Серия «Наши военно-морские базы за границей»

44

Как выгоняли наш флот из заграничных баз

Серия Наши военно-морские базы за границей

Вообще-то, явление это не уникальное, вспомним, как силой оружия были изгнаны англичане из Адена или американцы с вьетнамских баз. В нашей истории таких случаев было два - Порт-Артур и Ханко. Хотя сюда можно пристегнуть и третий - наш ПМТО на острове Нокра в Красном море. История с этим островом началась изгнанием нашего флота с базы в сомалийской Бербере.

Это была как раз полноценная ВМБ. И считается , что это наиболее защищённая от штормов гавань на юге Аденского залива. Но, помнится мне, имеется там ещё такое место, как Джибути, впрочем сравнивать их не возьмусь. Нашими специалистами в Бербере был оборудован глубоководный порт, выстроены жилые помещения на 1500 человек, сооружены хранилища топлива и боеприпасов, созданы ремонтные мощности.

Например, в 1971 году здесь находились одновременно 16 наших боевых кораблей. Мало того, для авиационной составляющей был построен аэродром с самой длинной в Африке посадочной полосой длиной 4 километра 140 метров. База принимала и обслуживала все типы наших кораблей, в том числе с 1974-го года и атомные подводные лодки.

Всё рухнуло в один момент - в 1977 году началась война между хорошими друзьями СССР, Сомали и Эфиопией. Пришлось выбирать лучшего и выбор пал на Эфиопию. Реакция была скорой - в трёхдневный срок гражданам нашей страны было предложено покинуть Сомали. Военным тоже, само собой.

Эвакуация местной стороной была обставлена так, что пришлось высаживать десанты советской морской пехоты в разных местах, чтобы сохранить жизнь и неприкосновенность наших соотечественников. О потерянном имуществе речь уже не шла.

Потом в страну и на базу с удовольствием вошли американцы. Икнулась нам Камрань, оставленная ими за два года до этого.

Раз решили дружить с эфиопами, то и базу следовало переместить туда, задача оставалась прежняя - контролировать мировое судоходство через Суэцкий канал. А тут промашка вышла - выбрали остров Нокра в архипелаге Дахлак. Местечко ещё то, ранее здесь находилась итальянская тюрьма для каторжников. И кто ж знал, что вскоре в этих местах начнётся война сепаратистов Эритреи с центральным правительством, на которое ориентировался СССР?

Нокра полноценной базой не стала, а использовалась уже как ПМТО. Здесь первоначально планировали ремонтировать только подводные лодки, но потом занялись и надводными кораблями. Был доставлен плавдок на 8500 тонн, прибыла плавмастерская, созданы системы водо- и энергообеспечения. Постоянно находилась плавбаза подводных лодок. Охрану осуществляла морская пехота с танками, БТР, ЗСУ "Шилка".

Тем временем дела центрального правительства шли всё хуже, сепаратисты одерживали верх и дошло до обстрелов и нападений на наши суда. Корабли охранения неоднократно вступали с нападавшими в бой. В итоге стало ясно, что месту этому быть пусту. Что не смогли вывезти - бросили, называется обтекаемо: оставили эфиопской стороне. Сепаратистам короче. В начале февраля 1991 года ПМТО прекратил своё существование, Союзу оставалось жить ещё полгода.

Не по-добру оставили наши и базу подводных лодок в албанской Влёре. В принципе это был первый случай, когда нас погнали не враги, а "друзья", да ещё столь небольшая страна, как Албания.

В 1958 году по соглашению с албанцами начались работы по созданию базы для 10-12 наших подводных лодок во Влерском заливе – в бухте Паша-Лиман. Велось строительство объектов базы – причалов, торпедной технической базы, компрессорной и аккумуляторной станций. Планировалось и строительство подземных укрытий для лодок, вот, нашёл снимок их теперешнего состояния, сделанный нашим туристом:

На острове у входа в бухту Паша-Лиман обустраивалась бригада ОВР, имевшая в своем составе дивизион тральщиков.

Параллельно на 4 лодках обучались албанские экипажи, более 300 человек прошли обучение в СССР.

Наши лодки проходили интенсивную боевую подготовку, выходя в Средиземное моря и осуществляя слежение за американским флотом. Вскоре американцы поняли, с кем имеют дело.

Но тут товарищ Хрущёв начал борьбу с культом личности Сталина, что не всем руководителям соцстран пришлось по вкусу. Правда, с Албанией дело довольно тонкое.

Наша привычка совать рыбу вместо удочки нередко приводила к нехорошим последствиям. При вёрстке третьего пятилетнего плана албанские планировщики вбили в него внушительную финансовую и прочую помощь от СССР. Как было и раньше. Подход был по-детски простодушен: "русские могут один раз не позавтракать, а албанцы будут сыты целый год".

Когда им предложили больше опираться на свои силы, они очень обиделись. И тут на горизонте нарисовались китайцы, которые уже не были нам братьями навек. Чтобы присосаться к Китаю, албанцам надо было разругаться с СССР. И началось, конечно "с идеологических разногласий". Ага.

Албанцы считали, что курс на нормальные отношения с Западом ошибочен и надо бороться за победу над буржуазией во всемирном масштабе. А чо, не им же нести основную тяжесть этой борьбы? Торжественное мероприятие в память И.В. Сталина в Тиране

Отношения рушились стремительно, в том числе и в военной области. Тут я хотел бы заострить внимание вот на чём. Изначально было договорено, что 4 подводные лодки 40-й ОБПЛ после отработки албанских моряков будут переданы албанскому флоту.

Те самые лодки:

Под советским флагом ещё.

Меж тем повсюду пишется, что 4 лодки были захвачены, а если и не захвачены, то брошены нашими, поскольку были неисправны.

Но нигде не пишется, когда произошёл этот захват. Следует понимать, что в момент ухода советских кораблей с базы, в первых числах июня 1961 года, не так ли?

Однако, как вспоминал контр-адмирал Загребин, весь 1960 год наши военные, в частности моряки, ещё работали с албанцами очень дружно, никаких конфликтов не было. Был расширен порт в Дурресе, сооружались военные объекты во Влёрском заливе для базирования кораблей и противодесантной обороны побережья. В конце 1960г. 40-я ОБПЛ передала албанскому флоту как и было обговорено 4 ПЛ «С-241», «С-242», «С-358», «С-360» и плавбазу «Владимир Немчинов».

"Владимир Немчинов"

На церемонии передачи во Влёрском заливе, проходившей весьма торжественно, присутствовали руководители албанского флота и офицеры генштаба вооруженных сил Албании. Но и после передачи лодок по просьбе албанцев наши офицеры и старшины продолжали обучать албанцев и выходить с ними в море.

А также были переданы в 1958 году: 5 ТКА пр.123K, 4 БО пр.122бис («МПК-388», «МПК-389», «МПК-394», «МПК-450»);

В 1960 году: 2 МТЩ пр.254 , 6 РТЩ пр.255, судно размагничивания пр.220, 2 малых танкера пр.437М, торпедолов пр.368Т, водолазный бот пр.522, буксир пр.730, 11 катеров пр.376 (как СКА и КАТЩ), плавучий док.

Приходилось читать, что всё это было отнято у СССР. Почему так хочется унизить свою страну?

Другое дело, что когда отношения были совершенно испорчены, албанская сторона стала утверждать, что раз база на её территории, то и принадлежит Албании, как и всё, что на ней находится. Наши пытались договориться о том, чтобы Влёрская база подчинялась главнокомандующему вооруженными силами Варшавского Договора. Но албанцы были категорически против, да ведь и кто был этим главнокомандующим? Надо сказать, что не все албанцы стремились к конфронтации. Но всё уже было решено, командующий флотом Теми Сейко арестован вместе с группой морских офицеров. Его обвинили в заговоре с целью свержения политического руководства Албании, Сейко был приговорен к расстрелу.

8 наших лодок в сопровождении плавбазы "Виктор Котельников" ушли на Балтику. В декабре 1961 года дипломатические отношения с Албанией были разорваны.

Помощь в обслуживании переданных подводных лодок до 80-х годов оказывали китайские специалисты. Они были выведены из состава флота в 1998 году.

Нечто подобное произошло и с нашими местами базирования в Египте - Порт-Саиде, Александрии и Мерса-Матрухе. После резкого изменения ориентации страны президентом Анваром Садатом, СССР было предложено вывести своих военных с территории страны. На это отводился месяц. Надо сказать, что особых инцидентов не было, но ушли мы оттуда не по своей воле.

Что касается других мест базирования нашего флота где бы то ни было, мне неизвестно, чтобы наших моряков выдворяли оттуда. Сокращение их началось ещё в конце существования СССР и обвально произошло после его распада совершенно добровольно, а скорее вынужденно - и денег на их содержание не стало, и в головах руководителей страны поселились совсем другие интересы. С голов-то, как говорил профессор Преображенский, вся разруха и начинается...

..........................................................................................................................................................................

Источник: мой журнал https://dzen.ru/amico

Показать полностью 5
24

Военно-морские базы за границей, которые мы потеряли

Серия Наши военно-морские базы за границей

Это продолжение, в первой статье говорилось о Порт-Артуре и Камрани. Из комментариев стало понятно, что некоторые читатели путают ВМБ и ПМТО - пункты технического обслуживания.

ПМТО - это территория, где хранятся запасы топлива, складируется различное имущество для кораблей, имеются ремонтные мощности, зачастую в виде плавмастерских. Постоянно находиться там ваши военные корабли и подразделения сухопутных войск не могут. Другое дело - военно-морская база.

Рассмотрим-ка, что это такое на примере нашей ВМБ на полуострове Ханко. Когда в результате "Зимней войны" Финляндия признала своё поражение, одним этим ей отделаться не удалось. Пожалуй, это вторая наша база после Порт-Артура, которая была создана под нажимом, подкреплённым военной силой.

Статья четвертая мирного договора предоставляла Советскому Союзу в аренду на срок в 30 лет полуостров Ханко с прилегающей к нему акваторией (радиусом в 5 миль к югу и востоку и 3 мили к западу и северу) и множеством малых островков (около 400), разбросанных по ней.

Уже через 8 дней после подписания мирного договора, 20 марта 1940 года (вот так делались тогда дела в отличие от современного мотания соплей на кулак) нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал командующему КБФ сформировать военно-морскую базу Ханко. В её состав вошёл дивизион эсминцев, дивизион тральщиков, дивизион подводных лодок, отряд торпедных катеров и "морские охотники", батареи береговой артиллерии,

Наша артиллерия на Ханко

два артиллерийских зенитных дивизиона, отдельная стрелковая бригада, смешанный авиаполк, охрана рейдов, военный порт 2-го разряда со складами и производственными предприятиями, санитарный отдел с военно-морским госпиталем, ряд других частей и подразделений.

Вот что такое приличная военно-морская база! Другое дело, с каким умом её располагают. Например, британскую базу в Гибралтаре с 1713 года никто выковырять не может. Территория же ВМБ Ханко изначально простреливалась финской артиллерией из конца в конец. Видимо, наше руководство считало, что, в случае войны СССР с кем-нибудь, финны сохранят нейтралитет. М-да. Начавшаяся война с Германией показала беспочвенность таких надежд, даже если они были.

И всё-таки база при большом преимуществе противника продержалась более пяти месяцев

В итоге остатки защитников и гражданское население были эвакуированы,

база перешла в руки противника. И больше никогда наши военные туда не возвращались. Но это не значит, что на территории Финляндии не было других наших баз.

В очередной раз Финляндия потерпела поражение, (красиво формулируется так: вышла из войны 4 сентября 1944 года), но теперь наши были умнее и положили глаз на территорию, гораздо более выгодную в военном отношении, это Порккала. И тут не удержусь, чтобы не напомнить, что ещё косный и отсталый царский режим понимал ценность этого места и в 1911 году император Николай II утвердил место для строительства новой военно-морской базы Российского императорского флота — полуостров Порккала-Удд. Тогда это было проще - Финляндия-то входила в состав Российской империи и Николай имел титул Великого Князя Финляндского.

Сталин такого титула не имел, однако Финляндия обязывалась предоставить Советскому Союзу на правах аренды сроком на 50 лет территорию и водные пространства для создания советской военно-морской базы в районе Порккала-Удд. Под аренду было отдано около 100 км², а стоила она 5 млн. финских марок в год. Если учесть, что финны должны были выплатить репарации в размере 300 млн. тогдашних жирнющих американских долларов( 170 миллиардов финских марок), то в принципе территория доставалась бесплатно.

Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов 20 сентября 1944 г. приказал:

«На территории Порккала-Удд развернуть военно-морскую базу в следующем составе: отряд бронекатеров (пять катеров), два дивизиона малых охотников БМО, МО и сторожевых катеров типа КМ (25 катеров), дивизион тральщиков (девять тральщиков), два дивизиона катеров-тральщиков (19 катеров), кроме того, тралбаржи и их буксировщики, отряд транспортов (пять транспортов), сектор береговой обороны (дивизион железнодорожной артиллерии — четыре трехорудийные батареи 180—305-мм, дивизион стационарной артиллерии в составе батарей: трехорудийной 130-мм, одной трехорудийной 127-мм, четырех четырехорудийных 45-мм), бригада противовоздушной обороны в составе пяти зенитных артиллерийских дивизионов (76 стволов калибром 85—25 мм), 1-я Мозырская Краснознаменная дивизия морской пехоты

Там вообще интересные моменты были. Несколько маршрутов финских поездов проходили по её территории. На въезде все окна закрывали наружными щитами, чтобы финны не могли шпионить:

Надо сказать, что первоначально работы по созданию базы не форсировались, так как скандинавские страны занимали тогда более дружественную по отношению к СССР позицию. Но пришли другие времена, возникло НАТО и скандинавы стали туда вступать. Так что и база стала укрепляться, одних оборонительных сооружений было создано около 300.

Но Никита наш Сергеевич решил идти другим путём. «Я считал, что не лучший способ завоевания доверия финского народа — держать у них под горлом ножик в виде военной базы… Как же мы можем призывать американцев вывести свои войска с других территорий, если наша база расположена в Финляндии? Она выполняет ту же роль, что и американские базы, к примеру, в Турции».

В ходе советско-финляндских переговоров, проходивших в Москве с 16 по 20 сентября 1955, в обмен на соглашение о ликвидации военно-морской базы Порккала-Удд, советское руководство добилось продления на 20-летний срок Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

В ноябре 1955 г. советско-норвежские переговоры, состоявшиеся в Москве, привели к официальному отказу Норвегии от размещения на её территории иностранных баз и ядерного оружия.

О норвежцах немного ниже, а доверие финнов было завоёвано тем, что базу эвакуировали в срочном порядки, - Горбачёв ничего нового в бегстве наших войск из Восточной Европы не изобрёл. Всё, что не смогли вывезти, взорвали, эвакуация была выполнена с опережением сроков - вот кому это постоянно надо? Чего неймётся нашему начальству во все времена?

Наши солдаты выезжают на родину:

Финны снова вступают на свою территорию, на машинах:

И пешком:

Это происходило 26 января 1956 года. Финский флаг снова на своём месте:

Всё это происходило мирно и цивилизованно, в отличие от того, как уходили наши корабли из базы в Албании, но об этом уже в следующей статье.

А пока вернёмся к норвежцам. Ведь обещание не создавать иностранных баз на своей территории можно изящно обойти, размещая чужих военных на своих собственных базах. И вот недавние сообщения: с мая этого года военнослужащие США получают право на строительство на норвежских базах собственных зданий, куда больше ни у кого не будет доступа. Соединенным Штатам предоставили места на аэродромах практически по всей стране. В договоре отмечается, что американские военные могут размещать на них свои самолеты, оружие, транспорт и топливо.

Согласно договору, Штаты смогут вести самостоятельный полицейский надзор за своими военнослужащими и гражданскими сотрудниками, даже если те совершат преступление в неслужебное время и за пределами баз. Соглашение рассчитано на 10 лет.

Какие ещё базы вам нужны?

И, кстати, если вернуться к кукурузнику, американцы базы из Турции не убрали до сих пор, кто бы мог подумать...

................................................................................................................................................................................

Показать полностью 8
56

Сколько было российских и советских военно-морских баз за рубежом. И каков был их конец

Серия Наши военно-морские базы за границей

На фоне мировой сети таких баз, сначала британских, а потом американских, наши попытки закрепиться на чужих берегах выглядели скромнее. Но кое-что было.

И самым известным является, конечно, Порт-Артур. После того, как немцы захватили Циндао, Николай II сказал тогдашнему министру финансов С.Ю. Витте: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, — причём прибавил: — Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане".

Китайцам разъяснили, что делается это для их защиты от немцев. Те было воспротивились, но командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов провёл коррупционную сделку с местными начальниками генералами Сун Цином и Ма Юйкунем. Им передали увесистые мешочки с золотыми и серебряными монетами, соответственно 100 тысяч и 50 тысяч рублей. К тому же переговоры шли под дулами наших военных кораблей. Через сутки китайские войска покинули Порт-Артур, оставив даже артиллерию, а вскоре с правительством был заключён договор об аренде этих мест на 25 лет.

И денег в обустройство этой базы и торгового порта было вбухано немеряно. Так выглядела гавань до того:

Была проложена железная дорога, соединявшая Порт-Артур с Россией, построена оборонительная инфраструктура, правда, до начала войны с Японией работы были далеко не закончены. Строительство сухого дока. Его, кстати, закончить успели:

Вот в нём стоит не какой-нибудь там парусник, а крейсер "Забияка"

Эскадренный броненосец «Цесаревич» в Восточном бассейне Порт-Артура:

На переднем плане эскадренные броненосцы "Полтава" и "Севастополь"

Однако сохранить эту важнейшую базу в войне с Японией не удалось. На снимке момент обороны. Попадание японского снаряда в эскадренный броненосец "Победа":

В 1945 году наши корабли вернулись туда. 14 августа 1945 года с правительством Китая было подписано соглашение об использовании Порт-Артура как совместной базы сроком на 30 лет. Но правительство-то было чанкайшистское. Когда Гоминьдан погнали с тех мест, Сталин предлагал Мао-Цзэдуну вернуть базу китайцам. Но мудрый Мао решил, что пусть пока русские обеспечат защиту Манчжурии и просил продлить пребывание там нашего флота и войск. Окончательно наши войска ушли оттуда в мае 1955 года. Всё, что там строилось Россией, осталось китайцам безвозмездно.

Аналогичная история произошла с американцами и их базой в Камрани. После поражения во вьетнамской войне, американцы оставили эту базу с прекрасно оборудованным военным портом (считается - самым глубоководным в мире) и аэродромом. В мае 1979 года было подписано соглашение между СССР и СРВ о бесплатной аренде базы сроком на 25 лет. Оно и понятно, только что закончилась война с Китаем в феврале-марте того же года и не было понятно, не повторится ли она? Да и после американской агрессии не прошло и 10 лет, а кто был главным союзником Вьетнама?

В соответствии с подписанным соглашением, на вьетнамской военной базе «Камрань» имели право находиться: десять советских кораблей надводного плавания, восемь подводных лодок с плавбазой и шесть военно-морских судов другого назначения.

На аэродроме разрешалось дислоцироваться шестнадцати самолетам-ракетоносцам, девяти разведывательным самолетам и трем воздушным транспортным судам.

Но началось сначала с создания пункта материально-технического обеспечения, это всё-таки не база, зашли корабли, получили снабжение и техническое обслуживание и пожалуйте на выход, постоянно там находиться они не могут. Но постепенно Камрань стал полноценной советской военной базой. В течение пяти лет СССР сформировал в заливе Камрань крупнейшее соединение кораблей: если в 1979 г. там было восемь судов, то к концу 1983 г. — уже 22, включая четыре субмарины (атомные и дизельные) и шесть крупных надводных кораблей. С 1983?г. здесь стала базироваться 15-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота. К 1984 г. до 24 советских кораблей находились постоянно в Камрани.

Вскоре с Вьетнамом был заключен контракт на строительство новых объектов базы в счет безвозмездной помощи СРВ. На это было задействовано 10 тыс. демобилизовавшихся стройбатовцев-контрактников. За период с 1984 г. по 1992 г. было построено около 30 объектов, в том числе станция слежения за спутниками.

На базе размещался Отдельный смешанный авиационный полк, в состав которого входили четыре самолета Ту-95, четыре Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций (порядка 20 единиц), эскадрилья МиГ-25 (порядка 15 единиц), два транспортных самолета типа Ан-24 и три вертолета Ми-8.

Кроме того, подразделения ПВО, а вообще, только обслуживающего персонала было порядка 3000 человек. Но всё это продлилось недолго. В конце 1980-х годов началось сокращение советского военного присутствия на базе. К началу 1990 г. на аэродроме Камрань остается только авиаотряд переменного состава из шести самолетов, сокращается персонал, аэродром по колено покрывается травой. С 1995 года по 2002 год в гарнизоне проживало примерно 600-700 человек.

То же самое происходит и с флотом. Начинается бордельеро с воинской дисциплиной, вскрыт транзит наркотиков в СССР на заходивших туда судах. Разве могла стращать китайцев такая контора? И вьетнамцам она стала не ко двору. В 1998 году они напомнили, что срок аренды кончается в 2004 году, а там извольте платить, но по старой дружбе всего 300 млн. долларов год. А чо, вон американцы и китайцы 500 предлагают!

Но денег не было и держаться никто не собирался. 24 июля 2001 г. министр обороны России Иванов заявил, что «надо уходить из Камрани». Окончательное решение было принято на основании доклада главкома ВМФ адмирала Куроедова о нецелесообразности дальнейшего содержания базы. По словам начальника Генштаба Квашнина, расходы на базу были сопоставимы с содержанием атомной подводной лодки с современным оборудованием. Всего лишь одной лодки! В конце 2001 г. президент Путин заявил, что Россия оставляет базу и выводит оттуда своих военных с 1 января 2002 г.

Камрань стала превращаться в туристический центр, в основном для французов. И тут у нашей девелоперская компании «Миракс групп» 200 млн. долларов нашлись. Она выиграла лицензию на строительство дома отдыха в Камранин. Основой дома должен был стать пятизвездочный отель на 300 мест, а также 100 вилл. Проект в связи с кризисом «Миракс групп» осуществлен не был, - всё, как всегда.

Что дальше? В 2010 году правительство России официально заявило, что Камрань, как военно-морская база, РФ не нужна. Тихоокеанский флот хоть и способен действовать в дальней океанской зоне, но сильно сократился. Но Россия заинтересована в использовании части инфраструктуры Камрани как пункта материально-технического обеспечения – ПМТО.

25 ноября 2015 года, было подписано соглашение, в котором устанавливались нормы пользования российскими боевыми кораблями и самолетами базы в Камрани. Для боевых кораблей России необходимо лишь уведомление командования базы для совершения захода в Камрань. Кроме этого, Ханой высказал принципиальное согласие на то, что в ПМТО в Камрани будут находиться российские специалисты, ремонтные плавучие мастерские, а также созданы запасы материальных средств. ПМТО будет обслуживать корабли Тихоокеанского флота при переходе в Индийский океан и обратно.

С весны 2014 года аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания воздушных танкеров Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе самолёты Ту-95МС и Ту-142. По неофициальной информации, в Камрани продолжает работу российский пункт радиоперехвата.

Но ни о какой российской базе речь уже не идёт. Уже вскоре после этих соглашений вьетнамцы заявили, что «Мы не присоединяемся к международным военным альянсам, не встаём на сторону одного государства в конфликте против другого и не позволяем никаким странам размещать военные базы на своей территории»

ПМТО - другое дело. Но ещё неизвестно, не появится ли там и американский ПМТО. В 2016 году состоялся визит американской эскадры в Камрань, в марте 2018  порт Дананг с дружественным визитом посетила авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон». США передали Вьетнаму один из своих кораблей Береговой Охраны типа «Гамильтон». Корабли этого типа – самые большие из состава флота Береговой Охраны.

В настоящее время на территории СРВ реализуются более 800 американских инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 10 млрд долларов. А молодые люди из Вьетнама занимают в  США  8-е место среди иностранных студентов. Количество учащихся из СРВ в США - свыше 40 тысяч, в то время как в России - лишь немногим более 4.000 человек.

Ну, вы поняли, к чему идёт дело. Вьетнам продолжит балансировать, ибо ласковое теля двух маток сосёт. Но Россия уже уступает в объёме сотрудничества, за исключением поставок военной техники, а мы помним, как непринуждённо переходили от таких поставок к западным наши прежние друзья - "строители социализма". Так что будущее Камрани совершенно не определённо.

было бы интересно, если бы служившие в Камрани что-нибудь рассказали в комментариях. Этот снимок оттуда

О других наших базах за кордоном в следующей статье, не ожидал, что эта такой объёмистой окажется.

................................................................................................................................................................................

Источник: мой журнал https://dzen.ru/amico

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества