Серия «Утилизационный сбор»

0

Двойная ловушка утильсбора: Введение1

Серия Утилизационный сбор

Проблема дополнительного начисления утильсбора (~1млн руб) недавно была освещена прессой и блогерами. К сожалению, все публикации, которые я видел собрали в себя разные проблемы и разные условия расчета утильсбора. Многие всё свели к тому, что ушлые граждане завезли машины для продажи под льготный утиль ("для личного пользования"), или идиоты неправильно сделали расчёт утильсбора. Такое впечатление, что либо ловили хайп, либо "освещали" проблему с удобной для ФТС позиции.

Тут будет рассматриваться совершенно конкретная проблема:

  • без льготного утильсбора (3400/5200)

  • без поддельный/ненастоящих/ложных документов (типа фальшивых СБКТС)

  • был оплачен только обычный ("коммерческий") утильсбор (~667.000руб)

  • это граждане купившие в РФ или самостоятельно "пригнавшие" ТС из Союзной страны

  • ТС произведенные/выпущенные в Союзной стране (не в РФ!)

Этот пост будет будет без подробностей. Расскажу, что происходило и происходит сейчас. Детали почему так получается будут в следующих выпусках (свободный склад, пошлины, иностранные детали, указанные/не-уплаченные пошлины и др).

Проблема

Гражданин съездил/купил ТС производства Казахстан. На таможне удовлетворил все хотелки ФТС, в том числе уплатил 667.000 руб за утильсбор. Через год ФТС присылает требование доплатить утилизационный сбор. Размер доплаты около 37%(примерно так и получается) от стоимости купленного ТС + пени от момента ввоза! ТС в РФ. Не важно, что были предоставлены все запрошенные документы и все они прошли проверку, пени к оплате обязательны, так написано в ПП №1291.

  • Купил ТС в РФ, по документам всё уплачено, ограничений нет, но в течении 3 лет может придти требование к доплате утильсбора + обязательные пени!

  • Привез ТС из РК, на таможне предоставил все документы, которые требовали, сделал расчет утильсбора и его проверяли и списали деньги. В течении 3 лет может придти требование к доплате утильсбора. + Обязательные пени!

Для понимая размера проблемы: Кодиак условно стоил 4.500.000руб, к доплате выставили 1.600.000руб + пени (за каждый день 1120руб, за год ~400.000руб).

Чем недовольны граждане в этой ситуации?

  • Попытка ФТС переложить свою ошибку при проверке, на плечи граждан (пени);

  • ФТС может тянуть с проверкой 3 года, и выставить пени почти за 3 года;

  • ФТС вводило в заблуждение людей почти 1.5 года, многие не стали бы покупать настолько дорогую машину;

  • Предприниматели (в том числе юр. лица) торгующие ТС и оформлявшие на себя такие ТС с уплатой коммерческого утиля ~667.000, так же могут понести огромные финансовые потери (маржа не может перекрыть 40% доначислений);

  • Некорректный пересчет и даже неправомерный;

  • Крупные дилеры заключали агентские договора, по которым они не несут ответственности за проблемы с оплатой утильсбора, по таким договорам покупка ТС совершается у 3 третьего лица;

  • Ответственность несет в первую очередь импортер, но ПТС аннулируют сразу и у конечного владельца-покупателя. Это несправедливое и даже незаконное давление ФТС, на владельца НЕ являющегося импортером.

С кого требуют доплату?

  1. Импортер - т.е. тот кто Ввез ТС в РФ и уплатил утилизационный сбор.

  2. Текущий владелец, который купил такое ТС у другого гражданина РФ. Это тоже указано в ПП №1291.

После 20 дней, аннулируют ПТС и начнут взыскание через суд. ПТС аннулируют в любом случае, потому, что не выполнены условия его "активации".

Какие машины?

Ввозили машины произведенные в Республике Казахстан (например KIA, Skoda, Hyndai, есть и другие)

Сколько потерпевших?

Точных цифр конечно нет, но порядка 30.000 тысяч подобных ТС

Текущая ситуация

Группа потерпевших, куда только не обращалась:

  • МинПромТорг

  • ФТС

  • Прокуратура

  • Транспортная прокуратура

  • Презедент

  • "Задать вопрос Презеденту"

  • Правительство

  • Депутаты, особо хочется отметить Михаила Делягина (наверное единственный проникся проблемой и попытался сделать, хоть что-то)

  • Блогеры и известные люди (для освещения проблемы)

  • Известные юристы и адвокаты

Только в декабре 2025, после массовых обращений во всевозможные инстанции, ФТС прекратила принимать расчёты по старому и начала массовую проверку, которая должна закончится 16 января 2026. Сейчас почти нет случаев пропуска ТС таможнями по "неполной" уплате утильсбора (по информации из группы потерпевших).

Сейчас идет несколько судов. По информации от людей получивших повестку в суд (обсуждения и документы есть в канале потерпевших):

  • в первых инстанция судьи не разбираются в произошедшем и встают на сторону ФТС (со слов участников процесса);

  • в одном случае ФТС не смог предоставить Таможеную декларацию по, которой он производил перерасчет и доначисление (со слов участника процесса);

  • в одном случае судом отправлен запрос на получении необходимых документов по делу из Республики Казахстан, так как Заводы РК не предоставляют документы ссылаясь на коммерческую тайну (со слов участника процесса);

  • в одном случае ФТС частично признала ошибку в расчете доначисления, но дело за судом (есть официальный ответ от ФТС);

Новости

ФТС назвала причину доначислений утильсбора. Кому нужно доплатить
ФТС назвала причину доначислений за утильсбор на автомобили из Казахстана

«Не глупость, а госполитика — забирать у людей миллионы». В скандал с утильсбором вмешались таможня и Госдума
Генпрокуратура взяла под контроль ситуацию с доначислениями утильсбора

Объем импорта
https://trezviy-voditel.kz/novosti/eksport-avto-v-rossiyu-iz...
https://kolesa.kz/content/news/skolko-avtomobilej-vyvezli-iz...

Требования, документы, истории, обсуждение потерпевших

Канал @net_doplat_kz , раздел "Чат по формуле" - это объединение импортеров и покупателей таких ТС, там можно найти примеры требований и таможенных документов (просьба не вступать в группу, если вы не юрист и не хотите помочь или не "потенциальный" потерпевший, это затрудняет понимание сколько владельцев знает о своей проблеме).

Законы и т.п.

89ФЗ 24.1 п.3, ПП №1291 п.5, ПП №1291 п.15(1)

Цель осветить конкретную проблему как можно шире. Не призываю ни каким действиям.

Показать полностью
4

Личное использование по утильсбору, нет это другое

Серия Утилизационный сбор

Если вы хотели пригнать новое ТС из соседней страны, например из РКазахстан. Там есть заводы Киа и Шкоды. То нужно знать критически важный нюанс про «личное использование».

Обратите особое внимание, что понятие «личное использование» в Таможенном кодексе ЕАЭС и для целей расчёта утилизационного сбора — это не одно и то же.

В ТК ЕАЭС нет самого определения, и трактуется естественным образом "себя любимого возить" (очень грубо, но каких то особенностей высосанных из пальца там нет).

В ПП 1291 есть куча пунктов, когда личное использование признаётся и когда нет.

Если вы ввозите в Россию автомобиль, который был выпущен в свободное обращение на территории ЕАЭС (например, в Казахстане) **менее 12 месяцев назад**, то расчёт утильсбора он **теряет статус «ввезённого для личного пользования»**. Это значит, что вы **не сможете применить льготный (пониженный) коэффициент** при расчёте базовой ставки утильсбора (УСед).

**Что это значит на практике:**

Вы заплатите **полную, «коммерческую» ставку самого утильсбора**, которая может быть в 100 разы выше. Это самая распространённая и болезненная ловушка для физических лиц, ввозящих автомобили из стран ЕАЭС.

**Кратко:**

* **По ТК ЕАЭС** ваш автомобиль может считаться имуществом для личного пользования.

* **Для расчёта утильсбора в РФ** — если с момента его выпуска в ЕАЭС не прошло года, он считается **коммерческим транспортным средством** со всеми вытекающими финансовыми последствиями.

Зачем так придумано, можно только гадать:

  • Искусственное ограничение на ввоз ТС;

  • Пополнение бюджета из воздуха;

  • Введение в заблуждение формулировкой "для личного использования".

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества