Серия «Духовность»

Что я осознал после курса медитаций випассана

Как правило, практически в любом вопросе всё упирается в эго. Когда вы даёте ответ, либо сами задаёте вопрос, либо ставите цели, важно убедиться, что это не эго руководит вами.

Там, где есть любовь и сострадание, не нужно понимание.

У психики, как и у тела тоже есть "мышцы": их нужно тренировать силой воли, чтобы уметь быть в равновесии — в состоянии "здесь и сейчас". В нём нет кармы.

Услышьте красивую, нежную мелодию. А теперь представьте, как вы включили электрический чайник полный воды. Слышите? Колокольчик мелодии, свечка гармонии — они звучат, тлеют, но из-за чайника почти ничего непонятно, что происходит, уловить трудно. Чайник — это наш ум. И он полон воды — оценочных суждений о событиях в прошлом и о планах на будущее.

Быть в миру, но быть не от мира сего — это духовное мастерство бодхисаттвы. Жизнь на земле — это время для мощной трансформации, для возвышения. Посмотрите, с чем мы сюда пришли из прошлого. А что мы заберём отсюда, с собой, и кем мы отсюда уйдём в наше духовное будущее?

Любая духовная практика, религия, учение направлены на то, чтобы сделать для вас однозначным правилом никого никогда не судить, ничего никогда не оценивать — ни поступки, ни события, ни даже ощущения в своём теле, ни поток своих мыслей. Если ваша духовная практика даёт вам такую основу, значит, вы на верном пути. Практика, религия, молитва — всё что угодно: всё измеряется пониманием абсолютной любви, уравновешенности ума и принятия всего.

Очень легко забывается, что всё временно. Когда приходят трудности, даже при подъёме в гору, который мы выбрали сами, не то что бы в обстоятельствах для нас неожиданных (а они все неожиданны в той или иной мере). Как легко уводит ум в свою игру, и как смешно потом срывать маски.

В каком же удивительном мире мы живём. Какая честь быть здесь. Очереди душ выстраиваются, чтобы сюда попасть. А кто-то наоборот, не хочет, вымотан после прошлых. А мы сегодня здесь, у каждого есть возможность для трансформации, и это — счастье.

Продолжение следует.

Что я осознал после курса медитаций випассана
Показать полностью 1
3

Как классно изучать культуру малых народов родины

Будучи, или, точнее, осознавая себя евреем (можно носить еврейскую или армянскую фамилию или даже знать что-то из языка, но при этом не осознавать себя представителем этого народа), всегда интересовался народами. Приезжая куда-то, я всегда старался хотя бы 3—5 слов уметь сказать на местном языке. Изучал фольклор, музыку, песни, сказки, которые известны в среде носителей данной культуры.

Особенными для меня народами стали армяне и адыги, по каким-то причинам. Однако, если присмотреться, евреев, армян и адыгов многое объединяет. Я свободно пишу, говорю и читаю на армянском языке, сейчас постигаю адыгский (язык черкесов).

Безусловно, язык — это ключ к душе народа. И к своей. Однако, я вижу, что, скажем, о черкесах в России почти ничего неизвестно. Как будто и не было на черноморском побережье нынешней России, в Краснодарском крае, огромного адыгского царства. Туапсэ — это «две реки» на адыгском, а Сочи — это Щыуачэ (берег моря). Жители Краснодарского края, ну и само собой — Кабарды, не дадут соврать, что огромное количество топонимов так и остались на адыгском языке. Названия есть, а информации о народе почти нигде нет. Как же так?

Изучая быт, культуру и музыку разных народов — и тех, что тебя окружают, и тех, что живут где-то далеко, но тоже вносят свой духовный и материальный вклад в развитие твоей родины — ты обогащаешь прежде всего самого себя, понимание своего родного языка и осознаёшь себя носителем своей уникальной культуры.

В СССР наследие многих малых народов намеренно замалчивалось, если не уничтожалось целенаправленно (чеченские архивы, наследие адыгов, идиш — язык европейских евреев, памятники холокосту и т. п.). И если какие-то народы действительно очень малы — взять, скажем, чуть ли не исчезающие народы и языки Карелии (карелы, вепсы) или вологодской области (чудь, водь), или многочисленные народы Дагестана (лакцы, ногайцы, табасаранцы, даргинцы), то адыги — это, в общем-то, костяк всего Северного Кавказа, носители древнейшей культуры, уходящей корнями в предшествующую эру, языка адыго-абхазской группы, не имеющего практически ничего схожего ни с какими другими, наследники традиции Хабзэ («языка мироздания/космоса»), которая чем-то напоминает древнюю традицию и славян, и буддистов, и индийских Вед, и дохристианской Армении.

Я счастлив что связал свою жизнь в том числе и с глубоким познанием этих народов, чего и вам рекомендую: узнавать больше о тех, кто среди вас — откроете много интересного и о себе!

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!