Odin Sphere. Шедевр вопреки

Говорить об Odin Sphere невозможно без упоминания Princess Crown. Я это понял, работая над текстом по Odin Sphere, и это вылилось в предыдущий материал об этом японском эксклюзиве. Это была бета-версия той игры, что выйдет спустя десять лет.

Так вот, сделаем вид, что вы уже знаете о Princess Crown и помните, что игра хоть и получилась хорошей, в продажах полностью провалилась, из-за чего развалилась студия-разработчик, а её руководитель, Джордж Камитани, оказался в тяжелом, во всех смыслах, положении.

У текста есть видеоверсия - доступна ниже.

О разработке

До 2001 Камитани не создавал игры и жил на грани бедности, питаясь (по его словам) буквально хлебными корками. Лишь один раз он представил издательству Atlus идею об игре Dragon’s Crown - сиквеле Princess Crown, для которой он уже нарисовал иллюстрации и сделал наброски сценария, но идею моментально отвергли, напомнив ему о том, сколько заработала «Корона Принцессы». В 2001 Джорджа приютила студия Enix (тогда ещё без Square), где он работал над ММО-РПГ Fantasy Earth: The Ring of Dominion. По словам самого Камитани, он даже переработал некоторые идеи из сиквела Princess Crown для мира этой ММО, но всё оказалось зря.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Fantasy Earth: The Ring of Dominion

В 2003-ем студии Enix и Square объединились, и это объединение решило выгнать Камитани. Ему дали несколько месяцев на передачу дел новой команде, а сам Джордж вновь отправился восвояси, на этот раз даже не доделав игру. Но выгнали не только Джорджа. Камитани собрал несколько соратников (в том числе парочку работавших над Princess Crown) в небольшую студию Puraguru для работы над этой ММО, и всех их новообразованная Square Enix отправила в свободное плавание. Но даже в опыте работы на Square Enix оказались свои плюсы – Камитани познакомился с композиторами, работавшими со студией. Masaharu Iwata (Масахару Ивата), написавший музыку для Tactics Ogre и Hitoshi Sakimoto (Хитоси Сакимото), написавший саундтрек для Final Fantasy XII и FF:Tacticts станут композиторами для новой игры.

Потрёпанный жизнью Джордж не сдавался. Со своей командой он в 2004 году основывает с нуля студию и называет её Vanillaware. Название связано с ванильным мороженным – его Камитани считал неизменным идеалом качества и такого же он хотел достигнуть в играх своей новоиспечённой студии. В неё вошли люди, работавшие как над Princess Crown, так и только над ММО для Enix, плюс, сюда же вошли бывшие сотрудники Atlus. Звучит масштабно, но на деле это было всего десять человек, а на старте разработки новой игры их было всего пять. И осмелюсь назвать самым важным для студии программиста Kentaro Ohnishi (Кентаро Ониси) – он не просто один из важнейших людей, ответственных за геймплей будущей игры. Кентаро ещё и со-основатель Vanillaware, а также человек, полюбивший разрабатываемую игру так же сильно, как и Джордж.

Вот только на Камитани всё ещё была эта «черная метка» финансовой неудачи Princess Crown. Хотя прошло целых семь лет, японские издатели всё равно не хотели финансировать очередную попытку Джорджа сделать 2D-RPG. А новая игра являлась именно двухмерной ролевой игрой. То есть переосмыслением идей Princess Crown. Вообще изначально были идеи всё же делать сиквел, но это было опасно. Издатели и так не шли на сотрудничество из-за ошибок прошлого, и если напомнить им об этой ошибке названием проекта – будет только хуже.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Логотип, используемый в Odin Sphere. Позднее он немного изменится

Потом была идея всё же перейти в 3D, так как на дворе была эпоха PlayStation 2, и трёхмерных игр было всё больше и больше. Но Камитани знал свои сильные стороны как дизайнер и понимал, что новое железо поможет сделать ещё лучше его двухмерные работы, а вот лезть в 3D было опасно. Плюс, в запасе были наработки из Princess Crown, которая слабо продалась, а за пределами Японии вообще не выходила, поэтому кто там обратит внимание на то, что один из мини-боссов – это переделанный гриб из Princess Crown? Да и вообще Vanillaware ещё не опытны с железом PS2, начинать надо было с малого, какое тут 3D.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Но даже с этим «малым» начались проблемы. Дело в том, что программисты не могли реализовать все задумки дизайнеров и пришлось чем-то жертвовать. Например, как рассказывает Камитани в интервью японскому изданию Famitsu, из трёх играбельных женских персонажей анимация груди досталась только одному. Но в том же интервью Кентаро Ониси говорит, что дело не только в конфликте желаний дизайнеров и умений программистов, а ещё и в аппаратном ограничении железа PS2.

А ещё 2D ограничивало размах режиссуры кат-сцен, но тут проблема была решаема. Ведь Камитани выступил и главным дизайнером, и главным сценаристом игры. Вдохновение Джорж черпал из западной культуры – Камитани с детства фанател по германо-скандинавским мифам и в целом был приверженцем западной культуры. В частности, ему очень нравились пьесы Шекспира и опера «Кольцо нибелунга». Изначально Камитани вновь планировал игру про героиню-девушку. Но дело в том, что этой героиней была валькирия, а Джордж не хотел сравнений с уже анонсированным сиквелом Valkyrie Profile. Сюжет о валькирии Гвендолин уже был написан, и отказываться от него Камитани не планировал. Он сделал две вещи: во-первых, насмотрелся «Лебединого озера» и совместил образ валькирии с балериной; а во-вторых, дописал ещё 4 истории для дополнительных персонажей. Изначально это было переосмысление «Кольца нибелунга», но Джордж дополнил его обширным лором, куда вошли другие скандинавские мифы, а также образы из европейских сказок. Например, одна из героинь, Велвет, вдохновлена одновременно и «Красной Шапочкой», и образом восточной танцовщицы. А принц Корнелиус, страдающий от проклятия и ставший зверьком, стал собирательным образом из европейских сказок. 

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Концепт Гвендолин из артбука

В отличие от Princess Crown, в новой игре планировалась озвучка. И вначале расчёт был на то, что диалоги займут полтора часа. Но когда Камитани дописал сюжет, вышло более пяти часов диалогов, которые требовалось озвучить. Джорджа и так пришлось останавливать, так как он планировал писать ещё одного героя, а также написать подробную историю для Одина. А то название игре дали Odin Sphere, а про Одина в игре маловато.

И вы логично спросите, а кто спонсирует столь масштабный проект? Издать новую игру Камитани вновь согласилась студия Atlus, помогло знакомство с Hideyuki Yokoyama (Хидеюки Ёкояма), который и протолкнул игру. Но теперь отношения стали прохладнее. Продюсером выступил новичок Atlus Акиясу Ямамото, а в самой студии не спешили с релизом. Vanillaware закончила разработку в 2006 году, и Odin Sphere была полностью готова к продаже в Японии. Кентаро Ониси в спешке удаляет последние баги, игру отдают Atlus, но там говорят ждать. В 2006 году в Японии вышла Shin Megami Tensei: Persona 3, и она отлично собирала деньги. Выпуск новой ролевой игры, пусть даже двухмерной, Atlus сочла неудачным финансовым решением, поэтому Odin Sphere отложили до 2007 года.

Для команды Vanillaware в этом были как плюсы, так и минусы. Минус очевиден – сидеть без денег и ждать, когда уже твою игру выпустят в продажу, проблематично, ведь на что-то надо жить. Да и Камитани с командой помнили опыт Princess Crown. Промедление всегда опасно, ведь в случае с Princess Crown получилось так, что консоль, на которую выпустили игру, стала неактуальной. Хотя новое консольное поколение уже вышло, у PS2 оставалась огромная база игроков, ведь долгие годы она оставалась самой продаваемой консолью. Но кто знает, что будет в этом 2007-ом?

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Плюс же заключался в том, что Atlus решила почти одновременно выпустить игру в США. Да, причём только в США – европейский релиз случится лишь в 2008 году. Но когда игру начали переводить, всплыли проблемы. Прежде всего, речь шла об озвучке. Огромное количество диалогов дублировать на английский вышло очень дорого, поэтому Atlus решили сэкономить и озвучку второстепенных персонажей отдали сотрудникам самой Atlus. А ещё в Odin Sphere диалоги нельзя прокрутить вручную – они идут в заданном игрой темпе и визуально выполнены в виде облаков. Поэтому реплики необходимо уложить в тайминги, что вновь давало дополнительную работу. Всё это вылилось в снижение качества дубляжа, хоть на основные роли и взяли качественных актёров.

Ну и с текстом были проблемы, ибо оригинальные фразы на японском хорошо вмещались в облака диалогов, а вот уже перевод на английский вместить в тот же объём облака проблематично, ведь есть такие кандзи, которые вмещают в себя по два-три слова на английском, а в японском это всего лишь иероглиф. И знаете, что забавно? Европейский релиз (иронично – выпущенный под издательством Square Enix), состоявшийся почти через год, изменён в плане отображения диалогов. Вместо облака диалогов использовали нижнюю часть экрана как субтитры. То есть если бы не торопились с релизом в Америке, то проблем с текстом бы не возникло, ведь был вариант переделать. Ну а изначально Odin Sphere выходит в Японии и США в мае 2007 года. Эксклюзивно для PlayStation 2.

Геймплейно Odin Sphere я бы назвал Princess Crown «на максималках». Это всё тот же 2D-экшен с элементами RPG, но теперь очень сильно изменилась боевая система и появилось множество механик. И давайте сразу поясню – если вы играли в Odin Sphere Leifthrasir, ремейк оригинала для PS Vita, PS3 и PS4, то вы играли в другую игру. Которая 1 в 1 копирует сюжет, но геймплейно – речь о двух разных играх, пусть и в обеих можно бить врагов нажимая на квадрат.

Оригинальная Odin Sphere предлагает игроку две прокачки: прокачка Псайфера (вашего оружия) и прокачка здоровья персонажа посредством поедания всего съестного, что вам попадается. От уровня Псайфера зависит не только урон оружия, а ещё и его новые возможности и количество их применения. Это важно, потому что пройти Odin Sphere просто нажимая на атаку будет тяжело, даже если выбрать уровень сложности Easy. Помимо навыков для победы в бою нужно применять алхимию, а это вообще отдельный разговор. Тут целая наука: отдельно качаются ёмкости для зелий, в зависимости от уровня ёмкости будет меняться получаемое варево, а если мы говорим о двузначном уровне бутылки, то, сделав варево в ней, мы ещё получим Фозоны – это то, за счёт чего качается Псайфер, наше оружие.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

И да, это напоминает Princess Crown, где тоже сложно было победить без использования магических кристаллов. В Odin Sphere атакующие зелья, по сути, и заменили магические кристаллы, а к этому добавили ещё и волшебные навыки оружия.

Осталась знакомая система выносливости. Персонаж может где-то 3 раза выполнить комбо, после чего дыхалка даёт о себе знать, и мы стоим, переводим дух. Поэтому динамика геймплея хоть и выше, чем в Princess Crown, но всё ещё ограничена злополучной полоской выносливости.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Никуда не делась и система выращивания еды. Однако теперь еда мало того что качает максимальный уровень здоровья, так ещё и её выращивание требует Фозоны. А именно за счёт фозонов становится сильнее наше оружие, поэтому после битвы фозоны летают вокруг, а мы вольны выбирать: посадить семена, чтобы за счёт фозонов вырастить еду, или же впитать их в себя, а семена потратить, например, на улучшение алхимических бутылок.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Экипировка тоже на месте. Надеть на персонажа также можно лишь одну вещь, но, в отличие от Princess Crown, с нас её не могут сбить, и никакие мерзкие гоблины её не своруют. Инвентарь также ограничен и необходимо искать (например, в магазине) новые сумки. Если в Princess Crown была лишь одна активная сумка, а к остальным можно получить доступ после битвы, то в Odin Sphere можно всегда использовать всё, что у тебя есть.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Может показаться, что игра стала легче, но всё же основной сложностью Princess Crown для меня был японский язык. Геймплейно же она довольно проста, нужно лишь освоиться. К Odin Sphere это тоже применимо, но осваиваться придётся намного дольше, потому что Vanillaware не просто придумали какие-то механики «чтобы было», а вписали их в геймплей, и их необходимо учитывать.

Драться без алхимии опрометчиво. Многие враги могут либо отравить, либо поджарить, а статус-эффект легко скидывается соответствующим зельем. Если же игнорировать то, что тебя отравили, то на ранних этапах можно отлететь в могилу за одну-две минуты чисто от яда, без дополнительного урона. При этом статус-эффект отравления или поджога суммируется и урон становится выше, поэтому надо либо быстро убивать отравляющего врага, либо всё же пить зелье, потому что накопленное отравление даже под конец игры, персонажу с тысячей ХП, будет неприятно.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Да что там – даже торговля стала самобытной механикой, где надо отсчитать торговцу монеты нужного номинала, а если их нет – то получить сдачу мелочью и потом муторно платить другому торговцу монетками с минимальной ценностью. Кстати, за деньги, и принеся с собой ингредиенты, можно поесть в кафешке, но кафе доступно лишь в определённых главах.

Игровой процесс Odin Sphere разделён на уровни, в отличие от открытого мира Princess Crown. Понять это можно, ведь какой открытый мир – PS2 и так теряла кадры в секунду, когда на экране было несколько врагов и они выпускали несколько снарядов, или если вокруг пылал огонь, а вы используете зрелищный навык своего Псайфера. А вот сами уровни напоминают карту времён Princess Crown. Только локации теперь зациклены – бегать слева направо или справа налево можно хоть до бесконечности. Выход отмечен отдельным сектором. Уровни в каком-то смысле нелинейны: можно стремглав мчаться к боссу, а можно идти окольными путями, найти все возможные сокровища и получить все фозоны на уровне.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Помимо всего геймплейного разнообразия, OdinSphere увлекала сюжетом. Если в Princess Crown он был хорош (для игры 97 года), то в OdinSphere он прекрасен. Сказывается чёткое понимание того, что хотел Камитани как сценарист и руководитель разработки.

Здесь мог бы быть краткий пересказ сюжета, но он бы не влез ни в рамках ограничений по знакам, ни в рамках ограничений на вставляемые медиа. Поэтому рекомендую оценить видеоверсию, где есть и часть про сюжет:

Если кому-то будет интересен текстовый пересказ сюжета - напишите, опубликую отдельным постом.

Odin Sphere после релиза. Ремейк

Успех Odin Sphere не ограничивался продажами. В 2007 году издание IGN признало Odin Sphere ролевой игрой года. Всё же Mass Effect вышел в конце 2007-го и не вошёл в список номинантов. Но это одна из многих наград.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

С продажами всё было прекрасно. В Японии игра держала топ-3 по продажам в течении нескольких недель. В США Odin Sphere вошла в топ-20 по продажам за месяц после релиза, при этом Odin Sphere оказалось единственной игрой в этом топе, не являющейся сиквелом или игрой по лицензии. Altus же напечатала ограниченный тираж и его быстро раскупили. По официальным данным, за год было продано 350 тысяч дисков с игрой, и только в 2011 году игра стала доступна в цифровом виде в PlayStation Network, где тоже продолжала продаваться хорошим тиражом.

Но всё это – лишь начало. С помощью Odin Sphere Vanillaware заработала себе имя. Пусть и не слишком громкое, но и это имя было слышно. Хотя это не способствовало продажам следующей игры студии, а если точнее – предыдущей, но это тема следующего ролика… Конкретно у Odin Sphere всё было хорошо. В США об игре говорили даже по ТВ. Было такое шоу – X-Play, в России его крутили по каналу Рамблер. И в одном из выпусков уделили внимание Odin Sphere.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Это не значит, что игра – шедевр без единого минуса. У PS2-версии были проблемы. В основном выделяют две: просадка кадров в секунду в масштабных битвах и очень долгие загрузки. Увы, эмуляция не способна передать эти загрузки, но в олдовых обзорах это наглядно видно. Но вы знаете, я отсмотрел где-то пять стареньких обзоров оригинальной Odin Sphere, и в них к этим косякам производительности относятся с пониманием. Дескать: «Ну вы видели, как круто прорисована эта игра? Да чёрт с ним, пусть слегка потормозит».

После успеха Odin Sphere у Vanillaware начался новый этап жизни. Джордж Камитани со временем перестал есть хлебные корки, и более того, появилась возможность сделать ремейк. В 2013 году Vanillaware совместно с Atlus решают вспомнить былое и ещё раз сделать ту самую игру, что стала первой в рамках сотрудничества Vanillaware и Atlus. План был скромный: освежить текстурки, где-то модельки может подрисовать и выпускать. Но Кентаро Ониси, возглавивший разработку ремейка, посмотрел на ресурсы у него на руках и сказал, что полностью переделает игру. Поэтому повторюсь, Odin Sphere и Odin Sphere Leifthrasir – разные игры с точки зрения геймплея. Кстати, в названии ремейка скрыта ещё одна отсылка к скандинавской мифологии. В мифах о Рагнарёке сказано, что когда Сколль, сын волка Фенрира, поглотит солнце, а море выйдет из берегов, в роще Ходдмимир укроются Лив и Ливтрасир, мужчина и женщина, что станут прародителями нового поколения людей.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Геймплейно изменилось примерно всё. Игра стала где-то в 10 раз динамичнее, по моей субъективной оценке. Больше никакой стамины – бей сколько влезет, да ещё и кнопку уклонения завезли. Прокачку персонажей сделали новую, с нуля. Еда осталась важной частью игры, и она всё ещё увеличивает здоровье, но, помимо этого, персонаж растёт в классическом понимании опыта. Поглощённые фозоны можно использовать для открытия новых активных и пассивных навыков. Ещё есть пассивки, открываемые за получаемый уровень, а не фозоны. В итоге получается около пятидесяти навыков, какие-то повторяются, но где-то половина уникальна для каждого героя.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Очки опыта дают как побеждённые враги, так и еда. В местах с магазинами на уровнях теперь появился повар, и приготовленная им еда намного сильнее повышает и опыт, и максимальный уровень здоровья. Ну и кафе из оригинальной Odin Sphere остались на месте, но теперь готовят только за валюту, нести им еду не надо. И да, валюты теперь тоже две. Одна для кафешек, а вторая только для магазинов.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Активных навыков аж два типа: первые используют полоску POW, аналогичную выносливости, только отвечающую за спецприёмы, а второй тип приёмов расходует внутренний запас фозонов персонажа. Второй тип приёмов невероятно разнообразен: помимо классических мощных атак по области, каких-то невероятно усиленных ударов, там ещё есть уникальные механики. Корнелиус, к примеру, способен превратиться в электрический импульс, перемещающийся по карте. А Мерседес может превратить овощи, которые используются для готовки, в восставшую армию по уничтожению врага. Не все такие механики реально работоспособны как некий полноценный билд, но все они работают и, как минимум, способны повеселить.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Алхимию также изменили. Она стала доступней и больше не было такого, что неправильное скрещивание бутылок могло дать склянку нулевого уровня. И зелий десятки: магические атакующие, временно повышающие атаку или защиту, увеличивающие количество получаемых денег с врагов и даже короткое бессмертие есть. Кроме геймплея решено было избавиться от любительского дубляжа, выполненного силами англоязычных сотрудников Atlus.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Получилось нечто среднее между двумя «коронами». Princess Crown и Dragon’s Crown, к которой нам ещё предстоит дойти. Все удачные механики «короны принцессы» смешали с драйвовым экшеном «драконьей короны» и получилась одна из лучших 2D-игр. Leifthrasir разрабатывалась неспеша – у студии было время и ресурсы. После начала разработки в 2013-ом, об игре заявили публично лишь в 2015-ом, а уже в 16-ом Leifthrasir выпустили в релиз.

Leifthrasir в плане продаж побила рекорды оригинала. Что не так уж и удивительно, ведь количество играющих людей с каждым годом лишь растёт. Так вот, в Японии игра держалась в топ-1 по продажам на PS Vita, в топ-2 для PS4 и топ-10 для PS3. Во всём мире таких мощных результатов не было, но вот версия для PS Vita заняла вторую строчку в мировом чарте продаж PlayStation Network.

Odin Sphere. Шедевр вопреки Компьютерные игры, Игровые обзоры, Видеоигра, Ретроспектива, Видео, YouTube, Длиннопост

Но если мы вернёмся в 2007 год, к релизу оригинальной Odin Sphere, то там всё было не так радужно для Vanillaware, и конкретно для Джорджа Камитани. Разработка Odin Sphere съедала деньги, а заработка на момент релиза не было. Бонусом шло годовое ожидание до релиза из-за прихоти Atlus. Вроде бы было понимание, что студия разработала хорошую игру, но Princess Crown тоже была неплоха, однако денег не принесла. Поэтому Vanillaware просто не могли ждать релиза Odin Sphere целый год, нужно было как-то зарабатывать деньги. И это нужда денег привела к игре, которая вышла до релиза Odin Sphere.

Но о ней мы поговорим в следующий раз...

Лига Геймеров

44.2K поста88.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач