Бережливое управление людьми
8 постов
8 постов
Стивен Кови в книге "Восьмой навык" приводит результаты опроса 23 тысяч сотрудников разных компаний: лишь 37% понимает цели компании, всего 20% видят прямую связь между своей работой и результатами работы компании.
Для наглядности: представьте футбольную команду, в которой только 4 игрока из 11 знают, что надо бы забивать голы в чужие ворота и не допускать - в свои, но только 2 понимают, что от этого зависит результат. И подумайте, что это будет за игра.
Об этом свидетельствует любопытный эксперимент. Американские студенты сдавали важный экзамен прямо перед Рождеством. И их разделили на три группы: одной сказали, что они сдали успешно. Второй - что провалились. Третьей пообещали раскрыть результаты после Рождества. И им всем дали возможность купить тур на Гавайи с очень большой скидкой. Большинство студентов групп 1 и 2 воспользовались предложением. Большинство студентов 3 группы решили потратить дополнительные средства, чтобы забронировать тур, чтобы принять решения позже.
Отсюда логичный вывод. Если вы хотите здесь и сейчас от своей команды выработки и принятия важных решений, максимально устраняйте неопределённость и вовлекайте сотрудников, проявляйте открытость, давайте им общую картину происходящего. Хотя бы в той части, которая в вашей власти.
Вовлечение сотрудников очень важно
Иногда достаточно даже просто проявлять открытость к сотрудникам. То есть, даже если рабочему у станка руководитель не будет рассказывать о стратегических планах завода, но будет хотя бы адекватно объяснять то, что касается деятельности этого рабочего, установит заранее четкие правила и нормы, не будет менять эти правила на ходу, будет отвечать на вопросы рабочего (если они по делу) и т.д., то это уже хоть немного, но отразится на его эффективности. Казалось бы, это необходимый базовый минимум - но многие руководители даже этого не делают.
Upd.: прикладываю схему, которая раскрывает, что входит в вовлечение
Эти исследования - наглядное воплощение фразы "Счастливый сотрудник - успешная компания", которую я доказываю в книге "Бережливое управление людьми". Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.
Регулярный стресс – серьёзно недооценён. И эта схема частично описывает тот механизм, который запускается в наших организмах при его возникновении, что в итоге бьёт по нашим возможностям продуктивно трудиться, избегать ошибок, разряжает нашу батарейку, ухудшает способность восстанавливаться и приносить счастье себе, окружающим и бизнесу.
То есть, когда бизнес загоняет сотрудника в регулярный стресс и хронические переработки, он вредит сам себе.
На схеме светло-голубыми блоками отмечено влияние стресса на человека в первой стадии, стадии, когда организм отвечает на повышенное давление мобилизацией своих сил. Уже за первые 4 недели регулярного стресса человек теряет в когнитивных функциях, способности анализировать, воспринимать информацию, мыслить, расплачивается ростом нервного напряжения.
Второй стадией, которая выделена синими блоками, на 5-8 неделях идёт сопротивление, когда организм переходит в режим экономии своих сил, и у сотрудника возникают значительные проблемы с логикой, резко падает качество решений, ухудшается возможность общаться с людьми, вырастает «токсичность» и практически обнуляются творческие способности. Уже на этой стадии резко падают результаты, они оказываются даже ниже классической 40-часовой рабочей недели.
На третьей стадии регулярного стресса, это уже тёмно-серые блоки, примерно с 9-й недели организм переходит в режим истощения. У сотрудника происходят резкие ухудшения в его гормональной системе, а иммунная система начинает разрушаться. В этой стадии происходит нейродегенерация, включая физиологические изменения в его мозгу, резкое падение качества сна, а сам человек становится намного сильней подвержен развитию хронических, соматических и психологических болезней. Эта фаза бьёт сильно даже по молодёжи. Например, серия исследований профессора Уортона Александры Мишель 2010-х годов говорит о том, что даже молодые и изначально физически здоровые с отличными запасами сил (о которых многие более возрастные могут только мечтать) консультанты всего за 3 года регулярных переработок с графиком в 80-120 часов в неделю приходят к состоянию, когда они начинают воспринимать своё тело и его «болячки» в качестве антагониста, с которым нужно бороться. Словно их собственный организм – враг, который мешает им работать.
И последней точкой реагирования организма на регулярный стресс является фаза угасания. Именно точкой. Печальной и крайне нежелательной. И скорость её наступления сильно зависит от того, насколько силён регулярный стресс.
Собственно, и все эти сроки, 1-2-3 месяца могут наступить намного быстрей, если стресс очень высок, а запасов у организма намного меньше.
Эта схема - часть доказательства одного простого правила "Счастливый сотрудник - успешная компания", которое я объясняю и раскладываю на составляющие в книге "Бережливое управление людьми". Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.
Переработки, многозадачность, проблемы с “work-life balance” и лишний стресс сами по себе не являются чем-то критично недопустимым, главное, чтобы они были краткосрочными и не приводили сотрудников к выгоранию.
Чтобы не рвать логику повествования, я вынес в третью главу, во сколько обходится выгорание для компаний и чем усложняется. Спойлер: выгорание влечёт за собой резкое падение продуктивности, ухудшение качества работы, рост текучести кадров и обходится очень дорого.
Исследование сэра Майкла Мармота в 1991 году показало, что рядовые сотрудники многократно чаще сталкиваются с сильным стрессом и в итоге значительно чаще сталкиваются из-за этого с проблемами со здоровьем. Исполнители умирают от сердечных приступов в 4 раза чаще, чем руководство.
В интернете существует огромное множество различных психологов, коучей и просто советов от пострадавших, которые пытаются научить и помочь, как человеку лучше всего справляться с выгоранием. Вот только совершенно упускается из вида, что это всё попытка бороться с последствиями, а не устранить первопричину. Ведь есть ещё одна сторона, которая регулярно вносит свой вклад в выгорание сотрудника, хотя и должна быть заинтересована в том, чтобы этого не произошло - сама компания.
Больной сотрудник не может продуктивно трудиться. А значит, если заботиться о долгосрочном выигрыше, компания должна весьма бережно относиться и к здоровью сотрудников, хотя чаще всего - становится главным организатором стресса в их жизни. Логично было бы ожидать, что компания как минимум может предпринимать усилия по профилактике и предотвращению выгорания, но чаще всего не делает даже этого.
Кристина Маслач и Майкл Лейтер выделяют шесть сфер выгорания сотрудников:
🧨 нагрузка по работе;
🧨 контроль;
🧨 мотивация и компенсация;
🧨 коллектив;
🧨 справедливость;
🧨 ценности.
Именно работодатель в первую очередь может контролировать эти сферы и определять там уровень давления.
Так что если вы хотите довести сотрудника до выгорания, просто создавайте ему регулярную перегрузку в этих сферах и их сочетаниях:
🧨Заставляйте работника постоянно перерабатывать
🧨Дёргайте его в любое время дня и ночи
🧨Создавайте в компании атмосферу стресса и постоянного кризиса
🧨Привносите «политику» в связанные с сотрудником решения
🧨Обманывайте его ожидания
🧨Делайте систему мотивации непрозрачной или постоянно усложняющейся
🧨Ставьте ему одновременно большое число задач
🧨Постоянно меняйте приоритеты
🧨Манипулируйте и вызывайте у сотрудника чувство вины
🧨Окружайте работника коллегами, склонными перерабатывать или заниматься политикой.
и так далее.
Управление давлением на сотрудника и профилактика выгорания находятся в руках компании
Ведь выгоревший работник имеет самую высокую мотивацию и работоспособность. И работник на пути к выгоранию демонстрирует самую высшую эффективность и приносит наилучший результат. Это был сарказм, если что.
Эти исследования - наглядное воплощение фразы "Счастливый сотрудник - успешная компания", которую я доказываю в книге "Бережливое управление людьми". Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.
Постоянный рост объёмов глупости в менеджменте вызван эффектом Хоторна.
В серии оригинальных экспериментов 1924-1932 годов улучшение освещения привело к тому, что сотрудники начали лучше работать. Временно, но лучше. Но ухудшение освещения привело к такому же результату! А потом и контрольная группа изменила свою производительность труда! И это изменение авторы исследования объяснили тем, что сотрудникам льстит внимание со стороны руководства.
Критики нашли другое объяснение: в исследователях работники видели людей, которые собираются их сократить. И на всякий случай начинали работать лучше. Сложно не начать работать лучше, если оказываешься в фокусе внимания, и дело совсем не в лести.
Эффект Хоторна говорит, что в ответ и на действительно грамотные решения, и на всевозможную творимую менеджером глупость большинство сотрудников начинают лучше работать. На всякий случай. Чаще всего недолго, но лучше.
И получается шоу не хуже Монти Пайтона:
🧨Менеджер творит глупость, сотрудники реагируют кратковременным ростом производительности труда,
🧨счастливый менеджер убегает поделиться историей об успешном применении этой глупости
🧨в его отсутствие производительность труда возвращается к обычному уровню или даже снижается из-за сохранения влияния глупости
🧨менеджер возвращается, видит это и снова начинает творить глупость, ведь она в первый раз сработала
🧨глупость снова срабатывает ещё и ещё раз, пока к ней не привыкают
🧨менеджер придумывает новую глупость. И объём творимой дичи только увеличивается.
Такую ситуацию даже представлять не нужно, достаточно вспомнить ваших самых "выдающихся" начальников или коллег по менеджерскому цеху. И добавить соответствующей музыки, например, из "The Benny Hill Show".
Этот эффект объясняет, почему научно обоснованная фраза "Счастливый сотрудник - успешная компания", которую я доказываю в книге "Бережливое управление людьми", почти не встречается в мире. Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.
Неоднократно видел объявления о поиске сотрудников, которые гласили, что сотрудник должен оставаться на связи в своё нерабочее время. Так же часто сталкивался с этим подходом в работе, когда руководству и собственникам было “нормально” связаться вечером или в выходные. И если для топовых позиций в этом может быть какая-то логика, хотя и тоже порочная, то в отношении рядовых сотрудников такого быть не должно.
Потому что такие звонки или даже их ожидание очень сильно повышают уровень стресса, чем мешают сотрудникам отдыхать и восстанавливаться. Именно это установили авторы исследования «Work-related communication technology use outside of regular work hours and work life conflict» ещё в 2014 году. Равно как и выяснили, что вот это нарушение режима “жизни-работы” очень сильно провоцирует сотрудников на негативные реакции и даже контрпродуктивные действия на работе и негативные высказывания за её пределами.
И вот эта проблема, под которую даже в литературе есть специальные термины - “counterproductive work behaviour” и “negative word-of-mouth”, она крайне значительна и даже разрушительна. Ей посвящены десятки исследований, каждое из которых прямо говорит: таких вещей в управлении людьми лучше не допускать, потому что они обходятся очень дорого.
На самом деле, многие “интуитивно понятные” ошибки в управлении людьми приводят к этим двум проблемам, но, насколько я понимаю, именно вот эта невозможность сотрудника отвлечься от работы является одним из самых сильных триггеров, которые сильно вредят и сотруднику, и бизнесу.
Если сотрудник не успевает отдыхать, а испытывает вместо этого давление, то и выгорать он будет намного быстрее. А значит, и работать будет намного хуже
Джим Лоэр и Тони Шварц в книге «Жизнь на полной мощности» приводят результаты одного любопытного исследования. В нём сравнивается сердечный ритм теннисистов-чемпионов и игроков средней руки. И выясняется, что в короткие промежутки отдыха между розыгрышами очков пульс у самых лучших игроков оказывается ниже на 20 ударов в минуту. Иными словами, вы можете сколь угодно делать крутые подачи, хорошо бить ракеткой и покрывать спринтами весь корт, но без умения сбалансированно напрягаться и отдыхать вы чемпионами не станете.
Это значит, что с одной стороны вам нужно уметь максимально расслабляться во время перерывов. А с другой — нельзя себя загонять во время игры.
А для бизнеса это наглядная демонстрация, что и сотрудник должен уметь и иметь возможность полноценно отвлекаться от работы и отдыхать в свободное время, чтобы полностью восстанавливать свою энергию к началу нового рабочего цикла.
Эти исследования - наглядное воплощение фразы "Счастливый сотрудник - успешная компания", которую я доказываю в книге "Бережливое управление людьми". Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.
Полезная многозадачность - ещё один вредный корпоративный миф.
Идея появилась в 1950-1960-х годах и относилась к новому поколению компьютеров, которые могли выполнять несколько задач одновременно вместо одной за раз, как компьютеры 1940-х. И многозадачность подавалась как преимущество компьютеров, помогающих людям, поскольку люди так не могут: у людей мозг устроен иначе, они не могут обрабатывать параллельно несколько задач без потери качества и эффективности. А потом кто-то почему-то решил, что люди — это якобы тоже такие компьютеры и, значит, тоже должны уметь заниматься многозадачностью. И уже в 1970-х многозадачность начала постепенно входить в корпоративную этику.
Это самый настоящий миф в прямом смысле слова - за ним не стоят ни исследования, ни технологии, ни даже бытовые привычки или здравый смысл; наоборот, все они ему противоречат, а миф тем не менее прижился. Даже удивительно: всем очевидно, что человек не должен уметь бегать со скоростью автомобиля, но почему-то считается, что человек должен уметь работать с эффективностью компьютерного процессора.
Миф о том, что человек может быть многозадачен, очень сильно укоренился, хотя множественные исследования раз за разом опровергают эффективность такого подхода.
🧨Исследователь Джон Медина выяснил, что людям, которые выполняют несколько задач сразу, требуется на 50% больше времени на выполнения одного задания, при этом они делают на 50% больше ошибок.
🧨Институт психиатрии Лондонского университета обнаружил, что у регулярно переключающихся с задачи на задачу людей актуальный IQ снижается более чем на 10 пунктов, причём влияние оказывается сильнее, чем при курении марихуаны.
🧨Многие исследования говорят о том, что на включение в задачу у человека уходит от нескольких секунд до 20 минут. И время едва ли зависит от человека, основной фактор - сложность задачи.
🧨Добавьте к этому исследование профессора информатики Калифорнийского университета Глории Марк: офисных работников внешние факторы отвлекают примерно каждые 3 минуты. И станет прекрасно понятно, что в компаниях пора вводить часы приёма, закрывать двери и отменять open-space.
🧨Learn Stuff выяснил, что только переключение внимания на социальные сети и обратно обходится экономике США в 650 миллиардов долларов ежегодно.
🧨За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Именно об этом говорят исследования Эми Далтон и Стивена Спиллера. Чем больше одновременных задач у сотрудника, тем хуже он их выполняет. То есть, сотрудник с 7 задачами имеет больше шансов не выполнить ни одной, чем сотрудник с 3. При этом последний куда чаще всего достигает больших успехов и чаще выполняет свои 3, чем первый исполняет 2 из 7.
🧨Исследователи говорят, что испытуемые с большим числом задач чаще думают не о задачах и способах решения, а о проблемах на пути к каждой из них. Потому ограничение числа задач в работе не просто упрощает принятие решений, но и повышает вероятность достижения поставленных целей.
🧨Психолог Блюма Зейгарник ещё в 1927 году заметила любопытный факт: официанты лучше помнят неоплаченные заказы. И стоит клиенту рассчитаться, информация тут же вылетает из их головы.
И сотрудник, и компания выиграют, если число его активных задач будет ограничено
Серия последовавших экспериментов подтвердила и развила эти наблюдения. Выяснилось: помимо актуальных дел в памяти остаются задачи, при выполнении которых приходилось делать перерывы, и вопросы, которые так и остались неразрешёнными. Кто произнёс "гештальт"? "Клиффхэнгер"? Одно и то же.
Наша память не безгранична. Ни краткосрочная, ни долгосрочная. И чем дольше актуальная задача висит в бэклоге, передвигаясь между подсознанием, краткосрочной и среднесрочной памятью, тем больше "царапин" она в нас оставляет.
Но даже сложные задачи, решаемые быстро, вылетали из памяти людей, стоило им поставить точку. "Подписано и с плеч долой"
Какие из этого всего можно сделать выводы? Чем больше у человека одновременно активных задач, тем хуже он работает.
Эти исследования - наглядное воплощение фразы "Счастливый сотрудник - успешная компания", которую я доказываю в книге "Бережливое управление людьми". Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.
Переработки - не только регулярная практика, но и один из актуальных трендов. То о необходимости длительного труда по 12 часов заявляет Илон Маск в унисон с властями самых разных стран, то в сети появляется флешмоб "SleepWhereYouWork", в котором буквально говорится о том, как удобно спать там, где работаешь. Об увеличении среднего времени работы в Кремниевой долине говорит и книга Кэролин Чен "Work pray code" 2022 года. Повсеместно звучит, что нужно работать больше.
Вот только в большинстве случаев переработки вредны. В долгосрочной перспективе все переработки вредны.
Когда компания в первый раз прибегает к переработкам, она может достичь хороших результатов. Несколько случаев применения такого инструмента, и его применение входит в рутину. Да и у сотрудников возникает ощущение, что они успевают больше. Проблема в том, что небольшой период избыточного или неструктурированного рабочего времени приносит какую-то пользу, а длительный - изматывает мотивацию сотрудников, снижает их производительность труда и бьёт по результатам самой компании.
Это подтвердили множественные исследования: и 🍀Business Roundtable в 1980, и 🍀Марион Коллевет с Яном Зауэрманном в 2017, и 🍀Британский медицинский журнал в 2015, и даже 🍀полковник армии США Грегори Беленький в 1997.
Эти исследования сходятся в том, что эффект от переработок достигается только в первые 4 недели, после чего резко падает. Если переработки продолжаются ещё 4 недели, компания уже проигрывает в результатах сценарию, в котором она просто придерживается 40-часовой недели. Даже несмотря на то, что у руководства и сотрудников может оставаться ощущение, что они успевают больше, чем раньше, они уже работают хуже.
Польза возможна только от краткосрочных переработок
Из превеликого множества исследований, которые говорят о негативном влиянии переработок (🍀🍀🍀Bacharach et al., 1991; Rai, 2010; Dasgupta, 2012; Azeem et al., 2014, Buckingham, 2004, Fogarty et al., 2000; Murtiasri, 2007; Utami and Nahartyo, 2013; Budiasih, 2017; Trisnawati et al., 2017; Fieyatiwi et al., 2019; Yurur and Sarikaya, 2012; Yongkang et al., 2014; Satrini et al., 2017; Yo and Surya, 2015; Atmaja and Suana, 2019; Sarwita and Sopiyan, 2017; Kusuma, 2018; Romadhoni et al., 2015.) только в 1 исследовании обнаружилась неожиданная положительная взаимосвязь между выгоранием и ростом эффективности: среди медицинских сестёр. В условиях жёсткого стресса они фактически страдают деперсонализацией, теряют эмпатию и занимаются только лечебным процессом. Во всех остальных исследованиях сотрудники теряли свою эффективность из-за переработок и выгорания.
Если в вашей компании более 2 месяцев переработок – значит, ваши сотрудники работают с пониженной эффективностью, и вы уже вредите сами себе.
Но даже краткосрочные и при этом слишком интенсивные переработки оказываются неэффективными.
🍀Исследование 2014 года Университета Стэнфорда “The Productivity of Working Hours” установило, что продуктивность работы после 50 часов в неделю критически падает, а после 55 часов и вовсе начинает съедать нашу эффективность. То есть, уже за 4 недели работы по 60 часов продуктивность оказывается хуже, чем за 4 недели по 40-45 часов! И в том же исследовании было установлено, что отсутствие 1 полноценного выходного дня с полным отвлечением от работы в итоге даёт производительность труда на 10% меньше, чем если бы это же рабочее время было распределено на 6 или даже 5 рабочих дней.
После переработок сотрудники должны отдыхать.
🍀Целая серия исследований (Deloitte, American Psychological Association, Mental Health UK, McKinsey Health, Qualtrics и прочие, 2021-23) показала, что от 60 до 80 процентов работников сталкиваются с выгоранием в рамках текущего рабочего места, частично или полностью. При этом 44% сотрудников испытывают высокий уровень стресса на ежедневной основе, а 35% - заявляют о высоком уровне выгорания (Gallup). Можно было бы говорить о том, что это всё жалобы и ерунда. Но нет, мужчины хотя и на четверть реже женщин жалуются на выгорание, но почти в 3 раза чаще испытывают инсульты, инфаркты или даже умирают прямо на рабочем месте. Так что многие ещё даже не осознают серьёзности этой проблемы.
Наука и естественная человеческая природа.
Эти исследования - наглядное воплощение фразы "Счастливый сотрудник - успешная компания", которую я доказываю в книге "Бережливое управление людьми". Книга полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.
В “эффективном менеджменте” не принято волноваться о счастье сотрудника, о его удовлетворённости работой. Более того, многие практики, в том числе те, о которых я расскажу ниже, приводят к тому, что компания регулярно давит на сотрудника, портит его удовольствие от работы и способствует стрессу. Исследования показывают, что такой подход в итоге только вредит долгосрочному успеху компании. А сам успех - может быть достигнут с помощью счастливых сотрудников.
Об этом говорят 2 исследования.
Первое от 18 апреля 2023 года называется "Predicting Bankruptcy: Ask the Employees". Оно выявило, что на основании измерения удовлетворенности работников можно предсказывать успех или банкротство компании. Причём намного раньше, чем найдётся отражение в отчётности.
Это исследование базируется на ежегодных рейтингах лучших работ Glassdoor, которые формируются на основе отзывов сотрудников о компаниях, на основе чего составляется рейтинг лучших мест для работы.
Другое показывает, что сформированный на основании рейтинга Glassdoor портфель акций лучших работодателей растёт быстрее S&P 500 в 2 раза. И, наоборот, многие обанкротившиеся компании за несколько лет до своего краха роняли свои рейтинги счастья. Второе исследование составили аналитики самой компании Glassdoor, потому их можно было бы заподозрить в манипуляциях, вот только исследования сторонних инвестиционных аналитиков находили ровно тот же шаблон: лучшие работодатели в мире или отдельных стран растут быстрей и достигают лучших результатов.
Вот и получается: лучшие работодатели растут быстрее 500 крупнейших компаний мира в 2 раза! Худшие - чаще банкротятся.
То есть, в бизнесе наблюдается прямая зависимость между удовлетворённостью сотрудников и долгосрочными результатами компаний. Если сегодня сотрудник на работе оказывается достаточно счастлив, то он и работает лучше, и брака допускает меньше, и решения принимает более качественные, и реже меняет работу.
И потому для любых компаний, претендующих на лидерство в отрасли, жизненно важно сочетание высокой организации, выдающихся компетенций и высокого уровня счастья сотрудников.
Эти 2 исследования, на которые я наткнулся 2 года назад, сподвигли меня на более детальное изучение вопроса, по итогам чего я написал две книги. Сперва "Бережливое управление людьми", где я доказываю утверждение "Счастливый сотрудник - успешная компания" и раскрываю, с помощью каких подходов и практик бизнес может это реализовать. Вторая, "Хватит выгорать! Инструкция для руководителей" - про то, что "Счастливый руководитель - успешная компания", где снова на сотнях исследований и демонстрации разных инструментов менеджмент улучшить свои результаты.
Книги полностью доступна в моём ТГ-канале "Тру финансы". Для этого можете не подписываться, просто переходите по ссылке и забираете книгу в удобном формате.