Один рабочий день секретаря в нотариальной конторе
Ну очень много букв.
Пикабу захлестнула волна постов о нотариусах, всё чаще звучат негативные комментарии в их адрес, в адрес помощников и сотрудников.
Решила написать пост. Чую, что минусов отхвачу, ибо не любят нотариусов на Пикабу. Но по комментариям к постам вижу, что полно "бро/систеров" по цеху, думаю, что им найдется что добавить.
В нотариате работаю секретарем уже 17 лет. Пришла неопытной девочкой в 20, сейчас мне скоро 37 и я, если можно так сказать, матёрый секретарь. В нашей конторе я и швец, и жнец, и на дуде игрец. Могу и умею практически всё.
Сегодня приезжаю на работу в 9.50, за 10 минут до начала работы. Очередь из 4 человек, из них 1 записанная заранее на определенное время.
Открываю контору, включаю технику, переодеваюсь, сажусь за стол нотариуса, ставлю табличку "Прием ведет секретарь-консультант". Поехали.
Первой на прием заходит агент по недвижимости, много лет работает. По нашей доверенности на ведение наследственного дела в Санкт-Петербурге отказываются выдать справку ф.9. Потому что в тексте не написано:"получить справку ф.9". Фраза:"Заказать и получить все необходимые для оформления наследства документы" местных работников так называемого ОВиРУГ не устраивает. Вы читали Ильфа и Петрова про КЛООП? Вот ОВиРУГ примерно то же самое. Выдать справку отказали на словах, писать в вышестоящую организацию письменное заявление или жалобу агент не стала. Пришла к нам:"Допишите в тексте". Предлагаю дождаться нотариуса, решение примет она.
Следующий на прием - мужчина лет 60. Слегка потерянный. Жена умерла, говорит, надо наследство оформить. Смотрю у него документы, не хватает справки о последнем постоянном месте жительства, подтверждающей место открытия наследства. На всякий случай выдаю ему небольшую памятку, отмечаю, что нужно принести. Обращаю его внимание, что на памятке есть расписание приема и номер телефона, можно записаться заранее. Прощаемся, но тут у него возникает еще несколько вопросов. Опять смотрю документы, отвечаю, успеваю сочувственно покачать головой на его реплику о причине смерти жены.
По личным наблюдениям - мужчины очень часто чувствуют себя потерянными после смерти супруги. Ничего, дядечка, все разжуем, в рот положим, документы оформим, не бойтесь.
Забираю документы у назначенной наследницы. У нее что-то вроде легкой формы ДЦП, но приехала без сопровождающего, все нужные документы привезла. Отправляю ее ожидать в приемную. Бегло взглянув на документы, понимаю, что нужно переделать проект свидетельства о праве на наследство на дом, площади не сходятся. Откладываю документы до прихода нотариуса, поскольку их нужно проверять.
Собираю пакет документов к выдаче с государственной регистрации права другой наследнице. В это время заходит женщина, просит посмотреть ее документы для оформления наследства. Смотрю. Все в порядке, не хватает одного ее свидетельства о рождении. Прикидываю на какое время ее отпустить, получается, что час. Дама говорит, что у нее скоро автобус в район, она не успевает. Предлагаю запись на другой день, договариваемся на завтрашнее утро. Оставляю ее документы, чтобы подготовить заявления заранее.
Приходит нотариус, я пишу отметки на документе. В это время звонят из местного отдела Росреестра, им срочно надо меня, что-то не в порядке с поданной электронной заявкой. Прошу второго секретаря уточнить, что за заявка и кто регистратор. Пока добилась что к чему... Обещаю перезвонить в Росреестр сама.
Объясняю шефу про самую первую доверенность, по которой справку не выдают. Она долго общается с агентом по поводу жалобы, но та стоит насмерть:"Допишите". Доверительница в приемной. Шеф принимает решение распечатать новую доверенность с добавлением полномочий по получению формы 9 той же датой, с тем же реестровым номером, просто поменять бланк.
Пока переделываю свидетельство назначенной наследнице, звонит директор ООО, которой неделю назад передавали электронно документы в ИФНС. Сказали, что позвоним сами, когда документы получим. Но ей нужно прямо сейчас. Прошу второго секретаря сообщить, что документы вернулись, но я их еще не распечатала.
Уфффф...
Проверили документы назначенной наследнице, распечатала, оформили. Оставила сдавать на регистрацию в Росреестр в электронной форме. Охохо. Росреестр уже который день стабильно не работает. Документы не уходят. Гос. пошлину не оплатить. А кто у нас будет в этом виноват? :) Нотариус! Ну и я заодно, кто эти документы сдаёт.
Так... Кто там у нас дальше? Ага, женщина на консультацию, которая хочет подменить чистый договор купли-продажи договором дарения, потому что у нее покупательнице некогда ждать других сособственников с их отказами от преимущественного права покупки. Не слышала о чем там был разговор с нотариусом, но дама ушла быстро, не оставив никаких документов.
Так, нужно подписать и выдать перепечатанную доверенность . Старый бланк оставляем у себя на списание. Вносим изменения в электронный и бумажный реестры.
В приемной уже ждет наследник, записанный на 12 часов дня. Забираю паспорт, документы. Опять всё проверяем, распечатываю, оформляю. Минут через 15 отпускаем. Тоже оставил на передачу в Росреестр. *внутренне рыдаю*
Звонят из нотариальной палаты, в течение дня заполнить и прислать заявку от шефа на участие в Координационно-методическом совете. (срочно лезу в почту, ищу письмо, распечатываю, потом я же ее и заполню :) ).
Звонит девушка, оставлявшая документы на сделку. Мы звоним таким клиентам сами, и сообщаем, что документы к сделке готовы, но ей надо сейчас.
*А то, что просим всех звонить в выделенное для этого время, пролетает мимо. Всем пофиг*
Заходит клиент на консультацию. Ему к нотариусу, а я тем временем иду узнавать что же не так с заявкой в Росреестр. Пишу в Вотсапп регистратору (боже, храни наших девочек!), говорит, что квитанции не хватает. Пишу, что сейчас отправлю допами. Тык-тык. Херасдва, не работает. Не отправить. Пишу регистратору, что пока никак.
Сажусь готовить документы наследнице к 14 часам. В голове держу мысль, что у шефа вечером два вызова на дом к немогущим прийти в контору бабулечкам. Надеюсь, что после обеда, поскольку особо назначенных нет, успею все подготовить.
Удивительно, но в 13.05 я ухожу на обед. Прошло всего 3 рабочих часа, а головушка уже слегка кругом от многозадачности.
Итак, после обеда еще одна наследница, небольшая консультация, подготовить документы к двум вызовам, попробовать победить Росреестр и сдать на регистрацию свидетельства, дописать в книжку учета наследственных дел документы с прошлой недели, подготовить, что успею, на завтра, с 17 до 18 часов подежурить на телефоне (консультации, запись на прием, "спрашивали - отвечаем"), пообзванивать тех, кому готовы документы с регистрации.
А, там еще принесли документы к сделкам, надо попытаться запросить выписки из ЕГРН (а Росреестр тупит нещадно, ага), сведения о дееспособности сторон, проверить по Росфинмониторингу, Федресурсу банкротств....
Пока писала пост - пришли с гос. регистрации из Росреестра документы по одной наследнице, которую я сдала только сегодня. Чудо, не иначе!
Я написала об относительно спокойном рабочем дне без сделок, без очереди тех, кому "очень срочно!"/"мы из города!", "у нас электричка!". По-разному бывает.
Но вы всё ещё считаете, что мы бумажки перекладываем?
ЗЫ Предвосхищая вопросы. Работаем в небольшом областном городе, нотариусов всего четверо. Именно в нашей конторе нас всего трое. На второго секретаря свалена большая часть работы по обработке архива, ведение электронного реестра нотариальных действий, прием телефонных звонков, запись на прием, отправка/разнос корреспонденции.
Почему я секретарь, а не помощник? "Нас и здесь неплохо кормят". Пока что.
ЗЫЫ Если не утопят в минусах, и возникнет адекватный интерес, то буду периодически пописывать о работе.