Ответ на пост «Очень просто, смотри...»
Значительное снижение чистой прибыли РЖД при одновременном росте ключевых операционных показателей может быть связано с реализацией масштабной инвестпрограммы, полагает Вадим Тедеев, управляющий партнер IPM Consulting. «Такой уровень капитальных затрат, очевидно, не может не влиять на величину прибыли через механизм амортизационных отчислений», — поясняет он. При вводе в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры и подвижного состава существенно увеличивается амортизационная нагрузка, что напрямую влияет на конечный финансовый результат.
Аналогичного мнения придерживается и Анна Иванова, младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА»: коррекция инвестпрограммы до 1,5 трлн руб. с запланированных 1,3 трлн руб. «не в последнюю очередь» влияет на итоговый финансовый результат группы. Рост затрат, рассуждает она, вызван необходимостью расширения Восточного полигона, в том числе из-за дефицита которого снижается погрузка (по итогам года она упала на 4%, до 1,181 млрд т. — РБК).
Другим фактором, приведшим к сокращению чистой прибыли, стал значительный рост долговой нагрузки РЖД — вероятно, увеличились процентные платежи, продолжает Тедеев. «В условиях высоких процентных ставок, характерных для российской экономики в 2024 году, стоимость обслуживания долга могла стать значительной статьей расходов», — говорит эксперт. Давление могло оказать и изменение структуры перевозок — несмотря на рост контейнерных отправок и пассажирооборота, не исключено смещение в сторону менее маржинальных видов деятельности — например, если увеличилась доля социально значимых, но менее прибыльных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам.
При этом Тедеев оценивает финансово-экономическое положение РЖД стабильным, с перспективами восстановления прибыльности, в том числе от эффекта исполнения инвестпрограммы (в 2025 году она сократилась на 40,3%, до 890 млрд руб. — РБК). По его мнению, текущая ситуация отражает скорее «переходный этап», связанный с масштабными инвестициями в развитие инфраструктуры. Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики», напротив, считает, что в следующем году совокупность таких факторов, как рост процентных расходов и опережающий рост расходов на персонал (в 2024 году РЖД дважды индексировали зарплаты работников, в общей сложности на 7,3%, также увеличили их минимальный размер) в том числе, «неизбежно» приведет к существенным убыткам компании в 2025 году. «Это в целом было понятно, когда погрузка оставалась на среднем уровне, не падала так существенно, но сейчас с учетом масштабного падения ситуация будет очень неблагоприятной и никакое повышение тарифов (в конце 2024 года тарифы РЖД были проиндексированы на 13,8%) ее не спасет», — пессимистичен он.
Как следует из отчетности перевозчика, в феврале этого года компания получила субсидию в размере 63,14 млрд руб. на частичную компенсацию операционных расходов, понесенных до 2025 года и связанных с грузовыми перевозками (такие расходы оцениваются в 1,9 трлн при 1,7 трлн руб. годом ранее). Согласно финансовому плану холдинга, по итогам 2025 года доходы от грузовых перевозок ожидаются на уровне 2,8 трлн руб., на 20% больше, чем в прошлом году, по итогам которого они составили 2,3 трлн руб. против 2,2 трлн руб. в 2023-м.
