Подводная лодка пр. 667А. Реставрация советской модели
Всем привет! Сегодня, в день ВМФ, вспомнилось, как меня попросили починить модель подводной лодки.
В таком виде мне ее принесли.
Модель была старая, примерно начала 70-х годов, то есть постарше меня самого. Принадлежала она отцу заказчика - одному из старших офицеров этой самой лодки. Насколько мне рассказал сын, модель сделали матросы -дембеля в подарок командиру. Конечно, делали они ее вручную, без точных обмеров и особого оборудования. За прошедшие годы модель сильно поистрепалась во время переездов, и в память об отце меня попросили ее отреставрировать.Помимо очевидных проблем - отсутствия деталей на рубке, и оклейки папиросной фольгой , на днище была здоровенная трещина, длиной в половину модели. Да и сам лак в нескольких местах пошел кракелюрными трещинами.
В первую очередь я решил узнать, а что вообще мне нужно сделать, для чего начал вдумчиво искать информацию на форумах. найдя достаточное количество чертежей, и решил разбить работу на задачи:
заделать трещину на брюхе ( иначе она бы разломала модель к Ихтиандру)
добавить крышки ракетных шахт ( в идеале они должны быть заподлицо, но не получилось)
добавить мелкие детали на палубу ( крышки буев, кнехты, ограждение)
заменить винты ( вместо трехлопастных из жести сделать пятилопастные на принтере)
заменить рубочные рули ( оставался только один, и тот неправильной формы)
установить перископы и антенны
С хорошими чертежами работать всегда проще.
Трещину на брюхе я заделал простым и надежным способом - заложил с внутренней стороны корпуса стеклоткань, я аккуратно прокапал его эпоксидным клеем по всей длине трещины, не жалея, и прижал будущую заплатку на сутки. после чего прошелся по корпусу шлифмашинкой и зашпатлевал трещины.
После шлифовки пылесос очень сильно нужен. ОЧЕНЬ СИЛЬНО.
С крышками шахт было труднее - поскольку сам материал корпуса крошился про попытке сделать гравировку, я решил сделать иначе - напечатать и приклеить крышки на зашкуренную поверхность. Получилось не с первого раза, поскольку было нелегко выдержать сложный профиль "горба" за рубкой, но мне удалось
Толщина деталей - меньше миллиметра, и при неправильной сушке крышки шахт загибались чуть ли не в спираль.
Мелкие детали на рубку ( например, леера) я устанавливал на штифты, сначала просверлив посадочные отверстия в рубке - так намного удобнее. А еще я заранее подготовил будущий экипаж. "Часть корабля-часть команды", все дела)))
Детали на модели в разный момент времени.
С винтами на самом деле, было проще всего - достаточно было правильно рассчитать посадочные места ( немного погрешив против историчности, конечно), как зеркальные винты встали на свое место. А вот рубочный руль вычерчивал довольно долго - мало того, что сама деталь большая, так еще и площадь приклеивания маленькая. Решением стала штифтовка - я пропустил сквозь рубку стальной стержень толщиной 3 мм и насадил на него рули. теперь они не должны отойти, благо, что теперь они находятся в габаритах корпуса, как и должны.
А вот с чем я намучался - это с деталями рубки. Мало того, что сама рубка была неправильной формы, так еще и толщина ее внушала опасения. просто вставить антенны и перископы было невозможно, и поэтому я принял иное решение - спроектировал сначала колодцы, куда в подводном положении убираются все выступающие части, и сначала вклеил в рубку их.
Конечно, осталось много отверстий и щелей, но шпатлевка спасла положение.
После этого я сделал и установил ( сначала без клея) вне нужные детали, и проверив стыкуемость, приступил к покраске. Оу, покраска - это отдельная песня. Так как все вырезы матросами делались "на глазок", а переделывать их было бы себе дороже, то ватерлиния, особенно в корме, смотрелась очень странно. Ну и марки осадки тоже пришлось устанавливать каждый отдельно, исходя из расположения шпигатов. Также я решил сделать все красиво, и окрасил часть рубки в голубой цвет. Ну, а после пришла пора устанавливать все мелкие детали))
Приехавший заказчик сперва долго ходил вокруг, даже не сразу узнав свою красавицу, но, узнав, долго благодарил, и рассказал, что рассчитывал на меньшее.На самом деле, я его понимал - Сделать новую лодку с нуля было бы едва ли не проще ( И в принципе, сравнимо по стоимости), но мы оба понимали, что это не просто кусок пластика, а память о близком человеке, и заменить ее новоделом руга не поднялась ни у меня, ни у него...