Простите, Юрий Васильевич!
Сегодня столетие Юрия Васильевича Бондарева. Великого русского писателя, солдата, офицера, артиллериста. Одного из сильнейших мировых (именно мировых!) баталистов.
Участник Великой Отечественной войны. Капитан, командир батареи. Учился в школе, летом 1941 года комсомолец Бондарев сооружал оборонительные укрепления под Смоленском, после 10 класса отправился в пехотное училище, в октябре 1942 года был направлен под Сталинград. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир. Две медали "За отвагу", с 1944 года член ВКП(б).
После войны занялся литературой. Проза Бондарева - это великая проза.
Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента.
Правда о войне - это ведь не только боевые действия. Для Бондарева это простая человеческая порядочность в экстремальных условиях. Например, отсутствие пошлости и грубости - невозможность молодому офицеру тыкать пожилому солдату. Все это имело для Бондарева огромную цену. Вопросы нравственности всегда были для него важнее даже правды войны. Для него было важно верить, что "любовь сильнее ненависти", а интеллигентный человек и под пулями и снарядами не изменится и останется интеллигентом.
Это и есть основа всех произведений Бондарева, самого главного писателя "лейтенантской" прозы.
Стал Героем Социалистического Труда, Бондарев — кавалер двух орденов Ленина, да и многих других наград не счесть. С 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР. Мы помним его по экранизированным повестям "Батальоны просят огня", "Горячий снег", "Тишина", "Берег" и многим другим произведениям. Бондарев был одним из авторов сценария киноэпопеи о Великой Отечественной войне "Освобождение". Это образ его капитана Цветаева из "Батальоны просят огня" воплотил в фильме Николай Олялин.
Командир батареи капитан Цветаев в "Освобождении" — сильнейший образ в кино. А по-сути, это сам Бондарев — тоже капитан, тоже командир батареи. И тоже — две медали "За отвагу"
Перестройку Бондарев не принял. Подписывал Письмо советских писателей об антисоветской деятельности Солженицына и Сахарова. В 1988 году он сравнил горбачевскую перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Отказался от участия в составе Пен-центра. Выступал против преобразования Союза писателей СССР в Содружество Союзов и сжег чучело Евтушенко в знак протеста. В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя президента России, в которой указал: "Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны".
И вот сегодня - 100-летие со дня рождения писателя. Казалось бы, это должен был быть государственный праздник, государственная дата. Но - нет. Ни торжеств, ни памятника, ни мемориальной доски, ни традиционного концерта на Первом канале. Ни по одному телеканалу не покажут даже фильмов по его произведениям - ни 1, ни Россия. Даже Звезда - нет.
Простите, Юрий Васильевич. Мы - помним.






