Как мотивировать студента рейтингом

Как мотивировать студента рейтингом Обучение, Дистанционное обучение, Образование, Высшее образование, Образование в России, Бизнес, Бизнес по-русски, НГУ, ВУЗ, Новосибирск, Экономика, Цифровая экономика, Микроэкономика, Геймификация, Рейтинг, Социальный рейтинг, Психология, Мотивация, Личный опыт, Преподаватель, Длиннопост

В далеком 2011 ко мне обратился Декан Экономического факультета НГУ с предложением начать вести курс “Основы бизнеса” для студентов первого курса


Предложение было принято


Формат: одна пара-лекция в неделю для 100+ студентов


Нужно было придумать правило - как и за что выставлять итоговую оценку по курсу


Решение - у студента в течение недели после лекции есть возможность / шанс выполнить задания, выполняя которые он зарабатывает баллы


Набери 100 баллов - получи пятерку в зачетку; 80 - четверку; остальные - тройку


Сознательно в данной модели отказался от кнута - кошмарения двойками и отчислениями


Было интересно работать на позитивной мотивации и с опорой на осознанную активность студентов - “это же ценный курс с практической точки зрения - в отличии от мракобесной микроэкономики и т.п.” (думал я:)

В итоге гипотеза про сознание студентов - не сработала :)


За 8-9 занятий 50%+ студентов набрали 100 баллов, а остальные набрали больше 60


Что после этого случилось?


Правильно - полный game over


На единственную пару в неделю стало приходить 20-30 человек - не самая вдохновляющая картинка для поточной аудитории :)


Выполняемость заданий упала процентов на 80. Тоже - не самое приятное чувство - стараешься, даешь ценные задания, а тебя - вежливо игнорят


В итоге - за полтора месяца до окончания курса по сути был потерян смысл: студентам - учиться, мне - преподавать


Пришлось провести работу над ошибками


На следующей год правила “игры на курсе” поменялись

Появился рейтинг и новые правила!!!


Топ-30% в рейтинге на момент окончания курса - получают “отлично”. Следующие 40% - “хорошо”; остальные “удовлетворительно”


С тех пор прошло уже почти 10 лет, но я до сих пор помню контраст “было/стало” использования двух разных моделей оценивания


Каждую неделю запускался новый раунд игры, который очень хорошо держал внимание студентов и мотивировал их выполнять задания - майнить баллы - завоевывать новые места в рейтинге


В первый год использовал таблицу в гугл-док:

Как мотивировать студента рейтингом Обучение, Дистанционное обучение, Образование, Высшее образование, Образование в России, Бизнес, Бизнес по-русски, НГУ, ВУЗ, Новосибирск, Экономика, Цифровая экономика, Микроэкономика, Геймификация, Рейтинг, Социальный рейтинг, Психология, Мотивация, Личный опыт, Преподаватель, Длиннопост

Маховик - “выполнил задание - заработал баллы - твоя позиция в рейтинге изменилась” - заработал с очень приличной скоростью


А эксперимент с подкрашиванием первых трех мест в рейтинге еще и обострил борьбу в сегменте “отличников” (те, кто претендовал на “отл” по курсу)

Как мотивировать студента рейтингом Обучение, Дистанционное обучение, Образование, Высшее образование, Образование в России, Бизнес, Бизнес по-русски, НГУ, ВУЗ, Новосибирск, Экономика, Цифровая экономика, Микроэкономика, Геймификация, Рейтинг, Социальный рейтинг, Психология, Мотивация, Личный опыт, Преподаватель, Длиннопост

В последующие годы, с прокачкой it-компетенций - завели отдельную страничку на нашем сайте - с аватарками и более тонким подкрашиванием позиций в рейтинге:

Как мотивировать студента рейтингом Обучение, Дистанционное обучение, Образование, Высшее образование, Образование в России, Бизнес, Бизнес по-русски, НГУ, ВУЗ, Новосибирск, Экономика, Цифровая экономика, Микроэкономика, Геймификация, Рейтинг, Социальный рейтинг, Психология, Мотивация, Личный опыт, Преподаватель, Длиннопост

В итоге формула “курса/игры” оказалась весьма удачной - по ней проводил курс последующие 7 лет:


- в удовольствие транслировал нужное содержание

- как мог - добивался его закрепления за счет выполнения заданий студентами

- а студенты - были в целом довольны (проводил опрос-анкетирование после окончания курса)

Кстати, на один из вопросов анкеты “чем запомнился курс” - каждый год были ответы - “рейтингом” :)

Как мотивировать студента рейтингом Обучение, Дистанционное обучение, Образование, Высшее образование, Образование в России, Бизнес, Бизнес по-русски, НГУ, ВУЗ, Новосибирск, Экономика, Цифровая экономика, Микроэкономика, Геймификация, Рейтинг, Социальный рейтинг, Психология, Мотивация, Личный опыт, Преподаватель, Длиннопост

Ну а закончился курс тоже в виду изменения “правил игры” :)

Изначально курс был “обязательной дисциплиной” для всех студентов эконома


В 2020 году его сделали “курсом по выбору”


По инерции / рекомендациями на него также “записалось” 100+ студентов - первокурсников


Но вал заданий, которые надо выполнять - майнить баллы - оказался уже не таким радостным явлением для студентов


Можно было выбрать много других курсов, где практически не надо ничего делать


Разъяснения, что вы можете не выполнять задания если вам не интересно / некогда / не хочется - эффекта не имели


С каждым разом видел все больше и больше грустных лиц, жалеющих о том, что не выбрали курс похалявней

А в итоге случился локдаун и всех перевели на “дистанционку”


Воспользовавшись удобным поводом - решил “закрыть курс” (хотя инструментами для дальнейшего ураганного обучения в онлайне был вооружен как никто другой)


А рейтинги с успехом использовал и использую уже в других проектах - как средство для создания дополнительной позитивной мотивации