LKamrad

LKamrad

История, археология и не только — интересно, увлекательно, доступно! Личный блог автора: https://vk.com/lkamrad Телеграм канал автора: https://t.me/popscienceru
Пикабушник
Evgenya13 PivoVodkaOgurtsy
PivoVodkaOgurtsy и еще 215 донатеров
поставил 17605 плюсов и 8335 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
За неравнодушие к судьбе Пикабуболее 10000 подписчиковИсторические расследования
659К рейтинг 27К подписчиков 17 подписок 360 постов 283 в горячем
Лига авторов

Ученые воссоздали лицо 16-летней девушки, похороненной в VII веке рядом с Кембриджем (Англия) в своей кровати

В начале 2018 году первым в рунете опубликовал новость об этой находке в публикации Юная девушка-аристократка. Удивительный крест. Серия "Мумии и скелеты", закончив ее словами: "а мы с вами будем ждать более подробных новостей об этом захоронении". Прошло пять с половиной лет и пришло время поделиться с вами результатами исследований археологов.

Захоронение обнаружили в 2012 году на южной окраине Кембриджа. Внешность девушки реконструировал судебно-медицинский эксперт Хью Моррисон. Анализ ДНК провести пока не удалось, потому настоящий цвет ее волос и глаз неизвестен, но черты лица девушки вполне реальны: так ее левый глаз был немного ниже правого, и при жизни это было заметно.

Ученые воссоздали лицо 16-летней девушки, похороненной в VII веке рядом с Кембриджем (Англия) в своей кровати Научпоп, Археология, История (наука), Исследования, Длиннопост

Изотопный анализ костей и зубов показал, что она переехала в Англию из южной Германии (недалеко от Альп), когда ей исполнилось семь лет. После прибытия в Англию, доля животного белка в ее рационе заметно уменьшилась. Причину смерти по костям установить не удалось. Похоронили девушку на деревянной кровати в дорогой одежде, заколотой золотыми булавками. Изящные золотые булавки с головками из граната, соединенные золотой цепочкой, были найдены у нее на шее.

Ученые воссоздали лицо 16-летней девушки, похороненной в VII веке рядом с Кембриджем (Англия) в своей кровати Научпоп, Археология, История (наука), Исследования, Длиннопост
Ученые воссоздали лицо 16-летней девушки, похороненной в VII веке рядом с Кембриджем (Англия) в своей кровати Научпоп, Археология, История (наука), Исследования, Длиннопост

Ее великолепный крест сделан во второй половиной VII века. Это один из пяти англосаксонских крестов той эпохи, когда-либо найденных. Девушка принадлежала к числу самых ранних христиан одной из самых знатных семей Англии, возможно, даже королевской.

Ученые воссоздали лицо 16-летней девушки, похороненной в VII веке рядом с Кембриджем (Англия) в своей кровати Научпоп, Археология, История (наука), Исследования, Длиннопост

Археолог Сэм Леггетт из Эдинбургского университета, проводивший исследование останков девушки, сообщил:
«Она, должно быть, знала, как она важна, и ей приходилось нести это на своих плечах. Результаты изотопного анализа ее костей совпадают с данными двух других женщин, которые были похоронены на кроватях в то же время в Кембриджшире. Таким образом, она, скорее всего, была частью группы женщин, которые прибыли из континентальной Европы, но кто они — остается загадкой. Были ли они политическими невестами или, возможно, невестами Христа (монахинями)?»

По материалам издания ЕurekАlert.

С вами был как всегда ваш старый знакомый Лысый Камрад.

А теперь позвольте представить авторов вам, чьи публикации интересны читателям, но также как и мои странным образом перестали попадать в Горячее, а потому стали недоступны для большинства пикабушников: @AlexRadio, @DoktorLobanov, @SallyKS, @MamaLada. Они пишут на разные темы, их стиль совершенно точно непохож друг на друга, но, возможно, именно этим они вас и заинтересуют.

И на всякий случай, если вы не знаете, где меня искать: вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге.

Показать полностью 4
Лига авторов

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост

«Фрагмент лица царицы». Вечная красота из древнего Египта. Царственный портрет, искусно вырезанный мастером из желтой яшмы и отполированный до зеркального блеска почти 34 века назад. Новое царство, 18 династия, правление фараона Аменхотепа III или его сына Эхнатона, ок. 1390-1336 гг. до н.э.

Рассмотрим получше (фото кликабельны).

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост
Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Размеры: высота — 13 см; ширина — 12,5 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

На задней части видны остатки паза, который подходил к шипу, отходящему от тела статуи, возможно, из египетского алебастра для изображения белой одежды.

Увы, сама царица, не может быть точно идентифицирована. Историки считают, что эта могла быть царица Тия, юная Нефертити или одна из жен фараона Эхнатона — Кия.

Кто-то скажет, что это не может быть Нефертити, ведь у нее не такие пухлые губы!

Но если мы посмотрим кварцитовую головку «юной Нефертити»...

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Египетский музей, Берлин

... то увидим определенное сходство.

А вот и сама царица Тия -- жена Аменхотепа III.

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Египетский музей, Берлин

Как мне кажется, наименее вероятный вариант. Хотя губы пухлые, но их форма не слишком похожа.

Но что же с царицей Кией? От нее осталось меньше всего изображений. Одни из них -- алебастровые крышки каноп с ее именем.

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Хм, тут губы сложно рассмотреть, поищем другие фотографии.

Вот, кстати, другая крышка (всего их три).

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост
Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Не знаю как вам, но как по мне, .юная Кийя явно наиболее подходящая кандидатура. Кстати, она не была Великой женой царя и она, практически, нигде не изображалась в короне с царскими уреями, но зато у нее был титул «Великой любимой жены царя», видимо, Эхнатон на самом деле очень ее любил.

А нам с вами осталось завершить рассказ и кинуть напоследок взгляд на те самые губы, которые так любил фараон-реформатор...

Загадка «фрагмента лица царицы». Красота сквозь тысячелетия Древний Египет, Археология, История (наука), Научпоп, Длиннопост

С вами был как всегда ваш старый знакомый Лысый Камрад.

А теперь позвольте представить авторов вам, чьи публикации интересны читателям, но также как и мои странным образом перестали попадать в Горячее, а потому стали недоступны для большинства пикабушников: @AlexRadio, @DoktorLobanov, @SallyKS. Они пишут на разные темы, их стиль совершенно точно непохож друг на друга, но, возможно, именно этим они вас и заинтересуют.

И на всякий случай, если вы не знаете, где меня искать: вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге.

Показать полностью 8
Лига авторов

Cмерти нет

Посвящается памяти тех, кто не вернулся.

... и тех, кто их ждал.

Cмерти нет Авторский рассказ, Длиннопост, 22 июня

«Вот ведь придумала, глупый рыжик, слезы лить по живому. Правду мне говорили, рыжие – глупые. Вернусь я, обязательно вернусь. По другому быть не может. Я же пообещал тебе. Смерти нет, Иришка. Не для нас. Мы с тобой еще вместе состаримся. Лет через 50 ты будешь подтрунивать над моей лысиной и сердиться на мою забывчивость, а я – всегда буду говорить тебе, что ты ни капли не изменилась.

Все мне пора, целую, твой Леша. Напишу сразу как смогу.

10.12.1941»


Не смог. Это было последнее письмо. Через два месяца пришла похоронка, но Ира ее так никогда не видела.

В тот день она прибежала к матери Алексея Ольге Ивановне. В комнате было тихо, слышно было как тикают часы на стене. Ольга Ивановна сидела прямо на стуле, сжав смятый листок в руке. Ее потемневшие впавшие глаза были сухи.

«Не верь, Ирочка, я знаю он жив. Материнское сердце не обмануть. Он вернется».

И Ира не поверила похоронке. Стала ждать Лешу вместе с Ольгой Ивановной.

Закончилась война.

Летом сорок пятого года Ольга Ивановна вытащила из чемодана костюм Алексея с выпускного, погладила все его рубашки и повесила в шкаф. Купила четвертинку водки, выменяла на вещевом рынке американские консервы.

«Что же, придет Алексей, а у меня дома шаром покати, нечего на стол накрыть? Ну уж нет».

Пролетел сорок пятый, сорок шестой, сорок седьмой… В начале 50-х Ира тихонько выбросила старые американские консервы, заменив их на наши. Ольга Ивановна подмены не заметила, да и слаба стала зрением. Она уже вышла на пенсию и вечерами часто сидела у окна, высматривая сына.

Так и умерла у окна, врачи сказали – сердце отказало. Соседи, зная, как Ира ухаживала за Ольгой Ивановной, предложили забрать ее вещи. Она взяла только костюм Алексея, его рубашки и ту самую четвертинку водки.

Шли годы, пролетали десятилетия шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые. Ушла в небытие великая страна. Промелькнули и девяностые. Для нее ничего не менялось. Ира ждала. Морщины избороздили лицо, седина сменила золото ее рыжих волос.

Последние годы здоровье Иры становилось все хуже и хуже. Она уже почти не выходила из дому.

Однажды хмурым декабрьским утром Ира достала из шкафа Лешин костюм, повесила аккуратно на спинку высокого стула. Сняла со стену его фотографию в рамочке, поставила на стол. Нарезала и положила на блюдце черного хлеба. Достала из буфета две маленькие стопки. Открыла ту самую четвертинку водки и налила стопки почти до краев. Закрыла одну из них ломтиком хлеба.

Прилегла устало на кровать, умаявшись от нехитрых хлопот.

«Ну вот и все, Лешенька. Не дождалась тебя. Скоро и мне уходить. Полежу чуток и встану, помяну тебя напоследок».

В этот момент раздалась трель квартирного звонка.

Как Ира оказалась в прихожой, она даже не поняла, словно какая-то сила подняла и принесла ее сюда. Сердце стучало, словно прямо сейчас выпрыгнет из груди. Щелкнул дверной замок и дверь открылась. На пороге с букетом цветов стоял статный седой старик с такими знакомыми до боли глазами.

- Леша, ты?!

- Узнала, рыжая! Я вернулся, Ириш. Прости, моя хорошая, что так долго шел к тебе.

**

На следующий день волонтеры развозили старикам-инвалидам продукты, а баба Ира не ответила на звонки ни в дверь, ни по телефону. Квартиру вскрывали с участковым и понятыми, вызвали скорую помощь.

Врачи не понадобились. Ира лежала на кровати с закрытыми глазами и улыбалась.

Ее здесь не было.

© Лысый Камрад

Показать полностью
Лига авторов

Драгоценная античная инталия и история императрицы великого Рима. Тайны истории с Лысым Камрадом

Перед вами инталия из голубого берилла с портретом императрицы Юлии Домны, Римская империя, ок. 200-210 годы нашей эры. Её размер всего 2,4 см, коллекция музея Метрополитен, Нью-Йорк США.

Драгоценная античная инталия  и история императрицы великого Рима. Тайны истории с Лысым Камрадом Археология, История (наука), Древний Рим, Научпоп, Длиннопост

Твердость берилла 7,5-8 по шкале Мооса (у алмаза 10), что выше чем у обычной закаленной стали. Как же его обрабатывали? Видимо в режущей части инструмента закреплялся острый кусочек кристалла, например, сапфира (твердость 9).

Так или иначе перед нами великолепный миниатюрный памятник истории, демонстрирующий искусство античного мастера-камнереза.

Но кто же такая сама Юлия Домна?

Она была женой императора Септимия Севера (193–211 гг. н. э.), матерью императора Каракаллы (211–217 гг. н. э.) и его младшего брата и соправителя Геты (211–212 гг. н. э.). Императрица приехала из Сирии и привнесла в римскую правящую элиту заметное восточное влияние. Во многом благодаря ее сирийским родственникам династия Северов смогла оставаться у власти до 235 г. н.э. Ее портрет широко копировали и распространяли в рамках пропагандистской кампании ее амбициозной семьи.

Умная, властная и красивая женщина из одной из богатейших и самых могущественных провинциальных семей Римской империи. В 187 г. н.э. она вышла замуж за легата III скифского легиона Септимия Севера, и вскоре его карьера резко пошла вверх: в 190 г. он назначен консулом, а затем после смерти императора Коммода, в смуте гражданских войн и череды императоров-временщиков сумел в 193 году стать императором, принеся мир и стабильность в Римскую империю, во многом благодаря своей жене и поддержке ее родственников. Юлия Домна всюду сопровождала мужа -- даже в военных походах, а он, в свою очередь, всегда прислушивался к ее советам.

Столько уважения и почета при жизни не получала ни одна римская императрица, кроме, возможно, Ливии Друзиллы жены императора Августа. Но вот саму ее жизнь сложно назвать счастливой.

После смерти мужа она пыталась помирить враждовавших сыновей — Каракаллу и Гету, и даже стала гарантом безопасности Геты, приехавшего на встречу для примирения с братом. Увы, Гету убили прямо на глазах матери по приказу Каракаллы.

Еще через пять лет после убийства заговорщиками императора Каракаллы Юлия Домна покончила жизнь самоубийством. Это был чисто римский способ, требующий немалого мужества и воли -- она просто перестала есть и уморила себя голодом.

... И была обожествлена после смерти.

Но судьбе показалось этого мало. Ненависть к Каракалле (поверьте, его было за что ненавидеть), а затем и к его преемнику (якобы незаконному сыну) Элагабалу привела к тому, что многие стали считать источником зла и причиной всех бедствий саму Юлию Домну. Якобы жадная до власти Юлия совратила после смерти мужа своего сына Каракаллу и правила от его имени.

У позднеантичных и средневековых авторов Юлия Домна жена императора, которая за спиной мужа расчетливо развращает его сына Каракаллу. Причем в одних версиях она его родная мать, в других -- его мачеха.

Надо ли говорить, что в обеих версиях событий нет ни грана правды, ведь после убийства Каракаллой брата Юлия отдалилась от сына, так и не простив его за это. Впрочем, в античных рассказах о тиранах инцест с матерью весьма популярный мотив, который имеет очень мало общего с действительностью.

Но кому интересна правда, ведь история о безнравственном чудовище под маской красивой женщины куда более захватывающая!

Вот такую заметку сподвигла меня написать для вас эта маленькая изящная инталия, на фото которой я наткнулся бороздя просторы мирового океана на фейсбуке.

С вами был как всегда ваш старый знакомый Лысый Камрад.

А теперь позвольте представить авторов вам, чьи публикации интересны читателям, но также как и мои странным образом перестали попадать в Горячее, а потому стали недоступны для большинства пикабушников: @AlexRadio (об экономике и, разумеется, о радио ), @DoktorLobanov (рассказы врача и писателя по совместительству), @SallyKS (душевные житейские истории, смешные и грустные). Они пишут на разные темы, их стиль совершенно точно непохож друг на друга, но, возможно, именно этим они вас и заинтересуют.

И на всякий случай, если меня вдруг забанят, а вы не знаете, где меня искать. Вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге.

Показать полностью 1
Отзывы и предложения по Пикабу

Как пикабу затыкает рот пользователю, не баня его

Да, мне вручили ачивку "За неравнодушие к судьбе Пикабу" и... закрыли моим постам выход в Горячее. Как написал 2 дня назад админ бунтарям под акком @pikabu:

Горячее - это не "заплюсованное", Горячее - это посты, популярные у пикабушников. Ну, блин, сами же пикабушники популярность постам поднимают - и сами же на эти же посты жалуются

пруф : #comment_276170609

Итак, все зависит от вас, за что вы голосуете -- то и попадает в Горячее. Так, да не так. Мой сегодняшний пост "Моменты прошлого": на момент публикации этого поста, набравший 280 плюсов и ни одного минуса, 10 тыс. просмотров, 20 комментариев... не достоин Горячего. Его там нет. Как и моего вчерашнего поста с рейтингом +768, 27К просмотров с 65 комментариев, который также оказался не достоин горячего.

Так что голосуй, не голосуй - все равно получишь хрен. Ибо лишь администрация решает, что достойно Горячего. Там сейчас 80-90% откровенного дерьма, за которое якобы так топят пользователи.

Да, сообщение о выходе постов в Горячее (обычно мне приходит в первые 5-7 минут) не было. Быстрый рост в начале (голоса подписчиков) резко тормозится почти сразу после первого получаса с момента публикации, так как пост тупо не видят -- его нет в лентах Горячего.

А кто же голосует за твои посты? -- спросят читатели, ответ -- мои подписчики, люди подписанные на сообщество, те самые 27К просмотров (25К подписаны лично на меня). Это, кстати, объясняет 280 плюсов без единого минуса у сегодняшнего моего поста.

Оттака вот к..йня малята.

Плевать им на ваши голосование. Жрите то, что они они решат.

Вот теперь улыбаемся и ждем бана. )

С вами БЫЛ Лысый Камрад (@LKamrad)

Вы не знаете, где меня искать? Вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге.

Показать полностью
Лига историков

Окно в прошлое. Древний Рим, супружеская пара, работающая вместе в мясной лавке, II век. н.э

Рельеф римской гробницы показывает нам мужа и жену в за работой в мясной лавке, ок. 140-150 гг. н.э.

Окно в  прошлое. Древний Рим, супружеская пара, работающая вместе в мясной лавке,  II век. н.э Археология, История (наука), Древний Рим, Научпоп, Длиннопост
Окно в  прошлое. Древний Рим, супружеская пара, работающая вместе в мясной лавке,  II век. н.э Археология, История (наука), Древний Рим, Научпоп, Длиннопост


В центре на стойке висит товар: голова свиньи, внутренности, свиная рулька, окорок и ребра. Сам мясник рубит мясо. Напротив него на высоком стуле восседает его жена и делает записи о расходах-доходах на восковых табличках.

Окно в  прошлое. Древний Рим, супружеская пара, работающая вместе в мясной лавке,  II век. н.э Археология, История (наука), Древний Рим, Научпоп, Длиннопост
Окно в  прошлое. Древний Рим, супружеская пара, работающая вместе в мясной лавке,  II век. н.э Археология, История (наука), Древний Рим, Научпоп, Длиннопост

Обратите внимание на весы-безмен с правого края: весы с противовесом, двигающимся на рычаге. Очень компактные и удобные. Вот вам древнеримские весы из археологическогомузея Неаполя и вполне современный вариант (начала ХХ века), не слишком отличный от римских весов на рельефе.

Окно в  прошлое. Древний Рим, супружеская пара, работающая вместе в мясной лавке,  II век. н.э Археология, История (наука), Древний Рим, Научпоп, Длиннопост


Такие надгробные рельефы стали популярными памятниками в римском обществе с начала II века н.э. Они рассказывают о честном труде и об успехе, пусть и достаточно скромном. Думаю, эти люди имели полное право гордиться им.

Размеры рельефа: высота — 38 см, длина — 103,5 см, толщина —5 см. Материал: мрамор.

Государственные художественные собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden).

Лысый Камрад (@LKamrad)

Хотите читать мои новые посты сразу, быстро и в большем количестве? Тогда вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге. Так же вы можете поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации, нажав кнопку доната под постом или по этой ссылке.

Показать полностью 4
Лига авторов

Ничто не ново под луной: жалоба брошенной жены. Новгородская берестяная грамота №9 XII века

Её нашли при раскопках в Новгороде в 1951 году, это одна из первых найденных берестяных грамот — девятая по счету. Примерная датировка по стратиграфии — середина XII века. Чтобы представить что это, сообщу: её обнаружили на глубине четыре с половиной метра в раскопе, между шестнадцатым и семнадцатым строительными ярусами. Письмо написано на кусочке бересты длиной 8 и шириной 25,5 см.

Ниже фото самой грамоты, её прорисовка и сам текст.

Ничто не ново под луной: жалоба брошенной жены. Новгородская берестяная грамота №9 XII века Археология, Великий Новгород, Научпоп, История (наука)
Ничто не ново под луной: жалоба брошенной жены. Новгородская берестяная грамота №9 XII века Археология, Великий Новгород, Научпоп, История (наука)
Ничто не ново под луной: жалоба брошенной жены. Новгородская берестяная грамота №9 XII века Археология, Великий Новгород, Научпоп, История (наука)

Перевод:

«От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним (осталось). А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Странно, что она пишет не отцу — главе семьи. Может к тому времени он уже умер? Старшего брата у Гостяты нет, и она обращается к другу отца или к его брату (дяде) за защитой? Возможно, но что дальше случилось с Гостятой, увы, мы с вами вряд ли когда-нибудь узнаем, как, впрочем, и то, получил ли Василь это письмо от неё.

Сегодня эта грамота часть коллекции Государственного Исторического музея в Москве.

Лысый Камрад (@LKamrad)

Хотите читать мои новые посты сразу, быстро и в большем количестве? Тогда вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге. Так же вы можете поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации, нажав кнопку доната под постом или по этой ссылке.

Показать полностью 2
Лига авторов
Серия Тайны истории

Загадка древнего хрустального кинжала

В начале 2020 года во многих изданиях масс-медиа появилось вот эта фотография. Сопровождающий текст гласил, что этот кинжал возрастом 4500 лет найден в неолитическом погребении на юге Испании.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Помню, как моя знакомая сказала мне, что выглядит он весьма устрашающе, особенно навершие рукояти, сделанное из челюсти. Легко, мол, представить как верховный жрец племени приносит страшную жертву богам, полоснув по горлу пленнику. На самом деле все это не более чем фантазии, не нужно быть антропологом или просто биологом, чтобы понять — это не челюсть человека или какого-то другого животного, а просто вырезанное из кости украшение.

Поиск в рунете не дал каких-то новых сведений, если не считать более точного места находки и не менее романтичного (а значит малодостоверного) описания захоронения вождя в окружении принесенных в жертву соплеменников. Причем возраст указывался уже, минимум, 5 тысяч лет (на 5 веков позже) чем в зарубежных изданиях.

Причем разница в 500 лет даже для той эпохи это очень много. В 2500 году до нашей эры, например, были уже построены великие пирамиды Гизы, а возраст 3 тысячи лет до н.э. относит нас к эпохе возникновения единого государства в древнем Египте и ко времени существования первых шумерских государств в междуречье Тигра и Ефрата. Кроме того, знакомый с историей человек укажет, что период 3000-2500 лет до н.э. относится к эпохе ранней бронзы, а не к медно-каменному веку, но вот здесь как раз никакого противоречия нет: в Испании медно-каменный век, а на Ближнем Востоке — уже ранний бронзовый. Человеческие социумы в разных регионах мира развивались по разному, отнюдь не совпадая друг с другом. Египтяне уже строили пирамиды, шумеры возводили зиккураты и городские стены своих городов, а в Европе продолжался каменный век и так будет еще не одно тысячелетие.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Схема могильника в Монтелирио

Исследование захоронений времен энеолита в местности Монтелирио в районе Валенсина де Консепсьон недалеко от Севильи (историческая провинция Андалусия в Испании) и конкретно интересующей нас могилы проводилась в 2007-2010 годах.

Назвать богатыми этими захоронения с точки зрения обывателя крайне сложно. Лишь в одной из них был найден кусочек золотой фольги. Но наша с вами гробница выделялась на этом фоне — самая большая могила с самыми впечатляющими для археологов находками.

Вот она:

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Вид раскопок строения 10042-10049 сверху

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Схема раскопок

К первой круглой камере (диаметром два с половиной метра) вел коридор длиной 13 метров и шириной 0.7 метра. В самих камерах, коридорах пол и стены были выложены плоскими сланцевыми плитами. Первая камера была ко времени находки основательно разрушена. В ней находились останки четырех человек, а также погребальная утварь, в том числе более двух тысяч бус, покрытых красной краской, 12 каменных наконечников стрел, три кремневых лезвия , части фигурок из обожженной глины, более восьмисот черепков глиняной посуды и мелкие фрагменты предметов из слоновой кости. Из этой камеры вел коридор длиной 2.5 м и шириной всего полметра во вторую и основную (?) камеру данной гробницы диаметром 2.1 м.

К радости археологов она оказалась нетронутой и сохранилась относительно хорошо. Удивительно то, что в этой камере обнаружили… два уровня, разделенных каменными сланцевыми плитами уложенными горизонтально. На нижнем уровне находилось захоронение молодого человека (возраст 17-25 лет) в позе зародыша с полным нетронутым погребальным инвентарем.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост
Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Нижний уровень второй камеры

Необработанный бивень слона лежал над головой этого человека, позади него большое керамическое блюдо, набор из 23 кремневых лезвий, многочисленные фрагментированные предметы из слоновой кости (многие украшенные, в том числе две чаши), кремневый кинжал, найденный рядом с янтарным (!) навершием и небольшой медный предмет, сильно поврежденный коррозией, форму и назначение, которого трудно определить. Все погребение покрыто красным пигментом (соединение киновари).

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Бивень слона распилен на три части, следов обработки на поверхности нет

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Резная чаша (шкатулка) из слоновой кости

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Лезвие кремневого ножа и его янтарное навершие

А мы с вами перейдем ко второму уровню этого захоронения:

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Верхний уровень второй камеры

Именно на втором уровне и нашли кинжал с лезвием из горного хрусталя. Но давайте поговорим и о других находках. Здесь было найдено несколько предметов, в том числе пять сосудов, 38 кремневых лезвий и еще 16 фрагментов других лезвий, кремневый наконечник стрелы, несколько предметов из слоновой кости, 90 бусин, скорлупа страусиного яйца и многое другое.

Среди них бросался в глаза резной искусно украшенный конец бивня.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост
Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Скорлупа страусиного яйца

Судя по богатству именно вторая камера была основной, поскольку ценных артефактов здесь было много больше чем в первой камере, где было похоронено четверо. А значит и статус этого человека был заметно выше.

А теперь подробнее о хрустальном кинжале.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Рукоять кинжала. Изначально было выдвинуто несколько версий назначения этого предмета (амулет или навершие посоха), в конечно итоге археологи согласились, что это именно рукоять от лезвия из горного хрусталя, обнаруженного рядом.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Длина лезвия 13 см, ширина 4.5 см, толщина в самом широком месте — 1.5 см. Оно до сих пор бритвенно-острое как и много тысячелетий назад. Навершие кинжала имеет восемь выступов (те самые «зубы») на передней стороне, а на задней стороне — 14 отверстий по краю.

Но вот о чем не писали в масс-изданиях — рядом были найдены ножны, сделанные так же из резной пластины слоновой кости!

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост
Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Она так же весьма фрагментирована, но при сборе ножны оказались идеально подходящими к кинжалу. Судя по отверстиям по краю пластин — передняя часть ножен была сделана из кожи и пришнуровывалась бечевкой к пластине.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Вот так мог выглядеть нож с хрустальным лезвием на груди владельца:

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Безусловно этот кинжал был абсолютно статусной вещью нежели инструментом, которым пользовались в быту.

Так кто же был его владелец — вождь племени или верховный жрец?

Скорее всего, ни то, ни другое. Почему же? Постараюсь ответить вам чуть позже.

А сейчас очень другой очень важный вопрос — датировка гробницы, останков и артефактов. Археологи использовали стандартную процедуру — они послали образцы в центр датирования Университета Фридриха-Александра в Эрланген-Нюрнберге (Германия) для проведения радиоуглеродного анализа. Это были кусочки слоновой кости взятые из захоронений первой и второй камеры; образцы, взятые из костей молодого человека из второй камеры; последний образец — фрагмент ножен.

Первые же результаты неожиданно показали значительный разброс по датам. К сожалению, человеческие останки были настолько повреждены и загрязнены, что провести достоверный анализ по ним не оказалось возможным.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Датировка по изотопу С14 артефактов из второй (основной) камеры

Единственная дата, которую можно уверено отнести к медно-каменному веку — это результат анализа рукояти (эфеса) кинжала — XXVI-XXII века до нашей эры. Остальные даты заведомо неверные, поскольку явно не совпадают с общей датировкой захоронений Монтелирио (похоже сказалось загрязнение образцов грунтовыми водами).

А вот два артефакта из первой камеры (с 4 скелетами) дали возраст заметно старше — в 3007-2779гг. и 2880-2629 гг до н.э., то есть от на 5-6 и, минимум, на 2 века старше первой камеры

Известие об этих результатах вызвало бурную дискуссию среди археологов, связанную с датировкой гробницы (ведь радиоуглерод далеко не единственный метод датировки, так же можно датировать и по керамике). В итоге договорились датировать захоронение в первой камере XXV веком до н.э. Впрочем, дата может подкорректированы в будущем как в большую так и в меньшую сторону.

Как же быть в этом случае с еще более древним, как оказалось, захоронением в первой камере? Возможно гробница использовалась для захоронений в течение нескольких веков. В этом ничего странного нет, подобные традиции есть и в других культурах.

Теперь мы знаем, что похороненные в первой камере люди не имели прямого отношения к захоронению молодого человека, а значит с версией гробницей могущественного вождя или шамана с человеческими жертвами, нам придется расстаться.

Кто-то скажет, что и богатство основного погребения достаточно условно — ни тебе золота, серебра, драгоценных камней и бронзы, лишь жалкий кусочек медяшки, мутный кусочек янтаря, некое количество слоновой кости, страусиное яйцо, да наш хрустальный кинжал. Ну никак не тянет это на несметные сокровища!

А вот здесь с вами категорически не соглашусь.

Даже у ледяного человека Этци (найденного в Альпах) был медный топор, а ведь его возраст — 5300 лет. Но боюсь, если бы его похоронили, вряд ли этот топор положили ему в могилу. Он сохранился лишь потому, что его владелец погиб в снегу высоко в горах. Дело в том, что медь хоть в те времена и была дорога, но использовалась сугубо утилитарно, как материал для инструментов — прежде всего топоров и игл. Сломанный медный инструмент можно переплавить в отличие от каменного и использовать снова, но при том нам стоит помнить, что тот же хороший кремневый нож был куда острее и практичней сделанного из меди.

Почему же из меди не делали украшений, ведь медь так ярко блестит на солнце?

Блестит, но недолго, медь очень быстро покрывается темными окислами. Кроме того, при контакте с телом те же окислы вызывают раздражение кожи и оставляют зеленые пятна. Не годится медь для украшений, в отличие от золота и серебра. Потому признаком достатка (статуса) медь так и не стала, в отличие, например, от той же бронзы — куда более прочной и устойчивой к коррозии (и более дорогой, разумеется).

Но самое главное в другом: страусов и слонов в Испании отродясь не было, впрочем как и янтаря, а ближайшее месторождение хрусталя находится от Монтелирио более чем в двухстах километрах.

Человек похороненный во второй камере по местным меркам был не просто богат, а очень и очень богат.

Изделия из слоновой кости ранее находили и в других погребениях Монтелирио, но такого количества не было нигде! Если просуммировать по весу, то слоновой кости в этой гробнице больше чем во всех остальных (54% от найденных от всех найденных в этой местности).

Дальше больше, анализ слоновой кости показал, что, по крайней мере, половина слоновой кости принадлежит не африканским, а азиатским слонам! Если Африка относительно близко, то до Азии от Испании тысячи и тысячи километров.

Янтарь же с большой вероятностью завезен из Сицилии.

Что же у нас получается? Четыре с половиной тысячи лет назад община из Валенсины де Консепсьон и человек, погребенный здесь, имели торговые связи (пусть не прямые, а косвенные) за сотни и тысячи километров от Испании. Представьте, это было почти пять с тысяч лет назад, и уже тогда наш мир был достаточно связным, чтобы какие-то ценные материалы везли за тысячи километров.

Загадка древнего хрустального кинжала Археология, Научпоп, История (наука), Неолит, Интересное, Длиннопост

Так кто же он — загадочный владелец статусного хрустального кинжала?

Подсказка, как мне кажется, в том самом массивном необработанном бивне у головы молодого человека в погребении. Он разрезан на три части, подготовлен для работы резчика, но из него так ничего и не сделали. Во всех других захоронениях находки слоновой кости — это уже части готовых изделий.

Вы уже догадались?

Вариантов всего два: перед нами богатый торговец слоновой костью или не менее уважаемый общиной мастер-резчик из той же слоновой кости.

Объяснить иначе такое количество статусного и дорогого материала, причем частично необработанного, было бы сложно.

Вот такая интересная история стоит за кинжалом с лезвием из горного хрусталя из далекого прошлого.

С вами был сегодня ваш старый знакомый Лысый Камрад(@LKamrad).

Хотите читать мои новые посты сразу, быстро и в большем количестве? Тогда вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге. Так же вы можете поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации, нажав кнопку доната под постом или по этой ссылке.

Показать полностью 19
Отличная работа, все прочитано!