Серия «Глухая музыка»

75

Падающий слух - беречь или тренировать?

Привет, с вами снова "Глухая Музыка", давно не виделись! В двух словах напомню - я слабослышащий музыкант, композитор и вокалистка, у меня нейросенсорная тугоухость 3 и 4 степени (правое и левое ухо), и я пишу о том, как можно совмещать пониженный слух и музыку.

Знаю, что есть люди, которые стали слабослышащими или даже глухими буквально одним днем из-за каких-то травм или болезней, но в моем случае процесс растянулся на годы. Уже в средней школе мне диагностировали наследственную нейросенсорную тугоухость, с тех пор слух плавно снижался, иногда происходили резкие скачки вниз, но общая идея такая - у меня было достаточно времени, чтобы приспособиться. И, конечно же, мне хотелось сохранить слух как можно дольше. Информация, полученная мною от сурдолога, была следующей:

Ношение слухового аппарата ведет к быстрому снижению слуха и даже полной его потере. Нужно избегать слуховой нагрузки, такой как прослушивание музыки. Нужно избегать стрессов.

Все звучало максимально логично - генетически хрупкие волоски в улитке повреждаются громкими звуками, а слуховой аппарат как раз делает звуки громче. Так же как и музыку в наушниках слабослышащий человек всегда стремится сделать погромче. Конечно, я не сразу последовала совету врача и еще несколько лет наслаждалась музоном, но по мере снижения слуха я все чаще и чаще отказывалась от любимого времяпровождения, ограничиваясь только игрой на инструментах и вокалом. Постепенно при просмотре фильмов перешла на субтитры, чтобы можно было делать звук тише, да и понятнее так гораздо. Со стрессом, конечно, ничего не вышло, само собой. Со временем я перестала слушать музыку совсем, да и не нравилось мне новое звучание - у меня прекрасная музыкальная память, и все произведения стали звучать ущербно по сравнению с тем, что было раньше, начали пропадать отдельные инструменты, особенно пострадали те, которые находятся в высоком диапазоне - скрипки и флейты. Так что со временем я отказалась от прослушивания музыки через наушники в пользу прослушивания ее у себя в голове по памяти, так я могла насладиться оркестровой музыкой целиком, без тусклости и пропавших инструментов. Играть на инструментах и петь я не перестала, само собой.

В общем, я совершила сразу ряд ошибок, которые едва ли не стали фатальными и для моего слуха и для меня в музыке в целом.

Ошибка первая, и самая главная - никогда не принимайте на веру все, что говорят врачи. Сомневайтесь, ищите информацию, собирайте доказательную базу. Я была очень юна, мне в голову не пришло подвергать сомнению то, что мне сказали, а потом эта информация воспринималась как аксиома. Я воспитывалась в то время, когда специалисты считались компетентными, а интернет - местом для олбанского и лулзов, поэтому идея загуглить (тогда еще "заяхуить"), а правда ли то, что врач сказал, мне в голову не пришла. Молодая была, не очень умная, каюсь (правда, сказать, что я сильно поумнела с возрастом, тоже не могу, но об этом позже).

Из этой ошибки вытекли все остальные. Действительно, при нейросенсорной тугоухости громкие звуки повреждают слух, но то, как мы слышим, складывается не только из улитки и нервов, но и из слуховой коры головного мозга, которая обрабатывает полученный сигнал. И вот здесь окопалась собака - снимая нагрузку с улитки, чтобы сохранить ее волоски как можно дольше, мы перестаем стимулировать слуховую кору.

Мозг - потрясающе пластичная скотина, и в данном случае нейропластичность играет злую шутку. Как только в мозгу обнаруживаются неиспользуемые мощности, он тут же находит, куда бы их пристроить. Так, например, слуховая кора может начать использоваться для обработки зрительных сигналов. Это то самое чтение по губам, которое иногда само волшебным образом образуется у слабослышащих людей, а так же такой феномен, как звучащая картинка - это когда смотришь видео без звука, в котором происходит что-то явно звучащее, и автоматически "слышишь" этот звук. Или когда субтитры начинают "разговаривать". То есть мозг анализирует зрительную картинку и старается создать нужный звук. Так же слуховая кора может использоваться для подбора слов согласно контексту - если что-то не услышал, но задним числом понял, что имелось в виду. По-умному это все называется кросс-модальной кортикальной пластичностью.

В итоге, тот отдел мозга, который должен использоваться для обработки звука, занимается чем угодно, но только не звуком. Возникает классическая ситуация, когда вроде бы услышал, что сказали, но не получается понять, что именно. С музыкой дела обстоят еще хуже, начинаются проблемы с разборчивостью, восприятием тембра инструментов. Например, не получается понять, сколько гитар, играющих разные партии, одновременно звучит, и вступил уже вокалист, или еще нет - постепенно звуки смешиваются, превращаясь в ритмичную кашу. Что хуже всего, нарушается звуковысотное восприятие, причем, с большой вероятностью, несимметрично - то есть правое и левое ухо могут слышать две разные ноты. И обе неправильные. Две-три соседние клавиши фортепиано могут звучать абсолютно одинаково. Не всегда получается сказать, мелодия движется вверх или вниз. Серьезно!

Для меня переход от "вроде все нормально, просто нужно погромче" до "я вообще не соображаю, что тут происходит со звуком" произошел очень внезапно и совпал по времени с резким падением слуха. Связано это было с моей работой в рок-группе, где я была вокалисткой около года. Репетиции проходили раз в неделю, под это дело снимались репточки, комнаты чаще всего были небольшими, а наши гитаристы постоянно стремились выкрутить гитары погромче. Было забавно ругаться с соло-гитаристом на эту тему - он жаловался, что ему себя не слышно, и ему нужно громче, я же своими недоделанными ушами прекрасно слышала каждую гитару, но вокал в них просто тонул.

Кто не в курсе темы, в маленьких помещениях усиление, которое можно подать на микрофон, очень сильно ограничено, так как возникает петля обратной связи - тот самый вой, от которого потом в ушах звенит. С учетом того, что в репкомнатах колонки направлены на музыкантов, а не от них (что логично), для вокалиста возникают очень сложные условия - микрофон снимает не только голос, а вообще все вокруг, и легко "заводится". То есть просто сделать вокалиста погромче не вариант. По итогу, приходилось петь в слепую, абсолютно не слыша себя. Разумеется, ни о каком качестве в таких условиях речи не шло, и я решила перейти на ушной мониторинг. Мне сделали на заказ дорогие качественные заливные наушники, но оказалось, что гитары настолько громкие, что перебивают звук прямо сквозь наушник... И вот в этот момент я сделала очень большую глупость. Вместо того, чтобы просто уйти из коллектива, которому чхать на вокалиста, я... сделала звук погромче. Да, дура. Прям совсем. Но я занималась тем, что люблю больше всего на свете, и мне хотелось делать это хорошо.

Суть заливных наушников заключается в том, что динамик находится глубоко внутри уха, очень близко к барабанным перепонкам. И это самый популярный вид наушников для использования в качестве индивидуального мониторинга музыкантами. Самый популярный. И самый опасный. Динамик располагается очень близко, и если сделать звук громким... Я поняла ошибку быстро, прошел всего месяц или два. Это сколько, четыре, восемь репетиций? Сначала я чувствовала усталость и боль в ухе (я использовала монитор только в левом, в нем звучал мой вокал, правым ухом я слушала других музыкантов), потом начала замечать ухудшение слуха и смещение панорамы звука вправо. Я сразу перестала пользоваться наушниками, но потеря слуха на левом ухе уже составила дополнительные 15 децибел... И из третьей степени образовалась четвертая - пик минус 90 децибел вместо 75 на предыдущей аудиограмме. Вот такая вот цена за "сделать гитары погромче".

Было-стало. Внимание на левое ухо, оно тут справа (facepalm)

Было-стало. Внимание на левое ухо, оно тут справа (facepalm)

Без мониторинга, который мне было бы слышно, я, само собой, люто лажала, народ был недоволен, но мои просьбы сделать остальных потише ни к чему не приводили. В процессе еще и подкручивали. Были терки. В итоге, я ушла из группы, потому что личные конфликты ради общего дела я всегда готова была спустить на тормозах, но перспектива полностью оглохнуть ради людей, которым явно всё равно, мне не хотелось. Жаль, что не ушла в самом начале, могла бы сохранить слух (разумность при раздаче талантов мне не досталась).

И тут меня поджидала еще одна ошибка. Уйдя из коллектива, примерно на пол года я попала в вакуум, перестав заниматься музыкой. Приуныла, в общем. И вот этот период тишины меня и доконал - когда я решила снова вернуться к музыкантской деятельности, я обнаружила, что уже не могу этого сделать. Я не понимаю, что и как звучит. Не могу попасть ни в одну, мать ее, ноту.

Для музыкантов, играющих на ладовых или клавишных инструментах, духовых с "дырочками" и перкуссионистов это не конец света, выкрутиться можно. Но для вокалистов, смычков и других инструментов, полностью ориентированных на слух - это последний гвоздь в крышке музыкального гроба. Звучит как конец и повод для выстрела в голову. Пара врачей мне сказали, что с этим ничего не сделать, и вообще, поищите себе другое занятие. Но, как мы знаем, не стоит так вот запросто слушать врачей.

В итоге, я нашла, как совладать с проблемами. Конечно, они не решены пока полностью, так как не так и много времени прошло, но прогресс очень существенный и стабильный. Моя идея заключалась в том, чтобы использовать нейропластичность, целенаправленно переформировывая то, как мозг использует слуховую кору. В следующих постах я начну рассказывать о методах, которые использовала, и о результатах, превзошедших все ожидания..

А теперь хотелось бы резюмировать эту простыню. По факту, сохранение слуха - это баланс на лезвии ножа над пропастью.

- Постоянно используйте уши по назначению. Иначе вы потеряете способность понимать услышанное гораздо раньше, чем фактическую способность слышать.

- Не перегружайте свои уши. Достаточно очень малого количества эпизодов "перегруза", чтобы ваша аудиограмма покатилась вниз как лавина с гор.

Как я искала баланс между этими двумя плохосочетающимися вещами, я тоже обязательно напишу.

А еще, лучше прочитать о чужих ошибках, чем совершить собственные. Берегите свои уши!

Интересная научная статья по теме:

https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC6590524/ - кроссмодальная пластичность при потере слуха (на английском)

P.S. у глухой музыки есть телега и VKшка, ссылки не будет, дабы не гневить богов, их можно найти самостоятельно в первом посте из серии "глухая музыка". Статьи везде одинаковые, выходят одновременно.

Показать полностью 2
86

Странный и смешной быт слабослышащего музыканта

С постепенным снижением слуха в моей жизни начали появляться приколы, которые я вряд ли смогла бы предсказать. Что я ожидала: скучно и тихо, не понятно, что говорят люди, одиноко и грустно, пошла вон из музыки. Что получилось на самом деле:

Чтение по губам - навык, развивающийся автоматически по мере снижения слуха. Так же как и дешифровка слов методом подбора - мозг регистрирует количество гласных/согласных через зрение, какие-то звуки прочитывает по губам, добавляет туда те звуки, что смог расслышать, и подбирает подходящее слово исходя из контекста. Процесс просто зашибенский, но скорость обработки информации чуть ниже, чем требует реальный бодрый разговор, иногда информация подтормаживает на пять-десять секунд (но обычно сильно меньше, конечно). Иногда слово подбирается некорректно. В целом ощущение, что в мозгу шуршит нейросеть. Пугает. Странно, но круто. Поэтому окружающие сильно переоценивают мою способность слышать. Из этого всего вытекает следующий прикол:

"Включи свет, я тебя не слышу!" - реальная фраза, которой я регулярно пользуюсь. Супруг часто забывает что к чему и пытается со мной поговорить вечером при выключенном свете. Отсутствие четкой картинки губ собеседника начисто лишает меня способности понимать речь. Поэтому меня доводят до белого каления люди, которые поворачиваются ко мне спиной и уходят в другую комнату, продолжая при этом что-то рассказывать. Раньше приходилось идти за ними, разворачивать лицом ко мне и переспрашивать. Теперь просто жду, когда человек обнаружит пропажу собеседника и вернется сам, тогда и переспрашиваю.

И да, я не понимаю врачей в масках. Часто приходится очень долго объяснять и доказывать, что я не антимасочник какой-то, и что пока они маску не опустят, беседы не выйдет у нас от слова совсем.

В моем круге общения нет людей с тихой и быстрой речью. Это забавно, но реально начинаешь выбирать друзей по громкости речи и четкости дикции. Людям, которые не могут пообщаться, очень быстро становится скучно, так что скороговорщики быстро отсеиваются сами собой.

Едущая сзади меня машина - всегда сюрприз. Все привыкли, что шорох шин слышен, водители, которые едут по двору, очевидно ожидают, что пешеход свалит с их пути, заслышав едущую машину. Так что мне часто приходится подпрыгивать от звуков клаксона в спину.

А еще я часто подпрыгиваю, когда со мной начинает разговаривать муж. Потому что я не слышу звука его шагов и могу быть абсолютно уверена, что в комнате одна. И тут рядом с моим ухом раздается его голос🤣 Более того, я могу считать, что я одна в квартире, так как я не слышала, как он пришел с работы. В такие моменты я веду себя как кот, внезапно обнаруживший за спиной огурец.

Я не в курсе, у кого из соседей собака, а у кого плачущий младенец. Раньше у кого-то постоянно лаял пес, с утра до вечера, а иногда и ночью. Раздражало очень, но последние пару лет стало как-то тихо. Я решила, что собаку наконец-то приучили, но пришедшая в гости подруга пожаловалась на раздражающий лай за стеной. Так что собака все там же, но я ее больше не слышу. Профит! 😁👍

Еще я чувствую, как в километре от моего дома копают метро. Когда звуков вокруг становится меньше, очень повышается чувствительность к вибрации. Я могу не услышать стук в дверь, но я почувствую это. Ощущения странные, будто воздух шевелится. Поэтому звук, а точнее ощущения от шагов соседей сверху гораздо более раздражающие, чем раньше. А мелкое, едва заметное дрожжание здания от прокладывания тоннелей метро меня даже разбудить может. То же касается крупной техники, проезжающей по шоссе. Зато в поезде я сплю как младенец - постоянное и равномерное дрожжание вагона заглушает все прочие вибрации.

У меня постоянно выкипает вода в кастрюле. Стоять, смотреть и ждать, когда вода закипит, скучно. Но если я отойду от плиты, я не услышу звука кипящей воды. А еще шипение убегающего супа... От этого в целом готовка становится напряжной - сесть за стол и потупить в ленту, пока на плите что-то стоит - не вариант. Щелчок вскипевшего электрического чайника  или бульканье в нем воды тоже мне не слышны.

Теперь коты у меня не мурчат, они вибрируют=^_^= Чтобы услышать, как фурычит кот, нужно приложить к нему ухо.

Вся домашняя техника офигеть какая тихая. А еще, скорее всего, моя швейная машинка нуждается в смазке и чистке. Раньше я ее приводила в порядок, когда механизмы при работе начинали стучать. Теперь моя машинка всегда работает тихо и без стука, и вряд ли это потому что я ее очень хорошо смазала в последний раз.

Узнать, правильно ли набрала код домофона, я могу только подергав за ручку. Потому что писк и прочие звуки, которые издают домофоны, мне не доступны. Когда по домофонной связи что-то говорят, и говорят ли вообще, тоже не слышу. Поэтому я просто громко сообщаю, кто я и зачем пришла, когда цифры на домофоне перестанут моргать, а потом начинаю дергать ручку, в надежде, что мне откроют.

Езда по незнакомым маршрутам. Если в транспорте не работает табло или его там нет, то у меня проблемы. Я могу уехать к черту на рога, промахнуться с остановкой и тд. В таких случаях я стараюсь отслеживать свое местоположение по геолокации, но иногда она глючит. В транспорте формата "маршрутка" всегда прошу водителя сказать, когда будет нужная остановка. Иногда они забывают, я так даже до конечной один раз скаталась😁

А еще сложно, когда в такси попадается болтливый водитель. Я несколько раз повторяю, что я не понимаю, так как слабослышащая, а потом всю дорогу еду с фейспалмом под звуки непонятной болтовни. Они еще и вопросы задавать любят, а потом оборачиваются, и спрашивают, почему я не отвечаю. В такие моменты особенно грустно.

Теперь у меня есть универсальный фильтр на раздражительных и бескультурных людей. Если что-то не понятно и я переспрашиваю раз-два, одни начинают злиться и орать, часто матом, другие махают рукой типа "забей, не важно". В кругу общения остаются только те, кто готов реагировать спокойно на необходимость иногда повторить сказанное.

Вообще, конечно, сниженный слух - это некоторая культурная и социальная изоляция. В кино и театре сидишь и просто смотришь на картинку, пытаясь понять, что происходит, пока зал ржет над какой-нибудь шуткой. Перестала ходить в кино в пользу фильмов с субтитрами дома. Лекции, семинары и прочие говорильные мероприятия - тоже мимо. А еще невозможно поддерживать беседу больше чем с двумя людьми, и то это тяжело, приходится постоянно крутить головой, чтобы держать каждого говорящего в поле зрения, поддерживать высокую степень концентрации и внимания. Быстро устаю и начинает болеть голова. Мой выбор - беседы тет-а-тет, сидя лицом друг к другу. Идеально.

Зато я умею ходить на тусовки и изображать там статую. Пока народ вокруг болтает и всячески коммуницирует, я могу пару часов просто сидеть и улыбаться. Иногда киваю в такт тем, кто, как и болтливый таксист, не восприняли моё "я вас не понимаю". Раньше было скучно. Теперь я научилась хорошо проводить время, просто наблюдая за людьми. Почему хожу? Потому что ну надо же куда-то выбираться, правда? Ну и иногда на общих тусовках находятся по-настоящему золотые люди. "Хочешь, пойдем туда, где потише?" - это прям заявка на настоящую дружбу!

Особенности, связанные с музыкой:

Тюнер теперь моё все. Раньше я была счастливым обладателем абсолютного музыкального слуха, и не пользовалась тюнером для настройки музыкальных инструментов. Теперь тюнер приходится использовать везде, для вокала в том числе. Еще я научилась хорошо ощущать биения нот, так как на слух различить, чистый унисон или нет, я больше не могу. Теперь благодаря биениям я могу понять, что гитары поползли даже раньше, чем некоторые музыканты со здоровым слухом, обязательно напишу по этому поводу отдельный пост, как это работает и как пользоваться.

Я хожу на рок-концерты в берушах. И всегда стараюсь выбрать место подальше от колонок, потому что слишком громкие звуки повреждают и без того хрупкий слух. Слушаю то, что проникает сквозь беруши, этого хватает, чтобы прыгать и трясти башкой в такт, а в половине случаев даже угадывать, какая сейчас звучит песня. В самолетах и аппаратах мрт тоже всегда обязательно беруши. К сожалению, на репетициях с группой не было возможности хоть как-то защитить уши, за что я в итоге и поплатилась. Подробнее тоже обязательно расскажу отдельно.

В шумном помещении могу не заметить, что у гитары включен перегруз😁 Дома в тепличных условиях обычно слышу, но, как оказалось, в формате выступления, когда вокруг люди и сложная конфигурация пространства, я на слух не отличаю чистую бас гитару от перегруженной. Приколюха новая, теперь придется всегда проверять, что там на примочках нажато.

Теперь я категорически не способна петь в ноты без мониторинга, причем пропущенного через цепочку усилителей и эквалайзеров. Вокал, так же как и игра на безладовых струнных, в своей высоте полагается исключительно на слух. Поэтому, если не слышишь, что поешь, поешь "на ощупь", получается так себе и, как правило, мимо нот. Из за этого, в том числе, мы разосрались с предыдущей группой, где я пела - выкрученная громкость гитар заглушала даже внутриканальный ушной монитор. К теме вокала при понижении слуха я еще обязательно вернусь более подробно, есть методы по исправлению косяков, различные костыли и хитрости.

И последнее, пожалуй, и - самое неожиданное. Я никогда не бываю в тишине! Вместе с понижением слуха ко мне пришел тиннитус - шум в ушах. В моем случае чаще в левом ухе. Иногда это звук, похожий на кваканье толпы лягушек, иногда звук водопада, но чаще более приземленное - шум воды в бачке унитаза, перемешивание чая ложечкой в граненом стакане, и самое эпичное - звук, который издает светофор на железнодорожном переезде, когда опускается шлагбаум. Выбирать звуки нельзя, пластинка ставится рандомно, но по закону подлости лягушки и водопад самые редкие, а жд переезд самый частый. Иногда громкость тиннитуса может заглушать звук собственного голоса. И всегда он становится громче, если устать, или если просто лечь. То есть вы поняли, да, под какие звуки мне приходится засыпать? Самый популярный способ избавиться от тиннитуса - включить фоном шум громче, чем он. Шум прибоя в наушниках, например. Я решила, что нет смысла менять один шум на другой, так что теперь у меня персональный плейлист в ухе - "мелодии для крепкого и сладкого сна", спонсоры подборки ржд, стакан и толчок. А несколько раз было, что тиннитус был одновременно в обоих ушах, но звуки были не просто разные, они еще и в такт друг другу не попадали. Это был капец🤣

Вообще, жизнь слабослышащего человека для окружающих - темный лес, в основном люди не понимают, что ты такое, и с чем тебя едят, а еще не понимают разницы между слабослышащим и глухим. Надеюсь, это окошко в мой мир было познавательным и интересным😊

Показать полностью
89

Глухая музыка, предисловие

Привет! Я - слабослышащая, которая любит музыку, и взаимно: играю на нескольких музыкальных инструментах, пою, пишу своё, делаю аранжировки, и я хочу вам рассказать об особенностях восприятия музыки при сниженном слухе и при кохлеарной имплантации, как преодолевать сопутствующие трудности, тренировать свое восприятие, ну и просто о забавных моментах, которые происходят в жизни из-за тугоухости. Это будет полезно тем, у кого снижен слух, очень полезно слышащим (пока еще слышащим, правда, ребята!) музыкантам, использующим в работе усиление, тем, кто хочет знать, как поберечь свои уши, ну и всем, кому просто интересно "а как это".

Я достаточно много времени потратила на поиск информации о проблемах со слухом именно в плоскости восприятия музыки, а не речи, и результат меня очень сильно расстроил - в основном современная реабилитация заточена именно на речь, будет ли пациент спосособен различать музыку, а уж тем более создавать ее, никого особо не волнует. Подвижки, конечно, есть, но минимальные. А ведь для музыканта потерять способность слышать - примерно то же самое, что для балерины лишиться ноги. В общем и целом ты вроде бы жив, но есть скребущее ощущение, будто всю твою жизнь выбросили в мусорное ведро.

У меня двухсторонняя нейросенсорная тугоухость, на левом ухе 4 степень, на правом - третья, поэтому мой личный опыт будет связан именно с этим видом потери слуха. Так же я в будущем намерена сделать кохлеарную имплантацию, так как мое нарушение слуха прогрессирующее, и полная глухота - вопрос времени. Поэтому я ищу информацию и статьи о кохлеарной имплантации и музыке, встречаюсь со специалистами, ищу исследования. Этим я тоже хочу поделиться.

Общая цель этих постов - просветительская, чтобы те, кто будет задаваться теми же вопросами после меня, при помощи гугла и чьей-то матери смогли гораздо быстрее найти ответы на свои вопросы. Чтобы легче было искать все это, дала название "Глухая музыка", и я решила писать сразу в нескольких местах, чтобы облегчить поиск. В данный момент публикации делаются на пикабу, в вк и в телеграме. Специально подписываться никуда не нужно, статьи везде будут абсолютно одинаковыми, единственная разница - в телеге можно будет послушать еще и аудиозаписи, сделанные мной, чтобы оценить самим, насколько все хорошо/плохо для музыканта без ушей.

Почему только в телеге - потому что очень не хочется разбираться с нарушением авторских прав, если какой-нибудь наш или забугорный артист вдруг оскорбится, что полуглухая барышня посмела спеть кавер на их песни. Раньше был ютуб, где правообладатель сам заявлял о правах, и все были счастливы. Где сейчас публиковать кавера - я вообще хз. Кстати, у кого есть опыт в этой области, буду рада, если поделитесь. Потому как в соцсетях и на пикабу очень много каверов, и просто используют чужую музыку где попало, но если почитать, что в законе написано, это все ата-та, и можно по жопе наполучать...

Это было предисловие к серии статей. В следующих раз расскажу о неожиданных курьезах и происшествиях, которые происходят со мной из-за сниженного слуха.

Ссылки на другие места, где теперь есть глухая музыка:
Вк https://vk.com/deaf_singer
Телега https://t.me/gluh_music

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!