Привет! Меня зовут Андрей Галаев, я сооснователь компании OSMINOG Project. Мы занимаемся внедрением CRM Битрикс24 в бизнес и помогаем клиентам зарабатывать больше при помощи управления клиентскими базами.
На этот раз ко мне обратился Виталий - глава юридической компании, которая занимается банкротством физических и юридических лиц. Изначально ситуация была мягко говоря плачевная, но мы справились. В этой статье расскажу, как помог Виталию и его фирме.
"Возьму кредит, отдам зарплату и прикрою лавочку" 👇
Часть переписки с Виталием
Коротко о ситуации юридической фирмы:
1. Не хватало денег на зарплату сотрудникам;
2. Неоднократно поднимался вопрос о расторжении договора аренды помещения фирмы ввиду несвоевременной оплаты;
3. Около 70% клиентов, обратившихся за юридической помощью, не подписывали договор и не оплачивали услуги;
4. Полное отсутствие клиентского сервиса;
5. Есть собственный сайт, настроен интернет-трафик, имеются аккаунты в социальных сетях, но толку от этого не было.
О клиенте
Виталий снимает небольшой офис недалеко от центра города. В его компании трудятся 8 человек: сам Виталий, два арбитражных управляющих, три младших юриста и два помощника, которые по совместительству являются секретарями (обрабатывают заявки и обращения клиентов).
Основной поток клиентов - мужчины и женщины 50+, наткнувшиеся на объявление юридической фирмы в транспорте и на билбордах города. Главная цель обращения, как ни странно, полное списание долговых обязательств перед кредитными организациями.
Обычно клиентура выглядела подобным образом:
1. Мужчина взял авто в кредит, но не может выплатить;
2. Пожилые люди с кредитами на ремонт квартиры без возможности вернуть долг в полном объеме;
3. Одинокие мамы с большими долгами;
4. Неблагополучные семьи и несоциализированные одинокие люди с зависимостями.
Контингент не устраивал Виталия, потому что люди совершенно не были готовы к сотрудничеству. Да, за процедуру банкротства тоже нужно платить, если процедура осуществляется в судебном порядке. У обратившихся в фирму людей не было и таких денег. А кто-то просто рассчитывал на чудо, думая, что один визит к юристу избавит его от долгов.
Виталий стремился привлечь к сотрудничеству и юридические лица. Но их забирали конкуренты. По иронии судьбы Виталию самому чуть не пришлось становиться банкротом. Проблему не получалось решить ни с маркетологами, ни с иными подрядчиками по рекламе. Здесь в работу подключились мы и стали размышлять, в чем же дело. Как нам поднять фирму Виталия на вершину горы?
Конкретизировал проблемы
Прежде, чем прийти к пониманию, поможет ли решить ситуацию CRM-система, я начал прояснять ключевые проблемы фирмы Виталия.
Секретари работали неэффективно. В начале статьи я писал, что на Виталия трудятся два помощника, которые по совместительству обрабатывают заявки от клиентов и записывают на встречу.
Я был поражен, сколько реальных клиентов было упущено. А вся проблема в том, что помощники обрабатывали в основном входящие звонки. На остальное забивали.
Понять их можно: у компании сразу несколько корпоративных аккаунтов в мессенджерах и 3 адреса электронной почты. Сделано это было для “удобства”, но как оказалось впоследствии, это лишь усугубило ситуацию и чуть не довело Виталия до банкротства.
Пример: клиент мог написать в компанию три дня назад, сообщение висело все это время непрочитанным, и только спустя трое суток помощник писал ответ. Очевидно, что за все это время клиент “выгорал” и находил другую фирму, с которой и продолжал сотрудничество.
В то же время некоторые сообщения были прочитаны, но так и оставались неотвеченными. Что будет делать клиент? Правильно, забудет о компании.
Не было прогрева клиентов. Часто в компанию обращались люди с вопросами. На некоторые сообщения секретари отвечали достаточно оперативно, вполне вероятно, что можно было сделать продажу.
Но что потом? Секретари просто забывали об этих сообщениях. Когда как стоило бы напоминать о себе, генерировать специальные предложения и сформировать условия сделки так, чтобы они полностью соответствовали требованию клиента.
Проведя небольшие подсчеты, я пришел к выводу, что фирма Виталия недополучала минимум полмиллиона рублей в месяц! Когда собственник услышал от меня эту цифру, чуть с ног не свалился.
Выводы очевидны - внедрение CRM-системы просто необходимое решение, которое нужно было принять в кратчайшие сроки. По сути компания Виталия выглядела как бочка с пробоиной, где осталось совсем немного воды. Эту пробоину нам и предстояло заделать. Разберем по полочкам, что я предпринял.
Соединил все контакты в одном месте
Как я говорил выше, секретари забивали на вопросы и заявки клиентов. Это объяснялось тем, что люди писали со своими вопросами везде: в Instagram, Telegram, VK, сразу на три почты, на WhatsApp и в звонках.
На первом же этапе происходило огромное количество потерь. Не было четкой структуры, у секретарей буквально не хватало рук, чтобы обеспечивать качественную обратную связь, подогревать клиента и выводить его на личную встречу или на прямую продажу.
Чтобы Виталий не терял выручку, я сделал так, чтобы сообщения из мессенджеров, социальных сетей и факты телефонного разговора с клиентами фиксировались централизованно в CRM.
Настроил систему уведомлений и напоминаний
Я также настроил систему уведомлений и напоминаний, чтобы секретари точно не упустили ни одну заявку. Кроме того, теперь Виталий в любой момент может зайти в CRM, увидеть все заявки и посмотреть по каждой заявке, когда был последний контакт.
Теперь CRM будет буквально вести секретаря за руку: когда нужно связаться с клиентом, где и каким способом, чтобы значительно повысить вероятность закрытия сделки.
Обучение пользованию CRM-системой
За весь мой опыт работы в сфере внедрения CRM-систем, я неоднократно сталкивался с проблемой, когда CRM просто-напросто не приживалась в компаниях. Конечно же, всю вину скидывали на интеграторов (на нас), поэтому обучение всех менеджеров и сотрудников к нововведению - неотъемлемая задача.
Если помочь адаптироваться и быть готовым к таким изменениям в компании - забота руководства фирмы, то объяснить все нюансы в работе с CRM - очевидно, наша прерогатива.
Я разработал свою собственную методику обучения. После прохождения этого обучения сотрудники не тормозят в процессе внедрения и уже через 3 недели активно используют CRM. Благодаря этому владелец компании быстрее окупает свои вложения в CRM.
Я погрузился в теорию. За 3 дня секретари Виталия освоили теоретические основы. Они просмотрели 10 простых видео-уроков по 2 минуты каждый. В этих видео они увидели, зачем необходима CRM, какая польза от нее для компании и для них лично, и как правильно с ней работать. Для проверки усвоенных знаний я провел тест. Оба помощника (потом появился еще один, которого мы тоже обучили) дали отличные результаты.
Знания были закреплены на практике. После теоретической части был проведен вебинар, на котором помощники практиковали различные сценарии работы с клиентами. Они тренировались самостоятельно, а также наблюдали за реакциями своих коллег. В такой атмосфере практические навыки быстро усваивались.
Записи вебинаров сохранялись для клиента. Новые помощники также могут пройти обучение, используя эти записи.
Я наблюдал за работой секретарей в течение 14 дней. Затем в течение двух недель внимательно следил за тем, как они обрабатывали заявки, замечал ошибки, и подсказывал, как поступать лучше в конкретных ситуациях.
Один из помощников Виталия высказал свое мнение по поводу внедрения CRM:
“Когда Виталий пришел к нам и сказал, что компанию ждут изменения в виде внедрения CRM-системы, я был настроен очень скептически. Все маркетинговые инструменты всегда воспринимал, как нечто неэффективное.
Как я был не прав! Уже после первого дня, когда я ознакомился с инструкцией по эксплуатации CRM, был поражен, насколько сильно она упрощает работу. На сегодняшний день прошло уже более месяца после внедрения, и я не могу поверить, как вообще мне удавалось работать без CRM ранее.”
Результаты
По прошествии двух месяцев после внедрения CRM, Виталий ощутил серьезные изменения в своей фирме. Теперь он не только смог привлекать к сотрудничеству юридические лица (в работе с которыми любому юристу априори светят большие деньги), но и:
Нанять в работу 7 новых юристов
Брать на 350%+ больше новых дел
Снять новый большой офис в высотке в центре города
Купить собственный дом под ключ и переехать туда с семьей