21

Всё, всегда, повсюду (3)

Серия Всё, всегда, повсюду

Заканчиваем знакомиться с книгой Джеффриса "Всё, всегда, повсюду. Как мы стали постмодерном".


Все части сложены здесь.


Коротко для ЛЛ: Конец двадцатого века стал закатом, но не концом постмодерна. Он вошёл в кровь обитателей информационных пузырей цифровой эпохи. А что точно не кончилось - это хозяин постмодерна - дикий капитализм под овечьей шкурой неолиберализма.


Девяностые начались первой войной против Саддама. Война в пустыне продемонстрировала свойство современности: предлог красивый и благовидный (прогнать агрессора), а подоплёка  - не очень (обеспечить снабжение нефтью). То, где мы очутились, автор называет пост-правдой. Весьма наглядно это выразилось в творчестве французского философа Бодрийяра.  Незадолго до войны тот тиснул статью "Войны в Заливе не будет". Когда она началась, появилась следующая статья - "Война в Заливе на самом деле происходит?" О названии третьей статьи вы, наверное, уже догадываетесь: "Войны в Заливе не было". Так была названа и книга, сделавшая его знаменитым. В ней он утверждает, что освещение войны в реальном времени в СМИ делает саму войну виртуальной, избыточной. Излюбленным его словечком был симулякр. Ну что я скажу... Конечно, на диване гораздо приятнее воевать, чем в окопе.


Раз уж я упомянул лондонский Сити, то в плане архитектуры постмодерна трудно не вспомнить Лас-Вегас. Автор по делу говорит, что общее между этими двумя местами то, что и тут красивая внешняя оболочка скрывает творящиеся в стенах неприглядные дела. В то время, как Сити стягивает к себе преступный капитал со всего света, Вегас освобождает карманы игроманов от заработанного потом и кровью.

Панорама Лас-Вегаса


Девяностые стали и временем взлёта Силиконовой долины, затянувшей всех нас в Сеть. Где мы стали свежим мясом для Биг Дата. Живое общение вымерло: чем позвонить - куда удобнее набрать СМСку с парой смайликов. Информативно, без мусора и лишних эмоций. Так ослабляются традиционные связи семьи, класса, религии, брака или даже любви. И нарождается новое общество.


Впрочем, относить ли ИТ-бум к постмодерну - тот ещё вопрос. Что точно стало постмодерном - это история Крис Краус. Она как-то заехала вместе с мужем в гости к некоему Дику Хебдиджу, с котором у Крис случился продолжительный контакт взглядом. В последующем разговоре с мужем она назвала это "концептуальным трахом", и супруги решили написать роман из писем тому самому Дику. Письма были самые откровенными, да. Сказано - сделано, и на свет появился I love Dick. Самому Дику это не понравилось. Он написал письмо мужу Крис о том, что он разрывает дружбу. И о ужас! Мало того, что он называл Крис Kris, а не Chris. Этот негодник ещё и отправил копию этого письма ей тоже. Копию! Поразительное неуважение. Автор полагает, быть может, что Дик мог бы написать и нормальное письмо. Ну да, ну да. Какой бы был прекрасный материал для продолжения романа. В итоге Джеффрис сравнил Дика не с пострадавшей от паппарацци принцессой Дианой, а с её бывшим мужем Чарльзом - "героем частной женской истории". О времена, о нравы... Раззвонили сексуальные фантазии о ничего не подозревающем парне, вмешались в его приватность, теперь вот сериалы снимают. А он не жертва, нет. Мужлан принц Чарльз, вот он кто.


Сериал снят Амазоном, что символично в эпоху домашних развлечений. Сегодня мы не включаем зомбоящик по часам в ожидании передачи, а выбираем из того что есть на полках своего информационного пузыря. Пионером технологии стал Netflix, который начинал с проката DVD по почте. Перестали ли мы быть от этого "диванной картошкой"? В-общем, да. Перестали ли нас зомбировать? Совсем нет. Просто зомбирование стало более изощрённым и выбор - более широким. Все эти интернеты, рекламы, социальные сети служат хайтековой профилактикой заражения нежелательными идеологиями. Мы стали атомами разобщённого общества, знающими точно, что нам предлагают всё то же газированное дерьмо в качестве напитка из тупой рекламы. Но прилежно продолжающими пить это самое дерьмо. Сарказм, ирония - эти вещи стали частью нас, но поведение остаётся прежним, послушным.


Нельзя в рассказе о девяностых не упомянуть о феномене компьютерных игр, и GTAшке в частности. Почему автор решил выделить эту игру? Я думаю потому, что она идеально вписывается в постмодерновую концепцию ниспровержения социальных норм. Ведь это там можно заработать очки, раздавив толпу кришнаитов, трахнув и убив проститутку или просто насладиться порнографическим контентом.

Кадр из первой версии GTA


А чо, пипл хавает. В то время, как ведёшь душное существование в трущобах, эта фантазия беззакония может быть отдушиной, даже другой жизнью. В этом помогает не аморальность GTA, а её гиперреализм. Ну а кому надо - кассирует денежки. За все версии до 2019 года было кассировано свыше девяти миллиардов. И это не предел.


Некоторые утверждают, что Интернет и цифровой век вообще похоронили постмодерн. Автор не согласен. Да, новое тысячелетие, 9/11 и прочие ужасы заметно поубавили способность искусства шокировать. Хватает и жизни. Но постмодерн по-прежнему с нами, как и неолиберализм, лишь окрепший после шоков начала тысячелетия. Война против террора помогла заткнуть рот несогласным, а трагедии терактов стали использоваться для оправдания пыток в Гуантанамо.


Новый век ознаменовался не только терактами в Нью-Йорке, но и появлением айпода. Нью-экономи оправилась от шока лопнувшего пузыря доткомов. За айподом последовал айфон. Эти соблазнительные приблуды заключили нас в сеть непрестанного, непрерывного наблюдения. Сидя в Матрице, мы думаем, что свободны. Вышел Джобс на презентацию в водолазке, а не в костюме, - мы думаем, он такой, как мы. И даже многие работники полагают, что равны боссам. Ага, разбежались. Благодаря обещаниям Силиконовой Долины размыть грань между работой и игрой, сделать плоскими иерархии и обеспечить творческую самореализацию, теперь босс освободился от части своей работы: работник контролирует себя сам. Сама критика капитализма оказалась разбита на две составляющие. Социальная компонента, которой руководствуются профсоюзы и прочие "красные", оказалась заброшенной. Зато расцвела компонента артистическая. Никто больше не мечтает об утопии коммунизма, зато имеем многочисленные сражения против притеснения всяческих меньшинств. Мир организовался по сетевому принципу, а социальные классы - потерялись.


Последняя тема, к которой обратился автор - долг. В долгу оказались многие миллионы простых граждан западных демократий. Долг - средство контроля. Он держит в повиновении должника. Но долг бывает разный. Можно взять денег взаймы и купить на них крупную фирму. А потом рассказывать её работникам, что деньги нужно отдавать кредиторам, и потому повышения зарплаты - не ждите. Или можно спасать кредитными деньгами проигравшийся в биржевом финансовом казино банк. А можно тупо не сводить концы с концами на дерьмовой работе и выходить из положения, соглашаясь на грабительский процент по кредитной карточке. В таких условиях политики и центробанки предали интересы простого человека и сдали всё на милость финансовых воротил. Что делать? Автор вторит за Дэвидом Гребером - надо списать долги. А ещё сделать справедливые налоги и закрыть лазейки для ухода от налогов. Неолиберализм вместе с постмодерном пели, что прилив поднимет все лодки, в то время, как на заднем дворе дербанилась госсобственность. Этого не случилось. Экономика просачивания осталась м мифом. Прилив поднял лишь большие корабли, оставив катера сохнуть на мели.


------------------------


Началось всё с искусство, а закончили, как обычно, политикой. Может что-то в консерватории подправить? Можно рассматривать левые убеждения автора отвлекающим элементом, мешающим созерцать пёструю мозаику постмодерна. А можно и согласиться с ним, что искусство, какое бы оно ни было, может быть поставлено на службу больших денег.


Я, пожалуй, соглашусь. Но добавлю: все эти шоки, которыми кормил и продолжает кормить нас постмодерн - это симптом болезни, падения цивилизации, если хотите. Это декаданс практически в чистом виде. Утешать может лишь то, что вслед за духотой после грозы всегда веет свежий ветер. Давайте на это надеяться.

Книжная лига

28.3K постов82.2K подписчика

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества