Маркировка звонков и навязывание услуг
Весной 2025 года были приняты поправки, в том числе в закон "О Связи" , которые подразумевают обязательную маркировку звонков от юрлиц, я тогда почитал, понял, что обязывают операторов и успокоился, тем более, что с физлицами наша организация не работает.
Но как оказалось ОПСоСы решили повернуть ситуацию себе в прибыль. И начали тупо подключать платную услугу маркировки, без желания и без согласия клиента. Конкретно отличился Мегафон (Билайн и МТС публиковали сообщения, но по факту пока не делали)
Далее общение с Мегафоном.
На вопрос на каком основании подключена услуга:
"Здравствуйте! С 01.09.2025 передача информации об абоненте - ИП или ЮЛ на абонентское устройство вызываемого абонента становится обязательной.Это обусловлено изменениями в Федеральном законе «О связи» № 126-ФЗ и принятием Постановления Правительства РФ № 1300 от 28.08.2025, согласно которым информация об инициаторе телефонного вызова передается на абонентское устройство на основании договора об отображении такой информации. В МегаФоне отображаем такую информацию в рамках услуги «Визитка».. Благодарим за обращение!"
Хотя, никакого договора и согласия не было, только письмо на email. Потому попросил предоставить копию этого договора и согласие, получаю ответ:
Здравствуйте. Услуга «Визитка» подключена на всех ваших номерах из-за изменений в Федеральном законе «О связи» № 126-ФЗ и принятия Постановления Правительства РФ № 1300 от 28 августа 2025 года, которые требуют передачи информации об инициаторе звонка на телефон абонента на основании соответствующего договора. При отключении услуги владельцем номера Оператор вправе заблокировать звонок или переадресовать его на голосовую почту для соблюдения требований законодательства РФ. Напоминаем, что на номерах, где услуга была подключена ранее, с 1 октября 2025 года изменится плата. Подробнее об услуге и её актуальной стоимости: https://moscow.megafon.ru/corporate/services/vizitka Как отключить услугу «Визитка»: 1. Скачайте из вложения к письму бланк заявления, заполните и подпишите его уполномоченным лицом организации-владельца номера. 2. Направьте его скан через Личный кабинет корпоративного клиента: https://b2blk.megafon.ru/soho/login
Я ответил следующим:
Обращаю ваше внимание, что услуга была подключена оператором самовольно без согласия абонента и заключения договора как того требует Постановление Правительства РФ № 1300 от 28 августа 2025 года, кроме того обращаю внимание что в Федеральном законе «О связи» № 126-ФЗ говорится об обязанности оператора передавать данные, но нет обязательств абонента. Оператор не имеет права перекладывать решение своих непосредственных обязанностей по соблюдению законов РФ, на абонента либо иное лицо.
"При отключении услуги владельцем номера Оператор вправе заблокировать звонок или переадресовать его на голосовую почту для соблюдения требований законодательства РФ."
Прошу указать конкретную норму закона для данных действий. Напомню, что обусловленность обязательности приобретения одних услуг обязательным приобретением иных услуг является навязыванием. Учитывая отсутствие письменного согласия абонента, явно проявлено нарушение статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с учетом изменений Федерального закона от 07.04.2025 № 69-ФЗ)
Таким образом прошу признать неправомерным самовольное подключение, без согласия абонента услуги "визитка", отключить и сделать перерасчёт неправомерно насчитанного.
Вот скажите, я что-то не понимаю или они совсем в край охренели? У оператора есть обязанность перед законом, с какого хрена её должен исполнять абонент? Может ещё и зарплату сотрудникам оператора нужно платить? Платная поддержка и тд.
P.S. Ну и вишенка - Оператор не гарантирует, что сможет промаркировать звонок, и насчитает свои 30 копеек даже если звонок вообще не состоялся.
Дополнение. Вот ответ:
Приносим извинения за доставленные неудобства. Отключение производится по заявлению от клиента. Список номеров, на которых нужно отключить услугу, можно перечислить после пункта 3. Ожидаем заполненный документ и подписанный.
Как мне кажется, они хотят заявление об отключении как признание получения услуг? А то подключить без заявления они могут, а отключить никак?
Ответил так:
Нет, я не прошу отключить услугу (что подразумевает согласие на её подключение ранее и согласие с начислениями), я прошу аннулировать неправомерное её подключение с отменой начислений в соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Соответственно требуется это сделать для всех номеров по которым ПАО "Мегафон" совершило самовольное подключение услуги.
Ждём, что будет дальше.


