Жизнь с «лицевой слепотой»6
Привет пикабушникам.
Тут давеча был пост про разные людские странности, ну я и ляпнула про свою самую главную особенность, что немного не укладывается в понятие «нормальность». Ну ляпнула и ляпнула, ничего такого. Однако многие этим заинтересовались и попросили рассказать поподробнее. Любознательность одобряю, уважаю. Поэтому я решилась и запилила на эту тему пост.
Великий писатель я лишь в мечтах, а не наяву, так что заранее извиняюсь за своё графоманство.
Итак.
Меня зовут Анна, мне 36 лет и я с рождения страдаю прозопагнозией. Зверь это не то что бы страшный, скорее просто странный, но очень-очень интересный.
Многие люди жалуются, что все азиаты на одно лицо. А как насчет уровня хардкор, когда на одно лицо абсолютно все?
Сначала немного теории (вся информация взята из официальных источников).
Прозопагнозия, или лицевая слепота, — нейропсихическое расстройство, при котором человек не может идентифицировать лица знакомых, друзей, родных, а порой даже собственное отражение в зеркале.
Название расстройства складывается из двух древнегреческих слов: prósōpon — «лицо» и agnōsía — «неузнавание». Первым этот термин начал использовать немецкий невролог Иоахим Бодамер в 1947 году. Он подробно описал три случая прозопагнозии, в том числе историю 24-летнего мужчины, который после пулевого ранения в голову перестал узнавать родных по чертам лица, но мог идентифицировать их по особенностям движения, росту, причёске.
Как вообще человек распознаёт лица?
Распознавание лиц — сложная задача: мозгу нужно обработать полученную зрительную информацию, провести сравнительный анализ увиденного с образом, который хранится в памяти, соотнести полученные данные с именем и другими индивидуальными особенностями человека.
В этом процессе задействованы сразу несколько участков мозга. Зрительная информация, поступающая на сетчатку глаза, передаётся по нейронам в первичную зрительную кору, расположенную в нижней затылочной доле мозга. Затем полученные данные передаются в участки мозга, отвечающие за распознавание лиц. Это веретенообразная, верхняя височная и нижняя лобная извилины, а также передневисочная область и часть теменной доли.
На способность распознавать лица влияют не только биохимические процессы в мозге, но и среда, в которой живёт человек. Например, ребёнок, который жил и рос среди людей европеоидной расы, будет легко выявлять индивидуальные особенности их лиц. А вот черты людей негроидной или монголоидной расы он будет различать с трудом, если в детстве не сталкивался с представителями различных этносов. Есть теория, что способность различать лица иной расы формируется только до 12 лет (интересно, как учёные до этого додумались?).
При повреждении затылочно-височных отделов способность различать лица людей частично или полностью утрачивается, зрение при этом не ухудшается. Вот такое расстройство и называют прозопагнозией или лицевой слепотой.
Человеку с этой особенностью сложнее смотреть передачи или следить за сюжетом фильмов, так как он плохо идентифицирует героев. А ещё такой человек может прослыть невежей, поскольку регулярно игнорирует знакомых, которых может просто не узнать в нестандартной обстановке (это, кстати, одна из причин, почему я стараюсь постоянно со всеми здороваться, даже по нескольку раз на дню с одним и тем же человеком).
В некоторых случаях люди с таким расстройством не могут вспомнить даже собственное лицо или узнать его на фотографии. При этом у людей с прозопагнозией сохраняется способность распознавать другие предметы, память на события, способность к обучению. Например я училась в обычной средней школе. Не блистала, но серьёзных проблем с обучаемостью не наблюдалось.
Какая прозопагнозия бывает?
Общепринятой классификации этого расстройства нет. По происхождению прозопагнозию подразделяют на врождённую и приобретённую.
Причины врождённой прозопагнозии до сих пор до конца не изучены. Считается, что она может быть результатом генетических сбоев, внутриутробных нарушений развития нервной системы, родовых травм. Неумение различать лица часто выявляют у пациентов с расстройствами аутического спектра (нет, я не аутист).
Приобретённая прозопагнозия развивается из-за повреждения затылочной, теменной или височной части мозга. Это может произойти после инсульта, черепно-мозговой травмы, а также из-за опухоли, энцефалита, энцефалопатии (невоспалительного заболевания головного мозга), болезни Альцгеймера, Паркинсона, нейрохирургических операций, отравления угарным газом.
В зависимости от тяжести нарушений выделяют лёгкую форму, когда человек с трудом, но всё же различает лица или черты лица, и тяжёлую, при которой полностью отсутствует способность идентифицировать людей, в том числе близких родственников. (Мой вариант, всё-таки, — первый).
В зависимости от характера проявления прозопагнозия может быть пассивной или активной. В первом случае человек видит лица, может различать черты, но неспособен их идентифицировать и удержать в памяти. Во втором — лицо исчезает из восприятия, искажается, предстаёт в виде пятна.
Также выделяют ассоциативную прозопагнозию (человек различает лица и даже может их узнавать, но ему сложно сохранять воспоминания о них) и аутопрозопагнозию (состояние, когда человек не узнаёт своё лицо на фото или в зеркале).
Вот с последними двумя вариантами мне разобраться сложнее, потому что я не могу целиком отнести себя к тому или иному варианту.
Считается, что прозопагнозия в той или иной форме есть у 2–2,5% населения Земли. Моя мама как-то призналась мне, что плохо узнаёт себя на фотографиях. С этой информацией начинаешь верить в генетическую предрасположенность, даже не смотря на то, что у неё-то как раз сохранена способность различать лица других людей и себя в зеркал она распрекрасно видит. Некоторые люди с лёгкой формой расстройства могут даже не подозревать о нём. Прежде всего потому, что об этом нарушении довольно мало информации: активно говорить и писать о лицевой слепоте начали только с 2000-х годов. А ещё потому, что человек, который с рождения плохо различает лица, часто списывает эту особенность на близорукость или другие проблемы со зрением (и вот это тоже мой вариант). Кроме того, люди с прозопагнозией привыкают распознавать близких не по чертам лица, а по другим признакам и порой даже не замечают того, что лишены способности, доступной другим (ах, если бы).
Итак, какие же сложности испытывают люди с лицевой слепотой?
1) Сложно «считывать» выражение лиц людей и их эмоции.
Это правда, мне пришлось очень сильно постараться, что бы научиться понимать настроение людей, не видя их мимики. Сейчас, конечно, уже гораздо проще, но в детстве было сложно. Спасибо гипертоникам, чьи лица так краснели, что понять их настроение можно было без проблем.
2) Не удаётся следить за сюжетом фильмов, телепередач — все персонажи кажутся одинаковыми.
Как и все дети, я обожала смотреть телевизор. В моём детстве это была в основном Диснеевская классика, а так же любимые многими блокбастеры 90х в чарующей озвучке Михалёва, Володарского, Гаврилова, Горчакова и прочих гениев одноголосого дубляжа. Понять, что происходит на экране, мне удавалось с большим трудом, а временами не удавалось вовсе. Но, как и для большинства детей, сюжет для меня был вторичен. Главное — яркая картинка, музыка, песни, шутки и экшн. Сейчас же благодаря профессиональному дубляжу и моей способности хорошо распознавать и запоминать голоса, просмотр фильмов и сериалов не вызывает затруднений.
3) не получается идентифицировать людей на фото — в том числе знаменитостей, родственников, самого себя.
Да, вот с этим проблема. Я могу определить кто на фото, только если помню как это фото делали. Так же, естественно, могу узнать одежду и причёску. Но если приду в гости к знакомому и мне на колени плюхнут пухлый фотоальбом, предлагая насладиться семейными снимками, собранными за многие годы, я окажусь в достаточно непростом положении. Хотя, улыбаться, восторгаться и говорить — «ах какая красавица ваша бабушка была в молодости» не сложно, сложнее отвечать на вопросы из разряда «Как думаешь, на кого Димка похож?» или «Угадаешь, кто это рядом с дядей Витей?» Кстати, если знаю контекст, то иногда даже угадываю.
4) возникают сложности в общении с людьми в униформе — официантами, полицейскими, врачами: без отличительных примет невозможно узнать конкретного человека.
Слава бейджикам! Славьтесь, славьтесь бейджики!
5) при встрече с человеком диалог начинается с общих вопросов, чтобы понять, кто это.
Ну, если я человека давно не видела, то — возможно. Так-то обычно по голосам легко можно понять кто перед тобой.
6) трудно узнать человека, если он сменил имидж, причёску, очки.
См. пункт №5
7) в знакомой обстановке распознавать людей получается (например, коллег в рабочем офисе), но при встрече с ними в необычной ситуации (на празднике, на улице, в магазине) возникают затруднения с идентификацией.
См. пункт №5
Всё это может вызывать трудности в общении с другими людьми: окружающие обижаются, когда человек не узнаёт их, и считают, что он слишком зазнался, в то время как он их просто не идентифицировал. Ему приходится ориентироваться только на вербальную информацию, так как распознать мимику сложно.
Моя мама обычно на фразу «Что-то твоя Анька зазвездилась совсем, даже не здоровается» обычно отвечает «Что ты хочешь — у неё зрение минус пять, она тебя не разглядела».
Кстати, это правда — как я уже упоминала выше, у меня плохое зрение. В юности носила очки, но давно перешла на линзы. То, как я училась их вставлять, не видя глаз — отдельная история. Я прошла все стадии принятия. Было всё — гнев, торг, депрессия, истерика, боль, пот, слёзы. Но, в итоге, не пожалела. Сейчас-то вдеть линзы для меня — как носом шмыгнуть.
Большинство людей с прозопагнозией находят альтернативные способы узнавания людей, тем не менее это расстройство порой причиняет значительный дискомфорт. Человек с лицевой слепотой неосознанно ограничивает круг своего общения, регулярно испытывает стресс в людных местах, не может работать в некоторых профессиональных сферах, где нужна хорошая память на лица. Это может привести к развитию тревожно-депрессивных расстройств и снижению самооценки.
Ну, когда ты с рождения не видишь лиц, ты долго не осознаёшь, что с тобой что-то не так. Скорее, тебе кажется, что что-то не так с окружающими. Никто из моего окружения не замечал странностей в моём поведении, а если и замечал — списывал это на обычную детскую недоразвитость. Кто вообще до 21 века мог подумать про какой-то там психо-невротический недуг с непроизносимым названием? Я сама о нём смогла нормально разузнать только когда поступила в университет и дорвалась до серьёзной медицинской литературы.
Кстати, вы замечали, что все детские игры из разряда «Покажи глазки-носик-ушки» проводятся с картинками, изображающими не людей, а каких-нибудь милых зверюшек — котиков, собачек, зайчиков. Вот если бы со мной поиграли в эту игру, используя изображение человека, возможно, о моей особенности узнали бы гораздо раньше. Ну, или просто посчитали бы тупенькой, ведь росла я в 90е, как говорится — спасибо, что жива)) Но, как бы то ни было, в моей реальности в счастливом неведении я жила примерно до средней школы. А вот там меня ждал сюрприз. Никогда не понимала что значит «страшный» и «уродливый» по отношению к человеку. Я всегда думала — конечности на месте, голова есть — ну и норм, что ещё нужно-то? Ан — нет, оказывается в социуме в первую очередь оценивается лицо, которое для меня - terra incognita. И это при том, что я обожала читать. Вот кто б знал, что принцесса красивая, потому что у нее личико великолепное, а не просто голова на месте, а прекрасный принц тоже на лицо красивый, а не просто смелый и мужественный. Такими были мои мысли тогда. Ну а потом пришли навыки разглядывания частей лица, в жизни появилась более серьёзная литература с подробными описаниями внешности героев и жить стало проще. И да - я в детстве понимала, что на голове есть рот, куда-то же еда проваливалась. Но я-то думала, он у всех такой, что его не разглядеть.
Среди моего окружения о моей особенности знают единицы. В основном они просто думают, что у меня память на лица плохая, поэтому спокойно и терпеливо отвечают на мои вопросы «кто это был?», даже если я его уже в десятый раз не узнала.
Можно ли вылечить прозопагнозию?
Если прозопагнозия стала следствием черепно-мозговой травмы, опухоли или заболевания, лечение будет направлено в первую очередь на её причину. Оно может включать в себя медикаментозную терапию, лечебную гимнастику, массаж, различные методы неврологической реабилитации, нейрохирургическую операцию.
Вылечить врождённую прозопагнозию невозможно. В этом случае терапия направлена на облегчение симптомов и сопутствующие заболевания. Если у человека с лицевой слепотой выявили тревожное или депрессивное расстройство, ему могут назначить антидепрессанты, групповую или индивидуальную психотерапию, которая помогает адаптироваться к жизни в социуме. Также человеку помогают лучше освоить компенсаторные стратегии узнавания людей по голосу, росту, походке, характерным особенностям поведения, жестам.
Итак, как же я вижу людей?
Ну, как-то так.
В обычном, расслабленном состоянии, я не увижу ничего, кроме расплывчатого пятна. Движение ваших губ, бровей, как вы улыбаетесь или подмигиваете, насколько белоснежна ваша улыбка и ярок макияж. Для меня люди гораздо более индивидуальны, чем можно было бы подумать. Люди и не представляют, насколько много у них уникальных черт помимо внешности.
Я буду отличать вас по походке, привычным жестам, голосам, стилю одежды, росту, телосложению, цвету кожи, форме ушей, причёске, по любимым украшениям, манере говорить и держаться. Всё это у людей абсолютно разное. Каждый человек настолько уникален, что при должном старании отличить его от других не составляет труда. Конечно же это касается в основном близких людей, которых я смогла досконально изучить. Это не касается едва знакомых соседей, которых я видела всего раз курящих у подъезда и одноклассников, с которыми я не встречалась с 2006 года.
Что же я увижу, если напрягусь?
Я вполне способна различить части лица. Но только по отдельности, целиком я лицо не увижу. Скорее, как при составлении фоторобота. Да, я не смогу это сделать с нахрапа, мне придется потрудиться, но это возможно. Из памяти они сотрутся сразу же, как только я отведу взгляд и воспроизвести я их нее смогу даже на словах, но что-то запомнить я смогу. Цвет глаз, форму носа, родинку на скуле, шрам на брови или надутые гиалуронкой губы. Я могу заметить форму скул, какие-то несовершенства кожи или пирсинг в носу. Я всё это замечу и буду знать, что у моего собеседника это есть. Но для идентификации мне это не поможет.
Я без проблем отличу мужчину от женщины, азиата от европейца и старого от молодого, ориентируясь только лишь на расплывчатый овал, который вижу перед собой.
Я знаю, что у всех членов моей семьи голубые глаза, знаю, что и у меня такие же. А вообще, я не знаю, как я выгляжу. Знаю, что у меня крупный нос и тонкие губы, но вот всё остальное для меня — загадка. Говорят, на маму похожа, а она в юности была сердцеедкой. Папа говорит — я красавица, но он предвзят, что с него возьмёшь?)) Признаться, иногда становится любопытно. Но разочаровываться тоже не хочется, поэтому я не расстраиваюсь.
Вот, собственно, и всё. Возможно, немного сумбурно получилось, но, не считая признания в любви своему коту, это мой первый пост. А вообще, на самом деле я очень стеснительная)) Судить можете строго, я к конструктивной критике отношусь с уважением.
Позже я попробую договориться с нейросетью, что бы немного подробнее показать как я вижу этот мир, но для начала с меня хватит))
Буду рада ответить на вопросы, если таковые имеются и пообщаться с товарищами по несчастью особенности или просто с интересующимися людьми.
PS: не до конца разобралась с тегами, поправьте кто знающий.


