387

Как я работала ABA инструктором1

В далеком 2018-м, под Новый год, я осталась без работы. Я ушла сама, в никуда. Убегая от стресса, моральных унижений и переработок. Вздохнула, наконец, полной грудью и начала искать работу. По образованию я - детский психолог. Всегда работала с детьми, но непосредственно психологической деятельностью почти не занималась. Все вакансии, которые я находила, были из разряда "20 тысяч, полный рабочий день, место работы возле кладбища".

Через знакомых пришло предложение - поработать этим самым инструктором. Я понятия не имела, кто это и с чем его едят. Но вариантов не было - поехала. Пока ехала на собеседование - гуглила. Гугл обрадовал меня тем, что это секта, дрессировка и полный кошмар. Мы познакомились с клиническим директором ABA центра (интересная однако секта), понравились друг другу и меня позвали на обучение.
Выяснилось следующее: это подход по работе с поведением. Если ребенок кричит, визжит, плюется, кусается, кусает себя, бьется головой о стены и т.п. - это не к священнику, это в ABA.

Чаще всего туда приходят дети с аутизмом, но это не значит, что помогает только им. Поэтому существует миф: "Раз вам помогает ABA значит у вас аутизм" - это маме моей ученицы в садике сказали. Это бред. ABA при правильном использовании может помочь изменить поведение даже взрослого человека.

Почему этот подход сравнивают с дрессировкой? Потому что на поверхности люди видят следующее: сделал задание - получил конфетку. Значит дрессировка.

Как это на самом деле работает?
За ребенком наблюдает специалист. Дома и в центре. Анализирует поведение ( все эпизоды записывает поминутно). Делает выводы. Это куратор. Такой умный человек, прошедший массу учёб и пишущий программу вмешательства для ребенка. Инструктор - это исполнитель, он реализует программу с ребенком. Мотивирует ребенка через игру. Налаживает сотрудничество.