Работа с ГАМК: существует ли таблетка от тревожности?
Если в средневековье человек сходу разбирался в ягодах и травах, то сегодня едва ли не каждый может распознать у себя несколько оттенков тревоги. От ежедневных неврозов и тревог, до панических атак и фоновых фобий. Где же находится корень этих проблем и какие из них можно снять «волшебной таблеткой»?
На связи RISE: Ноотропы и Биохакинг. И что, как не тревога, ставит палки в колеса продуктивности? Это и сложности с засыпанием, и прокрастинация из-за страха не добиться хорошего результата, и фоновая тревожность ,приводящая к выгоранию. А также постоянная рутинная суета, когда с головой кидаешься в мелкие задачи, но они падают на тебя быстрее, чем ты их разгребаешь. В чем причина такого поведения?
ГАМК и глутамат. Эквалайзер суетливости
Если проводить аналогию с мозгом, то лучшим сравнением будет огромный оркестр. А наше сознание — дирижер, который обучается музыке по ходу дела. Так вот, в мозге есть два взаимосвязанных вещества: гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и глутамат. И в этой аналогии с оркестром, глутамат повышает общую громкость инструментов. А ГАМК наоборот, делает звучание каждого инструмента тише. Как это сказывается на работе мозга?
Принцип ГАМК/глутаматного баланса
Может кто и помнит, но раньше существовал миф, дескать мы использует только 3, 5, 10% от потенциала мозга. Люди приходили к такому выводу потому, что на сканах мозга активность регистрировалась лишь в некоторых отделах мозга. Получается, если какой-то участок мозга неактивен в конкретный момент времени, значит, мозг не использует весь потенциал? Не все так просто.
Вернемся к сравнению с оркестром. Гармоническая музыка рождается в том случае, когда одни инструменты играют громче, другие — тише, а третьи вообще молчат. Что произойдет, если все инструменты разом заиграют на максимуме своих возможностей?
Возвращаясь к мозгу, это будет эпилептический припадок. Неконтролируемый всплеск возбуждения в части мозга, который охватывает соседние участки. Человек, переживающий приступ эпилепсии, буквально использует мозг на 100% в этот момент времени.
Все из-за глутамата, нейромедиатора, который отвечает за проводимость сигналов. При этом сам глутамат жизненно необходим мозгу. Он обеспечивает активную работу мозга в нашей обычной деятельности.
При этом в мозге действует стабильный, самоподдерживающийся баланс. Синтезируемый глутамат приводит к возбуждению и активной работе участков мозга. Его избыток трансформируется в ГАМК — тормозной нейромедиатор. Он снижает активность работы мозга, при этом синтезируясь естественным образом. Но также можно рассматривать и внешний прием ГАМКа.
Если в организме есть прямо проблемы с синтезом ГАМКа, то вероятен тот самый неприятный вариант с эпилепсией. Конечно, это встречается нечасто. Обычно, когда в организме растет глутамат, вы чувствуете это в лайт-форматте: растет суетливость, нервозность, тревожность. Но также этот рост активности связывают и с когнитивным бустом.
Глутамат и эксайтотоксичность
Поскольку глутамат был открыт как компонент, «повышающий работоспособность мозга», какое-то время его использовали буквально как ноотропное средство. Однако, через лет 40, уже другие исследования начали изучать проблему эксайтотоксичности.
Перевозбуждение мозга и рост глутамата очень тесно и прямо пропорционально коррелирует со смертью нейронов. То есть, подняв искусственно его уровень, человек будет вести себя активнее, но заплатит за это нейронными связями.
Системно высокий уровень глутамина, основного элемента, из которого мозг создает глутамат — это едва ли не один из основных факторов развития болезни Альцгеймера.
Тот же бодрящий эффект фенотропила, как прокаченной версии пирацетама, может быть связан с активным воздействием рацетамов на рецепторы глутамата. Поэтому, если я и пишу об использовании фенотропила, то только как средства для закрытия дедлайна, но никак не элемента долгосрочного курса.
Подводя промежуточный итог. Глутамат полезен тем, что дарит бодрость, эффективность, буквально помогает мыслить. Но его избыток, особенно на долгосрочной перспективе, вреден и опасен. ГАМК же запускает обратный процесс. Уравновешивая суету и включая режим спокойствия.
Просветленный дзен-буддист. Или root-доступ к рецепторам ГАМК
Если говорить метафорами, то глутамат запускает скорее режим сверхэффективного менеджера, у которого 100500 дел, и он решает их все и сразу, хватаясь за каждую задачу. ГАМК же — это топливо режима буддиста или сосредоточенного ученого. Когда человек проваливается в одну, конкретную задачу, и растворяется в ней на часы. Можно ли усилить это чувство?
Что воздействует на ГАМК-рецепторы?
Как это часто бывает, есть условно две группы элементов для работы с ГАМКом. Первая группа воздействует очень лайтово, раскрывается в долгосрочном использовании и практически безвредна. Вторая группа действует быстро, но причиняет сопутствующий ущерб организму. Рассмотрим обе, от безопасной, к наиболее рискованной:
ГАБА-чай. Название является калькой с английского, так как ГАМК на нем звучит как GABA. Этот чай готовится по той же методике, что и пуэр, но с одним отличием. Если чайные листья пуэра ферментируются в тени, но на воздухе, то чайные листья ГАБА чая закладываются в вакуумную капсулу, из которой откачивается кислород и остается азот. В таких условиях ферментация идет иначе, и листья синтезируют огромное количество гамма-аминомасляной кислоты. Которая потом растворяется в воде, когда мы пьем ГАБА чай.
ГАМК в добавках. Самая распространенная форма для доставки ГАМКа в организм, и самая безопасная. Есть мнение, что ГАМК в чистом виде не проходит гематоэнцефалический барьер мозга, но это не совсем так. Он проходит, но в малом количестве. Поэтому чистый ГАМК и продается в огромных дозировках: от 500 до 1000 мг.
Фенибут. Рецептурный препарат. Та же гамма-аминомасляная кислота, к которой добавлено фенольное ядро. За счет которого она и может проникать в мозг через барьер. Действует быстро, работает без отупляющего эффекта. Чаще всего назначают тем, кто боится публичных выступлений, живет с тревогой, и кому нужно снять страхи на момент выполнения важной работы. Устранение тревоги в моменте, вот, что делает фенибут. Но, из-за своей формы воздействует и на дофаминовую систему, вызывая привыкание.
Диазепам. Рецептурный. При выраженных страхах и проблемах с судорогами. Если фенибут помогает сохранить работоспособность при стрессе, то диазепам дает команду «питание на ноль», и человек погружается в режим зомби.
Алкоголь. Как и писал в статье про алкоголь — ГАМК рецепторы его основная цель. По сути, само состояние опьянения, в виде покачивания, расслабленности, отсутствия барьера между мыслями и словами — это и есть результат гиперстимула ГАМК рецепторов. Бонусом является то, что алкоголь проходит гематоэнцефалический барьер, как раскаленный нож масло.
Мусцимол. Один из элементов, содержащихся в мухоморах. Напрямую связывается с ГАМК рецепторами. Но делает это в десятки раз сильнее, чем все перечисленные элементы. Отсюда и деперсонализация, галлюцинации и прочие прелести измененного состояния сознания.
Итого: если вам нужно просто немного концентрации и спокойствия, лучше обратиться к первым двум. В идеале, ГАМК в виде добавки — как эдакий камертон внутридневного равновесия, будет более чем оптимален для организма.
Как работать с ГАМК?
Погружаясь в глубины сознания
Казалось бы — покупай баночку ГАМКа и пей по инструкции. Чего тут сложного? Но на практике существует несколько способов приема ГАМК, которые помогают лучше прокачать работоспособность, физическую форму и характер сна. Все зависит от дозировок и комбинаций:
ГАМК и ДМАЕ. Основная проблема ГАМК в том, что она не проходит гематоэнцефалический барьер. На пабмеде я не нашел об этом статей, но вот реддит, да и наш внутренний чат пестрит сообщениями, что связка ДМАЕ и ГАМК делает эффект «буддийского монаха» более выраженным. В раз проще погрузиться в работу и удерживать в ней фокус внимания.
Овердоз ГАМК. Обычно достаточно использовать 700 мг пару раз в день. Но спортсмены, которым важен анаболизм, принимают от 1 до 5 грамм перед сном. Причина тому — косвенное влияние ГАМК на снижение кортизола и большее высвобождение гормона роста. За счет чего организму легче восстановиться за ночь после тренировки.
ГАМК и сон. В связке с 5-НТР, триптофаном или глицином, ГАМК работает как катализатор засыпания. Он не будет снотворным, никак не влияет на фазы сна, просто помогает чуть быстрее уснуть.
ГАМК и Магний В6. Платиновый стандарт для ЦНС. В то время, как магний и витамины группы В запитывают ЦНС и помогают её восстановлению обычно после стресса, ГАМК работает с тем, чтобы само стрессовое событие не вызвало бурной/деструктивной реакции. Не зря оба элемента входят в топ добавок снижающих тревожность.
Стандартный курс. В этом режиме ГАМК уберегает ЦНС он перекосов в суете. Та самая ситуация, когда задач много, все они сыпятся как из рога изобилия, но вас это не пугает и не смущает. Вы просто делаете свое дело, наилучшим для этого образом.
Что в итоге: не ждите чудес и волшебных эффектов. С ГАМКом вы не станете вторым Доктором Манхэттеном и не пойдете сразу гулять по лестнице медитаций, как герои Пелевина. Но ГАМК поможет немного разобраться с тревожностью, суетой и подвижностью мыслей, особенно при комплексном приеме.
Таблетка от тревожности
Если причина тревожности в образе жизни, установках с детства, стрессовой работе и еще комке всего, одна ГАМК не поможет. Может немного притупить острые грани стресса и снять напряжение. Но не истина и не панацея от всего.
Автор статьи участник нашего сообщества Филипп. Больше интересных подборок и статей вы можете найти в нашем сообществе RISE: Ноотропы и биохакинг, а также в группе ВКонтакте. Подписывайтесь на канал и общайтесь в нашем уютном чате на разные темы о здоровье.