Египетская Золушка
Давным-давно, на древней земле Египта, где Нил несет свои воды в Средиземное море, жила девушка по имени Родопис, она родилась в Греции, но была похищена пиратами, которые привезли ее в Египет, где и продали в рабство.
Ее владелец, был добрым стариком, который проводил большую часть своего времени, дремая под сенью тенистого дерева. Из-за этого он никогда не видел, как его дочери насмехались и дразнили Родопис, потому что она отличалась от них. Их волосы были прямыми и черными, в то время как ее были золотыми и вьющимися. Они были кареглазыми, а у нее были красивые зеленые глаза. Их кожа была темной, а у Родопис была нежная бледная кожа.
Они заставляли ее упорно трудиться, крича на нее весь день: "Пойди на реку, и выстирай одежду", "Почини наши платья", "Прогони гусей из сада", "Испеки хлеб". У нее не было никаких друзей, кроме животных. Она приучила птиц - клевать зерно из ее руки, обезьяну - сидеть на ее плече, и даже носила на Нил старому бегемоту свежую траву.
Вечером, она спускалась к реке, чтобы побыть со своими друзьями, и как бы не уставала от работы, танцевала и пела для них. Однажды, старик-хозяин проснулся и увидев, был восхищен ее танцем. Он также решил, что столь талантливая танцовщица не должна ходить без обуви, и заказал для нее специальную пару шлепанцев. Сандалии были кожаными, но изящными и позолоченными.
С тех пор дочери хозяина еще пуще невзлюбили Родопис, поскольку только у нее были такие красивые сандалии. Однажды в городе проходил праздник. О, как хотела Родопис пойти с дочерьми хозяина на это зрелище. Поскольку кульминацией таких событий становились праздничные гуляния с танцами, пением, и широкой торговлей различными сладостями.
Дочери хозяина приготовились уезжать, надели самую красивую одежду, в которой покрасовались перед ней и дали ей много хозяйственных работ, с наказом завершить все до их приезда. Грустная Родопис стирала белье в реке, когда накатившая волна намочила ее позолоченные сандалии. Она быстро вытерла их, и положила на солнце, для просушки. Продолжая стирать, она вдруг увидела спикировавшего сокола, который схватил одну из ее сандалий, и улетел.
Родопис вся затрепетала, поскольку поняла, что этим соколом был Гор (Бог Гор, покровитель фараонов, мог принимать образ сокола).
В это время в Мемфисе, фараон сидел на площади и разбирал судебные дела. Фараон сидел на троне, слушал и откровенно скучал. Он предпочел бы лучше мчаться в своей колеснице поперек пустыни.
Пролетавший мимо сокол внезапно снизился, и уронил на колени фараона красивую позолоченную сандалию. Он хоть и был удивлен, но понял, что это было знаком от Гора. Восхищенный фараон, представляя красоту ножки, которую должна была украшать эта сандалия, приказал разыскать ее владелицу, с тем, чтобы жениться на ней, и сделать царицей Египта. Но поиски ничего не дали, и тогда фараон, снарядив корабль, пустился в путь, вниз по течению Нила.
Каждый раз, когда его корабль приставал к берегу, девушки из ближайших окрестностей могли примерить золоченую сандалию. В один прекрасный день, корабль фараона пристал к берегу прямо перед домом Родопис, все услышали звуки гонга, рева труб, и увидели фиолетовые шелковые паруса.
Дочери хозяина Родопис тоже побежали к кораблю, чтобы примерить сандалию, и когда они ее увидели, то признали в ней сандалию Родопис, но они не сказали ничего и пытались всунуть свои ноги в нее.
Фараон все же узнал о Родопис и попросил, чтобы она тоже примерила сандалию. Она одела ее на свою миниатюрную ногу и достала вторую. Фараон объявил всем, что она будет его царицей. Дочери хозяина выкрикнули, что она была рабыней и даже не египтянка. На что фараон ответил, "Она является лучшей египтянкой из всех, а ее глаза, столь же зелены как Нил, ее волосы столь же пушисты как папирус, а кожа нежнее цветка лотоса."
Спокойно, Винни! Это все полный бред из одной темки вконтактике, а ты что думал? Сейчас разберемся. Египетский прототип Золушки по имени Родопис действительно существует, это одна из самых первых записанных вариаций этой истории. Оригинал (точнее самое раннее из сохранившихся упоминаний) мы находим у древнегреческого автора Страбона в его сочинении "География" (нач. I в. н.э.) в семнадцати книгах, если точнее -- то в семнадцатой. Страбон пишет, очевидно, пересказывая местные легенды:
Пирамида эта называется «Гробницей гетеры»; она построена любовниками гетеры, которую Сапфо, мелическая поэтесса, называет Дорихой, возлюбленной ее брата Харакса, привозившего в Навкратис на продажу лесбосское вино; другие же называют ее Родопис. Они рассказывают мифическую историю о том, что во время купания орел похитил одну из сандалий Родопис у служанки и принес в Мемфис; в то время когда царь производил там суд на открытом воздухе, орел, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Царь же, изумленный как прекрасной формой сандалии, так и странным происшествием, послал людей во все стороны на поиски женщины, которая носила эту сандалию. Когда ее нашли в городе Навкратисе и привезли в Мемфис, она стала женой царя; после кончины царица была удостоена погребения в вышеупомянутой гробнице.
Речь идет, судя по всему, о пирамиде Микерина (2540-2520 гг. до н.э.).
Более поздний пересказ той же истории можно найти у римского автора Клавдия Элиана (II-III вв н.э.) в его сборнике баек под названием "Пестрые рассказы":
Египтяне рассказывают, что гетера Родопида была редкой красавицей. Однажды, когда она купалась, случай, подчас приводящий к самым удивительным и неожиданным вещам, даровал ей счастье, соответствовавшее скорее красоте, чем душевным достоинствам этой девушки. Пока Родопида была в воде, а служанки сторожили на берегу ее одежду, с неба слетел орел, схватил одну из сандалий и вновь исчез. Он принес свою находку в Мемфис, как раз когда Псаммитих творил там суд, и бросил ему на колени. Псаммитих был восхищен красотой сандалии, искусством того, кто ее делал, и, наконец, чудесным поступком птицы. Поэтому он велел по всему Египту искать хозяйку сандалии. Когда Родопиду нашли, царь взял ее в жены.
О каком таком Псаммитихе речь, не сказано, а было их пять штук, все из Позднего периода, VII-V вв. до н.э. Откуда Элиан взял это имя? А бог его знает. Но в период попал, ведь примерно в VI веке до н.э. жила вероятная прототип героини сказки - греческая гетера Родопис. Ее историю без всяких прикрас рассказал Геродот (V век до н.э.) в своей "Истории":
Некоторые эллины думают, что это пирамида гетеры Родопис, но это неверно. Они утверждают так, очевидно не зная, кто была Родопис. Иначе ведь они не могли бы приписать ей постройку такой пирамиды, для чего, вообще говоря, потребовались бы тысячи и тысячи талантов. Кроме того, Родопис жила во времена царя Амасиса, а не при Микерине, т. е. много поколений позднее строителей этих пирамид. Родопис происходила из Фракии и была рабыней одного самосца, Иадмона, сына Гефестополя. (...) А Родопис прибыла в Египет; ее привез туда самосец Ксанф. Прибыв же туда для занятия своим “ремеслом”, она была выкуплена за большие деньги митиленцем Хараксом, сыном Скамандронима, братом поэтессы Сапфо. Так‑то Родопис получила свободу и осталась в Египте. Она была весьма прелестна собой и потому приобрела огромное состояние – для такой, как Родопис, – но далеко не достаточное, чтобы на него построить такую пирамиду.
Итак, можно предположить следующее. Жила-была в Древней Греции, веке так в VI-м, симпатичная гетера-куртизанка-проститутка по имени Родопис (причем, возможно, это творческий псевдоним, "Румяная", "Краснощекая", а настоящее имя было Дориха). Ее продали в Египет, там ее встретил брат поэтессы Сапфо и влюбился в нее, выкупил ее и дал ей свободу. Она начала работать уже на себя, разбогатела и стала очень известной ("так прославилась, что каждый эллин знает имя Родопис"). В дальнейшем вокруг ее жизни начала складываться легенда, мол, куртизанка обольстила египетского фараона и он построил ей целую пирамиду. Рассказывали это, понятное дело, не египтяне, а заезжие в те краи греки. Геродот, живший спустя сто лет, считает реальность Родопис несомненной и приводит доказательства в виде ее подношений в храм ("еще и поныне эти вертелы лежат в куче за алтарем, воздвигнутым хиосцами, как раз против храма"), а легенды, связанные с ней – нелепой выдумкой. Но байка, очевидно, оказалась живучей, раз через 500 лет о ней рассказал Страбон.
Когда ко всему этому прибавилась история с унесенной птицей сандалией?
Лига египтологов
424 поста3.7K подписчика
Правила сообщества
Можно постить:
— все, связанное с Древним Египтом;
— Птолемеев тоже к нам!
— можно все, вплоть до вторжения арабов;
— египтомания и псевдо-египетский стиль в искусстве;
— при желании можно добавить и ближайших соседей египтян (Куш, Месопотамия и др.)
Не приветствуется:
— шокирующие срывы покровов в стиле Рен-тв, пирамидосрач (если пост не о разоблачении таких теорий)
— фотки с отдыха без информационного содержания, отели, реклама, туризм.