napyc

napyc

на Пикабу
поставил 26 плюсов и 0 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
47К рейтинг 1680 подписчиков 626 комментариев 153 поста 130 в горячем
1 награда
более 1000 подписчиков
82

Аборигены съели Кука?

Однозначно на этот вопрос ответить так и не смогли, хотя Высоцкий в своей песенке предлагает сразу несколько вариантов происшедшего со знаменитым мореплавателем

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

Известно лишь, что туземцы вернули только голову капитана без нижней челюсти и порядка 10 фунтов других останков. В принципе, по сравнению с другими островами, Гавайские подобными подвигами особенно не прославились. Хотя...

Всё это к тому, что моряков в те времена наряду с другими опасностями подстерегала и эта. Насколько она была реальна?

В истории осталось немало случаев гибели самых известных мореплавателей в стычках с жителями отдалённых мест на земном шаре, вспомним хотя бы Магеллана, однако чтобы именно в гастрономических целях - такое вспомнить затруднительно.

Чего не скажешь о взаимоотношениях туземцев между собой. Это картина голландца Альберта Экхаута, участвовавшего в экспедиции в Южную Америку, написана в 1641 году. Мадам возвращается домой с провиантом:

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

Интересные подробности рассказывет Игорь Чининов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН. (Фонд имени Миклухо-Маклая)

Ну, например, что родственники умершего человека иногда поедали части его тела как проявление особой любви к нему.

А вообще, даже на одном архипелаге распространённость каннибализма могла сильно отличаться, вплоть до его полного отсутствия. Имелось как бы три направления, - первое чисто продовольственное, харчеваться-то надо, однако многие территории были чрезвычайно скудны животным белком. И даже переселившись в более благодатные места, как например маори в Новую Зеландию, от обычаев этих они отказываться не собирались. Вон какие красавцы, зубищи-то:

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

Кстати, европейцы, снабдив их современным оружием, лишь облегчили охоту за двуногой дичью.

Второе направление - карательное, в основном враги-чужеземцы, но могли так наказать и преступника-соплеменника.

Третье, когда могли скушать как врага, так и друга - это ритуальное, поедались определённые части тела с тем, чтобы их свойства магическим путём перешли ко вкушающему.

При этом необходимо было придерживаться определённых правил, как например использовать специальные столовые приборы для каждой части тела, вот один из наборов:

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

Изготавливали их на высоком художественном уровне:

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

Называется такая вилка икуланибокола. Словечко из языка жителей Фиджи, этот архипелаг особенно прославился своими гастрономическим изысками. Вот изображение типичного фиджийца:

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

Не следует путать каннибализм с охотой за головами, она велась вовсе не ради пропитания, а с различными церемониальными целями. Кстати, в древней Европе тоже баловались такой охотой, кельты например или предки скандинавов, да и скифы в этом отметились.

Но вернёмся на Тихий океан. Про книгу рекордов Гиннеса все, конечно знают. Но все ли в курсе, что она содержит и такой рекорд: вождь из северо-восточной части о-ва Вити-Леву по имени Ундре Ундре, отмечал камнями съеденных им людей. Таких камней насчитывалось по разным данным от 872 до 999. На Новой Каледонии войны нередко предпринимались лишь с единственной целью – добыть человеческого мяса. Когда не было войн, то в пищу вождям шли их собственные соплеменники самого низкого социального статуса.

Интересна история одного прославленного вождя о-ва Арт (к северу от Новой Каледонии), которому его вассал, вождь одного из северных племен, предложил при посещении исключительное угощение: правый глаз одного из его подданных, выдавленный им тут же собственноручно указательным пальцем. Высокий гость с удовольствием съел угощение, а несчастная жертва такого гостеприимства, дожившая до старости, сохранила полное почтение и любовь к своему вождю.

Однако страдали и европейцы, особенно, когда активно начали вести миссионерскую деятельность. Самый нашумевший случай такого рода произошел в 1867 году, когда аборигены деревни Туи Наватусила на острове Вити Леву убили, поджарили и съели миссионера Томаса Бейкера. А его башмаки до сих пор красуются в национальном музее Фиджи. Однако вирус покаяния достиг и тех мест. В конце 2003 года вождь этого племени встретился с пра-пра-внуком миссионера и официально принес ему извинения за неблаговидный поступок своих предков в отношении его родственника.

Шотландский миссионер Джеймс Чалмерс

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

имел 23-летний опыт работы на Новой Гвинее и считался одним из лучших экспертов в этом регионе. Он был убит и съеден на острове Гоарибари в 1901 году вместе со своим товарищем Оливером Томкинсом.

Где-то в тех же местах закончился жизненный путь члена семьи миллиардеров Майкла Рокфеллера. Он увлекался этнографией:

Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен
Аборигены съели Кука? Флот, История, Путешествия, Длиннопост, Яндекс Дзен

Как и с Куком, достоверно неизвестно, съели ли его объекты изучения, но возможность такого не исключается.

Что ж сказать в заключение - тема достаточно печальная, но из песни об истории мореплавания и изучения нашей планеты слова не выкинешь.


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 8
250

В чём американский морской сленг схож с нашим, а в чём различается

В чём американский морской сленг схож с нашим, а в чём различается Флот, Моряки, Черный юмор, Слова, Яндекс Дзен, Длиннопост

Происхождение всех этих словечек зачастую несложно проследить. Ну, например, "машка", я о ней целую статью написал. Это швабра, длинные пряди которой видимо породили ассоциацию с женской причёской. "Карась" - понятно, мелкая рыбёшка, вполне подходит для новичков на флоте, правда, карасями у нас ещё называли носки :)


Но я как-то не припомню сейчас нашего сленга подобно следующему американскому: All Three Dead (Все трое мертвецы) . Так называли палубный бомбардировщик Douglas A-3 Skywarrior , сокращённо A3D . С тремя членами экипажа, кстати. Во время вьетнамской войны только эскадрилья VAH-4 потеряла 7 таких самолётов.


В другой статье упоминались прозвища кораблей, наших и иностранных. Эта традиция продолжается, так эсминец Arleigh Burke ( А́рли Берк ) дразнят "Уже сломанный" - Already Broke .

Пример более обидного прозвища, придуманного для подводной лодки Annapolis : Anal Palace. Никак иначе, чем "анальный дворец" на русский это превести невозможно.

Но есть и выражения непонятного происхождения, например Air Force Gloves (перчатки ВВС). Употребляется, когда моряк держит руки в карманах.


А вот здесь намёк просматривается: Baby Killer - так называют особенно большие гаечные ключи или отвёртки. Baboon Ass - жопа бабуина. Это прозвище солонины из-за её цвета и запаха.


Big Chicken Dinner (Большой куриный ужин. Я считаю, лучше перевести как Большой ужин из курятины.) Происходит от Bad Conduct Discharge - увольнение со службы за грубые наружения.

Сучий ящик - Bitchbox . То же самое. что у нас "Каштан", я думаю, все его знают. А для тех, кто не знает - это громкоговорящее переговрное устройство на корабле. Иногда затрахивает совершенно. И ведь никуда не денешься.


Blanket Party . Дословно - одеяльная вечеринка. По-нашему это "тёмная", когда дружным коллективом ночью накидывают одеяло на провинившегося, чтобы он никого не узнал и коллективно же лупят.

Captain's Asshole - капитанская жопа. Обычное прозвище старпома.

Cake Eater, пожиратель тортов. Так за глаза называют офицеров. Chancre Mechanic - механик шанкров, санитар.

Cunt Hair - как бы это поделикатнее выразиться? короче, женские волосы в зоне бикини. Очень маленькая единица измерения. Насколько еще подвинуть фланец? На Cunt Hair! Впрочем, у нас есть аналог: Тоньше комариного ... . Тоже единица измерения.


D.U.B. (Dumb Ugly Bitch - тупая уродливая сучка). Женщина, поступившая в военно-морскую академию. Аналогично нашей ТП. Но мы-то нетолерантные и страдаем харрасментом. Как у них могут существовать подобные выражения, ума не приложу.

Eagle shits - орёл гадит. Довольно странное обознчение дня выплаты жалованья. У нас это было 13-го числа каждого месяца, но ничего подобного по отношению к этому дню я не слыхивал.

Flying the Bravo, летать на "браво", оно же менструация. Флаг "браво" Международного свода сигналов чисто красного цвета. Обозначает опасные операции на корабле: приёмка топлива, погрузка боеприпасов. В переносном смысле означает плохое настроение.

Fresh Water Navy - пресноводные воено-морские силы. Насмешливое прозвище береговой охраны США.


Fried Calamari, жареный кальмар. Так называют моряка, убитого электрическим током. Fruit Salad, фруктовый салат. Многочисленные орденские колодки на мундире.


Каждый из нас знает аббревиатуру ДМБ, которую рисовали в любом удобном месте с указанием вожделенной даты. На американском флоте другое буквенное сочетание: F.U.B.I.J.A.R.: Fuck You Buddy, I'm Just A Reservist, мягкий перевод - да пошёл ты, приятель, я почти что резервист.

А кроме того использовалось FTN: Fuck the Navy , перевод вряд ли нужен. Особенно часто FTN писали на стенах гальюнов назначенные в наказание их убирать.

Лобстер: женщина-моряк. Так называется, потому что большая часть мяса омара находится в хвосте.


У нас есть должность - "король говна, воды и пара". Есть король и в американском флоте - Oil King. Это специалист, отвечающий за проверку топлива, смазочного масла, котловой воды и питательной воды, а также за их качество, количество и перемещение по судну. А что касается дерьма, то это Turd Chasers - охотники за какшками, как раз лица, отвечающие в том числе и за фановую и сточные системы.


Pineapple Fleet, ананасный флот, прозвище седьмого флота в западной части Тихого океана.


В наших армии и флоте есть выражение "Пиджак", т.е. офицер, не оканчивавший военного училища, чем он отличается от других. Американские морские пехотинцы (Grunts) , называют вообще всех, кто не морской пехотинец - POG: (Person Other than Grunt)


Койки у американцев имеют разные синонимы: яма, стеллаж, стойка. Ожоги от стойки ( Rack Burns ), так называют красноватые следы на лице от подушки. Особенно, если моряк прикемарил лишку по мнению товарищей. А его самого называют Rack Hound, гончая в стойке - (уничижительно, но обычно с намеком на зависть )

Roast Beast, жареный зверь. Жареная говядина или любое мясо, подаваемое на корабль, и даже повара, которые его готовят, не знают, что это такое.


Rider: наездник. (1) лицо на борту подводной лодки, не являющееся членом экипажа, которое назначено на подводную лодку на период времени для выполнения конкретной миссии. (2) На надводных кораблях - любой член судовой команды кроме механиков. «На корабле есть два типа людей: механики и наездники. Когда механики заставляют корабль двигаться по воде, все остальные отправляются в путь».


Screwing the Pooch, завинчивание дворняжки. Сделать грубую ошибку.

Моряк Schmuckatelli, есть аналогичные прозвища «Джо Блоу» или «Джон К. Паблик» . Наш аналог "матрос Пупкин". Например, вы работаете с электрооборудованием, но тут приходит моряк Schmuckatelli и включает питание. В кого вы превратитесь, если выразиться по-американски, не забыли? В "жареного кальмара" само собой.


Shark Shit, акулье дерьмо. Это моряк, упавший за борт и которого не смогли найти. Shit Storm: крайне неприятные последствия. "Во фритюрнице только что нашли мёртвую крысу и сейчас у коков шторм из дерьма.

Скейт: моряк, который вообще избегает работы, пока его не обнаруживают. У нас это скорее всего сачок.

Snot Locker: место хранения соплей - нос человека. Swallow the anchor, проглоти якорь - убирайся вон.

У нас пренебрежительноотзываются о медалях за выслугу лет, называемых "За песок". Есть аналог и у американцев: War Chicken, Боевой Цыпленок: уничижительный термин для Специального Знака Войны, полученного Морскими котиками.

Мне кажется, что при некоторых аналогах, американский сленг всё же более цветист.


Источник мой журнал https://zen.yandex.ru/profile/editor/amico

Показать полностью
42

Как живую козу в подводную лодку затащили

Как живую козу в подводную лодку затащили Флот, Моряки, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

Обычно в рассказах и на фотографиях о животных на флоте фигурируют собаки да коты, зачастую одетые в подобие морской формы. Я сделал подборку снимков более экзотичных животных, а заодно перевод с одного англоязычного форума истории о козе на подводной лодке. Это воспоминания участников перформанса и рассказ ведётся от нескольких лиц.


18 января 1961 г. - Завершен приём 7300 галлонов морского дизельного топлива, а ночью - нормальный заряд батареи. Мы готовы покинуть холод Нью-Лондона и направиться к западному побережью. Осталось только попрощаться с горничными, таксистами, полицейскими и патрулем на берегу. Мы сделаем это сегодня вечером. Кеннет С.(Свинья ) Генри .


Спиди и я бродили по Банк-стрит, когда столкнулись с Ником Россом . Он сказал нам, что знает фермера, который хочет продать петуха и козу . Мы запрыгнули в его пикап и направились в Гротон. Мы купили их за 15 долларов и отвезли обратно в Нью-Лондон. Гален О. (Индюшиная шея) Стек.


Что побудило нас хотеть козу , Бог знает . Возможно, мы искали немного любви, и после того, как сразились с каждой барменшей на Банк-стрит, решили попытать счастья с чем-то действительно диким. Во всяком случае, мы купили эту чертову вещь. Петух был бонусом, и я думаю , что он и коза были товарищами, и фермер не хотел их разделить. Мы вернулись в Нью-Лондон с ними обоими и шли по Банк-стрит, пока Береговой патруль не остановил нас . Разговор между водителем машины (WD) и штаб-квартирой Shore Patrol (HQ) проходил примерно так:


WD: Эй, у нас есть два пьяных моряка с козой и петухом . Что ты хочешь, чтобы мы с ними сделали?

HQ: (после долгой паузы) "У тебя есть что?"

WD повторяет передачу; еще одна долгая пауза.

HQ: "Они вместе?"

WD : Один говорит, что они все товарищи по кораблю, и отказывается расставаться».

HQ: "Насколько они пьяны?"

WD : « Козел и петух трезвые, я думаю, но другие двое ... ну ... позвольте мне сказать так: они достаточно вменяемы, пока коза их держит. Вы хотите, чтобы мы привели их? "

HQ: "Черт возьми, нет! Просто скажи им, чтобы они ушли с улицы. И держались от нее подальше!"


Потребовалось два такси, чтобы доставить всех нас на базу. Когда морской пехотинец у ворот наклонился, чтобы проверить наши удостоверения личности, он услышал, как коза стучит рогами по внутренней части багажника, пытаясь выбраться. Он спросил "Что это за шум?" Спиди сидел ближе всего к морскому пехотинцу и, как только начался шум, он начал подпрыгивать на сиденье. Остальные из нас топали ногами по полу кабины и пели, чтобы еще больше запутать звук. После паузы, чтобы разобраться в ситуации, морской пехотинец, должно быть, решил, что это не стоит хлопот, и махнул рукой в сторону ворот.

На лодке заряжалась батарея. Мы долго пытались спустить козу по трапу, а потом просто схватили её за рога и крикнув: "Полундра!", бросили вниз. Парни, игравшие там в карты, были здорово шокированы. Кеннет С.(Свинья ) Генри .


19 января 1961 года - я был вахтенным в ту ночь, когда коза взошла на борт. Моя вахта была в 04-08, так что я лёг пораньше. Вскоре после полуночи я проснулся от непонятного шума. Любопытство одолело меня, и я встал, чтобы посмотреть, что происходит. Когда я добрался до столовой экипажа, на одном из столов сидел петух, а у раковины была коза. Red Dog стоял на коленях рядом с козой, сравнивая бороды.

Как живую козу в подводную лодку затащили Флот, Моряки, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

Учитывая, что я пробыл на борту всего пару недель, я держал рот на замке, направляясь к угловому столу, чтобы посмотреть на настоящих профессионалов в действии. Противный Несс сказал, что может позаботиться о петухе , что он и сделал. Он унёс его на камбуз, и я никогда не видел его снова. Боже, я надеюсь, что он не покормил им нас позже!

[А теперь внимание. Я не профессиональный переводчик, тем более с американского военно-морского слэнга. Поэтому сильно удивился действиям моряков, памятуя, что "Чиф" у нас на гражданском флоте - старпом.] Все смеялись над тем, как они взяли козу и петуха в каюту чифа "Goat locker" (козлиный шкафчик). Они положили петуха на грудь спящего чифа, который только что вернулся из отпуска и остро нуждался в сне и трезвости. Видимо, именно шум после пробуждения чифа от того, что петух начал царапать его грудь, а коза жевать одеяло - и разбудили меня. Гаррет Т. Келли.


[ Я заподозрил, что не совсем правильно понимаю текст и принялся за поиски. И вот что узнал. Чиф на американском военном флоте - это прозвище комендор-сержанта, одного из воинских званий в американской морской пехоте. Люди в этом звании часто занимают должность дрилл-инструктора. Помните комендор-сержанта Хартмана из фильма "Цельнометаллическая оболочка"? Кто не видел - рекомендую. Так что понятно, почему эти люди особой любовью у моряков не пользуются и их каюта называется "козлиным шкафчиком". Ещё их называют "ганни" от слова пушка, но в данном случае употреблялось "чиф"]


Там не было места, чтобы держать козу, но было много места в торпедном отсеке, поэтому мы направились назад. Когда мы добрались до передней двери машинного отделения, коза устроила бучу, поскольку ей не нравился шум двигателя. Дахенхаузен следил за двигателями и сказал, что будет наблюдать и за ней. Мы привязали её к трапу в машинном отделении и вернулись в столовую, чтобы посмотреть игру в покер. Кеннет С. (Свинья) Генри


Я сидел на скамейке, прислонившись к боку главного двигателя № 1, делая то, что делают все хорошие мотористы во время зарядки батарей - наблюдал за приборами и датчиками. Когда я почувствовал изменение давления, которое происходит при открывании двери из аккумуляторного отсека, я повернул голову, ожидая увидеть подвахтенного или электрика, которые обычно спрыгивали с трапа. Прежде чем я понял, что происходит, коза прыгнула в дверь! На ней был ошейник и к нему была прикреплена длинная цепь. Коза старалась вырваться от того, у кого был другой конец цепи, и вытащила Джима Морана через дверь. Я испугался, что коза может как-нибудь помешать процессу зарядки. Когда она приблизилась к воздухозаборнику, я почувствовал, что мои волосы встали дыбом. Я выволок козу и протолкнул сквозь ряд пьяниц, которые следовали за ней. Последнее, что я увидел, это Гален О. (Индюшиная шея) Стек, кормящий козу салатом и дал ей воды, когда они привязали её к лестнице в машинном отделении. После того, как они все покинули её, коза на самом деле выглядела облегченно. Лоуренс А. (Док) Дахенхаузен


Я был дежурным электриком в посту управления. Это было немного позже полуночи, когда я услышал странный шум из машинного отделения. Мы были на одномоторном режиме, и я услышал, как звучали цепи, волочащиеся по платформам палубы. Из любопытства, или от скуки, или от того и другого, я обошел шкаф и заглянул в водонепроницаемую дверь, чтобы увидеть, что издает шум. Там посреди машинного отделения была коза ! Единственное, что удерживало её там, это то, что она была прикована цепью к трапу. Я сразу понял, что козы не любят шум или вибрацию. Я и представить не мог, что коза может навалить так много дерьма! Уильям Э. (Робби) Робертс

Один из дежурных механиков разговаривая с нами, когда герцог Дургин , который был дежурным офицером, пробирался на корму. Он увидел его и спросил: "Кто контролирует заряд в машинном отделении?" Механик с невозмутимым видом ответил: « Коза ». Предполагая, что это было еще одно прозвище для кого-то из членов экипажа, г-н Дургин сказал «Хорошо» и продолжил обход. Вскоре он вернулся и закричал: «В машинном отделении коза !» Механик сказал ему: «Конечно, я же сказал, что она на зарядке». Гаррет Т. Келли

Как живую козу в подводную лодку затащили Флот, Моряки, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

Герцог велел нам вывести козу из машинного отделения и убрать с лодки. Мы пытались убедить его, что он должен позволить нам держать козу в качестве талисмана. Герцог представил обоснованные причины избавления от козы на каждый из наших аргументов, кроме одного. Когда он пытался рассуждать с нами, спрашивая "А как насчет запаха?" - один из матросов выстрелил прямо в спину: «Коза привыкнет к запаху, мы все сделаем». Тогда офицер просто приказал удалить её до утра.

Мы обнаружили, что вытащить козу из подводной лодки было намного сложнее, чем затащить. После нескольких безуспешных попыток мы завязали линь вокруг рогов, и пара парней поднялась на трап , чтобы потянуть. Мы подтащили ее под люк и подняли так высоко, как могли. Сальный Джо взял козью задницу на плечо, чтобы поддержать её, парни наверху потащили, Джо толкнул, коза взревела и осыпала дерьмом Джо . Джо это не нравилось, но и козе тоже. После большого напряжения, большого толчка и большого количества дерьма, коза наконец оказалась на палубе. Кеннет С. (Свинья) Генри


Коза вскоре стал членом персонала COMSUBLANTMEDGRU. Коммандер Джордж Бонд принял её. В последний раз я видел козу, когда она работала в Учебном центре для подводных лодок с исследователями Бонда . Мне сказали, что коза хорошо послужила в области медицинских исследований. Она был в проекте, который включал заполнение её легких специальной жидкостью, которая позволяла ей дышать под водой в течение нескольких дней. Позже она умерла от пневмонии, полученной при исполнении служебных обязанностей. Дэвид К. (XO) Диммик

Такая вот история. Я лично столкнулся с двумя подобными случаями. Первый, это когда наши курсанты ночью прикатили на руках с Северной стороны к казармам бочку с пивом и оделяли всех желающих. А второй, когда несколько балбесов на ракетном катере затащили в радиорубку собаку и заставили её лаять в микрофон. Каким-то образом их вычислили и примерно выдрали, это вам не американские подводники с их гуманными офицерами :)

Показать полностью 2
73

Дебоши царских морских офицеров

Дебоши царских морских офицеров Флот, Моряки, История, Факты, Общество, Длиннопост

... Лейтенанты сцепились в мертвой схватке и, нанося друг другу удары, свалились на пол, продолжая драться. Из под них, как из под грызущихся собак, летели бумажки, конфети, окурки... Картина была отвратительная. Первым кинулся к дерущимся 178-го пех. Венденского полка шт.-капит. Зенов; его примеру последовали другие офицеры, которые силою растащили дерущихся. Тотчас они были арестованы и отправлены в Порт. Когда их вывели в прихожую, большие окна кристального стекла которой выходили на Кургаузский проспект, где стояли в очереди сотни извозчиков, то лейт. Шмидт схватил тяжелый желтый стул и запустил им в стекла... Скандал был большой: мундир морского офицера был опозорен перед всем Либавским обществом, перед лакеями, перед извозчиками! Кто же из жителей города мог знать, что в лице Шмидта и Муравьева они видели не морских офицеров, а печальные отбросы нашего флота?


(Из воспоминаний полковника Фёдора Петровича Рерберга, на тот момент начальник штаба Либавской крепости)

Дебоши царских морских офицеров Флот, Моряки, История, Факты, Общество, Длиннопост

Произошло это не где нибудь в кабаке, а на балу Российского Общества Красного Креста, устроенного в пользу раненых, шла Русско-Японская война. Драку учинили старшие офицеры военных транспортов "Анадырь" и "Иртыш" лейтенант Муравьёв и упомянутый выше лейтенант Шмидт. Зачинщиком был Шмидт, ни с того, ни с сего отвесивший оплеуху беседовавшему с дамой Муравьёву.


Да-да, тот самый, "очаковский". Подвигов ещё до того, самого главного, за время службы он совершил немало, в том числе и такого рода. На верхнем снимке он среди офицеров "Иртыша", сидит нога за ногу в центре. Мне показалось, что он не совсем похож на свои канонические изображения, но фотографии имеют свойство иногда довольно сильно искажать черты, каждый наверняка с этим встречался и в своей жизни.


О какой там дуэли, о которых была предыдущая моя статья, могла идти речь? Обоих следовало выкинуть со службы без пенсии и мундира, но...


Через считанные дни эти транспорты должны были убыть на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. Полковник Рерберг пишет дальше: Насколько помнится, эти господа были арестованы до дня выхода эскадры их Либавы, дабы они не сбежали со своих кораблей. Главный Морской Штаб и на этот раз прислал решение вопроса, для сих выродков весьма нежелательное: было приказано взять их обязательно в поход, а по окончании войны, уволить как негодных.


В любом большом организме есть клетки, которые могут превратиться в раковые, не был исключением и корпус морских офицеров.


Вот несколько выдержек из разделов о скандалах газет того времени.


В "Аквариуме" два морских офицера устроили дебош. Капитан З. обнажил кортик и грозил зарезать каждого, кто подойдёт к нему. З. оскорбил на словах вызванного помощника начальника штаба Зилоти.

И продолжение этой истории:

Командир миноносца Заботкин и лейтенант Эйлер, устроившие в "Аквариуме" дебош с обнажёнными кортиками, исключены из службы без мундира и пенсии.


Вообще, кортики применялись довольно активно.


Около 4 утра 21.12.1906 в швейцарской комнате Благородного собрания в СПб. мичман Виктор Андреевич ВИНОГРАДОВ нанес ранение кортиком студенту СПб. политехнического института Алексею Алексеевичу Бублику.


ПЕТЕРБУРГСКІЯ ПРОИСШЕСТВІЯ. — 27-го октября, около 8-хъ час. утра въ Знаменской гостиницѣ, противъ Николаевскаго вокзала, офицеръ-морякъ Г. на почвѣ ссоры по поводу русско-японской войны, заведенной съ посѣтителемъ въ статскомъ платьѣ, имѣющимъ три боевыхъ знака отличія, затѣялъ скандалъ и началъ бить посуду. Вызванный съ поста городовой долженъ былъ удалиться въ виду угрозы со стороны мичмана кортикомъ. Публика, находившаяся въ ресторанѣ, стала требовать ареста офицера. Послѣ продолжительныхъ усилій офицеръ, оскорбившій всѣхъ площадной бранью, предсталъ въ участкѣ, гдѣ также оскорбилъ дежурнаго надзирателя Яновскаго.


Мичман Н. А. Ирецкой. По Высочайше утвержденному положению морского генерал-аудитора и за нанесение кортиком ран прапорщику КФШ Петрову с намерением лишить его жизни - лишен чина, всех прав состояния и сослан на поселение в местах Сибири, не столь отдаленных, с преданием его на месте ссылки церковному покаянию местного епархиального начальства.


Но были случаи, о которых можно сказать: и смех, и грех.


Такой произошёл с капитаном 2 ранга Алексеем Михайловичем Веселаго. Слегка перебрав горячительного, он мирно заснул во время представления в цирке. По ходу представления два клоуна открыли пальбу из бутафорских пистолетов . Внезапно разбуженный этой стрельбой Веселаго выхватил свой револьвер и начал отстреливаться. Его можно понять - боевой офицер, он прошёл русско-японскую войну, имел награду за проявленный мужество и самоотверженность.

Ни в кого не попал, но скандал был знатный, замять не удалось. Его отрешили от командования кораблём и долго мариновали на берегу. Потом он всё-таки вернулся в плавсостав, но судьба была к нему немилосердна. На корабле он сильно ударился ногой о какой-то люк. Заражение крови, медицина оказалась бессильной.


Источник: https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 1
12

Как морского офицера, взорвавшего "Кореец", погубила дуэль с лётчиком

И произошло это в 1913 году. Я-то думал, что время дуэлей в основном окончилось в предыдущем веке - ан, нет. И дело это очень непростое. Давайте для начала попробуем составить себе представление хотя бы об основных его тонкостях.


Дуэли среди офицеров существовали со времён Петра I, были периоды, когда за них жесточайше наказывали, но искоренить их не удавалось. Что ж, если невозможно совладать с каким-либо движением, надо упорядочить его. 13 мая 1894 года последовало Высочайшее утверждение особых «Правил о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», которые были введены в действие приказом по военному ведомству от 20 мая 1894 года № 118.

Я эти Правила почитал - весьма объёмистый текст, не для Дзеновской статьи. Поэтому о них только вкратце.


Причиной дуэли могли стать только конфликты в частной жизни, а не по служебным вопросам. Поэтому, если подчинённый вызывал начальника на дуэль именно из-за конфликта по службе, то он подлежал разжалованию в рядовые и заключению в крепость на срок до 4 лет. Если начальник принимал этот вызов, то наказывался точно так же. А если дуэль всё же происходила, то судили обоих по совокупности: и за вызов, и за сам поединок. Если же начальник вызывал подчинённого, а тот сдуру принимал вызов, то обоих судили по уголовному законодательству.

Поэтому, повторюсь, считалось, что поединки могут происходить исключительно по мотивам удовлетворения поруганной чести самого дуэлянта или близких ему лиц, но не по иным причинам или незначительным поводам. Быть дуэли или нет - предварительно решалось судом общества офицеров (с 1912 года он назывался судом чести).


Суд чести мог принять решение о примирении поссорившихся офицеров, если оно признавалось согласным с достоинством офицера. Когда же суд считал, что поединок является единственным средством удовлетворить оскорблённую честь офицера, принималось решение о необходимости дуэли. И тут уж дать задний ход было невозможно. Если офицер отказывался принять вызов или наоборот, не делал вызов оскорбившему - он должен был подать в отставку. Если же он и этого не делал - командир части через две недели ходатайствовал перед командованием о его увольнении.


Лицо, отказавшее вызывающему его на дуэль, несмотря на то, что вызывающий принадлежит к способным дать удовлетворение, считается нарушившим обязанности честного человека и исключается навсегда из общества (офицеры из полка), в котором вращаются офицеры и джентльмены.


Ну, а всё же - что могло послужить поводом для дуэли? Это важно знать, когда мы перейдём к конкретной дуэли, заявленной в заголовке статьи.

И предварительно ещё одно - если вас например, словесно обидели, а вы ответили гораздо более грубой словесной обидой, а то ещё и совершили рукоприкладство - то из обиженного сами превращались в обидчика и уже зачинщик свары имел право потребовать удовлетворения.

Итак - 1) оскорбление простое (легкое), т. е. такое, которое не затрагивает самую честь человека, а лишь какие-либо несущественные стороны его характера, его внешности, привычки и т. п.; эти «легкие обиды» допускают извинение и примирение; но эти же обиды, выражаясь в особенно-язвительной форме, могут делаться тяжкими; 2) оскорбление, соединенное с бранью ; и 3) оскорбление, соединенное с побоями, ранами, ударами, действием ; к этой последней группе относится возведение таких обвинений, которые ложатся неизгладимым пятном на человека, как, например, обвинение в низких поступках, в шулерстве и т. п.


Оскорбления, указанные во 2 и 3 пунктах, как затрагивающие честь человека и его доброе имя, признаются тяжкими, причем «оскорбления действием всякого рода», во всяком случае, относятся к разряду обид, не допускающих примирения. Разрешение вопроса о характере обиды предоставляется суду общества офицеров или, при неимении такового, начальнику части.

Так что правило - фильтруй базар, было применимо ещё в те времена. И последнее, если дуэлянты уже находились на месте дуэли, то никакие извинения и признания обидчиком своей неправоты не имели никакого значения. Дуэль должна была состояться непременно.

Что же произошло между старшим лейтенантом флота Александром Михайловичем Бутлеровым и штабс-капитаном Лейб-гвардии Преображенского полка Сергеем Ивановичем Виктор-Берченко ?

Для начала об этих офицерах. А.М.Бутлеров в звании мичмана служил вахтенным начальником на канонерской лодке "Кореец".

Как морского офицера, взорвавшего "Кореец", погубила дуэль с лётчиком Флот, Моряки, Армия, История, Факты, Общество, Длиннопост

Когда после боя при Чемульпо было принято решение взорвать корабль, он был участником группы добровольцев, подготовивших и осуществивших взрыв

Как морского офицера, взорвавшего "Кореец", погубила дуэль с лётчиком Флот, Моряки, Армия, История, Факты, Общество, Длиннопост

Отдельной фотографии С.В. Виктор-Берченко я не нашёл. Есть снимок в группе офицеров офицерской школы авиации Отдела Воздушного Флота во время посещения Великого Князя Александра Михайловича в 1911 году:

Как морского офицера, взорвавшего "Кореец", погубила дуэль с лётчиком Флот, Моряки, Армия, История, Факты, Общество, Длиннопост

С.В. Виктор-Берченко с густыми чёрными усами в первом ряду, сидит вторым слева. Кстати, обратите внимание на разнообразие парадной формы. Дело в том, что в лётчики набирали офицеров из всех видов войск. Так что на одном снимке оказались и моряки, и лейб-гвардейцы, и драгуны с гусарами, и просто пехотинцы с казаками.


25 марта 1913 года в севастопольском Морском собрании около 7 часов вечера обедала группа офицеров, в их числе и герои этого рассказа. Обед происходил в дружественной и непринуждённой обстановке.


Рапорт начальника офицерской

школы авиации Отдела воздушного

флота подполковника князя

А. Мурузи начальнику Отдела генералу барону А. В. Каульбарсу

№41. Марта 26 дня 1913 г.

Аэродром Александро-Михайловский близ г. Севастополя

В собственные руки

СЕКРЕТНО


"... Старший лейтенант Бутлеров, рассуждая о данном политическом моменте, без всяких на то причин сказал шт.-капитану Виктор-Берченко, что и в Преображенском полку в недавнем прошлом были нежелательные явления ...[ имелись в виду волнения в 1-м батальоне Преображенского полка летом 1906 года.] Тогда шт.-кап. Виктор-Берченко совершенно спокойно стал рассказывать лейтенанту Бутлерову, что именно произошло своевременно в полку, на что лейтенант Бутлеров ни с того ни с сего вдруг заявил, что Преображенцы изменники. После этих слов лейт. Бутлерова шт.-капитан Виктор-Берченко вскочил и попросил лейтенанта Бутлерова повторить свои слова. Лейтенант Бутлеров вновь повторил те же слова:"Преображенцы — изменники». Тогда шт.-капитан Виктор-Берченко ударил лейтенанта Бутлерова по лицу, а лейтенант Бутлеров возвратил удар, задев шт.-капитана Виктор-Берченко слегка по нижней части лица. После происшедшего лейт. Бутлеров из собрания ушел... сегодня состоялось заседание совета посредников (суда чести), который постановил, что ст. лейт. Бутлеров должен драться на дуэли с шт.-ка-питаном Виктор-Берченко, которому на основании пункта 5 приложения к ст. 130 книги XXIII Св. Воен. Пост, мною разрешено драться на дуэли с лейтенантом Бутлеровым.


Дуэль стала неизбежна. Судите сами, насколько тяжким являлось оскорбление, ведь всё началось со слов, лично штабс-капитана не касавшихся. И насколько адекватна реакция.


Объяснительная после дуэли:


Рапорт штабс-капитана Преображенского полка С. И. Виктор-Берченко старшему полковнику полка

№ 49 28 марта 1913 г.

г. Севастополь

Секретно


... я по просьбе ст. лейт. Бутлерова рассказал ему историю первого батальона. Вдруг ст. лейт. Бутлеров совершенно неожиданно и необъяснимо, все таким же ровным голосом, каким до сих пор велся весь разговор, произносит: «Не понимаю, как в полку, в котором служат изменники...». Я его дважды переспросил: «У меня в полку?» — и дважды получил ответ «да!». Тогда я обошел стол и, ударив его по лицу, хотел выйти, причем почувствовал его удар на шее (рукой или салфеткой). В тот же вечер я подал начальнику Школы авиации рапорт о разборе моего дела в суде общества офицеров одной из части гарнизона на предмет разрешения мне дуэли.


Меня удивило звание старший полковник. Стал искать, и в книге о сумских гусарах натолкнулся на фразу: "...В конце 1911 года старший полковник Данилов был назначен командиром 10 уланского Одесского полка..."


Но вернёмся к дуэли.

... Далее противники обменялись выстрелами по правилам, установленным в протоколе встречи, причем первым выстрелил через 7 секунд после команды «стреляйте» старший лейтенант Бутлеров, а секунды через 2 после него выстрелил штабс-капитан Виктор-Берченко. Этим выстрелом ст. лейт. Бутлеров был ранен в правый бок у седьмого ребра и упал.

Руководитель дуэли объявил поединок оконченным...



Врачи севастопольского морского госпиталя оказались бессильны. 30 марта 1913 года.старший лейтенант Бутлеров скончался.


Источники: мой журнал https://zen.yandex.ru/profile/editor/amico,

Швейковский П. А.

Суд общества офицеров и дуэль в войсках Российской Армии http://adjudant.ru/officer/honor05.htm

Показать полностью 3
942

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности

Я уже писал кое-что на эту тему, но её горизонты постоянно раздвигаются и зовут за собой. Случайно наткнулся на следующий текст и был сильно удивлён, - о таком я раньше не слыхивал. Впрочем, судите сами: "Я с возмущением узнал, что у капитана Мандевилла имелось два личных клозета, с обоих бортов его большой каюты, и он мог в любое время использовать подветренный борт. На фрегате даже у офицеров не было своих клозетов, но, по крайней мере, у них были каюты, ночные горшки и слуги. Мы, рядовые матросы, не имели ничего. Поначалу я очень смущался сидеть на толчке в компании нетерпеливой очереди моряков, находящихся в различной степени нетерпения. К толчку был прикреплен канат, распушенный конец которого болтался в воде. Закончив опорожнять кишечник, канат вытаскивали и подтирались этим концом. Я старался не думать о том, что вся команда использует один и тот же канат." Пороховой юнга. Пол Досуэлл.


На морском жаргоне того времени этих мальчишек, подтаскивавших во время боя картузы с порохом к пушкам называли "пороховыми обезьянками". Вот фрагмент картины, посвящённой гибели адмирала Нельсона с этим мальчонкой:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

Понятно, что поначалу корабельная жизнь с её обычаями казалась им довольно странной. К Нельсону мы ещё вернёмся, а пока заглянем-ка в упомянутую офицерскую каюту на фрегате того времени, благо, HMS "Trincomalee" постройки 1818 года дожил до наших дней, теперь он является музеем. Вот та самая упомянутая офицерская каюта:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

И ночной горшок под койкой. Не думаю, что их форма и размер в те времена были стандартизированы. Вот этот морской ночной горшок явно это подтверждает:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

Видать здорово насолил кэптен Бэзил Хол его владельцу, если тот заказал этот интимный сосуд с изображением обидчика. Впрочем, он не уникален.


В маленьком шотландском городке Форрес высится башня, называемая "башня Нельсона". На её этажах размещён музей, посвящённый Трафальгарскому сражению, в котором погиб Нельсон. Среди экспонатов есть, как написано, ночной горшок-плевательница с бюстом Наполеона:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

Что до самого Нельсона, то на корабле HMS Victory в его каюте имелся такой предмет меблировки:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

В нескольких местах пишут, что это портативный гальюн. Но меня что-то терзают смутные сомнения. Пусть слева выдвижные ящички с какими-нибудь причиндалами, но что за квадратная медяшка с какой-то пуговкой посередине слева от ёмкости? Да и судушка, какая-то некомфортная.


Почти через сто лет всё уже выглядело гораздо цивильней. Вот санузел командира крейсера "Варяг". По-моему, из-за ванны выглядывает крышка унитаза, да вон и рулон туалетной бумаги над ней:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

На бронепалубном крейсере USS Olympia, тоже, как и "Варяг", построенном в США, но на 10 лет раньше, аналогичное помещение выглядело по-спартански:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

Что же касается личного состава, то к тому времени эпоха мокрых канатов в качестве пипифакса уже закончилось, однако общий антураж гальюна команды был достаточно аскетичен. На том же крейсере:

Что использовали моряки в качестве туалетной бумаги и другие интимные подробности Флот, Моряки, История, Техника, Факты, Длиннопост

Не могу удержаться от личных воспоминаний на эту тему. Когда на первом курсе я попал на корабельную практику на эсминец 56-го проекта "Пламенный", гальюн личного состава на баке не сильно отличался. Правда, в качестве толчков использовались "чаши генуя" со смывом из магистрали забортной воды, но помещение было более мрачным, ибо всё окрашено шаровой (тёмно-серой) краской.


И так там было устроено, что один ряд толчков, которые вообще-то назывались "дучки", был расположен прямо перед входом в помещение, а другой за перегородкой, хотя и невысокой, но позволявшей хоть как-то уединиться. Когда я посетил это заведение первый раз и само собой присмотрел себе местечко за перегородкой, то прибывший в этот момент для наведения порядка "молодой" ужаснулся: ты что, тут сидеть могут только годки. Если они тебя застанут здесь, то попросту обоссут!


Я был сильно удивлён такой иерархией, но что возьмёшь с салаги-первокурсника?


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 7
159

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения Флот, Военные корабли, История, Военная история, Интересное, Яндекс Дзен, Длиннопост

Раньше я уже писал о французской подводной лодке "Сюркуф", вооружённой 203мм орудиями и таинственно исчезнувшей в море у берегов Америки. Но она вошла в строй в 1932 году, а вот британская М-1 опередила её на 14 лет и несла на себе орудие калибром 305мм. Пушки такого калибра имели самые мощные броненосцы как с российской, так и японской стороны во время Цусимского сражения, ну и первые британские линкоры, начиная с "Дредноута" также были вооружены подобными, разве что длина ствола была больше.


По тем временам дальность хода торпед была явно недостаточной, да и взрывались они через раз, в то время как тяжёлые артиллерийские ситемы могли лупить на десятки километров. Конечно, с высоты рубки подводной лодки цель на таком расстоянии разглядеть было невозможно, но ставка делалась на другое. Планировали, что лодка с уже заряженным орудием подкрадывается под водой к жертве на расстояние гарантированного попадания, примерно 5-7 км, всплывает, производит выстрел и тут же ныряет. При этом над водой она должна была находиться примерно 45 секунд.


Заглушка на стволе открывалась электроприводом. Снаряд весил 385,6 кг, на расстоянии 1 км мог пробить броню толщиной 795 мм . Один выстрел мог производиться 1 раз за 75 секунд. Правда, заряжание пушки было возможно только в надводном положении. Так что выпустить несколько снарядов подряд можно было только будучи уверенным, что лодка не получит немедленной сокрушительной ответки. Снарядов на такой случай имелось 40 штук, кроме того была установлена 76мм зенитка и 4 торпедных аппарата с боезапасом в 8 торпед.

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения Флот, Военные корабли, История, Военная история, Интересное, Яндекс Дзен, Длиннопост

Лодки эти строились на базе переработанного корпуса тех несчастливых лодок типа К, о которых была прошлая статья, но ни о каких паровых котлах речи не шло. Дизель-электрическая энергетическая установка, саму пушку обслуживало 27 человек, практически половина команды.


Но и эти лодки, так же, как и их предшественницы боевых успехов не имели, а судьба двух из построенной троицы была такой же трагичной.


Лодка М-1 в 1925 году столкнулась со шведским пароходом. Шведская сталь оказалась крепче и лодка пошла ко дну со всем экипажем.

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения Флот, Военные корабли, История, Военная история, Интересное, Яндекс Дзен, Длиннопост

Лодка М-2 в 1925 году лишилась своей могучей пушки, а взамен получила ангар с гидросамолётом

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения Флот, Военные корабли, История, Военная история, Интересное, Яндекс Дзен, Длиннопост

Это её в итоге и погубило. 26 января 1933 года лодка затонула на глубине всего лишь 32 метра, но спастись не удалось никому. Впоследствии выяснилось, что в подводном положении был открыт самолётный ангар. Как это произошло - осталось загадкой.


Лодку М-3 в 1927 году переделали в минный заградитель. Через пять лет её отправили на металлолом.


Была у англичан и лодка с пушками меньшего калибра, зато с красивыми орудийными башнями.

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения Флот, Военные корабли, История, Военная история, Интересное, Яндекс Дзен, Длиннопост

Лодка Х-1 имела четыре 132мм орудия в поворачивающихся башнях. Башни были открытого типа, так что на плавучесть не влияли. Орудия могли стрелять на дистанцию в 15 километров, боезапас 100 снарядов на каждый ствол. имелся дальномерный пост. Лодка была большой, водоизмещение 2780/3600 тонн, дальность хода 14 500 миль / 50миль. Она могла погружаться на 100 метров, но фактически такой глубины никогда не достигала.


Планировалось, что она сможет вести бой на равных с эсминцем, находясь в позиционном положении, когда корпус практически скрыт водой, на крайний случай у неё имелось 6 торпедных аппаратов.


Псле принятия в состав флот в декабре 1925 года лодка отправилась в Гибралтар. Но в дизельном отсеке произошёл сильнейший взрыв и она вернулась на ремонт. Через год лопнул правый гребной вал (ох уж это хвалёное британское качество) , потом вышли из строя дизель-генераторы и компрессоры. Ремонтировалась на Мальте, этот снимок по-моему сделан там:

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения Флот, Военные корабли, История, Военная история, Интересное, Яндекс Дзен, Длиннопост

В 1930 году снова взрыв в дизельном отсеке, пострадало 6 человек. Поставленная в док в Портсмуте, она упала с кильблоков на левый борт:

Подводные лодки с пушкой как у линкора, и другие детища британского гения Флот, Военные корабли, История, Военная история, Интересное, Яндекс Дзен, Длиннопост

Была смята обшивка цистерн главного балласта, разрушена уравнительная цистерна, повреждены приводы управления рулями. Интересно, радовался ли кто в Британии в тот момент так, как кое-кто у нас при известии о падении подъёмного крана на палубу "Кузнецова"?


Больше подобных лодок не строили. И хотя она не убила ни одного члена своей команды за время службы, в 1936 году её исключили из списков флота и отправили на металлолом.

Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 6
259

Жажда среди океана воды

Жажда среди океана воды Море, История, Техника, Интересное, Длиннопост

О "ревущих сороковых" широтах все пожалуй слыхали. Шторма, кораблекрушения и прочие безобразия. А о "конских" широтах слышать приходилось?


Меж тем, трагедий в этих местах происходило тоже предостаточно, хотя внешне здесь всё выглядело с точностью до наоборот. Это районы океана между 30 и 35 параллелями, где из-за особенностей атмосферных процессов почти всегда царит штиль. Старинные парусники могли болтаться здесь многими неделями, а то и месяцами. И на первый план выходил вопрос питьевой воды. Она хранилась в деревянных бочках и начинала протухать довольно быстро, тем более в жаркую погоду.


Где только не приходилось читать о зловонной, пахнущей тухлыми яйцами воде, которую приходилось употреблять морякам. Но и ей приходил конец. Вот тогда и избавлялись от лошадей, которых везли с собой. За борт их, - отсюда и это странное географическое название.

Хотя мне прямо сейчас пришла в голову мысль - известно ведь, что лошади весьма требовательны к качеству воды и абы какую пить не станут. Или если приспичит, то планка запросов снижается? Как и у людей во многих вопросах :)


Для сохранности воды в неё добавляли и уксус, и лимонный сок, позже фильтровали через калийную селитру, но всё это окончательно проблему решить не могло. Частично воду заменяли вином или более крепкими напитками, хотя тут я что-то не догоняю - уж явление утреннего сушняка мне отлично известно:)

Но и это не спасало, и даже сам великий Френсис Дрейк умер от поноса, как тогда называли дизентерию , вызванную дурной водой.


Кардинально проблема стала решаться лишь тогда, когда научились опреснять забортную воду. Сейчас используют самые различные физические принципы для этого, но я имел дело только с вакуумными опреснителями, о них пару слов и скажу. По большому счёту это всё тот же самогонный аппарат, где нужная жидкость получается из пара, а вся гадость остаётся в осадке.


Кто в школу ходил, тот знает, что на высоте 4500 метров над уровнем моря вода кипит при температуре 85 градусов Цельсия. Хрен ты тут яичко сваришь, закон такой - чем ниже давление - тем ниже температура кипения.


Для варки пищи это плохо, а для опреснения морской воды - очень хорошо! Ведь нашей главной заповедью остаётся одно - всё должно быть как можно дешевле, а желательно и бесплатно. И чтобы не тратить топливо на кипячение морской воды, придумали, как использовать тепло той воды, которая охлаждает двигатели и которое попусту расходуется на подогрев океана. А мы вот снизим давление внутри опреснителя и морская вода, нагревшаяся от охлаждающей дизель воды, закипит в теплообменнике хоть и при 60-ти градусах. А там - охлаждай эти пары в конденсаторе, да откачивай дистиллят в цистерну, всего и делов.


На самом деле это не так просто всё устроить, но зачем я буду грузить вас техническими деталями? Лучше расскажу, как это всё выглядело для нас.


Накипь на стенках чайника все видели? Так это питьевая вода, а если в нём кипятить морскую? Очень хорошо было бы добиться кипения в опреснителе градусов около сорока. Тогда накипи будет минимум. Но это нужно иметь могучий вакуум, на нашем старье такого не получалось. И тут ещё одна тонкость. Есть методы превращать этот дистиллят в питьевую воду, но очень хлопотно это, поэтому пьют и готовят пищу на нормальной воде, принятой с берега, а наваренную используют для мытья, стирки, приборок и т.п.


А теперь представьте, что все микробы и прочая живность, бывшая в морской воде, нагревавшейся всего до сорока градусов (а чтоб всё это передохло, как минимум сто нужно, а то и поболе) - благополучно поселится в цистерне мытьевой воды, а вы ею умываться будете, душ принимать, бельё нательное стирать - мало ли что случится. Поэтому её так же надо или хлорировать, или ультрафиолетом обрабатывать - короче, опять же, не всё так просто.


Ну, а раз мы варим воду при температуре градусов 60-70, то постепенно трубки греющей батареи испарителя забиваются отложениями. И надо опреснитель разбирать, несколько сот килограммовый теплообменник с помощью талей и ломов вытаскивать и накипь эту из 198-ми трубок удалять. Диаметр трубки - 13 мм. Заливали раствором ортофосфорной кислоты. Горы творогообразной массы на настиле, в трюме машины, а толку почти никакого.


Тогда берём электродрель, сварной наваривает на бронзовые прутки свёрла где-то на 12,5 и начинаем высверливать долбаный известняк. Главное - не сломать инструмент, он останется в трубке навечно. И не включать дрель, пока сверло не воткнётся в трубку. Иначе при малейшем эксцентриситете пруток изгибается почти под прямым углом и превращается в нечто вроде пропеллера со сверлом на конце. Кишки выпустит - и мявкнуть не успеешь.


После окончательной очистки и промывки изнутри всего агрегата, всё монтируется по местам. Главное - не допустить хоть мельчайшей неплотности, даже с комариный... нос, скажем. Иначе вакуума не видать и дистиллята тоже.


Ну, а потом пробный запуск, подбираются параметры, солемер показывает всё более низкое содержание соли, да и более надёжный прибор - язык, отмечает, что пошла пресная вода. Открываем кран на цистерну... и начинаем окончательную приборку, выгребая из закоулков весь этот белый шмурдяк.


Ещё одно романтическое морское приключение подошло к концу...


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью
163

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

О "Варяге" исписаны горы бумаги, а теперь ещё выложены гигабайты в интернете. Что, казалось бы, можно ещё добавить? А добавляют и добавляют постоянно.


Основным "трендом" с определённого времени стало разоблачение "мифов" о нём и его команде. А подайте-ка нам правду-матку, как оно там было на самом деле, жить без неё не могём! И ведь на каждое утверждение есть контрутверждения, а действия участников тех событий рассматривается не с точки зрения cамих участников на тот момент, а с позиций современных, когда подняты целые пласты документов и чуть не каждая минута препарирована и рассмотрена под микроскопом.


Да вот возьмём например проблему "неправильного" затопления "Варяга". Теперь ВСЕМ ИЗВЕСТНО ™ , как надо было его затопить, чтобы он впоследствии не достался японцам. Только о глубинах в бухте никто не пишет. Меня же в первую очередь заинтересовало, а какие глубины были в том месте? Искал-искал, вот нашёл такую информацию из Большого энциклопедического словаря Брокгауза (ценно тем, что он примерно современник тех событий, издание 1890-1907 года): Чемульпо - залив; представляет расширенное устье южного рукава корейской реки Хань-ган, при впадении ее в большой залив Императрицы. Залив имеет более мили в ширину и образует прекрасную якорную стоянку при глубине от 5 до 9 саженей. [ Л. Бородовский.]


Морская сажень - 183 сантиметра. Поднять с таких глубин корабль и по тем временам было технически доступно.

Надо было взорвать корабль или по крайней мере его главные механизмы, рекомендуют современные знатоки. Ну во-первых, после подъёма японцы и так поменяли котлы, так что поставить новые машины проблемы бы не составило. Во-вторых, против взрыва возражали представители других европейских флотов, чьи корабли стояли в бухте, чтобы самим не отхватить. А "Корейца"-то взорвали! Но канонрка была довольно немолода и значительно меньше размерами. Много ли ей надо?


С другой стороны, шли чуть ли не первые дни войны, мог ли предположить Руднев дальнейшее её развитие, все были уверены в победе России. Нужно ли было рвать в клочки новейший корабль, если вскоре после победы его можно будет поднять и ввести в строй? Таким красавцем он был:

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

Во всевозможных технических тонкостях тех событий можно копаться бесконечно.

Но остаётся главный вопрос: так был подвиг или нет, это первое, а если героизм был всё-таки недостаточен в глазах современных смельчаков, то следует ли развенчивать тех героев, ведь доходит до того, что задаются вопросы: "А чо такого героического? Матросам скомандовали, они и разбежались по боевым постам, их и содержали для этого!"


Известно, что японцы предварительно предъявили ультиматум о сдаче кораблей. Есть варианты того, что сказал Руднев команде перед боем.


"Братцы, я получил от японского адмирала предложение уйти с рейда до 12 часов, иначе он атакует нас всей эскадрой на рейде. Количество судов эскадры неизвестно, но нам и не надо знать, мы все равно пойдем в бой и поддержим честь русского флага. Помните, братцы, что мы будем сражаться до последней возможности и сдаваться не будем..." Или: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови". Смысл по-моему один и тот же.


В те времена даже враги ещё умели ценить отвагу протвника. На смерть адмирала Макарова японский поэт Исикава Такубоку написал такие стихи:


...Враг доблестный! Ты встретил свой конец,

Бесстрашно на посту командном стоя,

С Макаровым сравнив, почтут героя

Спустя века. Бессмертен твой венец!


И я, поэт, в Японии рождённый,

В стране твоих врагов, на дальнем берегу,

Я, горестною вестью потрясённый,

Сдержать порыва скорби не могу...


Стихотворение длинное, привожу лишь пару строф. Так изображалась гибель адмирала, - несмотря на уходящую под воду палубу, артиллеристы продолжают вести огонь из орудия. Обрушимся ли на художника за "неисторичность" изображения?

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

В 1907 году японский император наградил Руднева орденом Восходящего солнца II степени. Руднев якобы не хотел его принимать, но по настоянию Николая II ( царю лишние обиды императора были ни к чему), был вынужден уступить, однако никогда его не носил. Штурвал крейсера "Варяг" был установлен на японском флагмане "Микаса", как напоминание о доблести русских моряков

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

Но что они понимают в героизме, эти японцы, не так ли? Равно как и австрийский поэт Рудольф Грейнц, написавший стихотворение "Der "Warjag" уже через три недели после боя. Его перевод стол знаменитой песней

Наверх вы товарищи, все по местам!

Последний парад наступает!

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!


Поражает точность перевода Евгении Студенской, те, кто знает немецкий, могут оценить:


Auf Deck, Kameraden, all' auf Deck!

Heraus zur letzten Parade!

Der stolze Warjag ergibt sich nicht,

Wir brauchen keine Gnade!


Ну, и теперь к мифологизации. Народ не может не иметь своих героев, а власть не использовать героизм в политических целях. Война пошла совсем не так, как ожидалось, к тому времени на море не удалось одержать побед. Умаляет ли это личную отвагу русских моряков и верность воинскому долгу? Может, сбросим всё это в утиль, раз не удалось правильно затопить крейсер?


Я встретил утверждения, что русские фицеры не одобряли действия Руднева ещё в то время и чуть ли не отказывались подавать ему руку. Возникает вопрос - а какие офицеры? Те, которые вообще не участвовали в боях или те, кто сдались вместе со своими кораблями японцам? Остальные-то лежат на дне Цусимского пролива, не считая небольшого количества с кораблей, сумевших укрыться после Цусимы в иностранных портах. По-моему, не стоит доверять такой писанине.


На верхнем снимке матросы "Варяга" с подарками после царского приёма и награждения. После затопления корабля они на иностранных кораблях кружными путями добирались до родины. В боях той войны больше не участвовали, под таким условиям японцы позволили эвакуировать их из Кореи. А слово тогда тоже держать умели, как и уважать героев, своих или чужих.


Жизнь же "Варяга" на этом не закончилась. В 1905 году он был поднят японцами, отремонтирован и включён в состав императорского флота, как учебный корабль. На нём проходили морскую практику несколько прославившихся через несколько десятков лет японских адмиралов. В итоге, он прослужил в японском флоте в три раза дольше, чем в российском. Впервые Россия заплатила за него после постройки на американской верфи. Повторно - выкупив у японцев в 1916 году, когда надо было создавать флотилию Северного Ледовитого океана.


Если американцам заплатили за него 6 млн. рублей, то японцам - 4 млн. После трёх месяцев службы на Севере стало ясно, что без капитального ремонта не обойтись. В марте 1917-го его отправили в Англию, что обошлось ещё в 3 млн. однако после революции британцы по своему обыкновению наложили на него лапу, хотя пользы от него уже не было никакой. В 1920-м году его продали на металлолом в Германию.


Но "Варяг" и тут не пожелал сдаться просто так. Во время шторма он сорвался с буксира и сел на камни. Окончательно с ним разделались только в 1925 году. А это один из последних его снимков:

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли Флот, История, Война, Россия, Факты, Русско-Японская война, Яндекс Дзен, Длиннопост

Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 4
63

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка?

Имеется в виду время после завершения парусной эпохи, ибо в те времена так по мачтам побегаешь вверх-вниз да снасти потягаешь, то выбирая их, то потравливая, что и никакие физические упражнения дополнительно не нужны.


Да и позже кочегарам физических нагрузок хватало. Ну, а всё же? Искал-искал, ничего о флоте за последние лет пятьдесят существования Российской империи в данном плане не нашёл. Есть только несколько упоминаний об адмирале Бутакове, иногда устраивавшем шлюпочные соревнования. Нет также и фотографий, посвящённых физической подготовке на флоте.


В отличие от сухопутных войск. Не буду приводить множество снимков о физподготовке в военных учебных заведениях или даже занятий сухопутных офицеров фехтованием в организованном порядке. Вот пара снимков занятий рядового состава:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост
Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Насколько мне позволяют мои скромные знания французского, на открытке написано: Наши верные союзники русские в деревне. Гимнастические упражнения по шведской системе.


Считалось, что "Гимнастика, развивая и упражняя силы солдата, вырабатывает в нем ловкость, уверенность, смелость и предприимчивость к преодолению разных препятствий в военном деле, вместе с тем она несомненно поможет лучшим успехам в каждой работе, которой займется солдат по возвращении со службы. Поэтому солдату необходимо совершенствоваться в гимнастике, упражняясь в свободное время". Это написано в 1885 году.


Обратите внимание на выделенный жирным текст. Уже тогда заботились о послеармейской жизни солдат. А сегодня постоянно натыкаешься на сетования, что военная служба ничего дать неспособна.


Тем не менее, о флоте ничего найти не удалось. И даже в описаниях распорядка дня на царском флоте упоминаний не только о физподготовке, но и просто зарядке не встречается.


Зато есть снимки с иностранных флотов того или даже возможно более раннего времени. Бокс:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Интересная подробность - видите заглушки на орудийных стволах с пятиконечными звёздами? Совсем, как у нас, только гораздо раньше.

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Соревновались в кальсонах, но никому это не мешало. А это пример фехтования, конечно, как и у нас в армии, занимается им командный состав:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Здесь виден небольшой набор спортивного инаентаря:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

О нашем же флоте есть фото приборок, тренировок по специальности - заряжание орудия, но о спорте нет ничего. Может, кто-нибудь из читателей поможет, выложит в комментариях?


Зато полно снимков в различных вариантах вот на эту тему:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Предобеденная чарка,  а также о снятии проб пищи различными начальниками, торжественные построения и просто групповые фото в свободное время

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Это фото свободного времяпровождения американцев:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Тут и музыка, и стрижка, и бритьё разом. Явно постановочный снимок. А это наши служивые, музыка тоже им не чужда:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Можно и чайку хлебнуть под граммофон в дружеской компании:

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

А захочется движения, то в отсутствие физических упражнений и сплясать

Был ли спорт на русском флоте или хотя бы физподготовка? Флот, История, Моряки, Спорт, Интересное, Длиннопост

Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!