Биометрия в общественном транспорте

В продолжении обзора футуристического романа «Транспортная стратегия Российской Федерации…», первейшая цель которого на практике – цифровизация отрасли, обратим взор к более повседневному транспорту – общественному.

О готовности граждан принимать в этом участие, конечно же никто не поинтересовался. Скорее всего против биометрии выступит большинство. Это произойдет на исключительно интуитивном уровне отторжения ногвого и непонятного. Сознательные же граждане выступают против массовой биометрии сознательно. Это очень правильно волноваться о том, как будут храниться и использоваться в дальнейшем данные миллионов граждан. В персональном использовании аппаратный токен однозначно должен присутствовать для дополнительной защиты биометрических данных. В массовом же использовании биометрии наличие дополнительной защиты не ускоряет процесс, а только его тормозит.

Давайте вернемся к тому, как моссовое использование биометрии видит государство.

Биометрия в общественном транспорте

Согласно «Стратегии», это приоритетная (вместе с воздушным транспортом) отрасль применения биометрической системы идентификации.

По этому поводу не далее, как в сентябре прошлого года глава Минтранса, Виталий Савельев, заявил на марафоне «Новое знание», что к 2024 году использование биометрии для оплаты проезда в общественном транспорте планируется ввести повсеместно. Сказано это ради красного словца, или правда, доподлинно неизвестно.

Собственно, в Московском метрополитене с августа тестировалась, а с октября полноценно заработала система Face Pay, что и есть биометрический сервис: проход через турникет благодаря распознаванию лица. Пока это такая хипстерская развлекуха, поэтому серьезных выступлений против биометрии не было.

Работает это просто: скачиваете приложение, там же фотографируетесь, информационная транспортная система регистрирует фото. Далее подходите к турникету с биометрией, видеокамера вас опознает, пропускает и списывает средства с указанного вами счета. Как сделано данное приложение, насколько оно защищено и каким образом? Кто задумался о том, что при тотальных утечках данных с госиситем, его лицо, а с ним и денежки, и много чего прочего личного может просто унестись в даркнет. Обязательное наличие аппаратного токена, защищающего все подобные операции, для профессионала очевидно. Но не для простых граждан, которые даже не представляют, что можно сотворить с их «данными тела».


Вернемся к теме. В отличие от тестовой системы пропусков по «данным тела» в аэропортах, в общественном транспорте биометрия на шаг впереди.

Мэр города, Сергей Собянин, с восторгом рассказывал, что власти не ожидали энтузиазма от москвичей, а вот поди ж ты: за несколько недель записались 15 тысяч человек. Мы, правда, никогда не узнаем, как использовали в этой задачке административный ресурс, ну да ладно.

Несомненный плюс такой системы в том, что это гигиенично. Это особенно уместно во время пандемии. На этом однозначные плюсы заканчиваются.

Главная цель, по словам организаторов - ускорить обслуживание, увеличить пропускную способность транспорта. Неясно, правда, в чем преимущество биометрических турникетов перед обычными способами и почему решение именно такое. Скорость абсолютно такая же, а может и меньше: система новая и там больше багов.

Так что, за исключением факта «бесконтактности», удобства, непонятны выгоды гражданина


А вот выгоды представителей власти – очень даже ясны.

Ну вот одна из них – традиционно сыграть на чувстве патриотизма. Это небольшой, но долговременный вклад. Ведь в смысле биометрии на транспорте мы впереди планеты: в массовом формате нигде в мире идентификация по биометрическим параметрам не введена, Москва в этом смысле первая, и государство делает на этом акцент. Вам приятно? Да, такие системы в мире тестируются, да, внедряются, но не в таком широком направлении и не с целями «мы сделаем это до 24 года!». Кстати, наверняка тому есть объективные причины.

Далее. Представьте, сколько горожан каждый день пользуются общественным транспортом. Собрать все их данные – это большой успех, а в перспективе – огромная польза для манипуляций. Допустим, к 2024 году весь общественный транспорт действительно будет на биометрии и граждане к ней привыкнут. К тому времени это коснется не только Москвы. Простой психологический расчет: биометрия сейчас вызывает отторжение, из-за непривычности и недоверия. Через пару лет это будет не так критично, правда?

Количество обычных турникетов, систем естественным образом сократится. В дальнейшем они и вовсе исчезнут. Конечно, все время оговаривается, что биометрия – дело добровольное, но мы-то знаем, что это до поры и времени. Вспомним, что есть и иные рычаги, чтобы сделать ситуацию безвыходной, а биометрию – добровольно-принудительной. А данные уже со всех будут собраны.

В довесок скажем об очевидном: данные Face Pay могут успешно использоваться в интересных целях. Ведь все манипуляции с данными, их хранением отданы под ответственность силовиков. И в Москве уже есть случаи использования городской системы видеонаблюдения в целях представителей власти: мы хорошо помним, как после митинга в апреле прошлого года благодаря данным системы силовики приходили домой к гражданам из-за участия в незаконном мероприятии.



Ну и просто немного цифр… Для работы используют камеры видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, которые поставили еще в сентябре 2020 года. В Москве в принципе уже больше 3х лет функционирует более 200 тыс. камер (вдруг вы не знали). На периметре в один квадратный километр расставлено около 70-80 таких устройств. Ну как, почувствовали себя героем реалити-шоу?


В общем-то, все в том же ключе, как и с недавно официально заработавшей ЕБС. На все большие вопросы, загвоздки и нюансы безопасности успешно закрыли глаза. Потому что главное – скорость и результат: сделали, внедрили, данные соберем. А качество – это неважно. И, как обычно, в этом смысле – спасение утопающих (то есть, вопрос безопасности данных) – это дело рук самих утопающих. Берегите свои данные

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества