История о том, как в 1990 году государственный имущественный комплекс стал частной собственностью и его современная история
Эта история началась ровно 120 лет назад, когда по результатам организованной борьбы трудящихся за улучшение условий труда 17 октября 1905 г. (30 октября 1905 г. по новому стилю) Николай II издал манифест, давший свободу совести, слова, собраний и союзов. Этот манифест позволил трудящимся на законных основаниях создавать в том числе и профсоюзные организации для защиты своих прав. Принятие манифеста привело к резкому росту рабочих союзов.
Впоследствии, в 1907 году власть посчитала принятое решение ошибочным и большинство профессиональных организаций было закрыто, открытие новых запрещалось и рабочие союзы перешли на нелегальное положение. Однако, началом законного существования собраний и союзов в России является манифест, что послужило основой для будущего объединения трудящихся.
В июне 1917 года состоялась очередная Всероссийская конференция профсоюзов, избравшая временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).
ВЦСПС. Собственно, о нем и пойдет далее повествование.
На протяжении существования СССР значение и функции ВЦСПС были разными, однако, основной толчок к укрупнению и наделению профсоюзов рядом, в том числе и государственных функций, стал послевоенный период времени. После завершения войны советская власть признала необходимость в организации должного уровня быта, досуга и отдыха для трудящихся.
ВЦСПС фактически стал одним из органом власти в СССР в части защиты прав трудящихся.
Если кратко, то ВЦСПС:
- совместно с министерствами СССР или Советом Министров СССР издавал подзаконные акты, обязательные для применения в стране.
- аккумулировал в себе социальные взносы и распоряжался ими;
- аккумулировал в себе все профсоюзные взносы и распоряжался ими;
- владел недвижимым имуществом (здравницы, санатории, дома отдыха, клубы, библиотеки, дворцы культуры, спортивные сооружения, пионерские лагеря);
- выдавал работникам исполнительные листы (фактически выполнял функцию суда в части трудовых споров) по результатам рассмотрения трудового спора о выплате денежных средств работнику или восстановления его на работе;
Теперь постараюсь кратко рассказать о структуре управления профсоюзными органами вообще и ВЦСПС в частности. С общественными организациями (которым фактически и является профсоюзная организация) в части структуры управления бывает достаточно сложно для понимания. Например, возьмем коммерческую организацию. Если совсем упрощенно, то в ООО таких органа два: учредитель (высший орган управления, принимает основные решения) и директор (исполнительный орган, исполняет принятые учредителем решения).
ВЦСПС избирался следующим образом. Трудовой коллектив из числа, например, работников (членов профсоюза) машиностроительного завода в одном регионе выбирал 1 делегата на региональный съезд. Далее, если в регионе имеется 5 заводов, эти 5 делегатов от 5 заводов, выбирали 1 делегата на всесоюзный съезд профсоюзов. Другие отрасли экономики выбирали своих делегатов аналогичным образом. Это если очень упрощенно. Таким образом, численность избранных делегатов на съезд профсоюзов СССР от всей страны составлял около +-2000 человек. Уже эти делегаты собирались в Москве на съезд профессиональных союзов и путем голосования выбирали коллегиальный орган управления - ВЦСПС, который от имени профсоюзов осуществлял непосредственное управление. После выборов ВЦСПС уже внутри себя избирал другие органы (председатель, правление, секретарь, и так далее). Такие всероссийские конференции проводились 1 раз в 5 лет.
18-й Всесоюзный съезд проходил 25-28 февраля 1987 года и следующий очередной съезд должен был по плану состояться в 1992 году. К 1990 году становилось понятно, что страна стремительно движется к рыночной экономике, отходя от социалистической собственности на средства производства и переходный период «перестройка» долго не просуществует. Еще не был принят закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» (такой закон в СССР был принят 1 июля 1991 года №2278-1) в соответствии с которым государство вводило механизм перевода государственной собственности в частную путем приватизации. Однако, в Верховном совете СССР в 1990 году рассматривался законопроект о профсоюзах, в соответствии с которым профсоюзы лишались государственных функций и им оставляли функции фактического представительства трудящихся.
Профсоюзы были с этим не согласны и 23-27 октября 1990 был проведен 19-й Всесоюзный съезд профсоюзов (он же и последний) и вот тут необходимо остановится на более подробном описании что же там произошло.
Источником информации о событиях на съезде является стенографический отчет съезда. Подробнейший документ, в котором излагаются все выступления делегатов, дебаты и принятые на съезде решения
Из 2402 избранных делегатов прибыло на съезд 2348 человек, что является абсолютным большинством, в связи с чем было принято решение о начале работы съезда.
Повестка дня 19 съезда профсоюзов была следующая:
В состав президиума съезда от делегатов агропромышленного комплекса пригласили товарищей Горбачева, Лукьянова и Рыжкова.
Съезд проходил с 23 по 27 октября и чтобы немного понять контекст событий и перейти к главному (имущественный вопрос профсоюзов) приведу некоторые скриншоты из выступлений.
При выборе редакционной комиссии было предложено исключить старых сотрудников ВЦСПС в связи с отсутствием к ним доверия.
С трибуны одним из делегатов было озвучено о зарубежных поездках работников аппарата ВЦСПС, а не рядовых членов профсоюза.
В отчетном выступлении ВЦСПС были приведены цифры бюджета социального страхования, который поступает в ВЦСПС. За 3 года доходная часть бюджета социального страхования составила почти 180 миллиардов советских рублей.
Отчетный доклад ревизионной комиссии ВЦСПС раскрывает дополнительную информацию о бюджете ВЦСПС и их расходах.
Отдельно хотел остановится на расходной статье бюджета в части борьбы с алкоголизмом. Согласно отчету ревизионной комиссии, ВЦСПС профинансировал Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость в размере 8,6 миллиона советских рублей. Ревизионная комиссия это признала как расходом, у которого «не было острой необходимости».
Товарищ у микрофона был «в восхищении» от такой траты на борьбу с химерой пьянства. Допускаю, что по результатам освоения этих денег, кто-то выпил за трезвость не чокаясь.
А теперь к основному. В соответствии с повесткой съезда профсоюзов на этом съезде планировалось создать новый орган – Всеобщая конфедерация профессиональных союзов СССР взамен существующего ВЦСПС, как фактически утратившего доверие. Одним из основных вопросов, который необходимо было решить это судьба огромного имущественного комплекса, находящегося в ведении ВЦСПС. В собственности оно было или лишь в пользовании ВЦСПС это история совершенно отдельная, подлежащая изучению по каждому конкретному объекту недвижимости индивидуально, о чем будет в конце. Возможно, я ошибаюсь и слабо изучил предмет, однако не нашел никаких документов, которые бы подтверждали право собственности ВЦСПС на имущество. Кроме того, согласно пункту 70 действующего устава профсоюзов указано следующее: «Имущество профсоюзов, необходимое им для осуществления уставных задач, является социалистической собственностью»
Поспешность принятия решений по имуществу обуславливалось тем, что во-первых, как я и писал ранее, Верховный Совет СССР рассматривал проект закона о профсоюзах, с которым профсоюзы были не согласны, а во-вторых уже имевшие место события по выбытию имущества из профсоюзов. Так, например, газета Труда (официальный печатный орган ВЦСПС) сообщала о наличии некоторых споров по профсоюзному имуществу
В процессе обсуждения нового устава профсоюзного органа сообщалось о «потере» ряда санаториев на территории Грузии а Азербайджана.
Таким образом, если отбросить все остальное и сконцентрироваться на главном, а именно на имуществе, то задачи у организаторов съезда стояло 3, которые надо было решать срочно: убрать ВЦСПС, создать новый профсоюзный орган и закрепить за ним право на имущество.
В результате обсуждений
24 октября 1990 года было принято следующее решение: «Упразднить Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов как исчерпавший свои полномочия»
А уже 27 октября 1990 года принимается устав новой созданной профсоюзной организации, однако в пункте 45 устава новой созданной профсоюзной организации декларируется следующее: «Совет Конфедерации является правопреемником ВЦСПС, в том числе его средств и имущества»
Действующим ГК РФСФР от 1964 года (действующий на момент проведения съезда 1990 года) такой формы наделения имущества не предусмотрено. Да и в современной правовой системе России это тоже отсутствует. Если юридическое лицо (а ВЦСПС был именно юридическим лицом) ликвидируется, то далее никаких действий с имуществом такого лица в пользу новых лиц не производится. Не может вновь созданное юридическое лицо быть правопреемником ликвидированного лица. Правопреемство возможно лишь в случае реорганизации одного лица в другое, с составлением передаточного акта, но реорганизации не было – 24 октября 1990 ВЦСПС был упразднен.
Наверное, все же осознавая не очень устойчивую правовую конструкцию закрепления имущества за новым профсоюзным органом съезд профсоюзов 27 октября 1990 года принимает постановление «О собственности профсоюзов СССР», которое не имеет никакого правового смысла и влечет последствий.
В этом постановлении съезд декларирует: «Съезд отвергает любые посягательства на профсоюзную собственность, считает их незаконными и заявляет, что все принадлежащие профсоюзам предприятия, здания, сооружения, санаторно-курортные, медицинские, туристско-экскурсионные учреждения, объекты культуры и спорта, учебные заведения, издательства и другие предприятия, учреждения, организации, а также денежные средства и иное имущество являются общим достоянием профсоюзов СССР.»
Это завершение истории ВЦСПС. После ВЦСПС на основании принятых на съезде документов Всеобщая Конфедерация профсоюзов СССР, а впоследствии и Российской Федерации считала себя собственником всего имущественного комплекса профсоюзов.
В городе Санкт-Петербург на Большом проспекте есть здание – Дом культуры имени Кирова.
В 1934 году строительство Дворца культуры было завершено. Финансирование строительства Дворца культуры осуществлялось Коммунальным банком, Народным комиссариатом тяжелой промышленности, ВЦСПС, Леноблпрофсоветом, Василеостровским райсоветом и другими учреждениями и организациями и после строительства находился в ведении ВЦСПС.
После 1990 года в результате цепочки сделок он стал частной собственностью ООО «ДК Кирова»
В 2025 году заместитель генерального прокурора обратился в Арбитражный суд с иском об истребовании из незаконного владения и регистрации на него права собственности Российской Федерации. Исковые требования были удовлетворены. Дело № А56-43731/2025
Арбитражный суд, в частности отметил следующее:
Однако, после того как Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик от 18.12.1961 и Гражданский кодекс РСФСР 1964 года вступили в силу, для поступления ранее переданного профсоюзам государственного имущества в профсоюзную собственность требовалось принятие акта уполномоченного государственного органа о передаче данного имущества в профсоюзную собственность, либо принятие отдельного закона о наделении профессиональных союзов правом собственности на все ранее переданное им на иных правовых основаниях государственное имущество. Такой акт в материалы дела не представлен. Следовательно, само по себе нахождение Дворца культуры в фактическом владении (ведении) профсоюзов в момент появления в гражданском законодательстве понятия «собственность профсоюзов» не свидетельствует о возникновении у профсоюзов права собственности на данное имущество, поскольку в силу положений статьи 4 Основ такое владение не являлось основанием его для возникновения
Также Прокурор указывает, что состоявшийся в конце октября 1990 года XIX Съезд профсоюзов СССР, на котором было принято решение об упразднении ВЦСПС и образовании ВКП, не является доказательством возникновения у ВКП права собственности на объекты профсоюзов как у правопреемника, поскольку сведений о реорганизации ВЦСПС и о форме такой реорганизации (слияние, разделение или присоединение) постановление съезда не содержит, документы, определяющие судьбу его имущества (разделительный баланс или передаточный акт), не издавались. Более того, из п. II-4 протокола заседания Президиума ВЦСПС № 11 от 19.10.1990 и стенографического отчета XIX Съезда профсоюзов СССР следует, что запланировано образование нового профцентра страны. Следовательно, ВКП является вновь созданным 7 А56-43731/2025 юридическим лицом и в силу этого не имело полномочий распоряжаться переданным в ведение профсоюзов имуществом.



















