Стая

Все люди живут спокойно, мирно, пока не сталкиваются с ужасом. Ужас ужасу рознь. Если ты на войне, то у тебя есть хоть какая-то моральная подготовка. Иначе же если ужас приходит к тебе в повседневности, в обычной мирной жизни и вдруг.

Несколько лет назад решили мы с другом Костей в выходные сходить за берёзовым соком. Был ясный апрель, я тогда жил в новостройке, в Уфе, и рядом располагалась березовая роща, небольшая, но достаточная для получения сока.

Вооружившись трубочками, шуруповертом и бутылками, мы радостно шагали через пустырь к заветному древесному напитку.

Аккуратно просверлив дырки в коре (потом замазали варом), воткнув туда трубки и установив ёмкости, решили перекурить. Забирать сок хотели на другой день, или к вечеру.

Где-то в дали послышался лай. Потом затих. Мы уже встали, набросили рюкзаки и собрались домой. С двух сторон, огибая рощу, совершенно бесшумно, как какие-то призраки леса, появились собаки.

Ну собаки и пусть, решили мы и попятились по своим следам. Снега в тот год было много, мы проваливались по колено, а псы бежали по насту как посуху. Псы мелкие, разноцветные, всех мастей, какие может создать природа.

Особого страха мы тогда ещё не испытывали. Вышли из берёзок, поплелись по полю. Собаки чётко, слаженно разделились на две группы, одна гнала нас вперёд, другая пыталась обойти справа. Управлял этой сворой вожак, мелкий кобель черной масти. Он не бросался вперёд, но цокал челюстями, направляя членов стаи то вправо, то влево. Одного его взгляда хватало, что бы какая-то псина вдруг пыталась нас обогнать, заходя за спину, рыча и дико лая. Одна. А в это время десяток собак обходили нас с другой стороны совершенно молча. Я даже подсчитал их - двадцать две штуки.

Где-то подобрал палку, пытался махать ей. Но собаки не реагировали. Начитавшись Лондона и Фарли Моуэта, я думал, что много знаю о поведении стайных псовых. Взял палку, поднял над головой, остановился зарычав. Весь матерный словарный запас я выбросил за одну минуту, но хищники не обратили внимания на великий и, как оказалось, не очень могучий язык. Тогда я решил пометить границу - помочился прямо перед мордами впери идущих собак, нарисовав черту. Вожак, помню его укоризненный взгляд (да, я пытался побороть его взглядом, не моргая смотря в глаза), куснул своих телохранителей (две псины покрупнее всегда бежали рядом с ним) и они спокойно перепрыгнули через мою метку. Мы с Костей ещё не особо боялись как будто. Дома и дорога были всего-то в каких-то пятистах метров. Пятились спиной, однако периодически падали, проваливаясь сквозь наст. Еще чуть и будет нормальная дорога. Только тогда до меня дошло - собаки не нападут на нас. Сразу. Не бросятся сейчас. Они нас изматывали.

Вот тут меня на минут всё же охватил ужас. Схожий с чувством, когда читал Куджо, ужас от которого не сбежать. Вожак это почуял и движением головы (он действительно показывал кивком куда кому нужно двигаться) направил свору с двух сторон обходить нас. Справа наступали громко лая три или четыре относительно крупных дворняги, а основная стая пошла слева. Они смещали нас обратно, в сторону леса. Тогда мелькнула мысль - неужели собаки умнее людей? Неужели они нас перехитрить смогут?

Мы попробовали все когнитивные приёмы против животных: кричали, рычали низким голосом, ссали на них, пытались нападать сами. Собаки как волны разбегались, что бы обойти нас сзади. В снегу, все мокрые, пятясь спиной пару километров, мы уже почти падали. Их измор работал. Я посмотрел в глаза вожаку (он ни разу не приблизился к нам сам, но командовал остальным чётко). В глазах был опыт, даже не такой, который набирается при жизни одной особи, а опыт волчий, формировавшийся миллионами лет.

До дороги, где ехали машины, оставалось метров сто. Но сил у нас осталось метров на десять. Мы встали спиной к спине. Собаки сомкнули круг и через раз начали нападать, уже почти кусая нас, почти бросаясь на прямую. Бросок одной псины, отскок, тут же другая кидается, и так по кругу.

Потом я толкнул Костика к вожаку, он перекусил ему горло, а меня отпустил домой. Бр, нет, всё кончилось тривиально.

Я вспомнил, что у меня в рюкзаке колбаски. Такие, длинные, к пиву. Бросил кусочек прямо в стаю и они наконец-то "сломались". Стая распалась - псы начали драться за кусок копчёной колбасы, вожак пытался всех утихомирить, но собаки уже не слушали его - нитрит натрия и чешский фарш свели их сума. Так, бросая колбаски перед собой, отвлекая псин на внутренние разборки, добрались до дороги.

На следующий день пошли забирать сок.
Уфа, Кузнецовский затон, 2021 год.

П. С. Люблю собак. Не люблю людей, которые их выбрасывают. Отстрел и травля животных тут не выход (хозяев может отстреливать, а?). Выход - жёсткий контроль, паспорт на каждую собаку, ответственность. Надо понимать, что собаки это социальные животные, их стаи действительно опасны. И если те же волки сто раз подумают, прежде чем напасть на человека, то дикие собаки, привыкшие к людям, голодные, замёрзшие, преданные, всегда будут смотреть на людей как на еду.