Dr.Vladson

пикабушник
поставил 683 плюса и 54 минуса
проголосовал за 0 редактирований
1355 рейтинг 408 комментариев 1 пост 1 в "горячем"
216

Про десантников

День ВДВ прошел, но расскажу ка я свою историю о десантниках. Это мой первый пост, да и к тому же чукча не очень то писатель, так что прошу сильно не пинать :) Дальше будет много текста. И да, запятые - по вкусу! :)


Итак, зима 87 года, я служу в 10 СКА ЗакВО, сборная команда округа по альпинизму (под руководством Л.А.Саркисова). В одну прекрасную ночь, нас поднимают по тревоге, говорят забирайте всякие ваши там альпинистские причиндалы и на погрузку, вы нужны. Куда и для чего нужны - в армии объяснять не принято. В принципе, для нас ничего необычного, альпинисты по своей специфике всегда активно привлекались как спасатели. Это там если бы каких нибудь гимнастов или футболистов подняли ночью по тревоге Родину спасать — они бы офигели. А для альпинистов это нормально. (тут должен быть машущий смайлик коллегам по СКА) Так что мы спокойненько собрались, получили со склада хавчик, покидали снарягу в грузовик, оделись потеплее и поехали в неизвестность.


Прибыли мы в афганскую учебку. И тут то выяснилось что нас там не на спасработы собрали, а на обучение офицерского состава как правильно по горам шастать, чтобы ничего себе не свернуть и никуда не усвистеть. Как нам скупо пояснили - в Афгане произошло ЧП, мол побился народ на обледеневших склонах, по этому мудрое высокое начальство приняло решение по быстрому выдернуть командиров подразделений и за пару недель их обучить. Ну чтобы больше такой фигни не было. За пару недель, ага :)

Нас выбрали просто потому, что мы на тот момент были чемпионами СССР и Вооруженных сил по альпинизму. Начальство спросило - кто там у нас лучшие? Эти? Быстро их сюда! Вот так мы в роли инструкторов горной подготовки и оказались.


Нас всех раскидали по группам офицеров в 12-15 человек, у меня были мотострелки, войсковая разведка и три человека из спецназа ВДВ, в званиях от лейтенанта до майора. Сам учебный процесс малоинтересен, разумеется у нас никаких готовых учебных планов не было, сочинили за вечер на коленке, утвердили у большезвездного начальства и приступили. Учили ходить по склонам, делать страховку, лазать по скалам, как не подрезать лавинный склон, ну и все такое прочее, примерно как в альплагере подготовка на 3 разряд но с некоторой корректировкой на военную специфику. По вечерам к нам приходили лейтенанты и мы вместе прорабатывали всякие боевые ситуации - например как бесшумно пройти по сыпухе, как бесшумно подниматься по скалам и все в таком же духе. Нам тоже было интересно, у нас то таких проблем нет, надо забить крюк — так забиваем. А в окружении врагов такой фокус не пройдет, ночью в горах звук может и на десять километров распространится.

Всем остальным офицерам в звании старше старлея эти проблемы были абсолютно пофиг. Один майор так и заявил, что если бы знал что тут будет такая фигня, то отправил бы своего зама. А так пришлось ему пузом чуток потрясти, отлынивать от занятий там не получалось, постоянно приезжал кто-то из генералов и крутился рядом, наблюдая за процессом.

В общем учебные дни пролетели быстро, и на последний день командование решило устроить  нам зачетный марш-бросок по горам. Назначили старт от лагеря, контрольную точку в 20 км, полная выкладка, все дела, прикинули что должны выйти туда за 8-9 часов хода примерно к 17-18 часам (20км в горах сильно отличаются от 20км по равнине хотя бы тем, что набирая один километр по высоте вы имеете расход калорий примерно равный 50км по равнине) . А там нас должен был ждать автобат и отвезти обратно.


Утром построились, группы должны были выходить с 20 минутным интервалом, каждая в сопровождении своего инструктора. Но тут десантники из первой группы, они все собрались в одну группу 29 человек, заявили что им нафиг инструктор не нужен. Мол мы еще в училище могли бежать по 4 часа без остановки, зачем нам этот ваш хилый инструктор? И учесали на перевал первыми. Мои из спецназа ВДВ остались. Они вообще держались несколько обособленно от основной массы десантуры и даже выглядели по другому — там здоровые лбы, а эти худенькие и даже немного щуплые на вид. Говорили что у них другая задача, глубинная разведка, мол нам там не стрелять и, тем более, драться надо, а быть предельно незаметными и скрытными. В общем с остальными десантниками они не пошли.


Ну мы пожали плечами, хотя идти без инструктора - пусть идут, и выдвинулись. По колено в снегу вскарабкались на перевал, а там сухо и солнечно, весь снег ветром сдуло. Какой-то глазастый лейтенант углядел на другом перевале триангуляционную вышку и радостно завопил «Нам туда!» Вот тут был неприятный момент — часть народу радостно ломанулась на спуск в долину, тем более что туда по снегу вели следы. А я прикинул, что раз на перевале снега нет, то где он весь? Пральна — в долине! И ну его нафиг туда спускаться и потом подниматься (хорошие альпинисты все жутко ленивые), лучше пойти влево по сухому гребню на солнышке (а таки зима и -20 мороза, но за солнышке даже жарко, юг, можно даже загорать при желании, если часто поворачиваться, иначе тот бок, который в тени, подмерзает). Понятно что гребень изгибается огибая долину полукольцом и идти придется дольше, зато не по снегу и в тепле.


Чтобы убедить некоторых товарищей офицеров идти по гребню,  пришлось орать и громко матерится. Советский офицер, как известно владеет только тремя языками — русским, командным и матерным, в экстремальных ситуациях эффективно доходит только последний. И пока его не обложишь, слушать тебя не будет. Особенно буйствовал один пехотный капитан, да ты что, да вот же следы, идти надо туда, вон же вышка, нахуй ты нас ведешь в другую сторону, да что за дебил! Ну и все в том же духе. Поорали мы друг на друга, я обложил его еще раз, развернулся и повел группу по выбранному мной маршруту по гребню. Капитан уныло помялся на следах, чота там еще побурчал и тихо матерясь пошел следом, все таки одному то оставаться в горах было ссыкотно :)


И вот так вот бодро шагая, мы через час нагнали группу, которую вел наш тренер. Мои офицерики повеселели, они все еще сомневались, что мы выбрали правильный путь, но тут уже совсем успокоились и дальше мы шли двумя группами вместе. По гребню идти было вообще легко, снега почти нет, относительно сложных участков с узкими местами или открытым льдом было всего то 2-3, там мы натягивали перила, все таки мы за людей отвечали, и если бы кто-то засмотрелся на горные красоты и сковырнулся вниз, то было бы неприятно. Часам к двум организованной толпой все вышли на перевал и начали спускаться вниз и тут сзади далеко стрельба! Оказалось это начальство решило устроить для нас на перевале засаду, да только они не расчитывали что мы в два уже там будем и начнем спускаться, нас ждали не раньше пяти. В итоге постреляли в воздух, наши помахали им ручками и смеясь потопали дальше на контрольную точку.

Автобата, естественно, тоже не было, но что было интересно — не было и десантников. В общем-то это никого особенно не удивило, они лоси здоровые, стартовали первыми, наверно давным давно сюда пришли и уехали на попутке. Так что мы сидели, грели на костре тушенку, травили байки и ждали автобат.


На нашу учебную базу вернулись уже затемно. Раскидали шмотки сушится, сами валяемся на койках, отдыхаем и ждем ужина. Лениво обсуждаем день, тут заходит тренер с озабоченным выражением лица и спрашивает:

- "Ребята, вы очень устали?"

Мы:

- "Нет, нет, что вы! Как огурчики! А что?"

- "Собирайтесь! Десантники не вернулись." О_О


Да твою ж мать! Тащится на морозе, в темноте лазать по горам — та еще перспектива! Ну что делать, стали собираться, фонари искать, готовить веревки, аптечки, все дела, но пока собирались - десантники приехали.


Оказалось что у них тоже нашелся не в меру глазастый лейтенант, который углядел триангуляционную вышку. Да вот только инструктора, который бы подсказал, что не стоит соваться в долину, у них не было. Они лихо выбежали на перевал, углядели направление и так же лихо ломанулись вниз. Это как раз их следы пытались совратить с пути истинного моего капитана.


А вот дальше начался настоящий подвиг силы и упорства — внизу оказалось несколько метров снега (сюрприз-сюрприз!). И бравые десантники все 20 километров до следующего перевала поочередно пробивали в снегу траншею в человеческий рост. Двадцать километров! Ну ладно, мож меньше, если склоны вычесть, но все равно дофига!

Но это еще не все — прорыв траншею они обнаружили, что с той стороны долины склон невпупенно крутой. Несколько раз пробовали забраться и скатывались вниз. А инструктора то, с бухтой веревки, нет ;) В итоге они встали друг другу на плечи, верхний дотянулся до елки на склоне, хватались за спущенные верхними  ремни и автоматы и так, карабкаясь другу по другу и хватаясь за редкие елки, они все таки выбрались наверх.


Наутро вся пехота и войсковая разведка просто ликовала. Все те, кого я матюгами гнал идти по гребню, а не по следам десантников, теперь лыбились до ушей и отпускали шуточки в стиле «Сила есть — ума не надо». Десантники ходили несколько смущенными, но на подколки не реагировали, а после обеда даже показательные выступления устроили — захват машины, рукопашный бой, в общем на них вчерашнее приключение никак не отразилось, даже и не устали.


В общем, с тех пор я десантников очень уважаю. За силу ;)


P.S. Спецназ этой самой глубинной разведки совсем другой. Они не шумят и бутылки о башку не разбивают, хотя тоже десантники. И инструкторов горной подготовки слушают внимательно и уважительно :)


P.P.S. Мы все были рядовыми, но приехали то в спортивной форме, и наши офицеры не знали, что их матюгами гоняют обычные солдаты :) Но когда нам в последний день вручали всякие грамоты от командования - рядовому такому-то, младшему сержанту такому-то — видели бы вы их рожи в этот момент! Каждый был готов нас порвать на кусочки, только генерал мешал ;) Правда потом, вечером, в нам в комнату пошло паломничество, каждый командир пытался сманить себе в часть по инструктору, хехе.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!