246

Бог Сварог

Продолжаем про язычество. Сегодня поговорим о конкретном персонаже, который известен нам под именем Сварог. Он пригодится для разбора следующей сказки.


Этот мифический персонаж интересен тем, что он упоминается в письменных источниках восточных славян один единственный раз. Что не мешает большинству людей верить, что такой бог был в нашей истории. Давайте разберёмся.

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Сразу скажу, что такого в академической литературе я не встречал, поэтому в итоге меня и автора можно закидывать тапками с надписью "фольк-хисторик". Хотя ничего крамольного в статье по сути нет, но выводы некоторым могут не понравиться. Долбославия не будет!


Как показала практика предыдущих статей, иногда на авторский текст стоит давать собственные пояснения. Так что мои комментарии пойдут курсивом.

Для ЛЛ: Сварог является скорее всего привнесенным со стороны богом, так как индоевропейское начало было забыто. При этом название его скорее славянское. В нашем фольклоре он остался в образах Морозко, Деда Мороза и Кузьмы-Демьяна.

Поехали


Славянское божество Сварог одно из самых загадочных. В первую очередь потому, что наши предки оставили о нем слишком мало сведений. В науке сейчас можно выделить три взгляда на Сварога:

1. Сварог — бог огня, небесный кузнец, связанный с солнцем и огнем, согласно теории Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова.

2. Сварог — просто синоним бога неба Стрибога. Б. А. Рыбаков так и пишет в книге "Язычество Древней Руси": "Славянский Стрибог расшифровывается при помощи индийского "paterbhagos" -- "бог-отец"; синонимичное Сварог объясняется из индийского "Swarga" — "небо". Этой же теории придерживает лингвист О. Трубачев, который считает, что имя Сварога заимствовали от причерноморских ариев.

3. Бога Сварога вообще не было, как полагает Н. И. Зубов, который считает Сварога не именем божества, а изобретен русским книжником из названия ритуального огня Сварожич.


Комментарий.

Тут интересно, что часто боги-кузнецы выступают изначально божествами подземного мира. Однако, как мы можем наблюдать, историки ассоциируют славянского Сварога с небесным кузнецом. Подозреваю, это произошло от сближения/смешения в некоторых традициях Бога-Кузнеца с Богом-Громовержцем или Богом-Отцом.


От этих теорий по популярной и около-научной литературе расходятся представления о Свароге в силу фантазии автор, чем особенно грешат авторы славянского фэнтези и апологеты неоязычества.


Беда в том, что Сварог в русских источниках встречается всего один раз. Это упоминание дает нам надежную точку опоры для исследований. В "Повести временных лет" (Ипатьевская летопись) под 1114 г. приводится обширный отрывок византийской хроники:


И после потопа и после разделения языков "начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Ермия, затем Феоста", которого и Сварогом называли египтяне. "Когда царствовал этот Феост в Египте, в годы правления его упали клещи с неба, и начали ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели себя воздержанно, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелевал. Поэтому и прозвали его бог Сварог".

Откуда же эти сведение? Из греческой "Хронографии" Иоанна Малалы (ок. 491-578), чей славянский перевод был очень популярен на Древней Руси. Единственным источником по истории Древнего Египта, доступный грекоязычным авторам в то время, была ныне утраченная "История Египта" Манефона (III в. до н. э.). Там действительно первая династия, правившая Египтом, была династией богов. "Первый человек (или бог) египтян был Гефест, который также известен среди египтян как первооткрыватель огня. Затем, его сын Гелиос (Солнце)..." (пересказ Манефона из "Хроника Евсевия" (Армянская версия). Гелиос - это египетский бог Ра, Гефест - Пта.


Сам по себе отрывок для нашей темы он неинтересен, так как представляет собой пересказ ''Истории Египта'' Манефона и славян не касается. Кто сомневается, тот пусть читает фундаментальный труд М. А Коростовцева ''Религия Древнего Египта''. Но упоминания славянских божеств здесь очень важно. Стоит помнить, что в XII в. память о славянском язычестве еще была жива, что доказывает "Слово о полку Игореве". А вот греческая мифология была экзотикой, поэтому древнерусский книжник дал пояснения незнакомым греческим божествам, приведя их славянские аналоги, знакомые читателю.


Сварог здесь надежно соответствуют греческому богу-кузнецу Гефесту, а бог солнца Даждьбог назван его сыном. Следует помнить, что средневековые ученые люди знали про античную мифологию, пожалуй, даже меньше, чем современный школьник, прочитавший изложение мифов Куна. Их знания укладывались в простую схему: Зевс — бог, молний, Гефест — бог-кузнец, Гелиос — бог солнца. И ничего более. Вот русский летописец, внес для своего современного писателя понятные мифологические соответствия из славянской мифологии, а заодно и блеснул на века свой ученостью.


Комментарий.

Даждьбог назван сыном Сварога именно для описания египетской династии. То есть к славянской мифологии указанные в ПВЛ родственные связи не имеют отношения. Хотя...


Еще известно, что средневековые русские крестьяне под овинами разжигали огонь и молились ему, называя Сварожичем, и что балтийские славяне называли бога Радегоста Сварожичем. Не много. Остается только надеяться на сравнительный анализ индоевропейских параллелей.


Бог Суцелл

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Начнем с более близких в культурном плане мифологии балтских племен, тем более славяне жили рядом, а ряд балтских племен вошли в состав русского народа. Литовский бог-кузнец Телявель. Это божество выковало солнце и поместило его на небо. Кроме того, он помощник Перкунаса (бога грома). Литовские исследователи находят в Телявеле хтонические черты и с небом не связывают. Мало того, считалось, что кузнечное ремесло было изобретено демонами. Аналогичен ему другой балтийский бог Кальвис, видимо, одно и тоже что Телявель. Но это очень поздние сведения, зафиксированные в конце языческой эры, причем отрывочные и чужие. Однако, четкая связь между балтийским Телявелем и Сварогом несомненна: оба боги-кузнецы, оба создатели солнца.


Комментарий.

В Проблема датирования первых славянских сказок я писал, что славяне и балты долгое время находились в состоянии балто-славянского единства (без разницы, какую именно теорию при этом принимать), а значит и мифология балтов и славян до разделения должна быть схожей.


Обратимся к более древним временам, любимым многими ариям и Ведам (созданных во II тыс. до н . э.). Это бог-кузнец Тваштар с прозвищем ''прекраснорукий''. Интересно, что имя божества произошло от слова ''создавать'', ''производить'', что напоминает происхождение имени Телявеля от ''создавать'', ''рисовать''. Ригведе он упоминается с топором или ножом, а в более поздней Атхарваведе Тваштар уже старец с чашей священного напитка сомой.


А это уже очень интересные детали. Дело в том, что до нас дошли многочисленные каменные идолы скифского времени (VI-I в. до н. э.). Изображают они мужчину с топором или мечом-акинаком, часто с рогом для питья в руках. На идоле Святовита из Збруча мы так же наблюдаем божество с рогом в руке. Мне не кажется это случайным, даже не смотря на большой хронологический разрыв. Но у Тваштара была и темная сторона. Его супруга Дану была из демонического рода асуров и его детьми были чудовища Вишварупа и Вритра. Имя Дану восходит к индоевропейскому корню со значением "поток, река".

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Перенесемся в кельтскую Европу. На континенте мы знаем загадочного галльского бога Суцелла. Известны только изображения с молотом в руке и чашей в другой руке. Атрибуты очень похожи на атрибуты Тваштара и древних скифских идолов. И кажется не случайно. Известно, что супругой Суцелла кельты считали богиню Нантосвельту, от слова ''нант'' — река. А вот в Ригведе по одной из версий матерью Вритры называется богиня Дану, мать демонов-асуров. Имя Дану означает ''поток''. Ирландская мифология так же знает Дану, мать-прародительницу божеств. Имя ирландской Дану так же традиционно возводят к индоевропейскому корню "поток, река". Ирландская Дану - прародительница поколения богов Племя богини Дану, Туата де Дананн. Дану - ''поток'' и Нантосвельта – ''река''. Удивительные совпадения. Еще удивительнее, если мы вспомним по каким рекам мы находим скифские идолы с мечом и рогом — Днестр, Днепр, Дон, Дунай — реки того же корня, что имя богини Дану. Перед нами таким образом древняя индоевропейская богиня - мать хтонических змеевидных-асуров (славянских асилков), а Сварог - отец асуров. В русских волшебных сказках асуры-асилки остались как подземные змеи, которых уничтожает главный герой. Эти змеи имеют мать-змеюху и отца-змея, который подобно гоголевскому Вию не может самостоятельно открыть глаза и веки поднимают добры молодцы вилами. Видимо, перед нами древнейшие отголоски индоевропейского мифа о Свароге и асурах, противостоящим небесным богам-девам.


Карта с находками идолов с рогом.

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост
Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Видимо у скифов был целый культ связанный с богом-с-рогом и его супругой. Река-богиня с именем с корнем -дон и и статуи ее супруга, видимо представляли единый культ. Одна из легенд о происхождении скифов, записанная Геродот, рассказывает что скифы являются потомками полуженщины-полузмеи и Геракла. Это видимо, отголосок древней индоевропейского мифа. Змееногая женщина - это скорее всего богиня Апи. Скифов вытеснили сарматы, а культ остался. А потом пришли славяне и на Днепре ассимилировали сарматское население, получив иранскую культуру в наследство.


Комментарий.

В Проблема датирования первых славянских сказок я писал, что к середине первого тысячелетия до н.э. славяне "должны" уже были позабыть многое из общей индоевропейской мифологии в силу естественных причин. Большая часть богов индоевропейской мифологии у них опустилась до уровня низших существ. Поэтому славяне с удовольствием вбирали в себя соседских богов в тех случаях, когда своих не осталось в памяти.


Скифская богиня Апи

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Змеевик Владимира Мономаха с изображением змееногой богини.

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Этого божественного кузнеца они назвали (или отождествили) с Сварогом. Это был бог-кузнец. Но не небесный, он жил под землей — это было суровое хтоническое божество из семейства асов (в славянской мифологии — великанов асилков, противников богов). Само имя не имеет отношения к индуистской ''сварге'' — это выдумка ученых фантастов XIX в., которая благодаря академику Б. А. Рыбакову гуляет до сих пор. Думается, что корень имени Сварог — славянский корень -вар, то есть варить, кипятить. Это прямо намекает на функцию Сварога, как изготовителя священного напитка. А образовалось слово так же как слово ''творог'', ''сапог'' и ''острог''.


Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков)

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Комментарий.

Полагаю, что Сварог как существо был привнесен в славянскую культуру со стороны, хотя в мифологии образ Бога-Кузнеца должен был остаться хотя бы благодаря сказкам. Подробнее здесь - Древние корни индоевропейских сказок и неожиданные выводы. Именно из-за того, что образ оставался, "иностранный" бог легко лег на эти воспоминания, но обзавёлся славянским именем, в отличие от Хорса и Симаргла. Имя Богу-Кузнецу дали по созвучию с "духом огня" Сварожичу - Сварог. Известно также заимствование из славянского в румынский sfarogŭ, švarogŭ "сухой, пылающий".


Сварог (?) на Збручском идоле.

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Христианство вытеснило Сварога святыми Козьмой и Дамианом. Что сохранило нам отзвуки хтонической сущности Сварога — эти святые сковывали реки льдом. Другим образом Сварога в русском фольклоре — это Морозко, страшный дух, который убивает людей морозом, но может и наградить богатыми дарами (богатство — это еще одна отличительная черта хтонических божеств). Еще в XIX в. крестьяне резали кур и приносили в жертву яйца моля Козьму и Дамиана о плодородии.


Сварог (?) на золотой пряжке из Микульцена (Чехия)

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

А вот самого Сварога мы до сих пор можем видеть каждый год в образе Деда Мороза, вот только нрав у него смягчился за тысячелетия. Кто такой Морозко или Мороз? Перед нами могучий дух или бог, который может вызывать мороз и засыпать землю снегом. Этот образ очень быстро повергся разрушению. Если еще в середине XIX в. этнографы успели записать образ Мороза в виде старика с посохом, то уже в начале ХХ в. этот образ измельчал и память о посохе исчезла. Сказители сами не знали кто это был.


Образ Морозко заставляет нас вспомнить о Кузьме-Демьяне, который сковывает реки льдом и насылает мороз на землю. "Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует", "Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются", "Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет" - гласят русские пословицы. В основе русских представлений о Кузьме-Демьяне лежит образ бога Сварога, хтонического кузнеца, отца Солнца-Даждьбога. Но почему тогда Морозко держит в руках не молот, а посох?


Сварог был хтоническим богом, то есть суровым богом подземного мира. Как известно со дня Кузьмы-Демьяна в ноябре у русских крестьян начинался период свадеб и свадебных гаданий и ритуалов у девиц. Поэтому можно предположить, что именно в ноябре и происходит действие сказки. Сварога-Мороза крестьяне боялись, так в одной сказке Мороз съел всю пшеницу на поле крестьянина. Поэтому вплоть до ХХ в. русские крестьяне резали для Мороза кур и угощали Кузьму-Демьяна ритуальной пищей.


Это детали, которые отсылает нас во времена венедов (или пшеворской археологической культуры, II в. до н. э. - VI в. н. э.), когда славяне и часть германских племен находились под сильным влиянием кельтской культуры. Кельтским аналогом Сварога был бог Суцелл, которого изображали с котлом в одной руке (у славян образ котла не прижился, его заменил рог) и молотом - в другой. Молот был на очень длинной рукоятке. Но на образ Морозко повлиял не столько образ кельтского бога-кузнеца, сколько его галло-римский вариант, объединенный с римским божеством Сильваном.


Романский Суцелл-Сильван

Бог Сварог История России, История, Сказка, Мифы, Мифология, Славяне, Кельты, Сварог, Кузнец, Гефест, Морозко, Скифы, Балты, Длиннопост

Этот Суцелл-Сильван изображался не с молотом, а с посохом. Тогда становится понятна связь Морозко с лесом, потому что Сильван был покровителем леса.


Сильвана римляне представляли стариком. Можно предположить, что именно это божество в эпоху венедов повлияло на образ Сварога и в свою очередь на образ сказочного Морозко.


Таким образом, славянский Сварог - это древнее индоевропейское божество, прародитель асуров, подземный кузнец, изготовляющий для богов священный опьяняющий напиток. На рубеже тысячелетий у славян этот образ испытал сильное кельто-романское влияние, а потом скифо-сарматское влияние и в таком виде вошел в славянский языческий пантеон.


Сварог был хтоническим божеством, противостоящим небесным богам, поэтому в пантеон князя Владимира он не попал, как и Велес. После принятия христианства образ Сварога трансформировался в образ Мороза (Морозко), передав часть функций святым Козьма и Дамиану. В наше время под европейского рождественского образа святого Николая Сварог превратился в новогоднего Деда Мороза.


Комментарий.

Боги-Кузнецы присутствуют практически во всех мифологиях мира. Однако их зарождение в разных мифологических системах вряд ли связано друг с другом, хотя внешность этих богов зачастую схожа. Одним из отличительных признаков Бога-Кузнеца является хромота. Существует несколько предположений о хромоте кузнецов из разных мифологий, но самая разумная причина хромоты относится к медно-мышьяковым рудам (впрочем, и к олову) - работа с ними приводит к заболеваниям ЦНС, судорогам или параличам конечностей.

В некоторых культурах Кузнец выступает в качестве змееборца или побеждает водную стихию. Это другой древний миф, о котором поговорим как-нибудь в будущем.


Автор основного текста - KAMAS. Комментарии - мои.


Предыдущие статьи по теме:

Немного о мифах

Древние корни индоевропейских сказок и неожиданные выводы

Проблема датирования первых славянских сказок

Сюжеты сказок Древнего Египта в русских волшебных сказках

Василиса Прекрасная и Василиса Прекрасная (окончание)

Лига историков

18.3K постов54K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
бог огня, небесный кузнец, связанный с солнцем и огнем, согласно теории Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова.

А Перун кто по версии этих уважаемых авторов? Бог Грома, небесный бог, и опять же кузнец.

раскрыть ветку (55)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это одна из причин, по которой я считаю, что Сварог является привнесенным со стороны богом. В мифологии праславян сам бог-кузнец скорее слился с Перуном. Подобные слияния богов являются нормой.

раскрыть ветку (54)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я читал статьи в которых доказывалось, что А) Велес - привнесенный с Карпат и Закарпатья бог. Б) Перун - привнесенный бог В) Стрибог и Хорс  - изначально считались привнесенными. Г) Ярило вобще не бог. Не так много остается для неоязычества. Можно сказать что вобще ничего не остается.

раскрыть ветку (53)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я тоже встречал упоминания таких подходов. Стрибога некоторые отстаивают как "своего".


Для неоязычества вообще нет никаких научных оснований. Даже попытка князя Владимира вывести Перуна как верховное божество скорее продиктовано его осведомленностью мифологией других народов, чем "мифическим" славянским пантеоном.

раскрыть ветку (46)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А скажите, получается что у славян вообще нет никакого мифологии своей?

раскрыть ветку (22)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Уничтожено все. Плюс славяне неоднородны сами по себе.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Нет развитого пантеона своего. Возможно от времён индоевропейской области в качестве богов остались Перун и Велес (Волос). Остальные изначальные боги упростились до низших мифологических существ и героев сказок. Но обрядовые действия, разные приметы и поклонение мелким существам (вроде домового) остались.

Но они принимали богов от других индоевропейских народов. Хорс, Симаргл от скифов или сарматов. Сварога от тех же скифо-сарматов или кельтов.
раскрыть ветку (20)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Это как-то грустненько… ничего своего не придумали, да еще и никаких эпосов типа Эдды нет.

А в кельтском и скандинавском пантеоне как, были пришлые боги?

И почему они лучше сохранились до наших дней?

раскрыть ветку (19)
0
Автор поста оценил этот комментарий
На самом деле у нас остались сказки. Они являются отличным носителем мифологии и мифологических воззрений. Но их надо уметь расшифровывать. Примеры подобных расшифровок я и начал показывать
0
Автор поста оценил этот комментарий
Я писал про это в Проблема датирования первых славянских сказок

Кратко.
Для развития мифологии требуются благоприятные условия в виде условно сытой жизни. Тогда у людей появляется время для размышлений и философствования. Если же условия не очень благоприятные, то мифология условно консервируется. Если неблагоприятные, то есть жизнь близка к режиму выживания, то мифология упрощается.

Балто-славянское единство всё своё время провело в лесах зоны, которая относится к не самым благоприятным.

Сравните с греками, которые жили у Средиземного моря, или индоиранцами.
Даже кельты, которые тоже жили как и славяне в лесах, были в более теплой зоне. С германцами сложнее, но похоже, что изначально они переместились от Черного моря, а их часть в виде скандинавов жила на берегах достаточно теплого моря, рядом с рукавами Гольфстрима.

Вот такие причины того, что и кельты, и германцы имеют мифологию более развитую, чем славяне
раскрыть ветку (17)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
но похоже, что изначально они переместились от Черного моря

Изначально? Вы про какую изначальность речь ведете? Так то в Европу кроманьонцы пришли вобще все.

раскрыть ветку (14)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Изначально, это про германцев. Согласно некоторым предположениям, после отделения от индоевропейской общности они некоторое продолжительное время прожили у берегов Черного моря, а потом переместились уже север.

При любом раскладе, их место проживания было комфортней славянского, хотя и хуже кельтского.
раскрыть ветку (13)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вспоминается Тур Хейердал и "Кавказ родина асов". Вот вы вроде против натяжек, но сами точно такую же натяжку приводите в пример.

Ну и сравнивать "места проживания" это уже натяжка поверх натяжки. Кельты были распространены по всей Европе и на территории России замечены. О каком месте проживания идет речь? Шотландия тоже кельты, и юг Франции кельты.

раскрыть ветку (12)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. А христианство могло повлиять на дальнейшую сохранность мифологии?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Могло, конечно. Оно ведь боролось с язычеством. Однако роль христианства как уничтожителя самих знаний о мифологии сильно преувеличена. Наоборот, именно оттуда к нам приходит большой объем знаний о мифических существах разных народов, которые не обладали собственной письменностью. Ведь у этих народов приход христианства связан и с появлением развитой письменности.
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А почему мифическим? У вендов был же пантеон. Другое дело, что пытаются найти какой-то другой пантеон.

раскрыть ветку (22)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А был ли? Привнесение богов со стороны говорит как раз об отсутствии своих богов.


Пантеон предполагает, что есть некие старшие боги, некие младшие боги и куча низших существ. Мы в лучшем случае можем восстановить Перуна и Волоса, как славянских (и то, некоторые и их оспаривают), + небольшое количество богов, которые явно привнесенные со стороны. Т.е. получается, что от изначальной индоевропейской мифологии осталось у праславян только 2 бога (и это в лучшем случае). "Иностранные боги не попадали бы на место праславянских, если бы у праславян был на этом месте свой бог. Значит боги свои изначальные были забыты.

Новые боги тоже имеют индоевропейское происхождение, но это уже чужие существа, пусть и вошедшие в культуру.

Боюсь, что говорить о настоящем пантеоне в этом случае достаточно сложно.

раскрыть ветку (21)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так надо понимать, что такое Киев и кем он населен в то время. Не факт, что только славянами и не факт, что славянами из одного племени. Князь и дружина вобще варяги (мы послы народа русского Карлы, Инегельд.... и т.д.) Естественно, что религия будет синкретической.


Т.е. получается, что от изначальной индоевропейской мифологии осталось у праславян только 2 бога
Святовит — бог руян, Прове — бог вагров, Жива — богиня полабов, Редегаст — бог бодричей, Чернобог — дьявол.
По «Grundtræk til En Nord-Slavisk og Vendisk Gudelære» датского поэта Б. С. Ингемана. (Copenhagen, 1824):
Хорошие боги: Триглав, Перун (Бог), Святовит, Радегаст, Прове, Sieba, Siebog, Schwayxtix, Подага, Ругивит, Каревит, Juthrbog, Девана, Woda или Waidawut (Один), Balduri (Бальдр).
Плохие боги: Чернобог (Pya), Flins, Zirnitra (Zir), Berstuk, Маровит (домовой), Hela (Хель).

То есть ближайший родственный пантеон (по крайней мере для западных славян) это германо-скандинавский.

раскрыть ветку (20)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Киев археологически прослеживается со второй половины 10 века. Это уже восточные славяне, а не времена славянского единства.


Как раз указанный текст, на мой взгляд, и говорит о том, что в каждом поселении/племени/роду своего "бога" чтили. Т.е. это не пантеон.

раскрыть ветку (19)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

http://www.ipiran.ru/egorov/kvkr.htm#_Toc239497800


В качестве краткой энциклопедической сводки всей проблематики того времени.


и говорит о том, что в каждом поселении/племени/роду своего "бога" чтили.

Только вы говорите о восточных славянах, чье язычество было под корень уничтожено РПЦ а я о западных у которых и храмы были и сведений чуть больше сохранилось.

раскрыть ветку (18)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Очень сильно натянутая проблематика в статье по ссылке
раскрыть ветку (11)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вы тоже любите понатягивать. Что делать, такова селяви. Сама статья одна из большого цикла. Лично мне нравится.

раскрыть ветку (10)
0
Автор поста оценил этот комментарий

При этом именно западные славяне испытали большое воздействие германцев - как в языке, так и в мифологии. Считается, что они дальше остальных ушли от времён общности.


И ещё раз повторюсь, РПЦ практически ничего не уничтожило - язычество к тому времени и само выродилось и сейчас мы его можем наблюдать в приметах, обрядах, сказках, поговорках, и даже в обрядах самой РПЦ.

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
РПЦ практически ничего не уничтожило - язычество к тому времени и само выродилось

Ой ли. Скоморохов гоняли в гораздо более поздние времена. А про двоеверие вздыхали еще в 19-м веке. Для выродившейся религии несколько крутовато.

Ну и в те самые времена выродившаяся религия не требовала бы применения "огня и меча" для своего уничтожения. Народ бы сам с радостью поскакал в обьятия новой религии.



При этом именно западные славяне испытали большое воздействие германцев - как в языке, так и в мифологии.

Во-первых славяне и германцы не так уж давно (по историческим меркам) разделились.

Во-вторых не бывает влияния в одну сторону, оно всегда взаимно.

Ну и где искать образцовых эталонных славян, не испытывавших влияний?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
А Тур, Божества древних славян. Система славянской мифологии. А. божества небесные. 3. Олицетворения солнца у восточных славян. Солнечный Тур и Турица — покровители весеннего плодородия.У чуваш- Тура-тала, в мифологии чувашей высшее божество. С.-т. — небесный бог-творец; он подает дождь на поля, дарует урожай и счастье людям. Считалось, что при нем находились боги — создатели душ (Чун суратакан тура), детей (Ывалхер суратакан тура), домашних животных (Выльах-черлех суратакан тура), жилищ (Сурт суратакан тура), богатств (Мул суратакан тура), пчел (Хурт суратакан тура),
раскрыть ветку (5)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
У чуваш- Тура-тала, в мифологии чувашей высшее божество

Что по-моему служит доказательством неславянскости по определению.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Не могу сказать..Многие боги друг у друга взаимствованы но имена у всех свои
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Перун - Перкунас

Дьяус-питар - Диевас - Зевс (микен. di-we)

Велес - Велняс - Вала

Hausōs (изначальное название) - Эос - Ушас - Аушра

Это связки одних и тех же богов у разных индоевропейских народов. Названия идут от общеиндоевропейского. И боги эти не взаимосвязаны, а имеют общего предка в каждом ряду.

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Тут все просто. Для заимствования чужого бога должно пройти время на протяжении которого два народа очень тесно взаимодействуют. Сколько славяне контактируют с чувашами и когда это началось?

0
Автор поста оценил этот комментарий
Выглядит как что-то новодельное от неоязычников, по крайней мере относительно славян
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку