Sublustris

пикабушник
поставил 7 плюсов и 1 минус
проголосовал за 0 редактирований
4832 рейтинг 35 подписчиков 1794 комментария 6 постов 1 в "горячем"
21

LudumDare for dummies, или "как написать игру за два дня и не умереть".

Буквально через пару недель начнётся очередной LudumDare, 45-й по счёту.  Это будет уже 15-й мой людум,  и раз уж дата такая красивая, хочу немного вспомнить о том, как оно для меня начиналось, и, возможно, немного поделиться опытом с теми, кто желает попробовать свои силы в этом занимательном состязании.

Итак, для начала субъективный опыт:


Пролог


Первый настоящий компьютер я впервые увидел в 1987 году в школе, когда нас, тогда ещё второклашек, строем привели на экскурсию в кабинет информатики. Там стояли 4 свежеприобретённых школой БК-0010 c мониторами формой напоминающими башку инопланетянина из фильма «Чужой». Классная нас строго предупредила, что каждый из них стоит аж 700 рублей, и если нидай бог чтото сломается, то родителям придётся полгода копить деньги чтоб возместить убытки школе. После чего нас всех по очереди посадили поиграть в игру, где нужно было управляя пушечкой на земле расстреливать падающих с неба парашютистов. Эта двухцветная картинка за две разрешённых минуты игры настолько прочно засела в мозгу, что я несколько недель только и думал о том, что когда-нибудь, когда я вырасту, я обязательно куплю себе такой компьютер и поиграю в неё снова… и каждый вечер дома, засыпая у печки, тыкал пальцем в выступающие края кирпича, представляя что это кнопки, а серо-белая побелка выше -это экран.

Шли годы, после окончательного развала СССР на нас с родителями обрушилась мучительная нищета. Отцу на заводе не платили зарплату, а зарплаты матери в детском саду едва хватало чтоб расплатиться за жильё и за свет. Несколько лет подряд мы питались кухонными отходами, которые она приносила из детского сада в бидончике куда складывали то, что не доели за обедом дети, пили морковный чай из высушенной на печке морковной стружки, и мечтали о том как заживём когда всё это кончится. Про компьютер, игры и прочие радости жизни на несколько лет я просто позабыл.

В 1993 году у одного из моих одноклассников появилась приставка Денди. Это было просто эпохальное событие для всего класса. Мы ходили к нему в гости толпой и поодиночке, составляли графики кто и когда будет играть, пока его родители на работе. И мечтали как было-бы здорово добавить в игры что-нибудь своё, какую-нибудь классную «фишку», о которой глупые разработчики совсем не подумали. Через некоторое время родителям товарища надоела постоянная толпа ребятни у них дома, и они запретили ему играть на приставке во время их отсутствия. Это был просто ужас… Я начал умолять родителей чтоб мне такую купили тоже, хорошо учился, делал всю возложенную на меня домашнюю работу, колол дрова, носил воду с колонки, ну всё делал что только можно, чтоб заслужить такой царский подарок… И мне её купили… в 1994 году, на 14-летие, отец после нескольких упорных шабашек с загадочным видом принёс домой эту яркую коробку. С тех пор меня от игр было просто не оторвать. Я сидел ночами, подцепив к телевизору наушники, чтоб не мешать родителям спать, я делал домашнее задание прямо на переменах в школе, чтоб дома не тратить на это время, а побольше поиграть. В субботу по несколку раз в день бегал в ларёк на рынке чтоб поменять картридж на новую игру… Это было счастье… и длилось оно целую вечность, почти год :)

А потом случилось страшное… после тяжело перенесённой ангины, по дороге в магазин за хлебом я неудачно попал под горячую руку шпане из соседнего двора. Деньги я им отдавать не захотел, за что получил удар неизвестно чем по голове… Когда я очнулся, то мир вокруг меня изменился до неузнаваемости, всё стало бесцветным, расплывчатым, и незнакомым, я почти ослеп… Последовала череда операций в микрохирургии глаза в городе Чебоксары, за которую мои родители отдали все деньги которые копили мне на институт, долгая реабилитация, и запрет на любую деятельность приводящую к напряжению глаз… Ни о каких играх уже не могло быть и речи. К окончанию школы зрение стабилизировалось, но так и осталось на уровне -8 на оба глаза…

Потом был Сарапульский коледж радиоэлектронной промышленности, который я закончил с красным дипломом, заочная учёба в Удмуртском Государственном Институте и паралельная работа на задиозаводе имени Орджоникидзе во вторую и третью смену прогонщиком (тестировщиком) радиоэлектронной аппаратуры, чтоб было чем платить за учёбу. Вобщем, опять было совсем не до игр.


И вот однажды… в 2001 году в магазине я увидел уже давно не модную в то время приставку SegaMegadrive 2… практически даром. И меня понесло… я купил приставку, купил, а потом и просто получил бесплатно в подарок от друзей кучу давно не нужных им картриджей. Играл на обеде, играл по ночам и в выходные… ко мне снова вернулась моя детская радость.

Вот тогда то я и решил серьёзно заняться игровым программированием и написать свою игру.Только вот, для этого нужен был полноценный компьютер со свободным доступом к нему… Поднапрягшись, подкопив и пошабашив, я купил себе простенький системник с самым дешёвым монитором, и засел за изучение доступных документов по разработке игр, игровым платформам и т.д. Интернет в те времена здесь был только диал-ап, торрентов не существовало в принципе, и вся доступная информация черпалась исключительно из книжного магазина в виде книг «программирование для чайников» или «програмирование игр на Delphi». Это было здорово и интересно. Правда, как только появился компьютер, сразу появилось куча шабашек связанных с повсеместно внедрявшейся тогда 1С 7.7… я научился писать обработки под неё, ковырять конфигурации, и однажды ушёл с завода во фриланс…

Фрилансил несколько лет… и за всей этой беготнёй и писанием кода постепенно опять забыл про игры…

в 2004 году мне это надоело, и я устроился на местный Молокозавод системным администратором(с функциями программиста, как это у нас водится), постепенно прошёл вверх по карьерной лестнице до начальника ИТ отдела, но поняв что начальствовать- это не моё, ушёл в другую организацию снова системным администратором, где и работал себе спокойно дальше, время от времени развлекаясь написанием вирусов на ассемблере, программированием роботов на простецких микропроцессорах, рисованием сайтов и прочими мелкими радостями жизни…


А потом… в начале 2012 года я случайно наткнулся на блог Антона Карлова. Почитал, и вновь загорелся… этож надо… можно писать игры и зарабатывать на этом деньги!!! Здорово. Я написал Антону письмо, в котором объяснив свою ситуцию попросил совета «куда пойти чтоб научиться». Антон оказался отзывчивым парнем (за что ему огромное спасибо), и ответил мне приложив ссылки сюда и на аукцион FGL :)… так я начал писать игры на AS3.

Первая игра писалась больше полугода и оказалась полным ЭпикФейлом и сборищем всех мыслимых ошибок в дизайне. нгикто её не купил, так досих пор на аукционе и валяется :).

Вторую игру я написал за 5 месяцев (прогресс!!!:) ) и даже умудрился продать за 500$… хоть конечно и надеялся на тысячу :)…

Потом написал ещё парочку, прокачивая свои навыки, но они продались ещё хуже, поскольку я, в попытках сделать что то своё, начал отходить от популярного игрового формата… В моих играх нет ни апгрейдов, ни ачивок, ни прочих плюшек, которые так любят современные потребители. Я их дико не люблю добавлять в игровой процесс, и это накладывает свой след на стоимость итогового продукта.

Я всячески пытался побороть в себе эту ненависть, но тщетно… Коробит каждый раз и всё тут, и как только начинаю добавлять ачивки, сразу начисто пропадает желание доделывать игру дальше. Мерзенький такой эффектик. Но желание делать игры постоянно жжёт изнутри, и чтото с этим нужно было решать.


И вдруг… я узнал о такой замечательной штуке… LudumDare


Экспозиция


LudumDare — это конкурс разработчиков игр, в котором каждый желающий, абсолютно бесплатно, может попробовать свои силы в скоростной разработке игр на заданную тематику, и выставить своё творение на суд общественности.

Конкурс проходит несколько раз в год, уже на протяжении довольно большого времени, и количество участников каждый раз растёт (на LD32 было более двух с половиной тысяч). Проходит он всегда в выходные, что весьма удобно для участников, для которых игрострой -не основная деятельность, и это весьма удобно.


Конкурс проходит в двух форматах:


-Compo

-Jam


Compo — это самый хардкорный вариант — нужно, работая в одиночку, за 48 часов создать игру «с нуля» (основной код игры (движок можно брать готовый), всю графику, весь звук).

Jam — это вариант попроще, можно использовать стороннюю графику/звуки, можно работать командой, и времени даётся больше.


Как правило, те кто не уложился по времени в Compo, плавно переходят в режим Jam, и продолжают участие уже в более свободном формате.


Вообще, о правилах рассказывать отдельно смысла не вижу, их всегда можно прочитать на оффсайте, вот здесь: https://ldjam.com/events/ludum-dare/rules


Завязка


Поучаствовать во всемирном конкурсе игроделов для меня было весьма заманчиво и прельстиво, поэтому я срочно прочитал всё, что нашёл по теме конкурса (дата начала тогда была совсем на носу), проштудировал правила, и как носорог во время гона, ломанулся творить прекрасное, теша себя мыслью попасть в топ этого славного мероприятия (яж крутой программист, не первый год в деле, ща всех нубов порву как тузик грелку). Но всё оказалось не так просто.


Первой неожиданностью оказалось время объявления темы конкурса. Как правило, это уже глубокая ночь, плавно переходящая в утро в нашем часовом поясе. Это, конечно, ниразу не препятствие для программиста привыкшего красноглазить, но здорово раздражает необходимостью делать выбор спать или не спать во время объявления темы. (на этом потом остановлюсь подробнее).


Неожиданность Данность номер два — это строгие временные рамки разработки. Кто не успел, тот опоздал (хотя, организаторы постоянно организовывают ряд поблажек для опаздывающих), и поэтому все прочие дела запланированные на эти два дня придётся отложить. Сделать это зачастую весьма не просто, потому как семья/экстренная работа/засыхающий огород у тёщи -это достаточно серьёзные поводы для членов семьи, чтоб встать в позу, и накрыть медным тазом все ваши творческие порывы.


Собственно, тут я и прокололся в первый раз. Весь первый день конкурса я пробегал по семейным делам, в наивной глупой надежде «успеть всё завтра», и, в итоге, не успел даже половину того что планировал. Расстроился, и в джем переходить не стал, ибо «умерла, так умерла»…

На этом мой первый LD закончился, я пообещал себе планировать всё точнее на будущее, и стал ждать следующий раз.


Развитие


К следующему LudumDare  я начал готовиться заранее. Тщательно отслеживал результаты голосования по темам, готовил необходимые инструменты, подготавливал площадку для размещения игры.

О подготовке площадки хочу сказать особо.


Разработку игры для конкурса можно вести на любом доступном для вас языке программирования, под любую платформу. Но учитывая ленность многих игроков, которые и будут оценивать вашу игру в итоге, самая лучшая платформа -это Web. Можно конечно и для Спектрума игру писать… но врядли кто в такую игру поиграет…

Так вот. Организаторы предлагают механизм встраивания Web игр прямо на страничке вашего конкурсного поста, но ввиду того, что максимальные размеры встраиваемого содержимого там жёстко лимитированы, рекомендую заранее подготовить у себя(у друзей) на сайте отдельную страничку для размещения вашей игры (заодно сможете её там засайтлочить и всё такое). А со странички конкурса просто сделаете на неё ссылку. Это весьма удобно, и не потребуется тратить силы во время конкурса. Плюс, сможете быстро и просто править игровые баги, которые обнаружатся в процессе тестирования её игроками(это не возбраняется).


Также я приготовил инструментарий для записи ТimeLapse процесса разработки, но уже во время конкурса заметил, что он мне только мешает (чисто психологически… не хотелось чтоб ктото видел на итоговом видео мою переписку с друзьями и родственниками, какието личные фото, которые попадались когда искал референсы и т.д.) в итоге я его включал/выключал постоянно, и мне это быстро надоело.


результатом моего участия в LD31 стала вот эта игра: Alice:nightmare

Вот её страничка на LD.


ludumdare.com/compo/ludum-dare-31/?action=preview&uid=46239


ну и скриншотик:

LudumDare for dummies, или "как написать игру за два дня и не умереть". Длиннопост, Игры, Разработка, Гифка

Оценки были такие:

место / категория / балл по пятибалльной шкале


#45 Graphics 4.19

#324 Overall 3.43

#352 Audio 3.04

#365 Innovation 3.39

#411 Mood 3.09

#416 Theme 3.70

#505 Fun 3.13

#634 Humor 2.38


т.е. более менее народу понравилась только графика, по факту 45-е место из более полутора тысяч игр, это само по себе неплохо, но в топ25 я таки не попал… печально.


Самой большой моей ошибкой было почти полное отсутствие обучения и подсказок. Многие тупо не могли понять что нужно делать, и закрывали игру не разобравшись. Собственно, об этом постоянно напоминали в комментариях, и на будущее я решил делать либо совсем простое и интуитивное управление, либо хороший туториал.


Но как бы то ни было, я не отчаялся, принял во внимание все пожелания, и к следующему LD32 подготовился ещё тщательнее.


Темой на этот раз было "An Unconventional Weapon", тобишь — «Неконвенционное оружие»


обратившись к словарику, видим:

unconventional weapons — особые виды вооружения (ядерное, химическое и бактериологическое оружие), средства массового поражения


Хорошо… отлично! У меня какраз давно крутилась в голове одна идея на эту тему.


Идея была такова: Маленькая девочка оказывается среди разрушенного города охваченного гражданской войной. Обеим сторонам конфликта на неё попросту насрать, и девочка, не имея при себе ни какого оружия, вынуждена выживать под шквальным огнём с обеих сторон и постоянными бомбёжками с воздуха. По механике -платформер, по духу -игра на выживание.


Страничка игры на LD:

ludumdare.com/compo/ludum-dare-32/?action=preview&uid=46239


Скриншотик:

LudumDare for dummies, или "как написать игру за два дня и не умереть". Длиннопост, Игры, Разработка, Гифка

Писал я тогда на флеше +старлинг, чтоб потом было проще портировать на мобильники. (вообще, первоначально я хотел сразу сделать игру и для веба и для мобильников ещё за время LD, чтоб захватить побольше игроков, но не успел, времени хватило только на веб.)


Всю анимацию и графику рисовал в фотошопе (cs3), вот кратенький таймлапс процесса рисования, если кому интересно:


youtu.be/bVumq9HCWII


и маленькая гифка:

LudumDare for dummies, или "как написать игру за два дня и не умереть". Длиннопост, Игры, Разработка, Гифка

Для генерации звуков я использовал sfxr, а фоновую мелодию быстренько наиграл на синтезаторе Casio CTK-3200, который отжал на это время у дочери :)


К сожалению, толком не успел отполировать левел-дизайн (кучу времени грохнул в рисование вертолёта), заканчивал игру уже перед самым дедлайном, но успел вовремя, и выложив итоговую версию и исходники (обязательное правило compo), довольный лёг спать.


А на утро началось самое интересное… Чтение комментариев игроков. И вот тут то я прозрел…


Яж был свято уверен, что идеально попал в тему, и графика у меня приличная, значит точно попаду как минимум в топ 25 по реализации темы игры.


Но не тут то было…


Уже второй по счёту комментарий гласит:


This game looks and feels good, but im not sure how it relates to the topic An Unconventional Weapon.


читаю дальше…


This was awesome, especially the graphics. I like how the game is super hard, I didn't get far at all but this is something I will most likely return to and try to beat. And that says a lot. Though all the weapons in here look really conventional so I'm not sure how the theme applies. Great job overall! :)

и дальше:


The game if quite good, but the weapons felt a bit conventional to me, but anyways great job on a game

Мои волосы слегка зашевелились… Неужто вертолёт поливающий девочку напалмом -это конвенционное оружие? Ведь все же знают, что напалм -зло, античеловечное и жестокое оружие…


Но после дебатов в комментариях, и в отдельных тредах форума, я понял… Большинство игроков -американские и европейские подростки. Они просто НЕ ЗНАЮТ что такое «неконвенционное оружие». Для них «неконвенционное оружие» — это енот стреляющий из задницы картошкой, но никак не напалм…


Кстати, один из наших комрадов оказался в этом плане мудрее меня, и сделал на LD32 игру про избиение мужиков резиновым членом, за что ему респект и уважуха ;) На будущее буду придерживаться того же принципа, и не стану искать глубинных смыслов (хотя хочется, но что поделать...)


Вобщем, резумируя итог по теме игры, могу сказать, что с «играми со смыслом» -это не на LD. Не та здесь аудитория :)


Вот её оценки:


место / категория / балл по пятибалльной шкале

#84 Graphics 4.08

#93 Mood 3.68

#202 Audio 3.36

#441 Overall 3.29

#647 Innovation 2.95

#829 Fun 2.72

#880 Humor 2.03

#945 Theme 2.72


вот коротенькое видео:

https://twitter.com/Sub_lustris/status/602814445920886784



Потом были новые конкурсы, новые игры и новые инструменты, смена сайта самого Людума. Переход на новый джвижок, и много-много чего нового :)

Но ладно. На этом лирическую часть закончу, и хочу дать несколько советов тем, кто ещё только собирается попробовать себя в этом конкурсе. Советы несколько субьективны, но это мой личный опыт, поправьте меня или дополните, если есть желание.


----------------------------


* Внимательно смотрите за ходом голосования по теме конкурса, когда объявят последние 10 тем, уже примерно ясно какая из них выиграет, и можно начинать думать над сюжетом.


* Если в вашем часовом поясе конкурс начинается в 2 или 3 часа ночи — ну и хрен с ним не спешите читать тему, спокойно выспитесь, и утром, часов в 7, на свежую голову читайте тему и начинайте работать. Конечно есть соблазн как можно больше времени уделить разработке, но не забывайте, что спать тоже нужно! не будете спать, сгорите раньше времени.


* Заранее продумайте и подготовьте место, куда будете выкладывать игру /исходники, сильно сэкономите время перед дедлайном


* Не используйте новых инструментов. LD- это не повод осваивать новый движок/язык, пользуйтесь только тем, что интуитивно понятно, и стабильно работает


* Делайте геймплей понятным, а управление логичным и интуитивным. В идеале -делать так, чтоб можно было вообще ничего не читать, но было понятно как играть


* Если вы не музыкант, и не имеете опыта работы с программами для написания музыки, возьмите «железные» инструменты. Настучать ритм на барабанчике, или набренчать пару нот на синтезаторе может даже человек без слуха/образования, а для небольшой игрушки этого будет вполне достаточно. Не забывайте. игры хоть с какимто звуком смотрятся лучше, чем без звука совсем. (о звуке я напишу следующий пост, и покажу как из говна и палок сделать себе простой, но прикольный инструмент для создания музыки во время людума)


* Не пытайтесь объять необъятное. Времени всего 48 часов, и мало просто написать рабочий прототип. Нужно чтоб он был играбельным! Поэтому игры с развитым сюжетом лучше не писать. Делайте чтонибудь быстрое-аркадное. Народ такое любит


* На сайте LD есть раздел с инструментами для разработчиков, там есть почти всё что нужно для разработки, да и вообще просто полезных штук. Не пренебрегайте! вот ссылка:

http://ludumdare.com/compo/tools


* Заранее спланируйте эти два дня и попросите родню/друзей вам не мешать. Не надейтесь на то что они сами всё поймут. Предупредите заранее.


* Не забывайте спать. Есть большой соблазн в первый день поработать до упора. Не стоит этого делать. Лучше выспитесь, а до упора будете работать перед дедлайном. Это неизбежно в любом случае, такчто лучше выспаться :)


* Не сдавайтесь!


Эпилог


Вообще, LD- замечательная штука. Иногда за 48 часов можно сделать столько, что в обычных условиях обычно делается за месяц :) Так что это, можно сказать, идеальный «инструмент» для разработки прототипов. Делаете играбельный прототип на LD, а потом спокойно допиливаете его себе дальше, получая готовый продукт, который будете запускать самостоятельно (+ уже имеете небольшую базу и отзывы игроков ;))

Показать полностью 3
69

Небольшая игра по вселенной ведьмака.

Привет всем!

Недавно я делал на один из игровых конкурсов небольшую игру по ведьмаку.

Хочу узнать мнение сообщества, стоит доделывать до релизного состояния, или ну его нафиг?

Вот ссылка на геймплейное видео (не могу вставить в пост само видео, не хватает рейтинга),

https://youtu.be/VeYTe-9IFHY

8

Я придумал новый способ мучать школьников математикой!

Привет всем, я буквально на днях довёл таки до ума свой новый, няшный мучитель младших школьников!

Вообще, это смесь мечты каждого школьника под названием "дитятко моё, давай ка лучше пройди пару уровней в своей игре вместо уроков" и действительно полезной нагрузки.

Помогает в игровой форме подтягивать сложение в уме от 1 до 100 с определённой долей эстетического удовольствия.

Именно после того, как я её написал, я с чистой совестью могу дочери сказать "Иди, поиграй немножко, как покажешь мне результат больше 50-ти, можешь идти заниматься своими делами"

Я придумал новый способ мучать школьников математикой! Игры, Обучение, Математика, Android, Мобильные игры, Дети, Школа, Учеба, Гифка

Изначально я его писал для дочери, чтоб не тупо пялилась в телефон, пока мы едем куда нибудь, а проводила время с пользой, и подтягивала математику. Но она уже немного переросла этот этап, и чтоб добро не пропадало, теперь вот выкладываю на всеобщее обозрение.

В игре есть только русский язык, уж простите, если кому это неудобно.


Вот ссылка на игру в ГуглМаркете (она бесплатая, и не сильно большая)

https://play.google.com/store/apps/details?id=air.ru.sublust...


и QR код, для тех кто понимает ;)

Я придумал новый способ мучать школьников математикой! Игры, Обучение, Математика, Android, Мобильные игры, Дети, Школа, Учеба, Гифка
-7

О пошлостях, сортирном юморе и двойных стандартах

Привет друзья (я хочу чтоб все были друзьями, уж не обессудьте)

Думаю, каждый из нас хоть раз мечтал о чём то пошлом, я прав? И пусть допустимый объём пошлости которую способно представить для своего удовольствия наше подсознание разнится на порядки, но важен сам факт. И не важно какие мы хорошие для окружающих, иногда хочется отколоть чтото этакое, чтоб потом было о чём вспоминать, слегка розовея, по дороге домой длинными тёмными вечерами.

Так вот. Я пишу небольшие игры для людей разного возраста, имеющих смартфоны под управлением Андроид, и дело вроде весёлое, но както постоянно коробит меня от слащавости жанра. Куда ни плюнь, кругом игры про конфетки, желейки, розовых пони и пушистых котяток, которые даже естественные потребности справлять готовы карамельками и пукать при этом бабочками.. прям смотреть тошнит. Нет в этом гламурно-благоухающем игрушечном королевстве ничего задушевно-пошловатенького, чтоб можно было хихикнуть, и спрятать экран мобильника от детишек.. печаль мрям какаято, никаких интриг.
И вот.. я задумал эту несправедливость исправить. И создал замечательный игровой проект про космодесантника прибывшего на планету захваченую амазонками с целью принуждения оных к миру. любви и согласию. Любовно отрисовал сцены "принуждения к миру", даже слегка озвучил, и начал готовиться к вынесению на суд общественности. И тут случилось страшное.. Оказывается, в нашем демократическом обществе со всяческими свободами воли и самовыражения, нельзя выпускать на рынок игры про совокупляющихся человечков.. запрещено, понимаетели, это когото сильно оскорбляет.... игры про раздавливание насекомых пальцем по столу, или распиливанию пилой детишек размещать можно, а про секс нельзя.. Даже несмотря на то, что он и в комичном рисованом виде представлен.. Печаль да и только..
Проект был отложен в долгий ящик, но чтоб он не пропал просто так, я выдрал некоторые более менее пристойные с точки зрения цензоров кусочки игры, и оформил их как самостоятельные небольшие проекты.
Итак, встречайте, часть первая, игра про жопу (да, про жопу пока можно игры публиковать, не запретили ещё :))
Называется сиё чудо AssGuard - мини игра про защиту задницы любимой амазонки от комаров.. управляем лазерными дронами, и не даём им закусать любимую попу до покраснения :)
Олдскул, милый саундрек, немного пошлятинки, и конечно, кусочек моей души.
Давайте хоть немного подвинем гламур и улыбнёмся простому незамысловатому сортирному юмору :)
ссылка на гуглПлей:
https://play.google.com/store/apps/details?id=air.ru.sublustris.assguard
Гордые владельцы НокийХ могут найти игру на Яндекс.store по названию
ну, и для тех кто умеет пользоваться, и знает что это такое, вот QR код со ссылкой на игру
http://sublustris.ru/games/assguard/qr-code-assguard_big.gif
Буду рад любым комментариям, пожеланиям и предложениям по развитию жанра :)

Показать полностью

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О клееном брусе для строительства домов ходят легенды. Кто-то считает, что дом из такого дерева «не дышит», кто-то — что прочнее материала не сыскать. Ниже история записана со слов Михаила, который построил себе дом из клееного бруса через компанию АПС ДСК. Он делится инсайтами про стройку и дает советы, как не пролететь на дорогом, но любимом многими стеновом материале.


Из чего делать стены для жилья — это практически религия. Кого-то здесь убеждать и спорить — обогревать космос. Я в строительном бизнесе уже 14 лет. И три года назад, изучив все про клееный брус, заказал себе дом именно из него. Вот вам краткая анатомия этого материала и мой опыт работы с ним, а дальше решайте сами, надо оно вам или нет.

Забудьте про «сэкономить»


Хороший брус действительно стоит денег. С самого начала примите это. Цены начинаются от 25 000 рублей за кубометр. У «Слонов» (АПС ДСК) брус мне обошелся в 28 000 рублей. Еще и 4 месяца пришлось ждать в очереди, чтобы взять именно с их завода.


Квадратный метр двухэтажного дома в Подмосковье (под ключ, с сантехникой, заходи – и живи), если заказывать его в строительной конторе, обойдется в среднем в 45-60 000 рублей за квадратный метр. У меня вышло с отделкой ровно 50 000 рублей. Тепловой контур (фундамент, стены, крыша, окна) 27 500 р. за кв. м. Если вам где-то предлагают сильно дешевле — не ведитесь. Наверняка есть подводные камни.


Весь дом мне встал в 8 000 000 рублей. Это заезжай и живи.


Накопите деньги на предоплату. Сумма нужна немаленькая, потому что придется выкупить брус, который нарежут на весь ваш дом. Хранить его долго нельзя, надо сразу строить. Причем долго — это больше недели. Брус должен быть защищен от влаги и вредителей, но при этом к нему нельзя перекрывать доступ воздуха. В общем, сложно.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Совет №1. Выберите подходящий проект или хотя бы фото из интернета с желаемым домом и отдайте его вместе с размерами на просчет в две-три компании. Сравните их предложения по простому чек-листу.


1. Тип фундамента, почему такой выбран. Какая отделка цоколя. Какой пол. Если он на лагах — какой они толщины и с каким шагом. Если тонкие и мало — пол будет как батут.

2. Сколько всего бруса. Если в разных конторах цифра разная, вопрос: а за счет чего сокращают или увеличивают количество высоты потолков, материала внутренних стен?

3. Утепление кровли. Какая пароизоляция и ветрозащита. На качестве пленки экономить нельзя. И упаси вас господь от неумелых строителей, которые мало того, что плохо ее проклеивают, так еще и кладут не той стороной.

4. Стеклопакеты — сколько камер, из чего рамка. У пластиковых меньше теплопроводность. Применяются ли скользящие крепления оконных и дверных коробок.

5. Шлифовка стен, тонировка, антисептик, огнезащита.

6. Инженерка. Первым делом — какое отопление.


Вот минимум позиций, по которым нужно сравнивать предложения строительных компаний. Посмотрите цены и параметры, погуглите нюансы и посоветуйтесь со знающими людьми, если есть возможность.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие риски у работы с клееным брусом


Раньше пролететь с клееным брусом можно было легко. Человеку строили дом, внешне он был как пряник, а через год все расклеивалось и шло винтом. В последнее же время качество бруса выровнялось, хотя за Уралом брак еще встречается. Совсем уж плохой материал продают неадекватно дешево. Скупой платит дважды, а в случае с домом это большие деньги, ошибаться нельзя.


Качество клееного бруса по виду определить сложно. Цепочка производства у него длинная, на каждой стадии можно нахимичить. Могли на внутренние ламели пустить доску какую попало: трухлявую, с дефектом, даже ель под видом сосны. Могли доски взять слишком разной влажности или просто сырые. Чем сырее, тем сильнее ваш дом потрескается от усушки. Молчу уже про схему, когда грузят материал так, что сверху и по бокам брус, как себе бы брали, а внутри паллеты — самая что ни на есть труха.


Некоторые продают под видом добротных пород сущую ерунду. Ангарская и архангельская сосны ценятся в строительстве, потому что структура у них лучше. Деревья растут севернее, и дома из них прочнее получаются. Но ангарской сосны столько не рубили, сколько из нее строили. Часто суют что-нибудь поюжнее и пожиже, а цену ломят.


Совет №2. Берите клееный брус с предприятий, у которых есть история и репутация. Узнайте про производство — где, что, как, откуда лес, какой клей.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О нюансах теплоизоляции


Поставщики вам расскажут, что теплозащита у дерева поперек волокон даже лучше, чем у газобетона. Но сруб есть сруб, он будет студить по углам. А если поведет геометрию — так и между брусьями. Но если брус хороший и все по технологии — будьте спокойны. Двухсотого (толщиной 200 мм) вам хватит, чтобы зимовать с комфортом.


Совет №3. Особенно тем, кто не в теме и хочет отдать все «на откуп профессионалам». Не хотите сюрпризов — придется вникнуть, хотя бы базово. Иначе или смета раздуется ближе к стройке, или вылезут ошибки — замучаетесь переделывать..

Со «Слонами» мне особо вникать в план стройки не пришлось. Менеджеры сразу расписали все плюсы и возможные риски, проконсультировали в нескольких смежных вопросах. Как по мне, это правильно.


Обязательно поинтересуйтесь, как обстоят дела с организацией стройплощадки: есть ли биотуалеты, бытовка и так далее. А то после новоселья еще несколько месяцев будете мусор разгребать.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О сложностях с геометрией


Каким бы качественным ни был брус, это все же дерево. Оно сохнет, мокнет, сужается и расширяется. А значит «гуляет». Причем влажность меняется неравномерно. Внутри, на солнце и зимой — меньше, снаружи, в тени и летом — больше. Деформаций не избежать, вопрос лишь в качестве бруса и пряморукости тех, кто собирал коробку. В первую зиму, помолясь, начинайте топить. Сруб будет потрескивать, это нормально.


Венцы — конструкции из одного ряда брусьев, уложенных перпендикулярно друг другу — по всей высоте сруба пронизаны металлическими стержнями на 40 мм, по две на стену. Когда сруб собран, гайки на них протягивают специальными домкратами и приотпускают — чтобы дать небольшую свободу для колебаний. Соответственно, ничего не должно сковывать этих колебаний — ни оконные или дверные коробки, ни отсутствие специальных зазоров — даже лестницу рекомендуется крепить независимо или устанавливать ее уже на этапе финишной отделки. А иначе могут быть трещины в стенах — я видел такие с ладонь толщиной.


Тех, с кем я строил, на всякий случай перепроверил, съездил на их объекты, навел справки по клиентам, узнал, что к качеству сборки нареканий нет. Соберетесь строить — советую сделать то же самое.


Еще несколько важных моментов
1. На брусе могут появляться маленькие трещинки — это нормально. Все равно усадка будет 1-2%.
2. Зимой дом из бруса придется топить чаще, по сравнению с домом из того же утепленного газобетона.
3. Со временем наружный лак отобьется дождем и выгорит на солнце. Покрывать заново нужно будет через 6-8 лет.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие плюсы у клееного бруса


Стройка дома из клееного бруса вам сейчас кажется той еще проблемой, но я объясню, почему все же выбрал его. Главное, понятно: дерево — это жизнь, в таком доме есть душа. Тут и спится, и дышится по-другому. Попробуйте как-нибудь, поживите — в каменный мешок обратно не захочется.


Главная фишка — дом собирается быстро, буквально за пару месяцев, как из лего. Заехал и живи. Плюсом экономия времени и денег на отделке. Мокрые процессы заканчиваются на стадии фундамента, никакой грязи на площадке. «Слоны» собрали мне коробку за месяц — все быстро, аккуратно. Дальше дело за малым оставалось.


Клееный брус — вариант не для всех, но кто подошел осознанно, не пожалеет. Главное — не берите лишь бы дешевле и не стройте с кем попало. Как учил меня один состоятельный дружище: можно завести собаку не такую породистую, взять отель звездой ниже, вместо ресторана сходить в столовку. Но когда строишь свое жилье, мелочиться нельзя — из кожи вылезь, но сделай нормально.


И последний совет. Контролируйте стройку на каждом этапе. Хоть у ребят и стояли веб-камеры на объекте, я старался приезжать на площадку минимум раз в неделю. Так спокойнее. Сами не шарите — приглашайте независимых спецов. Но помните, стройки совсем без проблем не бывает. Главное, как ваш застройщик на них реагирует и решает.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Когда строили мой дом, не угадали с погодой. Свежая биозащита пошла потеками. Но технадзор подрядчика отработал, вовремя засекли проблему и все поправили. В остальном все прошло гладко. Я со своим опытом не лезть не мог, но ребята прислушивались. А если не согласны были, аргументировали, чем их решение лучше для проекта.


Дом закончили за 5 месяцев. Еще примерно столько же ушло на обустройство и отделку. За все время я ни разу не пожалел о решении строить из клееного бруса.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Три причины строить дом через АПС ДСК


Во-первых, после того, как внес предоплату — смета не растет, даже если дорожают стройматериалы. Например, контракт заключили зимой, в смете «зимние» цены, а закупка начинается уже по «летним». Бетон может быть вдвое дороже, но клиента это не коснется.


Во-вторых, у компании свое производство клееного бруса и работают они уже 12 лет. Весь процесс от доски на входе до дома на выходе они контролируют сами. Используют финский клей Kiilto и постоянно у финнов учатся.


В-третьих, в течение всей стройки на объекте работает внутренний технадзор. В чек-листе у проверяющего 96 параметров, и все они отражаются на зарплате исполнителей. Плюс к этому — на стройплощадке порядок. Все строго по технике безопасности и оборудовано.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост
Подробнее о строительстве деревянных домов из клееного бруса по доступным ценам читайте на сайте, а также в инстаграм-аккаунте главного «Слона». В копилке компании двухэтажные дома и жилье в стиле hi-tech или классическом стиле.
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!