1072

Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Дубликаты не найдены

+143
Если кто не в курсе, благодаря электромагнитным тормозам - большим, трамваи в Австралии ездят нормально , не вываливаясь в космос)
раскрыть ветку 2
+20

Не пизди, у них просто такое же устройство колёс как у американских горок. То есть колёса "обхватывают" рельсы с 3 сторон.

раскрыть ветку 1
+9
Иллюстрация к комментарию
+19
"Негативное" действие тормоза из поста, на сколько я помню, называется "нормально замкнутый тормоз". Т.е. в нормальном состоянии, когда нет подачи электроэнергии, тормоз - тормозит
раскрыть ветку 68
+9
Тогда уже "нормально закрытый". "Замкнутый" - это, скорее, про контакты
раскрыть ветку 1
+1

Замкнутый это скорее про меня :(

+5

Тормозные энергоаккумуляторы на грузовиках работают по тому же принципу-давление воздуха в тормозной системе сжимает пружину и растормаживает тормозной механизм.нет воздуха в системе-стоп,Андроп.

+3
Именно так, по крайней мере в кранах, конвейерах. Может у транспортников, особенно эксплуатационщиков другие термины.
раскрыть ветку 62
+3
И лифтах. Неудобно как-то будет если в движении свет отключат а ты дальше едешь... Хотя буржуи ставят аккумуляторы, чтоб тебя до ближайшего этажа дотянуло и дверки открылись. Но это буржуи.
раскрыть ветку 61
0
Это кстати очень хорошая фишка. В поездах такая же система применяется. Только не электричество, а воздух. Чтобы пневматические тормоза были отпущены, надо накачать в тормозную магистраль воздух под давлением в 5(примерно) атмосфер. При обрыве давление резко падает и колодки на всех вагонах прижимаются к колесу.
0

Нормально закрытый.

+54

Да, полоски оставил шиномонтажнник, когда дырку заделывал, чтобы балансировку не сбить и ниппель на то же место попал :)

раскрыть ветку 20
+16

глупости! это метки для ГРМ

раскрыть ветку 1
+12
Чтобы правильно установить рельсы под шкивы)
+7
@alekseev77, твоих рук дело?
раскрыть ветку 3
+21
Конечно, мне когда делать нечего - я хожу и ставлю трамваям, на колёса такие плоски )
раскрыть ветку 2
+5
Полоски для контроля бандажа. Вдруг провернет.
раскрыть ветку 11
+1
На колесных парах жд вагонов такие же метки есть, с внутренней стороны. Только там не бандаж, там колеса на ось натягивают.
раскрыть ветку 2
0
Кстати, нередко случаи, когда бандаж рассыпается, или лопается, да что уж там, колеса с осей иногда отрывает...
раскрыть ветку 7
+4

У думал колеса маркером балансируют.

+3

Дырку заваривал только

+9

я думаю, красные полоски нужны для правильного совмещения обода и ступицы

раскрыть ветку 17
+28
Эти контрольные метки рисуют уже после сбора колеса, и нужны они в процессе эксплуатации, чтобы вовремя заметить проворот бандажа (обод=бандаж, ступица=колесный центр), между колесным центром и бандажем находится резиновая прокладка - она немного смягчает удары.
раскрыть ветку 15
+11

На ЖД транспорте на бадаж наносят красную полосу и на к. центр 3 метки керном, а функция та же что бы не просрать проворот бандажа,особенно еси машинист раздолбай рубанул тормоза в тяге (колодки прижаты к бандажам, а ТЭД-ы продолжают крутить ось с колесными центрами)

раскрыть ветку 5
+1
Бандажи раскаляют и одевают на колесо. Остывая бандажи скрепляются. Полоска - это контроль проворота
раскрыть ветку 1
0

А чем собственно опасен проворот бандажа?

раскрыть ветку 1
0
между колесным центром и бандажем находится резиновая прокладка - она немного смягчает удары.

На шкивах коленвала автомобильных двигателей некоторых точно так же сделано. Шкив из 2 колец с резиной между. Даже на нашем волговско-уазовском ЗМЗ 402 так....
раскрыть ветку 4
-2
Красныи палоски нужны шоб вагон ехал быстра , зоговы юдишки!
+9
Ого! Я и не знал что рельсовый тормоз магнитный) предполагал что гидравлика
раскрыть ветку 7
+12
Я думаю если бы он не прижимал посредством магнита с силой пять тонн каждый,а наоборот отталкивал,то это могло бы привести к сходу с рельс
раскрыть ветку 6
+5
Естессна)) пустой вагон 16 тонн весит.
раскрыть ветку 5
+4
Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена).

Офигеть у вас простой язык)

Простым языком - это барабанные тормоза как на "жигулях", только колодки не внутри барабана, а снаружи (Это в ЛМах, как в Татрах - не знаю). Ну и привод не гидравлический, а электромагнитный (в Татрах, в ЛМах - пневматика).


Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится

Простым языком - если трамвай полностью выключится из-за неисправности батареи (т.е. им вообще никак нельзя управлять, тупо летящая вперёд хрень весом 15 тонн), то он хоть как-то, но остановится. Кстати, в тех же ЛМах и ЛВСах есть для этого кран машиниста (воздухораспределителя), с помощью которого можно остановить вагон очень плавно просто колодками даже со скорости 50-60 км/ч.


Кстати, на новых вагонах рельсовый магнитится с усилием от 6.5 до 8 тонн. При применении - все пассажиры дружно летят в кабину.


Отлично пишите, ловите плюс, коллега.

раскрыть ветку 2
+3
У ТС, ИМХО, понятнее, ибо физику и элтех я изучала, а устройство жигулей-не приходилось :)
раскрыть ветку 1
+2
У тебя просто жигулей хороших не было *голосом из простоквашино
+4
В Ульяновске заметил интересную особенность - иногда стрелка переводится сама, а иногда вручную машинистка (водитель? Кстати как правильно). Вот как на фото стрелки автоматом не переводят. Несовместимость или модель старая?
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 18
+6

На сколько я знаю, трамвайные стрелки работают довольно простым способом, трамвай работает как выключатель, замыкает контактный провод и рельс, соответственно если цепь замкнута стрелка переводится, цепь разомкнута стрелка возвращается в прямое положение. Таким образом нет никакой разницы в возрасте модели трамвая, просто стрелки иногда не срабатывают в силу механических причин изношенность механизма, мусор, холод и т.д.

раскрыть ветку 3
+3
В троллейбусах такая же система) емнип, то нажатый акселератор дает одно положение переключателя, отпущенный- другое. Поэтому водители новички часто выходят из троллейбуса)
раскрыть ветку 2
+4
Банальная неисправность стрелки автомата. Как переводят читайте:
Есть такая штуковина(на фото) называется " Сериесный контакт " он устанавливается на расстоянии максимальной длинны эксплуатируемого в городе подвижного состава. Расположен он на контактной сети и взаимодействует с токоприемником трамвая. Имеет два режима "под током" или "без тока", в зависимости от нужного направления движения, водитель должен в момент прохождения токоприемника под контактом нажать на пусковую педаль (она же педаль газа в машине) тогда стрелка сработает в режиме под током, либо просто проехать контакт на выбеге, накатом - тогда режим без тока.
п.с. фотку в коммент отправить не смог Есть такая штуковина(на фото) называется " Сериесный контакт " он устанавливается на расстоянии максимальной длинны эксплуатируемого в городе подвижного состава. Расположен он на контактной сети и взаимодействует с токоприемником трамвая. Имеет два режима "под током" или "без тока", в зависимости от нужного направления движения, водитель должен в момент прохождения токоприемника под контактом нажать на пусковую педаль (она же педаль газа в машине) тогда стрелка сработает в режиме под током, либо просто проехать контакт на выбеге, накатом - тогда режим без тока.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 12
+7
Я тоже думал что неисправность, но следом проезжает вот такой трамвай по новее и он переводит стрелку автоматически. У этих новых трамваев еще звуки забавные когда тормозят, как будто резина скрипит.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 10
+1
Понятно

Понятно

+2

Вагоновожатая, наверное.

+2

А в трамвае руль есть?

раскрыть ветку 16
+10
Не на всех, в основном на старых
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+6

подруливать в сложных ситуациях? Тут еще и КПП на руле?!

раскрыть ветку 1
+1

зачем?!

раскрыть ветку 1
0

Нет, зачем на транспорте передвигающемся строго по рельсам руль?)

раскрыть ветку 10
+4
Швейцария, трамвай модели Be 4/6 Mirage
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+2

расскажи плз про подачу песка перед тележкой, вроде тоже к тормозам относится (или чтоб меньше буксовать в дождь\зимой)?

раскрыть ветку 13
+12
Очень хороший вопрос кстати. На фото, в левой части кадра видно трубу (рукав песочницу). Над этой трубой находится бункер, который подогревается зимой, чтобы песок в бункере не слеживался, иначе при открытии заслонки песок просто не будет высыпаться на рельсы. Водитель пользуется песком в нескольких случаях:
ЮЗ - это страшная вещь и её многие боятся. "Сорваться в юз" это значит что сцепление между колесом и рельсом практически отсутствует (пять же, специфика такого трамвая). И вот когда водитель нажимает на тормоз происходит следующее: сцепление недостаточно, колеса начинают проскальзывать, если не подать песок, то колеса полностью прекрати вращение, так как скорость якобы упала и пора бы колодкам сработать, дальше - хуже после срабатывания колодочного тормоза колеса полностью штопорятся и трамвай несется уже как "на лыжах" теперь песок сыпать бесполезно, а нужно "растормаживать" (то есть снова нажимать на ходовую педаль), подавать песок и плавно по позициям тормозить. Зачастую водителю просто не хватает на это времени и он тупо давит педаль до пола, срабатывает рельсовый, но колеса все это время не вращаются, стираясь о рельс, на поверхности катания появляются "ползуны" (лыски) и потом вагон бренчит как погремушка, едучи на "квадратных" колесах.
С буксованием все и так, думаю, понятно.
Основные причины юза и буксования: смазка на рельсах, мелкий дождь, туман, и листопад(!). Так что осенью будьте бдительны, так как в этот период юз самый сильный.
раскрыть ветку 12
+6

Аннушка масло уже купила, причем не только купила, но и пролила

раскрыть ветку 1
+3
Иллюстрация к комментарию
0

а я в детстве(у нас в Воронеже уже лет 12 как нет трамваев(((((( )

часто наблюдал картину: трамвай тормозил перед остановкой, но попадал на листья(осенью) которые усыпали рельс, и у него крутило колёса назад....


ну и конечно были умники которые мазали на участке торможения рельсы солидолом, тот же эффект был.

как я понимаю это когда совсем скользкая поверхность, так срабатывает система "рекуперативного" торможения?


Сори, я не дочитал сообщение, написал это... увидел причины юза..

но всё же, вращение назад я видел)))

раскрыть ветку 1
0
Я думал для этого пенсионеров катают бесплатно зимой)))
А если серьезно - есть вопрос - почему часто машинист выходит и стрелки ломом правит перед поворотами? В Ж/Д вроде такого нет.
раскрыть ветку 5
-1

а как же магнитный тормоз?

+2
Не стесняйтесь,спрашивайте что еще интересно.
раскрыть ветку 18
+1
Расскажи/покажи задний пост управления
раскрыть ветку 12
+3
Про задний пост управления расскажу немного. Практически на всех современных трамваях сейчас он есть по умолчанию и создан для облегчения маневров (по депо, при сцепке), с помощю такого пульта можно подавать вагон задним ходом в одно лицо (из основной кабины категорически запрещено). На таком пульте имеются только необходимые органы управления для маневров, причем ход и тормоз регулируется либо кнопкой, либо переключателем. В основном такие пульт имеют следующие кнопки: ход 1-я позиция, тормоз, экстренный тормоз, повороты и звонок, реже - переключатель для открытия задней двери. Фото приложу позже, как найду в депо такой трамвай)
раскрыть ветку 6
0

Я могу показать, правда Татр нет)

1 - ЛМ-2008, 2 - ЛВС-86К.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
0

А если применить магнитный тормоз с полным весом, и на достаточно большой скорости, и при этом, рельсы на стыке будут, допустим, стоять на разной высоте? То есть, что будет, если этой пятитонной электромагнитой упереться со всей дури в выступающую головку рельса?

раскрыть ветку 1
+2
Сперва упрется, потом нехило подбросит вагон, сбросит с путей, оторвется, может повлечь разрушение ЦРП, и вообще хорошего не будет ничего. Можно трамвай на околоземную орбиту так запустить.
0
Если отрубается ток, трамвай сразу останавливается или еще может какое то расстояние проехать? Эдакий аккум в нем есть?
раскрыть ветку 2
0
Если трамвай исправен, то ничего критического не произойдет, отключится мотор-генератор (устройство, которое посредством двух электрических машин преобоазует 600В в 24В для питания низковольтных цепей), а дальше вагон можно будет остановить точно так же, как и при включенно напряжении сети. Суть в том, что в трамвае от 600В работают только двигатели, мотор-генератор, отопление, освещение, вся остальная коммутационная аппаратура работает от 24В, поэтому если АКБ в норме, то пассажир даже ничего не заметит, ну кроме того, что в трамвае стало тихо))))
раскрыть ветку 1
+1
Пост интересный, хотелось бы про принцип работы его побольше.
раскрыть ветку 5
0
Спрашивайте конкретнее что интересно - что знаю, расскажу.
раскрыть ветку 4
+1
Про конструкцию трамвая больше хочется узнать
раскрыть ветку 3
+1
Блин, круто!
+1
Точно, проворот )А я вспомнить не могу)
+1
Точнее чтобы увидеть если будет смещение
+1
Бандажи?) Чтоб спалить если слетят?
раскрыть ветку 1
0
Чуть ниже описал
+1

Это вот эта часть отмеченная красным электромагнитный тормоз? И многотонное тормозное усилие она передает через вот эти хлипенькие крепления отмеченные зеленым?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+2
Все верно, НО, крайние шпильки не участвуют в передаче усилия, выполняя функцию подвески этого башмака, а вот средняя тяга - да, и она в поперечном сечении совсем не хлипенькая, как и валики, которые её там удерживают
-1
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
+1
Электро-динамический вроде как "реостатным торможением" называется, это когда эл.двигатели в режиме генератора вырабатывают ток, который на блоках пуско-тормозных резисторов переходит в тепловую энергию и выдувается осевыми вентиляторами.
раскрыть ветку 6
+2
Никогда не слышал на трамвае по реостатный тормоз, думаю это больше к жд относится, хотя принцип тот же самый.
раскрыть ветку 5
+3
Ну да, я со стороны ЖД сужу. А красная риска на бандаже для контроля от поворота бандажа относительно ступицы КП.
раскрыть ветку 2
-1
Можно вопрос про эмрт? При применении в экстренных случаях не было повреждений ЖД пути типа отрыва рельс с подкладок, упирание башмака в стык?
раскрыть ветку 1
+1
Красные полоски.. Возможно для контроля из диаметра, если не учитывать возможность пробуксовки.
раскрыть ветку 9
0
Диаметр контролируется в депо при различных ремонтах и осмотрах специальным инструментом (забыл название)
раскрыть ветку 8
+4

шаблонами например "ЧИЗ"

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 7
0
Извините пожалуйста а где та часть в комментариях где рассказывают что происходит с месивом в салоне при третьим способе торможения?
0
Люди, объясните, нахрена трамвай останавливается полностью на горке перед спуском?
раскрыть ветку 1
0
Перед спуском трамвай останавливается для проверки тормозных систем.
0
В детстве мне дед совершенно иное рассказывал, ну чтоб мой юный мозг понял и отвалил) я до сегодняшнего дня ходил и думал как эта штука тормозит, спасибо!
0
А что это за коричневый бочонок над рельсовым тормозом?
раскрыть ветку 1
+1
Этот бочонок прячет внутри себя очень мощную пружину, которая амортизирует вибрации, а сам "бочонок" - резиновые кольца, которые тоже выполняют роль амортизатора.
0

Господи, неужто опять про трамвайные колодки?...

0

Господи, опять эти колодки...

0

Почему иногда на остановках трамвай по несколько раз стучит электромагнитными тормозами? Чаще на конечных. Это проверка? И почему перед перед переездом стрелки в трамвае выключается свет или начинает гудеть как гудок что-то в дверях?

раскрыть ветку 4
0
Если про проезде трамвайно-троллейбусного пересечения в салоне гаснет свет, значит освещение запитано от КС 600В, гудит в дверях - зуммер (это такое сигнальное устройство). Свет гаснет из-за того, что эти трамвайно-троллейбусные пересечения устроены таким образом, что для трамвая это обесточенный участок, наверняка не один человек наблюдал как толпа пассажиров толкают трамвай посреди перекрестка.
раскрыть ветку 3
0
Ни разу не видела, как толкают трамвай(Питер)))
раскрыть ветку 2
0
А кто катался "на колбасе"? Расскажите, как оно?
раскрыть ветку 3
0
В смысле на трехсекционном трамвае ?
раскрыть ветку 2
0
Нет, "на колбасе" - это значит на сцепке сзади, то есть снаружи вагона)
раскрыть ветку 1
0

немного не по теме, но из одной оперы.. товарищи, недавно переехал в питер и меня мучают два вопроса о метро:

1) При подьезде к станции свет в вагонах на пол секунды выключается и включается обратно. почему это происходит?? вагон же всегда под напряжением от контактного рельса??

2) не могу понять как происходит открытие защитных створок дверей на станции, например, Маяковского??

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 6
+3

Машинист останавливает поезд у специальной планки, чтобы двери встали ровно напротив. Раньше это делалось ловкостью машиниста, сейчас вроде есть автоматика, которая "доводит" поезд. Сигнал на открытие дверей на станции подаётся при помощи специальной лампочки на головном вагоне, которая светит на фотоэлемент на станции, когда машинист открывает двери поезда.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1
А вот этого я не знал. Спасибо
+1
Насчет света в вагонах метро: перед каждой станцией есть разрыв контактного рельса, после - тоже вроде должен быть. По логике вещей, свет салона может быть запитан от контактного рельса (в той же Татре Т3, в оригинале, люминесцентное освещение салона питается прямо от контактной сети 600В).
раскрыть ветку 3
0

я думал насчет разрыва, но зачем? и откуда потом берется ток, если был разрыв??

раскрыть ветку 2
0

Какая мощная система тормозов... но даже это не уберегло трамвай от того, чтобы на вылелеть на спуске и сбить машину.


https://ru.tsn.ua/ukrayina/v-odesse-perevernulsya-tramvay-vo...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
А тут на лицо халатность. Все механические тормоза можно принудительно отключить (на сленге "открыть соленоид", "взять на флажок" ), если открыть все соленоиды, то вагон до полной остановки остановить не получится, разве что МРТ бросать, но как я и писал ранее - долго нельзя, потому что сгорят предохранители, а если в добавок упадет напряжение на АКБ, то получите 16 тонную махину полностью без тормозов и управления, скорее всего в одессе так и случилось. В Перьми было именно так. Это все на-ру-ше-ния ТБ, ОТ, ПЭТ, ДИ.
0