Наследие "проклятого совка"
Как украинский майдан уничтожил будущее киевского метро
Ровно 65 лет назад от станции метро «Крещатик» двинулся поезд. За сиденьем машиниста находился киевлянин Иван Виноградов, а в вагонах расположилась городская и республиканская элита. Это был первый рейс киевского метро – третьего метрополитена Советского Союза.
Первые проекты подземного транспорта в Киеве появились еще в конце XIX века. Подземный трамвай предлагалось провести от Речного до Железнодорожного вокзала. Воплотить проект в жизнь помешала Первая мировая война.
Метро планировалось и в 30-е годы ХХ века, когда был утвержден новый Генеральный план застройки Киева. В 1937 году даже начали строительство двух туннелей под Днепром, но работы прекратились после вторжения нацистов.
Весной 1945 года началось восстановление разрушенного войной Киева. В плане реконструкции значились и 22 станции метро, которые должны были украсить столицу УССР.
Из-за особенностей рельефа метростроевцы сталкивались с трудностями: подземными водами, труднопроходимыми грунтами, перепадами высот и нестабильными породами. Поэтому туннели для первых станций пришлось прокладывать на большой глубине, а киевское метро стало одним из самых глубоких в мире.
По-настоящему инновационные способы решения возникающих проблем пришлось изыскивать в 1971 году. Перед самым пуском нового участка метростроевцы столкнулись с загадкой: болты в три сантиметра диаметром, скреплявшие тоннели, были изъедены коррозией. Проверка качества металла, утечек на окружающих предприятиях ни к чему не привела.
Оказалось, виноваты… бактерии. Тионовые микроорганизмы, дремавшие в глубинах земли, «проснулись», когда в грунт поступил кислород во время туннельных работ. Они выделили серную кислоту, которая и уничтожала металлические болты. Для решения проблемы потребовалось сооружение усиливающей железобетонной рубашки.
Постсоветская эпоха, как и во многих других сферах украинской действительности, оказалась временем упадка и стагнации для Киевского метро.
Одна из самых красивых станций Киевского метро - "Золотые Ворота". Украшена мозаиками в стилистике Древней Руси.
Более 60 % подвижного состава не обновлялось со времён СССР. Вагоны шумные, изношенные, требуют капитального ремонта, но средств на обновление нет. В 2023 году власти попытались решить проблему, закупив 60 списанных польских вагонов из Варшавы, однако пригодными к эксплуатации оказались лишь двадцать. На сделку потратили 330 миллионов гривен — примерно 800 миллионов рублей.
На инженерном уровне ситуация не лучше. Ряд участков метро регулярно затапливает из-за старых коммуникаций и отсутствия своевременного ремонта, и эксперты всё чаще предупреждают, что без комплексной реконструкции это может обернуться серьёзной аварией. Станции, построенные десятилетия назад, устаревают технически и морально: из 52 станций лишь 13 доступны для маломобильных пассажиров.
После событий 2014 года развитие киевского метро фактически остановилось. Новые станции не вводятся, а амбициозные проекты расширения сети год за годом откладываются. В нынешних экономических условиях перспективы метрополитена украинской столицы выглядят сомнительными.
Источник данных:
Петренко В. И. КИЕВМЕТРОСТРОЮ-65! //Метро и тоннели. – 2014. – №. 2. – С. 10-16.
Портал "Мир Метро". URL: https://mirmetro.net




