Можно ли представить жизнь современного человека без онлайн шоппинга?
Без всех этих магазинов, китайских и американских посылок, трекинг номеров, потерянных посылок, курьеров, очередей на, мать ее, Почте России … и массы впечатлений от самих покупок.
Ну конечно же нет!
Но было такое ламповое время (начало 2000х) все еще только начинали осваивать Интернет (чаты, музыка, видосики – тогда еще не знали такого слова). Мой тощий студенческий кошелек еще не познакомился с eBay, а Али еще даже не родился. Вместо Авито была куча бумажных газет, типа «Шанс» и «Из Рук в Руки». Первые отечественные интернет магазины и доставки еды делали свои робкие шаги на неокрепших ножках в крупных городах. Вот то древнее время один молодежный журнал решился на эксперимент: они посадили своего сотрудника в пустую квартиру, провели интернет, дали ноутбук, денег, поцеловали в маковку и поставили задачу: прожить несколько месяцев, не выходя из дома. Все покупки для дома и себя делать через Интернет.
Результат эксперимента можно считать успешным, поскольку подопытный смог не только не помереть, покупая продукты и еду, но и частично меблировать квартиру и купить технику, одежду. Сложности были, но в основном связанные с выбором: не так много компаний, работало через Интернет.
Потом в мою жизнь пришел eBay и мы с ним быстро подружились. Это было еще до того, как его заполонили полчища китайских коммерсантов.
Когда я в первый раз приехал в Англию, это было в 2007 году, я был потрясен тем, насколько у них в то время была развита интернет торговля, по сравнению с нами: мало того, что все уважающие себя магазины и сети были представлены в сети, так можно было заказать товары на сайте, а получить их в ближайшем оффлайн магазине сети в тот же день! Как вам? Сейчас это называется омниканальностью и все уважающие себя сети пытаются делать это. Но почему-то получается как всегда – через задницу. Как много вы знаете сетей, способных сегодня, в 2018 году в России выдать товар в своем розничном магазине в день заказа?
А что сегодня ?
Сейчас сектор Интернет торговли стремительно развивается. Магазинов в Интернет так много, а стоимость создания нового магазина настолько мала, что возможность открыть свое дело для любого человека более чем реальна. Надо только решить, как тратить бабки от бешеного успеха что продавать, кому, где это взять, но это мелочи. Круто? Да не то слово! Даешь капитализм!
Даже государственные сервисы и гос банки совершили качественный рывок в этом направлении, создав удобные, не только вредные, но и полезные для пользователя сервисы. Жить стало проще, жить стало веселее:
Для покупателя:
• Конкуренция – каждый день появляется кучка новых магазинов и закрывается другая, но торговых площадок много. ОЧЕНЬ МНОГО. Смотри, читай, выбирай. Конкуренция, как мы знаем – это прекрасно!
• Ассортимент – можно купить все, что душе угодно: еда, билеты, отели, мебель, косметика, корм для животных, самих животных
• Покупки в любой точке мира – мы можем совершать покупки из любой страны мира и ехать не надо в Англию, чтобы купить английскую рубашку (опустим вопросы таможенного оформления и пошлин)
• Наличие обзоров товаров и услуг. Я нашел обзор на промышленный принтер, который заказывал себе в офис!
• мгновенная обратная связь – все внятные интернет магазины оперативно отвечают на вопросы и претензии покупателей
• Доступность для клиента в телефоне и компьютере – это самое приятное во всем интернет шоппинге – возможность сходить в магазин, не отрывая себя от дивана / работы / семьи / рыбалки
• Возможность получения товара в любое удобное покупателю время и месте
Для коммерсанта
a. Клиенты стали сильно ближе – выбери домен и название покрасивее и норм!
b. Нет потребности в торговом зале, вывеске – не надо покупать торговое оборудование, арендовать и ремонтировать магазин, мыть его, следить за развеской и расстановкой товара, травить тараканов. Твоя хата – твой склад, офис, переговорная;
c. Не нужны продавцы, а значит не надо их искать, учить, контролировать, а также мерчендайзеров и прочей братии, сопутствующей офлайн продажам – клиенты сами все делают!
d. Возможность продавать то, чего нет в наличии – ведь фактически, клиент выбирает не физический товар, а картинку.
e. Несравнимая скорость получения любых статистических данных – сайт считает всю статистику, что необходима. Но это для умных
f. Поступление денег на расчетный счет – деньги клиент сам отправляет на счет. А если дать скидку на предоплату, то сам отдаст. Есть и нал конечно, но его доля стремительно снижается. Лично меня очень напрягает магазин или доставка еды, не принимающая карты
Возможно что-то пропустил, но постарался перечислить основное.
Все круто, скажете вы, но одновременно с преимуществами появились и новые трудности:
У клиентов
• Магазинов так много, картинки и тексты у всех одинаковы – где купить, чтоб не обманули?
• Как проверить качество товара, как померить чтобы подошло? Как вернуть если не нравится или не подошло, в конце то концов?
• Отзывы на товар, магазин - заказные, рейтинги накручены
• Необходимо контролировать посылку, чтобы она не потерялась и пришла, пришла вовремя и в полном объеме.
• Забрать с почты, если курьера нет, а если есть курьер, то быть в месте получения в удобное курьеру время, потому что у него 2 режима: 1. Он может когда тебя нет и 2. Опоздать, потому что заказов много и пробки
• Постоянные рассылки и реклама. Один раз поищешь в сети носки веселые с котиками, так после этого эти носки поганые из всех щелей лезть будут, будто ничего другого мне в жизни не надо, а счастье, бессмертие и мировое господство только с ними наступит. И не важно, что их уже купил
У коммерсантов
• Обилие конкурентов вынуждает придумывать мероприятия, направленные на привлечение новых клиентов и удержание существующих, снижающих прибыль
• Необходимо задумываться не только о наличии данные о товаре на сайте, но и о его дизайне, удобстве и простоте интерфейсов (слово то какое!!) для клиента, скоринге товаров, гибком механизме поиска товара (не все же грамоте обучены), инструменте рекомендаций, для увеличения доп продаж
• Появляются люди экзотических профессий всевозможные аналитики, контент менеджеры, операторы колл центра, SMMщики, курьеры всех мастей
• Приходится много работать с отзывами и комментариями сумасшедших покупателей, которые думали о розовом пони, а купили китайскую кофточку за 89 рублей и теперь люто недовольны качеством этого говна.
• А также с происками конкурентов – не секрет, что негативные отзывы, как и положительные на себя, это элемент маркетинга и конкуренции
• Необходимо аккуратно работать с данными о товарах и скурпулезно вести их в учетной системе и на сайте
• Работа с логистическими сервисами – необходимо увеличивать скорость и качество доставки товаров. А если заниматься поставкой продуктов питания – это вешалка: сроки годности, качество, следить за свежестью
• Осуществлять возврат товара, ведь законные 14 дней никто не отменял и вернуть шортики из Барнаула в Москву придется
С этими трудностями с разным успехом борются работают все Интернет магазины: модернизация сайтов, разработка и развитие рекомендательных систем для увеличения доп и кросс продаж, системы отображения товаров на сайте, таргетирование рекламы, контент менеджмент для привлечения потенциальных клиентов на сайт, партнерские и бонусный программы для удержания клиентов, улучшают качество обслуживания клиентов, серьезная работа с данными, эксперименты с различными инновационными решениями.
Обо всем этом написано огромное количество материалов, книг, существует масса консультантов, специализирующихся на дизайне сайтов, привлечении трафика, рекламе, SММ, SEO, даже рекомендательных системах. Но вот с аналитикой есть нюансы. Именно на этом я и хочу остановиться подробнее.
Но об этом в следующем посте
PS БМ ругается на некоторые картинки