napyc

napyc

пикабушник
поставил 26 плюсов и 0 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
41К рейтинг 1576 подписчиков 593 комментария 134 поста 113 в "горячем"
1 награда
более 1000 подписчиков
64

Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки

Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки Флот, Моряки, Оружие, История, Происшествие, Интересное, Длиннопост

И это не просто забористый заголовок, надо лишь попытаться дочитать текст до конца


О трагедии подводной лодки К-129 (на снимке) написаны многие километры строк, зачастую с совершенно противоположным смыслом. Я потратил несколько часов, чтобы сделать более-менее связную выжимку из них.


А началось, как нередко бывало, с наших "братьев". В конце января 1968 года корабли КНДР захватили американское разведывательное судно «Пуэбло» и увели его в свой порт. Один американец был убит, десять ранено. Экипаж посадили в тюрьму, а бесценные сокровища в виде секретных документов, которые американцам при захвате не удалось полностью сжечь, и сверхсекретной аппаратуры стали доступны КГБ, а позже китайским товарищам.


Американцы были уверены, что коды не удастся раскрыть, ведь ключи к ним периодически менялись. Тогда они ещё не знали, что неприметный уоррент-офицер Джон Уокер, сменный супервайзер шифровального отдела в Норфолке аккуратно снабжал ими советскую разведку.


Но такой удар по имиджу сверхдержавы как похищение судна и команды стерпеть было невозможно. К побережью Кореи выдвинулись несколько авианосных соединений, подводные лодки, был подготовлен десант, чтобы силой освободить "Пуэбло" и его экипаж. А порт Вонсан примерно в 100 км от Владивостока!


Кстати, вот этот самый "Пуэбло", в итоге оставшийся в КНДР - и из-за такой фитюльки разгорелся весь сыр-бор:

Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки Флот, Моряки, Оружие, История, Происшествие, Интересное, Длиннопост

Наши не могли отнестись к этому безразлично, в район событий были выдвинуты боевые корабли, подводные лодки, бомбардировщики-ракетоносцы с выпущенными из люков противокорабельными ракетами облетали на низкой высоте авианосцы.


А тут ещё товарищ Ким Ир Сен обратился к Брежневу, что неплохо было бы в таких обстоятельствах заняться Южной Кореей. У Ильича похоже, брови на лоб полезли, третья мировая стояла на пороге. Начались всевозможные переговоры, но расслабляться было рановато и дизельная ракетная лодка К-129, совсем недавно вернувшаяся с боевой службы, снова отправилась в Тихий океан с мегатонными боеголовками на своих трёх ракетах и ядерными боевыми частями на двух торпедах.


Я ещё раз хотел бы напомнить, что об этих событиях написаны книги и уложить их в объём куцей статьи, которые и так дочитывают процентов 80 раскрывших их, очень непросто.


8 марта лодка не вышла на связь. Была организована крупнейшая поисковая операция силами флота и авиации, через 73 дня окончившаяся ничем.


Меж тем, американцы довольно точно установили место её гибели, говорят, что с помощью сети подводных гидрофонов. Однако при внимательном изучении вопроса установлено, что эта сеть тогда если и могла определить искомую точку, то с отклонениями в сотни километров.


А как раз в те дни в Йокосуку зашла атомная лодка "Суордфиш" для проведения в обстановке строжайшей секретности ремонта повреждений рубки и носовой части корпуса. Известно, что она уже сталкивалась раньше с советской лодкой С-176, её профилем было слежение за ними на постоянной основе. Вот тебе и точные координаты.


В 1969 году американцы решили тайно поднять К-129. Подводная лодка "Хэлибат" со спецоборудованием смогла заснять К-129 на пятикилометровой глубине, причём был даже получен снимок останков советского подводника в тёплой одежде и штормовом реглане, лежащих рядом с корпусом, даже было понятно, что у него сломана нога. Что доказывает - лодка в момент аварии не находилась на глубине.


Зачем американцам была нужна эта затея? Ясно же, что коды после гибели лодки были заменены, а тащить наверх боевые части атомных ракет и торпед - не лучшая идея.

Считается, что их интересовала аппаратура связи, позволявшая сжимать сообщения в микросекундный импульс, развернуть которые янки были не в состоянии. Такая находка стоила находки немецкой шифровальной машины "Энигма" во время войны. Если бы русские не узнали, что тайна этой аппаратуры раскрыта, можно было читать все их сообщения ещё долгое время.


После обнаружения лодки было построено специальное судно, способное поднять её с пятикилометровой глубины - MV Hughes Glomar Explorer, его водоизмещение составляло 50 000 тонн. Уникальное оборудование, невиданные технологии, всё было направлено к одной цели - добраться до секретов советского ракетоносца. Ширмой служили научные исследования дна океана.

Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки Флот, Моряки, Оружие, История, Происшествие, Интересное, Длиннопост

Кое-где пишут, что корпус лодки разломился при подъёме. Это не так хотя бы потому, что длина специальной камеры, куда планировалось поместить корпус К-129 на Гломар Эксплорер была 60 метров при общей длине лодки 98,9 м. Они точно знали после похода "Хэлибат", что корпус при падении на дно разломился на три фрагмента. Т.е. заранее планировался подъём только определённого из них.


И вот тут мы подходим к моменту, заявленному в заголовке. Маленькое отступление для затравки. Как-то на рыбинском судостроительном заводе я спросил одного из мастеров, нельзя ли перенести некий агрегат на пару десятков сантиметров в сторону. Он висел на переборке, казалось бы - какие проблемы?


Но мне ответили поговоркой: "Чтоб не бы́ло пи...жу, делай всё по чертежу!" и пояснили, что даже такая самодеятельность недопустима.


Поэтому можно ли верить тому, что по просьбе командира лодки капитана 1 ранга Владимира Ивановича Кобзаря ,

Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки Флот, Моряки, Оружие, История, Происшествие, Интересное, Длиннопост

отличавшегося высоким ростом, во время очередного ремонта была удлинена его каюта, чтобы он мог вытянуться на койке. Место высвободилось за счёт переноса рубки со спецаппаратурой ближе к корме лодки. Дело непростое, прокладка новых кабелей через водонепроницаемые переборки, сооружение выгородки, можно ли всё это согласовать ценой канистры спирта, как утверждают некоторые знатоки? Потому-то, мол, ЦРУ и не знало о переделке. И все американские затраты для овладения тайной К-129 были произведены впустую.


В более серьёзных текстах говорится, что переоборудование было согласовано с главным строителем судоремонтного завода, значит, были чертежи, сметы, заказ-наряды и всё, чем эти дела сопровождаются.


Кто ближе к истине, судить не берусь. Достали ли американцы желаемое - знают только их разведчики, но наши энтузиасты постоянно упоминают факт переноса рубки и что ЦРУшники вследствие него остались с носом.


По крайней мере, повторных подъёмов не было, а когда появилась возможность вновь сфотографировать лодку, на её месте обнаружили кучу бесформенных обломков.


Предыдущая статья о гибели подводных лодок: Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой

Показать полностью 3
267

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой

Чемпионом по количеству происшествий с ними остаётся 1981 год - 11, но погибла тогда только одна. А вот в 1968-м, о котором пойдёт речь, за пять первых месяцев не вернулись на поверхность четыре подводных корабля.


Печальный отсчёт начался уже 25 января. Подводная лодка ВМС Израиля "Дакар" совершала переход из Британии в Израиль. Построена она была во время Второй мировой войны и в январе 1945-го вошла в состав британского флота под названием "Тотем".

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой Флот, Моряки, История, Техника, Интересное, Происшествие, Длиннопост

Сам-то проект лодок типа Т был создан ещё в 1935 году, всего их построили 53 единицы. Разные подсерии могли иметь до 11-и торпедных аппаратов, при этом в нос смотрели от 8-ми до 10-ти. Именно восьмиторпедным залпом лодки "Тренчант" был потоплен японский крейсер "Асигара". Пять из них попали в цель. Бедные японцы...


Наш герой недаром носил такое имя. Канадскими индейцами команде лодки был вручён настоящий тотемный столб, вот этот:

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой Флот, Моряки, История, Техника, Интересное, Происшествие, Длиннопост

Теперь он находится в музее подводных сил Великобритании, а тогда неотлучно находился на лодке. Индейцы заверили, что пока он на борту, с ней ничего не случится. И ведь не случилось, пока он не был с лодки снят. В первом же выходе без него она погибла.


Но уже под новым названием - "Дакар". К столице Сенегала это слово никакого отношения не имеет, в переводе с иврита оно означает "рыба-меч". Лодка была модернизирована ещё в 1953 году, а в ноябре 1967-го был завершён капитальный ремонт перед её приёмом израильской командой. Выглядела теперь она так:

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой Флот, Моряки, История, Техника, Интересное, Происшествие, Длиннопост

9 января 1968 года, день в день через 23 года после вступления в состав британского флота, но уже под израильским флагом она отправилась в последний поход.


В две минуты пополуночи 25 января она в последний раз вышла на связь из района восточнее Крита. С ней исчезли все 69 человек команды. Израиль упорно искал лодку в течение 30 лет, были организованы 25 поисковых экспедиций. В конце концов частная американская фирма, уже нашедшая места гибели "Титаника", "Бисмарка" и других известных кораблей, в мае 1999 года на глубине 3000 метров между Кипром и Критом обнаружила разрушенный корпус "Дакара".


Предварительно ходили разные версии - от потопления лодки злобными русскими до нападение на неё представителей инопланетной цивилизации. Выдвинутая шахта РДП и перископ свидетельствуют, что скорее всего она могла погибнуть из-за ошибки команды или при столкновении с крупнотоннажным судном при движении на небольшой глубине. Со дна удалось достать часть ограждения рубки, которое теперь служит памятником трагически погибшим морякам.


Через два дня после "Дакара", 27 января, исчезла французская лодка "Минерва". Хорошего снимка не нашёл, вот фото однотипной лодки "Эридис", она вторая, погибшая из серии в 11 лодок типа "Дафнэ", только это произошло в 1970 году. После этого их строить перестали.

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой Флот, Моряки, История, Техника, Интересное, Происшествие, Длиннопост

"Минерва" в отличие от "Дакара" была совсем новой, вошла в строй в 1964 году. Подводное водоизмещение на 500 тонн меньше, чем у израильской, но вооружена она была 12-ю 550мм торпедными аппаратами. Носовой залп тоже мог состоять из восьми торпед. Только перезаряжать аппараты было нечем, это можно было сделать только у причала, да и располагались они вне прочного корпуса. В погоне за уменьшением размеров корабля и команды была принята такая конструкция.


Во время учений в западной части Средиземного моря 27 января в 07:55 от неё было принято последнее радиодонесение. С лодкой в морских глубинах остались 52 члена её команды. Это их последний совместный снимок, датированный второй половиной 1965 года:

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой Флот, Моряки, История, Техника, Интересное, Происшествие, Длиннопост

Поиски лодки по горячим следам и в следующем году ничего не дали, хотя в них участвовал сам Жак Кусто. Техника того времени не позволила обнаружить лодку на глубине 2350 метров, где её всё-таки нашли совсем недавно, 22 июля 2019 года. Надо сказать, что в этом районе позже погибли ещё три французские подводные лодки, нашли пока только одну. Причины же их гибели, как и "Минервы", установить не представляется возможным.


7-го или 8-го марта погибла наша К-129. Сейчас наиболее вероятной считается версия аварии её ракетного оружия. Как это произошло - останется наверно невыясненным навсегда, хотя имеют место различные предположения. Я постарался изложить её историю в подробной статье "Могла ли канистра советского спирта нанести США многомиллионные убытки?" . Завтра перенесу её на Пикабу из своего Дзен-канала.


Не прошло и трёх месяцев, как в Атлантике исчезла американская атомная субмарина "Скорпион". Вошла в строй в 29 июля 1960 года, т.е. была относительно новой. Экипаж 91 человек, вооружена торпедами, в том числе и с ядерными боевыми частями.

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой Флот, Моряки, История, Техника, Интересное, Происшествие, Длиннопост

21 мая в 8 вечера лодка последний раз вышла на связь. Координаты, скорость, курс, больше ничего, что могло бы привлечь внимание, в сообщении не было. Частый выход в эфир не принят для атомных лодок, так что понимание, что с ней что-то произошло, появилось только 27 мая, когда она должна была вернуться в базу.


Масштаб поисков был беспрецедентным. Тем более, что автономность лодки позволяла экипажу просуществовать до 70 суток, если только не произошло тяжёлой аварии. Была надежда, что она могла лежать где-то на вершинах подводных хребтов или в прибрежной полосе.


В поисковой оперции в общей сложности были заняты до шести тысяч человек и четыреста кораблей и летательных аппаратов.


Нашли даже потопленную немецкую лодку времён войны, но "Скорпион" обнаружен не был. Со временем поисковые работы свернули, но не полностью. Упорства американцам не занимать, а искать под водой они умеют, даже упоминавшиеся выше три подводные лодки разных государств были в итоге найдены американскими специалистами.


Не стал исключением и "Скорпион". 10 ноября 1968 года он был обнаружен поисковым судном "Мизар" на глубине около 3000 метров к юго-западу от Азорских островов. Удалось сделать фотоснимки разрушенного корпуса. Как всегда, сперва стали подозревать русских, таким образом отомстивших за гибель К-129. А там и пошло-поехало, опять же от пришельцев до нападения гигантской доисторической акулы мегалодона.


Следственная комиссия, заседавшая полгода, отмела всю эту чушь, как и неисправности в силовой установке. Есть несколько вариантов, более вероятных: ошибка персонала, неисправность аппаратуры управления или проблема с трубопроводами. Точного ответа так и нет.


Один из последних снимков моряков "Скорпиона":

Год, когда подводные лодки исчезали одна за другой Флот, Моряки, История, Техника, Интересное, Происшествие, Длиннопост

Море всегда было сурово с теми, кто посягнул на его глубины. И вряд ли это когда-нибудь изменится.



Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 5
100

Как "сачкуют " артиллеристы и "прикидываются шлангом"

Как "сачкуют " артиллеристы и "прикидываются шлангом" Флот, Моряки, Оружие, История, Техника, Интересное, Забавное, Длиннопост

Довольно известные выражения. По крайней мере во время моей военной службы их повторяли в соответствующих ситуациях постоянно. Проведем небольшое исследование.


Вот что написал в комментарии к более ранней статье бывалый артиллерист Радик Валишин, привожу с небольшими сокращениями, но чтобы понимать смысл, придётся смириться с техническими подробностями: ...вначале вручную из лифта выкатывался на лоток заряжания снаряд, досылался цепным приводом в казенник орудия, стоящего на угле заряжания с открытым поршневым затвором. Далее на лоток подавались по очереди два полузаряда, с которых снимались заглушки воспламенительных порохов (они специально красного цвета, чтобы было заметнее). Полузаряды также цепным приводом досылались в казенник. Лифт и лоток уходили вниз. Затвор закрывался. Сачковой номер расчета открывал стреляющее приспособление, вставлял запальный патрон. следовал доклад и замыкание цепи стрельбы командиром орудия. Название сачкового происходит от его инструмента для ловли вылетающих гильз запальных патронов - обыкновенного сачка. С чем он походит на ловца бабочек и все остальное время стрельбы ничем более не занят. Отсюда и пошло выражение "сачкует" про тех кто ничего не делает.


Настоятельно рекомендую посмотреть потом ролик, как происходит заряжание и выстрел орудия на севастопольской 30-й батарее. На 39-й секунде показывается, куда сачковой вставляет патрон, а на 3 мин. 35 сек. его действия с сачком. В конце ролика общий вид башни снаружи. Завораживающее зрелище!

https://www.youtube.com/watch?v=6gyr2BAMvIM


А это скрин с ролика, где виден этот сачок, указанный стрелкой:

Как "сачкуют " артиллеристы и "прикидываются шлангом" Флот, Моряки, Оружие, История, Техника, Интересное, Забавное, Длиннопост

Но есть и другая версия. Якобы во времена парусного флота, когда в ходу были подвесные койки, на матросском слэнге они назывались "сачок". Лежать в ней означало "давить сачок". И конечно, очень обидно было, когда кто-нибудь давил сачок, когда остальные работали. Так и стали называть уклоняющихся от работы "сачками". Вот на заглавном снимке пример, как "давят сачок" :)


Однако есть и сухопутный вариант, будем дотошными, как и положено настоящим исследователям :) Некто И.П.Иванов рассказывает, что в 1947-49 годах наши Вооружённые Силы переходили на новые образцы стрелкового оружия, в которых применялся секретный на тот момент патрон 7,62 мм. С секретностью тогда не шутили, поэтому стрельбы выглядели так: один боец стрелял, а другой ловил вылетающие из патронника гильзы специальным сачком.


И вот при учебных стрельбах зазвучала команда, к примеру: "Сержант Петров и рядовой Иванов на огневой рубеж шагом марш! Петров стреляет, Иванов сачкует. Заряжай! Огонь!"


И пока один трудился, целясь и ведя огонь, другой в принципе не делал ничего, "сачковал". Тут должен добавить, что уже когда эти патроны были несекретными, в мои курсантские времена, обходились без сачков, но все отстрелянные гильзы хоть лопни, но собери, это был предмет строгого учёта.


Что касается шланга, то это неотделимая часть образа любого судна или корабля, приборку на верхней палубе без его применения трудно представить. Смысл выражения "прикинуться шлангом" в общем-то недалёк от сачкования. Это значит изобразить из себя не понимающего, чего от тебя хотят, неумелого и бестолкового, зачастую как раз, чтобы уклониться от участия в чём-то нежелательном для тебя. Сейчас много аналогов этого выражения - можно и "валенком прикинуться, включить дурака, морозиться" и т.п.

Как "сачкуют " артиллеристы и "прикидываются шлангом" Флот, Моряки, Оружие, История, Техника, Интересное, Забавное, Длиннопост

Но морские ли корни у этого выражения? И почему именно шлангом, неужто это самый бесхитростный предмет, пустой внутри и сам по себе ни на что большее не пригодный?


Есть такой анекдот, как два полоумных решили слинять из дурки. Один говорит - ну, я-то автомобиль, на меня на улице никто и внимания не обратит. Но ты ведь удав, тебя сразу заметят? А тот отвечает - да пустяки, просто прикинусь шлангом!

Может, от этого анекдота и пошло гулять такое выражение?


Кстати, в немецком языке Ди Шланге как раз и означает - змея, а шланг в нашем понимании - Дер Шлаух :)


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 2
145

Морская артиллерия. Как это работает

Морская артиллерия. Как это работает Флот, Оружие, Техника, История, Интересное, Гифка, Длиннопост

Не механику бы об этом писать, но и кошка может смотреть на королеву, как говорят англичане, это во-первых, а во-вторых, кто-то же должен это сделать? Я что-то таких каналов на Дзене не вижу. Тема эта - исключительно обширная, достойная не одного фолианта, пройдёмся хотя бы вкратце и не в полном объёме.


Абордаж - дело, конечно, славное, но всё же предпочтительнее уконтропупить врага издалека. На флоте давно это сообразили и катапульты устанавливали на всяких там триремах издавна. Потом пришёл черёд до метания не просто каменных ядер, но и горшков с воспламеняющейся жидкостью и так называемого "греческого огня". практически, огнемёта.


Однако с появлением пороха всё это ушло, пушки стали основным морским оружием. По мере того, как редели и исчезали дубовые леса Британии и Испании, а также и других стран, принявшихся за строительство мощных флотов, корабли становились всё больше, а борта их толще. В ту пору главной задачей артиллерии было проредить команду противника на верхней палубе, а также по мере возможности сокрушить его такелаж, лишив таким образом хода. И делай с ним что хошь, как в одной песенке пелось. Но это дело долгое, а лучше его всё-таки утопить как можно быстрее.


Вот посмотрите на эту картинку:

Морская артиллерия. Как это работает Флот, Оружие, Техника, История, Интересное, Гифка, Длиннопост

Если ядро и прошьёт такой борт, то получится небольшое отверстие, и что с того? А пушечка три тонны весит и стоит немало. Возьмем, для примера, Наваринское сражение 8 (20) октября 1827 года. Флагманский корабль русского флота «Азов» получил в нем 153 пробоины (из которых семь — ниже ватерлинии). Представьте себе 153 пробоины при длине корпуса всего 54,3 метра. При таких повреждениях корабль не только не потонул, но и не утратил своей боеспособности, а уже 13 октября он вышел в море и благополучно пришел в Ла-Валетту (о-в Мальта).


Если увеличивать калибр, то пушка вообще станет неподъёмной.


И тогда англичане придумали карронады. Это короткоствольные пушки гораздо большего калибра и массой ядра, с меньшим зарядом пороха. Скорость полёта ядра была значительно меньше. Оно не прошивало, а проламывало борт противника, нанося корпусу повреждения не в пример серьёзнее.


А там пришло время и бомбических орудий, т.е. стрелявших разрывными снарядами. На повестку дня встало увеличение дистанции боя, чтобы затруднить прицеливание и бронирование корпусов. Когда же корабли стали изготавливать из металла, ограничения по размеру корпуса сильно расширились, росло водоизмещение и пушки стали превращаться в настоящих монстров, стреляющих на десятки километров.


Даже зарядить такое орудие стало сложной технической задачей, а устройство орудийной башни напоминает работу какого-нибудь стана в заводском цеху. Гифка показывает это в движении:

Морская артиллерия. Как это работает Флот, Оружие, Техника, История, Интересное, Гифка, Длиннопост

Но это всего лишь схема, а вот как описывает процесс заряжания Леонид Соболев в "Капитальном ремонте": Лязг, грохот, звон, шипенье наполнили башню. Из провала стремительно поднялся зарядник, громадный, как рояль, поставленный на ребро, догнал орудие и присосался к открывшейся уже его пасти, выпустив тотчас гремучую стальную змею, выпрямляющуюся на ходу в упругую палку. Змея втолкнула снаряд в канал орудия и быстро побежала обратно. По дороге она задела за выступ медного ящика над лотком, и оттуда, хлопнув дверцей, вывалился шелковый цилиндр полузаряда. Змея ринулась вперед, загнала его в дуло и на обратном пути выронила в лоток второй полузаряд; коротким, уже сердитым ударом она вбросила и его в канал и, громыхая и лязгая, скрылась в своей норе, а зарядник стал падать вниз, в провал, так же стремительно, как появился. Замок вжался в орудие вкрадчивым извивом вползающего в землю червя, и в башне опять наступила тишина, подчеркнутая жужжанием моторов.


И вот снаряд вылетел из ствола. Какие только факторы на него не действуют, стараясь совратить с пути истинного. Сила взрыва заряда и земное тяготение, сопротивление воздуха и деривация - отклонение траектории в результате вращения, влажность воздуха и его переменная плотность в зависимости от высоты полёта, в конце концов ветер и собственное движение корабля в момент выстрела. Форма снаряда и его вес тоже имеют немалое значение. Износ ствола, в конце концов, время суток.


Немалая часть этих факторов были давно учтены в таблицах стрельбы, поправки вводились специальными автоматическими устройствами, но всё это отнюдь не отменяет опыт и даже талант артиллериста. Довольно своеобразно описан он в рассказе М.Веллера "Бог войны", настоятельно рекомендую, в интернете есть.


А ведь ваш корабль движется и корабль противника за 15-20 километров движется, и нет на водной глади никаких ориентиров, на которые можно было бы опереться. И тут трудно переоценить работу дальномерщиков, оптические устройства которых до поры появления радиолокации были единственным средством для определения дистанции, направления движения и скорости цели.


Что же теперь? Роль главного оружия войны на море пушки давно уступили ракетам. Последнее применение главного калибра, если мне не изменяет память, было в 1983 году в Ливане, когда выведенные из консервации американские линкоры обстреливали Ливан.


Сейчас малокалиберная артиллерия на море используется в борьбе с ракетами и малоразмерными целями и в этой роли наверняка просуществует ещё долго.


А сколько стоит всё это удовольствие? И почему так дорого? Я посвятил этому целую статью, выложенную на Пикабу раньше:  ЗОЛОТЫЕ ЗАЛПЫ КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ



Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 2
99

О кастах на флоте или станет ли сын адмирала адмиралом?

Скажу сразу - сыновей адмиралов среди офицеров-механиков мне встретить за время службы не пришлось, может, скромничали очень. Хотя знаю по крайней мере об одном, учившемся в нашем инженерном училище, уже после моего выпуска.


Это был сын нашего начальника училища, адмирала, да:) Но не довелось слышать, чтобы он тоже стал адмиралом. А вот фамилии не механических адмиралов, сыновей адмиральских, мне хорошо известны. Можно ли династичность назвать кастовостью? Ну как сказать - если определённый круг должностей поколение за поколением замещается потомками определённого круга людей - то вот вам и каста. Чужим туда попасть непросто.


И далее я хотел написать об истоках этого явления и во что оно вылилось в позднесоветское время. Стал читать литературу по этому вопросу и расхотелось пережёвывать эту жвачку . А лучше поделюсь тем, что я узнал во время этого чтения.

О кастах на флоте или станет ли сын адмирала адмиралом? Флот, Моряки, История, Интересное, Длиннопост

Это офицеры гвардейского эскадренного броненосца "Император Александр III" . Даже на этом снимке имеется один князь. Гвардия - она и есть гвардия. Эскадренный броненосец «Император Александр III» прошел труднейший путь от Кронштадта до Цусимы, будучи единственным кораблем 2-й Тихоокеанской эскадры, на котором практически не было ни одной аварии или поломки. На корабле не умер и не сошел с ума ни один человек. На нём не было ни одного случая грубого нарушения дисциплины даже во время разлагающей трёхмесячной стоянки на Мадагаскаре.


А это сам броненосец, новейший боевой корабль, вступивший в строй в октябре 1903 года:

О кастах на флоте или станет ли сын адмирала адмиралом? Флот, Моряки, История, Интересное, Длиннопост

А это его первый и последний командир, капитан 1 ранга Бухвостов Николай Михайлович:

О кастах на флоте или станет ли сын адмирала адмиралом? Флот, Моряки, История, Интересное, Длиннопост

Фамилия какая-то не княжеская, но не будем торопиться.


Когда Пётр I объявил в 1683 году набор в свои потешные войска, первым к нему явился царский конюх (по другим сведениям - стряпчий) Сергей Леонтьевич Бухвостов и был зачислен в бомбардирскую роту Преображенского полка как «потешный пушкарь».


Современник его характеризует так : «Был росту среднего, силён, тверд, скромен и весьма воздержан». В истории за ним закрепилось звание "первого русского солдата". Он участвовал во всех военных кампаниях, проводившихся Петром, был тяжко изранен и в признательность за многолетнюю честную службу Пётр присвоил Бухвостову чин майора с зачислением в Санкт-Петербургский гарнизон со званием — капитан гвардии, где он значился до своей смерти . А род Бухвостовых продолжил служить России.


Перед уходом эскадры на Дальний Восток Николай Михайлович произнёс пророческие слова: «Вы желаете нам победы. Нечего говорить, как мы её желаем… Но за одно я ручаюсь — мы все умрём, но не сдадимся». В ходе Цусимского сражения броненосец «Император Александр III» погиб. Из 867 членов экипажа не спасся ни один человек. Ни те, кто сфотографирован в кают-компании, ни командир, ни последний кочегар.


Это единственный броненосец Цусимы, с которого не спасся ни один человек. Это корабль, принявший на себя весь адский огонь японского флота в самые тяжёлые минуты Цусимы,


В том и отличие морского боя того времени от сухопутного, что там не отступишь во вторую линию траншей, не отсидишься в штабе за километры от передовой и не отправишься в лазарет, получив ранение. Гибель броненосца была ужасна, истерзанный снарядами, полыхающий пожарами, с сильнейшим креном, он продолжал отбиваться до последнего момента, когда перевернулся и мгновенно затонул. Можно ли представить себе, что творилось в этот момент в его внутренних помещениях, когда срывались с фундаментов орудия и котлы, струи раскалённого пара пронизывали машинные отделения в полном мраке под рёв врывающейся в корпус воды?


Тут я не могу не сказать ещё пару слов о "кастах". Среди погибших был и поручик князь Григорий Григорьевич Гагарин, представитель известного княжеского рода, потомков Рюрика.

О кастах на флоте или станет ли сын адмирала адмиралом? Флот, Моряки, История, Интересное, Длиннопост

И был он младшим судовым механиком-инженером, потому и звание такое. В 1901 году окончил Императорское Техническое училище, воинскую повинность проходил на боевых кораблях на Дальнем Востоке. С началом войны добровольно подал прошение о зачислении на действующий флот. Попав в Гвардейский экипаж, поручик Гагарин очень естественно влился в эту довольно замкнутую касту и, по сохранившимся свидетельствам, стал любимцем кают-компании гвардейского броненосца.


Было ему 28 лет, после него остались вдова и маленькая дочь, которая ни одной минуты не видела своего отца.


Многие в нашей стране знают о гибели «Титаника», и льют слёзы над судьбами главных героев одноимённого фильма, а не лучше ли нам помнить своих героев, в лице героического экипажа броненосца « Император Александр III», который с честью и до конца выполнил долг перед Родиной?

.............................................................................................................................


В моём доме в соседнем подъезде жил такой же, как я, морской офицер Михаил Пинчук. Когда я был преподавателем учебного центра в Ливии, он в качестве командира ракетного крейсера "Грозный" в составе отряда кораблей посещал Тобрук, мы виделись там. Я закончил службу капитаном 2 ранга, а он контр-адмиралом.


Я предлагал своему старшему сыну поступать в военно-морское училище, но он однозначно отказался, отслужил срочную на флоте, вернулся главным старшиной и на том наши отношения с ВМФ закончились. Сын же контр-адмирала Пинчука, Сергей, окончил севастопольское училище им. П.С.Нахимова, прошёл целый ряд должностей, окончил две академии и теперь в звании контр-адмирала командует Каспийской военно-морской флотилией. Каждый выбрал, что хотел.


А вот сын вице-адмирала Соколана Александр служил со мной на ракетном катере. Интеллигентнейший, мягкого склада характера, никакого стремления к военной карьере я в нём не замечал. В конце концов он ушёл на преподавательскую работу, ни о каком адмиральстве речи не шло.


Я закончил службу в 1992 году, можно сказать в роковые часы Черноморского флота России, когда решалась его судьба - быть ему или не быть. Тогда им командовал вице-адмирал Игорь Касатонов. Именно благодаря его жесткой позиции и грамотным действиям Черноморский флот бывшего СССР был сохранен для России. Потом Касатонов был первым заместителем Главкома ВМФ, полностью повторив путь своего отца, адмирала флота Владимира Касатонова, тоже занимавшего эти должности.


У Владимира Касатонова есть внук, тоже Владимир и пока только вице-адмирал. Командовал атомным крейсером "Пётр Великий", сейчас начальник Военно-морской академии им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.


Есть такая быгыгышка - может ли сын полковника стать генералом? Нет, потому что у генерала есть свой сын. В применении к флоту - если у тебя папа адмирал, то ты вот прямо автоматически, по блату, способен отстоять для страны флот, когда даже из Москвы, из самых высоких кабинетов тебе советуют: "ну, ты смотри там сам, выкручивайся, как сможешь".


Или подо льдами впервые в истории пройти к Северному полюсу, а чё, не боги горшки обжигают.


Меж тем, морские династии существовали в России задолго до Советской власти. Если взять период с Крымской войны до 1917 года, то более 200 семей имели своих представителей на морской службе в трёх поколениях. А были и такие, мужчины которых вообще иных профессий, кроме морской службы не имели.


Что до высших званий, то наибольшее число их носителей, десять, вышло из рода Зеленых - слыхали ли вы вообще такую фамилию? Я - нет. Спасибо Николаю Манвелову и его книге "Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству".


Семь адмиралов носили фамилию Бутаковых, а всего из этого рода вышло более 120 морских офицеров.


По шесть адмиралов и генералов вышло из фамилий Воеводские, Левицкие, Никоновы, Римские–Корсаковы, Рыковы и Тыртовы. Наиболее известны конечно, Римские-Корсаковы благодаря композитору Николаю Андреевичу. А вот он выше лейтенанта не дослужился, уволился от службы и полностью отдался музыке.


Про адмирала Павла Петровича Тыртова, исполнявшего должность управляющего Морским министерством ходил такой анекдот, вернее про его швейцара, отставного матроса.

Когда министр приболел, Николай II решил навестить его в частном порядке, надел свой полковничий мундир и прибыл на квартиру больного. Однако швейцар пускать его отказался: "Не велено". Самодержец настаивал и велел сообщить домочадцам, что царь пришёл. Старик обалдел от такой наглости незнакомого полковника, но всё же провёл его внутрь.


Там царя признали, а он пожурил цербера, что заставил его долго мёрзнуть на входе. " Сами виноваты, Ваше императорское величество, заходите редко" - парировал тот.


По пять и четыре адмиралов и генералов дали ещё 12 родов.


Все вышеперечисленные фамилии были уничтожены или вынуждены покинуть страну в период революционных потрясений. А мы теперь удивляемся - как это возможно, чтобы три адмирала были родственниками?


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 3
306

О маяках по просьбе читателей.

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

В прошлом месяце меня попросили рассказать о маяках, хотя казалось бы, весь интернет к услугам. Но я взялся за это дело и узнал для себя кое-что новое. Может и эта статья поможет кому-то расширить знания об этих интересных сооружениях.


Маяк - один из самых узнаваемых морских символов, наравне с якорем и штурвалом. Это слово входит во многие устоявшиеся словосочетания, такие как "Путеводный маяк" или "Надёжный маяк на жизненном пути" - да мало ли их?


Теперь же недальновидный человек может спросить - а на кой эти маяки, когда есть спутниковая навигация, все эти Джипиэсы и Глонассы? Однако всякое может случиться, а безопасность навигации должна быть гарантирована, поэтому и секстант до сих пор у каждого штурмана хранится. Другой вопрос - насколько уверенно он с ним управляется :)


У моряков к маякам особое отношение. Вот помню, тащим мы на своём буксире судно на разделку в Индию с какого-нибудь Тринидада в Карибском море. Половину Атлантического океана пересекаем по диагонали. Почти месяц полного одиночества среди водяных холмов или зеркальной глади от горизонта до горизонта. И как радует показавшийся наконец вдали мерцающий свет маяка, первый привет от далёкой Африки!


А когда уходишь от крымских берегов в сторону Босфора, последнее, что видно в ночи - зелёные вспышки маяка Ай-Тодор. Построен он, кстати, ещё в 1835 году.

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Обычно маяк представляется в виде высокой башни. Но если он находится на гористом берегу, смысла строить башню нет и такие маяки довольно приземисты. Ай-Тодорский маяк не самый старый в Крыму, Тарханкутский построен в 1816-м. А Еникальский, в окрестностях Керчи, хоть и построен в 1820-м, но первые упоминания о маячном огне в этих местах датируются еще 350 годом до н. э.


Между прочим, одно из семи чудес древнего мира, маяк Фарос в Египте был построен позднее - в 283 году до нашей эры. Зато и высота его была не в пример больше - 135 метров, сторона квадратного основания составляла 35 метров. (Кстати, в разных источниках все эти цифры, хоть и незначительно, но отличаются. Я уже к этому привык :) Светил он на 50 километров по нынешним меркам. Уже тогда для концентрации светового потока была применена система вогнутых металлических зеркал.


Самый древний из ныне действующих маяков - Башня Геркулеса в испанском городе Ла-Корунья, построенная во II веке архитектором по имени Кай Сервий Лупо ( по-русски Волков будет) Конечно, она подвергалась перестройке в позднейшее время и теперь выглядит так:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Маяки бывают самые разнообразные по внешнему виду, одни из самых оригинальных - это церкви-маяки. Не знаю, как где, а в России их два. Первый на Соловецких островах:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Второй в Крыму, построенный в 2006 году:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Нельзя не упомянуть, что маяки не всегда использовались с благой целью помочь морякам ориентироваться в ночном море. А совсем даже наоборот - сбить их с пути, посадить на мель и потом ограбить. Этим промыслом занимались ещё в древние времена, не брезговали им и жители европейских берегов даже в 17-м веке.


Каково оно было - работать на маяке в старые времена? Смотритель, вступая в должность, давал клятву на верность служебному долгу и подписывал присяжный лист. Если по его вине происходило кораблекрушение - тюрьма или каторга. Никакой расслабухи во время вахты. Инструкция гласила: "...ни в фонаре, ни в комнате под фонарём, называемой вахтенною, не дозволяется иметь ни дивана, ни кровати, ни какой другой мебели, на которую бы можно было склониться". Т.е. прилечь.


В начале 19-го века на старейших крымских маяках в качестве источников света использовались масляные лампы на растительном масле. Для направления светового потока применялись параболические полированные чаши. Каждый час или даже чаще надо было регулировать высоту пламени, очищать нагар с фитиля и отражателей, доливать масло. У постоянного горящего огня маяка есть недостаток - его можно спутать со звездой, например, или не различить среди других огней населённого пункта поблизости.


Поэтому со временем маяки перевели на проблесковый режим. Во-первых, мигающий огонь заметнее, во-вторых, установив различный темп мигания на каждом маяке, появляется возможность их различать и не принять один за другой. Мигание производилось за счёт вращения осветительного аппарата. Подшипников ещё не знали, так что его устанавливали на поплавок в ванне со ртутью. В движение все приводилось механизмом наподобие часового за счёт висящих на цепях грузов, ну как на часах-ходиках, если их кто помнит :) Смотрителям добавилась забота подтягивать эти гири и смазывать маслом механизм. Беготни вверх-вниз внутри башни стало больше. Это лестница внутри одесского маяка, не самого высокого, кстати:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Так она выглядит после реконструкции 2010 года. А так на Тарханкутском в том же году:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Наука не стояла на месте и была изобретена линза Френеля, собирающая свет в направленный пучок, вот принцип её действия:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Впервые она была применена на американском маяке Pigeon Point Lighthouse, хотя изготовили её в Париже из 1008 призм:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Она имеет 5 метров в высоту и 2 в ширину, весит 900 кг. Источником света была ещё масляная лампа с пятью фитилями. Сейчас это музей.


Позже источниками света был керосин. Для работы керосинокалильного светильника требовался сжатый воздух, так что работы у маячных смотрителей ещё прибавилось. С приходом электричества стало попроще, но это там, где к маяку подведён кабель от внешнего источника. Если имеется свой дизель-генератор, то он тоже требует соответствующего ухода. В дневное время маяки можно различать по специальной яркой окраске в виде разноцветных колец и полос. Кроме того, маяки могут подавать акустические сигналы, радиосигналы, а также оборудоваться отражателями радиоволн. Я наткнулся на данные, что свет некоторых маяков виден на расстоянии в 37 морских миль, или 68,5 километра. Надо помнить, что этот параметр сильно зависит от состояния атмосферы. Но отблески маячного света на облаках можно видеть и с большего расстояния.


Снова отклонимся в сторону. Маяк мигающий - это хорошо, но ночью не так легко понять с какой стороны вы к нему приближаетесь. Поэтому помимо просто разноцветных огней, было применено такое устройство, что с определённого направления и в определённом секторе вы видите свет одного цвета, а с другого направления он уже отличается. На морских картах и в лоциях эти секторы обозначены и ориетироваться в таком случае гораздо легче. С развитием электротехники мигание маяка стало возможно обеспечивать с помощью автоматики просто включением и выключением светильника. Размеры линз стали меньше:

О маяках по просьбе читателей. Море, Флот, Интересное, История, Техника, Длиннопост

Но работа смотрителей и их подчинённых всё же довольно непроста. Зачастую маяки расположены вдали от населённых пунктов, а кое-где люди на маяке оставались отрезанными от цивилизации на долгие месяцы, например, на севере нашей страны. Требуется отменное здоровье, уравновешенный характер и способность заниматься однообразным монотонным трудом длительное время. Многие романтики проклинали тот день, когда решили удалиться от людской суеты в столь желанное уединение. Известны случаи, когда смотрители работали на своём маяке по 30 и более лет, а работа эта становилась семейным занятием и в следующем поколении.


Сейчас многие маяки работают в автоматическом режиме, обслуживющий персонал посещает их периодически. Источником энергии могут служить радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ), не требующие обслуживание. Однако всё, связанное с атомной энергетикой несёт определённый риск. В том числе, что РИТЭГ могут просто утащить. И такие примеры есть. По данным НКО «Беллона», с 1987 по 2004 год было зафиксировано девять случаев разграбления РИТЭГов, три аварийных сброса генераторов с транспортного вертолета, три раза были выявлены утечки радиации по причине недостатков конструкции, два РИТЭГа потеряны под слоем грунта и в одном случае не удалось установить причины механических повреждений корпуса.


Так что от такой энергетики стали избавляться.


А вообще, тема маяков, как и многие, относящиеся к морю, настолько обширна, что её полноценно раскрыть можно только в цикле статей.


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/amico

Показать полностью 9
75

"Арабизация" Алжира и советские военные

"Арабизация" Алжира и советские военные Флот, Моряки, История, Интересное, Реальная история из жизни, Длиннопост

Это последняя статья из цикла об истории моего пребывания в Алжире.  В конце декабря 1978-го умер президент Хуари Бумедьен. Страшно было смотреть на его похороны даже по телевизору. Убитые горем люди прорывались через кордоны полиции и бросались к его гробу, их отшвыривали назад. Вообще, конечно, с эмоциями в тех местах круто.

Когда в Ливии по телевизору показывали репортажи о повешении очередных врагов Джамахирии ( а делалось это обязательно в родном городе преступника), - из толпы тоже выскакивали люди и висли на ногах казнимого. Было ли это горем или они желали, чтобы он скорее загнулся - я так и не понял.


В феврале президентом стал Шадли Бенджедид. Арабизация набрала новое дыхание. Газеты переходили на арабский язык, вывески, государственные бумаги... Пожилые люди и старики бурчали, им, в принципе, приходилось овладевать арабской грамотой с азов, до этого все отлично обходились французским. Молодёжи, конечно, было попроще.


И вот что тут я хотел бы сказать. Я не помню случая, чтобы все эти арабизации, украинизации и прочее дерьмо приводили к хорошим результатам. Обычно это просто начало борьбы за передел пирога.


И бегут "оккупанты" из Орана и Душанбе, Кейптауна и Зимбабве. И начинается там жопа, потому что местная инеллихгэнция оказывается полным отстоем, особливо техническая, да и любая, где надо работать руками и головой, а не языком.

Исключений почти нет. Я разговаривал с местным англичанином в Дурбане, Южная Африка. Там, на краю света, для местных служит развлечением приходить в порт (это свободно, в отличие от наших портов) и смотреть на суда, возможно, представляя, как они могли бы унести их отсюда. За крышами пакгаузов возвышались красивые издали высотные дома, а старик рассказывал, что это только видимость осталась. Белых специалистов отовсюду попёрли в рамках борьбы за коренизацию (ага!), а что ожидать от "этих"? Он их даже неграми не называл. Инфраструктура стремительно разрушается, всё приходит в упадок. На вопрос - есть ли перспективы у белых здесь, он отрезал: Нет! И я здесь только потому, что меня в Англии никто не ждёт и никому я там не нужен, я уже в третьем поколении южноафриканец (вспомните алжирских французов-черноногих и наших понаехов).


А на следующем этапе обладающие древней культурой аборигены начинают массово ломиться в страны изгнанных оккупантов, и засирать их по мере возможности.


Что до Алжира, арабизация плавно перешла там в исламизацию, вылившуюся почти на 10 лет в гражданскую войну с исламистами.

Лидеры исламистов выступили с заявлением о выплате за голову любого убитого иностранца, невзирая на его пол и возраст, премии в размере 10 тыс. долларов. Произошли первые нападения на специалистов, повлекшие за собой человеческие жертвы. Так, недалеко от Регайи был вырезан сербский городок. Погибло не менее 12 человек. Зверски убита группа французов и экипаж небольшого итальянского судна. Расстрелян автобус с российскими гражданами, в результате чего, по некоторым сведениям, погибло около 20 человек. Насилию подвергались даже русские женщины, прожившие в Алжире по 13 и более лет и принявшие ислам. Осенью 1993 года было совершено нападение на русских военных специалистов в городе Лагуат.


Ничего не подозревавшие русские офицеры после занятий отправились играть в волейбол. Кто-то после игры пошел домой, а четверо остались курить на лавочке возле дома. Внезапно из кустов раздались выстрелы. Один из летчиков, получивший огнестрельное ранение в голову и сердце, рухнул на землю. Двое других бросились бежать, а один, упав под лавку при звуках выстрелов, затаился, притворился убитым. Когда другие летчики уже забежали в подъезд, прогремела автоматная очередь. Пули попали одному офицеру сзади в сердце, а одна раздробила ногу второму. Лежавший под лавкой летчик видел, что из автомата стрелял старик, который даже не прятался, а из кустов били из пистолетов пацаны лет шестнадцати. Одним из убитых российских офицеров был полковник Орлов.


В сложившейся ситуации российские военнослужащие, которые по контракту не имели оружия, вынуждены были позаботиться о своей безопасности сами и вооружиться кто чем мог: топорами, ножами, обрезками водопроводных труб, арматуринами и палками.

Через некоторое время русскую группу в Регайи перевели на территорию самого училища, где была организована относительно хорошая охрана, позволившая российским специалистам продолжать занятия с алжирскими курсантами.

Интересно отметить, что насилию подвергались представители почти всех иностранных государств. В первую очередь французы и русские. За ними по числу потерь шли итальянцы, югославы, испанцы, немцы, японцы и другие. В этом списке не значились только иностранцы-мусульмане и американцы.(!)


В моё время до этого ещё было далеко. Даже представить, во что выльются все эти переименования пива с французского языка на арабский, было невозможно.  Когда подошли к концу очередные полгода, перегонный экипаж привёл ещё один катер и нас тормознули для обучения очередной алжирской команды.

В сумме я провёл в Алжире 17 месяцев, и это было не самое плохое время в моей жизни.


И сейчас в Алжир поставляется российская военная техника и наверняка есть наши специалисты. Но это уже другие времена, пусть о них расскажут современники.


...Ещё раз я оказался там уже как механик торгового судна, году в 2011-м. Мы привезли в Аннабу зерно, перешли в Оран, загрузились металлоломом, отвезли его в Барселону, вернулись в Аннабу (кстати, это был город Азеддина, как он там, как сложилась жизнь?), опять загрузились металлоломом и отправились в Турцию. Именно в Аннабе к нам пытались забраться мигранты, чтобы выбраться в Европу, я описывал тот случай - Как мы с нелегальной миграцией боролись

Нигде в Алжире нам на берег выходить не разрешили, как раз недавно перед нами исламисты поотрезали головы каким-то румынам.

И это всё об этой стране...


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...

Показать полностью
111

Что мы пили в Алжире в свободное от службы время

Что мы пили в Алжире в свободное от службы время Флот, Моряки, История, Интересное, Реальная история из жизни, Длиннопост

Но сначала о работе, конечно. Обучение двух новых экипажей шло по тому же плану, правда, команды были подготовлены слабее. Один из механиков, Хамед, уже имел опыт службы, а второй - Бен-Насер только что прибыл из училища. Интересный был парень, обладатель постоянно хриплого голоса, а говорил он с такими блатными интонациями, как будто учился не в ленинградском Высшем Военно-морском училище, а где-то в забегаловках на Лиговке.

Примерно через неделю после прибытия он исчез, на вопросы о причинах я получал уклончивые ответы, так что заниматься приходилось с одним Хамедом, ну и с личным составом обеих электомеханических частей, когда дело касалось тренировок и учений.


Бен-Насер вернулся недели через три, коротко остриженный и молчаливый, общались мы только по делу. Но молодость берёт своё, вскоре он оттаял и пояснил, что после возвращения из Союза с новоиспечёнными офицерами в определённых местах проводится работа по выбиванию из них советского духа.

От так.

То-то мои прежние друзья Абдаллах и Азеддин, хотя мы и встретились после моего прибытия, и накатили водочки у меня в каюте, от дальнейшего общения уклонялись, впрочем и катера новые стояли опять в отдалении от старых и даже формальных поводов ходить друг к другу у нас не было.

Ну что ж, это нормально (с).


Буалем, как я писал в прошлом рассказе, погиб. Из двоих новых командиров мне запомнился Насер, сероглазый блондин-бербер, очень доброжелательный и вежливый, разок он даже пригласил нас, офицеров, к себе домой, на красивую виллу. Жена у него была француженка.

В своё время берберы, более древние жители Магриба, были завоёваны арабами, чего не забыли до сих пор.

Когда Насер наказывал провинившегося матроса, то иногда приговаривал:"Ты ленивый, грязный араб, я научу тебя дисциплине..."


Как-то, после первых осенних, тёплых ещё дождей, мы пошли побродить в сосновые посадки на склоне горы за городком. Ни арабы, ни наши, а их там было навалом, в лесок видимо не ходили, и я поясню, почему так думаю: среди опавшей хвои мы с помощником обнаружили массу крепких сопливых маслят, ну просто немеряно!

На следующий день , взяв пакеты, отправились туда снова, с нами пошёл ещё мичман Валя Гриценко, богатырь из Волновахи, человек - именно воплощение того, что называется "на все руки", не было такого дела, от зарядки кондиционеров до изготовления самогона с помощью томатного сока, которого бы он не знал и не умел. Приволокли не менее половины ванны крепких грибков. Раздали желающим, нажарили, а все имевшиеся трёхлитровые банки Валентин употребил для маринования даров леса.

Эх, как они шли под это самое дело! Вот мы и добрались до того, о чём гласит заголовок :)


...Я только диву давался, глядя, как интеллигентнейшего вида Хамед лихо валил одного "бурого медведя" за другим. А "бурый медведь" - это гранёный стакан, на две трети наполненный пепси-колой и на треть "алколь де брюйе", спиртом для разжигания печек. Обычного медицинского спирта в аптеках маленького арабского городка купить стало уже невозможно. Помимо наших моряков, здесь выполняли интернациональный долг и летчики, и зенитчики, и специалисты по ремонту вооружения. Не пить же алжирское вино, когда-то завозившееся в СССР танкерами и разливавшееся в обычные трехлитровые стеклянные банки? В заголовке наклейка с такой банки :)

Стоек был Хамед, только высокий его лоб орошался мелкими каплями пота, да все чаще поправлял он указательным пальцем сползавшие с переносицы очки. Лишь раз видел я его не способным стоять на ногах. Однажды в выходной день он подъехал к нашему дому на своем "Пежо-404", издали улыбаясь сквозь лобовое стекло. Приветственно помахал рукой, открыл дверцу, снял другую руку с руля и ничком выпал из машины на песок. Будучи мертвецки пьян, лейтенант мог сохранять вертикальное положение только держась за что-нибудь, в данном случае - за руль. Ни о какой поездке не могло быть и речи. Мы заволокли его в гостиную и, под невнятные просьбы о стаканчике "бурого", уложили спать.


Вино местного разлива купить в Оране не было проблемой, на некоторых этикетках под названием даже стояла иногда горделивая приписка: "Из подвалов президента". Не завидую президенту, кисляк был всё равно страшенный.


Мы его не пили. А пиво было отличное, только называться стало не "Тронт труа", а "Нуаз".

В стране начиналась "арабизация". Но об этом в следующий раз.


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...

Показать полностью
89

В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас.

Вскоре после прихода в Алжир-столицу, катер был поднят на слип.

Слип - это несколько рядов рельсов, наклонно уходящих в воду. По ним перемещаются тележки с кильблоками - подставками под судно. Тележки съезжают в море, катер становится над ними, их начинают вытягивать назад, и они выползают на сушу, вынося его на себе.

В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас. Флот, Моряки, Армия, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

При чём тут этот девайс? - спросите вы. Сейчас расскажу.

На катере, стоящем в доке или на слипе, жить неудобно - ни помыться тебе, ни сходить туда, куда король пешком ходит. Еду тоже готовить затруднительно. Поэтому часть алжирской команды была распущена в отпуска, часть переселилась в какие-то казармы, а нас поселили в жилых комнатах при водно-спортивном клубе ВМС, километрах в двух от порта.


Тихое местечко, там обитали пара сержантов-караульщиков и масса комаров, неистово начинавших жрать, стоило выключить свет. И ещё там не было кухни. Кормились мы в столовой дома офицеров, в обед, но таскаться туда кварталов за пять от нашего обиталища ради чашки кофе по утрам желания не было. Вот мы и соорудили пару кипятильников из лезвий бритв, делали себе кипяток для чая или кофе, варили яйца.

Днём мы с утра ходили в порт, а после обеда возвращались назад. Мы - это три офицера и мичман - старшина команды мотористов, остальные остались в Оране.

Как центр Орана, так и Алжира - вполне европейские города. Вот так выглядели улицы в столице:

В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас. Флот, Моряки, Армия, История, Реальная история из жизни, Длиннопост
В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас. Флот, Моряки, Армия, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

Похоже на арабский город?


А так в 1959 году выглядели прохожие на них:

В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас. Флот, Моряки, Армия, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

Через три года все они стали беженцами-черноногими, но здания остались такими же и во время нашего там пребывания.


А арабские девушки всё ещё ходили в открытых блузках и джинсиках, и когда я оборачивался им вслед, чтобы проверить, не обернулись ли они - то они, обернувшись таки, весело смеялись.


Я часто ходил по центру в одиночку, теряясь в толпе и неотличимый по одежде от местных, да и загар служил камуфляжем. На снимке мы со старпомом в Айн-Тюрке. Как раз пошли расклешённые джинсы :)

В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас. Флот, Моряки, Армия, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

Если местонахождение наших военных начальников в Адене называлось офисом, то в Алжире - виллой. Совсем рядом находились посольства Британии, Франции, ФРГ.

Я проходил мимо и даже мысли свалить с их помощью не появлялось в голове.


Это именно в Алжире два наших офицера с зашедшего с дружеским визитом корабля, уверенные, что русский язык непонятен окружающим, оценивали вслух попу идущей впереди женщины, и как бы было хорошо ей вдуть, на что она, обернувшись, предложила не болтать глупости, а лучше помочь поднести ей сумку. Будучи джентльменами, они не смогли ей отказать и, с мерцающими, как стоп-сигналы ушами, сопроводили её аж до ворот советского консульства, было дело.


Единственно, куда нам не советовали соваться - это Касба, несколько кварталов в старой крепости, вот с такими улочками:

В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас. Флот, Моряки, Армия, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

Чужим, а особенно европейцам, появляться там было опасно.


Ни шатко ни валко шёл ремонт, был очищен от ракушек корпус, винты, перья рулей, произведена окраска. Но, в конце концов катер был спущен на воду, и мы умчались в Мерс-эль-Кебир. А тут и полугодичный срок командировки подошёл к концу. Мы тепло распрощались со своими подопечными. Флагманский механик официально подарил мне тиснёную кожаную папку, служившую потом долго и верно, а Абдаллах - чудесно выделанную белоснежную баранью шкуру. Я отдарился фотоаппаратиком "Смена" для его младшего брата, о котором он нередко с любовью рассказывал. Уезжая, мы думали, что не встретимся уже никогда. Но это оказалось не так.


Через семь месяцев я вновь увидел знакомые очертания окружающих базу гор и своих знакомых офицеров.

Только Буалема встретить не пришлось. Дорога между Ораном и Марсой, как называли городок арабы, вырублена в почти вертикальной стене береговых скал, иногда она выглядит, как туннель, иногда - как туннель без одной стены в сторону моря.

Какой-то гражданский шпак неучтиво обогнал нашего горячего капитана. Тот стерпеть такого не смог, кинулся в погоню и погиб, разбившись о камни.

Продолжение следует.


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...

Показать полностью 5
213

Как алжирская девушка с нашим матросом дружить хотела

Как алжирская девушка с нашим матросом дружить хотела Флот, Моряки, История, Армия, Реальная история из жизни, Длиннопост

У нас опять новость - возвращаемся с базы, а в прихожей на полу лежит лист писчей бумаги с прикреплённой стэплером фотографией алжирской девушки-подростка и текстом по-французски неустоявшимся почерком: "Дорогой Валера, меня зовут..., я хотела бы с тобой встретиться..." - и что там ещё пишут в таких случаях. Ёпть! Этого только не хватало! Валера у нас только один - Пальчевский, статный парень с типичным открытым славянским лицом и волнистыми волосами, из городка Миоры в Белоруссии.

Девица подсунула письмо под дверь, но ошиблась квартирами, не думала же она, что офицеры выступят в роли её рostillon d'Amour?


Пальчевского сюда!


Прибежал с одиннадцатого этажа Пальчевский.

"Этоштобля?"

"Дак, тарищ командир, откуда я знаю?"

"Вот именно, ОТКУДА она знает твоё имя? Ты соображаешь, что может быть, если вас застукают её родичи? Вы что творите вообще? Вас на цепи выгуливать, что ли? А может, это мухабарат (контрразведка) к тебе подбирается, провоцирует?"

Короче, нагнали холода.


Пальчевский, кстати, парень хороший, к нему поговорка - куда матроса ни поцелуй, всё равно наткнёшсья на жопу - не относится, но дело молодое, мало ли что,

это ж потом... Это ж...

В общем, так всё и закончилось, не начавшись.


1977 год на дворе, между прочим, не забывайте. В Болгарию туристом выехать неслыханная удача.

Мы же обладали полной свободой. В выходные дни ездили в Оран попить пивка, в кино сходить, купить продуктов на рынке. Еду готовил я, Лёлик взял на себя мытьё посуды. Постельное бельё стирали руками в ванной, стиральной машинки не было, сушили на вечно закрытой ставнями лоджии - первый этаж всё же, поначалу от любопытной детворы отбоя не было, стали закрываться. В доме жили и алжирские военные и гражданские специалисты, какие-то румыны, наши с жёнами.


Рядом было ещё несколько многоквартирных домов, населённых арабами, стояло несколько больших мусорных контейнеров, но ведь мусор  более удобно выбрасывать в окна.

В определённый момент наше начальство порешило устроить субботник, к вящему удовольствию падких на зрелища аборигенов. Сгребая объедки и рваные пакеты с мусором, я впервые в жизни подвергся нападению крысы, которую ненароком зажал в угол - истину нам про них говорят!

У матросов в хате стоял телевизор, но местные программы были совершенно несмотрибельны, а поглядеть испанское ТВ из Картахены получалось редко.


В кинотеатре нас с Лёликом удивили плюшевые кресла, бархатная обивка по стенам, возможность курить прямо в зале, то, что во время сеанса сновали разносчики всяких орешков и напитков, а также служители с фонариками, рассаживающие зрителей ещё долго после начала фильма.

Основной смысл реплик актёров мы уже понимали, (фильмы шли по-французски с арабскими титрами) да и что там особо понимать в ленте про Кинг-Конга, например?

Вернувшись после её просмотра, начали дурачиться, воспроизводя звуки битвы громадной обезьяны с динозавром. Вскоре со второго этажа прибежала Тамара, жена переводчика Виталия, разнимать нашу жестокую драку, пока начальство не услышало. Увидев наши смеющиеся рожи, обозвала в сердцах дураками - женщина, высокое искусство не для них...


Я приволок с катера различные железяки и устроил себе качалку.

Мы оба не курили, хотя, когда алжирцы отловили шхуну контрабандистов, вёзшую из Испании настоящие американские сигареты, нам тоже досталось по блоку Мальборо и Винстона.


Рабочий день, в отличие от других арабских стран, продолжался не до обеда, а до шестнадцати часов, нас поставили на довольствие наравне с местными командами.

Я впервые попробовал артишоки - фуфло, по-моему, и суп из чечевицы, вот это пришлось по вкусу, до сих пор периодически у нас дома такой суп, ну, и оливки, само собой. Причём, поначалу жена весьма критически к ним относилась, у нас такие афганские в поллитровых банках в то время продавались.

- Как ты можешь эту дрянь есть, специально выпендриваешься? Но Васька слушал, да ел, этого терпеть равнодушно было невозможно, постепенно втянулась, теперь за уши не оттянешь:)


Арабы, как и положено, очистки и объедки вываливали за борт, вокруг катера плавали здоровенные чайки с торчащей из клюва куриной лапой с когтями. Прихлёбывая морскую водичку, они постепенно лапу эту заглатывали, но когти не переваривались, что было видно по их помёту на причале. Также рядом постоянно крутилась большая кефаль - лобаны, как их у нас называют.

Кто-то из наших моряков даже ухитрился поймать такую рыбину руками - они совсем оборзели, ничего не боялись (я рыб имею в виду). Но алжирцы отнеслись к этому с неодобрением - грязная рыба, объяснили они. Мы не могли понять в чём дело, пока не увидели сами, как эти лобаны вьются у труб городской канализации, сливавшейся прямо в бухту в дальнем её углу, и с удовольствием жрут всё, что оттуда извергается.


Меж тем, учёба успешна продвигалась вперёд, пришла пора выходить в море. Алжирцы под нашим контролем приготовили катер к бою и походу, и винты, бывшие неподвижными три месяца, сделали первые обороты. А чтоб вы знали, минимальные обороты валов - 400 об/мин., меньше технически невозможно. За кормой вскипела вода и целые кусты водорослей стали отваливаться от корпуса и всплывать в кильватерной струе. Вот тебе и необрастающая краска!

Выйдя в море, мы дали максимальные обороты двигателям - 2000 в минуту! 40 узлов, около 75 км/час, как следовало бы, мы достигнуть не смогли, но всё же нос катера вылез из воды, за кормой вырос бурун, вздымавшийся выше палубы. Вот такой, только это снято на скорости 30 узлов, так что на фото пониже будет, но сам я примерно такой же, как был в Алжире, только одет соответственно погоде на Чёрном море :)

Как алжирская девушка с нашим матросом дружить хотела Флот, Моряки, История, Армия, Реальная история из жизни, Длиннопост

Видите, как блестит канадка на животе? Вот оттого механиков и называют маслопупами!


В общем, траву оборвали, но ракушки так не сшибёшь, они мешали развить максимальную скорость и стало ясно, что надо доковаться и чистить корпус, но сделать это можно было только в столице Алжира - городе Алжире. А пока начались непрерывные выходы в море - учения и тренировки уже на ходу катера, условные выходы в ракетные атаки, практическая артиллерийская стрельба, всё как положено.

Попутно ход подготовки проверялся алжирским штабом, нареканий не было, ну, надо учитывать, что основная масса ребят уже служила на торпедных и ракетных катерах прежних моделей.

Когда проверка показала, что команда способна самостоятельно управляться, катер отправился в столицу - это часов 7 тридцатиузловым ходом.


Буалем отличился и здесь. Мы настигли иностранное торговое судно, которое не поприветствовало военный корабль приспусканием флага, как это положено. (где те времена и те обычаи...)

Алжирский командир вышел на связь и потребовал уважения, а когда реакции не последовало, сыграл боевую тревогу и стал имитировать атаку судна - завертелись артустановки, открылись крышки пусковых ракетных контейнеров. Было видно, как, спотыкаясь, к кормовому флагштоку мчался матрос невежи, и сдёргивал полотнище донизу.

Буалем был удовлетворён.


Продолжение следует.


Источник: мой журнал  https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...

Показать полностью 1

Мы ищем frontend-разработчика

Мы ищем frontend-разработчика

Привет!)


"Шо? опять?"

Задач так много, что мы не успеваем! И вот нам снова нужны frontend-разработчики!

Как уже стало традицией, мы предлагаем небольшую игру, где вам необходимо при помощи знаний JS, CSS и HTML пройти ряд испытаний!


Зачем всё это?

Каждый день на Пикабу заходит 2,5 млн человек, появляется около 2500 постов и 95 000 комментариев. Наша цель – делать самое уютное и удобное сообщество. Мы хотим регулярно радовать пользователей новыми функциями, не задерживать обещанные обновления и вовремя отлавливать баги.


Что надо делать?

Например, реализовывать новые фичи (как эти) и улучшать инструменты для работы внутри Пикабу. Не бояться рутины и удаленной командной работы (по чатам!).


Вам необходимо знать современные JS, CSS и HTML, уметь писать быстрый и безопасный код ;) Хотя бы немножко знать о Less, Sass, webpack, gulp, npm, Web APIs, jsDoc, git и др.


Какие у вас условия?

Рыночное вознаграждение по результатам тестового и собеседования, официальное оформление, полный рабочий день, но гибкий график. Если вас не пугает удаленная работа и ваш часовой пояс отличается от московского не больше, чем на 3 часа, тогда вы тоже можете присоединиться к нам!


Ну как, интересно? Тогда пробуйте ваши силы по ссылке :)

Если вы успешно пройдете испытание и оставите достаточно информации о себе (ссылку на резюме, примеры кода, описание ваших знаний), и если наша вакансия ещё не будет закрыта, то мы с вами обязательно свяжемся по email.

Удачи вам! ;)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!