аж до начала XX, наконец отошли в прошлое, вампиры стали поспевать за развитием человечества.

Это не единственное изменение. Ребята ещё и отключили режим нытья, заменив его циничной, но вполне сообразной реалиям квинтэссенцией синтетической теории эволюции (кто сильней - тот молодец, остальные кыш с пляжа).

Ну, ещё и перестали двигаться как дурдом на выезде - теперь все вполне пластичны, а не один Гордеев.

Это не такие мелочи, как кажется, - значит, уже получился успешный выход из состояния инкапсуляции. А она, если что, кого угодно с ума сведёт. Но - по сути, они остались теми же вампирами. Только теперь модными.

Граф-то надеялся обогнать человечество, а не едва догнать. Масштабы не те, наверняка он был разочарован.

Если, всё же, немного вспомнить оригинальный фильм, то там из-за произошедших событий вампиры теперь распространятся по всему миру, что только в путь. Граф явно не преследовал такую цель, она контрпродуктивна и легко достижима без всех этих сложных телодвижений в поисках "звёздного ребёнка". Но она могла быть результатом игры в рулетку, если предсказание было туманным — история вампиров круто повернётся, а там понимай как хочешь, формально пророчество выполнено. Можно концовку воспринимать и так (самый минорный вариант).

ССЫЛКА НА ВТОРУЮ ЧАСТЬ

Вторая часть статьи - здесь.

ССЫЛКИ

  1. Интервью с Иваном Ожогиным (Александр Уманчук, декабрь 2023, youtube канал Umanchannel)

2. Бал вампиров, либретто на русском

3. Tanz der vampire, либретто венской постановки 2009

4. Песня Sirenia - Star-Crossed (альбом An Elixir For Existance, 2004 г. )

5. Все фото взяты из официальной группы мюзикла в vk

Показать полностью 10 1

Ответ на пост «6 самых веселых советских мультфильмов для взрослых, о которых сегодня редко вспоминают»

Никак не могу найти один немой мульт с глубоким социально-эмоциональным посылом, может тут кто подскажет? 

Не факт что СССР.

Рисовка карандашом, черным и серым по белому, схематичная. Звук был, речи не было.

Юноша весь такой хрупкий и с невмерянно тонкой душевной организацией живёт в городе, в котором все прочие обитатели - толстокожие. Во всех смыслах, включая прямой. Там была градация. Чем человек дальше зашёл в своём обрастании проблемами и циничностью, тем он толще - чисто визуально.

Был там эпизод - лежит на асфальте роза, дама на каблуке шла, чуть не наступила, но подумав перешагнула, затем идёт жиртрест, который должен был уже раздавать, но юноше выхватил цветок у него из-под ног. И потом с этой розой носился, давя зрителю на эмоциональные струны как мог.

Потом он сам постепенно начинает превращаться в толстокожего. Разок расчувствовался и был реверс в обратку, снова вернулся в свой прежний облик, но ненадолго.

Отличная работа, все прочитано!