Он устал
19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев подписал указ о сложении с себя полномочий президента Казахстана, пост которого Елбасы занимал с 1990-го года. В этой связи считаем уместным сказать следующее.
Ничего хорошего ни для трудящихся России, ни для трудящихся Казахстана это событие не сулит. В Казахстане сейчас построен достаточно устойчивый технократический режим, обеспечивающий относительную стабильность – как межрелигиозную и межэтническую, так и внешнеполитическую: несмотря на колоссальное участие западного, китайского и российского капитала во внутренней жизни страны, Казахстан сохраняет известную независимость, и не входит непосредственно в сферу влияния какой-либо из этих трех сил. Это обеспечивается, во многом, фашистским, по существу, характером казахского государства – все экономические выступления подавляются достаточно жестко и кроваво, что важно, систематически. Многие помнят расстрел рабочих в Жанаозене в 2011 году, но это лишь наиболее яркий пример репрессивных практик казахского правительства, в одинаковой степени рьяно охраняющего интересы как зарубежного, так и национального капитала. Фигура Назарбаева в этом контексте приобрела важнейшее значение, президент страны стал в глазах народа связующим звеном между ним – и полностью отчужденной от него бюрократией и полицией. Эту же роль до недавнего времени играл в России президент Путин: лишь теперь российский обыватель начинает осознавать, что “глубинный народ” и народ России живут в двух разных странах.
Впрочем, почему в двух? Среди представителей нашего глубинного народа немало патриотов и Британии, и Франции, и Кипра, и США. Не будем забывать – что русский народ – народ-интернационалист. Как писал Достоевский “русские наиболее способны из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия”. То же самое – и в еще большей степени – можно сказать и о нашем глубинном народе.
Так или иначе, в Казахстане было, очевидно, принято решение не по российскому пути – где после рейтинг Путина стремительно скатился с 80 до 30% - и сохранить авторитет Назарбаева в неприкосновенности. Даже не будучи президентом, Назарбаев продолжит играть свою символическую роль “отца нации”, о чем свидетельствует и то, что он “не совсем уходит” - оставаясь на постах председателя Совета безопасности и главы правящей партии Казахстана, и, в первую очередь, столь поспешное и фантасмагорическое переименование Астаны в “Нурсултан”.
Естественно, что отставка Назарбаева не окажет сколь-либо существенного влияния ни на политэкономическое положение Казахстана, ни даже на баланс клановых интересов казахской бюрократии – без учета этих интересов невозможно было бы ни столь длительное нахождение Назарбаева у власти, ни его отставка. И, тем не менее, кое-какие прогнозы на основании этого события выдвинуть можно.
Играя в отца нации, Назарбаев не мог, во всяком случае, в области политической риторики, сместиться вправо настолько, насколько к этому располагает полуколониальное положение страны, в которой большая часть промышленности отдана на откуп западному капиталу, а известный антирусский национализм является необходимой компонентой идеологии. Советское и российское влияние на Казахстан все больше сходит на нет, и теперь с устранением тех ограничений, которые сопутствовали постсоветской эпохе в политике Кахастана, необходимо ожидать лишь усиления реакционных тенденций. Все идет к тому, что градус политической жизни в Казахстане, и без того невысокий, будет понижен еще сильнее, а фашистские эксцессы кардинально усилены. Казахский – антирусский, повторимся, национализм, теперь еще и подкрепленный личным культом Назарбаева, - вот очевидная доминанта казахстанской идеологии на ближайшие годы. Для России это означает лишь одно – еще одну Украину у своих границ, - пусть и без украинского кровавого цирка, но точно также кроваво подавляющую внутреннее недовольство и все дальше и дальше дистанцирующуюся от “русского мира”. Что, впрочем, и не удивительно, учитывая, что в центре “русского мира” располагается точно такая же Украина, растянувшаяся от Курил до Донбасса.
Трудящимся Казахстана в любом случае не следует ждать передышки: экономические гнет и прямое радикальное искоренение рабочего движения будет лишь укрепляться, по мере того как сам Казахстан со временем неизбежно станет ареной уже открытого противостояния китайского и американского капитала, а значит и ареной очередной “локальной” империалистической войны.
Лозунг сегодняшнего дня: социализм – или вымирание, - и лозунг этот прекрасно приложим и к России, и к Казахстану.