Серия «Записки аванТуриста»

35

Базар и немцы

"Отсель грозить мы будем венгру!" - Сказал однажды Пётр I и приказал строить крепость.
Падажди...

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Действительно, чего я несу? Я всё напутал. Во-первых, не венгру, а немцу. Во-вторых, не грозить, а очень даже плодотворно сотрудничать. А в третьих, это был не Пётр I, а Пётр II. И оба не те Петры про которых вы подумали. Мушаты - фамилие у них такое - из династии, правившей Молдавским Княжеством в XIII-XVI веках.
Вот именно Пётр II Мушат и решил, что вся эта толпа колонистов, купцов из Саксонии, монахов из Франконии и рыцарей Тевтонского ордена, уже облюбовавших земли восточной Трансильвании и активно занимавшихся торговлей на землях западной Молдавии, нужно как-то организовать. Следить чтобы полагающиеся пошлины платили, беспорядки не нарушали и вообще подрывной деятельностью не занимались, ну и всё такое. Таким образом было решено возвести на вершине холма башню со всевидящим оком, чтобы зыркать им по всей долине. Крепость с башней возвели аккурат над тем местом, где процветала бурная торговля. Потому и назвали то место Тыргу Нямц, что переводится очень просто - "Немецкий рынок".
Вот такой невзрачной показалась мне крепость снизу. Вроде как такая беспорядочная груда камней.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Но все же постепенно поднимаясь на гору Тимуш, я увидел что объект фортификации значительно серьёзнее, чем казался снизу.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Туристы шумною толпою к Нямецкой крепости идут.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Но конечно же в те "петровские" времена крепость была совсем другой. Это было по большей части земляное сооружение, укреплённое брёвнами.
Идея о реконструкции крепости в камень возникла еще во времена правления Александра Доброго. Однако тогда все силы сосредоточили на строительстве дорог, которые должны были соединить все приграничные крепости княжества. Дорога от престольной крепости Сучава до Тыргу Нямц точно была построена, длинной примерно 80 км.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Удивительно, но нашел такое на территории монастыря, где и есть последнее пристанище Александра Доброго (Чел Бун)

А уже при правлении самого известного молдавского господаря, Стефана III Великого (который Штефан Чел Маре), Нямецкая крепость приобретает приблизительно нынешний вид.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Ну как нынешний... Сейчас это уже жалкие остатки. С начала XVI века много чего утекло и смыло в Чёрное море. Дальше крепость только деградировала. И это не удивительно.
Уже во времена правления Петру Рареша (сына Стефана Великого) по приказу Сулеймана Великолепного столицу княжества перенесли из Сучавы в Яссы, где не было фортификаций. Поближе к "начальству", подальше от плохо контролируемых северных территорий, как говорится. Так и этого мало. Турки приказали передать под управление и все приграничные крепости. "Так не доставайся же ты никому!" - сказал чуть позже Александру Лэпушняну и приказал сжечь Нямецкую и почти все другие крепости.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Потом даже её умудрились частично восстановить. Это произошло при господарях Петре Шкёпул и Василии Лупу. В 1600 году пыркэлаб (начальник гарнизона) крепости любезно распахнул ворота перед войском Михаила Храброго (Михай Витязул), валашского правителя, который первым предпринял попытку объединения дунайских княжеств.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Александр Добрый, Михаил Храбрый и Стефан Великий... Вроде бы. Насколько я разбираюсь в молдавских и валашских правителях. Последний селфится с какой-то туристочкой.

Но почти весь XVII век, во время правления династии Кантемиров, крепость раз за разом завоёвывалась поляками. И в конце концов окончательно пришла в упадок и была разрушена во время австро-турецкой войны в самом начале XVIII века, при Михае Раковице.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

И лишь в 1866 году, как раз в том году, когда господарский престол уже объединенного румынского государства, вплоть до провозглашения республики заняли представители династии Гогенцоллерн фон Зигмаринген, Нямецкая крепость получила статус памятника истории и стала охраняться государством.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Однако это всё означало, что стенам просто не дадут разрушаться. А о восстановлении никто пока речи не вёл.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

И лишь в 2009 году наконец-то произошла наиболее масштабная реконструкция объекта туризма. Тогда не только частично были восстановили разрушенные стены, там где это было возможно. Во внутренних помещениях крепости были открыты различные постоянные экспозиции, рассказывающие о быте и нравах фортификационного укрепления в период его расцвета.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Вот так выглядела крепость во времена Стефана Великого

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Молдавский воин в походном облачении

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Щит с гербом Молдавского Княжества

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

- Скажите, а у вас нет отдельного кабинета?

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

- Может по 200 грамм накатим, пока трон свободен?

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост
Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост
Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Всё так же хорошо обозревается долина реки Нямц

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Не хотел бы я сюда попасть. Чёрная темница. Так сказать ШИЗО крепости.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Да и сюда не горю желанием. Капкан "мышеловка". Хорошо замаскированная яма сразу за внешними воротами. Туда падали окрылённые победой, но невнимательные завоеватели.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

Нет, уж лучше я буду выбираться наверх.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост

- Пиши далее. Поелику мы зело на само... автобус опаздываем.

Итак, чтобы не опаздывать на автобус я быстро фиксирую факт взятия ещё одной достопримечательности и удаляюсь к восточной границе Молдавского Княжества.

Базар и немцы Румыния, Туризм, Путешествия, Крепость, Поездка, Длиннопост
Показать полностью 23
18

Ключи от юрского периода

Нет, я не буду ни клонировать ни показывать древних ящеров. Обойдёмся лишь вычитанным где-то мною фактом, что активное формирование Карпатских гор в целом происходило приблизительно 200 млн. лет назад, то есть как раз в юрский период. Ну а дальше тектоника и эрозия все это рихтовали и приводили к совсем уж современному виду

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

К эрозионной составляющей относится и история о том, как на протяжении многих тысяч и миллионов лет вроде невзрачная речка Биказ пробивала себе дорогу между скал. Что и привело к появлению одного из самых живописных ущелий в Южных Карпатах. Ущелье Биказ (Cheile Bicazului).

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

Дорога, соединяющая западную Молдову и восточную Трансильванию петляет вместе с рекой меж скал, которые местами вздымаются над дном ущелья на 300 метров

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

Затем, выпрыгивая из гранитных тисков серпантином поднимается на очередную скалу

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост
Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

А потом подныривает под более неприступную скалу

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост
Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

Туннель "ущелье Биказ - Красное озеро". Длинна 155м

Рядом, уже почти 20 лет как заброшенный и недействующий туннель

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

А соседние скалы безмолвно за всем этим наблюдают. Радуясь, что в такое раннее прохладное утро ещё нет альпинистов, взбирающихся на них.

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост
Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост
Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

Вход в самое узкое место ущелья, которое называется "Gâtul Iadului", что означает "Глотка ада".

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост
Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

Кроме того это место считается альпинистским раем. Ну так по крайней мере пишут в разных путеводителях.

В общем, что сказать. Словами это описать трудно. Даже фото отражает лишь малую часть всего того великолепия от которого у меня перехватывало дух. К тому же я так скоропостижно собирался в ту поездку, что не смог найти шнур для зарядки своей камеры и пришлось оставить её дома и снимать всё на кроссовок.

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост
Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

Ну а где же обещанные ключи от юрского периода? Да вот они.

Ключи от юрского периода Горы, Скалы, Ущелье, Румыния, Туризм, Путешествия, Красота, Красивый вид, Карпаты, Длиннопост

"Ключи от Биказа"

Мы здесь имеем дело с некоторой игрой слов. Дело в том, что слово "chei" в румынском является омонимом и означает не только "ущелье", а даже чаще всего "ключи". Так что "Cheile Bicazului" можно неправильно перевести и как "ключи от Биказа"

Где находится

Показать полностью 15
12

О цветовой дифференциации озер

Подставило ты меня, озеро! Когда меня туда везли я реально думал что оно красное. Ну пускай даже рыжее, думал я. А оно оказалось совсем не красным. В общем, озеро как озеро.

О цветовой дифференциации озер Румыния, Путешествия, Горы, Карпаты, Озеро, Горное озеро, Красивый вид, Видео, YouTube, Длиннопост

Озеро как озеро! Убери горы, лес и что останется?

А с чего вообще решили, что оно красное? Почему оно называется Lacu Roșu (что в буквальном переводе с румынского и означает "Красное озеро")? Тому есть два объяснения. И первое чисто научное: полагают что один из ручьев, впадающих в это озеро приносит в него много окиси железа, которое вымывается из окружающих скал. Но что-то я этого особо не заметил. Может прошедшие не так давно в этом регионе проливные дожди смыли в озеро много грязи и оно временно помутнело?

О цветовой дифференциации озер Румыния, Путешествия, Горы, Карпаты, Озеро, Горное озеро, Красивый вид, Видео, YouTube, Длиннопост

Вторая же версия более иносказательная, хотя и основывается на вполне себе достоверном геологическом факте: озеро хоть и является естественным, но его возраст по геологическим меркам просто грудничковый. С момента его образования не прошло и 200 лет. Как так? А вот так. Все случилось 11 января 1838 года, когда в результате землетрясения обрушилась часть скалы, которая и стала естественной дамбой перекрыв речушку Биказ.

О цветовой дифференциации озер Румыния, Путешествия, Горы, Карпаты, Озеро, Горное озеро, Красивый вид, Видео, YouTube, Длиннопост

А вот и она, скала.

Вот злые языки и утверждают, что под своей 10-метровой толщей воды озеро и похоронило целую деревушку вместе с ее жителями. Отчего и стало "Красным", взяв на себя кровь невинно убиенных. Интересно, что изначально, на языках имевших распространение в этой местности озеро именовалось Gyilkostó (венг.) и Mördersee (нем.), что и в том и другом случае переводится как "Озеро-Убийца". Однако этнографы скучно заявляют, что не было никакой деревушки на дне озера. В этих диких и необжитых местах, со всех сторон окружённых скалами особо никто не жил. Так что нечего. Лишь торчащие повсеместно из воды верхушки погибших деревьев всё ещё напоминают, что когда-то на дне был лес.

О цветовой дифференциации озер Румыния, Путешествия, Горы, Карпаты, Озеро, Горное озеро, Красивый вид, Видео, YouTube, Длиннопост
О цветовой дифференциации озер Румыния, Путешествия, Горы, Карпаты, Озеро, Горное озеро, Красивый вид, Видео, YouTube, Длиннопост

Таким образом я окончательно понял, что Иссык-Куль Lacu Roșu на самом деле переводится так: "не топите в озере невинных жителей деревушки, а топите в нем легковерных путешественников-дальтоников".

О цветовой дифференциации озер Румыния, Путешествия, Горы, Карпаты, Озеро, Горное озеро, Красивый вид, Видео, YouTube, Длиннопост

Ты что, дальтоник, вовэк, зелёный цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист!

Таким образом решил я возвращаться туда, где упомянутая речушка Биказ сотни тысяч, а может и миллионы лет пробивала себе путь в скалах. Дорогу мне преграждала лишь кошка... Кстати. Недавно тут было про необычную трансильванскую кошку. А я как раз находился в этот момент пусть и в самой восточной, но Трансильвании. Пусть и до бывшей границы между Венгерским Королевством и Молдавским Княжеством несколько минут пути. Так что я решил проверить.

Но и кошка, как и озеро оказалась вполне себе обычной. Не красной, не трансильванской, а ласковой и шерстяной.
Так что держим путь к Ущелью Биказ! Которое впечатлило меня намного сильнее лже-красного озера, где красным оказался лишь рассвет.

О цветовой дифференциации озер Румыния, Путешествия, Горы, Карпаты, Озеро, Горное озеро, Красивый вид, Видео, YouTube, Длиннопост

Где находится.

Показать полностью 6 1
43

Ответ на пост «Горы. Румыния»1

Горы. Я их обожаю! А так как румынские Карпаты ко мне ближе всего, то их есть у меня. Итак, показываю лишь часть:

Гора Коштила в рассветных лучах.

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост

Четная горловина станции Синая

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост

Плато массива Бучежь, вид снизу

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост

Горы Жепий Марь и Фурника на фоне королевского замка Пелеш в Синае

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост

По дороге на плато Бучежь

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост

Облако зацепилось за гору Карайман.

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост

Гора Коштила, вид с другого ракурса

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост

Массив Пятра Крайулуй

Ответ на пост «Горы. Румыния» Небо, Длиннопост, Горы, Румыния, Природа, Путешествия, Синая, Ответ на пост
Показать полностью 8
106

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша)

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост

Когда-то мне пришлось побывать в одном тихом уютном городке на самом севере Польши, буквально в 15 км от российской границы. И там я набрел на останки заброшенной железнодорожной станции и полотна без признаков недавней эксплуатации.

Немного истории. В 1853 году было окончено строительство т.н. Восточной Прусской железной дороги (Preußische Ostbahn), соединившей Берлин и Кёнигсберг (ныне, Калининград). В то же время, в самой восточной части, эта магистраль хоть и была проложена вдоль Вислинского залива, но все же проходила на некотором отдалении от него. Таким образом, населённые пункты, расположенные прямо на побережье оставались в стороне от дороги, в том числе и Фрауенбург (ныне, Фромборк). Поэтому в 1897 году было принято решение о строительстве Надзаливной железной дороги (Haffuferbahn), которая как бы ответвлялась от основной магистрали в Эльбинге (ныне, Эльблонг) и снова сливалась с ней в Браунсберге (ныне, Бранево), откуда через Хайлигенбайль (Мамоново) и Людвигсдорф (Ладушкин) оставалось совсем немного до конечного пункта. Кроме большего охвата населенных пунктов Восточной Пруссии с этой железной дороги открывался и красивый вид на Вислинский залив (или Фришесхафф, как он назывался в то время).

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост

Окончание строительства этой ветки в 1899 году оказалось очень кстати, так как именно в том году новый кайзер Вильгельм II начал строительство летней резиденции в расположенном на этой же железной дороге Кадинене (ныне, Кадыны).

Пережив обе мировые войны эта не сильно нагруженная однопутная железнодорожная ветка оставалась востребованной вплоть до начала XXI века. Тем не менее уже в 1990-х годах чувствовался упадок движения на ней. В начале 2006 года был отменен последний регулярный пассажирский поезд на этой линии Эльблонг-Толькмицко-Бранево. Крайне редко по этой дороге осуществлялось грузовое движение.

Местные власти и заинтересованные организации предпринимали попытки выкупить дорогу у компании Польских Государственных Железных Дорог (РКР), но все тщетно. Лишь в летний сезон 2010 и 2011 годов, при содействии Поморского Общества Любителей Железных Дорог, удалось запустить туристические рейсы выходного дня по этой живописной дороге, от станции Груджёндз (в нижнем течении Вислы) до станции Бранево и обратно. В 2012 и 2013 годах эти туристические поезда ездили лишь на участке Эльблонг-Фромборк.

В июне 2015 года компания РКР официально уведомила о полном прекращении деятельности железной дороги №254, в связи с "невозможность покрытия расходов на поддержание железнодорожной инфраструктуры". Но еще с 2014 года по этому участку не прошел больше ни один состав.

Данные фото были сделаны мной в октябре 2015 года.

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост

Направление на Бранево

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост
Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост

Километровый пикет (видимо от станции Эльблонг Восточный)

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост

Направление на Толькмицко и Эльблонг

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост

Вид на порт Фромборка и Вислинский залив. Бывшая железнодорожная станция находится от порта буквально в 200 метрах, почти на берегу залива.


Фромборк примечателен тем, что в этом городе завершил свою карьеру и умер (в этом самом замке) знаменитый ученый Николай Коперник. Вот именно здесь он осуществлял свои астрономические эксперименты и проводил службы в этом кафедральном соборе.

Заброшенная железнодорожная станция во Фромборке (Польша) Заброшенное, Железнодорожная станция, Польша, Железная дорога, Длиннопост
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!