Про учителей

Училась я всегда ровно, без явных взлетов и падений, собственно, и с учителями отношения складывались спокойные. Ни любви ни ненависти.

Но было два интересных момента, которые оставили след в моей памяти.

Первый случай произошёл в начальной школе.

В первом классе у меня сменилось 8 учителей. Кто-то уезжал в поисках лучшей жизни- одна классная дама, например, уехала в Ирак (надеюсь, она сейчас в добром здравии). Кто-то переезжал, не выдержав условий столичного города (мы очень жалели, когда наша любимая учительница вернулась домой в Сибирь из "загазованной" Москвы).

Последней в этой череде классных руководителей была Елена Вадимовна. Тот типаж учителя, который с таким же "рвением" мог бы стать строителем, бухгалтером, поваром и т.д., окажись необходимое учебное заведение ближе педагогического. Елена Вадимовна крайне не любила отвечать на вопросы, а я очень любила их задавать. В этой борьбе интересов я была проигравшей стороной, пока однажды не посетовала маме на эту вселенскую несправедливость.

Мама, знакомая с советскими принципами построения дружелюбных отношений посредством даров, через несколько дней пришла в школу с огромным пакетом, доверху заполненным домашними соленьями (другого "добра" в начале 90-х у нас не было).

Я помню, как наблюдала, стоя у окна, каким счастьем озарилось лицо моей учительницы. Еле дотащив этот тяжеленный пакет (кто представляет домашние закрутки в стекле, поймёт), Елена Вадимовна затолкала его под стол и обратилась ко мне: "Деточка, у тебя были вопросы, задавай, отвечу на все".

Я была впечатлена! Никогда потом в жизни я не наблюдала такой быстрой перемены в человеке по отношению ко мне. :-))) эффект  "борзых щенков" в действии.

Второй случай произошел уже в университете.

Я училась в глубоко техническом ВУЗе, и, видимо, чтобы мы не стали бездушными упорядоченными матрицами, нам в программу добавляли совершенно чуждые любому "физику" предметы типа мировой культуры или исскуствоведения. Один из подобных "лирических" предметов вела Наталья Львовна.

Первое занятие она начала фразой: "уверена, что многие водители мечтают, чтобы Кремль снесли к чертям собачьим, и на этом месте построили прекрасную транспортную развязку, но мы им этого сделать не позволим".

На ее парах мы откровенно занимались более важными для нас предметами. И, прекрасно это понимая, она, в какой-то момент, вместо написания контрольных, курсовых и докладов по темам предложила студентам ходить в музеи и описывать увиденное в свободной форме на бумаге.

Признаться честно, не нашлось ни одного человека в нашей группе, кого бы это обрадовало. Подобные задания в среде, где любят логику, причинно-следственные связи, и всем прочим языкам предпочитают математический, ставят в тупик. Так произошло и со мной. Однако, собрав волю в кулак, я поплелась в выходные в музей Маяковского (еще до реконструкции).

Музей действительно оставил сильное впечатление. И я решила описать свои эмоции от увиденного. Не сухой текст "посмотрите направо, посмотрите налево, в дцатом году родился, жил, умер", а именно очень субъективный взгляд.

Мы сдали работы. На следующем занятии Наталья Львовна попросила меня задержаться после урока.

"Вы можете больше не ходить на мои занятия, я Вас освобождаю, поставлю зачёт автоматом. Единственная просьба - я оставлю Вашу работу себе".

Я опешила. Пока находилась в смятении, преподаватель продолжила: "скажите, а почему Вы не пишите?". Я пробормотала что-то типа "в нашем деле главное оперировать цифрами". "Ну, так пишите в стол, раз пишется".

Дальше произошло необычное - все выходные, всё свободное время, любой освободившейся час я шла в музей. Неважно какой. Я искала вдохновения :-)) музей воды, музей метро, музей музыкальных инструментов... Если случайно, идя куда-то, я видела музей, обязательно заворачивала туда (благо по студенческому билету это стоило мне очень маленьких денег). И писала, писала, писала. Смешные, грустные, рассказанные от первого лица или от придуманных героев, мои истории были просто зарисовками эмоций на бумаге.

Вот так: без насилия, угроз, давления, контрольных и оценок этот учитель увлек и заинтересовал меня  своим предметом. Спасибо Вам, Наталья Львовна! :-))


P.S. имена изменены по этическим причинам :-)


Всем добра!